0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона «Церковь воинствующая»: описание и история, значение, сюжет и автор

Содержание

Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Видео «Что нужно знать об иконе “Церковь воинствующая”»

В этом видео эксперт расскажет об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», получившей позднее название «Церковь воинствующая».

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.

Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона «Церковь воинствующая»

Икона «Церковь воинствующая» — это уникальный шедевр иконописного искусства. А, кроме того, она необычна сама по себе. Это и горизонтальное расположение композиции, и сам сюжет.

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.

Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.

Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетная линия иконы отражает откровения Иоанна Богослова или результаты казанского похода Ивана Грозного

Исследователи предполагают, что сюжет был навеян Откровениями Иоанна Богослова. Есть аналогии и в православных песнопениях. А, кроме того, он может отражать казанский поход, как его видел протопоп Андрей.

В правом верхнем углу можно увидеть город, охваченный огнем. Это может быть «град лукавого» покинутый в поисках небесного царства. Или же это Казань, взятая в 1552 г.

В левом же углу находится Град Небесный или Иерусалим, куда ведет войско дорога. Здесь павших воинов ждет Царица Небесная. На ее руках — Младенец Иисус. Он раздает ангелам мученические венцы.

Возле Града Небесного стоят ясли. Отсюда вытекает райская река. Это сложный библейский символ, означающий «чистая река воды жизни».

У Града Небесного берет начало райская река. А во главе всей процессии находится Архангел Михаил на огненном крылатом коне

Во главе всей процессии — Архангел Михаил. Его фигура, верхом на огненном крылатом коне, наполовину развернута назад, в призыве следовать за собой.

Центральный ряд воинов возглавляет, вероятно, сам молодой Иван Грозный, призывающий воинов за собой. Центральная конная фигура — Владимир Мономах. Замыкают шествие князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом

Сразу за Архангелом следует молодой конный воин в алом плаще. Вероятно, это сам Иван Грозный. Ведь на момент взятия Казани ему было только 22. Он ведет центральный ряд воинов, призывая их за собой.

Среди пешего отряда в центре выделяется внушительная фигура конника. Это Владимир Мономах. Иван IV считал себя преемником этого «первого русского царя».

Замыкают шествие еще три всадника — Владимира, крестившего Русь и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Верхняя колонна следует под предводительством князя Дмитрия Донского с покровителем — великомучеником Дмитрием Солунским.

Предводитель верхней колонны — Дмитрий Донской, со своим покровителем Дмитрием Солунским. Нижний отряд, в котором находятся святые-покровители русских воинов возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец

Нижний отряд возглавили Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них исследователи идентифицировали и некоторых святых – покровителей русских воинов.

Работавшие с иконой искусствоведы пытались опознать в лицах, изображенных на ней исторических личностей и святых.

Но многие склоняются к выводу, что ее сюжет — это аллегория и его не следует воспринимать буквально. А воины стремятся попасть в Небесный Град, победив в последнем сражении — Страшном суде.

Иконе молятся о погибших в сражениях за правое дело, текста молитвы нет

Как уже упоминалось выше, полное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя». И оно является первой строкой песнопения утренней и вечерней службы, посвященной памяти воинов-мучеников.

При молитве иконе поминаются погибшие в сражениях за правое дело, с именем Христа.

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Свое название икона «Церковь воинствующая» получила не от служителей церкви, а от советских искусствоведов. На самом деле называется икона «Благословенно воинство Царя Небесного», по первой строке богослужебного песнопения о мучениках, в котором утверждается, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и принявшие смерть в Его имя, становятся членами воинства Царя Небесного.

После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.

В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.

Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.


Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Читать еще:  Иконы для здоровья: какой иконе молиться и просить о исцелении и благополучии

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Примечания[ | ]

  1. 1234567Квливидзе Н. В.
    Благословенно воинство Небесного Царя // Православная энциклопедия. — М.. — Т. 5. — С. 324—325.
  2. 12Лепахин В. В.
    Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. — М.: Паломник, 2005. — 478 с. — ISBN 5-88060-048-3.
  3. 12Подобедова О. И.
    Московская школа живописи при Иване IV. — М., 1972. — 197 с.
  4. 123Лепахин В. В.
    Воинство в древнерусской литературе и иконописи
    (неопр.)
    . Православие.Ru. Дата обращения: 31 января 2011.
  5. 1234Антонова В. И., Мнева Н. Е.
    Каталог древнерусской живописи. — ГТГ. — Т. 1. — С. 128—134.
  6. 1234Кочетков И. А.
    К истолкованию иконы «Церковь воинствующая»: («Благословенно воинство небесного царя») // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1985. — Т. XXXVIII. — С. 185—209.
  7. ПСРЛ, т. XXIX. М., 1965, с. 89
  8. Снегирев И. М.
    Памятники московской древности. — М., 1842—1845. — С. 167—169.
  9. 12Степанов М. П.
    Храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. — М., 1909. — С. 104—105.
  10. 123Муратов П. П.
    Два открытия // София. — 1914. — № 2. — С. 1—17.
  11. 12Каргер М. К.
    К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая» // Сборник ОРЯС. — Л., 1928. — Т. 101. — С. 466—469.
  12. Пресняков А. Е.
    Эпоха Грозного в общем историческом освещении // «Анналы». — 1922. — № 2. — С. 195—197.
  13. 12345678Морозов В. В.
    Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI века // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. — М., 1984. — Вып. 4: Произведения русского и зарубежного искусства XVI — начала XVIII века. — С. 17—31.
  14. ПСРЛ, Т. XXI, Ч. 2, С. 626—627
  15. Хузин Ф., Ситдиков А.
    О локализации в Казанской крепости исторической мечети Кул Шарифа
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 ноября 2009. Архивировано 19 января 2012 года.
  16. Послания Ивана Грозного. — М.—Л., 1951.
  17. Смирнова Э. С.
    Московская икона XIV-XVII веков. — Л., 1988. — С. 302.
  18. «Благословенно воинство Небесного Царя» (неопр.)
    . Дата обращения: 25 мая 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.


Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.


“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду — фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы — это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » — мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина — крест и венец — постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».

Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва — Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Лит.: Муратов П. П. Два открытия // София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая» // СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в. // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI — нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя») // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели // Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания // ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь Воинствующая)» — иконописные мастерские Москвы

История

Иоанн IV Грозный повелел создать икону в память об успешном походе на Казань в 1552 году. Точная дата написания неизвестна, а ее автором считается протопоп Кремлевского Благовещенского собора, а также духовник царя Андрей, который в дальнейшем стал митрополитом московским Афанасием.

Икона «Церкви Воинствующей» находилось рядом с южными вратами в кафедральном Успенском соборе в Кремле, у царского места. Она была украшена рельефами на тему «Сказания о Владимирских князьях». Тем самым она вкупе с молебным царским местом должна была показывать преемственность власти от великих владимирских и киевских князей московскими царями.

В начале XX столетия икона располагалась в мироваренной находящейся в Патриарших палатах Кремля. В 1919 году было принято решение поместить ее в Государственную Третьяковскую галерею.

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.


Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Читать еще:  Икона Рафаила: в чем помогает и как молиться, история и описание, значение

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.


Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетные источники

Источником сюжета иконы «Церкви Воинствующей» послужило Откровение Иоанна Богослова. В нем рассказывается о Небесном Иерусалиме и вытекающей из его вод реки жизни, также там присутствует горящий город — великий Вавилон. Помимо этого, сюжет имеет аналогии в православных песенных текстах.

Так, например, в песнопениях во имя мучеников особенно акцентируется внимание на том, что они, повторяя подвиг Иисуса, первыми достигнут «небесного пристанища». В тексте Октоиха (православная богослужебная книга) есть описание, где Христос держит венцы, а множество ангелов летит навстречу воинам.

Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.

Церковь воинствующая

Но я не вижу здесь ни учения о Церкви как об организованном обществе, скажет иной читатель, ни указания на то, в каком смысле называется святой и непогрешимой не только небесная, но и земная Церковь. Ведь если вы под Церковью разумеете все воссозданное Христом единое естество новоблагодатного человечества, продолжит возражатель, то где же у вас непогрешимый авторитет земной, воинствующей Церкви? Не даете ли вы потачки протестантам, уповающим лишь на небесную Церковь и лишенным Церкви в этой жизни?

«Благодарю вас за такой вопрос», – ответили бы мы возражателю. Но в предыдущих наших рассуждениях уже дано начало для его разрешения.

Правда, та благодатная жизнь, которая одушевляет подвизающегося христианина, есть жизнь всего нового Адама, и чем более бывает достоин христианин своего наименования, тем яснее, радостнее и действительнее сознает он свое постоянное общение со святыми прошедших веков и тем одушевленнее проникается предписанным нам Символом веры, чаянием конечного суда и жизни будущего века, как научил нас святой Иоанн в Откровении (глава 21-я). Здесь уже первое посрамление протестантизма, уничтожившего молитвы ко святым и поминовение усопших.

Но ведь мы уже говорили и о том, что жизнь Церкви против жизни мира, а мир действует как известная, сознательная, а отчасти как бессознательная сила в каждом поколении людей. Каждое поколение людей должно переживать свою нравственно-историческую задачу, принести Богу свой талант и внести в сокровищницу Церкви свою победу. Вот почему новосозданное, благодатное естество Церкви, которое возрастает в Царстве славы до того времени, пока не исполнится число избранных (см.: Откр 6, 11), – почему этот новый Адам, возглавляемый Христом, должен иметь в каждую эпоху земной борьбы известное, адекватное себе проявление. Здесь, на земле, среди борьбы христианства и мира, вознасаждаемой новой природы церковной с природой ветхой должна жить и действовать, во-первых, качественная полнота Христовых дарований Церкви, то есть неповрежденность ее сознательного содержания (или чисто христианское учение), и, во-вторых, таинственная благая энергия (святость Церкви), которая преподается христианской душе помимо ее сознания, как благодатные дары. И как жизнь Божеских Лиц есть единая жизнь всего Единого Божеского Естества, так и действующая на земле сила благодатной жизни Христовой исходит от полноты церковной, так что святым и непогрешимым является именно все церковное общество на земле, а не отдельная отрасль или какая-либо местная власть, как хотят разуметь паписты. Доказывать эту последнюю мысль в подробности на основании источников Божественного откровения не входит в нашу задачу, так как авторитет воинствующей Церкви довольно хорошо обоснован на этой почве в школьном богословии. Но все же укажем читателям на то, что большинство притчей Господних о Царствии Божием относится к Церкви воинствующей, – ей именно обещана Господом полнота благодатных дарований, и к ней же относятся Его слова во время вознесения: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф 28, 20). Точно так же и Апокалипсис изображает борьбу благодатного Царства Христова с миром на земле и представляет Христа Вождем и непосредственным Главой Церкви воинствующей, как в первоначальном видении Его среди семи светильников, так и в откровении будущих судеб Церкви.

Итак, веровать в Церковь значит:

Во-первых, веровать в то, что Иисус Христос Собою восстановил в тех, кто входит в стадо Его учеников, единство естества человеческого, утерянное людьми через падение Адама и грехи его потомков.

Во-вторых, что это единство не есть отвлеченное понятие, но живая нравственная сила, изливающаяся в сердца Его учеников и действующая в них как источник благих чувств и намерений, а наипаче во взаимной любви их к Богу и друг к другу.

В-третьих, сила эта, эта жизнь церковная, по слову Христову, будет существовать на земле всегда, и она является единственным посредством, через которое Бог приводит людей к спасению, то есть к святости и к единению.

В-четвертых, люди, живущие этой церковной жизнью, составляют вместе со Христом одно духовное существо, управляемое Им как Главою, и, по мере своего усовершенствования на земле – в полноте же на небе, – они настолько укрепляют это единство, что оно уподобляется единству Божеского Естества в трех Божеских Лицах и тем наполняет каждую человеческую личность блаженством и святостью, зачатки чего и дает ей с самого времени ее вступления в Церковь.

В-пятых, так как свое духовное совершенство во Христе люди каждого поколения начинают созидать на земле в борьбе с миром, то на земле же во всякое время хранится и полнота Божественных дарований в воинствующем за спасение обществе людей.

В-шестых, общество это, или воинствующая Церковь, имеет назначением, во-первых, неповрежденно хранить источник Божественной жизни, то есть Божественное учение и благую энергию новоблагодатной жизни, а во-вторых, передавать то и другое через учение и молитву (преимущественно же молитвы тайносовершительные) как своим собственным чадам для усовершения их в благодатной церковной жизни, так и не ведающим Христа для их вступления в эту жизнь.

В-седьмых, что задачей каждого человека, желающего спастись, является прежде всего согласие с этими, отвне подаваемыми его личности, истинами веры, святыми расположениями сердца, с этой жизнью Церкви.

В-восьмых, так как его личная жизнь встречается с жизнью Церкви не как жизнь бескачественная, а как жизнь, уже наполненная грехом, то сие свободное согласие с новоблагодатной жизнью Церкви должно точнее назвать свободным послушанием.

В-девятых, а если так, если жизнь Церкви встречается с жизнью каждой личности как начало подчиняющее, как руководитель в свободной внутренней борьбе человека, то необходимо, чтобы жизнь Церкви имела известные условные внешние формы, чтобы существовали проявления церковной жизни или церковное управление и церковная дисциплина. Общие основания, определяющие этот внешний строй Церкви, даны Спасителем в Евангелии и апостолами в Деяниях, Посланиях и Откровении, частнейшее же их раскрытие предоставлено Христом церковным пастырям и составляет предмет Священного Предания, преимущественно же канонов.

В-десятых, однако, все внешние условия, определяющие проявление благодатной или церковной жизни на земле, а также руководство Церковью своих чад, исполнены того же духа благодатной Божественной жизни, в коем заключается сущность этой жизни, то есть духа любви и святости, и посему, если они названы нами внешними, то не в прямом смысле этого слова, а в том, что они руководят внутренней жизнью душ наших при помощи известных внешних посредств.

Таково содержание догмата Церкви. Нужно ли говорить о том, что такие верования составляют единую незаменимую нравственную силу для подвизающегося христианина, что без таких верований его жизнь является бесцельной, его подвиг лишается всякого жизненного основания?

Описание

Икона «Церковь Воинствующая» имеет изображение пылающего города. Он атрибутируется как «обитель лукавого» либо как Казань, которую покорил Иоанн IV Грозный в 1552 году. По мнению искусствоведов, огонь не разрушает город, а очищает его. Этот вывод был сделан на основе «Степной книги», где описывается видение одного из участников похода. Некоторые ученые просматривают на иконе очертание горящей главной Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушил Иоанн IV Грозный.

От горящего града, изображенного на иконе «Церковь Воинствующая» 16 века, движется большое количество фигур пеших и конных воинов, идущих по направлению к Небесному Иерусалиму, находящемуся в левой части. Он расположен на горе, в сенях красного шатра и помещен в мандорлу (особая форма нимба) из зеленых и красных кругов. Она разомкнута в одном месте, к которому и ведет дорога. По ней и шествуют воины в Небесный Иерусалим.

Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

Райская река и воины

Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее — правители Руси.

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.


Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Медиатека

Описание иконы.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (Евр.8:14), написанная московскими мастерами в середине XVI века, поступила в собрание Третьяковской Галереи из Мироваренной палаты Московского Кремля в 1919 году. Первоначально образ писался для Успенского собора Московского Кремля, где он находился в специальном киоте около царского места. В начале XX века икона была перемещена в Мироваренную палату.

Образ написан темперой, на деревянной доске размером 144 × 396 см. Название иконы взято из богослужебных песнопений, посвящённых мученикам Церкви Христовой: «Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» (Октоих, стихира V гласа к мученикам).

Иконографически образ относится к категории сложных композиций. На нём представлено подробно выписанное, детализированное шествие трёх рядов воинов Святой Церкви. Шествие возглавляет Небесный Воевода Архангел Михаил на своём крылатом коне, изображённый в нескольких кругах славы. Воины, и пешие, и конные движутся от горящего города, Погибельного града, написанного в тёмном полукруге в правой части иконы, к Граду Небесному в кругах славы, в её левой части. Небесный Иерусалим изображён стоящим на Райской горе и увенчанным шатром (Откр.21:3,10). У его дверей – Богоматерь с Младенцем Иисусом, вручающая ангелам Небесные венцы праведников. Ангелы с венцами летят навстречу воинам и увенчивают их. В левой нижней части иконы, под Градом Небесным, течёт река – «чистая река воды жизни» (Откр.22:1).

Небольшой размер фигур не отменяет приемы монументальной живописи того времени. Краски иконы густые, яркие. Цвета в основном зеленовато-синие, оливковые, лиловато-коричневые, киноварь и охра – отдельными пятнами. Вохрение белилами и светлой охрой по темно-коричневому санкирю, переходы от света к тени чёткие. Фон и поля иконы золотые. Ассист сделан царапинами тонким острым предметом сквозь краску до золота.

История образа.

Мысль для необычного иконографического сюжета была почерпнута из послания апостола Павла к евреям: «…ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем». (Евр.8:14). Содержание композиции перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие жизнью ради истинной веры, и получившие в награду небесное блаженство.

Читать еще:  Икона Божией Матери "Страстная": история, значение, в чем помогает и как молиться

Важным иконографическим источником послужили и тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ «погибельного града» — поверженного Вавилона, «духовного Содома и Египта» (Откр.1:8), восходивший к «погибельным царствам» из видения пророка Даниила (Дан.7). Эта тема раскрывается в композиции не только через противопоставление двух Градов, но и в символическом изображении трёх водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох.

Замысел иконы, по мнению специалистов, может также быть связан с конкретным историческим событием — взятием Казани в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий обещал всем его участникам отпущение грехов и мученический венец — погибшим за правую веру. Ратные свершения погибших приравнивались к подвигу мучеников, а сами они становились членами единого Небесного Воинства.

Особенности иконописной школы.

О московской школе иконописи с уверенностью можно говорить лишь со времени XIV века, более ранних её памятников не сохранилось. Именно тогда проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству. Москва провозглашает себя преемницей Владимиро-Суздальского княжества, в иконописи это отражается наследованием традиций владимирского письма.

Освобождение от монголо-татарского ига и объединение русских земель в XV веке находят выражение в творчестве ученика Феофана Грека, Андрея Рублёва. Наивысшей точкой развития живописи, как самого Рублёва, так и всей русской средневековой культуры, считается образ Троицы. Сочетание поз ангелов, спокойной палитры и плавности форм образа создают впечатление гармоничного единства. Работы Рублёва отмечены ясностью, прозрачностью и гармонией образов, это можно проследить и в дальнейшем развитии московской школы. Плавные и едва заметные блики на образах создают особую мягкость письма. В колористике икон преобладают прозрачные цвета и оттенки голубого, светло-зеленого, золотистой охры, вишнево-коричневого. Продолжателем традиций Рублёва в конце XV века становится Дионисий, ещё один выдающийся мастер иконописи. Отличие его манеры состоит в большей праздничности, тонкости или даже хрупкости образов, усиленной каноничности, проявляющейся в повторениях поз и живописных приемов. Характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных Святых и святынь.

Решениями Стоглавого собора в1551 году, от иконописцев стало требоваться строгое следование утвержденной иконографии, а иконы Андрея Рублёва провозглашались её образцом. В XVI столетии внимание московских иконописцев стали привлекать не только библейские сюжеты, но и исторические темы. Именно в это время власть Великого князя приобретает самодержавный характер. Первые успехи Русского государства отражаются в росписи наиболее значимых соборов и монастырей. Занимает важное место в росписях и военная тематика. В обосновании преемственности внешней политики Великого князя, в иконописных работах того времени представлена череда изображений канонизированных древнерусских князей. Воздействовала на иконопись и нашла отражение в сюжетах и активизация общественной жизни страны.

Московская икона ориентируется не на мгновенное восприятие образа, а на вдумчивую его созерцательность.

Автор текста: Марина Румянцева.

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.


Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Название[ | ]

Царское место в Успенском соборе Московского Кремля Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» в залах Третьяковской галереи
Название иконы происходит от первой строки мученичной стихиры на стиховне пятого гласа на утрени понедельника:

Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость.

Стихира выражает идею, что мученики, пострадав за Иисуса Христа и приняв за него смерть, становятся воинами небесного Царя, то есть приравниваются к ангельскому чину[4]. Происхождение названия иконы от данной стихиры было установлено В. И. Антоновой[5]:131.

Название «Благословенно воинство…» икона имеет в описи Успенского собора начала XVII века («Да у царского и места образ „Благословенно воинство небесного царя“ на золоте в киоте, а киот деревянный, обложен оловом…

»[5]), затем её названия в описях начинают меняться: «
Образ пречистые Богородицы и Грозного Воеводы
» (1627 год), «
Образ пресвятыя Богородицы да Архангела Михаила с лики святых
» (1701 год, место иконы — «позади царского места»)[6].

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду — фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы — это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » — мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина — крест и венец — постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва — Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector