0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия, когда и как праздновать

Содержание

День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2020 года

Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.

Суть празднования

Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.

  • Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
  • Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
  • Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
  • После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
  • В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева.
  • В день Великого Василия садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.

На заметку! Православные именины Василия Великого чрезвычайно напоминают рождественские коляды. 14 января также ходили по гостям и собирали различную снедь.

Особенности богослужения

Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.

  • Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
  • Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
  • Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
  • Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.

День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.

Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.

Читайте о святом:

Жизнеописание Василия Великого

Преподобный святитель обрел жизнь в 330 г. в Кесарии, городе Каппадокии. Родители Василия прославились ревностным служением христианству, они имели знатное происхождение. Дед и бабушка будущего святого испытали гонения со стороны императора Диоклетиана, а его дядюшка и двое кровных братьев служили епископами.

Василий получил лучшее образование, обучаясь в Кесарии и столице Византии, Константинополе. В Афинах молодой человек счастливым образом подружился с известным монахом Григорием Богословом, одним из Отцов Церкви.

  • Вернувшись в родные места, святитель занялся светскими деяниями. Однако по научению его сестры, которую звали Макрина, Василий приобрел вкус к аскетизму, покинул город и поселился в Понте, на побережье Черного моря. В середине IV столетия преподобный вознамерился совершить продолжительное путешествие по близлежащим монастырям, а в 360 г. он сопровождал епископов из Каппадокии на константинопольский синод.
  • Перед кончиной главы кесарийской церкви Василия рукоположили в пресвитеры. Святитель стал советником Евсевия, нового епископа. Однако последний не разделял строгого аскетического мировоззрения Василия на жизнь, поэтому преподобный удалился в безлюдную пустыню в надежде наладить монашеское существование.
  • Святитель привлек в свой приход Григория Богослова. Вместе они дали клятву жить в абсолютном воздержании: простой дом их не имел кровли, питались они очень скудно. Святители самостоятельно занимались посадкой деревьев, возили тяжести, рыли ямы и обтесывали камни. Василий носил только срачицу (рубашку) и простую мантию. Святые усиленно изучали Писания и работали над сборником нравственности. Своим примером преподобный Василий привлек в свою обитель множество истинных христиан. Вскоре на этом месте образовались монастыри.
  • В 365 г. святитель возвратился в родной город, чтобы вести борьбу против арианской ереси, которая распространилась по пришествии на трон императора Валента. Последний, узнав о противостоянии со стороны авторитетного священника, разделил Каппадокию на две части, что снизило влияние Василия.
  • Валент погиб в 378 году, а святитель, подорвавший здоровье строгим аскетизмом, отошел в мир иной спустя 12 месяцев. Незадолго, перед смертью, он передал право правления Константинопольской кафедрой своему другу Григорию Богослову. Церковь установила торжественно чтить память преподобного, ушедшего в день празднования Обрезания Господня.

На заметку! За выдающиеся заслуги перед христианской церковью святитель был назван Великим. Князь Владимир возвел несколько храмов в его честь. Многие правители получали имя Василий при Крещении. Части его мощей располагаются на Афоне и в Иерусалиме.

Иконография

На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.

  • На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
  • В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Иоанн Златоуст).
  • На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
  • В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.

Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.

Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.

Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

свя­щен­ник Феодор Людо­гов­ский

В наши дни (и это уже мно­го­ве­ко­вая прак­тика) может слу­житься одна из трех литур­гий: свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Васи­лия Вели­кого и свт. Гри­го­рия Двое­слова. Есть дни, когда литур­гии вовсе быть не должно.

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста слу­жится, так ска­зать, по умол­ча­нию, вне особых усло­вий.

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется 10 раз в году: в рож­де­ствен­ский и кре­щен­ский сочель­ники, в день памяти самого свя­ти­теля, в вос­кре­се­нья Вели­кого поста (с 1 по 5‑е), а также в Вели­кий Чет­верг и в Вели­кую суб­боту.

Литур­гия свт. Гри­го­рия Двое­слова (литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров) – это не вполне литур­гия: на ней не про­ис­хо­дит освя­ще­ния Даров. Фак­ти­че­ски это вечерня, на кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние. Слу­жится она по средам и пят­ни­цам Вели­кого поста (на 5‑й сед­мице – еще и в чет­верг), а также в первые три дня Страст­ной сед­мицы. Кроме того, она совер­ша­ется также в тех слу­чаях, когда празд­ник 1‑го и 2‑го обре­те­ния главы Иоанна Пред­течи (24 фев­раля по цер­ков­ному кален­дарю) и память 40 муче­ни­ков Сева­стий­ских (9 марта) при­хо­дится на поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг (за исклю­че­нием 1‑й сед­мицы поста); было бы логично рас­про­стра­нить это пра­вило на память свт. Гри­го­рия Двое­слова (12 марта), однако обычно этого не про­ис­хо­дит.

Нако­нец, литур­гия не совер­ша­ется в среду и пят­ницу Сырной сед­мицы, в Вели­кую пят­ницу, а также в пят­ницу, пред­ше­ству­ю­щую празд­ни­кам Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния в том случае, если эти празд­ники при­хо­дятся на вос­кре­се­нье или поне­дель­ник (а их сочель­ники, соот­вет­ственно, – на суб­боту или вос­кре­се­нье).

Отно­си­тельно кану­нов тех вели­чай­ших празд­ни­ков (Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства Хри­стова) сле­дует заме­тить, что литур­гия, кото­рая совер­ша­ется в эти дни, соеди­ня­ется с вечер­ней: сна­чала слу­жится вечерня, кото­рая затем пере­хо­дит в литур­гию свт. Васи­лия Вели­кого (и по уставу, во всех трех слу­чаях эта служба должна иметь место во второй поло­вине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечерни, можно ска­зать, что литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого, совер­ша­е­мая в канун Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства, отно­сится уже к самому празд­нику. Точнее, это первая празд­нич­ная литур­гия – а вторая слу­жится утром, и это литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста. Да, обще­из­вестно, что двух литур­гий в одни день быть не может, но именно так среди других дней цер­ков­ного года выде­лены три этих празд­ника.

Итак, у нас есть две «полные» литур­гии, т. е. такие литур­гии, на кото­рых совер­ша­ется освя­ще­ние Даров. Прежде всего надо ска­зать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древ­ней Церкви было много чинов литур­гии – и отли­ча­лись они друг от друга весьма суще­ственно. На фоне этих раз­ли­чий после­до­ва­ния Зла­то­уста и кап­па­до­кий­ского свя­ти­теля – почти близ­нецы. С точки зрения нынеш­них мирян, сто­я­щих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслу­ши­ва­ю­щихся и вду­мы­ва­ю­щихся в службу, глав­ное отли­чие редкой литур­гии свт. Васи­лия Вели­кого от более «обы­ден­ной» Зла­то­усто­вой в том, что на послед­ней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе раду­ется…». Ну и прочие пес­но­пе­ния испол­ня­ются в разной манере: на литур­гии свя­ти­теля Васи­лия они звучат более про­тяжно.

Но неужто к этому сво­дятся все отли­чия, неужели из-за этого в цер­ков­ном кален­даре всякий раз отме­ча­ется, что в такой-то день совер­ша­ется именно литур­гия Васи­лия Вели­кого? Конечно, нет. Литур­гия – это не только общая молитва, и уж совер­шенно точно – не одни лишь кра­си­вые пес­но­пе­ния. Литур­гия – это служба, на кото­рой Хри­стос вновь и вновь при­но­сит Себя в жертву; это служба-бла­го­да­ре­ние (евха­ри­стия) – наше бла­го­да­ре­ние за спа­се­ние, даро­ван­ное нам Хри­стом. И сре­до­то­чие литур­гии – евха­ри­сти­че­ские молитвы, кото­рые свя­щен­ник читает после пения Сим­вола веры. К вели­чай­шему сожа­ле­нию и, без пре­уве­ли­че­ния, к нашей беде, эти молитвы послед­ние пол­торы тысячи лет чита­ются свя­щен­ни­ком «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, впол­го­лоса). Между тем именно в этих молит­вах и содер­жится всё бого­сло­вие литур­гии. На деле же миряне вынуж­дены доволь­ство­ваться обрыв­ками этих молитв – при­част­ными обо­ро­тами и при­да­точ­ными пред­ло­же­ни­ями.

Если вер­нуться к вопросу, кото­рый мы задали вна­чале – чем одна литур­гия отли­ча­ется от другой? – то ответ должен быть таким: они отли­ча­ются своими евха­ри­сти­че­скими молит­вами. В литур­гии свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого эти молитвы гораздо более про­странны (именно поэтому и пес­но­пе­ния этой литур­гии более про­тяжны – хор должен «запол­нить паузу», воз­ни­ка­ю­щую во время без­молв­ного чтения молитв). Соб­ственно говоря, Зла­то­устова литур­гия, как при­нято счи­тать, пред­став­ляет собой сокра­ще­ние литур­гии Васи­ли­е­вой.

При­ве­дем в каче­стве при­мера хотя бы первую из евха­ри­сти­че­ских молитв (в учеб­ни­ках она назы­ва­ется prefatio – вступ­ле­ние) и непо­сред­ственно свя­зан­ное с ней пес­но­пе­ние «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в рус­ском пере­воде иером. Амвро­сия (Тим­рота).

Читать еще:  Праздник Воздвижения креста Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого

Свя­щен­ник (тайно):

Достойно и пра­ведно Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебя вос­хва­лять, Тебя бла­го­да­рить, Тебе покло­няться на всяком месте вла­ды­че­ства Твоего, ибо Ты – Бог неиз­ре­чен­ный, непо­зна­ва­е­мый, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, вечно суще­ству­ю­щий, так же суще­ству­ю­щий, Ты и еди­но­род­ный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небы­тия в бытие нас привел, и отпад­ших вос­ста­вил снова, и неот­ступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даро­вал нам Цар­ство Твое буду­щее. За все это бла­го­да­рим Тебя, и еди­но­род­ного Твоего Сына и Духа Твоего Свя­того, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неве­до­мые бла­го­де­я­ния, совер­шив­ши­еся для нас. Бла­го­да­рим Тебя и за это общее слу­же­ние, кото­рое Ты при­нять из рук наших бла­го­во­лил, хотя и пред­стоят Тебе тысячи Архан­ге­лов и мири­ады Анге­лов, Херу­вимы и Сера­фимы шести­кры­лые, мно­го­окие, вос­па­ря­ю­щие, окры­лен­ные…

Сущий, Вла­дыка Гос­поди, Боже Отче Все­дер­жи­тель, покло­ня­е­мый! Поис­тине достойно и спра­вед­ливо и сооб­разно вели­ко­ле­пию свя­то­сти Твоей Тебя хва­лить, Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебе покло­няться, Тебя бла­го­да­рить, Тебя сла­вить, еди­ного истинно суще­ству­ю­щего Бога, и Тебе при­но­сить с серд­цем сокру­шен­ным и духом сми­ре­ния это сло­вес­ное слу­же­ние наше, ибо Ты даро­вал нам позна­ние Твоей истины. И кто спо­со­бен изречь могу­ще­ство Твое, сде­лать извест­ными все хвалы Твои, или пове­дать о всех чуде­сах Твоих во всякое время? Вла­дыка всех, Гос­поди неба и земли и всего тво­ре­ния, как види­мого, так и неви­ди­мого, сидя­щий на пре­столе славы и взи­ра­ю­щий на бездны, без­на­чаль­ный, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, неопи­су­е­мый, неиз­мен­ный, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, вели­кого Бога и Спа­си­теля, надежды нашей, Кото­рый есть образ Твоей бла­го­сти, печать рав­но­об­раз­ная, в Самом Себе пока­зы­ва­ю­щий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истин­ный, пред­веч­ная пре­муд­рость, жизнь, освя­ще­ние, сила, свет истин­ный, чрез Кото­рого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усы­нов­ле­ния, залог буду­щего насле­дия, нача­ток вечных благ, живо­тво­ря­щая сила, источ­ник освя­ще­ния, Кото­рым укреп­ля­ясь все тво­ре­ние и сло­вес­ное, и разум­ное Тебе служит и Тебе вос­сы­лает вечное сла­во­сло­вие; ибо все под­чи­нено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архан­гелы, Пре­столы, Гос­под­ства, Началь­ства, Власти, Силы и мно­го­окие Херу­вимы; пред Тобою вокруг стоят Сера­фимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у дру­гого, и двумя они покры­вают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взы­вают друг к другу не умол­ка­ю­щими устами и в непре­стан­ных сла­во­сло­виях…

Вслух:

…побед­ную песнь поющие, взы­ва­ю­щие, вос­кли­ца­ю­щие и гово­ря­щие:

Хор:

«Свят, свят, свят Гос­подь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне!
Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евха­ри­сти­че­ских молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они про­из­но­сятся не от лица одного лишь свя­щен­ника, но от имени всех хри­стиан, всей общины – поэтому наше уча­стие в литур­гии оста­ется непол­но­цен­ным, если мы не слышим самого глав­ного. Дождемся ли мы в обо­зри­мом буду­щем глас­ного чтения евха­ри­сти­че­ских молитв – вопрос откры­тый. Но ничто не мешает миря­нину уже сейчас найти в интер­нете полный текст обеих литур­гий, про­честь все молитвы, вду­маться в них, про­чи­тать ком­мен­та­рии.

Дума­ется, если бы все наши при­хо­жане были бы зна­комы с молит­вами литур­гии – и св. Иоанна Зла­то­уста, и св. Васи­лия Вели­кого – то в голо­вах бы было гораздо меньше всяких суе­ве­рий, пред­рас­суд­ков и прочих дале­ких от Еван­ге­лия пред­став­ле­ний о вере и спа­се­нии.

Литургия. 4 основных чинопоследования

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.

Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.

Литургия Иоанна Златоуста

Составитель чинопоследования: святитель Иоанн Златоуст.

Совершается: в течение всего года, если устав не предписывает другое.

Литургия Василия Великого

Составитель чинопоследования: святитель Василий Великий.

Совершается: десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.

Особенность: молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.

Литургия Преждеосвященных даров

Составитель чинопоследования: святитель Григорий Двоеслов.

Совершается: только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Особенность: литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

Литургия апостола Иакова

Составитель чинопоследования: Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.

Совершается: по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.

Особенность: традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова. В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча…»

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Литургия Василия Великого

Литурги́я Васи́лия Вели́кого (греч. Θεία Λειτουργία του Μεγάλου Βασιλείου ) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается только десять раз в году. Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

Содержание

Дни совершения

Литургия Василия Великого совершается в православной церкви 10 раз в году:

  • в день памяти Василия Великого 1 (14) января;
  • в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения(рис. 1а) или в сами эти праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье (рис. 1б,в);
  • в 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста;
  • в Великие четверг и субботу (на Страстной седмице).

Отличия чина литургии

Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:

  • на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
  • молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза [1] ;
  • песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
  • во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» перед возгласами «…приимите, ядите» и «…пийте от нея вси»;
  • вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.

Уставные особенности

  1. В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
    • в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
    • в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня…»;
    • в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати…».
  2. Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
  3. В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.

Примечания

  1. Несколько молитв здесь немного короче молитв литургии Иоанна Златоуста, например, молитвы об оглашенных и о верных.

Литература

  • Георгиевский, Алексей Иванович Чинопоследование Божественной литургии. — М .: Издательство Московской патриархии, 1951.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М .: Даръ, 2005.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Параоа
  • Пинаки

Полезное

Смотреть что такое «Литургия Василия Великого» в других словарях:

ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО — ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (наряду с Литургией Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах,… … Энциклопедический словарь

Литургия Василия Великого — … Орфографический словарь русского языка

ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА — ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение))(наряду с Литургией Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах,… … Энциклопедический словарь

Литургия апостола Иакова — Литургия апостола Иакова чин Литургии Иерусалимского типа, по преданию составленный апостолом от 70 ти Иаковом, братом Господним. Совершается в некоторых Православных Церквях и в некоторых епархиях РПЦ один или несколько раз в год 5… … Википедия

Литургия преждеосвященных даров — (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων; также литургия Григория Двоеслова) литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или… … Википедия

ЛИТУРГИЯ (богослужение) — ЛИТУРГИЯ (греч. «leiturgia», от «leos» «народ» и «ergon» «дело, служение»; «служение народа», «служение от лица народа» или «служение для народа»): 1) Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и … Энциклопедический словарь

Литургия верных — Литургия верных третья часть литургии византийского обряда. Получила свое название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия,… … Википедия

Литургия — главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, в настоящее время принято служить три различных чинопоследования: литургию Иоанна Златоуста,… … Православная энциклопедия

Литургия — У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, X … Википедия

Литургия Света — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия

Обрезание Господне: традиции, история и смысл христианского праздника

Несмотря на то что Обрезание Господне не относится к двунадесятым — самым главным — праздникам, православные верующие придают ему большое значение. ТАСС рассказывает о событии, его исторической роли и о том, какие тайные смыслы скрыты в нем для христиан.

История праздника

У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка «Божьим», а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребенка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». По сути, Обрезание — это именины Спасителя.

Факт обрезания Христа в I веке н.э. являлся одним из доказательств для верующих людей, что Он был реальным, осязаемым человеком с плотью и кровью, то есть был истинно воплощенным.

Читать еще:  День Иверской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл, когда и как праздновать

В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова — 14 января по новому стилю.

Обрезание сегодня — традиция иудаизма. Какой смысл она имеет для христиан?

У праздника есть скрытые смыслы и символы. Апостол Павел в своем Послании к колоссянам говорил, что плотское обрезание иудеев у христиан заменено обрезанием духовным: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

Обрезание — это символ ограничения, удаления. Так, Господь принял обрезание, подчинившись Закону, что символизирует смирение и необходимость следования законам Церкви и христианским заповедям. Еще один смысл — это «обрезание» греховных страстей.

Как празднуют Обрезание Господне?

Праздник Обрезания несколько теряется между двумя великими, двунадесятыми праздниками Рождества и Крещения Господня, поэтому отмечается не так пышно. В православных храмах после литургии служится молебен о Новолетии.

По старому стилю празднование выпадало на 1 января, то есть после переноса Петром I Нового года с сентября на январь оно совпало с празднованием Новолетия. В Малороссии накануне 1 января было принято «щедровать»: ходить по деревне под окнами, петь «щедривки» — «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!» — и получать за это съестные подарки.

В Центральной России и на Русском Севере канун праздника называли Васильевым вечером — в честь приближающегося дня памяти святого Василия Великого, подвижника, богослова, философа, написавшего текст одной из главных христианских молитв — Символа веры. Этот святой, прославившийся при жизни заботой о неимущих и обездоленных, стал в этой стране прообразом Деда Мороза: именно от святого Василия дети получают подарки в Новый Год.

Карина Салтыкова

День памяти святителя Василия Великого 2022

Святые покровители

В январе 5 дней, когда отмечают имени мужчины и мальчики с именем Василий. 5, 8, 14, 15, 20 числа день почитания Василия:

  • священнослужителя Архангельского;
  • мученика Петрова;
  • Кесарийского Архиепископа;
  • мученика Анкирского;
  • иерея Витевского;
  • Спасского великомученика.

Каждый из этих святых послужил Богу своим даром.

В народе более известен архиепископ Василий Кесарийский. Он родился в христианской богатой семье в 4 веке, получил достойное образование, был учеником Григория Богослова. Несмотря на то, что сам подвижник принял крещение в зрелом возрасте, в посланиях он призывает не откладывать важное в жизни решение на долгое время.


Икона святителя Василия Великого

Будучи зрелым христианином, раздает все имущество и удаляется в пустыню, где много постится и молится, принимая подражателей и посетителей. В послушании оставляет полюбившееся ему уединение. Принимает рукоположение в пресвитеры и начинает вести борьбу за чистоту христианской веры.

В период арианства занял кафедру и столкнулся с гонениями со стороны самого императора. Великий богослов, исследователь Святого Писания оставил потомкам понятие Святого Духа. Из-под его пера вышел чин Божественной Литургии.

Февральские именинники 12, 14, 15, 17, 19, 22, 23, 23, 26 числа имеют покровителей с именем Василий: Кесарийский, епископ Зеленский, священнослужитель Горбачев, Новгородский, иерей Надеждинский, Иванов.

Март особенно богат на малые именины:3, 5, 13, 14, 17, 20, 24 числа поминают князя Ростовского, епископа Декаполита, мученика Никитского, преподобного Мирожского, исповедника Малахова и херсонского священнослужителя.

Самым известным из мартовских Ангелов-хранителей является князь Василий Ростовский. Правнук Юрия Долгорукого, внук Всеволода Большое гнездо, был верным поклонником православной веры, с мечом в руках боронил русскую землю от татарских поганцев. В бою попал в плен, отказался принять мусульманство, перенес страшные пытки и был изрублен, сохранив верность государству и вере.

В апреле Василий имеет 6 ангелов-покровителей, 2, 4, 5, 8, 10, 25 числа в лице: протоиерея Малинина, епископа Парийского, исповедника Константинопольского, мученика Мангазейского, епископа Коклина, Анкирского, священномученика Соколова.


Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец

У Прокопия Декаполита был сподвижник Василий Константинопольский исповедник, монах, который не оставил учителя во время гонений императора Льва Исавра, до смерти просидел в тюрьме.

Майские именинники могут принимать поздравления 1, 8, 9, 12, 13, 19, 22, 23, 26, 31 числа.

Самый известный среди майских святых епископ Василий Амасийский, который за верность христианству был обезглавлен, голова и тело его были брошены в море, но по молитвам верных друзей во имя Бога были выловлены рыбаками, и в момент обретения срослись. Погребен в Амасии.

В июне, 1, 6, 12, 14, 20, 21, 23 числа можно идти в гости и поздравлять с малыми именинами друзей по имени Василий, если его Ангела приходится на другой месяц. На охране подопечных стоят святые по имени Василий, среди нельзя не помянуть иерея Иванова, мученика Мангазейского, исповедника Смоленского, епископа Преображенского, мученика Победоносцева, епископа Рязанцева.

Нашли защиту Василии в лице священномученика Смирнова, иерея Крылова, преподобного Паталарска, иерея Милицина, диакона Глубокоречивого, священника Ситника, преподобного Македонского, мученика и Афинянина и Владимира Великого, крещеного с именем Василий.

Конец лета, август 10, 13, 15, 20, 24, 25, 26, 27 венчают памятью о Василиях: священномученике Эрекаеве, исповеднике Преображенском, Преподобном Блаженном, протоиерее Аменицком, священномученике Печерском, иерее Инфатьеве, мученике Александрине, епископе Богоявленском.

7 раз поминаются в сентябре Василии, 4, 10, 15, 16, 17, 20, 22, 23 числа чтится память мученика Смирнова, иереев Сокольского, Зеленского, Красивского, Калмыкова, священномучеников Ежова и Шикалова, иерея Малинина и священномученика Максимова.

Октябрьские именины Василия 3, 4, 7, 13, 15, 17, 21, 23 октября, это имя прославлено Кондратьевым, иереем Крымкиным, диаконом Воскресенским, иереями Виноградовым и Гурьевым, священномучениками Казанским и Цветковым, игуменом Озерецким, преподобным Вассианом и князем Брянским.


Святой Василий Острожский

10 раз можно поздравлять Василиев в ноябре 3, 4, 7, 13, 15, 17, 21, 23 числа, поминая священномучеников Козыпева и Никольского, мученика Богоявленского, иерея Колокова, священномучеников Архангельского и Покровского, мучеников Крылова и красного, протоиерея Никольского, свм Лихарева и иерея Соколова.

В завершении года 3, 5, 8, 9, 10, 17, 20, 22, 26 декабря почитаются протоиерей Агафоников, мученики Студницкий, Завгородний, Кашин, Мирожин, Ягодин, Покровский и Виноградов.

Именины Василия в 2021 по церковному календарю

  • 5 Января Василий Спасский, священномученик, иерей
  • 8 Января Василий Мазуренко, преподобномученик, иеромонах
  • 14 Января Василий Витевский, священномученик, иерей
  • 15 Января Василий Петров, мученик
  • 15 Января Василий Петров, мученик
  • 20 Января Василий Архангельский, священномученик, иерей
  • 12 Февраля Василий Великий, архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 3 святителя
  • 14 Февраля Василий, исповедник, епископ, Солунский
  • 15 Февраля Василий Залесский, священномученик, протоиерей
  • 17 Февраля Василий Иванов, мученик
  • 19 Февраля Василий Надеждин, священномученик, иерей
  • 22 Февраля Василий Измайлов, священномученик, протоиерей
  • 23 Февраля Василий, архиепископ, Новгородский
  • 26 Февраля Василий Триумфов, священномученик, иерей
  • 3 Марта Василий, епископ
  • 5 Марта Василий Валаамский, преподобномученик
  • 13 Марта Василий Декаполит, исповедник
  • 14 Марта Василий Архипов, мученик
  • 17 Марта Василий (Василько) Ростовский, мученик, князь
  • 20 Марта Василий Херсонесский, священномученик, епископ
  • 24 Марта Василий Малахов, исповедник, иерей
  • 2 Апреля Василий Соколов, священномученик, протодиакон
  • 4 Апреля Василий Анкирский, священномученик, пресвитер; Василий Зеленцов, священномученик, епископ, Прилукский;
  • 5 Апреля Василий Коклин, священномученик, иерей
  • 8 Апреля Василий Новый Константинопольский, исповедник
  • 10 Апреля Василий Малинин, священномученик, протоиерей
  • 25 Апреля Василий Парийский, исповедник, епископ
  • 1 Мая Василий Ратишвили
  • 8 Мая Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский), преподобный
  • 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
  • 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
  • 12 Мая Василий Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит
  • 13 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ (Обретение мощей)
  • 19 Мая Василий, мученик
  • 22 Мая Василий Колосов, священномученик, иерей
  • 23 Мая Василий Мангазейский, мученик (Перенесение мощей)
  • 26 Мая Василий Соколов, священномученик, протоиерей
  • 31 Мая Василий Крылов, священномученик, иерей
  • 1 Июня Василий Иванов, священномученик, иерей
  • 6 Июня Василий Мангазейский, мученик (Явление мощей)
  • 12 Июня Василий Смоленский, священномученик, протоиерей
  • 14 Июня Василий Преображенский, священномученик, иерей
  • 20 Июня Василий Преображенский, епископ Кинешемский, исповедник (Иван.)
  • 21 Июня Василий Всеволодович Ярославский, князь (Обретение мощей)
  • 23 Июня Василий Победоносцев, священномученик, протоиерей
  • 1 Июля Василий Смирнов, священномученик, протоиерей
  • 5 Июля Василий, преподобный, игумен, Паталарский
  • 8 Июля Василий Милицын, священномученик, иерей
  • 11 Июля Василий Ситников, священномученик, диакон
  • 14 Июля Василий Глубокореченский, преподобный
  • 16 Июля Василий, архиепископ, Новгородский
  • 18 Июля Василий, мученик
  • 19 Июля Василий Афинянин, Аполлониадский (Македонский), мученик
  • 28 Июля Владимир (в крещении Василий), равноапостольный, великий князь
  • 10 Августа Василий Эрекаев, священномученик, иером
  • 13 Августа Василий Преображенский, исповедник, епископ, Кинешемский
  • 15 Августа Василий, мученик
  • 20 Августа Василий Аменицкий, священномученик, протоиерей
  • 24 Августа Василий Печерский, священномученик, иеромонах
  • 25 Августа Василий Инфантьев, священномученик, иерей
  • 26 Августа Василий Александрин, мученик
  • 27 Августа Василий Богоявленский, священномученик, архиепископ, Черниговский
  • 4 Сентября Василий Смирнов, священномученик, иерей
  • 10 Сентября Василий Сокольский, священномученик, иерей
  • 15 Сентября Василий Зеленский, священномученик, иерей
  • 16 Сентября Василий Красивский, священномученик, иерей
  • 17 Сентября Василий Ежов, мученик
  • 20 Сентября Василий Сунгуров, священномученик, иерей
  • 22 Сентября Василий Шикалов, мученик
  • 23 Сентября Василий Малинин, священномученик, иерей
  • 3 Октября Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский, преподобный, князь
  • 4 Октября Василий Кондратьев, мученик
  • 7 Октября Василий Воскресенский, священномученик, диакон
  • 13 Октября Василий Гурьев, священномученик, иерей
  • 15 Октября Василий Казанский, мученик
  • 17 Октября Василий Цветков, преподобномученик, архимандрит
  • 21 Октября Василий Озерецковский, священномученик, иерей
  • 3 Ноября Василий Козырев, священномученик, иерей
  • 4 Ноября Василий Богоявленский, священномученик, иерей
  • 8 Ноября Василий, мученик
  • 11 Ноября Василий, мученик
  • 13 Ноября Василий Архангельский, священномученик, протоиерей
  • 16 Ноября Василий Архангельский, священномученик, иерей
  • 19 Ноября Василий Крылов, священномученик, иерей
  • 20 Ноября Василий Краснов, священномученик, иерей
  • 27 Ноября Василий Никольский, священномученик, протоиерей
  • 29 Ноября Василий Соколов, священномученик, иерей
  • 3 Декабря Василий Канделябров, священномученик, иерей
  • 5 Декабря Василий Бова, священномученик, иерей
  • 8 Декабря Василий Парийский, священномученик, иерей
  • 9 Декабря Василий Агафоников, священномученик, протоиерей
  • 10 Декабря Василий Соколов, священномученик, протоиерей
  • 11 Декабря Василий, священномученик, диакон
  • 17 Декабря Василий Кашин, священномученик, диакон
  • 20 Декабря Василий Мирожин, священномученик, протоиерей
  • 22 Декабря Василий Ягодин, священномученик, протоиерей
  • 23 Декабря Вассиан (Василий) Константинопольский, чудотворец, преподобный, игумен
  • 26 Декабря Василий Покровский, священномученик, иерей
  • 28 Декабря Василий Виноградов, священномученик, иерей

Черты характера

С рождения Вася растет спокойным ребенком, он легко заводит друзей, дружба с некоторыми из них проходит через все жизнь. Друзья ценят его тактичность и умение улаживать конфликты.

В раннем возрасте Вася игнорирует девичьи компании, но, будучи юношей, старается привлечь их внимание, и небезуспешно, его природная харизма, чувств юмора и обаяние делают свое дело. Васю сложно назвать прилежным учеником из-за лени и отсутствия усидчивости, но амбициозность позволяет достигнуть профессиональных высот.

Достигая зрелого возраста, при отсутствии семьи может увлечься алкоголем. В качестве семьянина он однолюб, хотя при этом физический блуд не считает изменой, обожает детей, внуки для Василия предмет поклонения.

Празднование

День памяти святителя Василия Великого – большой праздник. Торжества начинались с вечера 13 января. Накрывался богатый стол со щедрой кутьей и жареным поросенком, приглашали гостей, просили прощения за нанесенные обиды. Дети и молодежь ходили по подворьям с колядками и щедровками.

14 января, после праздничной литургии, люди обменивались поздравлениями, встречались с родственниками. Мальчики ходили по домам «засевать» хлебными зернами, которые затем хозяйки собирали и хранили до посева. Парни засылали сватов.

В этот день садоводы просили у святого защиты сада от вредных насекомых и трясли плодовые деревья и кустарники, приговаривая, что так Василий вытрясет из них вредителей.

О Литургии святителя Василия Великого

В Православной Церкви в настоящее время употребляются две полных Литургии – святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. С именами этих святых связана в первую очередь анафора (от греч. ἀναφορά – возношение) той и другой Литургии. Анафора – главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или иногда довольно громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» – до возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», то есть во время Евхаристического канона, как сейчас в обиходе часто называют этот отрезок службы. Во время этой молитвы происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Собственно, говоря об особенностях Литургий святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, речь идет в первую очередь об анафоре и еще нескольких молитвах, так как в отношении обряда в целом различий очень мало.

Первое различие между двумя Литургиями, которое бросается в глаза, – это большая продолжительность и торжественность Литургии святителя Василия. Ее особый статус в богослужении виден из того, что, хотя в наши дни она положена всего десять раз в году, она совершается в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества до Пасхи. Этот период в «окаймлении» главных праздников христианского мира наиболее насыщен торжественными богослужениями, на него попадают еще четыре двунадесятых праздника, два древних поста – Великий и Рождественский – и Страстная седмица. Литургия святителя Василия совершается на вечерне древнейших праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (в наше время ассоциируется с Литургиями Сочельников и Великой субботы, а по сути относится к дням самих этих праздников); в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг – в самый день Тайной вечери и установления Таинства Евхаристии, – а также в день памяти самого святителя Василия 1/14 января, который совпадает с праздником Обрезания Господня.

Читать еще:  Великий пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Литургия святителя Василия известна не только в православном мире: ее анафора «(или явно – в одной из ее редакций, или неявно – в виде ее фрагментов, использованных в других анафорах) вошла в богослужебный обиход всех восточных Церквей, а после II Ватиканского собора – и в богослужение католиков западного обряда».

История и авторство Литургии

В церковной среде широко распространено мнение, согласно которому Литургия святителя Василия появилась в результате сокращения очень длинной Литургии апостола Иакова (якобы из милосердия, ради немощи и для облегчения молитвенного труда присутствующих), а Литургия святителя Иоанна Златоуста – это сокращенная Литургия святителя Василия. Такая теория излагалась в нескольких церковных сочинениях и особенно в древнейшем и авторитетнейшем трактате, который вплоть до XX века приписывался святителю Проклу Константинопольскому, ученику святителя Иоанна Златоуста. Однако в XX веке литургисту Ф. Леруа удалось убедительно доказать, что этот трактат является подделкой XVI века.

Так как же тогда на самом деле соотносятся между собой три наиболее известных в православном мире Литургии? Ответ на это постарались дать другие исследователи XX века. Начать следует с малоизвестного широкой публике факта: сохранились две основные редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная, – значительно отличающиеся друг от друга. Пространная – та, которая знакома всем нам, – совершается во всех Православных Церквах; существуют также ее армянские и сирийская версии. Краткая редакция, по-другому называемая египетской, является главной Литургией в Коптской Церкви; известны также ее греческая и эфиопская версии. Пространная редакция возникла на основе краткой в результате ее переработки и значительного дополнения.

В западной науке ХХ века бытовало мнение, что святитель Василий не был автором молитв Литургии и что он мог только отобрать известные и распространенные к тому времени евхаристические молитвы, изменить или пояснить в них некоторые выражения. Однако к настоящему времени рядом литургистов, путем тщательного текстологического анализа и сопоставления анафоры святителя Василия с другими его трудами, было убедительно доказано, что и краткая, и пространная ее редакции являются творением самого Великого святителя.

В то же время все они сходятся в том, что святитель Василий не мог совершенно оставить в стороне богослужебные тексты, которые были традиционными в Каппадокии ко времени его восшествия на кафедру. Скорее всего он коренным образом редактировал существовавший до него текст древней анафоры, предположительно традиционной анафоры Кесарии Каппадокийской, где был епископом, прибавив большие части молитвы, много богословских идей, новую богословскую терминологию и т.п..

Судя по отрывку из трактата святителя Василия «О Святом Духе», в его время не существовало твердой, письменно зафиксированной анафоры:

«Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения».

О литургической деятельности великого святителя с ясностью говорит надгробная речь, которую посвятил ему его друг святитель Григорий Назианзин. Перечисляя добродетели почившего, он упоминает «упорядочение молитв» или «составление последования молитв». Связь Литургии с именем святителя Василия в литературе можно проследить с V или VI века. Около 543 года Леонтий Византийский писал, что уже за век до этого в Константинопольской Церкви находились в использовании Литургия святителя Василия и Литургия Апостолов.

Кроме того, краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова, то есть соотношение между ними ровно противоположное, нежели обычно думают.

Краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова

Анафора Литургии святителя Иоанна Златоуста текстуально никак не выводима ни из той, ни из другой Литургии и представляет собой, по-видимому, плод независимой авторско-редакторской работы святителя Иоанна над древней анафорой Двенадцати апостолов, которая сохранялась в Антиохийской Церкви.

Интересно отметить, что в служебниках до X века Литургия святителя Василия находилась перед Литургией святителя Иоанна Златоуста – в отличие от более поздних и современных служебников, где первой идет Литургия Златоуста. Это указывает на то, что Литургия святителя Василия была основной Литургией в Константинополе в доиконоборческую эпоху – качественно (употреблялась для более торжественного богослужения по воскресеньям и в важнейшие дни года) и, быть может, количественно (то есть ее служили чаще, чем Литургию святителя Иоанна), хотя последнее остается догадкой. По некоторым признакам можно предположить, что она обладала почти полной монополией на время пасхального цикла (Великий пост, Пасха и Пятидесятница), а Литургию святителя Иоанна служили по праздникам святых и в период от Пятидесятницы до Рождества. Отголоски такого положения дел, возможно, мы видим и в нынешнем распределении этих двух Литургий.

Причины изменения статуса двух Литургий после IX–XI веков доподлинно неизвестны. Возможно, это произошло как раз из-за краткости Литургии святителя Иоанна Златоуста на фоне «распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения Литургии».

Богословское содержание анафоры

Если давать краткое определение анафоре, то можно охарактеризовать ее как молитву

  • благодарения Богу,
  • воспоминания Его благодеяний человеку, в том числе Искупления и дарования Евхаристии,
  • прошения освятить Дары и причащающихся,
  • ходатайства Богу за разных людей.

Анафора святителя Василия «отличается богословской точностью и глубиной, которые сочетаются с литературным изяществом и со стройностью текста в целом». Она намного длиннее такой же молитвы в Литургии святителя Иоанна Златоуста, поэтому хор использует более протяжные напевы, чтобы священник успел ее прочесть.

Анафора святителя Василия обращена к Богу Отцу и начинается с этого обращения:

«Сый (Сущий) Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый!»

Далее следует благодарение Богу, которое построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений Откровения, то есть того, что людям известно о Боге, и имеет четко выраженную троичную структуру (то есть говорится о каждом Лице Святой Троицы).

Благодарение Богу построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений

Вступление последовательно описывает каждое Лицо Пресвятой Троицы с помощью цепочки эпитетов, взятых в основном из Священного Писания Нового и Ветхого Заветов. О святителе Василии Великом известно, что он придавал большое значение обоснованию догматов ссылками на Священное Писание, поэтому обилие цитат в Литургии также принимается учеными как один из критериев ее принадлежности святителю.

Богу Отцу усваивается господство над всей тварью, непознаваемость («безначальне, невидиме, непостижиме…») и Отцовство. Последнее позволяет автору анафоры сделать логический переход к повествованию о Сыне Божием. Иисус Христос здесь дважды называется Богом, подчеркивается Его равенство Отцу («Печать равнообразная») и другие Божественные свойства («Жизнь, превечная Премудрость»). Переход к изложению догматов о Святом Духе осуществляется словами «Имже (то есть Христом) Дух Святый явися». Третье Лицо Пресвятой Троицы характеризуется как «Начаток, животворящая Сила, Источник освящения». Все эти имена указывают на Божество Святого Духа.

Далее мысль молитвы переходит к творению, которое, будучи укрепляемо Святым Духом, служит Богу и приносит славословие. Подробно перечисляются ангельские силы, и последними упоминаются серафимы, воспевающие Трисвятую песнь «Свят, Свят, Свят»; их описание взято из видения пророка Исаии (см.: Ис. 6: 2).

После ангельской песни священник, раскрывая понятие святости и справедливости Божией, воспоминает историю домостроительства, историю взаимоотношений Бога и человека, особенно различных действий Божиих, предпринятых для обращения и спасения падшего человека. Венчает их история земной жизни Спасителя и описание Тайной вечери. Характерной чертой Литургии святителя Василия является то, что перед словами установления («Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…») вслух произносятся вводные слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек», то есть «подал (хлеб, вино) святым Своим ученикам и апостолам, сказав».

Весь предыдущий блок благодарений и воспоминаний завершает возношение Даров в жертву благодарения «о всех и за вся», что по-русски можно перевести как: «согласно всему [сказанному выше]» – благодарение за все, что священник перечислял до того.

Далее следует прошение освятить Дары и причастников. Тропарь третьего часа и слова «преложив Духом Твоим Святым» не находились изначально в анафоре святителя Василия, а были вставлены туда в XV веке в ходе антилатинской полемики. Вслед за освящением Даров следует прошение о единстве причащающихся и об их достойном Причащении, чтобы они «обрели милость и благодать со всеми святыми от века», после чего перечисляется, с какими святыми. Упоминание о Пресвятой Богородице произносится вслух («Изрядно о Пресвятей»).

После перечисления святых и поминовения усопших словами «еще Ти молимся» открывается большой блок прошений, каждое из которых вводится словом «помяни»: так начинаются ходатайства – молитвы за разные категории людей с их разными нуждами. Эти прошения ярко рисуют общество и те жизненные трудности, которые были у людей эпохи святителя Василия – совершенно те же самые, которые несут люди и сейчас.

Священник молится отдельно за тех, кто пожертвовал хлеб и вино для этой Литургии, и за тех, ради кого они эти дары принесли («принесших и… за них же принесоша»), за жертвователей, за «поминающих убогия», за отшельников, монахов и подвижников, за царя и другую власть («в палате братию нашу»), за воинство, за находящихся на этой Литургии в церкви и по уважительным причинам отсутствующих, за супругов, младенцев, юных, старых, малодушных, заблудших, плавающих и путешествующих, вдов, сирот, пленных, больных, судимых, заключенных и всячески бедствующих («на судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, нужде и обстоянии сущих»), за духовенство. Видимо, по отношению к таким поминовениям на Литургии, показывая высоту священнического служения, святитель Иоанн Златоуст говорит, что священнику дано дерзновение «молиться за вселенную».

Священнику дано дерзновение «молиться за вселенную»

Отдельно можно отметить такие замечательные и глубокие по содержанию прошения, как прошение вознаградить жертвователей небесными сокровищами: «воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных небесная, вместо тленных нетленная», – и заключительное прошение-благодарение: «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш; вся бо воздал еси нам» – то есть (на самом деле) Господь всё, особенно для жизни временной, уже даровал нам, просто мы забываем о том, и самое главное, о чем мы просим, – мир и любовь Божии.

Уставные особенности

Как уже было сказано, анафора Литургии святителя Василия значительно длиннее анафоры святителя Иоанна Златоуста. Отличаются также другие священнические молитвы, начиная с молитвы об оглашенных. В остальном же, по внешнему своему чинопоследованию, Литургия святителя Василия мало чем отличается от Литургии святителя Иоанна Златоуста. Как было сказано выше, для Евхаристического канона выбираются более протяжные, торжественные напевы (часто Киевский); перед «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» добавляются слова «Даде святым Своим учеником и апостолам, рек». Вместо «Достойно есть» поются ирмосы «Странствия Владычня» и «Не рыдай Мене, Мати» в Великие четверток и субботу, Задостойник праздника (под Рождество, Богоявление и Пасху) или «О Тебе радуется, Благодатная» в остальные дни. Святитель Василий поминается на отпустах, и ему читается тропарь на благодарственных молитвах.

Будем дорожить теми нечастыми случаями, когда удается побывать на этой замечательной, исторической, торжественной Литургии, доносящей до нас голос великого богослова и подвижника святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector