0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковное новолетие: что такое индикт и когда в 2020 году, начало, смысл

Содержание

Начало индикта — Церковное новолетие: история, смысл, богослужение

Что такое Церковное новолетие (индикт)? Какого числа оно начинается? Какой православный смысл несёт? Об этом Вы узнаете из нашей познавательной статьи.

Индикт — Церковное новолетие

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.

История Индикта

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие.

Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января.

В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Вы прочитали статью Индикт — Церковное новолетие: история, богослужение. Если Вы хотите знать об этом больше, прочитайте следующие статьи:

Что такое Церковное новолетие или начало индикта, и какие традиции у этого праздника

Церковное новолетие или начало индикта празднуется в православии 14 сентября 2020 года. У этого события особые традиции, корни которых имеют многовековую историю. Согласно церковному календарю, наступает Новый год , отправной точкой которого считается Сотворение мира.

Праздник наполнен глубоким смыслов, отражающим церковные устои.

  • Что означает термин «индикт»
  • Исторически корни празднования церковного новолетия
  • Традиции празднования начала индикта среди верующих

Что означает термин «индикт»

Этимологию – происхождение, понятия «индикт», учёным доподлинно установить не удалось. Впрочем, как и то, когда и при каких обстоятельствах слово было введено в обиход.

Считается, что у термина «индикт» два варианта первоначального написания. Один из них на греческом языке. Второй вариант, более распространённый в научной среде – на латыни. Этот язык был распространён во времена существования Римской империи. Именно к тем временам относят и появление трактовки термина.

Индикт – от латинского indico, переводится, как «объявляю», «объявление».

Под термином, во времена Римской империи, подразумевался период, протяжённостью 15 лет. По окончанию этого срока пересматривались налоги, в том числе и на зерно.

Именно 15-летний отчёт и стал основой летоисчисления по церковному календарю. Где «начало индикта», означает начало нового годового цикла.

Исторически корни празднования церковного новолетия

Согласно Святым писаниям, празднование церковного новолетия было заведено в далёком 325 году. Римский император Константин I созвал более 300 священнослужителей. Собрались они в городе Никея – современный турецкий Изник. Почти 2 месяца служители церкви обсуждали важные вопросы, затрагивающие принципы и сущность вероисповедания.

Такое продолжительное «воссоединение» священнослужителей получило название «Первый Никейской (Вселенской) собор». Во время его проведения и было принято решение о единых канонах ведения церковных календарей, расчёта Пасхалий – дней празднования Пасхи, и других «подвижных» праздников.

Такие масштабные нововведения в «устав верующих», и стал отправной точкой для того, чтобы отмечать церковное новолетие – Новый год .

Традиции празднования начала индикта среди верующих

Новый год по церковному календарю выпадает на одну и ту же дату – 14 число сентября. С приходом на Русь христианства, празднование Начала индикта «окрасилось» в соответствии с давними народными традициями.

На церковное новолетие в каждом храме проводились торжественные литургии. Приветствовалось, если прихожане не только посещали особое богослужение, но и обращались с благодарственными молитвами к Господу.

С давних времён новолетие считалось началом осенней поры, ознаменованной первыми школьными уроками. Согласно традиции, родители приводили в церковь своих детей-учеников. Верили, что так «гранит науки» легче станет поддаваться школьникам.

Согласно ещё одной традиции, хозяйки в доме, и главы семьи во дворе и постройках, наводили порядок. Считалось, что день надо начать с хороших дел, и завершить его в чистоте и уюте.

Свои традиции существовали и молодёжи. Холостые парни и незамужние девушки устраивали своеобразные смотрины. Верили, этот период благоприятен для создания потенциальной крепкой семьи, в которой станут царить любовь, мир и благополучие.

Что такое начало индикта и празднование церковного новолетия, традиции

Люди придумали календарь, чтобы ориентироваться во времени. Каждый народ в разные периоды времени изобретал свое летоисчисление. В настоящее время большая часть человечества пользуется христианским календарем, ведущим отсчет от Рождества Христова. В православии дата празднования нового года не совпадает с гражданским числом: она приходится на середину сентября. Полное название церковного новолетия – «Начало индикта, еже есть новаго лета».

Понятие индикта в православии

В церковном календаре есть праздничная дата под названием «начало индикта». В переводе с греческого «начало индикта» означает «новогодие», что по-русски понимается, как «новый год». На церковно-славянском языке синонимом является «новолетие». Это слово имеет латинские корни. В IV веке «indico» – это «назначение цены». Трансформация понятия произошла в VI веке.

В Римской империи под индиктом понимали часть налогового периода, который назывался индиктион. «Начало индикта» означало первый день отсчета нового индикта. Дата начала и длительность периода были произвольные. До 462 года индиктион длился 15 лет (индикт был равен 1/15 индиктиона). В Восточной части Римской империи (в Византии) значение слова изменилось и стало означать год, соответственно «новый индикт» – «новый год». Восточная христианская церковь включила «новолетие» в перечень религиозных праздников.

По свидетельству Священного Предания, Отцы Церкви сделали это в благодарность императору Константину, отменившему гонение на христиан. Кроме этого, Первый Вселенский Собор включил в церковный календарь Великий Индиктион. Великий Индиктион равен 532 годам и означает пасхальный цикл, то есть цикличность христианского календаря.

Когда отмечают церковное новолетие

До 462 года начало индикта приходилось на 23 августа. В 462 году дата была перенесена на 1 сентября. В 537 году на всей территории Римской империи 1 сентября стало обязательным для исчисления индикта по годам: первый индикт, второй индикт… На Руси празднование церковного новолетия началось с X века. При этом гражданский новый год с 1363 по 1491 год отмечался 1 марта. С 1492 года гражданский календарь также стал вести отсчет с 1 сентября.

Читать еще:  Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

В 1700 году Петр I изменил гражданский календарь: датой начала следующего года стало 1 января. Церковное летоисчисление сохранилось. Как и прежде, 1 сентября в православных храмах проходили торжественные службы в честь Новолетия. С переходом на григорианский календарь празднование сместилось на 2 недели – на 14 сентября. Первый праздник в церковном году наступает 21 сентября (Рождество Богородицы), последний – 28 августа (Успение Богородицы).

Богослужения в церковный новый год

На богослужении 14 сентября вспоминают проповедь Иисуса Христа в Назарете, где он сказал, что пришел исцелять несчастных. Православные верующие молятся Господу о даровании благословения на будущий год.

В Церковном Уставе (Типиконе) определен обязательный порядок праздничного богослужения:

  • Исполнение песнопений: стихир, тропарей, кондака, канона.
  • Чтение Евангелия, Деяния святых апостолов, фрагментов из Библии.

По степени торжественности Новолетие в православии относится к полиелейным праздникам. (В Типиконе «полиелей» поясняется, как многомилостивость или наивысшая торжественность). На праздничной утрене, перед началом канона, под пение псалмов из Царских Врат выходят священнослужители в праздничных одеяниях.

14 сентября на богослужении вспоминают Симеона Столпника, его мать Марфу, мученика диакона Аммуна и его учениц.

В предпраздновании, на Великой Вечере читаются выдержки из книги пророка Исайи, которые Иисус Христос прочитал перед молящимися в синагоге города Назарета.

Слова из его пророчества «…нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити всех плачущыя» (время, когда Господь покажет свою милость и утешит плачущих) Православная церковь относит к Новолетию. В подтверждение этого есть иконография «Новолетие», где Иисус Христос изображен в синагоге Назарета, читающим пророчества Исайи.

Традиции праздника

Празднование нового года в России 1 сентября до 1700 года сопровождалось торжественным молебном в присутствии великого князя, народным весельем и развлечениями. С переходом гражданского новогоднего празднования на 1 января торжественный молебен в присутствии царской особы служить перестали.

Народное сознание объединило церковное новогодие и память о Симеоне Столпнике в название праздника «день Семена Летопроводца» (Семенов день). Семен (Симеон) преобразился таким образом в сопровождающего новый год («год» тождественен по смыслу слову «лето»). По народной традиции, этот день считался самым удачным для новоселья.

Время от Семенова дня до Рождества Богородицы называют «бабьим летом»: Семен лето провожает. Существовала традиция в этот день хоронить мух и тараканов: чтобы мухи не кусались, тараканы не водились.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: «Почему датой нового года на Руси после крещения до 1363 года было 1 марта?»

Ответ: «Раннехристианские богословы определили, что, согласно Ветхому Завету, Бог закончил Сотворение мира 1 марта, в пятницу (шестой день)».

Вопрос: «Насколько важна дата празднования нового года?»

Ответ: «Летоисчисление носит условный характер. В разные периоды времени люди выбирали день и месяц для отсчета временных отрезков в зависимости от религиозных воззрений, природных факторов. Например, в древнеегипетском календаре отсчет начинался 19 июля, день «восхода» звезды Сириус и начало разлива Нила. Китайский Новый год или Праздник весны определяется по лунным фазам в промежутке между 21 декабря и 21 февраля. Происхождение празднования связано с древними мифами».

Вопрос: «Надо ли церковное новолетие отмечать, как новый год, в домашних условиях?»

Ответ: «Православная церковь не возбраняет верующим придерживаться гражданских традиционных праздников. Но не следует использовать религиозное празднование, как повод для застолий».

Как мирянам подготовиться к церковному Новолетию. Что это такое начало Индикта

Сейчас в народе начало Новолетия — это забытый праздник. Хотя отклики о нем еще остались.

Принято начинать новый учебный год 1 сентября.

Что же такое Индикт и Новолетие, как готовиться и как проводить эти дни.

Новоле́тие — праздник в Православной церкви, совершаемый 1 сентября по старому стилю (14 сентября — по-новому стилю).

Этот праздник посвящен наступлению Нового года или, как говорят,

Нового лета от Сотворения мира в богослужебном церковном календаре.

В этот день в храмах проходят богослужения, молебны на Новый год.

В этот день все православные христиане просят Бога о даровании благословения на новый, начавшийся год.

Почему в Православной церкви Новый год начинается 1 сентября по старому стилю (14 сентября — по новому)7

Обратимся к истории возникновения этого праздника.

Да, мы с вами уже празднуем Новый год 1 января и потом еще раз 14 января. Люди западного мира никак не могут понять нас русских, как это — праздновать «старый Новый год».

А все это случилось потому, что Петр 1 решил «прорубить окно в Европу», приблизить нашу страну к Западной цивилизации. Все своё, зачастую, рубилось на корню. Многие вековые традиции стали ненужными.

Так произошло и с Новым годом. Хотя до 1700 года, Новолетие было и государственным праздником.

Окунемся еще глубже в историю.

Индикт связан с Римской империей.

Еще во времена Римской империи был установлен временной период сбора податей. По окончании этого периода (индикта) собиралась подать.

От воли императора, индикт мог быть разный по времени.

В 537 году император Юстиниан 1 издал указ и ввел единообразие в летоисчислении. Согласно этому указу Новый год повсюду должен был начинаться 1 сентября.

Новый индикт — это новое лето. По славянски «»Новолетие», а по- русски «Новый год».

В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие, которое было 1 сентября, приняли в церковный календарь. Этот день превратился в церковный праздник.

В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший Новый год.

После Крещения Руси, этот праздник стал православным и 1 сентября начинался Церковный календарь.

В летописях же и в иных государственных документах годовое гражданское летоисчисление на Руси велось, следуя римскому календарю, с 1 марта.

С 7000 года от сотворения мира, и государственный, и Церковный Новый год стали начинаться сентября.

И уже при Петре 1, с 1700 года от Рождества Христова в нашей стране Новый год начали праздновать с 1 января.

По этой причине торжественный молебен с участием патриарха и царя после утрени и литургии уже служить перестали.

Но церковное Новолетие не исчезло. Все богослужебные тексты вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит в этот день у Бога благословение на начавшийся новый год, остались неизменными.

В этот день мы просим Господа благословения на Новый год.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/

благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны.

Как праздновали этот день на Руси.

15 век. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге.

Проповедуя Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

В день Новолетия осуществлялась особая служба на площади. Епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие. Потом все отправлялись на службу в храм.

Итальянский путешественник Джованни Компани рассказывает, что главное событие происходило на площади в Москве.

На помост поднимаются Митрополит и Великий князь. Митрополит освящает воду. А потом этой водой кропит князя и народ, желает многих и благих лет жизни.

17 век. День Новолетия царь Алексей Михайлович и бояри посвящали делам милосердия. Они старались накормить, обогреть как можно больше нищих и бездомных.

Их кормили, одевали и обували. Простой же народ наделяли гостинцами и подарками. Было принято посещать заключенных в темницах.

Что делать нам в эти дни.

Верующий человек, с детства привык любое дело начинать с молитвой.

Так вот, в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал « летом благоприятным ».

Конечно, нужно постараться закончить все дела к этому времени, чтобы не переносить их на Новый год.

Заняться делами благотворительности. Помочь нуждающимся.

Этот день, также называемый Семиным днем, православные чтут преподобного Симеона Столпника, аскета и подвижника.

Он обладал даром предвидения, мог излечивать душевные и телесные болезни.

Сто́лпники — святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг – стояние на столпе (башне, камне или другом возвышении), как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве.

14 сентября считается началом бабьего лета. Как отдыхали наши предки.

В деревнях звонил колокол. Он возвещал наступление праздника — Нового лета.

Крестьяне благодарили уходящий год за хороший урожай и просили такого же в новом году. Многие работы в поле уже закончились, поэтому появляется возможность отдохнуть.

Крестьяни разжигали большой костер, водили хороводы, пели песни, устраивали различные состязания. Пекли большие караваи, а дома украшали рябиной.

Индикт — церковное новолетие

14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.

  1. История индикта
  2. Седьмой месяц
  3. Великий индиктион
  4. Церковное Новолетие
  5. Евангелие на начало Индикта
  6. Духовный смысл праздника
  7. Богослужение в день Новолетия

История индикта

Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.

Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.

В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.

Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.

Седьмой месяц

Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.

Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.

Великий индиктион

Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.

Пасхалия

Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.

Церковное Новолетие

В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.

Читать еще:  Церковный канон: определение и значение в православии, виды, как читать и чем отличается от акафиста

Новолетие на Руси

На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.

Евангелие на начало Индикта

В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.

Господь Иисус Христос

Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.

В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.

Духовный смысл праздника

Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.

Богослужение в день Новолетия

1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.

Молебен на Новолетие

Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.

Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.

Начало церковного года. Новолетие

Христианский новый год 2021 (7530 от сотворения мира)

Начало инди́кту, си́речь новому лету. 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю — 7530 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год. А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Индикт нового лета. Икона XVI–XVII веков. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На I Вселенском соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря — расчет Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы: в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico — объявляю, назначаю) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Начало инди́кта. Старообрядческая икона, конец XIX века

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.

Из богослужебной книги знаменного пения. Новолетие

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление — от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани, итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры
Поучение на начало индикта. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц, пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном, в г. Андрианополе при императоре Ликинии.

Преподобный Симеон Столпник с житием в 22 клеймах. Углич, 2-я половина XVII века

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца» или просто «Семина дня». Название «летопроводца» присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день — севалка с плеч», или «Семин день — семена долой» (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом» — это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать» вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя — ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия:

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, блгослови2 вэне1цъ лёту блгости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, млтвами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Кондак, глас 3.

В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).

По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I — в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Читать еще:  Как просить прощения у Бога за грехи: правила и нюансы прошения, советы священников

Празднование Начала индикта — церковного новолетия

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю. , и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV — нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя. и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш. и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Церковное новолетие — начало индикта

Церковное новолетие празднуется осенью (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

Но важно также отметить, что любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Начало индикта – церковное новолетие

Отцы Первого Вселенского Собора, который состоялся в 325 году, в память о даровании императором Константином Великим полной свободы христианам исповедовать свою веру, определили начинать новый год с 1 сентября (ст. ст). Этот день был назван «началом свободы христианской». Только в XX–XXI веках церковный Новый год, отмечаемый 1 сентября по юлианскому календарю, приходится на 14 сентября по григорианскому календарю. В XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 г. будет приходиться на 15 сентября.

Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление», «провозглашение») первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный императором Диоклетианом в III веке. В 312 году, при святом равноапостольном Константине Великом, этот термин обозначал период в пятнадцать лет и лежал в основе летоисчисления. Кроме того, так называли и каждый год внутри этого периода, поэтому индикт являлся синонимом понятий «год» или «лето». Для установления величины взимаемого налога каждые пятнадцать лет в Римской империи производились перепись населения и переоценка имущества.

Необходимость ежегодного взимания с населения налога и привела к исчислению годов по индиктам. Начало нового года (нового индикта) приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 году, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве Римской империи и Византии.

Исходной точкой этого циклического счета является византийская эра «от сотворения мира», а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новолетия – 1 сентября по юлианскому календарю.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV века начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописи, включая преподобного Нестора. Только в 1492 году от Рождества Христова (7000 юбилейный год «от сотворения мира»), при Великом князе Иоанне III, был введен «византийский календарь, согласно которому гражданский Новый год начинался с 1 сентября и являлся церковно-государственным праздником.

В 1699 году царь Петр 1 издал указ о переносе празднования Нового года на 1 января. Однако в богослужебных книгах праздник «нового лета» по-прежнему указывается и отмечается 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю). Он уже не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начало Индикта, сиречь Новаго лета».

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного: «Он, раскрыв книгу пророка Исаии, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Лк. 14: 17–19). Предание связывает это событие с днем 1 (14 нов ст.) сентября.

В Церкви индикт приспособлен под ежегодный богослужебный круг, в котором первым двунадесятым праздником нового индикта является Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября (нов. ст.), а последним –Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа (нов. ст.).

Сегодня, 14 сентября 2021 года от Рождества Христова, мы отмечаем 7530 год от сотворения мира.

Тропарь индикта, глас 2-й

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондак индикта, глас 2-й

В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector