0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Божией Матери «Ключ Разумения»: история, значение, в чем помогает и как молиться

Содержание

Текст молитвы перед иконой Божьей Матери Ключ Разумения и в чем помогает образ

Иконы Богородицы в православии одни из самых почитаемых. Существует довольно много образов Матери Господа, перед которыми молятся как в церквях, так и келейно (находясь дома). Историю иконы «Ключ разумения» знают немногие, так как этот образ Пречистой Марии не столь популярен, как другие, и почитается исключительно жителями Нижегородской области, где она хранится в кладбищенском храме города Балахна. Однако молиться перед образом может любой христианин.

История происхождения иконы «Ключ Разумения»

Некоторые православные христиане, которые плохо разбираются в иконографии, путают между собой две разные иконы – «Ключ Разумения» и «Прибавление ума», предполагая, что раз на них изображена Пречистая Дева Мария, значит, это один и тот же образ. Однако между этими иконами есть разница, и каждая характеризуется индивидуальными особенностями, хотя есть в них и общие черты. Чтобы не путать их между собой и знать, перед каким образом молиться в каждом конкретном случае, стоит изучить их описание и индивидуальные черты.

Среди иконописцев существует версия, что для написания образа Богородицы «Ключ Разумения» за основу была взята икона «Прибавление ума», и она появилась раньше. В свою же очередь образ Девы Марии «Прибавление ума» был написан под влиянием католического искусства иконографии. Прототипом лика Царицы Небесной стала Лоретская статуя Богородицы с Младенцем на руках.

Эта скульптура в католицизме считается святыней и почитается всеми верующими, принадлежащими к этой деноминации. Фигурка Девы Марии вырезана из дерева, ее изготовление приписывают автору, который считался приверженцем умбро-маркеджанского искусства. Фигурка Богородицы из кедрового дерева была создана в период с 13-го по 14-й век. Дева Мария держит на руках своего Божественного Сына, в левой руке Младенец держит державу, а правая поднята в благословляющем жесте. На головах у Богородицы и маленького Иисуса находятся золотые венцы, украшенные небольшими жемчужинами. Статуэтка покрыта краской и декорирована драгоценными камнями.

История изготовления Лоретской Богоматери связана с домом Девы Марии, в котором она жила, находясь в Назарете. В 13-м веке сарацины напали на израильскую землю и перевезли этот дом на территорию современной Хорватии. По указанию представителей императорской семьи его разобрали и переместили в итальянский город Лорето, где его полностью восстановили в том виде, в котором он находился в Палестине.

Спустя 2 столетия была оборудована специальная базилика, защищающая строение от разрушения. За алтарем установили статую Лоретской Богоматери, которая и считается прототипом всех икон, которые на Руси стали называть «Прибавление ума».

Согласно церковным преданиям, первая икона Богоматери была написана в 18-м веке иконописцем, который изучал церковные книги Иосифовских времен и исправленные Никоном. Он настолько погрузился в анализ и пытался понять, кто же на самом деле прав, что лишился рассудка. Когда наступали редкие минуты просветления, он начинал молиться Царице Небесной, умоляя, чтобы она вернула ему разум.

Однажды иконописцу было видение, в котором ему явилась Дева Мария и сказала упорно молиться и нарисовать ее образ так, как он увидел. В дни, когда его рассудок оставался не затуманенным, он брал кисти и рисовал икону, которую впоследствии назвал «Прибавление ума Пресвятой Богородицы».

Основное отличие этого образа Девы Марии от иконы «Ключ Разумения» заключается в том, что на ней отсутствует ключ. А на образе «Ключ разумения» нет далматика.

В чем помогает святой образ

Несмотря на то, что образ Пресвятой Богородицы «Ключ Разумения» менее известен, чем другие Девы Марии, его рекомендуется приобрести семьям, в которых растут дети. Обращаются к Небесной Царице в следующих случаях:

  • перед началом учебного года, чтобы Богородица благословила умом и разумением наук, а также усердием в изучении новых предметов;
  • если в семье растет малыш с неполноценным умственным развитием — в этом случае перед иконой стоит молиться не только родителям ребенка, но и всем родственникам, которые исповедуют православную религию;
  • обращаются к Царице Небесной перед важными экзаменами и зачетами, для успешной сдачи.

Как правильно молиться

Молиться перед иконой «Ключ Разумения» можно как в православном храме, так и в домашних условиях. Слова текста произносят вслух или про себя, это не имеет особого значения. Главное, чтобы сердце молящегося было чистым, и он не замышлял злых дел.

Размещать образ Пресвятой Богородицы лучше всего в комнате ребенка, однако подальше от изголовья кровати и полок с игрушками. Украсить икону Пресвятой Марии можно вышитыми рушниками, которые приобретают в церковной лавке либо вышивают сами. Если Богородица ответила на просьбу, стоит не забыть поблагодарить ее за благословение.

Текст молитвы

Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

1. «Ахтырская»

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо»

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

6. «Вифлеемская»

7. «Коневская»

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

8. «Козельщанская»

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

10. «Беседная»

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

11. “Ключ разумения”

История иконы Пресвятой Богородицы “Ключ разумения” тесно связана с историей очень схожего образа “Прибавления ума” , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето. Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной. Этому образу, как и иконе “Прибавление ума”, православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

12. “Непроходимая дверь”

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

14. “Покрывающая”

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении.

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц.

Читать еще:  Икона святой Анастасии Узорешительнице: история, значение и в чем помогает

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

16. “Почаевская”

Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

17. “Свенская”

18. “Светописанная”

19. “Седмиезерная»

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

«Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый»

Загадочная иконография «Ключ разумения», или «Ключ разума», относится к изображениям, сложившимся под влиянием искусства оформления старопечатной книги. Известно всего несколько икон на этот сюжет, наиболее ранняя из которых хранится в собрании Государственного Исторического музея.

Икона «Ключ разума». Середина XIX века (до 1856 года). Москва (?). ГИМ

Судя по надписи на оборотной стороне, образ был создан около 1856 года и подарен Екатерине Никитичне Муравьевой (1824–1870), дочери известного декабриста, автора проекта Конституции, инициатора создания Северного общества. Последовав за осужденным мужем в Сибирь, А. Г. Муравьева вынуждена была оставить малолетних детей на попечении свекрови. Двое из них вскоре умерли, а старшая Екатерина «не вынесла тяжелого горя… почти монашеского затворничества с ослепшей, убитой горем бабкой, тоски и постоянного ожидания свидания с любимой матерью и сошла с ума». В воспоминаниях А. И. Бибиковой, внучки ее младшей сестры (родившейся в Читинском остроге Софии Муравьевой), упоминается «сумасшедшая сестра бабушки, окруженная массой мамок, сиделок, разных вдовиц и приживалок… Возили ее по Москве в огромной четырехместной карете, запряженной в унос, с форейтором. В то время уже так ездили только она, старая графиня Бобринская, да возили икону Иверской Божией Матери. Случалось часто, что, завидев странный возок Екатерины Никитишны, прохожие снимали шапки и крестились». Очевидно, заказ иконы с подобным наименованием был связан с психическим недугом Е. Н. Муравьевой. В Исторический музей памятник был передан в дар супругой публициста-славянофила Д. Ф. Самарина Варварой Петровной, урожденной Ермоловой, в апреле 1901 года, и при поступлении образ был назван «масонским».

Титульный лист книги «Ключ разумения» иеромонаха Иоанникия (Галятовского). Киев: Киево-Печерская лавра, 1659. ГИМ

Символико-аллегорическое изображение восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений «Ключ разумения, священником, законным [монахам] и свецким належачый» иеромонаха Иоанникия (Галятовского), изданной в Киево-Печерской лавре в 1659 году. В дальнейшем это первое восточнославянское сочинение по гомилетике дорабатывалось и неоднократно переиздавалось, было популярно не только в западнорусских землях, но и в России. Автор труда — известный духовный писатель и проповедник своего времени, ректор Киево-Могилянской коллегии и игумен Киево-Братского монастыря, впоследствии архимандрит Елецкого монастыря в Чернигове. Его перу принадлежит также сборник «Небо новое…», в котором описываются чудеса от икон Пресвятой Богородицы. В предисловии к «Ключу разумения» он объяснил такое название книги как способ читателю «отомкнуть» двери «до казаня» (проповеди), а затем, священникам и другим людям, и «двери до Неба». Этот образ ключа положен в основу изображения на титульном листе, гравированного Евстратием, а также выполненных с книжной иллюстрации икон.

Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки, в проеме которой изображен крупный, обращенный вверх бородкой ключ. На его стержне помещен евангельский текст:

«Горе вам законником, яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, и входящим возбранисте» (Лк. 11, 52).

Внутри головки ключа, имеющей форму сердца, указаны название книги и ее выходные данные. По сторонам от стержня находятся атрибуты служения пророка Моисея: две трубы с сопроводительной надписью:

«Рече Г[оспод]ь к Моисею: сотвори себе две трубы сребряны» (Чис. 10, 1–2), и Скрижали Завета с текстом: «Рече Г[оспод]ь к Моисею, г[лаго]ля: Истеши себе две досце каменны» (Исх. 34, 1).

В контексте сочинения архимандрита Иоанникия, трубному гласу должен уподобиться голос проповедника, обращающего свою паству к истине.

Вверху в центральном картуше изображено Коронование Богоматери, причем комментарий из Песни песней Соломона необычен: «Гряди от Ливана невесто, гряди от Ливана, гряди, будеши венчанна» (ср. Песн 4. 8). В левом картуше — сеятель из евангельской притчи (Мф. 13, 3), обращенной к слушающим Слово Божие. В правом картуше — всадник с луком, который истолкован как один из всадников Апокалипсиса, появившийся после снятия первой печати (Откр. 6, 2): это есть «сонм апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец…» (архиепископ Андрей Кесарийский). На колоннах у опор арки помещены библейские надписи, напоминающие о сооружении царем Соломоном иерусалимского храма (3 Цар. 7, 21). На базах колонн написаны цитаты из истории Самсона, например загадка, которую он предложил гостям на брачном пире (Суд. 14, 8–9; 15, 19). Включение иллюстраций к этим сложным текстам в нижние картуши, вероятно, указывает читателям на трудности постижения Библии. Таким образом, уникальная программа гравюры представляет собой не только компиляцию аллегорических образов и текстов Священного Писания, но и своего рода конклюзию-размышление на тему проповеди христианства.

В отличие от сохранившихся единичных небольших образков второй половины XIX — начала XX века, созданных в иконописных селах Владимирской губернии, икона из собрания Исторического музея повторяет гравированный протограф только в самых общих чертах. Здесь отсутствуют пояснительные тексты, от сложной архитектонической формы остались только два высоких постамента с золотыми фигурами сеятеля и всадника. В верхней части изображения, над большим золотым ключом, значительное место занимает изображение Коронования Богоматери в облаках и в самом верху (авторская деталь?) праздник Обрезания Господня в отдельном клейме. Причина появления этого сюжета в символической композиции не совсем понятна. Вряд ли оно объяснялось только личной просьбой заказчиков и каким-то событием в жизни Е. Н. Муравьевой, случившимся в этот день. Скорее, речь идет о богословской трактовке обряда, сопровождавшегося наречением имени, который свидетельствовал о принятии Христом религиозного закона. Смысл этого праздника раскрывается в двух проповедях, включенных в книгу «Ключ разумения».

Возможно, мастер ориентировался не на самую раннюю гравюру в издании 1659 года, а на ее позднейшие упрощенные реплики, в том числе с праздником Обрезания. Отсутствие библейских текстов затрудняет прочтение оригинальной концепции образа, вызывая ассоциации — как при поступлении иконы в музей — с эмблематикой масонства. Ведь представителем этого сообщества был декабрист Никита Михайлович Муравьев и многие его соратники. Да и дом на Малой Дмитровке, в котором доживали свой век София и Екатерина Муравьевы, предназначался его строителем И. А. Фонвизиным «для каких-то масонских обрядов или собраний», почему и казался «не совсем обыкновенным». Характер иконного образа вполне соответствует сохранившимся описаниям атмосферы этого своеобразного дома-музея, в котором благоговейное сохранение памяти декабристов соединялось с традициями православного благочестия.

Судя по художественному исполнению муравьевской иконы, она появилась в 1856 году или незадолго до этого времени. Окружающая композицию рокайльная рамка с тональной разработкой напоминает оклады в стилистике «второе барокко». Вместе с тем, в образе сохраняются черты позднего классицизма, заметна ориентация на традиционное иконописание, присущая, например, палехским и тверским мастерам. Многие из них работали в Москве и Санкт-Петербурге, привнося в столичную эстетическую среду интерес к мотивам древности, к обилию золота и разнообразным техникам его использования.

Икона «Ключ разума». Конец XIX века. Иконописные села Владимирской губернии. Собрание В. М. Федотова

Кроме того, существовала другая иконография с наименованием «Ключ разума», где в полный рост изображалась Пресвятая Богородица, а ключ располагался возле ее ног. В начале XX века почитаемый образ такого извода, перед которым служили молебны для помощи в обучении, находился в Балахне Нижегородской губернии в кладбищенской Троицкой церкви. Появление Богородичного образа с таким смысловым акцентом не удивительно, ведь в Великом Акафисте Богоматерь прославляется как «ключу Царствия Христова». На иконах «Прибавление ума», восходящих к чудотворной скульптуре Пресвятой Девы из Лорето в Италии, также иногда писали: «Ключ разума».

Автор — Яна Зеленина

Бибикова А. И. Из семейной хроники // Исторический вестник. Пг., 1916. Т. 146. Ноябрь. С. 404–426.

Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв. М., 1895. Т. 1. Стб. 288.

Синкевич Н. А., Пидгайко В. Г., Левченко-Комисаренко Т. Л., Лопухина Е. В. Иоанникий [Галятовский] // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 78–100.

Ш[евченко] Э. В., З[еленина] Я. Э. «Ключ разумения» («Ключ разума») // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 36. С. 60–62.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИкона Пресвятой Богородицы «Ключ Разумения»

Варианты названия иконы:

  • Ключ Разумения
  • Ключ Разума

Статус в православии: Православная икона.

Дни празднования:

  • 15 апреля (2 апреля по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 2 (в прошлом: 2).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-11-10, последний раз редактировался участником [tol] 2020-12-13.

Икона Ключ Разумения — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
Наряду с иконой «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА» перед этим образом молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении. Существуют значительно отличающиеся друг от друга изводы с таким наименованием.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Ключ Разумения
Икона Божией Матери «Ключ разумения» Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии. Евгений Поселянин «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». (1919г.)

Описание иконы Ключ Разумения из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии.

Читать еще:  Икона святой Елены: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Ключ Разумения
Молитва: Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово,[. ]

Изображения иконы Ключ Разумения

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 7. Сортировка: в обычном порядке.

Файл 11863.jpg: |
Размер: 509×592, 0.3 MPix, 157 Kb.
Дата: 2010-12-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 42 (1004) , 5 (140) .

Файл 11864.jpg: |
Размер: 521×601, 0.31 MPix, 331 Kb.
Дата: 2010-12-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 32 (1087) , 4 (156) .

Файл 11865.jpg: |
Размер: 450×539, 0.24 MPix, 248 Kb.
Дата: 2010-12-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 25 (759) , 2 (84) .

Файл 11866.jpg: |
Размер: 320×394, 0.13 MPix, 87 Kb.
Дата: 2010-12-30, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (686) , 3 (77) .

Описание: Икона Ключ Разумения

Файл 22078.jpg: |
Размер: 488×650, 0.32 MPix, 121 Kb.
Дата: 2013-08-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 41 (714) , 4 (110) .

Описание: Ключ Открытия Разуму. 31 х 26.5 см. Частное собрание.Палеосные святые: Антипий, Алексий, Симеон, Пантелеимон, Марон и Иоанн.

Файл 32288.jpg: |
Размер: 750×882, 0.66 MPix, 266 Kb.
Дата: 2018-07-23, анонимно.

Рейтинг изображения: 46 (134) , 2 (8) .

Описание: Богоматерь «Ключ разумения». Середина XIX в., до 1856 г. Место создания: Россия, г. Москва. 31,1 х 26,7 см. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Государственный исторический музей, Москва.

Файл 34384.jpg: |
Размер: 661×781, 0.52 MPix, 226 Kb.
Дата: 2020-04-18, анонимно.

Рейтинг изображения: 45 (25) , 2 (2) .

КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ (КЛЮЧ РАЗУМА)

символико-аллегорический образ; восходит к гравюре на титульном листе сборника поучений и проповедей архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения, священником, законным и свецким належачый» (К., 1659) и к толкованиям из этого сочинения (напр., в Сказании на Рождество Пресв. Богородицы — Л. 164-164 об.).

В переизданиях сочинения архим. Иоанникия (К., 1663; Львов, 1665) иконография данной выходной гравюры точно не повторялась, и только она включает сюжет «Коронование Пресв. Богородицы»; др. гравюра предваряет и дополнение к сборнику (К., 1660) с рассказами о чудесах Божией Матери и ее чудотворных иконах, которые впосл. стали основой для отдельного сочинения архим. Иоанникия Богородичной тематики — «Небо Новое» (Львов, 1665).

Наиболее ранним известным примером является икона 2-й четв. XIX в. (ГИМ; на обороте дарственная надпись): золотые фигуры сеятеля и всадника представлены в виде статуй на перспективных постаментах, нет изображений труб и скрижалей завета, а также надписей. Над образом «Коронование Пресв. Богородицы» в клейме написан сюжет «Обрезание Господне». Средник окружает золотая рокайльная рамка с тональной проработкой. Не исключено, судя по колористическому и композиционному решению, что икона повторяет более ранний образец. Три иконы этого извода традиц. стилистики (собрание В. М. Федотова; см.: Каталог иконописи В. Федотова / Сост. Я. Э. Зеленина. М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX — нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: « »; « »; « »; « »; « ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: « ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV — нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.».

Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI — нач. XX в. / ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI — нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58).

История иконы «Ключ Разумения»

Уважаемые знатоки православных икон!

Подскажите, пожалуйста, где можно почитать информацию об иконе «Ключ Разумения»? Я смогла найти только очень краткие справки Поселянина, но меня интересует история образа, его списки, молитвы — одним словом, полноценное описание иконы.

Буду безмерна благодарна за любую помощь и советы!

P.S. Темы на форуме просматривала, вопрос поднимался, но больше всё таки с точки зрения особенностей иконографии, историю этой иконы не смогла найти (если вдруг пропустила, дайте ссылку, пожалуйста!).

молитва:
Премудросте Наставнице и смысла Подательнице,
немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице,
Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице,
и разума прибави ко Христу моляще усердно.
Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас.
Аминь.

Иван, спасибо! Обе темы изучила ещё до своего поста, истории иконы в них нет, к сожалению.

А за молитву отдельное спасибо!

Arinka, если Вас интересует практическая сторона:

то с верою и любыми проблемами можно смело обращаться к Богородице, через любые Ее иконы. Чудо всегда совершается Духом.

Меня всегда удивляла та вера, которая верит, что именно через эту икону Богородица услышит, а через другие(?) не слышит, что ли.. , если же верить в чудотворность самой иконы, как здесь часто говорят — «предмета», то это уже ближе к мировоззрению язычества, хотя — еще прикрытым легким покровом христианства.

LESNIK,
Я, если честно (шепотом), вообще считаю, что помолиться можно в уголке с закрытыми глазами и без иконы, и такая молитва будет услышана с той же степенью вероятности, что и «традиционная» перед образом, со свечами и т.д.

В данном случае меня профессиональный интерес одолел =) и искусствоведческий тоже. Люблю я загадки — икона вроде есть, а ничего конкретного о ней нет. Любопытно же!

Если только искусствоведческий, то прошу простить за «проповедь»
Понимаете, вот вечно лезу куда не просят.

Ох.. вот опять понесло..
Ведь период упадка в Русской церкви характеризуется, прямо таки взрывом появления новой иконографии разного рода, вроде фольклера. и которая субъективно видится псевдодуховностью.
Кторую понятно, просто, доступно (как это было в иконописи), объяснить, наверно, невозможно, это какое-то погружение в надуманную таинственность.
Как пытающемуся жить жизнью Церкви, такое погружение, в след за мыслью творцов подобной иконографии, видится опасным занятием.. но , конечно не для искусствоведов у них мощный иммунитет

Желаю полнейшего успеха!

Ох.. вот опять понесло.. Ведь период упадка в Русской церкви характеризуется, прямо таки взрывом появления новой иконографии разного рода, вроде фольклера. и которая субъективно видится псевдодуховностью.
Кторую понятно, просто, доступно (как это было в иконописи), объяснить, наверно, невозможно, это какое-то погружение в надуманную таинственность.

Т. е., по вашему, упадок начался в 16 в., с появлением икон псковских иконописцев?
А далее пошло-поехало.. новые иконографии. интересно получается. так ведь уже традиционные, «классические» иконографические сюжеты не в один день появились, а складывались в течении веков.
К примеру, традиционный образ Христа, который мы принимаем за истинное Его изображение — появился довольно поздно.
Или, возникновение других сюжетов. типа Покрова..
Я бы не привязывал мысль об «упадке» с появлением новых иконографий. Думаю, это нормальный процесс. появление нового.. не вижу ничего в этом крамольного.
Тем более блажить об упадке иконописи на Руси. это уже как заклинание.))
На развитие и историю пояявления и исчезновения иконографий можно посмотреть немного иначе. те сюжеты, которые не прижились, просто исчезли из иконописного обихода, или были крайне редки, (типа Недреманное Око, Спас в херувимах, и разные сложносочиненные сюжеты..), другие новые сюжеты, возникшие в «эпоху упадка», вошли в церковный и народный обиход, и стали популярны), к примеру, Всех Скорбящих радость, Михаил Архистратиг Воевода и тд.

А термин «псевдодуховности», имеет смысл употреблять конкретно к работе, а не выкашивать комбайном «чистой духовности» , который, конечно же, как заметили, субъективен, целые пласты русской иконописи, ориентируясь исключительно на иконографию. Как видим, бывало по разному. История иконографий все же развивалась в режиме саморегуляции. а не по указам и завозным книжкам с картинками.

Вот к примеру, образцы.. выполнены по классич. иконографии. насколько они духовны или псевдодуховны?)

оПЧПУФЙ вБМБИОЩ, ПВМБУФЙ, УФТБОЩ Й НЙТБ

12 ПЛФСВТС 2021

18:17 12.10.2021 | тХВТЙЛБ: temp
дПН ПФ ПМШНЕЛП

ч РТПДПЧПМШУФЧЕООЩК НБЗБЪЙО У ЗТБЖЙЛПН ТБВПФЩ: 2/2, 8-20, Ъ/Р
20-28Ф.Т. фЕМ. 8-906-578-1578

9 Й 10 ПЛФСВТС 2021 ЗПДБ ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ оЙЦЕЗПТПДУЛПК ПВМБУФЙ РТПЫЈМ ТЕКД РП ЧЩСЧМЕОЙА ЧПДЙФЕМЕК, ХРТБЧМСЧЫЙИ ФТБОУРПТФОЩН УТЕДУФЧПН Ч УПУФПСОЙЙ ПРШСОЕОЙС. рПНПЭШ ТБКПООЩН ЛПММЕЗБН Ч ТЕКДЕ ПЛБЪБМЙ УПФТХДОЙЛЙ БРРБТБФБ хРТБЧМЕОЙС зйвдд, ЙОУРЕЛФПТЩ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООПК ТПФЩ дру Й ЬЛЙРБЦЙ ПФДЕМШОПЗП ВБФБМШПОБ дру зйвдд РП оЙЦЕЗПТПДУЛПК ПВМБУФЙ.

бп «вБМБИОЙОУЛПЕ УФЕЛМП» РТЙЗМБЫБЕФ ОБ ТБВПФХ ВХИЗБМФЕТБ-ЛБУУЙТБ.
фТЕВПЧБОЙС: РТПЖЙМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪОБОЙЕ РТПЗТБННЩ 1у, ПРЩФ ТБВПФЩ.
бДТЕУ: вБМБИОЙОУЛЙК Т-ПО, ТР. зЙДТПФПТЖ, ХМ. бДНЙОЙУФТБФЙЧОБС, Д.16, МЙФЕТ б, ПЖЙУ 26.
ФЕМ./ЖБЛУ +7(83144)71370
тЕЪАНЕ ОБ ЬМЕЛФТПООХА РПЮФХ:sekretar_bs@acs-nnov.ru

ппп «бМШЖБвХН» (РТПЙЪЧПДУФЧП ВХНБЗЙ Й ЛБТФПОБ) ФТЕВХАФУС:
уРЕГЙБМЙУФ РП ПИТБОЕ ФТХДБ 0,5 УФБЧЛЙ
Ъ/РМ 17500 ТХВ.;
йОЦЕОЕТ РП ЛПОФТПМШОП-ЙЪНЕТЙФЕМШОЩН РТЙВПТБН Й БЧФПНБФЙЛЕ
(РСФЙДОЕЧОБС ТБВПЮБС ОЕДЕМС) Ъ/РМ 37000 ТХВ.;
тЕЪЮЙЛ ВХНБЗЙ Й ЛБТФПОБ Ч РТПЙЪЧПДУФЧП (УНЕООЩК ЗТБЖЙЛ, ПВХЮЕОЙЕ)

ч УЧСЪЙ c ОПЧЩН ТПУФПН ЪБВПМЕЧБЕНПУФЙ, ТБВПФОЙЛЙ ЪДТБЧППИТБОЕОЙС оЙЦЕЗПТПДУЛПК ПВМБУФЙ УФПМЛОХМЙУШ У ТЕЪЛЙН ХЧЕМЙЮЕОЙЕН ЛПМЙЮЕУФЧБ ВПМШОЩИ РБГЙЕОФПЧ.

бЛФХБМШОЩ УМЕДХАЭЙЕ ЧБЛБОУЙЙ:

бп «чПМЗБ» РТЙЗМБЫБЕФ ОБ ТБВПФХ Й РТЕДМБЗБЕФ РП ТСДХ РТПЖЕУУЙК ПВХЮЕОЙЕ ЪБ УЮЕФ ТБВПФПДБФЕМС, ЕУМЙ Х чБУ ОЕФ УРЕГЙБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС (ХФПЮОСКФЕ, РПЦБМХКУФБ, Ч ПФДЕМЕ ЛБДТПЧ)
• НБЫЙОЙУФПЧ вдн
• УХЫЙМШЭЙЛПЧ
• ТЕЪЮЙЛПЧ
• УМЕУБТЕК-ТЕНПОФОЙЛПЧ
• УМЕУБТЕК лйрЙб
• ЬМЕЛФТПЗБЪПУЧБТЭЙЛПЧ
• ЬМЕЛФТПЗБЪПУЧБТЭЙЛБ ТХЮОПК УЧБТЛЙ
• ЬМЕЛФТПНПОФЕТПЧ
• ПРЕТБФПТПЧ ХРБЛПЧЛЙ / ПЮЙУФОЩИ / ФЕРМПЧПЗП РХОЛФБ/РТПЙЪЧПДУФЧБ ДТЕЧЕУОПК НБУУЩ ЙЪ ЭЕРЩ

• УФТПРБМШЭЙЛПЧ
• ОБЮБМШОЙЛБ УНЕОЩ
• УФБТЫЕЗП НБУФЕТБ УНЕОЩ
• НБЫЙОЙУФБ РЕТЕЗТХЦБФЕМС
• НБЫЙОЙУФБ ТХВЙФЕМШОПК НБЫЙОЩ
• НБЫЙОЙУФБ ФПРМЙЧПРПДБЮЙ
• ФТБОУРПТФЕТЭЙЛБ
• ЛПОФТПМЕТБ гвр

• НБЫЙОЙУФПЧ ФЕРМПЧПЪБ
• НПОФЕТПЧ РХФЙ
• УПУФБЧЙФЕМЕК РПЕЪДПЧ
• ДЕЦХТОЩИ УФТЕМПЮОПЗП РПУФБ
• ЧПДЙФЕМЕК РПЗТХЪЮЙЛБ
• ЗТХЪЮЙЛПЧ
• НЕИБОЙЛБ БЧФПЛПМПООЩ
• ЧПДЙФЕМС БЧФПНПВЙМС(МЕУПЧПЪ)
• НБЫЙОЙУФПЧ ЬЛУЛБЧБФПТБ
• ЧПДЙФЕМЕК БЧФПНПВЙМС
• БЧФПУМЕУБТЕК
• БЛЛХНХМСФПТЭЙЛБ

• ЬМЕЛФТПНЕИБОЙЛБ РП МЙЖФБН
• ФПЛБТС
• ЦЕУФСОЭЙЛБ
• ФБЛЕМБЦОЙЛБ
• УМЕУБТС РП ТЕНПОФХ Й ПВУМХЦЙЧБОЙА РЕТЕЗТХЪПЮОЩИ НБЫЙО
• УМЕУБТС РП ТЕНПОФХ ПВПТХДПЧБОЙС ЛПФЕМШОЩИ Й РЩМЕРТЙЗПФПЧЙФЕМШОЩИ ГЕИПЧ
• УМЕУБТС бчт
• УМЕУБТС РП ПВУМХЦЙЧБОЙА ФЕРМПЧЩИ УЕФЕК
• ЬМЕЛФТПУМЕУБТС

• УРЕГЙБМЙУФБ РП ПИТБОЕ ФТХДБ
• ЛПОФТПМЕТПЧ лрр
• НПОФБЦОЙЛБ УБОЙФБТОП-ФЕИОЙЮЕУЛЙИ УЙУФЕН
• ТБЪНПМШЭЙЛБ
• УНБЪЮЙЛБ
• ЧЕДХЭЕЗП ЙОЦЕОЕТБ-ЬЛПМПЗБ
• ЪБЧЕДХАЭХА МБВПТБФПТЙЕК
• ТХЛПЧПДЙФЕМС ЗТХРРЩ ФЕИЛПОФТПМС
• НЕОЕДЦЕТБ РП БДНЙОЙУФТЙТПЧБОЙА ЪБЛБЪПЧ
• НЕОЕДЦЕТБ РП МПЗЙУФЙЛЕ ОБ ФТБОУРПТФЕ
• ДЕМПРТПЙЪЧПДЙФЕМС
• УРЕГЙБМЙУФБ

пЖПТНМЕОЙЕ УПЗМБУОП фл тж
дПРПМОЙФЕМШОП: УПГЙБМШОЩК РБЛЕФ
лПОФБЛФЩ:
+7 (831) 449-32-20
e-mail: podskalnaya@volga-paper.ru
+7 (831) 449-33-43
e-mail: zaharova_vo@volga-paper.ru


тЕЛМБНБ ОБ УБКФЕ +7-902-786-10-22

«Прибавление ума»: удивительные факты об этой иконе

Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенности иконы «Прибавление ума».

Апостол Лука

Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Врач, один из учеников Христа, помощник апостола Павла, евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери — например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой; тем не менее для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств — в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку — за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии — Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.

Икона Ключ разумения

Икона Ключ разумения относится к числу местночтимых икон, она достаточно редкая и не очень распространенная, но довольно почитаемая. Иногда ее отождествляют с иконой Божией Матери «Прибавление ума«, но это разные образы, хотя и близкие по смысловому содержанию.

Чудотворных икон Божией Матери великое множество, число их знает только Сама Царица Небесная, являющая нам то один чудный образ, то другой. По нашей нужде, в годину бед и лишений. Некоторые из них особенно почитаются в отдельных городах, селах или даже странах, пока не разлетится повсеместно весть о чудесах.

К таким образам относится икона Ключ разумения, которая прославилась в городке Балахны Нижегородской области. Находилась икона Ключ разумения в кладбищенской церкви. После того, как совершилось несколько исцелений и чудотворений от образа Божией Матери, стали распространяться списки иконы.

Мо мнению некоторых исследователей, прообразом для написания иконы Божией Матери «Прибавление ума» (Подательница ума) послужила римо-католическая святыня, Лоретская скульптура Девы Марии с Младенцем, вырезанная из кедрового дерева (с XIII по XIV век) и находящаяся в Доме Богоматери в Лоретто.

В свою очередь прототипом иконы Ключ разумения специалисты считают икону «Прибавление ума», многие элементы обеих икон перекликаются с Лоретской скульптурой и Домом Богоматери, в котором Она жила в Назарете (Палестина) и который был перенесен в XIII веке в Лоретто.

На иконе Ключ разумения далматик отсутствует, но присутствует ключ, которого нет на иконе «Прибавление ума», а элементы арки есть и там, и там, но на иконе «Прибавление ума» арка едва заметна на заднем плане.

Иконография: Икона Ключ разумения имеет характерные символические особенности, вследствие чего ее нельзя отнести ни к одному известному типу иконографии, но написана она в соответствии с православными канонами. В иконографии заметно некоторое созвучие и отдельные элементы иконы Божией Матери «Прибавление ума».

Пресвятая Богородица изображена в полный рост, в нижней части иконы нарисован ключ, на который как бы упирается стопами Божия Матерь, стоящая на облаке. Ангелы с обеих сторон благоговейно поддерживают ключ. Ключ символизирует истинную суть человеческого бытия.

Смысл существования человека в обретении Бога. Только через Него можно обрести разумение и достичь Царствия Божиего. Ведь именно через приход в мир Иисуса Христа человечеству удалось познать истинного Бога, истинное спасение. Благодаря смирению и подчинению воле Божией Девы Марии.

Важным элементом, отличающим икону Ключ разумения, является четко обозначенная арка, которая является внешней деталью сходства с Домом Богородицы и которая как бы отделяет мир земной от Царства Небесного. Благодаря любви Бога к Своему созданию и происходит передача истины (ключа) в мир земной.

Молитвенная традиция: Икона Ключ разумения помогает в познании Бога, в учении и самосовершенствовании. Перед ней совершают молебны перед началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей наблюдается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения наук.

Перед этой иконой возносят молитвы к Пресвятой Богородице ученики и их родители, когда у ребенка возникают трудности в учебе. А дети с проблемами умственного развития получают помощь при усердной молитве их родителей. Молиться можно келейно (дома) или в храме, главное от души, с благоговением и пониманием.

Празднование: 15 апреля

Молитва

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Похожие записи

Икона «Защитница сирых и оставленных»

Икона Богородицы «Милосердия двери»

Стромынская икона Божией Матери

Добавить комментарий Отменить ответ

Поиск

Рубрики

  • Без рубрики
  • Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Жития святых
  • Крест Господень великий и непобедимый
  • Новинки
  • Описание товара
  • Полезно знать
  • Православные монастыри и храмы
  • Православный календарь
  • Чудотворные иконы Божией Матери

Чудотворные иконы Божией Матери

  1. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Краткое описание. Иконография. Дни празднования. Тропари и молитвы. Молитвенная традиция. Автор-составитель С. Алексеев. Москва- Санкт-Петербург. 2012 год
  2. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах. Составил священник Иоанн Бухарев. Москва, 2013 год
  3. Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание, тропари, молитвы.
  4. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон в двух книгах. Е. Поселянин. 2006 год.
  5. Богословие иконы Православной церкви. Л. А. Успенский. Париж, 1989 год
  6. Мысли об иконе. Г. Круг. Париж, 1985 год
  7. Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери. В трех частях. Краматорск, 2011 год
  8. Храм Божий. Небесный островок на грешной земле. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2009 г
  9. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Сост. С. Снессорева, Террирем, 2011 год
  10. Многодневные посты. История, устав, смысл, традиции. Краматорск, 2011 год
  11. Великие чудотворные. Изд. отд. Московской Патриархии, 1993 г.
  12. Благодения Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. С-Пет. 1905 г.
  13. Чудотворные иконы Божией Матери. Сестричество во имя прпмуч. вел. кн. Елизаветы. 1997 г.
  14. Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в др. нуждах. М, 1997 г.
  15. Ченстоховская икона Божией Матери. М, 2002 г.
  16. Всемилостивая. Изд-во «Глагол», М, 2002 г.
  17. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне, С-Пет., Сатис, 2005 г.
  18. Спутник паломника. Путеводитель по святым местам. Чудотворные и мироточивые иконы, святые мощи, целебные источники. Ковчег, М, 2002-2003 гг.
  19. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. Соборы Кремля. Монастыри и подворья. Приходские и домовые храмы. Часовни. М, 2001 г.
  20. Церковный Вестник Московской Патриархии 2003-2004 гг.
  21. Жития всех святых, празднуемых Православною греко-российскою Церковью и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. сост. свящ. Иоанн Бухарев. М, 1900 г, репринт.
  22. Молченская икона Божией Матери. М, Паломник, 2001 г.
  23. О жизни православных святых, иконах и праздниках. изд. Тираж-51, Краматорск. 2011 г.
  24. Жития святых в 12 т. свт. Димитрия Ростовского. изд Почаевской Лавры.
  25. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Минск, 2005 г.
  26. Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери с указанием на особую благодать помощи в различных нуждах. М, Терирем, 2015 г.

Святая Троица

Святая Троица — это богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. …

Зоино стояние

Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …

День Ангела, именины

День Ангела, именины — это день памяти святого, имя которого носит православный …

Святые Ангелы

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …

Миро — это благовонное масло, благовоние. Слово это употребляется в трех разных …

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector