Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия, когда и как праздновать
Содержание
- 1 Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия, когда и как праздновать
- 1.1 День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2020 года
- 1.2 Суть празднования
- 1.3 Особенности богослужения
- 1.4 Жизнеописание Василия Великого
- 1.5 Иконография
- 1.6 Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?
- 1.7 Литургия. 4 основных чинопоследования
- 1.8 Литургия Иоанна Златоуста
- 1.9 Литургия Василия Великого
- 1.10 Литургия Преждеосвященных даров
- 1.11 Литургия апостола Иакова
- 1.12 Литургия Василия Великого
- 1.13 Содержание
- 1.14 Дни совершения
- 1.15 Отличия чина литургии
- 1.16 Уставные особенности
- 1.17 Примечания
- 1.18 Литература
- 1.19 Ссылки
- 1.20 Обрезание Господне: традиции, история и смысл христианского праздника
- 1.21 История праздника
- 1.22 Обрезание сегодня — традиция иудаизма. Какой смысл она имеет для христиан?
- 1.23 Как празднуют Обрезание Господне?
- 1.24 День памяти святителя Василия Великого 2022
- 1.25 Святые покровители
- 1.26 Именины Василия в 2021 по церковному календарю
- 1.27 Черты характера
- 1.28 Празднование
- 1.29 О Литургии святителя Василия Великого
День памяти святителя Василия Великого — 14 января 2020 года
Святитель, родившийся в Кесарии (Каппадокия), приносил огромную пользу не только своим соплеменникам, но и народам других стран, а для христиан являлся истинным учителем и просветителем. День памяти Василия Великого торжественно отмечается 14 января каждого года. За заслуги перед Церковью Спасителя преподобный удостоился колоссальных почестей, имя его для христианства стало одним из самых значимых.
Суть празднования
Преддверие торжества Обрезания Христа называется в простонародье Васильевым вечером.
- Славяне окрестили этот день «щедрым», потому что было принято доставать из закромов самые ценные вещи и продукты. На праздник резали домашний скот, чтобы сделать стол сытным и переполненным мясом. Главным блюдом у славян являлся жареный поросенок. На столе находились холодные и горячие блюда, пироги и свежеиспечённые блинчики.
- Односельчане приходили в гости и пробовали поросенка. Каждый из них приносил пожертвования, которые отдавались на следующий день в храм или нуждающимся.
- Обязательным блюдом становилась кутья (поминальная каша). В день памяти Василия Великого это блюдо делалось чрезвычайно «богатым», в отличие от постного, которое подавали на Рождество или Крещение. В такую кутью добавляли молоко, масло, всевозможные орехи и изюм. Застолье не уступало рождественской традиции.
- После торжественного обеда существовал обычай похода к соседям. Люди просили друг у друга прощения за свершенные обиды. Они обменивались пожеланиями и поздравлениями.
- В Васильев день молодые ребята ходили свататься к девушкам. Дети забавлялись тем, что рассыпали по избам семена ярового хлеба. Хозяйки собирали эти зерна и хранили до момента посева.
- В день Великого Василия садоводы молились преподобному, чтобы он сохранил плодовые кустарники от нашествия прожорливых насекомых. Некоторые хозяева трясли деревья и причитали, как святой заступник прогонит прочь орды вредителей.
На заметку! Православные именины Василия Великого чрезвычайно напоминают рождественские коляды. 14 января также ходили по гостям и собирали различную снедь.
Особенности богослужения
Литургия в честь преподобного имеет некоторую особенность. Это богослужение проводится 14 января, а также в воскресные дни Великого поста, Великий Четверг и Субботу.
- Литургия длится намного дольше, чем богослужение Иоанна Златоуста. Верующие замечают: песнопения становятся протяжнее за счет увеличения текста молитв.
- Главный священник тайно произносит евхаристический молебен, а хор заполняет паузы в божественной службе.
- Далее вместо «Достойно есть» исполняют прошение «О Тебе радуется».
- Имя святителя произносится два раза: в проскомидии (первой части литургии) и на отпусте.
День памяти Василия Великого ежегодно отмечается 14 января, а божественная литургия проводится в один день с торжеством Обрезание Господня.
Святитель обрел колоссальную славу среди христианских последователей: он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно изучал Священные текста и проводил много времени в молитвах. Изучив практически все науки, он получил сан епископа, что позволило ему вести борьбу с ересью арианства.
Читайте о святом:
Жизнеописание Василия Великого
Преподобный святитель обрел жизнь в 330 г. в Кесарии, городе Каппадокии. Родители Василия прославились ревностным служением христианству, они имели знатное происхождение. Дед и бабушка будущего святого испытали гонения со стороны императора Диоклетиана, а его дядюшка и двое кровных братьев служили епископами.
Василий получил лучшее образование, обучаясь в Кесарии и столице Византии, Константинополе. В Афинах молодой человек счастливым образом подружился с известным монахом Григорием Богословом, одним из Отцов Церкви.
- Вернувшись в родные места, святитель занялся светскими деяниями. Однако по научению его сестры, которую звали Макрина, Василий приобрел вкус к аскетизму, покинул город и поселился в Понте, на побережье Черного моря. В середине IV столетия преподобный вознамерился совершить продолжительное путешествие по близлежащим монастырям, а в 360 г. он сопровождал епископов из Каппадокии на константинопольский синод.
- Перед кончиной главы кесарийской церкви Василия рукоположили в пресвитеры. Святитель стал советником Евсевия, нового епископа. Однако последний не разделял строгого аскетического мировоззрения Василия на жизнь, поэтому преподобный удалился в безлюдную пустыню в надежде наладить монашеское существование.
- Святитель привлек в свой приход Григория Богослова. Вместе они дали клятву жить в абсолютном воздержании: простой дом их не имел кровли, питались они очень скудно. Святители самостоятельно занимались посадкой деревьев, возили тяжести, рыли ямы и обтесывали камни. Василий носил только срачицу (рубашку) и простую мантию. Святые усиленно изучали Писания и работали над сборником нравственности. Своим примером преподобный Василий привлек в свою обитель множество истинных христиан. Вскоре на этом месте образовались монастыри.
- В 365 г. святитель возвратился в родной город, чтобы вести борьбу против арианской ереси, которая распространилась по пришествии на трон императора Валента. Последний, узнав о противостоянии со стороны авторитетного священника, разделил Каппадокию на две части, что снизило влияние Василия.
- Валент погиб в 378 году, а святитель, подорвавший здоровье строгим аскетизмом, отошел в мир иной спустя 12 месяцев. Незадолго, перед смертью, он передал право правления Константинопольской кафедрой своему другу Григорию Богослову. Церковь установила торжественно чтить память преподобного, ушедшего в день празднования Обрезания Господня.
На заметку! За выдающиеся заслуги перед христианской церковью святитель был назван Великим. Князь Владимир возвел несколько храмов в его честь. Многие правители получали имя Василий при Крещении. Части его мощей располагаются на Афоне и в Иерусалиме.
Иконография
На подлиннике XVI столетия преподобный изображен в светлой фелони (ризе). Его правая десница совершает благословляющий жест, а в левой руке расположено Священное Писание. На подлиннике он демонстрировался фронтально и по грудь. В позднее время появились изображение в полный рост.
- На святынях XI в. Василий Великий склоняется в молении, перед его ликом находится развернутый свиток со священным текстом.
- В Византии XI столетия распространяется святыня с тремя Отцами Церкви (Великий, Богослов, а также Иоанн Златоуст).
- На одном лике преподобный изображен сидящим за пюпитром, в сторону от которого исходит «река учения».
- В московской иконописи наибольшей популярностью пользуются иллюстрации жития святого.
Первый храм, освященный в честь преподобного Василия, соорудил киевский князь Владимир. Подобные постройки были возведены в Вышгороде, Новгороде и Овруче. С XIII в. храмы стали строиться в Твери и Пскове.
Интересно! Святой учитель совершил несколько чудес при жизни. Он сумел очистить душу блудливой женщины и посмертно в образе бесплотного духа крестить своего лечащего врача.
Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?
священник Феодор Людоговский
В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова. Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно.
Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий.
Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5‑е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.
Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5‑й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1‑го и 2‑го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1‑й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит.
Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье).
Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста. Да, общеизвестно, что двух литургий в одни день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.
Итак, у нас есть две «полные» литургии, т. е. такие литургии, на которых совершается освящение Даров. Прежде всего надо сказать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древней Церкви было много чинов литургии – и отличались они друг от друга весьма существенно. На фоне этих различий последования Златоуста и каппадокийского святителя – почти близнецы. С точки зрения нынешних мирян, стоящих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслушивающихся и вдумывающихся в службу, главное отличие редкой литургии свт. Василия Великого от более «обыденной» Златоустовой в том, что на последней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе радуется…». Ну и прочие песнопения исполняются в разной манере: на литургии святителя Василия они звучат более протяжно.
Но неужто к этому сводятся все отличия, неужели из-за этого в церковном календаре всякий раз отмечается, что в такой-то день совершается именно литургия Василия Великого? Конечно, нет. Литургия – это не только общая молитва, и уж совершенно точно – не одни лишь красивые песнопения. Литургия – это служба, на которой Христос вновь и вновь приносит Себя в жертву; это служба-благодарение (евхаристия) – наше благодарение за спасение, дарованное нам Христом. И средоточие литургии – евхаристические молитвы, которые священник читает после пения Символа веры. К величайшему сожалению и, без преувеличения, к нашей беде, эти молитвы последние полторы тысячи лет читаются священником «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, вполголоса). Между тем именно в этих молитвах и содержится всё богословие литургии. На деле же миряне вынуждены довольствоваться обрывками этих молитв – причастными оборотами и придаточными предложениями.
Если вернуться к вопросу, который мы задали вначале – чем одна литургия отличается от другой? – то ответ должен быть таким: они отличаются своими евхаристическими молитвами. В литургии святителя Василия Великого эти молитвы гораздо более пространны (именно поэтому и песнопения этой литургии более протяжны – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвного чтения молитв). Собственно говоря, Златоустова литургия, как принято считать, представляет собой сокращение литургии Василиевой.
Приведем в качестве примера хотя бы первую из евхаристических молитв (в учебниках она называется prefatio – вступление) и непосредственно связанное с ней песнопение «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота).
Литургия свт. Иоанна Златоуста
Литургия свт. Василия Великого
Священник (тайно):
Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты – Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий, так же существующий, Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небытия в бытие нас привел, и отпадших восставил снова, и неотступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даровал нам Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя, и единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас. Благодарим Тебя и за это общее служение, которое Ты принять из рук наших благоволил, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и мириады Ангелов, Херувимы и Серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие, окрыленные…
Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях…
Вслух:
…победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие:
Хор:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!»
Повторю: этих и прочих евхаристических молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они произносятся не от лица одного лишь священника, но от имени всех христиан, всей общины – поэтому наше участие в литургии остается неполноценным, если мы не слышим самого главного. Дождемся ли мы в обозримом будущем гласного чтения евхаристических молитв – вопрос открытый. Но ничто не мешает мирянину уже сейчас найти в интернете полный текст обеих литургий, прочесть все молитвы, вдуматься в них, прочитать комментарии.
Думается, если бы все наши прихожане были бы знакомы с молитвами литургии – и св. Иоанна Златоуста, и св. Василия Великого – то в головах бы было гораздо меньше всяких суеверий, предрассудков и прочих далеких от Евангелия представлений о вере и спасении.
Литургия. 4 основных чинопоследования
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.
Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.
Литургия Иоанна Златоуста
Составитель чинопоследования: святитель Иоанн Златоуст.
Совершается: в течение всего года, если устав не предписывает другое.
Литургия Василия Великого
Составитель чинопоследования: святитель Василий Великий.
Совершается: десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.
Особенность: молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.
Литургия Преждеосвященных даров
Составитель чинопоследования: святитель Григорий Двоеслов.
Совершается: только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.
Особенность: литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.
Литургия апостола Иакова
Составитель чинопоследования: Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.
Совершается: по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.
Особенность: традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова. В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю. Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча…»
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF
Литургия Василия Великого
Литурги́я Васи́лия Вели́кого (греч. Θεία Λειτουργία του Μεγάλου Βασιλείου ) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается только десять раз в году. Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.
Содержание
Дни совершения
Литургия Василия Великого совершается в православной церкви 10 раз в году:
- в день памяти Василия Великого 1 (14) января;
- в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения(рис. 1а) или в сами эти праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье (рис. 1б,в);
- в 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста;
- в Великие четверг и субботу (на Страстной седмице).
Отличия чина литургии
Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:
- на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
- молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза [1] ;
- песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на литургии Иоанна Златоуста;
- во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде святым Своим учеником и апостолом, рек…» перед возгласами «…приимите, ядите» и «…пийте от нея вси»;
- вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.
Уставные особенности
- В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
- в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
- в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Странствия Владычня…»;
- в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати…».
- Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
- В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.
Примечания
- ↑ Несколько молитв здесь немного короче молитв литургии Иоанна Златоуста, например, молитвы об оглашенных и о верных.
Литература
- Георгиевский, Алексей Иванович Чинопоследование Божественной литургии. — М .: Издательство Московской патриархии, 1951.
- Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М .: Даръ, 2005.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Параоа
- Пинаки
Полезное
Смотреть что такое «Литургия Василия Великого» в других словарях:
ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО — ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) (наряду с Литургией Иоанна Златоуста (см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах,… … Энциклопедический словарь
Литургия Василия Великого — … Орфографический словарь русского языка
ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА — ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА, одна из двух основных Божественных Литургий (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение))(наряду с Литургией Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)), совершаемых в Православной Церкви и Восточных Католических Церквах,… … Энциклопедический словарь
Литургия апостола Иакова — Литургия апостола Иакова чин Литургии Иерусалимского типа, по преданию составленный апостолом от 70 ти Иаковом, братом Господним. Совершается в некоторых Православных Церквях и в некоторых епархиях РПЦ один или несколько раз в год 5… … Википедия
Литургия преждеосвященных даров — (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων; также литургия Григория Двоеслова) литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или… … Википедия
ЛИТУРГИЯ (богослужение) — ЛИТУРГИЯ (греч. «leiturgia», от «leos» «народ» и «ergon» «дело, служение»; «служение народа», «служение от лица народа» или «служение для народа»): 1) Синоним слова «богослужение», как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и … Энциклопедический словарь
Литургия верных — Литургия верных третья часть литургии византийского обряда. Получила свое название от того, что в древности на ней могли присутствовать только лица, принявшие крещение. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия,… … Википедия
Литургия — главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, в настоящее время принято служить три различных чинопоследования: литургию Иоанна Златоуста,… … Православная энциклопедия
Литургия — У этого термина существуют и другие значения, см. Литургия (значения). Михаил Дамаскин Небесная литургия (икона, X … Википедия
Литургия Света — Небесная литургия (икона, XVI век) Литургия (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Основные песнопения… … Википедия
Обрезание Господне: традиции, история и смысл христианского праздника
Несмотря на то что Обрезание Господне не относится к двунадесятым — самым главным — праздникам, православные верующие придают ему большое значение. ТАСС рассказывает о событии, его исторической роли и о том, какие тайные смыслы скрыты в нем для христиан.
История праздника
У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка «Божьим», а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребенка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». По сути, Обрезание — это именины Спасителя.
Факт обрезания Христа в I веке н.э. являлся одним из доказательств для верующих людей, что Он был реальным, осязаемым человеком с плотью и кровью, то есть был истинно воплощенным.
В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова — 14 января по новому стилю.
Обрезание сегодня — традиция иудаизма. Какой смысл она имеет для христиан?
У праздника есть скрытые смыслы и символы. Апостол Павел в своем Послании к колоссянам говорил, что плотское обрезание иудеев у христиан заменено обрезанием духовным: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».
Обрезание — это символ ограничения, удаления. Так, Господь принял обрезание, подчинившись Закону, что символизирует смирение и необходимость следования законам Церкви и христианским заповедям. Еще один смысл — это «обрезание» греховных страстей.
Как празднуют Обрезание Господне?
Праздник Обрезания несколько теряется между двумя великими, двунадесятыми праздниками Рождества и Крещения Господня, поэтому отмечается не так пышно. В православных храмах после литургии служится молебен о Новолетии.
По старому стилю празднование выпадало на 1 января, то есть после переноса Петром I Нового года с сентября на январь оно совпало с празднованием Новолетия. В Малороссии накануне 1 января было принято «щедровать»: ходить по деревне под окнами, петь «щедривки» — «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!» — и получать за это съестные подарки.
В Центральной России и на Русском Севере канун праздника называли Васильевым вечером — в честь приближающегося дня памяти святого Василия Великого, подвижника, богослова, философа, написавшего текст одной из главных христианских молитв — Символа веры. Этот святой, прославившийся при жизни заботой о неимущих и обездоленных, стал в этой стране прообразом Деда Мороза: именно от святого Василия дети получают подарки в Новый Год.
Карина Салтыкова
День памяти святителя Василия Великого 2022
Святые покровители
В январе 5 дней, когда отмечают имени мужчины и мальчики с именем Василий. 5, 8, 14, 15, 20 числа день почитания Василия:
- священнослужителя Архангельского;
- мученика Петрова;
- Кесарийского Архиепископа;
- мученика Анкирского;
- иерея Витевского;
- Спасского великомученика.
Каждый из этих святых послужил Богу своим даром.
В народе более известен архиепископ Василий Кесарийский. Он родился в христианской богатой семье в 4 веке, получил достойное образование, был учеником Григория Богослова. Несмотря на то, что сам подвижник принял крещение в зрелом возрасте, в посланиях он призывает не откладывать важное в жизни решение на долгое время.
Икона святителя Василия Великого
Будучи зрелым христианином, раздает все имущество и удаляется в пустыню, где много постится и молится, принимая подражателей и посетителей. В послушании оставляет полюбившееся ему уединение. Принимает рукоположение в пресвитеры и начинает вести борьбу за чистоту христианской веры.
В период арианства занял кафедру и столкнулся с гонениями со стороны самого императора. Великий богослов, исследователь Святого Писания оставил потомкам понятие Святого Духа. Из-под его пера вышел чин Божественной Литургии.
Февральские именинники 12, 14, 15, 17, 19, 22, 23, 23, 26 числа имеют покровителей с именем Василий: Кесарийский, епископ Зеленский, священнослужитель Горбачев, Новгородский, иерей Надеждинский, Иванов.
Март особенно богат на малые именины:3, 5, 13, 14, 17, 20, 24 числа поминают князя Ростовского, епископа Декаполита, мученика Никитского, преподобного Мирожского, исповедника Малахова и херсонского священнослужителя.
Самым известным из мартовских Ангелов-хранителей является князь Василий Ростовский. Правнук Юрия Долгорукого, внук Всеволода Большое гнездо, был верным поклонником православной веры, с мечом в руках боронил русскую землю от татарских поганцев. В бою попал в плен, отказался принять мусульманство, перенес страшные пытки и был изрублен, сохранив верность государству и вере.
В апреле Василий имеет 6 ангелов-покровителей, 2, 4, 5, 8, 10, 25 числа в лице: протоиерея Малинина, епископа Парийского, исповедника Константинопольского, мученика Мангазейского, епископа Коклина, Анкирского, священномученика Соколова.
Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец
У Прокопия Декаполита был сподвижник Василий Константинопольский исповедник, монах, который не оставил учителя во время гонений императора Льва Исавра, до смерти просидел в тюрьме.
Майские именинники могут принимать поздравления 1, 8, 9, 12, 13, 19, 22, 23, 26, 31 числа.
Самый известный среди майских святых епископ Василий Амасийский, который за верность христианству был обезглавлен, голова и тело его были брошены в море, но по молитвам верных друзей во имя Бога были выловлены рыбаками, и в момент обретения срослись. Погребен в Амасии.
В июне, 1, 6, 12, 14, 20, 21, 23 числа можно идти в гости и поздравлять с малыми именинами друзей по имени Василий, если его Ангела приходится на другой месяц. На охране подопечных стоят святые по имени Василий, среди нельзя не помянуть иерея Иванова, мученика Мангазейского, исповедника Смоленского, епископа Преображенского, мученика Победоносцева, епископа Рязанцева.
Нашли защиту Василии в лице священномученика Смирнова, иерея Крылова, преподобного Паталарска, иерея Милицина, диакона Глубокоречивого, священника Ситника, преподобного Македонского, мученика и Афинянина и Владимира Великого, крещеного с именем Василий.
Конец лета, август 10, 13, 15, 20, 24, 25, 26, 27 венчают памятью о Василиях: священномученике Эрекаеве, исповеднике Преображенском, Преподобном Блаженном, протоиерее Аменицком, священномученике Печерском, иерее Инфатьеве, мученике Александрине, епископе Богоявленском.
7 раз поминаются в сентябре Василии, 4, 10, 15, 16, 17, 20, 22, 23 числа чтится память мученика Смирнова, иереев Сокольского, Зеленского, Красивского, Калмыкова, священномучеников Ежова и Шикалова, иерея Малинина и священномученика Максимова.
Октябрьские именины Василия 3, 4, 7, 13, 15, 17, 21, 23 октября, это имя прославлено Кондратьевым, иереем Крымкиным, диаконом Воскресенским, иереями Виноградовым и Гурьевым, священномучениками Казанским и Цветковым, игуменом Озерецким, преподобным Вассианом и князем Брянским.
Святой Василий Острожский
10 раз можно поздравлять Василиев в ноябре 3, 4, 7, 13, 15, 17, 21, 23 числа, поминая священномучеников Козыпева и Никольского, мученика Богоявленского, иерея Колокова, священномучеников Архангельского и Покровского, мучеников Крылова и красного, протоиерея Никольского, свм Лихарева и иерея Соколова.
В завершении года 3, 5, 8, 9, 10, 17, 20, 22, 26 декабря почитаются протоиерей Агафоников, мученики Студницкий, Завгородний, Кашин, Мирожин, Ягодин, Покровский и Виноградов.
Именины Василия в 2021 по церковному календарю
- 5 Января Василий Спасский, священномученик, иерей
- 8 Января Василий Мазуренко, преподобномученик, иеромонах
- 14 Января Василий Витевский, священномученик, иерей
- 15 Января Василий Петров, мученик
- 15 Января Василий Петров, мученик
- 20 Января Василий Архангельский, священномученик, иерей
- 12 Февраля Василий Великий, архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 3 святителя
- 14 Февраля Василий, исповедник, епископ, Солунский
- 15 Февраля Василий Залесский, священномученик, протоиерей
- 17 Февраля Василий Иванов, мученик
- 19 Февраля Василий Надеждин, священномученик, иерей
- 22 Февраля Василий Измайлов, священномученик, протоиерей
- 23 Февраля Василий, архиепископ, Новгородский
- 26 Февраля Василий Триумфов, священномученик, иерей
- 3 Марта Василий, епископ
- 5 Марта Василий Валаамский, преподобномученик
- 13 Марта Василий Декаполит, исповедник
- 14 Марта Василий Архипов, мученик
- 17 Марта Василий (Василько) Ростовский, мученик, князь
- 20 Марта Василий Херсонесский, священномученик, епископ
- 24 Марта Василий Малахов, исповедник, иерей
- 2 Апреля Василий Соколов, священномученик, протодиакон
- 4 Апреля Василий Анкирский, священномученик, пресвитер; Василий Зеленцов, священномученик, епископ, Прилукский;
- 5 Апреля Василий Коклин, священномученик, иерей
- 8 Апреля Василий Новый Константинопольский, исповедник
- 10 Апреля Василий Малинин, священномученик, протоиерей
- 25 Апреля Василий Парийский, исповедник, епископ
- 1 Мая Василий Ратишвили
- 8 Мая Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский), преподобный
- 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
- 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
- 12 Мая Василий Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит
- 13 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ (Обретение мощей)
- 19 Мая Василий, мученик
- 22 Мая Василий Колосов, священномученик, иерей
- 23 Мая Василий Мангазейский, мученик (Перенесение мощей)
- 26 Мая Василий Соколов, священномученик, протоиерей
- 31 Мая Василий Крылов, священномученик, иерей
- 1 Июня Василий Иванов, священномученик, иерей
- 6 Июня Василий Мангазейский, мученик (Явление мощей)
- 12 Июня Василий Смоленский, священномученик, протоиерей
- 14 Июня Василий Преображенский, священномученик, иерей
- 20 Июня Василий Преображенский, епископ Кинешемский, исповедник (Иван.)
- 21 Июня Василий Всеволодович Ярославский, князь (Обретение мощей)
- 23 Июня Василий Победоносцев, священномученик, протоиерей
- 1 Июля Василий Смирнов, священномученик, протоиерей
- 5 Июля Василий, преподобный, игумен, Паталарский
- 8 Июля Василий Милицын, священномученик, иерей
- 11 Июля Василий Ситников, священномученик, диакон
- 14 Июля Василий Глубокореченский, преподобный
- 16 Июля Василий, архиепископ, Новгородский
- 18 Июля Василий, мученик
- 19 Июля Василий Афинянин, Аполлониадский (Македонский), мученик
- 28 Июля Владимир (в крещении Василий), равноапостольный, великий князь
- 10 Августа Василий Эрекаев, священномученик, иером
- 13 Августа Василий Преображенский, исповедник, епископ, Кинешемский
- 15 Августа Василий, мученик
- 20 Августа Василий Аменицкий, священномученик, протоиерей
- 24 Августа Василий Печерский, священномученик, иеромонах
- 25 Августа Василий Инфантьев, священномученик, иерей
- 26 Августа Василий Александрин, мученик
- 27 Августа Василий Богоявленский, священномученик, архиепископ, Черниговский
- 4 Сентября Василий Смирнов, священномученик, иерей
- 10 Сентября Василий Сокольский, священномученик, иерей
- 15 Сентября Василий Зеленский, священномученик, иерей
- 16 Сентября Василий Красивский, священномученик, иерей
- 17 Сентября Василий Ежов, мученик
- 20 Сентября Василий Сунгуров, священномученик, иерей
- 22 Сентября Василий Шикалов, мученик
- 23 Сентября Василий Малинин, священномученик, иерей
- 3 Октября Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский, преподобный, князь
- 4 Октября Василий Кондратьев, мученик
- 7 Октября Василий Воскресенский, священномученик, диакон
- 13 Октября Василий Гурьев, священномученик, иерей
- 15 Октября Василий Казанский, мученик
- 17 Октября Василий Цветков, преподобномученик, архимандрит
- 21 Октября Василий Озерецковский, священномученик, иерей
- 3 Ноября Василий Козырев, священномученик, иерей
- 4 Ноября Василий Богоявленский, священномученик, иерей
- 8 Ноября Василий, мученик
- 11 Ноября Василий, мученик
- 13 Ноября Василий Архангельский, священномученик, протоиерей
- 16 Ноября Василий Архангельский, священномученик, иерей
- 19 Ноября Василий Крылов, священномученик, иерей
- 20 Ноября Василий Краснов, священномученик, иерей
- 27 Ноября Василий Никольский, священномученик, протоиерей
- 29 Ноября Василий Соколов, священномученик, иерей
- 3 Декабря Василий Канделябров, священномученик, иерей
- 5 Декабря Василий Бова, священномученик, иерей
- 8 Декабря Василий Парийский, священномученик, иерей
- 9 Декабря Василий Агафоников, священномученик, протоиерей
- 10 Декабря Василий Соколов, священномученик, протоиерей
- 11 Декабря Василий, священномученик, диакон
- 17 Декабря Василий Кашин, священномученик, диакон
- 20 Декабря Василий Мирожин, священномученик, протоиерей
- 22 Декабря Василий Ягодин, священномученик, протоиерей
- 23 Декабря Вассиан (Василий) Константинопольский, чудотворец, преподобный, игумен
- 26 Декабря Василий Покровский, священномученик, иерей
- 28 Декабря Василий Виноградов, священномученик, иерей
Черты характера
С рождения Вася растет спокойным ребенком, он легко заводит друзей, дружба с некоторыми из них проходит через все жизнь. Друзья ценят его тактичность и умение улаживать конфликты.
В раннем возрасте Вася игнорирует девичьи компании, но, будучи юношей, старается привлечь их внимание, и небезуспешно, его природная харизма, чувств юмора и обаяние делают свое дело. Васю сложно назвать прилежным учеником из-за лени и отсутствия усидчивости, но амбициозность позволяет достигнуть профессиональных высот.
Достигая зрелого возраста, при отсутствии семьи может увлечься алкоголем. В качестве семьянина он однолюб, хотя при этом физический блуд не считает изменой, обожает детей, внуки для Василия предмет поклонения.
Празднование
День памяти святителя Василия Великого – большой праздник. Торжества начинались с вечера 13 января. Накрывался богатый стол со щедрой кутьей и жареным поросенком, приглашали гостей, просили прощения за нанесенные обиды. Дети и молодежь ходили по подворьям с колядками и щедровками.
14 января, после праздничной литургии, люди обменивались поздравлениями, встречались с родственниками. Мальчики ходили по домам «засевать» хлебными зернами, которые затем хозяйки собирали и хранили до посева. Парни засылали сватов.
В этот день садоводы просили у святого защиты сада от вредных насекомых и трясли плодовые деревья и кустарники, приговаривая, что так Василий вытрясет из них вредителей.
О Литургии святителя Василия Великого
В Православной Церкви в настоящее время употребляются две полных Литургии – святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. С именами этих святых связана в первую очередь анафора (от греч. ἀναφορά – возношение) той и другой Литургии. Анафора – главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или иногда довольно громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» – до возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», то есть во время Евхаристического канона, как сейчас в обиходе часто называют этот отрезок службы. Во время этой молитвы происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
Собственно, говоря об особенностях Литургий святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, речь идет в первую очередь об анафоре и еще нескольких молитвах, так как в отношении обряда в целом различий очень мало.
Первое различие между двумя Литургиями, которое бросается в глаза, – это большая продолжительность и торжественность Литургии святителя Василия. Ее особый статус в богослужении виден из того, что, хотя в наши дни она положена всего десять раз в году, она совершается в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества до Пасхи. Этот период в «окаймлении» главных праздников христианского мира наиболее насыщен торжественными богослужениями, на него попадают еще четыре двунадесятых праздника, два древних поста – Великий и Рождественский – и Страстная седмица. Литургия святителя Василия совершается на вечерне древнейших праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (в наше время ассоциируется с Литургиями Сочельников и Великой субботы, а по сути относится к дням самих этих праздников); в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг – в самый день Тайной вечери и установления Таинства Евхаристии, – а также в день памяти самого святителя Василия 1/14 января, который совпадает с праздником Обрезания Господня.
Литургия святителя Василия известна не только в православном мире: ее анафора «(или явно – в одной из ее редакций, или неявно – в виде ее фрагментов, использованных в других анафорах) вошла в богослужебный обиход всех восточных Церквей, а после II Ватиканского собора – и в богослужение католиков западного обряда».
История и авторство Литургии
В церковной среде широко распространено мнение, согласно которому Литургия святителя Василия появилась в результате сокращения очень длинной Литургии апостола Иакова (якобы из милосердия, ради немощи и для облегчения молитвенного труда присутствующих), а Литургия святителя Иоанна Златоуста – это сокращенная Литургия святителя Василия. Такая теория излагалась в нескольких церковных сочинениях и особенно в древнейшем и авторитетнейшем трактате, который вплоть до XX века приписывался святителю Проклу Константинопольскому, ученику святителя Иоанна Златоуста. Однако в XX веке литургисту Ф. Леруа удалось убедительно доказать, что этот трактат является подделкой XVI века.
Так как же тогда на самом деле соотносятся между собой три наиболее известных в православном мире Литургии? Ответ на это постарались дать другие исследователи XX века. Начать следует с малоизвестного широкой публике факта: сохранились две основные редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная, – значительно отличающиеся друг от друга. Пространная – та, которая знакома всем нам, – совершается во всех Православных Церквах; существуют также ее армянские и сирийская версии. Краткая редакция, по-другому называемая египетской, является главной Литургией в Коптской Церкви; известны также ее греческая и эфиопская версии. Пространная редакция возникла на основе краткой в результате ее переработки и значительного дополнения.
В западной науке ХХ века бытовало мнение, что святитель Василий не был автором молитв Литургии и что он мог только отобрать известные и распространенные к тому времени евхаристические молитвы, изменить или пояснить в них некоторые выражения. Однако к настоящему времени рядом литургистов, путем тщательного текстологического анализа и сопоставления анафоры святителя Василия с другими его трудами, было убедительно доказано, что и краткая, и пространная ее редакции являются творением самого Великого святителя.
В то же время все они сходятся в том, что святитель Василий не мог совершенно оставить в стороне богослужебные тексты, которые были традиционными в Каппадокии ко времени его восшествия на кафедру. Скорее всего он коренным образом редактировал существовавший до него текст древней анафоры, предположительно традиционной анафоры Кесарии Каппадокийской, где был епископом, прибавив большие части молитвы, много богословских идей, новую богословскую терминологию и т.п..
Судя по отрывку из трактата святителя Василия «О Святом Духе», в его время не существовало твердой, письменно зафиксированной анафоры:
«Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения».
О литургической деятельности великого святителя с ясностью говорит надгробная речь, которую посвятил ему его друг святитель Григорий Назианзин. Перечисляя добродетели почившего, он упоминает «упорядочение молитв» или «составление последования молитв». Связь Литургии с именем святителя Василия в литературе можно проследить с V или VI века. Около 543 года Леонтий Византийский писал, что уже за век до этого в Константинопольской Церкви находились в использовании Литургия святителя Василия и Литургия Апостолов.
Кроме того, краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова, то есть соотношение между ними ровно противоположное, нежели обычно думают.
Краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова
Анафора Литургии святителя Иоанна Златоуста текстуально никак не выводима ни из той, ни из другой Литургии и представляет собой, по-видимому, плод независимой авторско-редакторской работы святителя Иоанна над древней анафорой Двенадцати апостолов, которая сохранялась в Антиохийской Церкви.
Интересно отметить, что в служебниках до X века Литургия святителя Василия находилась перед Литургией святителя Иоанна Златоуста – в отличие от более поздних и современных служебников, где первой идет Литургия Златоуста. Это указывает на то, что Литургия святителя Василия была основной Литургией в Константинополе в доиконоборческую эпоху – качественно (употреблялась для более торжественного богослужения по воскресеньям и в важнейшие дни года) и, быть может, количественно (то есть ее служили чаще, чем Литургию святителя Иоанна), хотя последнее остается догадкой. По некоторым признакам можно предположить, что она обладала почти полной монополией на время пасхального цикла (Великий пост, Пасха и Пятидесятница), а Литургию святителя Иоанна служили по праздникам святых и в период от Пятидесятницы до Рождества. Отголоски такого положения дел, возможно, мы видим и в нынешнем распределении этих двух Литургий.
Причины изменения статуса двух Литургий после IX–XI веков доподлинно неизвестны. Возможно, это произошло как раз из-за краткости Литургии святителя Иоанна Златоуста на фоне «распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения Литургии».
Богословское содержание анафоры
Если давать краткое определение анафоре, то можно охарактеризовать ее как молитву
- благодарения Богу,
- воспоминания Его благодеяний человеку, в том числе Искупления и дарования Евхаристии,
- прошения освятить Дары и причащающихся,
- ходатайства Богу за разных людей.
Анафора святителя Василия «отличается богословской точностью и глубиной, которые сочетаются с литературным изяществом и со стройностью текста в целом». Она намного длиннее такой же молитвы в Литургии святителя Иоанна Златоуста, поэтому хор использует более протяжные напевы, чтобы священник успел ее прочесть.
Анафора святителя Василия обращена к Богу Отцу и начинается с этого обращения:
«Сый (Сущий) Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый!»
Далее следует благодарение Богу, которое построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений Откровения, то есть того, что людям известно о Боге, и имеет четко выраженную троичную структуру (то есть говорится о каждом Лице Святой Троицы).
Благодарение Богу построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений
Вступление последовательно описывает каждое Лицо Пресвятой Троицы с помощью цепочки эпитетов, взятых в основном из Священного Писания Нового и Ветхого Заветов. О святителе Василии Великом известно, что он придавал большое значение обоснованию догматов ссылками на Священное Писание, поэтому обилие цитат в Литургии также принимается учеными как один из критериев ее принадлежности святителю.
Богу Отцу усваивается господство над всей тварью, непознаваемость («безначальне, невидиме, непостижиме…») и Отцовство. Последнее позволяет автору анафоры сделать логический переход к повествованию о Сыне Божием. Иисус Христос здесь дважды называется Богом, подчеркивается Его равенство Отцу («Печать равнообразная») и другие Божественные свойства («Жизнь, превечная Премудрость»). Переход к изложению догматов о Святом Духе осуществляется словами «Имже (то есть Христом) Дух Святый явися». Третье Лицо Пресвятой Троицы характеризуется как «Начаток, животворящая Сила, Источник освящения». Все эти имена указывают на Божество Святого Духа.
Далее мысль молитвы переходит к творению, которое, будучи укрепляемо Святым Духом, служит Богу и приносит славословие. Подробно перечисляются ангельские силы, и последними упоминаются серафимы, воспевающие Трисвятую песнь «Свят, Свят, Свят»; их описание взято из видения пророка Исаии (см.: Ис. 6: 2).
После ангельской песни священник, раскрывая понятие святости и справедливости Божией, воспоминает историю домостроительства, историю взаимоотношений Бога и человека, особенно различных действий Божиих, предпринятых для обращения и спасения падшего человека. Венчает их история земной жизни Спасителя и описание Тайной вечери. Характерной чертой Литургии святителя Василия является то, что перед словами установления («Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…») вслух произносятся вводные слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек», то есть «подал (хлеб, вино) святым Своим ученикам и апостолам, сказав».
Весь предыдущий блок благодарений и воспоминаний завершает возношение Даров в жертву благодарения «о всех и за вся», что по-русски можно перевести как: «согласно всему [сказанному выше]» – благодарение за все, что священник перечислял до того.
Далее следует прошение освятить Дары и причастников. Тропарь третьего часа и слова «преложив Духом Твоим Святым» не находились изначально в анафоре святителя Василия, а были вставлены туда в XV веке в ходе антилатинской полемики. Вслед за освящением Даров следует прошение о единстве причащающихся и об их достойном Причащении, чтобы они «обрели милость и благодать со всеми святыми от века», после чего перечисляется, с какими святыми. Упоминание о Пресвятой Богородице произносится вслух («Изрядно о Пресвятей»).
После перечисления святых и поминовения усопших словами «еще Ти молимся» открывается большой блок прошений, каждое из которых вводится словом «помяни»: так начинаются ходатайства – молитвы за разные категории людей с их разными нуждами. Эти прошения ярко рисуют общество и те жизненные трудности, которые были у людей эпохи святителя Василия – совершенно те же самые, которые несут люди и сейчас.
Священник молится отдельно за тех, кто пожертвовал хлеб и вино для этой Литургии, и за тех, ради кого они эти дары принесли («принесших и… за них же принесоша»), за жертвователей, за «поминающих убогия», за отшельников, монахов и подвижников, за царя и другую власть («в палате братию нашу»), за воинство, за находящихся на этой Литургии в церкви и по уважительным причинам отсутствующих, за супругов, младенцев, юных, старых, малодушных, заблудших, плавающих и путешествующих, вдов, сирот, пленных, больных, судимых, заключенных и всячески бедствующих («на судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, нужде и обстоянии сущих»), за духовенство. Видимо, по отношению к таким поминовениям на Литургии, показывая высоту священнического служения, святитель Иоанн Златоуст говорит, что священнику дано дерзновение «молиться за вселенную».
Священнику дано дерзновение «молиться за вселенную»
Отдельно можно отметить такие замечательные и глубокие по содержанию прошения, как прошение вознаградить жертвователей небесными сокровищами: «воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных небесная, вместо тленных нетленная», – и заключительное прошение-благодарение: «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш; вся бо воздал еси нам» – то есть (на самом деле) Господь всё, особенно для жизни временной, уже даровал нам, просто мы забываем о том, и самое главное, о чем мы просим, – мир и любовь Божии.
Уставные особенности
Как уже было сказано, анафора Литургии святителя Василия значительно длиннее анафоры святителя Иоанна Златоуста. Отличаются также другие священнические молитвы, начиная с молитвы об оглашенных. В остальном же, по внешнему своему чинопоследованию, Литургия святителя Василия мало чем отличается от Литургии святителя Иоанна Златоуста. Как было сказано выше, для Евхаристического канона выбираются более протяжные, торжественные напевы (часто Киевский); перед «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» добавляются слова «Даде святым Своим учеником и апостолам, рек». Вместо «Достойно есть» поются ирмосы «Странствия Владычня» и «Не рыдай Мене, Мати» в Великие четверток и субботу, Задостойник праздника (под Рождество, Богоявление и Пасху) или «О Тебе радуется, Благодатная» в остальные дни. Святитель Василий поминается на отпустах, и ему читается тропарь на благодарственных молитвах.
Будем дорожить теми нечастыми случаями, когда удается побывать на этой замечательной, исторической, торжественной Литургии, доносящей до нас голос великого богослова и подвижника святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской.