0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двунадесятые праздники: список в православии, значение и виды

Содержание

Двунадесятые праздники в православии

Каждый день в году является уникальным и содержит в прошлом события, которые отмечаются церковью в память о тех или иных святых и великомучеников. Однако двенадцать праздников Православная Церковь выделила особым списком, дав им общее название «Двунадесятые».

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

  • Предпразднество. Накануне празднования христиане вспоминают о событиях, которые легли в основу торжества, настраиваясь на особое духовное состояние.
  • Попразненство. После основного празднования следует его продолжение, оно выражается в попразднестве
  • Отдание. Прощаясь с двунадесятым праздником, в церкви отмечают отдание.

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Читайте о праздниках:

  • Чем православные праздники отличаются от светских
  • Что можно и что нельзя делать на праздник Пасхи
  • Православные молитвы на празднование дня рождения

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

В чем смысл каждого двунадесятого праздника

Ниже приведен перечень и значение каждого праздника не по хронологии событий, а в соответствии с календарным годом, начиная с осени.

Рождество Пречистой Божьей Матери

Мир настолько погряз в грехах, что спасти его мог только Мессия, заплативший за человечество Своей жизнью. Уникальна история рождения Мессии, о котором в ветхом завете пророки несколько раз описывали Его появление на свет от непорочной Девы. Нею стала Мария, девочка, рожденная праведными родителями Иоакимом и Анной, и воспитанная в монастыре. Именно Деву Марию выбрал Господь, чтобы через Нее вошел в мир Спаситель, Иисус Христос.

Православные христиане 21 сентября отмечают Рождество Пречистой Богородицы.

В канонической Библии мы не найдем сведений о рождении Марии, эти сведения описаны в «Евангелии Иакова», увидевшем свет во втором веке от рождества Христова. Анна, мать будущей Богородицы, до старости была бесплодной, что в Израиле считалось позором. Из-за отсутствия детей священник Иоаким был отстранен от служения.

Пара по отдельности переживала позор, но им обоим в одно и то же время явился ангел и возвестил о скором рождении дочери. Нею и стала Мария. Накануне Рождества Божьей Матери в храмах читается паремия и лития во время всенощной.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

27 сентября в храмах проходят богослужения, во время них вспоминаются события, связанные с обретением Креста, на котором был распят Иисус. Крест — некогда был орудием убийства и позора, ныне это символ искупительной жертвы. Первое празднование возникло в четвертом столетии, когда во время строительства Воскресенского храма на горе Голгофе, были найдены три креста.

На святом месте во время правления императора Адриана, ненавидящего христиан, во втором веке было полностью уничтожено все, связанное с воспоминанием об Иисусе. На месте гроба Господнего возник храм Венере.

Через 2 столетия император Константин снес все капища. Он приказал расчистить гору, во время раскопок, которыми руководила императрица Елена, и были найдены три древа.

По преданию, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус, на каждое древо положили покойника, на одном из трех тот воскрес. В великой силе Животворящего креста значение этого празднования, во время которого христиане соблюдают пост.

Введение в Храм Пречистой Богородицы

Праведные Иоаким и Анна в благодарность Богу за снятие с них печати позора решили посвятить дочь Господу, отдав ее в возрасте трех лет в монастырь.

Священник принял девочку, пророчествуя о ее предназначении спасти мир, и ввел вопреки всем церковным канонам в Святая Святых, куда вход был разрешен только священнику один раз в год. Это событие отмечается 4 декабря.

Рождество Христово

7 января или 25 декабря по старому стилю весь христианский мир провозглашает: «Христос родился». Об это более 2000 лет назад пели ангелы и воссиявшая Вифлеемская звезда. Рождественскому празднованию предшествуют 40 дней поста. Не в чистом царском доме, а в хлеву на соломе родился Спаситель, чтобы пройти человеческий путь от рождения до возмужания, отдать Свою жизнь за спасение людей.

«Христос рождается! Славим Его!»

Неделю спустя празднуется Обрезание Господнее, в этот день в России отмечают Старый Новый Год.

Богоявление или Крещение Господне

30 лет Иисус не являл себя, укрепляясь духом.

19 января при крещении Иоанном Крестителем грешников в водах реки Иордан перед ним явился Учитель, Иисус, который, будучи безгрешным, пришел показать людям пример послушания.

В это время на Него слетел голубь, Дух Святой и послышался голос Бога, сообщившего людям о том, что перед ними Сын Божий. Так Иисус впервые был явлен перед людьми, как Бог.

Сретение

Согласно еврейскому обычаю на сороковой день после рождения родители приносили мальчиков в храм для представления перед Всевышним. Родители брали с собой мирную жертву благодарения за новую жизнь в зависимости от своего благосостояния. Кто вел с собой овцу, кто корову, а Мария и Иосиф принесли двух горлиц, что свидетельствовало об их доходах.

Старцу Симеону, верившему в приход Мессии, было сказано пророчество, что он не умрет, пока не увидит будущего Спасителя мира. Увидев Марию и Иосифа, старец поспешил к ним, взял Младенца и возблагодарил Бога за Сретение или встречу с Миссией.

15 февраля — праздник Сретения или встречи с Богом. В народе говорят, что в этот день зима с весной встречается.

Благовещение

7 апреля в день Благовещения православный мир как бы замирает. По преданию в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет», то есть, запрещено что-либо делать.

Благовещение после Пасхи является самым большим праздником.

В этот день милостивый Творец, возлюбивший мир, решил послать на землю Своего Единородного Сына. Эту весть принес праведной Деве Марии архангел Гавриил, сообщив девушке, что она, не знавшая мужа, родит от Духа Святого.

Мария, знавшая еврейские строгие законы, не испугалась, а со смирением приняла весть, полностью доверившись Богу.

Преображение Господне

19 августа многие православные несут в храмы святить яблоки, празднуя яблочный Спас, и мало кто знает, что это день Преображения Иисуса Христа перед учениями в облик Бога или второе Богоявление.

Иисус, взяв с Собой трех учеников, удалился в гору для молитвы. Внезапно Учитель престал перед апостолами в сияющих одеждах. По сторонам Его стояли пророки Моисей и Илия, и снова Божий голос сказал, что перед учениками стоит Сын Божий.

Позже двое из учеников забудут об этом явлении, оставив Спасителя на горе Голгофа, умирать на кресте.

Как часто Господь открывается и нам, но в минуты отчаяния многие забывают, что Спаситель Жив и всегда рядом.

Успение Божьей Матери

28 августа, после окончания Успенского пост, православный мир вспоминает о чудесах, связанных с Успением Богородицы.

В Новом Завете нет жизнеописания Божьей Матери после Вознесения Христа, сведения о жизни и последних днях Пречистой оставили апостолы, которые всегда находили поддержку и утешение в Ее объятиях.

За 3 дня до смерти перед Марией явился архангел Гавриил и сообщил, что пришел Ее час возвратиться на небо. По воле Божьей Матери проститься с Ней, чудным образом, были собраны все апостолы, кроме Фомы.

Ученики Христа похоронили Богородицу, так же как Иисуса в скале, привалив вход камнем. Фома появился на третий день после Успения, и очень просил апостолов позволить ему проститься с Божьей Матерью.

Когда камень отодвинули, гроб был пуст. Христос забрал свою земную Мать на Небеса.

Вербное воскресение

Накануне празднования Пасхи, которую евреи отмечали в честь выхода из Египта, Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди устилали дорогу перед Ним своими одеждами и пальмовыми ветками, ликуя и крича: «Осанна!».

В России редко встретишь пальму, поэтому люди идут в храмы с веточками вербы, отсюда и второе название этого праздника — Вербное воскресение. Через 4 дня эти же люди будут кричать Пилату: «Распни!», а через неделю станут свидетелями Воскрешения Иисуса Христа.

Вознесение Господне

Сорок дней воскресший Иисус пребывал с учениками, наставляя и уча их, укрепляя веру в Небесное Царство и вечную жизнь.

В один день Спаситель вошел в облако и поднялся на Небо, пообещав прислать вместо Себя Утешителя, чтобы вовек пребывать с верующими в него людьми. (Мат. 28:20)

Троица или Пятидесятница

Ученики, видевшие вознесение Христа, ожидали обещанного Утешителя в Иерусалиме в течение 10 дней. Во время большого еврейского праздника многие евреи стали свидетелями сошествия на головы учеников огненных языков, которые никого не обжигали.

Дух святой сошел на землю вместо Спасителя, навеки явив перед верующими единство Святой Троицы. 50 день после Пасхи — день празднования Троицы.

Двунадесятые праздники для христиан являются дорогой к духовному совершенству и откровениям Господним.

Двунадесятые православные праздники: что это такое и как их отмечать

В огромном многообразии праздников в православном календаре легко запутаться. В православии праздники не просто разделяются на большие и малые. Среди больших праздников есть особый вид — двунадесятые.

Существуют большие двунадесятые праздники, великие, средние, малые, дни памяти (вседневные). Каждый из них важен по-своему, но во главе всего стоит лишь один праздник, который не относится ни к одной из групп — Пасха.

Особенности двунадесятых праздников и как их отмечают

Их всего двенадцать. В переводе слово «двунадесятый» означает «двенадцатый». Каждый год эти праздники могут отмечаться в один и тот же день, а могут быть переходящими, то есть меняющими свою дату.

Это самые большие и самые важные праздники, которые отражают сам ход жизни истории Иисуса Христа и Девы Марии. Эти праздники воспитывают нас, они призваны вдохновлять верующих. Они — напоминание о том, что Богородица и Мессия являлись простыми людьми, на которых была возложена особая миссия по спасению человечества от первородного греха.

Читать еще:  Успенский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Важность праздника определяется количеством предпраздничных дней, то есть подготовительными. Также у двунадесятых праздников есть дни попразднства, продолжения. Завершается все отдаянием.

Отмечаются такие праздники по-особому. Во-первых, в такие дни нельзя работать. Ходить на работу можно и нужно, но делать что-то сверх меры не стоит. Запрещаются работы в огороде, уборка.

Такие дни проводят в семье, в храме и в молитвах. Рекомендуется собирать скромное застолье, на котором должны присутствовать все родные и близкие вам люди.

Список двунадесятых праздников

Рождество Христово. Это самый большой двунадесятый праздник, который имеет непереходящую дату 7 января. Следует он сразу же после завершения Рождественского поста, одного из самых строгих в году. Многие считают, что именно с Рождества Христова начинается церковный календарь, но это не так.

Рождество Богородицы. Всему началом была Дева Мария, поэтому первый из двенадцати самых больших праздников календаря посвящен ей. 21 сентября отмечается первый после церковного новолетия праздник.

Воздвижение Креста Господня. Этот праздник отмечается каждый год 27 сентября. Это второй двунадесятый праздник в церковном календаре. Посвящен обретению креста, на котором распяли Христа. В этот день читают молитву «символ веры», дарят друг другу крестики.

Введение Богородицы во храм. Это очень важное событие, поскольку в этот день вспоминают то, как Дева Мария была передана в руки Господа. Ее отец и мать, Иоаким и Анна, отдали свою дочь в трехлетнем возрасте под опеку церкви, чтобы исполнить договоренность с Богом, который обещал даровать им дочь в обмен на то, что они согласятся передать ее церкви. Отмечается праздник 4 декабря.

Крещение. Крещение также называется Богоявлением. В этот день вспоминается крещение Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей, набирается святая вода в храмах, проводятся купания в проруби. Четыре дня предпразднства говорят о том, что это второй по значимости день после Рождества Христова. Крещение празднуется 19 января каждый год.

Сретение Господне. «Сретение» переводится как «встреча». Это праздник, посвященный принесению младенца Иисуса Христа в иудейский храм для совершения обряда посвящения в веру. Это был первый раз, когда мир встретился с Христом, поэтому праздник и назвали таким образом. Отмечается от 15 февраля.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Благую весть принес Марии Ангел Господень. Он сказал, что ей предстоит родить сына, который должен будет принять смерть за грехи людские и спасти человечество от первородного греха. Дата праздника — 7 апреля.

Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье пред Пасхой, поэтому является переходящим. В этот день люди торжественно приветствовали Христа, думая, что прибыл новый царь иудейский. Альтернативное название праздника — Вербное воскресенье.

Вознесение Господне. Празднуется на сороковой день после Пасхи, в четверг. Этот переходящий праздник символизирует вознесение Христа на Небеса. Его Земные дела были закончены — надлежало занять свое место рядом с Отцом в Раю. Именно поэтому считается, что души умерших еще сорок дней ходят среди нас по Земле.

День Святой Троицы. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи, поэтому называется еще пятидесятницей. Этот двунадесятый праздник посвящен триединству Бога — Отцу, Сыну и Святому Духу.

Преображение Господне. Каждый год 19 августа православные верующие отмечают праздник, символизирующий торжество двух начал Иисуса Христа — божественного и человеческого.

Успение Богородицы. День погребения Девы Марии. Отмечается каждый год 28 августа. В этот день все ученики Христа чудесным образом собрались вместе, чтобы совершить обряд погребения.

Упомянутая выше Пасха не входит в число двунадесятых праздников, потому что она стоит выше всех двенадцати главных праздников. Это самый важный день церковного календаря. Самый яркий, радостный и добрый праздник из всех возможных.

Не забывайте в такие дни читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм, делать добрые дела. Это дни духовного очищения, дни эмоционального погружения в веру

Епархия.инфо

Двунадесятые праздники — список и даты Господских, Богородичных, переходящих и непереходящих

Двунадесятые праздники

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми). По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники. Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 10 июня 2021, четверг)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 20 июня 2021, воскресенье)
  7. Преображение Господне (19 августа)

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 28 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Двунадесятые праздники

12 самых главных православных праздников года

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

Икона Двунадесятые праздники

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Двунадесятые праздники

В православии существует особая классификация религиозных праздников. Представители духовенства различают общие, великие, средние, малые и другие памятные даты. В церковном списке важное место занимают двунадесятые праздники, о которых далее будет рассказано по порядку.

Что представляют собой двунадесятые праздники

Название «двунадесятый» произошло от слова «двунадесять». В языке древних славян оно означало «двенадцать». Такие праздники отмечаются православной церковью с особой торжественностью. После Пасхи они считаются самыми значительными.

Двунадесятые праздники имеют важную особенность, благодаря которой их удается легко отличить от других церковных дат. Все они относятся ко временам жизни на земле Иисуса Христа и Царицы Небесной. Остальные религиозные празднества рассматриваются как недвунадесятые.

В церковно-богослужебной книге, которая называется Типиконом, двунадесятые праздники отмечают красным цветом. Этим подчеркивается их важнейшая роль в жизни христиан. Такие православные празднования представлены несколькими типами:

  • в зависимости от событий, происходивших в период земной жизни Спасителя и Девы Марии, их делят на Господские и Богородичные;
  • памятные даты могут быть переходящими и непереходящими (подвижными и неподвижными). Первый вид праздников соответствует хронологии Пасхального круга. Второй рассматривается в хронологическом порядке церковного года, начинающегося 1 сентября.

Богослужебные тексты для проведения переходящих двунадесятых праздников помещены в Триоди, непереходящих – в Минее. Вечером накануне каждой из таких дат в храмах обязательно служат торжественное всенощное бдение.

Важные особенности

Двунадесятые праздники проходят не так, как дни почитания святых или церковных событий. Такие праздники имеют собственную схему и длятся на протяжении трех дней. Они состоят:

  • из предпразднества;
  • попразднства;
  • отдания.

Предпразднество – это подготовка к предстоящему значимому событию. В православии под этим подразумевают правильный настрой на проведение торжества, отвлечение от занятости повседневными делами, активизацию духовной составляющей христианина.

Читать еще:  Именины Сергея: когда день ангела по церковному календарю

Попразднство является продолжением основного праздника. Суть отдания заключается в «прощании» с памятной датой вплоть до очередного ее наступления, которое состоится в следующем году.

Название и значение каждого из празднеств

К двунадесятым церковным датам принадлежат:

Вход Господень в Иерусалим

Воздвижение Креста Господня

День Святой Троицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Благовещение Девы Марии

Успение Пресвятой Богородицы

Далее приведен перечень, в котором двунадесятые праздники расположены в календарном порядке.

Рождество Богородицы (непереходящий, 21 сентября)

Пречистая Дева Мария была дочерью пожилых благоверных супругов, долгое время не имевших детей. Рождение Богородицы упоминалось еще в ветхозаветных пророчествах. Марии предназначалась важнейшая миссия – стать вратами, которые позволят Иисусу Христу прийти в физический мир.

В канонической Библии отсутствуют сведения о появлении Богоматери в семье Иоакима и Анны. Об этом событии можно узнать из Евангелия Иакова, увидевшего свет во втором столетии от Рождества Христова.

Воздвижение (непереходящий, 27 сентября)

Название празднества связано с тем, что при совершении торжественного богослужения крест поднимают для всеобщего обозрения. В этот день верующие вспоминают о событиях, связанных с обретением древа, на котором распяли Иисуса. На месте, где произошло это событие, поначалу построили храм Венеры. В IV веке император Константин, бывший глубоко верующей личностью, повелел уничтожить все языческие капища и осуществить тщательные раскопки.

Во время этих работ были обнаружены 3 древа в виде креста. Чтобы выяснить, на каком именно умер Спаситель, решили положить на каждое по мертвецу. Одно из них проявило необыкновенную силу, благодаря которой покойник ожил, и оказалось тем самым крестом.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (непереходящий, 4 декабря)

Чтобы отблагодарить Бога за посланное на старости лет чадо, праведные Иоаким и Анна пообещали со временем отдать Марию в монастырь. Следуя данному обету, они привели девочку в храм в 3-летнем возрасте.

Марию встретил первосвященник Захария, который давно знал о пророчестве, предсказывающем появление Богоматери. Он отвел будущую Богородицу в самое священное церковное место, куда сам заходил однократно на протяжении целого года. Пречистая Дева обитала в этом помещении, пока Ей не исполнилось 12 лет, после чего Марию выдали замуж за праведника Иосифа.

Рождество Христово (7 января, непереходящий)

Этот январский день является датой прихода Божьего Сына в наш мир с целью спасения человечества. Двунадесятый праздник напоминает верующим о рождении Иисуса Христа, произошедшем более двух тысяч лет назад, а также о сопутствующих обстоятельствах такого чудесного события.

Дева Мария родила Иисуса после непорочного зачатия. Младенец появился не в доме, а в пещере. Именно сюда пришли верующие из числа пастухов и волхвы, желающие поклониться Мессии. Царь Иудеи Ирод счел Его появление на свет опасным для себя, поэтому повелел безжалостно уничтожить всех новорожденных детей в Вифлееме. Для спасения жизни Богомладенца Мария и ее обручник Иосиф вынуждены были бежать.

Крещение (19 января, непереходящий)

Крещение, или Богоявление, посвящено свершению христианского обряда над Иисусом в водах Иордана. Христос крестился в возрасте 30 лет от руки Иоанна Предтечи (Крестителя). Также в этот день к Нему сошел Святой Дух, принявший облик голубя, а Господь во всеуслышание назвал Спасителя возлюбленным Сыном.

Считается, что с наступлением крещенского празднества вся вода приобретает чудодейственную силу, помогает избавляться от болезней и других напастей. Для исцеления пить ее необходимо в небольшом количестве перед едой. Многие христиане, несмотря на зимнюю стужу, проводят омовение в купелях. Окунаться в воду полагается троекратно, сотворив при этом крестное знамение и произнеся краткую молитву к Господу.

Сретение (15 февраля, непереходящий)

Слово «сретение» означает на старославянском языке «встреча». Праздник посвящен такому событию, как прибытие в храм Богородицы с маленьким Иисусом и праведным Иосифом для посвящения Младенца.

Святое семейство было встречено ветхозаветным церковником Симеоном. Старец, державший Божьего Сына на руках, сказал фразу, которой впоследствии суждено было стать молитвенным текстом. Сама встреча Богомладенца с Сименоном считается символом прихода Бога в человеческий мир.

Благовещение (7 апреля, непереходящий)

Данный праздник является напоминанием о событии, известном как «благая весть». Предание сообщает, что однажды перед Девой Марией предстал небесный посланник Гавриил. Архангел раскрыл великую тайну о том, что Ей суждено стать вратами для прихода Спасителя в земной мир. Также ангел передал будущей Богородице Божье повеление назвать Его Сына Иисусом.

Вход Господень в Иерусалим (за 7 дней до Пасхи, переходящий)

Незадолго до распятия на кресте Иисус Христос отправился в Иерусалим. Будучи повсеместно известным, Он вел себя очень скромно и въезжал в город на маленьком ослике вместо красивого роскошного коня. Жители Иерусалима были рады Спасителю и встречали Его со многими почестями. Пребывая в городе, Мессия наказал непорядочных торговцев, исцелил многих людей, после чего направился в Вифанию.

Этот день также известен под названием Вербного Воскресенья, поскольку с его приходом полагается освящать ветки дерева в храмах. После этого ими украшают вход в дома и внутреннюю часть жилищ. Поначалу вместо вербы символом праздника были пальмовые ветви.

Вознесение (на 40-й день после Пасхи, переходящий)

Вознесение – это праздник, который отмечается после Воскресения Христова. Он напоминает людям о том, какая необыкновенная участь уготована всем, кто следует Божьим заповедям.

В течение 40 дней, последовавших за смертью Спасителя, Он посещал своих учеников. Мессия приходил, чтобы рассказать о Царствии Небесном. Затем Иисус пообещал апостолам оставаться с ними вечно и вознесся на небеса.

День Святой Троицы (спустя 50 дней после Пасхи, переходящий)

Среди всех двунадесятых праздников эта дата приравнивается ко дню рождения Православной церкви. По легенде, спустя 50 дней после Пасхи произошло чудо – сошествие Святого Духа на апостолов. Благодаря этому они приобрели необыкновенные способности – заговорили на многих языках и стали повсеместно проповедовать учение Христово.

Преображение (19 августа, непереходящий)

У праздника имеется и другое название – Яблочный Спас. В этот день Иисус совершил восхождение на Фавор, позвав за собой троих апостолов. Когда Спаситель с последователями молился, Его лик и одежда стали излучать ярчайший свет, затем перед изумленными учениками предстали пророки Моисей и Илья.

Это случай стал очередным доказательством божественного происхождения Мессии и глубоко поразил Его последователей. Христос запрещал ученикам рассказывать о произошедшем до определенного времени, поэтому эта история стала известной только после Его воскресения.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа, непереходящий)

Успением называют день смерти Богоматери. Сведения о Ее жизни после Вознесения Христа сохранились благодаря апостолам. За 3 дня до своей кончины Богородица увидела архангела Гавриила. Небесный посланник сообщил, что вскоре Ей предстоит попасть на небо. Проститься с Пречистой Девой Марией пришли все ученики Иисуса, кроме Фомы.

После кончины Божией Матери последователи Христа похоронили ее в скале. Спустя 3 дня явился Фома, который попросил позволить ему проститься с Богородицей. Когда апостолы открыли гроб Девы Марии, они увидели, что он пуст внутри. После этого ученики Христа поняли, что Мессия забрал Богородицу с собой на Небеса.

Почему Пасху не относят к двунадесятым праздникам

Несмотря на то, что Пасха непосредственно связана с жизнью Спасителя на земле, ее не причисляют к двунадесятым празднествам. Это значит, что день воскресения Христа, в который он восстал после мученической смерти, ставится Церковью гораздо выше остальных праздников.

Пасха является датой, которая венчает собой все 12 вышеописанных торжеств. Об этом говорят и особые православные иконы. На них фрагмент, изображающий воскресение Иисуса, находится в центре, а сцены с событиями двунадесятых празднеств окружают его со всех сторон.

Что такое двунадесятый праздник?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет?

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.

Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

  1. Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января;
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  12. Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Двунадесятые праздники

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников, в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют предпразднства, попразднства и отдания праздника.

В России до 1925 были также и гражданскими.

Содержание

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября):

  • Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  • Крещение Господне — 6 (19) января;
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  • Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  • Преображение Господне — 6 (19) августа;
  • Успение Богородицы — 15 (28) августа;

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. В особенностях богослужения это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, сначала служится обычная воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны, которые поются на Литургии в сам день праздника; великие прокимны (поются на вечерне в сам праздничный день)

Структура праздников

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие праздник,
  • попразднство — продолжение праздника,
  • отдание — заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова — 5 предпразднственных дней;
  • Богоявления — 4 предпразднственных дня;
  • Входа Господня в Иерусалим — нет предпразднства;
  • Вознесения Господня — нет предпразднства;
  • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Читать еще:  Антипасха: когда отмечают праздник в 2020 году, история и традиции

На праздничной великой вечерне всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея. Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужебные особенности двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего восемь:

  • Не переходящие: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение.
  • Переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Особенности богослужения Господских праздников

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы.
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны.
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь праздника.
  5. Имеют особый отпуст.
  6. В день двунадесятого праздника вечером совершается Великая вечерня с вечерним входом и великим прокимном. Если праздник случится в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника и читается на великой вечерне вместо рядового прокимна.
  7. В отдание праздника на Литургии читается один Апостол и одно Евангелие дня.

Богослужебные особенности двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего четыре: Введение, Успение, Благовещение и Рождество Богородицы.

На эти праздники положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Богослужебные особенности соединения Богородичной службы с воскресной

  1. На «Господи, воззвах» поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся») читаются паремии праздника.
  3. На литии трижды поется тропарь праздника.
  4. На «Бог Господь» воскресный тропарь поется дважды, на «Слава и ныне» тропарь праздника.
  5. Полиелей, величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных.
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше»
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Канон читается воскресный, Богородице и празднику.
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают «Честнейшую».
  12. «Свят Господь Бог наш» не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе «Воскресый из мертвых…», а не «молитвами Богородицы».
  15. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  16. «Достойно есть» заменяется задостойником.
  17. На славлении после отпуста, или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

Все, что нужно знать о двунадесятых праздниках: список с датами и объяснениями

Значимость двунадесятых праздников в православии

Со старославянского «двунадесять» переводится, как «двенадцать» – отсюда и название 12 главных церковных празднеств. В православном календаре эти даты занимают почетные места, а празднование их отличается особенным величием. Также они имеют свои иконы, которые располагаются на иконостасе. Объединяет торжества одно – все они отождествляются с вехами земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Двунадесятые праздники чтятся православной церковью особенно сильно

До 25-го года ХХ столетия в России все великие церковные праздники приравнивались к государственным. Некоторые из них до сих пор имеют официальное значение и закреплены законодательством. Красные даты являются выходными, даже если выпадают на будний день.

Еще одним отличием от других церковных торжеств является растянутость во времени. Предваряют торжественный день предпразднества, затем следуют попразднества, а оканчивается праздничный период отданием. Таким образом, человек успевает не спеша настроить себя на нужный лад, вспомнить евангельские события, прожить их, задуматься о своем внутреннем мире и смысле жизни.

Видео «Основные двунадесятые праздники православной церкви»

В этом видеосюжете представлены основные празднества православных христиан.

Двунадесятые непереходящие праздники

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными, то есть имеют фиксированную календарную дату.

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 сентября. Список двунадесятых празднеств начинает именно это торжество, когда православие отмечает рождение Девы Марии. Согласно Святому Писанию, Иоакиму во сне явился ангел, сообщивший, что у того родится дочь. Вернувшись из пустыни домой, он встретил свою жену, Анну, которая обрадовала его радостной новостью.

В этот день по христианским традициям люди славят Матерь Божию, как защитницу всего человечества перед Создателем. Праздник отождествляют с началом осени и окончанием летних полевых работ.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 27 сентября. Дата празднества была впервые официально утверждена в 335 году после освящения иерусалимского храма Воскресения Христова. Предшествовала этому событию экспедиция императрицы Елены, отправившейся искать утерянные раннехристианские артефакты. Сегодня красная дата связана с крестом, как главным символом христианства, на котором принял смерть Иисус.

На Воздвижение принято поститься, запрещено заниматься тяжелым физическим трудом. Народное поверье гласит, что с этого дня змеи прячутся по норам на зиму, а птицы улетают в теплые края.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 4 декабря. Православные христиане почитают эту дату, как очень важное событие в жизни Пресвятой Марии. Когда девочке исполнилось три года, ее родители исполнили Божий завет – отдали ту на служение Всевышнему. Евангелие говорит, что дочь Иоакима вошла в храм уверенно, как будто уже знала судьбу, уготованную ей Господом.

Введение, как называли еще великое празднество, отождествляли с наступлением зимы и прекращали все полевые работы. Этот день проводили за катанием на санях, зимними гуляниями и ярмарками.

Рождество Христово

Празднуется 7 января. Главный праздник из двунадесятых, который посвящен рождению Христа. Когда Деве Марии пришло время разрешаться от бремени, они с Иосифом прибыли в Вифлеем. Сразу после появления Сына Божьего на свет ночное небо озарила яркая звезда, оповещавшая все человечество о благой вести.

Католическая церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря.

Великому торжеству предшествует строгий пост, длящийся 40 дней. Вечером 6 января он заканчивается и православные христиане разговляются праздничным ужином с двенадцатью блюдами.

Рождество Христово – главный праздник из двунадесятых

Крещение Господне

Празднуется 19 января. В этот день тридцатилетний Иисус пришел к пророку Иоанну, который совершал таинства крещения на реке Иордан, и попросил окрестить Его. Когда Христос вынырнул из воды, небеса раскрылись, а оттуда снизошел Святой Дух, принявший личину голубя. Именно Он сообщил благую весть о явлении Сына Божьего.

По традиции на Крещение принято трижды окунаться в проруби и запасаться святой водой. А вот из языческих обрядов к нам дошли крещенские гадания, не особо чтимые Церковью.

Сретение Господне

Празднуется 15 февраля. Торжество приурочено к явлению Мессии перед человечеством. Когда Иисусу исполнилось 40 дней, Дева Мария принесла его в храм, чтобы показать Господу. Как только старец Симеон взял Младенца на руки и поднял, снизошел Святой Дух, объявивший Ребенка Сыном Божьим. Прорицательница Анна, стоявшая неподалеку, подтвердила это.

Древние славяне считали Сретение днем встречи зимы с весной. Они проводили веселые гуляния, на следующий день приступали к весенним работам. Доброй традицией было венчаться или скреплять себя узами брака в этот праздник.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 7 апреля. Православная церковь ассоциирует празднество во имя Богоматери с добрыми ожиданиями и надеждами. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил, который принес ей благую весть о зачатии ею Сына Божьего. Он изрек: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенная Ты между женами».

Нередко Благовещение выпадает на Великий Пасхальный Пост. В этом случае церковь делает попущение, разрешая вкушать рыбные блюда. Наши предки на этот праздник готовили соль на оберег и сжигали старые, ненужные вещи.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Преображение Господне

Празднуется 19 августа. Народное название великого торжества – Яблочный Спас. Согласно Святому Писанию в этот день Христос отправился к горе Фавор, взявши с собой трех учеников. Когда Спаситель поднялся наверх и начал молиться, Он вдруг вознесся к Небесам, Его одежда обрела белый цвет, а вокруг Него образовалось яркое сияние. Таким образом Творец Единый возвестил апостолов о Своем Сыне.

В народе 19 августа начиналась пора сбора фруктового урожая. Считалось, что именно на Преображение плоды окончательно дозревают. Также славяне считали, что с этого дня лето полностью отдает свои права осени.

Успение Богородицы

Празднуется 28 августа. Несмотря на скорбный оттенок, который несет это торжество, христианство наделяет его радостными эмоциями. В этот день Пресвятая Дева Мария вознеслась на Небеса, воссоединившись с Богом. Святое Писание трактует ее смерть, как переход к вечной, счастливой жизни рядом со Всевышним.

Празднеству предшествует двухнедельный пост, который по строгости не уступает Пасхальному. По его окончании верующие разговляются, устраивая праздничную трапезу. Женщины пекут хлеб, делают заготовки на зиму, а парни идут свататься.

Двунадесятые переходящие праздники

Три великих торжества, которые не имеют фиксированной даты в православном календаре, тесно связаны с Великой Пасхой.

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до Воскресения Христова церковь начинает отмечать Вербное Воскресенье. Красная дата знаменует прибытие Иисуса в Иерусалим. Чтобы показать людям свои благие намерения, Спаситель въехал на осле. Народ израильский, встречая Мессию, выкладывал Ему дорогу пальмовыми ветвями. Так появилась традиция святить на этот праздник пальму, а наших широтах – вербу.

По христианским обычаям вербовые ветки, освященные в церкви, хранят ровно год до следующего торжества. Они призваны защищать от неудач и дарить благополучие. Также ими принято похлестывать друг друга, произнося: «Не я бью – верба бьет».

Вознесение Господне

Великое празднество отмечают спустя 40 дней после Пасхи. Торжество восхваляет вознесшегося Мессию, а также не дает забыть о божественной природе, которая преобладает над несовершенным человеком. Согласно Евангелию, после Своего Воскрешения Иисус еще продолжал проповедовать, а затем вознесся на Небеса, дав обещание прийти еще раз.

По традиции поздравлять с Пасхой словами «Христос Воскрес!» можно вплоть до Вознесения, однако после него делать это категорически запрещено.

День Святой Троицы

На 10 день после Вознесения наступает Пятидесятница. Святое Писание описывает событие, предшествующее появлению этого праздника так. Когда ученики Христовы собрались вместе, на них снизошел Святой Дух в виде пламенного огня. Апостолы обрели дар говорить на всех языках и пустились по миру проповедовать Слово Божье.

В народе Троица символизировала начало лета. Было принято украшать дома зеленью, посещать праздничные службы, а после устраивать веселые гуляния. Купаться на Пятидесятницу было запрещено, так как верили, что это день водяной нечисти.

Сколько бы столетий ни прошло, двунадесятые праздники остаются главными в православном календаре. Каждый из них почитается по своим традициям и несет свой смысл, напоминая нам о земной жизни Мессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Двунадеся́тые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников.

Неподвижные (по хронологии церковного года, который начинается 1 сентября):

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н.ст.) — Богородичный
  • Воздвижение Креста Господня (или Крестовоздвижение ) — 14 сентября (27 сентября н.ст.) — Господский
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н.ст.) — Богородичный
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января н.ст.) — Господский
  • Крещение Господне — 6 января (19 января н.ст.) — Господский
  • Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н.ст.) — Господский (с уставными элементами Богородичного, подробнее см. соотв. статью)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля н.ст.) — Богородичный
  • Преображение Господне — 6 августа (19 августа н.ст.) — Господский
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа (28 августа н.ст.) — Богородичный

Подвижные (по хронологии пасхального круга):

  • Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресение» — за неделю до Пасхи) — Господский
  • Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) — Господский
  • Пятидесятница (или «Сошествие Святого Духа на апостолов», или «День Пресвятой Троицы) (50-й день после Пасхи) — Господский

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство, отдание праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях — Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector