0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цареградская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Содержание

В чем помогает Цареградская икона Божьей Матери?

История появления

Обе иконы связаны со столицей Византии – Константинополем, называемым ранее Царьградом, от имени которого они и получили свое название. История Цареградской иконы содержит много тайн и загадок, так и оставшихся неразгаданными. Сведения о ее появлении очень скудные. Доподлинно лишь известно, что один из образов был написан святым Лукой. Но о том, как он попал в Константинополь, сведения не сохранились. Предания гласят, что явилась икона 25 апреля 1071 года. Согласно летописям, после отпадения Рима от христианской веры икону перенесли в Константинополь.

XV век ознаменовался многочисленными нашествиями врагов на Русь. Особенно страдала Псковская область, на которую нападали шведы, латыши, эстонцы. Это совпало со временем раскола Византии на два лагеря. Поэтому Патриархом Константинопольским Геннадием Вторым было решено отправить чудотворную Цареградскую икону в Псков. Этот дар стал символом того, что Господь, отвернувшись от еретически настроенного народа, поворачивается лицом к приверженцам православной веры.

За святыней в Константинополь был отправлен преподобный Ефросиний. Встречали преподобного всей монастырской братией. На месте встречи служили молебен и пели акафист. Позже на этом месте забил источник, на котором был заложен монастырь, долгое время называемый Сретенским.

Воды источника считались целебными. А часовня существует и в настоящее время, но ветхое деревянное здание заменено новым и названо Часовней Пречистой.

После очередного набега шведов монастырь был захвачен и разграблен. Богатый серебряный оклад иконы, украшенный драгоценными камнями, не остался без внимания врагов, и чудотворную икону унесли вместе с другими ценными вещами.

Но возвращающиеся домой шведские корабли затонули в Чудском озере. Разлившаяся в полноводье река Толба не дала шведам выйти в устье, и корабли, вместе с чудотворной иконой, ушли на дно, где она покоится до сих пор.

Каким образом позже в монастыре появилась копия святого образа, не известно. Во время революции 1917 года монастырь разграбили, а монахов разогнали. Но протоиерею Николаю Гурьянову, проживающему на острове Залита, удалось сохранить ценную икону. После восстановления обители старец передал святой образ игумении Елисавете, возглавившей монастырь, ставший женским.

О второй иконе Цареградской Божией Матери известно еще меньше. Согласно справочнику Богородичных икон, святой образ был оставлен в храме Старая Русса вблизи Новгорода двумя странствующими монахами. Так как монахи были из Константинополя, икону стали именовать Цареградской.

Странники, прибыв в Старую Руссу, отслужили в местном соборе Божественную литургию. Во время богослужения на монахов сошла такая благодать, что они решили подарить храму небольшой образ, помещавшийся на ладони. Что дальше стало с этой иконой – не известно.

Списки Цареградской иконы Богородицы

Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.


Икона Богородицы «Цареградская»

Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.

Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.

Читайте о монастырях в России:

  • Действующие монастыри Суздаля
  • Действующие монастыри Подмосковья
  • Действующие мужские и женские монастыри Москвы

Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств. Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.

На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.

Описание и значение

Существует около 15 списков Цареградского образа. Объединяет их всех изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Древние иконописцы для нанесения лика Богоматери использовали кедровые доски, приложенные друг к другу и плотно склеенные.

Богоматерь изображена по пояс. На одной руке у нее сидит Богомладенец, другая располагается на Его груди. Во взоре Богородицы читается сострадание и жалость к грешникам, взгляд же Младенца суров для согрешивших, но милостив для праведников.

Голову и плечо Пресвятой покрывает хитон, за который правой рукой держится Христос. В левой руке Иисуса голубь, символизирующий Святой Дух. Голова Младенца склонена к Богоматери. Правая нога опущена вниз, указывая на то, что Господь всегда готов встать на помощь покаявшимся. Левую ногу Иисус согнул и приподнял, дабы оттолкнуть нераскаявшегося грешника.

Из-за того, что списки делались с разных оригиналов, некоторые детали на образах разнятся:

  • младенец изображен то на правой руке Пресвятой, то на левой;
  • на одних изображениях в руках у Иисуса голубь, на других – книга или свиток.

Но независимо от того, с какого из оригиналов сделаны списки, трепетные чувства охватывают при взгляде на любой из святых образов.

Цареградская икона прославилась множеством чудес. Молитвенные обращения к святому образу помогли исцелиться многим людям от душевных и физических болезней. Чудотворный образ помогал всем страждущим, независимо от вероисповедания. Известны случаи исцеления латышей, эстонцев, просящих помощи и защиты у Цареградской Богоматери.

Самые известные чудотворные случаи:

  • исцеление лютеранки Эмилии от затяжной болезни после пения акафиста святому образу;
  • прозрение слепого Андриса, отстоявшего Водосвятный молебен перед иконой Девы Марии.
  • возвращение слуха глухонемому Кармичу (Карлу), приносящему молитвы Цареградской Царице Небесной.

В старинных записях Елизаровской обители хранятся сведения о более чем 2 десятках чудес от святого образа. Многим людям было дано утешение и благовременная помощь. Значение Цареградской иконы для России сложно переоценить. Святые отцы утверждали, что благодаря священному лику Божьей Матери Русь смогла выстоять в трудные времена.

Немалое значение имеет образ Цареградской Богородицы и для духовного становления православных верующих. Ведь она является символом победы Христа над безбожием, помогая распространить христианскую веру по всей России.

О чем просят перед иконой

Почитание Цареградской иконы выпадает на два дня в году: 8 мая и 30 сентября по новому стилю (25 апреля, 17 сентября по юлианскому календарю). Образ Цареградской Богородицы относится к иконам типа Одигитрия (Путеводительница). Поэтому святой образ, который можно приобрести в любой церковной лавке, принято брать в длительную поездку.

Молитвенные слова, обращенные к Божией Матери, содержат просьбы:

  • о благословении на работу;
  • об исцелении от недугов;
  • о содействии в сохранении семьи;
  • об укреплении веры;
  • о предотвращении краж, пожаров и других бедствий;
  • о преодолении неприятностей.

Цареградская Богородица помогает избежать искушений, придает духовные силы в следовании Божьим заповедям.

Молиться Пресвятой Богородице нужно не только о нуждах, но и благодарить за оказанную помощь.

Обращаться к чудотворному образу можно своими словами либо читать специальную молитву. Искренняя молитва, исходящая от сердца, всегда будет услышана Богоматерью и Господом Богом.

Обретение иконы

В тяжелый период Октябрьской революции, когда верующие подверглись гонениям, Спасо-Елеазарский монастырь был разграблен, а монахи разогнаны. Хранящийся там список Цареградской иконы на радость всем уцелел благодаря старцу Николаю Гурьянову, проживавшему на острове Залита.

В период возрождения обители, он передал ее настоятелю монастыря, и теперь все желающие могут перед Цареградской иконой Божией Матери молитву и просьбу свою с истинной верой возносить к Господу.

Текст молитвы

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Икона Богородицы Цареградская

Празднование

История

Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны. По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шве­дов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.

О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Богослужения

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской» , глас 1

Возсия́ нам, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии./ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно всех, приходя́щих к ней с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему нам!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Воссияла нам, как солнце, блистающее с востока, в великолепии Твоя, Владычица, икона, озаряя удивительным сиянием чудес всех, приходящих к ней с верой и любовью и молящихся усердно к Твоему, в Сыне Твоем и Боге, величию. Слава Богу, давшему нам эту икону с помощью Евфросина! Слава Приведшему ее из Царьграда (Константинополя)! Слава Подающему через нее всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской» , глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию нас Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу,/ и к Ней, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Препрославленная Матерь Всевышнего созывает нас к песнопению пришествием Своего образа из Царьграда и побуждает созерцанием его на борьбу, побеждать силу противящихся Богу, и Ей, как виновнице нашей радости, воспевать: «Радуйся Невеста, мужа не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской»

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Читать еще:  Икона Божией Матери "Державная": история, значения, в чем помогает и как молиться

Описание Цареградской иконы Божией Матери и о чем просят Богородицу, молитва

Образы Богородицы почитаются всеми православными христианами. О появлении каждого святого лика гласят всевозможные предания и истории. Одной из самых загадочных является Цареградская икона с изображением Божией Матери, так как изначально существовало два образа с таким наименованием. Каждый из них имеет немалое значение для верующих и обладает чудотворной силой, защищая любого, кто обращается за помощью.

История появления

Обе иконы связаны со столицей Византии – Константинополем, называемым ранее Царьградом, от имени которого они и получили свое название. История Цареградской иконы содержит много тайн и загадок, так и оставшихся неразгаданными. Сведения о ее появлении очень скудные. Доподлинно лишь известно, что один из образов был написан святым Лукой. Но о том, как он попал в Константинополь, сведения не сохранились. Предания гласят, что явилась икона 25 апреля 1071 года. Согласно летописям, после отпадения Рима от христианской веры икону перенесли в Константинополь.

XV век ознаменовался многочисленными нашествиями врагов на Русь. Особенно страдала Псковская область, на которую нападали шведы, латыши, эстонцы. Это совпало со временем раскола Византии на два лагеря. Поэтому Патриархом Константинопольским Геннадием Вторым было решено отправить чудотворную Цареградскую икону в Псков. Этот дар стал символом того, что Господь, отвернувшись от еретически настроенного народа, поворачивается лицом к приверженцам православной веры.

За святыней в Константинополь был отправлен преподобный Ефросиний. Встречали преподобного всей монастырской братией. На месте встречи служили молебен и пели акафист. Позже на этом месте забил источник, на котором был заложен монастырь, долгое время называемый Сретенским.

Воды источника считались целебными. А часовня существует и в настоящее время, но ветхое деревянное здание заменено новым и названо Часовней Пречистой.

После очередного набега шведов монастырь был захвачен и разграблен. Богатый серебряный оклад иконы, украшенный драгоценными камнями, не остался без внимания врагов, и чудотворную икону унесли вместе с другими ценными вещами.

Но возвращающиеся домой шведские корабли затонули в Чудском озере. Разлившаяся в полноводье река Толба не дала шведам выйти в устье, и корабли, вместе с чудотворной иконой, ушли на дно, где она покоится до сих пор.

Каким образом позже в монастыре появилась копия святого образа, не известно. Во время революции 1917 года монастырь разграбили, а монахов разогнали. Но протоиерею Николаю Гурьянову, проживающему на острове Залита, удалось сохранить ценную икону. После восстановления обители старец передал святой образ игумении Елисавете, возглавившей монастырь, ставший женским.

О второй иконе Цареградской Божией Матери известно еще меньше. Согласно справочнику Богородичных икон, святой образ был оставлен в храме Старая Русса вблизи Новгорода двумя странствующими монахами. Так как монахи были из Константинополя, икону стали именовать Цареградской.

Странники, прибыв в Старую Руссу, отслужили в местном соборе Божественную литургию. Во время богослужения на монахов сошла такая благодать, что они решили подарить храму небольшой образ, помещавшийся на ладони. Что дальше стало с этой иконой – не известно.

Описание и значение

Существует около 15 списков Цареградского образа. Объединяет их всех изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Древние иконописцы для нанесения лика Богоматери использовали кедровые доски, приложенные друг к другу и плотно склеенные.

Богоматерь изображена по пояс. На одной руке у нее сидит Богомладенец, другая располагается на Его груди. Во взоре Богородицы читается сострадание и жалость к грешникам, взгляд же Младенца суров для согрешивших, но милостив для праведников.

Голову и плечо Пресвятой покрывает хитон, за который правой рукой держится Христос. В левой руке Иисуса голубь, символизирующий Святой Дух. Голова Младенца склонена к Богоматери. Правая нога опущена вниз, указывая на то, что Господь всегда готов встать на помощь покаявшимся. Левую ногу Иисус согнул и приподнял, дабы оттолкнуть нераскаявшегося грешника.

Из-за того, что списки делались с разных оригиналов, некоторые детали на образах разнятся:

  • младенец изображен то на правой руке Пресвятой, то на левой;
  • на одних изображениях в руках у Иисуса голубь, на других – книга или свиток.

Но независимо от того, с какого из оригиналов сделаны списки, трепетные чувства охватывают при взгляде на любой из святых образов.

Цареградская икона прославилась множеством чудес. Молитвенные обращения к святому образу помогли исцелиться многим людям от душевных и физических болезней. Чудотворный образ помогал всем страждущим, независимо от вероисповедания. Известны случаи исцеления латышей, эстонцев, просящих помощи и защиты у Цареградской Богоматери.

Самые известные чудотворные случаи:

  • исцеление лютеранки Эмилии от затяжной болезни после пения акафиста святому образу;
  • прозрение слепого Андриса, отстоявшего Водосвятный молебен перед иконой Девы Марии.
  • возвращение слуха глухонемому Кармичу (Карлу), приносящему молитвы Цареградской Царице Небесной.

В старинных записях Елизаровской обители хранятся сведения о более чем 2 десятках чудес от святого образа. Многим людям было дано утешение и благовременная помощь. Значение Цареградской иконы для России сложно переоценить. Святые отцы утверждали, что благодаря священному лику Божьей Матери Русь смогла выстоять в трудные времена.

Немалое значение имеет образ Цареградской Богородицы и для духовного становления православных верующих. Ведь она является символом победы Христа над безбожием, помогая распространить христианскую веру по всей России.

Где можно найти образ

Из-за того, что изначально существовали 2 оригинальные иконы Цареградской Божией Матери, определить точно, списки с какого образа находятся в храмах, невозможно. Один из древних списков долгое время хранился в Спасо-Елизаровском монастыре, находящемся недалеко от Пскова. Помолиться перед святым образом можно в московской церкви Успения Пресвятой Богородицы, находящейся на Малой Дмитровке. Еще один список находится в селе Нижерово Ярославской области.

О чем просят перед иконой

Почитание Цареградской иконы выпадает на два дня в году: 8 мая и 30 сентября по новому стилю (25 апреля, 17 сентября по юлианскому календарю). Образ Цареградской Богородицы относится к иконам типа Одигитрия (Путеводительница). Поэтому святой образ, который можно приобрести в любой церковной лавке, принято брать в длительную поездку.

Молитвенные слова, обращенные к Божией Матери, содержат просьбы:

  • о благословении на работу;
  • об исцелении от недугов;
  • о содействии в сохранении семьи;
  • об укреплении веры;
  • о предотвращении краж, пожаров и других бедствий;
  • о преодолении неприятностей.

Цареградская Богородица помогает избежать искушений, придает духовные силы в следовании Божьим заповедям.

Молиться Пресвятой Богородице нужно не только о нуждах, но и благодарить за оказанную помощь.

Обращаться к чудотворному образу можно своими словами либо читать специальную молитву. Искренняя молитва, исходящая от сердца, всегда будет услышана Богоматерью и Господом Богом.

Текст молитвы

К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.

Икона Божией Матери Цареградская

Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны. По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шве­дов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.

О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.

На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.

Почитание святыни в Спасо-Елеазаровском женском монастыре д. Елезарово

История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.

Читать еще:  Икона святого Кирилла: история, значение, в чем помогает и как молиться

Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.

Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.

Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.

Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой.Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину — девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Б.М. поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не стоько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой — Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим , если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.

ЦАРЕГРАДСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Цареградская (Константинопольская) икона Божией Матери. Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Цареградская (Константинопольская) икона Божией Матери, название трех различных икон, сильно отличающихся друг от друга

Икона, явленная в 829 году

Об этой чудотворной иконе известно, что она явилась в 829 году в Константинополе, отчего и называется Константинопольской. Богородица изображена на ней с лилией в руке.

Цареградская икона Божией Матери

Икона, явленная в 1071 году

Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь, глас 1

Возсия́ на́м, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии/ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно/ все́х, приходя́щих к не́й с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему на́м!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию на́с Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу/ и к Не́й, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Цареградская икона Божией Матери, Палех

Икона на грифельной доске

Икона выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Относится к иконографическому типу Одигитрии.

О явлении её предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви Божественную литургию. На память о своём пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и хранилась Старорусском соборе.

Литература

  • Изображение Икон и Полн. М. Арх. Сергия.
  • Косолапов.

Державная: история иконы , которая «взяла царскую власть над Россией»

15 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. А за несколько часов до этого , в подвале храма недалеко от Москвы нашли старинную икону , на которой Божия Матерь держит в руках скипетр и державу. Почему эта икона стала «главной святыней монархистов» — в материале altapress.ru.

Державная икона: история и значение

По церковному преданию , в 1917 году крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос , который сказал:

«Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять , сделать красной , и пусть молятся».

В другой раз этой женщине приснился белый храм , в котором находилась Богородица. 15 марта ( 2 марта по старому стилю) Евдокия отправилась в Коломенское и узнала Вознесенскую церковь , которую видела во сне.

Вместе с настоятелем в подвале храма они нашли почерневшую от времени икону , пишет foma.ru. Когда ее отмыли , то увидели изображение Божией Матери. Она восседала на троне вместе с сыном. В руках у Богородицы изображены скипетр и держава — символы царской власти.

В тот же день , в 23.40 в Пскове последний российский император Николай II подписал акт об отречении от престола , пишет informpskov.ru.

К обретенной Державной иконе стали стекаться верующие. Чтобы все могли поклониться образу , его возили не только по окрестным храмам , но даже по фабрикам и заводам. В составлении молитв Державной иконе Божией Матери участвовал патриарх Тихон.

Предположительно , эта икона до 1812 года находилась в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре в Москве , пишет azbyka.ru. Во время войны с Наполеоном ее спрятали в Коломенском и забыли 105 лет.

После того , как нашли Державную икону , патриарх Тихон призывал православных молиться перед этим образом. Он вверял Россию Богородице как истинной правительнице , пишет «Фома».

Эту мысль поддерживают многие священнослужители. Например , архиепископ Русской православной церкви заграницей Аверкий ( Таушев) так писал о значении Державной иконы:

«Что может значить это , как не то , что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей , после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя Помазанника Божия?», — цитирует azbyka.ru.

Державную икону Божией Матери называют «главной святыней монархистов России», пишет russdom.ru.

«Фома» приводит воспоминания священника Сергия Булгакова , которого выслали за границу в 1922 году. Он рассказывал , что после обретения Державной иконы в душах многих верующих произошел духовный подъем.

Когда начались гонения на церковь , икону изъяли и поместили в запасники Исторического музея. Там она была до 1990 года. Затем Державную икону вернули в Коломенское. Сейчас образ находится в Казанской церкви. У него есть много почитаемых списков.

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

1. «Ахтырская»

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

6. «Вифлеемская»

7. «Коневская»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

8. «Козельщанская»

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

10. «Беседная»

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

11. “Ключ разумения”

История иконы Пресвятой Богородицы “Ключ разумения” тесно связана с историей очень схожего образа “Прибавления ума” , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето. Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной. Этому образу, как и иконе “Прибавление ума”, православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

14. “Покрывающая”

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

16. “Почаевская”

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

17. “Свенская”

18. “Светописанная”

19. “Седмиезерная»

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Чудотворный образ Цареградской иконы Богородицы

Октябрь 2021 ›
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Популярное

    Новый год и Рождество
  • Однодневные
  • На выходные
  • Экскурсии

Россия

  • Москва
  • Дивеево
  • Санкт-Петербург
  • Псков
  • Валаам и Соловки
  • Крым
  • Урал и Сибирь
  • Дальний Восток
  • Кавказ

Ближнее зарубежье

  • Украина
  • Белоруссия
  • Грузия
  • Армения
  • Азербайджан
  • АбхазияМолдавияКиргизияКазахстан

Европа

  • Автобусные туры
  • Австрия
  • Англия
  • Афон
  • Болгария
  • Бельгия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Македония
  • Мальта
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Сербия
  • Турция
  • Финляндия
  • Франция
  • Черногория
  • Чехия

Библейские земли

  • Израиль
  • Египет
  • Иордания

Прибалтика

  • Литва
  • Латвия
  • Эстония

Экзотика

    Австралия
  • АмерикаИндонезия
  • Иран
  • Эфиопия
  • ЯпонияМарокко
  • Russia for foreingers
  • Круизы
  • Санатории и лечение
  • Для детей
  • О нас
  • Благотворительность
  • Паломникам
  • Агентствам
  • Расписание поездок
  • Отзывы
  • Контакты

© 2007-2021 ООО Центр Международного Паломничества «Покров»
Учережден Православным Крестовоздвиженским Братством по благословению настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря

Все цены на сайте указаны с учетом отправления в паломнические поездки из Москвы. Мы можем разработать для вас индивидуальный маршрут паломничества или присоединить вас к группе паломников вне зависимости от вашего города отправления. Стоимость паломнических туров из других регионов рассчитывается индивидуально.

Материалы на сайте являются ознакомительными. Программы поездок могут быть изменены в связи с религиозными праздниками, поломками транспорта, ремонтными работами или иными мероприятиями. Уточняйте программы поездок при заключении договора на туристическое обслуживание. Все ресурсы настоящего сайта, включая текстовое, графическое и видео содержание, структуру и оформление страниц, защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (см. статьи 1259 и 1260 главы 70 «Авторское право» Гражданского Кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (принят вместо « Закона об авторском праве и смежных правах » от 19.07.95 N 110-ФЗ). Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного разрешения правовладельца.

Почему православные особенно почитают Богородицу?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Церковь почитает Деву Марию, Богородицу, превыше всех святых, превыше ангелов. Ей молятся о спасении. Об этом знают все, но не все понимают – почему.

Письмо в редакцию:

Здравствуйте. Меня давно волнует вопрос, на который я не могу сама найти ответ.

Сама я человек верующий, но православной себя считать не могу. А вот моя покойная мама ходила в православную церковь. У нас в квартире было много икон, и больше половины из них – различные иконы Богородицы. Я помню, как мама почитала ее, молилась ей и постоянно учила меня: И в горе, и в радости обращайся с молитвой к Божьей Матери, она поможет тебе.

Но у меня – большие сомнения. Я знаю, что культ Богородицы есть только у православных и еще у католиков. А другие христиане, например баптисты, относятся к ней гораздо более сдержанно.

Почему же в Православии такое огромное значение придается Богородице? Почему ее так почитают? Да, она была великой праведницей, она получила от Бога повеление и выполнила его. Но ведь было множество других святых людей, тоже праведных, тоже слушавших Бога и во всем поступавших благочестиво. Чем Дева Мария отличается от них, почему ее ставят на первое место?

К тому же в Библии о Марии говорится очень скупо, и культ ее возник только спустя несколько веков после земной жизни Христа. Как это объяснить? Откровенно говоря, сразу закрадывается мысль, что причиной тут просто особенности человеческой психологии. У язычников же были невероятно развиты культы различных богинь: материнства, плодородия и т. п. Видимо, у людей была психологическая потребность поклоняться божествам женского пола, покровительствующих семье, деторождению, плодородию. Вряд ли с принятием христианства так уж сильно изменилась человеческая психология. Вот потому-то у христиан со временем тоже возникла тоска по великой богине-матери.

А в итоге получилось, что самую обычную женщину, земную мать Христа, фактически объявили богиней. Богородице молятся чаще, чем Христу. Об иконах ее и говорить нечего – их, как я слышала, несколько сотен. Гораздо больше, чем икон Христа.

Поверьте, я спрашиваю не из любопытства. Мне действительно важно понять, почему ей так горячо молилась моя мама.

Светлана, г. Санкт-Петербург

Отвечает Роман Маханьков:

В письме фактически два вопроса. С одной стороны, автора смущает конкретная историческая традиция. Светлана даже пытается психологически связать культ Богородицы и богини-матери. С другой стороны, Светлана очень остро переживает вопрос – почему ее мама так горячо молилась Богородице?

На первый вопрос ответить легко и никакой связи с культом богини-матери в церковном почитании Богородицы, конечно, нет. Ниже я попытаюсь объяснить, на чем основано почитание Пречистой Девы.

Со вторым вопросом гораздо сложнее. Боюсь, что, ответив на первый, я нисколько не помогу Светлане разобраться со вторым. Потому что здесь речь идет о духовном опыте мамы и дочери, и он, очевидно, разный. Светлана сама говорит об этом в письме и очень переживает. Здесь я помочь не могу. Помочь может сама мама, если за нее помолиться и попросить об этом. Ведь мама по-прежнему любит свою дочь и по-прежнему любит Матерь Божию, если она любила их при своей земной жизни. Любовь – это то единственное, что не умирает никогда и проникает даже за порог смерти. А еще любовь обладает свойством передаваться тому, кого любишь. Поэтому мама сумеет научить свою дочь любить Матерь Божию.

Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Еще в первые века христианства появилась молитва «Богородице, Дево, радуйся», которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая «Ave, Maria» – это та же молитва на латыни. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов – высших ангельских чинов.

Есть несколько сотен разных икон Богородицы, среди которых, например, знаменитая византийская икона, известная у нас как «Владимирская», грузинская, называемая «Иверской», почитаемые также и у католиков – «Ченстоховская» и «Умиление», наконец, чудесным образом найденная в Казани «Казанская» икона Божией Матери.

К Деве Марии обращаются с просьбой о спасении, хотя, казалось бы, просить об этом можно только Самого Бога. И даже личные местоимения «Она», «Ее», если речь идет о Богородице, пишутся с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу. Все это свидетельствует о том, насколько чтит Ее Церковь, насколько в христианском сознании Она выше даже самых почитаемых святых.

И тем не менее в Евангелии о Божией Матери действительно сказано крайне мало. Соответствующие места составляют доли процента по отношению к общему объему Евангелия. О Ней говорится в связи с рождением и юностью Христа, дважды Она упоминается в контексте земного служения Спасителя. Сначала, когда по просьбе Матери Господь совершает Свое первое чудо – превращает воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Второй раз – в ответ на реплику, что Его ждут Мать и братья, Христос ведет Себя, казалось бы, непочтительно. Указывая на Своих учеников, Он говорит: «. Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:49-50). И дальше мы видим Богородицу уже в самый трагический момент евангельской истории, когда Она стоит под Крестом Своего распятого Сына.

Почему же Она упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней? Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но обратимся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк. 1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

А кроме того, авторы Евангелий нередко говорили о себе в третьем лице или не упоминали вовсе. Например, Евангелие от Марка опирается на рассказы апостола Петра (Марк был его учеником). Согласно церковному Преданию, Богородица рассказывала о Христе апостолу Луке. Он сам свидетельствует об этом, говоря, что все события земной жизни Христа, все Его слова и все, что говорили Ему, Богородица «слагала в сердце Своем» (Лк. 2:19). Затем апостол Лука эти слова записал. Таким образом, Она свидетельствовала о Христе не меньше евангелистов.

Наконец, посмотрим, как Сам Иисус относился к Матери. В Евангелии можно увидеть две, казалось бы, конфликтные ситуации. Первая произошла, когда Христу было двенадцать лет. Он с родителями – Марией и Иосифом – возвращался из Иерусалима и потерялся. Через три дня они нашли Иисуса в Иерусалимском Храме. Там Господь беседовал с религиозными учителями Израиля. Дальше Евангелие повествует: «. Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:48-49). О втором случае (Мф. 12:49-50) уже говорилось выше. Толкование этих евангельских мест – большая, отдельная тема. А в двух словах – ничего конфликтного в обоих случаях не было. Наличие у Спасителя земных родителей вовсе не отрицает Его зачатия от Духа Святого и того, что Христос был Сыном Божиим.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк. 2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя много веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам.

А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector