1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Божией Матери «Остробрамская»: история, значения, в чем помогает и как молиться

Содержание

Реликвия всех христиан – предания и факты об Остробрамской иконе

В православной и католической традиции существуют разные обычаи написания и почитания образов. Однако есть святыни, к которым взывают христиане любых конфессий – об одной из них и расскажет Вам наша статья. Здесь описано, что символизирует эта реликвия, как она была обретена и даже где хранить дома такую икону.

История и чудотворения образа Божией Матери

Уже много лет в столице Литвы Вильнюсе находится удивительная реликвия – лик Небесной Царицы. До сих пор неизвестно, как именно он появился в городе – одни источники утверждают, будто 14 апреля 1431 г. святыня возникла в храме по Господнему соизволению, другие же считают, что икону подарил владыке Великого княжества Литовского Ольгерду византийский император Иоанн V Палеолог. Есть и третья версия, согласно которой образ, именованный Корсунским Благовещенским, был привезён из Херсонеса как трофей в походе против крымских татар и пожертвован в Троицкий собор.

Но, откуда бы ни взялась реликвия, в середине XVI ст. она уже стояла в небольшой часовне над Острыми вратами (лат. «Aštria broma») в оборонительной стене Вильнюса – отсюда и название святыни. Сначала лик Девы Марии был обращён к ведущей в столицу дороге, но после пожара в 1711 г. её повернули так, чтобы взор Богородицы осенял город и возведённый неподалёку костёл кармелитов.

Остробрамская икона Божией Матери из янтаря

Остробрамская икона Божией Матери славится многочисленными чудесами. Так, в 1671 г. она спасла двухлетнего ребёнка, который выпал из окошка каплицы, расположенного более чем в 2 м над каменной мостовой – малыш приземлился целым и невредимым, не получив ни единой царапины. В период Великой Северной войны (1700-1721 гг.), когда враги заняли Вильнюс и уничтожили множество древних христианских ценностей, реликвия осталась невредимой – как только противники попытались ворваться в часовню, на них упали ворота, которые в мирное время сдвигали лишь объединёнными усилиями 10 взрослых мужчин. А в 1708 г., когда в городе зимовал Пётр I со своей армией и один солдат попытался сорвать со святыни драгоценный оклад, его отбросило к стене.

В восточнохристианской церкви память образа празднуется 8 января (26 декабря по старому стилю), а в католической – 14 апреля и 16 ноября.

Остробрамская Богородица: значение иконы

Этот образ принадлежит к категории Агиосорити́сса – так называют святыни, где Пречистая Дева показана без Божьего Сына. Скрещённые на груди руки взывающей к Господу Мадонны, Её опущенные глаза и смиренное выражение лица являют верующим образец терпения, кротости, невинности, готовности положиться на волю Творца. А некоторые исследователи убеждены, что изначально реликвия демонстрировала сцену Благовещения, но фрагмент с Гавриилом был утрачен.

Икона Остробрамская без оклада

Лик Небесной Царицы запечатлён на двух дубовых досках размером 200*165 см с помощью темперы (порошковые краски, которые разбавляют водой). Его авторство приписывали краковскому мастеру Лукашу Поренбскому, голландскому живописцу Мартину де Вос или же итальянскому художнику, пожелавшему остаться безымянным.

Сейчас реликвия закрыта позолоченным самоцветами киотом и герметичным металлическим контейнером, к которому подведена сигнализация. От чего защищает подобное вместилище? Оно предотвращает разрушение пигментов из-за перепадов температуры, прикосновений, яркого солнечного света, а также вандализм и воровство.

Ризы Богородицы украшены замысловатым орнаментом, характерным для эпохи барокко. В таком же духе выполнены и венчающие Её короны, от которых расходятся звёзды и солнечные лучи. Подобный рисунок символизирует власть над небом и землёй, духовным и материальным мирами. А под фигурой Пресвятой Девы виден серебряный полумесяц, прикреплённый туда в 1849 г. Это вотум (от лат. «votivus» – принесённый богам обет) – подношение, посредством которого люди выражают свою признательность за Господне благодеяние. Впрочем, этот дар не единственный – при пересчёте в 1927 г. их количество превышало 14 тыс.!

Где вешать икону? Её можно поместить в красном углу (части комнаты, обращённой на юго-восток) или же над входной дверью, подражая изначальному расположению реликвии. Считается, что тогда образ будет оберегать Ваше жилище от непрошенных гостей, воров, грабителей, пожаров и других бедствий. Но где бы не находилась святыня, не забывайте поддерживать её в чистом и опрятном виде – регулярно смахивайте пыль, устилайте подставку белой тканью либо вышитыми рушниками, убирайте посторонние предметы и зажигайте у лика лампадку или свечу.

Как и о чём молятся перед реликвией Остробрамская?

К лику Остробрамской Богородицы обращаются при любой нужде: он подсказывает решения проблем, способы преодоления преград и выхода из затруднительных ситуаций, направляет на истинный путь, избавляет от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов. Святыня предупреждает неурядицы, опасности, наветы и козни недоброжелателей, облегчает лишения, хранит от зависти, сплетен, проклятий, дурного глаза и злых сил. Также она позволяет найти пропавших либо похищенных людей, неоднократно приходя на помощь даже тогда, когда родные и близкие уже утратили всякую надежду.

Этот образ издавна покровительствует семье и браку – он укрепляет родственные узы, учит пониманию, прощению и любви, вразумляет детей и взрослых, дарует гармонию, процветание, достаток. Поэтому Вы можете купить икону в подарок молодожёнам или тем, кто празднует годовщину свадьбы. Пригодится она и молодым родителям – созерцание лика Девы Марии будет оберегать младенца от болезней и недомоганий, успокаивать, способствовать хорошему самочувствию матери и ребёнка.

Дева Мария Остробрамская: история, почитание, чудотворения образа

Существует множество реликвий Божьей Матери, которые отражают разные грани Её образа, служа примером для верующих. Так, одна из святынь демонстрирует преданность Пречистой Девы Господу, Её сдержанность, смирение и готовность положиться на волю Творца. Ей и посвящена наша статья, из которой Вы узнаете, чем прославилась Остробрамская Богородица, значение иконы, а также то, в каких случаях к ней обращаются.

Остробрамская икона: происхождение реликвии

Существует несколько версий обретения святыни. Одна из них гласит, что прекрасный лик Богородицы прислал в Вильнюс – столицу великого княжества Литовского – император Византии Иоанн V Палеолог. Образ был подарен Ольгерду Гедиминовичу (1296-1377 гг.), который принял христианство. Согласно другому преданию, икона по божественному соизволению появилась в городе 14 апреля 1431 г. Историк Теодор Нарбут, основываясь на труде каноника Даниэля Лодзяты (XVII ст.), утверждал, что владыка Ольгерд привёз реликвию из Херсонеса (из-за этого её порой именуют Корсунской), после чего супруга правителя Иулиания пожертвовала образ в церковь Живоначальной Троицы. Однако другие источники этому противоречат – хотя в 1341-1373 гг. князь и впрямь снарядил несколько удачных военных кампаний против крымских татар, подобный трофей не значится ни в одной переписи.

Более достоверной является выдвинутая исследователем Мечиславом Скрудликом гипотеза о том, что Остробрамская икона Божией Матери была создана в XVI ст. мастером Лукашем Поренбским. Об этом свидетельствует сходство образа с реликвией из Краковского костёла Тела Христова. Другие учёные приписывают авторство неизвестному итальянскому художнику или нидерландскому живописцу Мартину де Вос, которые вдохновлялись ликом Madonna Immaculata – Непорочной Девы Марии.

Остробрамская икона Божией Матери из янтаря

История образа Божией Матери

Какая бы теория не была правдивой, в 1431 г. икона уже пребывала в Троицком храме в русском районе г. Вильнюса. А в 1498 г., опасаясь атаки язычников, горожане заложили новые каменные валы и ворота с башней, в которой и воздвигли реликвию. Из-за этого её стали именовать Остробрамской.

Первое письменное упоминание об иконе встречается в «Хронике обители босых кармелитов в Вильно». Краткая заметка рассказывает о переносе образа в часовню, построенную в 1671 г. В то же время фигуру Богородицы закрыли окладом из позолоченного серебра, оставив на виду только лик и кисти рук. Однако в пожаре 1711 г. деревянное здание сгорело. Спасённую из огня реликвию отправили в кармелитский костёл св. Терезы.

Обратно на городскую стену святыню поместили в начале XVII ст. С тех пор она находится там почти неотлучно, хотя здание и пострадало при нашествии французских войск в 1812 г. Более того, когда в 1832 г. монастырь кармелитов закрыли, принадлежавший братии храм переименовали в Остробрамский и начали служить там молебны в честь чудесного лика Девы Марии. Поэтому, решая, где хранить дома реликвию, люди чаще всего отдают предпочтение месту над входной дверью – считается, что так она будет защищать Ваше жилище от любых напастей и невзгод.

В 1849 г. икону украсил серебряный полумесяц – вотивный дар (подношение, выполненное в знак признательности за исполнение желания). На металле выгравированы слова «Dzięki Tobie składam Matko Boska za wysłuchanie próśb moich, a proszę Cię, Matko Miłosierdzia, zachowaj mnie nadal w łasce i opiece Swojej Przenajświętszej W. I. J. 1849 roku», переводящиеся как: «Приношу благодарность Тебе, Божья Матерь, за то, что выслушала мои просьбы, и прошу Тебя, Мать Милосердная, сохранять меня и далее в Пресвятой Своей любви и опеке». Подобные сувениры оставляли и другие люди, исцелённые или утешенные благодатью реликвии – сейчас в часовне даже трудно найти место, где вешать очередное ювелирное украшение или чётки.

А в 1927 г. римский папа Пий XI по ходатайству виленского архиепископа дал разрешение короновать образ, что и было осуществлено 2 июля. После торжественной церемонии святыню заключили в специальный контейнер, предохраняющий от повреждений.

В православной церкви память реликвии поминают 8 января (по старому стилю – 26 декабря). Католический же праздник, посвящённый этому лику, отмечают 16 ноября.

Остробрамская Богородица: значение иконы и в чем помогает образ

Тип святынь, на которых Пречистая Дева показана без Божьего Сына, известны как Агиосорити́сса. Считается, что Творец присутствует на подобном образе незримо – именно к нему обращена молитва Богоматери. Данные иконы были широко распространены в византийском искусстве XII-XV ст., а позже их стали создавать и мастера западной традиции.

В этом стиле написан и лик Остробрамской Небесной Царицы. Для этого использовалась темпера (порошковые краски, которые разбавляют водой), а основанием послужили две дубовые доски толщиной в 2 см. Характерными особенностями святыни являются покрытые богатым орнаментом ризы и поддерживаемая херувимами двойная корона Мадонны, символизирующая власть над землёй и небом. Подобная манера свойственна многим барочным иконам, как и расходящиеся от головы Пресвятой Девы солнечные лучи.

Изначально на реликвии была запечатлена сцена Благовещения, но фрагмент с изображением архангела Гавриила утрачен – теперь размер святыни составляет 200*165 см. Впрочем, это почти не повлияло на смысл образа – он пронизан умиротворением, спокойствием, безмятежностью. Несмотря на то, что судьба Богородицы будет нелёгкой (об осознании этого свидетельствуют слёзы у Неё на глазах), Она скромно и покорно принимает её, стремясь исполнить свой долг.

Кроме того, перечисляя, от чего защищает святыня, нельзя забывать о многочисленных излечениях, произошедших после того, как верующие склонялись перед чудесным ликом. Чаще всего реликвия дарует облегчение симптом психических заболеваний или душевных страданий – депрессии, невроза, апатии, отчаяния. Если обратиться к ней в трудную минуту, Вы почувствуете облегчение и поддержку, сумеете выбрать верный путь, отринуть искушения и соблазны. Помогает образ и при телесных недугах, ослабляя боль и укрепляя здоровье.

Молитва Пресвятой Богородице Остробрамская

О чём молятся перед иконой? Она оберегает от сплетен, зависти, козней недоброжелателей и проклятий, предотвращает проблемы, опасности и даже внезапную смерть. Реликвия приносит в дом атмосферу мира, счастья, доброты, позволяет достичь гармонии и достатка. Особенно благотворно этот образ действует на супругов – он учит вместе преодолевать жизненные трудности, проявлять терпение, понимание и прощение, вести себя кротко и мудро. Также святыня вразумляет детей, наставляя их на праведную стезю и охраняя от недоброго влияния.

А купить икону Остробрамской Девы Марии Вы можете в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья». Представленные здесь произведения из натуральных солнечных самоцветов отличаются высочайшим качеством, одухотворённостью и возвышенностью, а ещё они прочны и долговечны.

Икона Божией Матери «Остробрамская»: история, значения, в чем помогает и как молиться

Уважаемый батюшка! Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них.

Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим” Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).

Читать еще:  Иконы в подарок на свадьбу: популярные семейные иконы для подарка новобрачным

Празднование этой чудотворной иконы: 26 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.

ВИЛЕНСКАЯ-ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Остробрамская икона Божией Матери (XVI — нач. XVII в.; в окладе). Вильнюс, Острые врата

Виленская Остробрамская икона Божией Матери или Островоротная, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской.

Празднование 26 декабря, 14 апреля в день памяти трех литовских мучеников

Описание

Икона написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева явлена в момент Благовещения, со сложенными крестообразно на груди руками. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

История

Православная святыня

Остробрамская икона Божией Матери (XVI — нач. XVII в.;без оклада). Вильнюс, Острые врата

О происхождении иконы существует несколько преданий. По наиболее широко принятому, она была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда — святые Антоний, Иоанн и Евстафий.

Другие два придания менее вероятны. Согласно одному, икона прислана Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом, когда последний узнал о принятии Ольгердом христианства. Согласно другому, икона чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи (с южной стороны), ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Во владении римо-католиков

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами.

В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона.

В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим». С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римо-католиками. По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажали головы. Вокруг часовни всегда можено было видеть людей, среди которого многие стояли тут же, на улице, на коленях.

Современное почитание

В 2002 году в Киеве был основан единственный на то время храм в честь Виленской-Остробрамской иконы Божией Матери, где регулярно стали совершать молебны перед чтимым списком этого образа. Трудами настоятеля храма архимандрита Ионы (Радзивила) был составлен акафист Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери, который был принят и одобрен Литургико-Богослужебной комиссией при Священном Синоде Украинской Церкви 25 марта 2010 года (опубликован на сайте Киевского Виленской-Остробрамского храма, http://ostrobram.prihod.ru/akafist )

Литература

  • Православная Богословская энциклопедия, т. 3, стб. 484-486.

Использованные материалы

  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Декабрь»:
    • http://sedmitza.ru/index.html?did=12050
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?8_3190
  • Страница сайта Киевской митрополии:
    • http://orthodox-church.kiev.ua/page11/news722

[1] Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

Остробрамская икона Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina , польск. Matka Boska Ostrobramska , белор. Маці Божая Вастрабрамская ) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Содержание

Иконография

Написана темперой на двух соединенных дубовых досках толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Размер 200 х 165 см. Относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией. По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона королевы Польши.

Версии о происхождении иконы

Существует много версий о появлении иконы в Вильне — столице княжества Литовского. Одна из них говорит, что икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Особенно широкое распространение в среде православных верующих получила версия о восточном происхождении иконы, опубликованная в 1839 г историком Теодором Нарбуттом в книге «Древняя история литовского народа». Нарбутт основывал свою версию на имеющейся у него рукописи венденского каноника Даниэля Лодзяты (подлинника рукописи отыскать не удалось). В 1653 г. Лодзята писал, что икона была привезена князем Ольгердом из Херсонеса (Корсуни). Известно, что Ольгерд совершил в 1341― 1473 гг. ряд удачных походов против крымских татар. Т. Нарбутт полагал, что Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 г. А супруга Ольгерда — тверская княжна Иулиания Александровна подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы [1] . Но уже в 1431 г. икона находилась над Острыми Вратами. Версия Нарбутта не находит подтверждения в ряде крупных работ, посвященных истории чудотворных икон Богоматери. Так в одной из самых ранних книг, посвященных чудотворным иконам в Польше и Великом княжестве Литовском Войцеха Кояловича среди перечисленных икон, находящихся в ВКЛ, в том числе и Вильно, нет упоминания об Остробрамской иконе [2] . Нет сведений об иконе ни в первом издании 1659 г., ни во втором — 1672 г. книги Вильгельма Гумппенберга «Atlas Marianus…» Среди названных в книге виленских икон есть икона из костела св. Михаила, две иконы из костела св. Яна (Иоанна) и икона из униатской церкви св. Троицы. Русский исследователь-искусствовед Никодим Кондаков в своих книгах, посвященных иконографии Богоматери также не упоминает об Остробрамской иконе Богородицы.

Польский исследователь Мечислав Скрудлик поддержал гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским [3] .

В 20-е годы XX в. получило распространение мнение, что изображение Остробрамской Девы Марии имеет сходство с королевой Речи Посполитой Барбарой Радзивилл (1520—1551).

Ряд исследователей, в том числе Юозас Юргинис склонны считать, что икона была написана в Вильно неизвестным итальянским художником XVI в. [4]

В 1990 г. в Варшаве была издана монография известной польской исследовательницы Марии Каламайской-Саид «Острая Брама в Вильно», в которой автор на основании письменных и печатных источников, иконографическом анализе выдвинула новую гипотезу, суть которой заключалось в том, что Остробрамская и Краковская иконы Девы Марии имели один первообраз, принадлежащий нидерландскому художнику Мартину де Вос. Рисунок Воса имел две графические — братьев Иеронима и Антония Верикс и Томаса де Лю. Автор сделала предположение, что художник, написавший икону Остробрамской Богоматери, пользовался гравюрой Томаса де Лю. По стилевым характеристикам икона могла быть написана в 1620—1630 гг. в Вильне. Каламайская-Саид считает образ Остробрамской Богоматери изображением Непорочной Девы Марии (Immaculaty), введенным в западноевропейское искусство во второй половине XVI в. [5]

История

Первое достоверное письменное упоминание об Остробрамской иконе содержится в «Хронике монастыря кармелитов босых в Вильно». Хроника говорит о торжественном переносе иконы в построенную в 1671 г. каплицу (часовню). Фундаторами каплицы были — Михаил Казимир Пац — великий гетман Литовский, Криштофор Пац — великий канцлер Литовский и Гилярий Полубинский — маршалок Великого княжества Литовского. Именно к этому году относится первое чудо, совершенное посредством иконы — спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702 годом.

Во время городского пожара 1711 г. деревянная каплица сгорела. Спасенная икона была помещена в кармелитский костел св. Терезы. В 1713—1715 гг. была построена новая каменная каплица, куда с торжественной процессией и была перенесена икона. Культ Остробрамской иконы Девы Марии получил более широкое развитие после того, как конце первой половины XVIII в. главным торжеством в Острой Браме стал праздник Опеки Пресвятой Девы Марии. В каплице регулярно, кроме католических месс, проводились богослужения по восточному обряду греко-католической церкви.

Первым печатным источником, в котором упоминался культ Остробрамской иконы была книга ксендза — иезуита Корсака, изданная в 1748 г. [6]

В 1799—1805 гг. оборонные стены Вильно, построенные в XVI в., были разобраны, однако культ Остробрамской иконы позволил сохранить Острую Браму, которая приобрела современный вид в 1828—1830 гг.

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Разрешение на коронацию иконы было получено в 1927 во время визита архиепископа виленского Ромуальда Ялбжиховского в Рим. Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

День памяти иконы — 27 апреля.

Остробрамская икона в искусстве и литературе

Культ иконы Богоматери в Острой Браме в Вильно, кроме живописи, нашел отражение в поэзии. К ней обращались известные поэты — Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Максим Богданович.

Очевидно, в середине XVIII в. были сложены специальные песни, которые пели верующие в каплице перед чудотворной иконой. Одной из первых песен, как считают исследователи Остробрамской поэзии, была песня «Obrona wielka miasta Gedymina», («Большая защита города Гедымина»), впервые опубликованная в 1756 г. в «Złoty altarik» («Золотой алтарик»).

Молитва иконе Божией Матери «Остробрамская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти.

Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.

Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.

Икона Божьей Матери Остробрамской

Икона Благословенной Девы Марии Милосердной

Подъезжая к столичному железнодорожному вокзалу, вокзалу поезд медленно проходит небольшой железнодорожный мост. Небольшой участок не заслоняется кронами деревьем, и можно увидеть из правого окна первую достопримечательность Вильнюса — Аушрос Вартай*. Ещё их называют «Острые Ворота» или «Острая Брама». В средние века, а конкретно в 1522 году, и получили они название Стражи Рассвета или Ворота Зари. Это не просто ворота. Они давали вход в город — государство. Выходом из города был торговый тракт, который шёл через Медининский замок. Он располагался недалеко от Литовско — Белорусской границы. Из-за этого соседства ворота долгое время назывались Медининкайскими. В память об этом названии недалеко от ворот в настоящее время находится небольшой уютный ресторанчик с названием Медининкайский.
Проходя через ворота, мужчины снимают головные уборы и через несколько метров поворачиваются к входу, чтобы увидеть Каплицу, осенить себя крестом, прочесть несколько слов молитвы и продолжить свой путь. Многие направляются к двери, которая находится с правой стороны, и идут в каплицу, поднимаясь по высокой крутой лестнице в капеллу. Центральное место на левой стене занимает сверкающая золотом, величественная и торжественная икона Благословенной Девы Марии Милосердной.
Вокруг неё видно какое — то свечение… На стенах закреплены драпированные красным бархатом стенды, увешанные не десятками, а сотнями серебряных кулонов в форме сердец, рук, ног. В одно из своих посещений я поинтересовался у прихожанки, что это за кулоны. Она ответила просто:
— Матерь Божья никого не оставляет без помощи. Исцелившийся человек в знак благодарности приносит кулон в виде больного места и прикрепляет на щите.Божья Матерь творит чудеса и помогает не только верующим католикам, но и православным, и неверующим. Надо только попросить и сделать пожертвование на свечу.
Капелла Благословенной Девы Марии, как и её икона, после посещения её Иоаном Павлом II, Папой Римским, получила статус места паломничества мирового уровня.
—————-
* Аушрос Вартай (Ausros Vartai) Лит.яз. — Ворота Зари

Но вернёмся к иконе » Матери Божьей Остробрамской». У этой знаменитой иконы есть очень похожая, икона — оригинал, привезённая Великим князем Литовским Ольгердом (Аьгирдасом) из своего похода в Херсонес Таврический (Крым) в качестве трофея и подарка своей жене. Будучи православным, он подарил эту икону своей жене, тверской княжне Иулиании Александровне, которая в свою очередь подарила её монастырю Святой Троицы в ознаменование завершения строительства деревянной церкви. В народе бытует легенда — поверие, что икона Божией Матери однажды явилась на воротах Острой Брамы в Вильнюсе. Это чудо зафиксировали 14 апреля 1433 года. Вот уже более 570 лет Православная церковь в Литве отмечает это чудесное событие. Эта икона — оригинал находится в Свято- Духовом монастыре в соборе Святой Троицы.
Кроме этой иконы «Остробрамской» Херсонес — Таврической, находящейся в Вильнюсе, в Киеве есть ещё одна похожая, тоже чудотворная икона Божей Матери, но «Корсуньская».
Существует ещё одна легенда,связанная с иконой «Матерь Божья Остробрамская»,напоминающая историю любви Ромео и Джульеты. Речь идёт о любви Великой княгини литовской Барборы Радвилайте (Радзивил) к польскому королю Жигимантасу Аугустасу.
А дело происходило так.
У младшего сына Микалоюса (Николая) Радзивила Старого, виленского каштеляна, Великого гетмана литовского, киевского воеводы Юргиса Радзивилы в декабре 1520(1522) года родилась дочь, которую назвали Бася. Она выросла красавицей, получила прекрасное образование. В 15(17) лет её выдали замуж за Тракайского воеводу Станислава Гоштаута. Через пять лет после женитьбы воевода внезапно умер, оставив молодую жену вдовой. Детей у них не было. По законам тех времён, судьбу вдовы, а также всего огромного имущества, оставшегося от умершего Станислава Гоштаута, должен был решать Великий князь, коим был в то время Жигимант(Жигимантас) Аугуст –Великий князь польский. Увидев Барбору, Жигимантас влюбися в неё с первого взгляда. Начался бурный роман. Совместные прогулки, поездки по окресностям, на охоту, балы сблизили влюблённых, и они стали встречаться регулярно.

Барбора Радзивил (Радвилайте)

Не мудрено было Великому князю Жигиманту влюбиться в самую красивую женщину как в Литве, так и в Польше. Грациозность, величественность и плавность в движении, превосходный вкус, ласковый взгляд, обаяние, плавная речь- всем этим владела смуглая блондинка со светло карими глазами Барбора из Великокняжеской династии Радзивилов (Родвиласов). Умение пользоваться косметикой, с большим вкусом одеваться сводило мужчин с ума… Она любила красный цвет, жемчуг, на который ввела моду, и носила береты, которые ей очень были к лицу
Дворец Гоштаутасов находился недалеко от дворца — замка Великого князя Литовского. Это давало возможность каждую ночь влюблённым быть вместе. Слухи об этих встречах узнали не только в Литве, но и долетели до Кракова, где находился тяжело больной король Польши Жигимантас Старый. Там же жила и молодая жена королевича Польши, болевшая эпилепсией. Она, не дождавшись мужа, умерла. Получив это известие, Жегимантас Августас стал открыто проявлять свои чувства к Барборе. Её братья, Радзивил Чёрный и Радзивил Белый, встретившись с Аугустасом, поставили условие: жениться на их сестре или прекратить все встречи, так как эти отношеия ложатся тёмным пятном на род Радзивилов. К тому же мать Жигимантаса люто ненавидела род Радзивилов.
Однажды, когда королевич, нарушив своё обещание, направился через тайный подземный ход и появился в спальне у своей возлюбленной, братья Барборы перехватили королевича и стали требовать объяснений. На всякий случай братья «прихватили» с собой ксёнза (католического священника). Во время выяснения отношений между Жегимантасом и братьями Радзивилом Чёрным и Радзивилом Рыжим были обнажены мечи. Королевич воскликнул:
— Не принесёт ли мой приход к вашей сестре многократное увеличение вашей славы, уважения и имущества?
Братья вложили мечи в ножны и позвали ксёнза, сказав при этом:
— Дай-то, Бог!
Молодых тут же тайно обвенчал ксёнз.
Шантаж, принуждение не практиковались в те времена, особено, если это было связано с Великими князьями. Во все времена у такого ранга князей, воевод, царей были фавориты, и подобные связи поощрялись, а не отвергались. Но легенды имеют право на существование, как и совпадение или несовпадение фактов из истории. Всё было бы хорошо или даже прекрасно, но.
События между тем стали развиваться довольно — таки стремительно.
После безвременной смерти молодой жены Жегимантаса и кончины его отца, короля Польши Жигимантаса старого в 1548 году, Барбора была представлена двору в качестве законной жены молодого короля. Вот тут — то и разразилась буря! Радзивилы и молодой король были готовы ко всему, но мать — вдова, сейм, духовенство, шляхта, объединившись вместе, стали требовать немедленного отречения от жены — литвинки. Ни скандалы в сейме, ни требования, ни отъезд матери — вдовы короля в Италию не могли разрушить любовь молодых супругов. В Италию направился и брат Барборы на аудиенцию к Папе римскому. В те времена существовали строгие сословные правила, которые никто не мог нарушить, тем более короли, женившись по любви. Королям подбирали жён из других королевских семей и родов. Было неважно, красивая будет невеста или нет, больна или здорова. Всё зависело от политической ситуации в Европе. Поэтому отношения Барборы Радвилайте и Жигимантаса Аугустстаса были особыми не только для Литвы, Польши, но и всей Европы XVI века.
В 1550 году сейм признал с благославения Папы римского Барбору Радвилайте королевой, и в Краковском соборе прошла её коронация. Это был жизненный триумф не только для Барборы, но и для рода Радзивилов. Через год после коронации её признала и мать короля Жигимантаса. Очарование Барборы было не только в красоте, интеллекте, элегантности, характере, манерах. Она была ярким представителем эпохи Ренессанса. С неё писали портреты. Молодая королева была известна не только в Литве и Польше, но и во всей Европе. Если посмотреть с другой стороны, то любовные отношения Барборы и Жегимантаса были взаимными.
К сожалению, Барбора недолго была на троне. Через год после коронации она смертельно заболела. По всей видимости, она была отравлена.
В возрасте 29 (31)лет Барбора умерла на руках мужа. Радвиласы хотели, чтобы их сестру похоронили в Вавельском соборе, но Жегимантас сказал:
— Не пристало её, мёртвую, оставлять там, где эти люди были неблагодарны к ней живой.
Жигимантас исполнил волю любимой жены — похоронить в Литве. Кортеж с гробом проходил точно по тому же маршруту, что вёл её в Польшу на коронацию. Она была похоронена в Архикафедральном соборе в Вильнюсе. К сожалению, спустя 380 лет, в 1931 году во время сильного наводнения вода проникла в подземную усыпальницу королей и размыла саркофаги. Останки, найденные после наводнения, были перезахоронены в мавзолее часовни св. Казимира. Здесь они покоятся и поныне.
Но вернёмся к иконе «Матерь Божья Остробрамская».
Молва утверждает, что лик Девы Остробрамской очень напоминает портрет Барборы Радвилайте. Пусть об этом спорят или подтверждают специалисты, но народные легенды живы и будут жить долго. И, действительно, если сравнить две иконы, то можно заметить, что у Виленской Остробрамской иконы глаза опущены, и лицо выглядит печальным. Икона вставлена в золотой оклад. Православная икона Божией Матери Остробрамской без оклада, глаза открыты, на серпе луны надпись на старославянской кириллице. У концов луны в кружках надписи кирилицей «МР» и «ФетаУ».
А Жегимантас после смерти жены до конца дней своих ходил в трауре. Детей не было. Так на Жегимантасе Аугустасе прервался род Ягелонов.

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Виленская Остробрамская икона Божией Матери

(Празднование — 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля в день памяти трех литовских мучеников)

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками, — Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери , в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской (это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения, и с легендой о древнем происхождении из Корсуни — древнерусское название Херсонеса). Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой Брамой» (от польск. «Брама» — ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне — столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая — что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341—1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена». Свидетельство каноника Лодзяты — наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз — Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными — Матерь Божия.

История

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Ольгерда тверской княжны Иулиании Александровны, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744г. снова помещена над воротами.

В 1812г. она пострадала при нашествии французов, а в 1829г. отреставри­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832г. кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий.

Иконография

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках.

Икона написана темперой на двух соединенных дубовых досках размером 1,63 х 2 м и толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

Остробрамская икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона — барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

Позднее (в 1849 году) внизу иконы была помещена большая серебряная вота (дар, данный по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания) в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

Кондак
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. А минь.

Молитва иная Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. А минь.

Остробрамская икона Божией Матери: о чем просить и в чем помогает

8 января (26 декабря по старому стилю) православная церковь совершает празднование в честь Остробрамской Виленской иконы Божией Матери.

С иконой Остробрамской Божией Матери связаны многочисленные предания и легенды. Какие именно, читайте в специальной справке Sputnik Литва.

Иконография

Остробрамская, или Островоротная, икона Божией Матери в прошлом именовалась также Корсунской Благовещенской. Это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения и с легендой о древнем происхождении из Корсуни – древнерусское название Херсонеса. Этот образ считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы в целом.

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Образ написан темперой на дубовой доске. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила. На лике ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой ее к ризе прикреплена двуярусная барочная корона Царицы Небесной.

В конце XVII века фигура Богоматери была закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами. Виленская Остробрамская икона Богородицы, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше, в настоящее время находится в часовне Острая Брама (Острые ворота) в Вильнюсе.

Происхождение образа Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери

Существует несколько версий происхождения Остробрамской Виленской иконы Божией Матери. По одной из них икона была привезена в Вильну из Крыма, а именно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем. Согласно историческим данным, Ольгерд получил икону в числе военных трофеев во время похода на Корсунь в 1363 году.

Супруга Ольгерда – тверская княжна Иулиания Александровна – подарила икону во вновь построенную церковь Живоначальной Троицы, откуда позднее образ попал в часовню у Острых ворот. Эта версия была предложена Теодором Нарбутом в книге «Древняя история литовского народа».

Другое предание гласит, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. Существует и третья версия, согласно которой икона сама чудесным образом явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 года.

Как икона Корсунской Богоматери стала Остробрамской

Корсунская Благовещенская икона Богоматери стала называться Остробрамской после определенных исторических событий тех лет. Дело в том, что на рубеже ХV-ХVI веков для нынешнего Вильнюса все еще сохранялась опасность татарского нашествия.

Виленская знать обратилась к государю Александру Казимировичу с просьбой обезопасить город. Было принято решение обнести город каменной стеной. В 1498 году состоялся Крестный ход, который возглавил сам государь. Место у деревянных ворот, где размещалась Корсунская икона, было освящено в знак того, что здесь должны быть воздвигнуты каменные ворота.

Построенные вскоре ворота стали называть Остра брама, а саму икону вместо Корсунской величать Остробрамской. В переводе с польского Ostra Brama буквально означает «Острые ворота». Острым (возвышенным) назывался район Вильны, где жили русские переселенцы.

История Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой православия в Литве. В 1569 году, после подписания Люблинской унии Литвы с Польшей, в литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Свято-Троицкий монастырь и многие другие храмы поневоле перешли в унию. В том числе и икона с часовней перешла во владение униатов.

В 1624 году у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом Святой Терезы. Кармелиты выстроили в 1671 году вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. Во время пожара в городе в 1714 году икона была перенесена в костел Святой Терезы, но в 1744-м, когда часовня была вновь отстроена, образ вернули на прежнее место над воротами.

В ходе войны с армией Наполеона в 1812 году икону сильно повредили вражеские захватчики. Однако уже в 1829-м ее отреставрировали и вернули ей первоначальный вид. В начале 1832 года был закрыт кармелитский монастырь, в котором находился лик святой Марии. Он был переименован в католический костел в честь Остробрамской Божьей Матери.

В наши дни подлинник святыни находится в Остробрамском костеле. Общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему приходят и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

С какими просьбами обращаются к образу

Считается, что перед Остробрамской иконой Богородицы можно помолиться при любой нужде или невзгоде. У нее просят указать на верный путь решения проблем, способы преодоления преград, направить на путь истинный, избавить от заблуждений, сомнений, искушений и соблазнов.

Также православные и католики верят, что если держать образ Остробрамской иконы дома, то он поможет защитить дом и его обитателей от бед и невзгод. У иконы просят защиты, возможности сохранить семью и оградить ее от вмешательства внешних сил. Также Остробрамскую икону вешают или хранят дома для крепкой любви между супругами. Принято считать, что она может помочь избавиться от тоски и уныния.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector