0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Божией Матери «Пряжевская»: история, значение, в чем помогает и как молиться

Содержание

Икона Пресвятой Богородицы «Пряжевская»

Древняя Пряжевская икона Божьей Матери почитается в нескольких южных епархиях Русской православной церкви. В наше время особо почитается один из древнейших её списков, находящийся в Белогорской Николаевской пустыни.

История святого лика

Достоверная информация о происхождении и авторстве Пряжевской иконы Богоматери отсутствует. Исследователи считают, что её подлинник был написан не позднее XIV века в византийской иконописной манере. За многовековую историю образ несколько раз утрачивали и обретали вновь.

Первое обретение

На рубеже XVII-XVIII веков в небольшой церкви села Пряжева появился образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках. С тех пор её называют по месту первого обретения — икона Пряжевской Божьей Матери. До начала XVIII века её ежегодно приносили в кафедральный собор города Житомир, который находится в 6 км от места первого явления. До конца столетия церковь в Пряжево находилась в руках сторонников унии между православной и католической церковью. Историки считают, что именно в это время были утеряны сведения об обретении почитаемого образа.

Во второй половине XIX века чудотворное изображение приобрело серебряную ризу, пожертвованную императрицей Марией Александровной. Через 30 лет с разрешения Святейшего Синода возобновился житомирский крестный ход.

В годы становления советской власти пряжевская церковь и её главная святыня были уничтожены. Но образ Пряжевской Божьей Матери не был утрачен безвозвратно, так как сохранилось несколько списков с оригинала. Среди них выделяются образы, расположенные в следующих святых местах:

  • в храме Преображения города Житомира;
  • Тригорской Спасо-Преображенской обители;
  • Горнальском Свято-Николаевском Белогорском монастыре.

На заметку! С горнальским списком связывается второе обретение чудотворного образа.

Второе обретение: горнальский список

Исследователи полагают, что горнальским список иконы Пряжеской Божьей Матери был сделан с оригинала вскоре после его обретения. Первоначально он помещался в Дивногорском монастыре, расположенном близ города Острогожска. В 1671 году, после очередного набега крымских татар, несколько монахов покинули монастырь, забрав с собой Пряжеский образ Богородицы. На высоком меловом берегу реки Псёл у села Горналь они основали новую обитель — Белогорскую Николаевскую пустынь.

Через сто лет после основания монастырь закрыли, оставив лишь Преображенский храм, который получил статус приходского. Именно к этому времени относится второе обретение образа Пряжеской Божьей Матери. По легенде, в конце XVIII века в приходском храме начали происходить чудеса. Чтобы избежать пожара все свечи на ночь гасили, но утром, после открытия храма, их обнаруживали горящими.

Чудо повторялось вплоть до обретения чудотворного образа, который нашли после откровения, ниспосланного художнику Ивану Белову. Живописец и настоятель храма нашли святыню именно в том месте, что указывалось в видении. Художник, получивший исцеление от тяжёлой болезни после обретения иконы, обновил красочные слои образа, не затрагивая лик и кисти Богородицы и божественного младенца.

Почитание иконы в XIX веке

Почитание Пряжевского образа возросло во второй половине XIX столетия, когда возродилась Белогорская обитель. Это событие связано с чудом исцеления судженского купца Косьмы Купреева. Однажды ночью благочестивому мужу было видение, в котором ему было сказано, что он получит исцеление, отслужив службу перед иконой Богоматери, находящейся в главном храме закрытого Белогорского монастыря. Выполнив всё, что было сказано в ведении, купец получил исцеление.

В благодарность за чудесное избавление от недуга Косьма вместе с сыновьями Фёдором и Владимиром ратовал за восстановление обители. Его усилия не остались без внимания, и в 1863 году святое место вернулось к жизни. Бывший купец и его сыновья стали одними из первых насельников возрожденной обители.

В конце столетия сложилась традиция крестных ходов, возглавляемых Пряжевской иконой Божьей Матери.

В течение года совершалось три перенесения образа:

  1. В праздник Вознесения крестный ход отправлял из монастыря в город Мирополье, где чудотворный образ находился до дня Пресвятой Троицы.
  2. Осенью святыню доставляли в расположенную неподалёку Суджу в монастырскую часовню Александра Невского.
  3. В период между праздниками Успения Пресвятой Богородицы и Рождеством святой образ носили по всем населённым пунктам судженского уезда.

Специально для святыни к Преображенскому храму присоединили одноименный придел. Зимой её переносили в отапливаемую Покровскую церковь.

Судьба иконы в XX веке

Большевики закрыли Белогорский монастырь в 1922 году, но монашеской братии удалось до 1937 года жить в меловых пещерах. В результате усиления репрессий монахи покинули Горналь и, забрав свою главную святыню, ушли в Суджу. Первоначально её поместили в Успенском соборе, но затем её перенесли в Троицкую церковь. Последние сведения о судьбе реликвии, относящиеся к советскому времени, датируется 1946 годом.

На протяжении пятидесяти лет Пряжевская икона Божьей Матери считалась безвозвратно утерянной. Но 1996 году служители Троицкого храма заметили несовпадение между ликом и ризой изображения Смоленской Богородицы. В ходе исследования архивных записей выяснили, что под окладом находится считающийся утраченным чудотворный образ.

Сегодня образ вернулся в Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. В 1996 году была возоблена традиция крестных ходов.

Интересно! Традиционный крестный ход в Мирополье вновь начали проводить в 2002 году. Но с 2015 года в связи с политическими событиями в соседнем братском государстве он совершается вдоль границы. При этом в нём принимает участие множество украинских паломников, молящихся о мире в своей стране.

Иконография и внешний вид

По своей иконографии Пряжевская икона Божией Матери принадлежит к типу «Одигитрия». На ней изображена Богородица, на левой руке которой сидит младенец Иисус. Изображение имеет несколько красочных слоёв разного времени. Более искусно выполненные лики относятся к XVII веку, а остальное изображение обновлялось в конце следующего столетия. Реликвия покрыта серебряной ризой, которая украшена многочисленными ювелирными украшениями. Их прихожане и паломники приносят в благодарность за избавление от недугов.

О чём молиться

День Пряжевской иконы Божией Матери празднуется два раза в год:

  • 12 июля;
  • десятая пятница после Пасхи.

Именно в эти дни молитва у иконы имеет большую силу. Обращаясь с просьбой к Небесной Заступнице, можно произносить слова специальной молитвы или текст любого богородичного акафиста. Но и простые искренние слова будут услышаны Богородицей.

Просят помощи перед Пряжевской иконой в следующих случаях:

  • при болезнях нижних конечностей и спины;
  • заболеваний дыхательной системы;
  • при бесплодии;
  • в различных житейских проблемах.

Хотя икона Пряжеской Божией матери считается почитаемой в определённой местности, слава о её чудодейственной силе распространилась по всем православным землям. Ежегодно на курскую землю приезжают тысячи паломников, чтобы попросить о помощи и защите у Небесной Заступницы.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Пряжевская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” – одна из святынь Курской земли – до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни.

Основанная в 1671 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, — писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Господу Бога и Божией Матери угодно было со священного места древнего монастыря вновь принимать иноческие молитвы. Это произошло вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже с 1867 года, в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в г. Мирополье; позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй Крестный ход в г. Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня, где святыня — Пряжевская икона Божией Матери, пребывала, находясь не в ходу.

В Белогорской пустыни, чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в г. Суджу. А в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме г. Суджы на иконе, числящейся в описи – “Смоленская” было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящееся под ризой, является иконой Божией Матери “Пряжевская”.

Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.

От 17 октября 1996 г. возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 г. по молитве верующих, Горнальский Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание. С 2002 г. возрожден Крестный Ход в украинское Мирополье, это единственный Крестный Ход, совершаемый за Государственную границу России.

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому – современные приношения на иконе.

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре, белогорская пустынь

Объявления

  • Крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери в 2021 году.
  • 30 Май 2021
  • С праздником Пряжевской иконы Божией Матери!
  • 13 Июнь 2020

Поздравляем всех прихожан с праздником Пряжевской иконы Божией Матери. (13 июня 2020г.)

Пряжевская икона Божией Матери

В древних книгах села Пряжево, что в современной Житомирской области, найдены записи, свидетельствующие о первом явлении иконы Божией Матери с младенцем в конце XVII – начале XVIII веков.

Исследователи древнерусского искусства считают, что подлинник образа датируется XIV веком — об этом свидетельствует манера, характерная для византийского стиля того времени.

История

В конце XVII – начале XVIII веков в маленькой церкви села Пряжево произошло первое обретение чудотворного образа. Прежде чем храм попал в распоряжение к униатам, в селе существовал благочестивый обычай следовать с иконой от местного храма до кафедрального собора города Житомир.

Обретение подлинника

Одно из чудес, связанных с образом датируют концом XVIII века, когда римо-католический ксендз попытался вывести из Пряжевского храма православную святыню.

Согласно преданию, он смог отъехать от села всего пару верст, после чего кони встали как вкопанные, а на лике Пречистой появились капли влаги, напоминающие слезы. Ксендз вынужден был вернуть образ на место, поняв пожелание Божией Матери.

В середине XIX века сама императрица передала серебряную ризу, изготовленную специально для украшения иконы.

Пряжевская церковь и оригинальный образ были уничтожены в годы богоборчества.

Горнальский список

Особое почитание снискал список иконы, обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре, основанном в 1671 году. Изначально он находился в Дивногорском монастыре, откуда его вывезли монахи, бежавшие от татарского набега.

Новую обитель на берегу реки Псел, где хранился и почитался чудотворный образ, закрыли по политическим причинам в 1788 году.

Преображенский монастырский храм перепрофилировали под приходскую церковь. Именно здесь, вплоть до обретения списка происходили чудесные явления в виде самовозгорающихся свечей.

Согласно записям игумена Нестора, первое обретение пряжского списка произошло по чудесному откровению во время сна одного богобоязненного, но больного иконописца.

Кроме места, где было спрятано полотно, художник также получил указания по обновлению риз Богородицы и Младенца. Обретя полотно за иконостасом и отслужив молебен вместе с приходским священником, иконописец вновь обрел телесное здоровье.

Еще одним повелением во сне в закрытую монастырскую обитель прибыл больной богобоязненный купец Косьма Купреев. После молебна перед иконой он исцелился от своего недуга и вместе с сыновьями на высочайшем уровне ходатайствовал о разрешении восстановить мужской монастырь в Белогорской пустыни. После восстановления обители в 1863 году купец вместе с сыновьями стали одними из первых ее монахов.

В 1922 году, уцелевшие после большевицких гонений монахи унесли горнальский образ в город Суджу, где он был вновь обретен в 1996 году в хранилище Свято-Троицкого храма.

Значение иконы

Образ иконы относится к типу византийского письма под общим названием Одигитрия (Путеводительница). Согласно преданию, впервые подобный иконописный образ был написан евангелистом Лукой. К этому типу относятся также: «Влахернская», «Тихвинская», «Иверская», «Смоленская» и «Казанская» иконы Божией Матери.

На иконе изображена Богородица с Младенцем, которого она держит на левой руке. Примечательный факт: обретенный горнальский список был написан на полотне, а не на дереве. Лики и руки выполнены несколькими веками ранее, а одежды написаны в конце XVIII века художником Иваном Белым.

Основной смысл иконы — явление в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу.

О чем молятся перед иконой

Пряжевскую икону Божией Матери почитают дважды в год: на девятую пятницу после Пасхи и 12 июля.

В эти дни люди молятся словами богородичного акафиста или любой другой православной молитвой, адресованной Пресвятой Богородице.

Слава о чудотворениях и исцелениях Пряжевской иконы распространилась по всей русской земле. Многие люди, имеющие проблемы с ногами, позвоночником, дыхательной системой и бесплодием, в ответ на свои горячие просьбы перед Образом получали облегчение и исцеление.

Ежегодно к месту пребывания иконы на Курскую землю приезжают паломники, чтобы получить помощь и поддержку у Небесной Покровительницы в нелегких житейских обстоятельствах и искушениях.

Молитва

О, Пресвятая Владычица Богородица, Царица Небес и земли, высшая ангел и архангел и всея твари. Честнейшая, чистая Дева Мария, миру благая Помощница, и всем людям утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпожа Всемилостивая, на рабов Твоих, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящихся, со слезами к Тебе припадающим и поклоняющимся пречистому и целебному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящие. О, Всемилостивая и Премилосердная Дева Богородица Чистая!

Воззри, Госпожа, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богоматерь, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Братья сестры поздравляю вас с Крестным ходом помолитес заменя болещего Сергия спаси Господи помилуй вас братья сестры храни вас господь АНГЕЛА ХРАНИТЕЛЯ.

Пряжевская икона Божией Матери

Одной из самых почитаемых на Курской земле считается Пряжевская икона Божией Матери. До революции ее местопребывание было в Белогорской Николаевской пустыни, а дошедшая до нас история этой чудотворной иконы уходит в далекое прошлое.

Из истории Пряжевской иконы

Кто и когда написал ее, точно неизвестно, хотя с первого взгляда ясно, что это древнее византийское письмо. Икона объявилась в конце 17 либо в начале 18 века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила свое название. Ее явление было зафиксировано в сельских церковных книгах.

С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом. Случилось это так. Когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались в Курскую и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году в связи с определенными обстоятельствами пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.

Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в храме, некогда бывшим монастырским, чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Согласно игумену Нестору, записавшему в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый, который вел благочестивую жизнь, получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю и еще уцелевшей до того времени, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне. Ивану было велено достать икону и провести ее обновление, не затрагивая при этом лики Божией Матери и Младенца, ибо они сохранились в неприкосновенности.

Никому до этого момента не было известно ни о самом существовании такой иконы, ни о том, где она сокрыта, однако Иван Белый, сопровождаемый священником и дьячком, обнаружил икону именно там, где было указано в откровении. Живописец страдал от болезни, но после того как был отслужен молебен в честь явления иконы, он полностью выздоровел.

И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Жил в городе Суджа Курской губернии купец Косьма Купреев, человек благочестивый и богобоязненный, занемогший тяжелой хворью. Он тоже получил откровение во сне — отправиться в Белогорский монастырь, к тому времени уже закрытый, и отслужить перед чудотворной иконой молебен.

Купец так и поступил и совершенно избавился от своих болезней, а после этого, поддерживаемый двумя своими сыновьями, начал добиваться восстановления обители. Наконец 24 августа 1863 года последовало высочайшее повеление на восстановление монастыря, который теперь должен был называться Белогорской Николаевской пустынью. К числу первых его монахов принадлежал Косьма Купреев со своими сыновьями.

Когда обитель была восстановлена, чудотворную Пряжевскую икону Божией матери стали почитать еще больше, а ее известность ширилась и росла. Ее носили на крестных ходах по самым значимым и торжественным поводам. Такие крестные ходы прошли в 1867 году, когда императору Александру II удалось спастись в Париже от неудавшегося покушения, и в 1888 году, после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда. Икону носили и во главе многочисленных крестных ходов в окрестные селения и уездные слободы.

После революции и закрытия монастыря, бандитских нападений и расстрелов оставшиеся в живых монахи перенесли ее в город Суджу. Затем след иконы теряется на долгие десятилетия, и лишь в 1996 года, когда в суджинском Свято-Троицком храме стали проводить инвентаризацию, вдруг обнаружили, что на иконе, числившейся в описи как «Смоленская», существует различие между ликом и ризами. Подняли архивы, и выяснилось, что под ризами, которые закрывали изображение, скрыта Пряжевская икона Божией Матери.

Так чудотворная икона была вновь явлена людям и возвращена в место ее первоначального пребывания – Белогорскую пустынь, которая после восстановления стала именоваться Горнальским Свято-Николаевским Белогорским мужским монастырем.

О чем молятся перед Пряжевской иконой Божией Матери

У этой иконы есть свои дни празднования: это 12 июля и 10-я пятница после Пасхи.

Верующие молятся данной иконе об исцелении, просят, чтобы она помогла справиться с недугом.

До нас дошло немало свидетельств о чудотворной силе этой иконы, которая помогала в исцелении болезней ног, легких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Вот текст молитвы:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Пряжевская икона Божией Матери: о чем молятся и кому помогает

Так сложилось, что у жителей Курска Пряжевская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых святынь. Этот богородичный образ, история которого теряется во глубине веков, до октябрьского переворота 1917 года находился в главном соборе Белгородского Николаевского монастыря. В последовавший затем период гонений на церковь Господь чудным образом сохранил его от рук безбожников и вновь явил верующим на исходе XX века. Остановимся же подробнее на этой уникальной реликвии и узнаем, в каких случаях и кому помогает Пряжевская икона Божией Матери.

Чудо, явленное в деревенской церкви

Дата написания Пряжевской иконы Божией Матери не установлена, кануло в Лету и имя создателя. По результатам многочисленных исследований, произведенных за последние годы искусствоведами Москвы и Курска, удалось установить лишь ее византийское происхождение и дать заключение о том, что написана она была не позже середины XIV века.

С ее обретением на Курской земле связана легенда, согласно которой во времена правления государя Петра I (точная дата не упоминается) прихожане церкви села Пряжева, находившегося неподалеку от Житомира, стали свидетелями чуда. Во время святой литургии их убогий деревенский храм вдруг наполнился дивным сиянием, и на аналое сам собой появился старинный образ. Это и была Пряжевская икона Божией Матери, получившая свое название в честь села, в котором она была впервые явлена прихожанам. Тогда же подробное описание этого события было занесено в церковную книгу.

Бегство из горящего монастыря

Позднее икона была перенесена в Воронежский, а затем и Белгородский мужской монастырь, где прославилась исцелениями, явленными по молитвам, вознесенным перед ней Пречистой Деве Марии. По традиции с чудотворных икон делались копии, которые потом рассылались во все концы России. Не стала исключением и находившаяся в Курске Пряжевская икона Божией Матери. Однако и в данном случае не обошлось без чудес.

Дело в том, что насельниками обители, в которой она находилась, были монахи, покинувшие в 1672 году Воронежскую Дивногорскую пустынь после того как ее разграбили и сожгли татары, еще устраивавшие в те времена свои набеги. Свое прежнее место пустынножительства они покидали с большой поспешностью, не взяв с собой никакого имущества. В результате все были уверены, что Пряжевская икона Божией Матери погибла в огне пожара. В 1788 году Белгородская Никольская пустынь была упразднена, а ее главный собор получил статус обычного приходского храма.

Второе обретение иконы

И вото однажды(именно так начинаются все самые удивительные истории) в нем стали происходить чудеса: едва заканчивались вечерние богослужения, как свечи сами собой гасли, а наутро их находили вновь горящими. Так продолжалось до тех пор, пока одному из прихожан – молодому курскому живописцу Ивану Белому – не явилась во сне Царица Небесная и не повелела отыскать за церковным иконостасом спрятанную там икону.

Сообщив наутро настоятелю храма о ночном видении, художник поспешил вместе с ним в указанное место и извлек на свет потемневшую от времени, но прекрасно сохранившуюся Пряжевскую икону Божией Матери, которую до этого считали безвозвратно утерянной. Когда весть о случившемся разнеслась по округе, то из епархиального управления пришло распоряжение пригласить искусного мастера, чтобы отреставрировать находку и сделать с нее список (копию).

Реставрация иконы

Долго искать подходящего специалиста не пришлось, поскольку намеченную работу с большим успехом выполнил сам Иван Белый. Удалив посторонние наслоения, он подновил весь живописный слой, за исключением ликов Пресвятой Богородицы и Ее Предвечного Младенца, поскольку они прекрасно сохранились. Им же была выполнена копия Пряжевской иконы Божией Матери, заказанная епархиальным руководством.

Исцелившийся живописец

В церковной книге имеется любопытная запись, относящаяся к тому периоду. В ней говорится о том, что по завершении реставрационных работ сам живописец чудесным образом исцелился от некой болезни, мучившей его долгие годы и, по словам врачей, являвшейся неизлечимой. Как оказалось впоследствии, он был не единственным, кто обрел здоровье, преклонив колени перед Пряжевской иконой Божией Матери. Молитва, творимая Заступнице Небесной, приобретала небывалую силу и, произнесенная с истинно христианской верой, приносила желанный плод.

Чудеса, явленные через икону, и ее всенародное почитание

В качестве примера можно привести записанную в церковной книге историю купца 1-й гильдии Прохора Семеновича Кудряшова, проживавшего в Воронеже и много лет страдавшего ревматизмом. В одну из ночей он сподобился видения, в котором Ангел Божий повелел ему отправляться в Курск и, найдя в одном из его храмов чудотворную Пряжевскую икону, преклонить перед ней колени. Выполнив в точности волю небесного посланца, купец получил исцеление и после этого внес богатый вклад на изготовление серебряной ризы для образа своей Пресвятой Целительницы.

Во второй половине XIX века ранее упраздненная Белгородская Николаевская обитель была восстановлена, и храм, где находилась икона, вновь вошел в состав ее архитектурного комплекса. Это послужило толчком к значительному увеличению числа паломников, съезжавшихся со всех концов России, и к еще большему почитанию образа. Известно, что после того как в 1888 году императорская семья чудесным образом избежала гибели в железнодорожной катастрофе, произошедшей в районе Курска, это событие отмечалось многочисленными крестными ходами, во главе которых всегда несли прославленную икону.

Третье обретение святыни

После прихода к власти большевиков в стране начали проводиться масштабные антирелигиозные кампании, результатом которых стало не только закрытие, но часто и уничтожение многих монастырей и храмов. Не обошла эта гибельная волна и Курск. Николаевская мужская обитель была закрыта одной из первых, а многие из ее насельников стали жертвами творимого произвола. Несколько иноков, которым удалось избежать ареста, бежали в Суджу – небольшой населенный пункт в Курской области. Они перевезли туда и Пряжевскую икону Божьей Матери, однако в последующие годы ее следы затерялись. Вновь она была отнесена к числу безвозвратно утерянных святынь, и вновь чудесным образом обретена.

Это произошло в 1996 году, когда на волне перестройки в корне изменилась политика, проводимая правительством в отношении церкви. Поднимались из развалин монастыри и восстанавливались храмы. Тогда-то икона и была найдена в подвале Свято-Троицкого Суджинского собора во время работ по его реставрации. Это событие стало по праву именоваться ее третьим обретением. После восстановления Белгородской пустыни, икона была в нее возвращена и заняла свое прежнее место под сводами главного храма.

О чем молятся Пряжевской иконе Божией Матери?

Уставом РПЦ были установлены дни празднования «Пряжевской иконы». Ими стали 12 июля, а также десятая пятница после Пасхи. В эти дни к чудотворному образу стекается особенно много народа. О чем возносятся перед ней молитвы? Обо всех нуждах житейских. Как и перед любой другой богородичной иконой, слова, произнесенные с глубокой верой и наполненные сердечной теплотой, бывают услышаны.

Именно поэтому текст молитвы Пряжевской иконе Божией Матери не имеет каких-либо характерных особенностей. Однако на основании сохранившихся в церковных книгах записей об исцелениях, дарованных паломникам, принято считать, что наибольшую помощь могут получить люди с заболеваниями ног, позвоночника и легких. Кроме того, многократно отмечалась ее помощь женщинам, страдающим бесплодием. Исцеления от всех этих недугов и принято просить, преклонив колени перед Пряжевским образом Божьей Матери.

ПРЯЖЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пряжевская икона Божией Матери (1890 г.)

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях

Празднование 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.)

Икона была «11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты» [1], что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться «Пряжевской.» О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.

Пряжевская икона Божией Матери

Горнальский список

Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель, вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: «Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году

В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы:

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится «потерянная» чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.

С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией — встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Видео

В Курске гостит чудотворная икона «Пряжевская»:

Литература

  • Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914.

Использованные материалы

  • «Тригорский Свято-Преображенский мужской монастырь,» Монастыри и храмы УПЦ:
    • http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view. =34
  • «Чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская»,» официальный cайт Житомирской епархии:
    • http://zhytomyr-eparchy.org/ru/relics/chudotvornaya-ikona-bo. tml
  • «Икона Пресвятой Богородицы «Пряжевская»» в Каталоге икон на сайте PravIcon.com:
    • http://pravicon.com/icon-276
  • «Пряжевская Икона Божией Матери,» сайт Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря:
    • http://www.gornal.prihod.ru/svyatinicat/view/id/6087
  • «Чудотворная икона «Пряжеская»» сообщение на форуме сайта Чистый интернет:
    • http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_7656_1/topic_4685/
  • Полозков Анатолий, «В Железногорск привезли икону Божьей Матери «Пряжевская»,» интернет-газета Железногорск православный:
    • http://filippova.wordpress.com/2010/02/05/в-железногорск-при. ей/
  • «Крестный ход с иконой Божией Матери «Пряжевская»,» частный сайт Поиск души:
    • http://shna.ru/razmishlenia/krestnyj-xod-s-ikonoj-bozhiej-ma. aya
  • «Пряжевская икона Божьей Матери,» сайт Суджанского районного центра народного творчества:
    • http://rcnt-sudzha.ru/ikona.html
  • «Пряжевская икона Божией Матери,» сайт Путешествия и рассказы о монастырях, храмах, церквях:
    • http://www.vidania.ru/icony/icon_pryazevskaya.html
  • Муравлев Евгений, «Пряжевская Богородица,» православная газета Благовестъ, 28 сентября 2001:
    • http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=30&article=5906
  • «Немного о Пряжевском чуде,» газета Курск, 13 ноября 2012:
    • http://www.gazetakursk.ru/obshestvo/6472-2012-11-13-10-13-25.html

[1] Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914.

Икона Божией Матери «Пряжевская»: история, значение, в чем помогает и как молиться

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях.

Празднование — 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.).

Икона была «11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты» (Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914) , что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться «Пряжевской.» О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.

Горнальский список

Список примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель, вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: «Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году.»

В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы: «Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении.»

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится «потерянная» чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.

С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией — встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Пряжевская икона Божией Матери пребывает в Курске

В настоящее время в Курске находится чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская» из Суджанского района. Она уже побывала в некоторых храмах, всего же до 15 декабря она погостить в 24 церквях областного центра, а также в трех храмах Курского района…​

Чудеса в монастырском храме

Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская — это еще одна из святынь Курской земли. До советского времени образ находился в Белогорской Николаевской пустыни.

Основана обитель была в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии. Монастырь закрыли в 1788 году — и до советской власти самодержавие нередко «оптимизировало» Русскую православную церковь.

Преображенский собор Пустыни был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. И в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления.

Например, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери. Обретена же она была следующим образом.

«Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении».

Так описывал случившееся в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьяконом нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться новые чудеса.

Второе «рождение» Белогорской пустыни

Возрождение монастыря стало возможным после очередного чуда — исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было велено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен.

По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь.

Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. После покушения на царя Александра II в Париже, в память о его спасении, с 1867 года крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье.

Позже, уже в память спасения царской семьи при крушении поезда, зародилась традиция второго крестного хода — в город Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Девы (с 28 августа до 21 сентября) икона посещала все слободы и села уезда.

Во второй половине XIX века чудотворное изображение было покрыто серебряной ризой, пожертвованной императрицей Марией Александровной.

Виды монастыря на старых фотографиях…

Находка при инвентаризации

В Судже была монастырская Александро-Невская часовня, где святыня — Пряжевская икона Божией Матери пребывала, когда не «путешествовала».

В Белогорской же пустыни чудотворный образ хранился в иконостасе в правом приделе Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Большевики закрыли Белогорский монастырь в 1922 году, но монашеской братии удавалось до 1937 года жить в меловых пещерах. В результате усиления репрессий монахи покинули Горналь и, забрав свою главную святыню, ушли в Суджу.

Первоначально икону поместили в Успенском соборе, но затем ее перенесли в Троицкую церковь. Последние сведения о судьбе реликвии, относящиеся к советскому времени, датируются 1946 годом.

На протяжении пятидесяти лет Пряжевская икона Божьей Матери считалась безвозвратно утерянной. Но в 1996 году служители Троицкого храма заметили несовпадение между ликом и ризой изображения Смоленской Богородицы.

В ходе исследования архивных записей выяснили, что под окладом находится считающийся утраченным чудотворный образ.

Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.

В этом году впервые вышло в свет репринтное издание единственной сохранившейся книги 1912 года «Белогорская Николаевская пустынь и ее святыни». У курян есть возможность приобрести книгу в тех храмах, где будет находиться Пряжевская икона Божией Матери — книгу распространяют иноки, сопровождающие образ. Цена — символическая. Это наиболее старый из известных документов о Горнальском монастыре (на момент издания книги — Белогорская Николаевская пустынь).

Снова — в путь.

17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат.

В 2001 году Горнальский Николаевский Белогорский монастырь был возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание.

С 2002 года возрожден крестный ход в украинское Мирополье, это был единственный крестный ход, совершаемый за государственную границу России.

Но эта традиция была прервана в 2014 году. В тот год крестоходцы с обеих сторон встретились только на узком мостике, который перегородила колючая проволока…

Вера не посрамляет

Пряжевская икона — образ древнего византийского письма. О древности иконы свидетельствуют надписи в церковных книгах села Пряжева, находящегося недалеко от города Житомира. Поэтому и икона именуется Пряжевской.

Долгое время церковь в Пряжеве находилась в руках сторонников унии (союза) между православной и католической церковью. Название же села происходит от фамилии рода панов Прежовских — поляков, чьей вотчиной было в свое время это селение.

Корень фамилии можно перевести как «преже, переже, пережь, прежь», то есть «сперва, наперед, сначала». А так как у Бога случайностей не бывает, то поэтому при желании можно название иконы трактовать как «Бывшая сначала».

Перед образом Пресвятой Богородицы Пряжевской молятся о всяких житейских нуждах, но в народе считается, что молитвы у Пряжевской иконы особо помогают в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Облегчает Богородица и житейские скорби, свидетельство тому — современные приношения на иконе — масса золотых украшений, которые жертвуют верующие, получившие по вере и молитве.

Хотя икона Пряжеской Божией матери считается почитаемой в Курской области, слава о ней распространилась далеко по всем православным землям. И ежегодно на курскую землю приезжают тысячи паломников, чтобы попросить о помощи и защите у Небесной Заступницы.

График пребывания Пряжевской иконы в Курске

Храм преподобного Серафима Саровского на улице Союзной — с 17:00 20 октября до 16:45 26 октября.

Храм в поселке имени Маршала Жукова — c 17:00 26 октября до 16:45 27 октября.

Введенский храм на улице Дубровинского — с 17:00 27 октября до 16:45 30 октября.

Храм Георгия Победоносца на проспекте Победы — c 17:00 30 октября до 16:50 1 ноября.

Храм Царственных Страстотерпцев на улице Прогулочной — с 17:00 1 ноября до 16:50 2 ноября.

Никитский храм — c 17:00 2 ноября до 16:30 5 ноября.

Ахтырский храм — с 17:00 5 ноября до 16:30 7 ноября.

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Дружбы —

с 17:00 7 ноября до 16:45 10 ноября.

Покровский храм на проспекте Хрущева — с 17:00 10 ноября до 16:50 11 ноября.

Крестовоздвиженский храм на проспекте Вячеслава Клыкова — с 17:00 11 ноября до 16:50 13 ноября.

Вознесенский храм — с 17:00 13 ноября до 16:45 14 ноября.

Михайловский храм — с 17:00 14 ноября до 16:30 15 ноября.

Всехсвятский храм — с 17:00 15 ноября до 16.45 16 ноября.

Храм апостола Иоанна Богослова — с 17:00 16 ноября до 16:45 17 ноября.

Храм преподобного Сергия Радонежского на улице 50 лет Октября — с 17:00 17 ноября

до 16:45 19 ноября.

Свято-Троицкий храм на улице Гайдара — c 17:00 19 ноября до 16:45 21 ноября

Храм преподобного Серафима Саровского на улице Полевой — с 17:00 21 ноября до 16:30 24 ноября.

Храм великомученика Пантелеимона в микрорайоне КЗТЗ — с 17:00 24 ноября до 16:45 28 ноября.

Храм великомученика Димитрия Солунского — c 17:00 28 ноября до 16:45 1 декабря.

Преображенский храм на проспекте Кулакова — с 17:00 1 декабря до 16:40 7 декабря.

Благовещенский храм в поселке Волокно — с 17:00 7 декабря до 16:30 13 декабря.

Свято-Троицкий храм села Лебяжье — с 17:00 13 декабря до 16:50 14 декабря.

Владимирский храм села Зорино — с 17:00 14 декабря до 16:45 15 декабря.

Читать еще:  Икона "Нечаянная Радость": в чем помогает и как молится, значение и история
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector