0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игоревская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Содержание

Икона Пресвятой Богородицы «Игоревская»

Иногда название святых образов связано не с местами их пребывания, а с жизнью конкретных людей, понесших бремя страданий, но не отступивших от веры.

Игоревская икона Божией Матери — история святыни

Происхождение святыни тесно переплетается с судьбой мученика — киевского князя Игоря, принадлежавшего к роду Ольговичей.

  • Жил он во времена княжеских войн за право властвовать на Руси и невольно стал жертвой этих баталий. Игорь унаследовал престол от своего брата Всеволода, которого киевляне не любили за гордыню и пренебрежительное отношение к простому люду. Он владел княжеством всего две недели. А спустя это время народ поднял восстание с целью посадить на место Игоря внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Произошло столкновение, но в бою войско киевлян переметнулось на сторону Изяслава, предав своего правителя.
  • Игорь вынужден был скрываться на болотах несколько суток. Но его всё равно захватили в плен и бросили в ледяной сруб, где были просто нечеловеческие условия. Князь сильно заболел, и тогда его всё же решили освободить из заключения, надеясь на скорую смерть. Игоря отправили в Феодоровский монастырь. Там он пошёл на поправку и изъявил желание постричься в монахи.
  • Как свидетельствуют исторические записи, князь всегда был человеком очень верующим, часто беседовал в юные годы с преподобными старцами. И когда волей судьбы оказался в стенах монастыря, без колебаний принял схиму, решив посвятить себя Богу.
  • Оставшись в монастыре иноком, князь Игорь, который приняв схиму, стал именоваться Игнатием (по информации из других источников — Гавриилом), много времени проводил в молитве и читал духовную литературу.
  • Тем временем его сродники продолжали отвоёвывать право на власть. В отместку им киевляне постановили на городском вече устроить расправу над Игорем. В 1147 году, во время божественной службы в монастырском храме, когда Игорь читал молитву, преклонившись перед святым ликом Богородицы, в помещение влетела разъярённая толпа и убила инока. Над телом князя потом надругались, протащив по улицам города.

Не помогли спасти от гибели невинного человека ни попытки настоятеля монастыря вразумить народ, ни противодействие Изяслава и его брата Владимира. Именно с этой поры икона, перед которой провёл последние минуты своей жизни князь Игорь, получила название Игоревской.

Интересно! Когда тело убитого принесли в церковь для отпевания на следующий день, людям было ниспослано божественное знамение: над покойным князем загорелись все церковные свечи. И тогда киевляне поняли, что подняли руку на угодника Божьего.

Память усопшего стали чтить, как святого, а об иконе Пречистой Девы Марии, возле которой он находился перед кончиной, заговорили, как о чудотворной.

О других князьях, прославленных в лике святых:

Описание Игоревской иконы

Иконописцы считают, что прообразом для написания иконы стала другая святыня — так называемая Богоматерь «Умиление». Период написания, вероятно, относится к рубежу XI и XII веков. Наиболее известный образ в этом стиле — Владимирская Богоматерь.

На изображении младенец сидит у Девы Марии на руках. Он ласково прильнул к её щеке и одной рукой обнимает за шею. Выражение лица Сына Божьего по-взрослому серьёзное. А лик Богоматери исполнен безмерной печали, ведь ей известно о промысле Господа относительно Иисуса.

Несмотря на сходство с Владимирской Божией Матерью, на Игоревской есть некоторые особенности.

  • глаза Богоматери не смотрят на стоящих перед ней, её состояние больше напоминает созерцательно-молящееся;
  • вторым явным отличительным признаком является то, что левая рука Иисуса, которой он обнимает Мать под накидкой на прототипе, на Игоревской иконе не изображена.

Образ был украшен ризой из серебра в позолоте с орнаментом. На нём имеется гравированная надпись с историей принадлежности святыни князю Игорю.

Важно! Даже человек далёкий от религии и веры не останется равнодушным, взглянув на эту древнюю икону.

Почитаемые иконы Богородицы:

Местонахождение иконы

Икона через некоторое время была переправлена в Успенский собор Киево-Печерской лавры и установлена возле царских врат в приделе святого Иоанна Богослова. Там она пребывала до начала XX века. После революционного переворота образ неоднократно вывозили за пределы страны. Но икона каждый раз чудом возвращалась на родину.

После фашистской оккупации Киева след святыни теряется навсегда. До сегодняшнего дня неизвестно её местонахождение. Тем не менее, за всю историю её пребывания на русской земле, с неё было списано немало копий. Самым ценным списком является тот, что находится в московском Успенском соборе.

На заметку! 5 июня почитается память святого страстотерпца князя Игоря и торжественно проходят молебны перед Игоревской иконой Божией Матери.

В чем помогает Игоревская икона Божией Матери

В случаях, когда возникает непростая ситуация в жизни или близким людям угрожает опасность, к иконе приходят с молитвой.

  1. К ней прибегают за помощью в часы тяжёлого недуга, просят о защите жилища от огня и грабежа.
  2. Тем, кто хочет помириться с родными после серьёзных размолвок, тоже советуют молиться перед этим образом.
  3. В скорбях, унынии и отчаянии Богородица Игоревская также станет великой помощницей.

Важно! В Православии икона Богоматери «Игоревская» почитается, как чудотворная.

Богородица на изображении символизирует Церковь Христову. Соприкосновение Богомладенца и Царицы Небесной можно истолковать, как связь между божественным и человеческим. Этот образ указывает молящимся на то, что искренние вера и молитва помогут открыть свою душу Господу и очистить её от всего плохого.

А тот факт, что с неё делались многочисленные списки, лишний раз подтверждает глубокое благоговение перед образом со стороны верующих христиан.

История Игоревской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва

Игоревская Икона Божией Матери – это старинный образ Богородицы, который долгое время хранился в Киеве. Икона считалась чудотворной. История этой реликвии тесно связана с жизнью и гибелью святого благоверного князя Игоря Ольговича, по имени которого и она названа. К этому образу православные христиане обращаются уже не одну сотню лет. Перед ней молятся о даровании сил, укреплении духа, о защите от пожаров и злых помыслов.

История появления иконы Божией Матери Игоревской

События, после которых икона прославилась, произошли в XII веке. Киев – столица Руси, был лакомым кусочком для выходцев из рода Рюриковичей. Сам этот род уже давно расширился, и разные ветви соперничали друг с другом. Влиятельные Ольговичи, Черниговские князья, стремились завладеть главным престолом Руси. Наконец, после интриг, воин и хитростей великим князем стал представитель этого северского рода – Всеволод Ольгович.

Стремясь к власти, он не стал налаживать отношения с киевлянами. В те времена городское Вече еще имело силу, но Всеволод игнорировал интересы жителей, чем настроил их против себя. Поэтому, когда он умер, киевляне не захотели принять в качестве правителя брата князя – Игоря Ольговича. Бояре поклялись в верности наследнику Всеволода, но тайно отправили предложение о княжении представителю другого рода Рюриковичей – Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, внуку Владимира Мономаха.

Изяслав пошел с войском на Киев. Игорь попытался оказать сопротивление и отстоять право на престол, но был разбит. Горожане вероломно изменили князю. Близкую дружину разбили и рассеяли. Игорь оказался один в болотах, неподалеку от Надова озера, с больным конем.

А в это время горожане уже приветствовали Изяслава. Сам Изяслав Мстиславич был вынужден бороться за Киев, потому что иначе его дети оказались бы вытеснены из политической жизни и лишились бы наследственных прав. Но Изяславу было не чуждо милосердие. Он понимал, что бывший великий князь не виноват в деяниях старшего брата Всеволода.

Тем не менее, киевляне испытывали к Игорю ненависть. Когда его нашли среди болот, то заключили в темницу – деревянный сруб, вкопанный в землю. Игорь тяжко заболел и попросил Изяслава дать ему принять монашеский постриг перед смертью. Новый великий князь согласился. Игоря Ольговича выпустили из заключения и отправили в Киево-Печерскую лавру. Вскоре он оправился от болезни и принял схиму.

А тем временем родные Игоря решили отвоевать Киев и пошли войной против Изяслава. Новый киевский князь отправился из города навстречу мятежникам. Киевляне же, в порыве гнева и ярости по отношению к роду Ольговичей, после народного собрания решили разобраться с безобидным Игорем.

Горожане ворвались в храм, где Игорь Ольгович смиренно молился перед образом Богородицы, и напали на своего правителя. Когда родственники Изяслава узнали о намерениях черни, то устремились на помощь к Игорю, но не смогли помочь. Обезумевшая толпа учинила кровавую расправу. Бывшего великого князя привели на княжеский двор, где жестоко убили. Так горожане свершили месть над князем и над монахом.

Это деяние жителей Киева признано преступным, а Игорь стал мучеником и вскоре был канонизирован. Икона Богоматери, которой молился благоверный князь, прославилась по всей Руси.

Описание и значение в православии

Празднование дня иконы совпадает с датой перенесения мощей благоверного князя Игоря из Киева в Чернигов. Сам образ долго хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры.

Происхождение образа Богоматери неизвестно, но иконография повторяет византийский тип Умиление. Это изображение Девы Марии с младенцем Христом. Очень сильно икона похожа на Богородицу Владимирскую. Можно также найти сходство с Иверской иконой Бороматери.

Икону украшала серебряная с золотом риза, на которой был выгравирован текст о принадлежности князю Игорю. Сам образ размером около 40х31 см. На иконе Иисус, прильнув к матери, обнимает ее за шею. Лик Богородицы печален. Изображение лаконичное, нет ни одной лишней детали. Дева Мария здесь в молитвенном созерцании, прижав возлюбленного сына к себе, будто предвидит дальнейшие смертные муки Господа.

Христос же в образе не младенца, а уже скорее отрока. Кажется, что он утешает свою мать, обнимает ее и смотрит с любовью и волнением. Иисус облачен в белую ризу, а на Богородице – красный амафор. В одеянии, общем силуэте и сюжете отчетливо проявляется греческая традиция иконописи. Эта редчайшая, самобытная и удивительная манера письма распространена на Руси.

Греческая иконописная традиция, унаследованная Киевом от Византии, является важной составляющей православной религии. Для России образы, подобные Игоревской иконе, важны не только как объект религиозного поклонения, но и как исторический и культурный памятник. Эти древние печальные лики святых, Бога и Богородицы стали свидетелями жизни прославленных полководцев и монахов, князей, бояр. Видели страдания, молитвы и даже смерть.

В чем помогает Игоревский образ Божьей Матери

К Богородице люди прибегают с разными мольбами. Считается, что каждый образ помогает при определенных проблемах. Например, икона Богоматери «Спорительница хлебов» избавляет от бедности, а Дева Мария Федоровская способствует рождению наследников.

В случае Игоревской иконы Богородицы люди считают, что молитва перед этим образом помогает уберечься от опасности. К Небесной Царице обращаются с просьбами о защите, о смягчении злых мыслей и желаний, об исцелении от болезней. Как гласит молва, икона защитит дом от краж и пожаров.

Богородица – надежная заступница и покровительница христиан. Предстоит у Престола Господня и может умилостивить своего сына. Поэтому обращаются к ней с молитвами о близких, которые попали в большую беду или несчастье. Просят у Богоматери духовной помощи, укрепления духа и тела. Также этот образ помогает в примирении семьи после ссор.

Рекомендуется иметь этот образ Девы Марии в доме, чтобы уберечь домочадцев. Игоревская икона поможет снискать Божественное благословение на любое важное дело. Хорошо, если перед образом будет гореть лампада или свеча. Часто иконы украшают цветами или хотя бы ставят рядом вазу с хризантемами, тюльпанами.

Куда пропал оригинал

Как уже говорилось, образ долгое время хранился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Несколько раз икону перемещали в разные пределы собора, но все это время она оставалась в храме. К реликвии приходили страждущие. И после усердных молитв они получали утешение и помощь.

В послереволюционное время икона несколько раз была вывезена за границу, но неизменно возвращалась обратно. Игоревский образ Богоматери был чрезвычайно важен для православных христиан как святая древность и как духовная защита.

Однако в годы оккупации Украины немцами икона бесследно пропала. В настоящее время местонахождение святого образа не известно. Но, к счастью, сохранились подробные списки реликвии, которые хранятся в России.

Читать еще:  Икона «Неувядаемый цвет» — в чем помогает и как молиться, история и значение

Известные копии

Существует два известных списка Игоревской иконы Богородицы. Оба они хранятся в Третьяковской галерее. Считается, что списки были сделаны в Москве, в XVI веке. В те времена митрополит Макарий поручил сделать копии древнейших и важнейших русских икон. И московские иконописцы выполняли поручение главы церкви в своих мастерских.

Интересно, что Игоревский образ Богоматери особо почитался в Ростовском княжестве, потому что в местном Кафедральном успенском соборе хранился список образа. Возможно, поэтому часто на изображениях Сергия Радонежского, который был родом из тех мест, повторяют этот образ как келейную икону.

Текст молитвы

Существует несколько молитв для чтения перед Игоревским образом Богоматери. Хорошо известны два основных текста. Обращаться к Богородице следует, отрешившись от мирской суеты и забот. Небесная Владычица обязательно поможет тем, кто искренне к ней взывает.

Молитва первая

О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь.

Молитва вторая

Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь.

Игоревская икона Божией Матери

История многих икон неразрывно соединена в сознании православных с именами и судьбами конкретных людей, возведенных впоследствии в ранг святых. Иногда такая икона являет нам лик святого, как иконы Александра Невского или Иоанна Кронштадского, а иногда, как Игоревская икона Божией Матери, получает свое название в честь реального человека, с мученичеством которого она неразрывно связана.

День памяти Святого Благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня.

  1. Князь Игорь: трагическая судьба, страшная гибель
  2. Описание Игоревской иконы
  3. В чем помогает Игоревская икона Божией Матери
  4. Молитвы перед чудотворной иконой

Князь Игорь: трагическая судьба, страшная гибель

Название «Игоревская икона» было дано образу Богоматери в память о князе Игоре, одном из многочисленных правнуков Ярослава Мудрого. Он жил в эпоху междоусобиц, когда борьбу за киевский престол вели две группы князей: часть из них принадлежала потомкам Олега (Ольговичи), а другая – Мстислава (Мстиславичи).

Междоусобица разразилась после смерти киевского князя Всеволода Ольговича. Жители города ненавидели его за гордыню, и это отношение перенесли на его сродников. На киевский престол по завещанию сел брат Всеволода Игорь, князь Черниговский. Жители города на кресте поклялись ему в верности, но уже через две недели преступили клятву и призвали Мстиславичей. В битве с Изяславом Мстиславичем войско киевлян предало своего законного князя и передалось врагу.

Потерпевшему поражение князю Игорю пришлось несколько дней укрываться на болотах, но его захватили, доставили в Киев и бросили в ледяной поруб – сруб без окон и дверей, где он заболел так, что уже готовился к смерти.

В летописях об Игоре говорится не только как об отважном воине, но и как о благочестивом христианине: он читал много духовной литературы, часто беседовал со святыми старцами и монахами, а накануне смерти брата даже задумывался о постриге.

Теперь же, когда он сам находился на пороге смерти, его достали из узилища и разрешили принять схиму в Феодоровском монастыре Киева. Но князь, принявший схиму под именем Игнатий, выздоровел, и ему дано было разрешение остаться в монастыре иноком. Все свое время он посвящал молитвам и замаливанию грехов.

Его двоюродные братья, однако, не прекращали бороться за киевское княжение, и тогда менее чем через год, в 1147 году, городское вече, чтобы отомстить им, дало согласие на расправу с князем Игорем, принявшим иночество под именем Игнатий.

Несмотря на вмешательство митрополита и священнослужителей, пытавшихся предотвратить убийство невинного человека, несмотря на противодействие сидевшего на киевском престоле князя Изяслава Мстиславича и его брата князя Владимира (чем они подвергли опасности и себя), ничто не могло остановить впавшую в ярость толпу. Она ворвалась прямо в храм, когда там шла Божественная литургия, и Игорь молился на коленях перед иконой Богородицы.

Его не просто убили, а еще и надругались над мертвым телом. Так князь Игорь, который был вовлечен в междоусобицу против своей воли, пал ее невинной жертвой. Через три года на киевское княжение вступил князь Юрий Долгорукий. Его союзником стал родной брат князя Игоря – Святослав, княживший в Чернигове, куда он и перенес с почестями мощи мученика.

Икона же, пред которой он постоянно коленопреклоненно молился, в том числе и в свой страшный смертный час, носит с тех пор название «Игоревская икона Божией Матери». Через какое-то время началось ее почитание как чудотворной, и икона была перенесена в Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

После революции Игоревскую икону несколько раз вывозили за границу, но она, тем не менее, каждый раз возвращалась на родину. В 1941 году, в период немецкой оккупации города, икона пропала, на этот раз бесследно. Однако в свое время с нее было сделано немало списков. Один из самых почитаемых и сегодня находится в Успенском соборе в Москве.

В день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 5/18 июня проводятся торжественные службы, молебны, перед Игоревской иконой Божией Матери читается акафист.

Описание Игоревской иконы

Образцом для написания Игоревской иконы явился другой святой образ, известный как икона Богоматери «Умиление», писанной на рубеже 14-15 веков. Самая известная такая икона – Владимирская богоматерь.

На иконе изображена Матерь Божия с Младенцем Иисусом на руках. На некоторых списках Младенец, прильнувший к Ее щеке, обнимает Мать рукой за шею. Выражение Его лица не по-детски серьезно, а лицо Богоматери полно трагизма, ведь Она знает то, что суждено Господом и что предстоит вынести Ее Сыну. Даже на неверующих Игоревская икона Божией Матери производит неизгладимое впечатление.

В чем помогает Игоревская икона Божией Матери

Памятуя трагическую историю, связанную с иконой, считается, что самой сильной будет молитва к ней, когда кто-то оказывается в очень тяжелой и сложной жизненной ситуации и молит о спасении; когда кому-то из близких угрожает беда или опасность.

Значение Игоревской иконы заключается в том, что к ней обращаются также с молитвой об исцелении от тяжких болезней, о защите жилища от пожара и кражи, о примирении с родственниками после жестоких ссор.

Молитвы перед чудотворной иконой

О, Пречистая и Пресвятая Дева Мария, милостивая Заступница, оберегающая чада Твои, смиренно молю Тебя: умоли Сына Твоего и Господа нашего смилостивиться и отвести беду от раба Божьего (имя). Да не оставит Господь в плаче и горе, и да очистится душа моя слезами искреннего плача пред Тобой, Владычица. Укрой своим покровом рабов Сына Твоего и не оставь живот наш в грехе и боли. Аминь.

Эту молитву необходимо читать при опасности или угрозе всякого рода:

Богородице Дево, Пресвятая Покровительница всех сирых, оставленных и погибающих рабов Сына твоего! Молю Тебя, услышь недостойнаго раба Божьего и обрати на меня взор Твой. О, Богородительнице, смиренно прошу Тебя, исцели болезни мои телесные и душевные, избавь меня от боли и укажи путь к истинной вере и Божьей благодати. Аминь.

Свидетельница трагедии: Игоревской иконы Божией Матери

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Эта ныне утр аченная святыня известна верующим с именем человека , который молился перед ней в последние минуты земной жизни, перед тем, как разъяренная толпа ворвалась в обитель, ища схимонаха Игнатия, бывшего князя Игоря.

Иконография: Игоревская икона Божией Матери Датировки: XX в. 2000 г. Иконописец: Адаев Геннадий Анатольевич. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера, золото. Размеры иконы: высота 43 см, ширина 32 см. На иконе представлено оплечное изображение Богоматери с Младенцем, прижимающимся щекой к Её щеке. Инв. № КП-20802. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

История иконы

Далек ий 1146 год. Больше 150 лет прошло после принятия христианства Русью, уже стоят по городам храмы, совершается Божественная служба. Но куда сложнее принятия вероучения – внутреннее изменение жизни. Трудно стать христианином не только по имени. Во сто раз сложнее – если ты князь, а значит – находишься среди бурь политической жизни, борьбы амбиций, доводящих даже до крови . Властителей, выдержавших страшный искус, Церковь именует благоверными. А некоторых из них – мучениками. Среди них – молодой Игорь Ольгович, потомок князя Ярослава Мудрого.

Жизнь и смерть князя Игоря

В водоворот политической борьбы Игоря, можно сказать, затянуло. Во всяком случае, нет никаких данных о его собственных властных амбициях. Он просто был братом князя Всеволода , десятилетия боровшегося за великокняжеский Киевский стол с родственниками – внуками Владимира Мономаха. Своих целей политик достиг, но ему не раз приходилось вести войны, отстаивать власть . Среди этих треволнений князь скончался, а своим нас ледником назначил младшего брата .

Судя по немногим источникам, Игорь оказался правителем справедливым: обещал киевлянам наказать приближенных покойного Всеволода, чинивших обиды горожанам. Но самим горожанам тоже не дал бунтовать, мародерствовать, грабить богатые дворы. Может быть, это не устроило своевольных жителей. Не прошло месяца, как они тайно от князя призвали на престол его соперников.

Затем – кровопролитная сеча, поражение, плен Игоря, которого заточили в «поруб» — деревянную башню без дверей и окон. Освободить человека из такой тюрьмы можно было только «вырубив» его, проще говоря – пробив топором стену . Здесь томился князь несколько месяцев – а все это время братья продолжали междоусобицу, выясняя, кому сидеть на Киевском столе .

Наконец, Игорь заболел, почувствовал приближение смерти. Ему удалось упросить братьев разрешить ему принять монашество. Еле живого, его достали из «поруба», уверенные, что за постригом последует смерть.

Но новый инок Гавриил поправился. Сразу оказалось, что иночество он принял не «страха ради смертного», но по убеждению в суетности мира, нежеланию участвовать в междоусобицах, убивающих душу и тело. Да только ему не поверили.

Брат Изяслав, сидевший уже на Киевском столе, приставил к Гавриилу охранников, а жить разрешил в монастыре Феодора Стратилата, своей родовой обители . Здесь Гавриил принял схиму с именем Игнатия. Отсюда его взяли на смерть по решению городского вече.

Одни говорят, что разъяренные убийцы ворвались в келью подвижника, другие – что прямо в храм во время литургии . Но точно известно: последние моления схимонах совершил перед образом Богородицы. От нее ее оторвали ворвавшиеся убийцы.

Вслед за тем был до смерти избит и схимонах Игнатий.

Когда после убийства горожане опомнились, икону эта нашли. Ее наименовали Игоревской – по мирскому, а не монашескому имени бывшего князя.

Судьба образа

С давних пор Игоревская считалась чудотворной.

Праздник в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Празднование

Один из самых известных образов Богородицы, ходатайствующей за нас перед Своим Сыном и нашим Господом Иисусом Христом — это икона Божией матери «Достойно есть» (празднование 24 июня). Этот образ Богородицы еще называют Милующая. Ведь именно великая милость Девы Марии позволяет Пресвятой Владычице просить за нас, недостойных и грешных людей, Бога.

Первообраз иконы «Достойно есть» находится в самом сердце святой горы Афон. в Успенском храме в Карее хранится чудотворная икона Божией Матери Милующая. Карея — столица монашеского государства. С иконой «Достойно есть» связана чудесная история. Согласно преданию, один из молодых послушников в уединенной келье мысленно желал доброго пути старцу, спешащему к всенощной службе в монастырь в Карее. Он затеплил новую свечу перед иконой «Достойно есть» и стал молиться. Вдруг он услышал стук в дверь. Безбоязненно открыв незнакомцу, хотя гостей в уединенной келье послушник не ждал, он увидел человека в монашеском одеянии. Тот смиренно попросил позволения войти в келью. Оба они преклонили колени перед иконой «Достойно есть». Их голоса звучали слаженно, но, когда настало время славить Богородицу, между молодым послушником и незнакомцем возникли разногласия. Послушник очень удивился новым словам молитвы. Незнакомец сказал: «не так у нас величают Божию Матерь». И произнес свой текст молитвы. Когда молодой послушник огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел, явившийся юноше в образе монаха, просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Икона «Достойно есть»: история

История иконы «Достойно есть » относится к X веку. Она появилась на Афонской горе. Образ был написан в скиту апостола Андрея Первозванного. По иконографии образ Богородицы Милующая представляет собою поясное изображение Пречистой Девы, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке.

Списки с чудотворной иконы «Достойно есть» хранились в Санкт-Петербурге, в Галерной гавани. Ведь именно там находится выстроенный в честь Милующей Богоматери знаменитый псевдовизантийский храм. 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами — насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

В чем помогает икона Божией матери «Достойно есть»

Перед иконой «Достойно есть» можно молиться о помощи в любых праведных делах. Часто люди, совершившие страшные грехи, обращаются с покаянием к Господу именно перед образом Милующая, уповая на милость Богородицы и Спасителя нашего.

Не существует образов, которые отдельно «ответственны» за те или иные прошения», но считается, что перед иконой «Достойно есть» часто молятся и о помощи в семейных делах. Ведь и мы должны проявлять милость к нашим близким людям даже, если нам кажется, что они поступили с нами несправедливо.

Молитвы перед иконой «Достойно есть»

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:

Читать еще:  Казанская икона Богоматери: история, значения и в чем помогает

Икона Божией Матери — значение, история, почитаемые образы

Образ Божией Матери: история почитания

Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.

«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа». Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.

Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120.

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей.

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35).

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6).

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская.

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение.

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»: о чем ей молятся и почему

6 ноября православные верующие отмечают день почитания иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Среди богородичных икон есть несколько таких, отношение к которым в народе очень теплое, глубоко личностное. К ним относится и икона «Всех скорбящих радость». Даже ее название говорит о том, что к ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде, в горе.

В народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях больных, которые совершались после молитв у этой иконы. Самое первое из упомянутых в рукописных документах чудес произошло 6 ноября 1688 года. Именно с него и началось особое почитание этой иконы – сперва в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге.

Чудесные исцеления

Согласно преданию, чудесное исцеление по молитвам у этой иконы получила родная сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Она была настолько серьезно больна, что уже давно не вставала с постели. Она усердно молилась Богородице об исцелении и вот однажды услышала отклик Царицы Небесной, которая велела ей призвать священника из храма Преображения на Ордынке с образом «Всех скорбящих радость».

Икона действительно стояла в этом храме с левой стороны, где обычно становятся на службе женщины. И была она уже тогда весьма древней. К сожалению, историки не смогли установить, как и когда эта икона попала в храм, но вероятнее всего она была приобретена для него в 1685 году, когда сам храм был заново отстроен в камне.

Фото: Википедия

Священник пришел к больной, принес с собой древнюю икону, отслужил водосвятный молебен, окропил освященной водой болящую, и та полностью выздоровела. Возможно, чудесные исцеления по молитвам у этой иконы случались и раньше, но благодаря тому, что на этот раз чудо произошло с сестрой патриарха Московского, история эта стала широко известна. К иконе потекли сотни больных и убогих. По преданию, многие из них получали исцеление и избавление от бед.

Древняя икона была укреплена и отреставрирована, были также написаны специальные молитвы, обращенные к Богородице, чтобы читать их именно у этого чудотворного образа. Появились и многочисленные списки с иконы, сделанные в царской иконописной мастерской.

Где тот самый чудотворный образ

Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ, или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Но был ли это оригинал чудотворной иконы, или список с нее, неизвестно.

Читать еще:  Путивльская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы.

Фото: Федосенко Наталия/ТАСС

У иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» молятся:

  • Об исцелении любых телесных болезней, в том числе неизлечимых.
  • Об облегчении душевных страданий.
  • Об избавлении от разных напастей, в том числе о покровительстве сирот и убогих.
  • О защите в отчаянии и скорби, когда притесняют сильные и власть имущие.
  • Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О защите от врагов.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации.
  • О вразумлении близких, потерявших верный путь.
  • Об избавлении от наркотической зависимости и алкоголизма.

Икона «с грошиками»

Позже в Санкт-Петербурге появился совсем особенный, очень почитаемый список иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» – «с грошиками». Сперва список иконы был обычным и находился в часовне при стекольном заводе.

Однако летом 1888 года от удара молнии случился пожар, и часовня сгорела. После того, как пожар потушили и начали разбирать завалы, среди обгоревших обломков была найдена икона «Всех скорбящих радость». Она упала на пол вниз изображением, но чудесным образом не только не пострадала в огне, но и стала словно бы еще светлее и чище, словно ее подновили. Стоявшая перед иконой кружка для пожертвований разбилась вдребезги, а медные грошики, рассыпавшиеся из нее, намертво впаялись в икону в нескольких местах, словно обрамляя изображение Богоматери. Так все и оставили. Новый преображенный вариант иконы получил в городе на Неве большую известность и до сих пор почитается как чудотворный. В годы советской власти он был тайно сохранен прихожанами, а потом, когда в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое прежнее место. Теперь на одном из устоявшихся вариантов иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» краской изображают медные грошики.

Фото: Википедия

Интересно, что на иконе «Всех скорбящих радость» изображается не только Богоматерь и окружающие ее ангелы, но и те убогие, больные и нищие, которым она несет помощь и спасение. Это большая редкость для иконографии. Однако все встает на свои места, если вспомнить, что Богоматерь является в православии еще и совершеннейшим образом Церкви. Той Церкви, в которой ищут защиты и помощи, черпают силы и вдохновение все верующие вообще, а не только больные, униженные и беззащитные. Может быть, это не вполне осознается в народе, но теплое личностное отношение к иконе «Всех скорбящих радость» говорит о том же. Ведь у каждого верующего человека в жизни происходит его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.

Икона Богородицы – значение и в чем помогает

Икона Богородицы – значение и в чем помогает

Икона Богородицы-заступницы – одна из самых важных в православной традиции. Именно к матери Иисуса Христа обращаются за утешением, также считается, что Богоматерь защищает близкого человека, за которого просишь искренне и со всей душой.

Икона Богородицы убережет от хвори и может исцелить даже безнадежного больного. Образ девы Марии, один из центральных в христианстве, воплощали в иконах с самого зарождения иконописи. Сегодня существует около 800 наименований образов Богородицы.

Каноны иконописи

Православные иконы Богородицы можно разделить на четыре основных вида:

  • Знамение Богородицы (дева Мария изображается молящейся, у нее на груди образок с Христом. Символизирует непорочное зачатие)
  • Одигитрия (направление к вере, наверное, самый известный пример христианской живописи вообще. Дева Мария изображается с младенцем Иисусом на руках, его перст благословляет мать и всех истинно верующих)
  • Елеуса (тоже образ девы Марии с младенцем Иисусом, но без направляющего перста. Икона является символом материнства и единения чада и его матери)
  • Акафистные иконы Богородицы (изображения Богородицы без ребенка)

Несмотря на систематизацию, большинство ликов Богородицы в православном христианстве знают не по ней, а по наиболее известным чудотворным иконам. Считается, что каждая из них может защитить от того или иного недуга, уберечь от беды и направить на нужный путь.

Казанская икона Богоматери

Пожалуй, самая известная православная икона вообще. По крайней мере, точно самая медийная. Тем не менее, большинство невоцерквленных православных христиан слабо себе представляют, почему икона именно «Казанская».

Она явилась девочке Матроне на пепелище сгоревшей Казани в 1579 году. На месте явления построили Богородицкий женский монастырь. Именно с этой иконой позже отбивали польско-литовские войска воины ополчения Минина и Пожарского.

После данная икона помогла одолеть Наполеона, гитлеровскую Германию, а один образ Казанской Богоматери даже побывал в космосе. Икона до сих пор покровительствует воинам, ей молятся о защите военнослужащих. Кроме того, Казанская Богоматерь исцеляет немощных, избавляет от слепоты и утешает в любой конфликтной ситуации.

Владимирская икона Богоматери

Менее «медийная», но очень почитаемая чудотворная икона. Это одна из самых старых икон, попавших на Русь. Православные верят, что образ написал апостол Лука, после чего он попал в Иерусалим, а затем в Константинополь.

Впоследствии икона обрела свое место в Киеве, где получила название Вышгородской Богородицы. После того как князь Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир, она и получила свое нынешнее имя.

Владимирская икона спасала Русь от нашествия ордынцев. Большинство связанных с ней чудес так или иначе происходили в непростое время, требующее крепости в вере и принятия сложных решений. Поэтому Владимирской Богоматери молятся для укрепления веры и просят у нее мудрости в неоднозначных ситуациях.

Смоленская икона Богоматери

Также написана евангелистом Лукой и тоже прибыла на русскую землю из первого центра православия – Константинополя. По преданию, икона прибыла на Русь вместе с царевной Анной, будущей женой князя Всеволода. Его сын, Владимир Мономах, основавший в Смоленске храм Успения Пресвятой Богородицы, перевез лик в Смоленск. Там икона, считающаяся символом защиты Русской земли с запада, находилась до 1943 года (в польско-литовского период сохранялась в Москве). После захвата Смоленска гитлеровцами икона пропала. Но гитлеровцы все-таки были повержены.

Молятся Смоленской иконе Богоматери, прося защитить Русь и близких от страшных эпидемий, кровопролитных войн и всех невзгод. Лик Смоленской Богоматери предостерегает и от семейных невзгод, обращение к ней может уладить семейные конфликты.

Тихвинская икона Богоматери

Также написана Лукой. Следует понимать, что в православной традиции все ранние иконы по канону одигитрия считаются написанными Лукой, который и заложил основы этого стиля. Икона являлась в разных местах верующим 7 раз, шествуя по воздуху. В седьмой раз она явилась у реки Тихвинки. В данный момент на этом месте расположен Тихвинский Успенский монастырь, где икона находится и по сей день.

Особо почитаема женщинами, так как способна лечить бесплодие и оберегает при родах, молитва ей может исцелить женские хвори. Защищает от бед маленьких детей.

Феодоровская икона Богоматери

Найдена святым Феодором Стратилатом на сосне в городе Городце. Несмотря на то, что собор, в котором она находилась – Костромовский, дважды уничтожался пожаром, не сгорела. Очевидцы говорят, что икона потемнела незадолго до отречения страстотерпца Николая Второго.

Молитву Феодоровской иконе Богоматери читают о здравии детей своих, а также о всем, от чего тяжко на душе. Молитва может помочь верующему в воспитании богобоязненного ребенка, к ней обращаются за советом родители подростков с мечущимися душами.

Икона Богородицы Неувядаемый Свет

Одна из самых прекрасных православных икон. Считается покровительницей молодых девиц и новобрачных. Именно ей молятся о ниспослании хорошего жениха, защите и укреплении семьи. Матушка Богородица помогает молящимся избежать плотских искушений и предостерегает от них супругов.

Икона Богородицы Всецарица

Целительница Всецарица была завещана афонским старцем Иосифом Исихастом своим ученикам. Есть неоднократные свидетельства исцеления безнадежно больных при помощи этой иконы.

Молятся Всецарице о здравии больных, которые близки к смерти, и об их покое. Считается, что такая молитва может облегчить страдания безнадежно больных.

Страстная икона Богородицы

По преданию, именно ей молилась одержимая бесами крестьянка Екатерина. После чего ей во сне явилась сама дева Мария и исцелила ее.

Молятся Страстной иконе Богородицы о душевном здравии и изгнании бесов. Утешение в молитве также находят люди, чьи близкие больны алкоголизмом или наркоманией, а также сами зависимые, решившие покончить с бесовским недугом.

Жировицкая икона Богородицы

Находится в Жировицком монастыре (Белоруссия), вырезана на яшме. Найдена в лесу, причем после того, как ее переместили в город, опять вернулась в лес. Князь, посчитав такое происшествие святым знамением, воздвиг на этом месте храм.

Молятся иконе о здравии, она может избавить от мучительных головных болей. Кроме того, очевидцы говорят, что образ исцеляет находящихся при смерти людей. Говорят, именно Жировицкая Богородица спасла от аневризмы иеромонаха Николая.

Калужская икона Богоматери

Найдена под Калугой служанками местного помещика. Одна из служанок была нрава строптивого – подумав, что на холсте изображена игумения местного монастыря, плюнула на нее, от чего тут же упала полумертвой.

Но матери дерзкой женщины явилась Богородица, сказав, что на холсте изображена мать Иисуса. И, как мать матери, посоветовала провести молебен перед холстом и окропить полумертвую святой водой. После чего девушка исцелилась.

Молятся иконе, прося защиту парализованным, травмированным, слепым, глухим и страдающим хроническими болезнями.

Леушинская Богородица – благая защитница страждущих

Согласно церковной легенде, первые образа Пречистой Девы были написаны самим апостолом-евангелистом Лукой. Но с тех пор люди создали множество других реликвий. И, несмотря на то, что они значительно «моложе», эти святыни столь же почитаемы христианами. Об одной из них и расскажет Вам наша статья – прочитав её, Вы узнаете всё о происхождении, особенностях и значении Леушинской иконы Божией Матери.


Икона Похвала Божией Матери по образцу которой написан образ
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Предания о реликвии – как появился образ Леушинской Девы Марии

История святыни начинается на рубеже XIX-ХX ст. В то тяжёлое время верующие особенно нуждались в Господнем заступничестве, и уникальная икона стала неиссякаемым источником духовной силы.

Данный образ Небесной Царицы тесно связан с Леушинской женской обителью. Этому монастырю покровительствовал сам Иоанн Кронштадтский, и под его мудрым руководством, а также трудами самоотверженной подвижницы – игуменьи Таисии (М. В. Солоповой), лавра достигла расцвета. Её заслуженно сравнивали с Серафимо-Дивеевской и Казанской Амвросиевской (Шамординской) пустошами. Кроме того, церковные исследователи утверждают, что настоятельница, которую почтительно называли «соратницей отца Иоанна», стала основательницей школы женского монашества. По созданному ею уставу действовали такие обители, как Иоанновская (Санкт-Петербург), Воронцовская (Псковщина), Ферапонтовская (Вологда), Чёрноезерская и Парфёновская (Новгородская губерния).


Игумения Таисия и Иоанн Кронштадтский.
Леушинская женская обитель

Однако в 1862 г., когда купец Гавриил Медведев из Гатчины пожертвовал строящемуся храму образ «Похвала Божией Матери», община только начинала своё существование. Официально её учредили в 1875 г., пост игуменьи мать Таисия заняла в 1881 г., а статус монастыря скит получил лишь в 1885 г. Но всё это время чудесная икона осеняла сестёр своей благодатью. В частности, она являлась главной реликвией Свято-Похвальской церкви (её возведение длилось с 1886 по 1889 гг.), а вскоре такое же название получила и сама лавра.

После этого скит стал быстро расширяться. Так, согласно найденным прихожанкой Леушинского подворья Т. Ф. Литвиновой спискам, накануне 1917 г. в обители проживало около 700 насельниц, воспитывались девушки из благородных семей, работал странноприимный дом. А ещё в лавре функционировала иконная лавка и иконописная мастерская – специально для того, чтобы в ней трудиться, несколько монахинь и послушниц отправились в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Самой талантливой студенткой оказалась Анна Герасимова, происходившая из семьи крестьян. С 9 лет девочка обитала при монастыре, участвуя в песнопениях на клиросе. После обучения она принесла обеты послушницы и начала управлять другими иконописцами, а в 1906 г. приняла постриг под именем Алипии – в честь преподобного Алипия из Киево-Печерской лавры.

Подвижница создала множество великолепных святынь. Среди них – и лик Леушинской Девы Марии, написанный по образцу подаренной гатчинским купцом иконы. Однако у реликвии есть отличительная особенность – начертанная рукой самой настоятельницы надпись «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Уникальную икону преподнесли в дар Иоанну Кронштадтскому, который называл её «Спасительницей России». А позже мудрый старец передал этот образ Серафиму Вырицкому (в миру – Василий Николаевич Муравьёв), который готовился к своему знаменитому молитвенному подвигу. Тысячу дней монах склонялся перед реликвией, прося у Небесной Царицы защиты для всех, кто оберегал страну от фашистских захватчиков. После завершения Второй мировой войны святыню хранили родственники праведника, а в 1997 г. её принесли в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь. Тогда же учредили и праздник в честь Леушинской Богородицы (пятая суббота Великого Поста), а ещё написали прославляющие Её тропарь и кондак.

С тех пор была изготовлена не одна копия образа – и все они несут в себе даруемые Пресвятой Девой надежду, счастье и утешение. А наш магазин икон поможет Вам приобрести великолепный список святыни, вручную сделанный из драгоценных камней!

Богословское толкование реликвии «Аз есмь с вами и никтоже на вы»

Этот образ написан по подобию Влахернского лика Пречистой Девы. Данная святыня считается покровительницей императора Константина и равноапостольной царицы Елены. Она многократно спасала Царьград от язычников, поднимая на море шторм либо вселяя в сердца захватчиков смертельный ужас.

Тип «Одигитрия», к которому принадлежит реликвия, олицетворяет заступничество Божией Матери, Её любовь и милосердие. Кроме того, она служит воплощением Церкви-Путеводительницы, которая демонстрирует людям пример добродетельной жизни, соблюдения Господних заповедей и помощи ближним. А ещё икона Божией Матери «Леушинская» из янтаря напоминает христианам о духовном возрождении, которого непременно удостоятся все, кто исповедует веру в Иисуса Христа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector