Трезвение: святые отцы о добродетеле, значение в православии, виды и средства
Трезвение
Трезве́ние – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящая гордостному самообману прелести.
У святых отцов есть описания способов трезвения на основе приобретенного духовного опыта. Вот как их описывает св. Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти».
Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание» [Зарин].
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
1‑е послание Петра, 5:8
«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей.
Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».
епископ Игнатий (Брянчанинов)
«Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерцаний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн – отрасли свои ( Пс. 79:12 ), напояет (орошает, освежает) ум, с давнего времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неистового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости.
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца – что называется трезвением – невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом».
св. Исихий Иерусалимский
В одном церковном тропаре говорится о трезвении. Он читается каждый день за полунощницей, особенно в монастырях: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его обрящет бдяще, недостоин же паки, его же обрящет…»] Блажен, говорится в нём, человек, которого Жених, придя, найдёт бодрствующим, недостойный же тот, которого застанет унывающим и нерадящим.
Человек удерживается в трезвении бодрствованием. Кто избегает травм? Тот, кто бодрствует, трезвится, кто внимателен, кто следит за собой и за дорогой, потому он реже падает. Кто получает травмы? Тот, кто невнимателен в пути, и потому легко падает. И часто причиной этого является нерадение. Нерадение при исполнении нами своих обязанностей ведёт к опасным последствиям. Нерадение наводит то, что усердие на время отодвинуло от нас. Один из подвижников говорит, что молитвы, чётки, поклоны, посты и т. д. нужны не Богу, а нам, так как, если всего этого нет, то в душу входит зло. Если человек не принимает назначенные ему врачом лекарства, то тем он вновь открывает доступ к себе болезни, но уже в более тяжёлой форме. Не радея об исполнении духовных обязанностей, мы открываем доступ в нашу жизнь бесам, дозволяем им причинять нам боль, наносить раны и ввергать в опасности. Потому нам обязательно нужно усердие ко спасению: нельзя не радеть, ведь мы не знаем, будем ли живы завтра. Мы не имеем власти даже над самой малой секундой времени. Все неустойчиво, непостоянно: наша жизнь, жизнь наших родителей, детей, родственников, здоровье, финансы — всё, что у нас есть, это всё ненадёжно, и всего в любой момент можно лишиться.
архимандрит Ефрем (Мораитис)
Трезвение в православии
Православная Церковь и Священное Писание называют трезвостью умеренность в пище, питье, а также непрестанное наблюдение над собственными стремлениями. Трезвый ум охраняет душу и тело от всевозможных нечистых помыслов, желаний и деяний. Эта добродетель есть духовное бодрствование, ясное понимание того, что враг человеческий не дремлет и неустанно ищет тех, кто поддастся искушению и отвернется от Бога.
Значение добродетели
Трезвость в христианстве — религиозная добродетель, которая заключается в неусыпном бодрствовании и бдительности против греховных помыслов и деяний. Это также полное воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и т.п.
Святые отцы с давних времен учат паству соблюдать законы трезвения, так как враг человеческий беспрестанно принуждает к грехопадению через соблазны и ложные надежды. Трезвый ум чист, стоек, мудр, свободен от обмана, преисполнен Святого Духа и любим Господом.
Это духовное внимание является началом истинного созерцания, условия, через которое Бог предстает перед сознанием. Трезвость — полная безмятежность разума, невосприимчивость к колебаниям.
Ищущие Бога обязаны внимательно следить за своими поступками, внутренне вести трезвую и бодрую жизнь. Душа такого человека не затрагивается всяческими страстями, огонь его сердца горит искренней любовью к Господу и всегда наготове, чтобы прогнать что-либо дурное.
Эта добродетель считается признаком настоящего покаяния, она есть взывание души лично к самой себе, отрицание мирского и восхождение к Господу.
Важно! Трезвение — стремление воспринять радость добродетели и отречение от сущности греха. Святые отцы считают его утверждением в том, что все пороки будут прощены.
Мнение святых отцов
Православная Церковь учит верующих людей трезвению для их спасения. Блаженными отцами религии и богословами создано большое количество трудов, где описываются разнообразные способы приобретения этого полезного качества души.
Под трезвостью некоторое святые подразумевают духовное внимание за собственной деятельностью, другие — хранение сердца, иные — мысленное безмолвие, но все они, по существу, говорят об одном и том же.
- Святой Исихий Иерусалимский воздает хвалу трезвости, называя её благой, приятнейшей, светлой и сладостной добродетелью. Она способна до самих глубин сознания и Чертогов Господа распространить собственные корни. Трезвение орошает разум, который с давних времен подвергается нападению нечистых помыслов и дьявольских страстей.
Эта добродетель, по словам святого, подобна лестнице, на вершине которой восседает Господь с ангельской свитой. Она постепенно извергает из человека всякую злобу, прекращает многословие, клевету и множество других подобных изъянов. Без неё невозможно достичь божественного состояния и угодить Богу в своих деяниях. - Святой Игнатий отмечает: «Усердие во всяком деянии, внимание при чтении молитвы, тщательное и строгое наблюдение за собственной волей и постоянное бодрствование можно назвать трезвением. Оно есть сохранение души от излишнего сна, празднословия, сарказма».
Трезвость, по словам святого Игнатия, есть неусыпная молитва и бдительность, находящаяся в основе приобретения других добродетелей. Будучи трезвым, человек становится смиренным, сосредотачивается на знании о Боге, отрекается от самонадеянности и ложной надежды на материальные блага. Святитель Игнатий настоятельно советует мирянам стяжать трезвении, ибо без него нельзя достичь прогресса ни в одной из христианских добродетелей. - Феофан Затворник проповедует: «Каждому православному человеку необходимо держать при себе двух бдительных защитников души, которых называют трезвением и благорассмотрением. Первые страж обращает взор внутрь сознания и наблюдает за движениями мыслей, порожденных сердцем, а второй глядит в окружение, он способен предугадывать обстоятельства, возникающие вовне. Для трезвости существует божественный закон: после изгнания из ума всяких нечистых помыслов, необходимо встать у внутренних врат ума и тщательно следить за всем, что входит и выходит из него, а также предупреждать возникновения всякого желания, ибо оно есть корень зла».
Читайте о старцах:
- Старец Иосиф Исихаст
- Старец Серафим Тяпочкин
- Старец Николай Гурьянов
Важно! Священное Писание наставляет о необходимости трезвости ума и бодрствования сердца, так как враг человеческий постоянно стремится ввести людей в соблазн и погубить их в страданиях.
Дело спасения, по словам святого Макария Оптинского, состоит не в простом хождении по церквям, — православным верующим следует внимательно следить за собственными душевными побуждениями и истреблять губительные страсти (гордость, гнев, злобу, чревоугодие, похоть и т.д.) Наша главная задача — противостояние соблазнам, которые побеждаются при помощи Господа и христианских добродетелей.
Польза трезвения
Апостол Павел твердит мирянам: «Против злобы и дьявольских нападок необходимо вооружиться духовно, а не материально, — тогда Господь непременно поможет избавиться от страданий и несчастий». Ученик Спасителя советует облачиться в броню правды, воспринять щит веры, шлем спасения, взять в руки меч мудрости, чтобы отражать стрелы лукавого и уничтожать его существо в самом себе.
Вооружившись божественным знанием, человек в трезвом уме приступает к брани с великим смирением, а не с горделивым самонадеянием. Война со страстями необходима для того, кто желает обретения Истины и всеобщего спасения от несчастий. Победу одерживают самые стойкие, проигрывают те, кто поддался собственным страстям.
- Трезвый человек способен подавить восстание собственных чувств, изгнать соблазны и мысленно поразить их в саму сущность. Святитель Феофан советует не забывать о покаянии и о том, что победа над дьяволом невозможна без милости Господа, которая, в свою очередь, даруется посредством благочестия с нашей стороны.
Внимание подвижника должно сводится к прямому общению с Господом, чтобы ум не стал вновь рассеянным, а был препоясан, собран и бдителен. Трезвенной жизнь становится тогда, когда человек пребывает в мире с созерцанием внутрь себя и хранением верности Богу.
Однако если человек оставляет добродетель бдительности, то становится немощным и бывает ограблен своими же страстями, отстраняющими от Господа.
Важно! Церковь настаивает трудиться до обретения совершенства и единства с самим Господом, а не бросать дело праведности на определенной точке жизненного пути, ибо есть вероятность повторного падения к несчастьям.
- Трезвость приобщает верующих к доброму размышлению, отстранению от всякого грязного греха. Необходимо отречься от порочных деяний, как наяву, так и в воображении, потому что любая страсть усиливается, если мысль о ней беспрепятственно разрастается в сознании. Грех же, исполненный в настоящем, получает власть над человеческой душой. Тогда требуется великое усилие воли и милость Бога, чтобы избавится от страшной, принятой самолично напасти.
Читайте о грехах:
Страсть победит, если найдет душу слабой, беззащитной и неразумной, но столкнется с колоссальным сопротивлением, когда человек будет совершенствоваться в искусстве добродетели трезвения.
На заметку! Сегодня множество православных общин, проповедующих трезвый образ жизни, объединены во всеобщее братство под названием «Трезвение». Оно представлено в 18 епархиях РПЦ, части сообщества действуют по благословению правящего архиерея.
Святые «О трезвении»
Трезвенный же и благоразумный человек, желающий спастись, когда видит, от чего терпит вред, тщательно хранит себя от злых воспоминаний, не увлекается страстными мыслями, удаляется от встречи и беседы с теми, к которым чувствует влечение, и от всякого повода к греху, боясь, чтобы самому не возжечь в себе огня.
Не видит солнечного света родившийся слепым: так не видит сияний богато нисходящей свыше благодати тот, кто не живет в трезвении; не освободится он также от греховных, Богу ненавистных дел, слов, помышлений. Таковые во исходе своем не минуют свободно князей тартара.
Трезвение есть духовое художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божией помощию совершенно избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел; дарует тому, кто его так проходит, верное познание Бога непостижимого, сколько сие возможно для нас, и сокровенное разрешение сокровенных Божественных тайн; и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Завета и всякого блага будущего века подательница.
. Кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется. или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло.
Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем.
. Проводящему внимательную жизнь не должно смотреть ни на что пристально и не слушать ничего с особенным тщанием, но видеть, как бы не видя, и слышать мимоходно, чтобы память и сила внимания были всегда свободными, чуждыми впечатлений мира.
Рассматривай делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и спеши к исправлению.
. Всякий раз, как прорвется недобрая мысль, чувство, желание, слово, дело. тотчас кайтесь Господу, Вездесущему и Всевидящему, с сокрушением и решением быть впредь осторожнее.
Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него, есть главное дело в христианской исправной жизни.
Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтобы узнавать входящих; узнав же, тотчас противоречием сокрушать главу змия, с воздыханием возопив в то же время ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божеского заступления. Ясно также увидишь тогда и правость сердца .
Трезвение есть твердое водружение помысла ума и стояние его у двери сердца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, что говорят и делают эти губители, и какой демоны начертывают и устанавливают образ, покушаясь, увлекши через него в мечтания ум, обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно, если хотим, очень основательно и внятно, на опыте покажет искусство мысленной брани и доставит опытность в ней.
Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием и есть то же, что хранение ума в совершенной немечтательности держимого.
Кто ежечасно назирает за своей душой, у того сердце возвеселяется откровениями. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа.
Исаак Сирин Ниневийский
… Человек трезвенно хранит себя от злых воспоминаний, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякого повода к свиданию. Если нужда есть к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа.
Как не следует писать буквы на воздухе, а надо их вырезать на чем-нибудь твердом, чтобы они сохранились надолго, так и с трудом трезвения нам нужно сочетать Иисусову молитву, чтобы прекрасная добродетель трезвения всегда пребывала в нас вместе с Ним и благодаря Ему вовеки в нас сохранилась.
Помышляй всегда и говори себе: «Не останусь в этом мире долее этого дня». И не будешь согрешать перед Богом.
Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира.
. Внемли себе, т.е. не предполагай несуществующего, но располагай настоящим к пользе своей.
Начало плодоносия — цвет, а начало трезвения ума — воздержание в пище и питии, отвержение и отсечение всяких помыслов и сердечное безмолвие.
Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты, потому что освобождение очей убивает душу.
Как не следует букв писать на воздухе, а надо их резцом начертывать на каком-либо теле твердом, чтобы они могли надолго сохраниться, так с притрудным трезвением своим должно нам сочетавать молитву Иисусову, дабы прекрасная добродетель трезвения вместе с Ним была в нас всегда целой и через Него вовеки сохранилась в нас неотъемлемой.
Должно болезненно пещись о сохранении того, что драгоценно; драгоценно же для нас поистине лишь то, что сохраняет нас от всякого зла, как чувственного, так и мысленного. Это есть хранение рта с призыванием Иисуса Христа — то, чтобы всегда смотреть во глубину сердца и непрестанно безмолвствовать мыслию, — даже. и от помыслов, кажущихся десными, и стараться быть пусту от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати. Но, хотя и болезнуем мы, с терпением пребывая в сердце, впрочем, утешение близко.
. Один способ трезвения есть: смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом.
Другой: иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствущим, и молиться. Иной: непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ: иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все сии делания. подобно привратникам, возбраняют вход худым помышлениям.
Как невозможно жить теперешней жизнью без пищи и пития, так без хранения ума и чистоты сердца — что есть и называется трезвение, — невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного, или избавиться от мысленного греха, хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от грешения делом.
Внимание есть признак искреннего покаяния. Внимание есть души воззвание к себе самой, мира возненавидение и к Богу восход. Внимание есть отложение греха и восприятие добродетели. Внимание есть несомненное убеждение в отпущении грехов. Внимание есть начало созерцания или, лучше, его условие: ибо через него Бог приникши является уму. Внимание есть безмятежие ума или, лучше, стояние его , по милости Божией ему даруемое. Внимание есть пресечение помыслов, памяти же Божией начата и сокровищница терпения всего находящего. Внимание потому есть веры, надежды и любви виновница, ибо кто не верует, тот не может переносить находящие совне прискорбности; а кто не переносит охотно сих прискорбностей, тот не может реши: заступник мой еси Ты и прибежище мое (Пс. 90, 2); кто же не положит Вышнего прибежищем своим, тот не будет глубоко искренен в любви к Нему.
Нет ничего, принадлежащего этому миру, что могло бы отлучить от любви Божией тех, которые возлюбили Бога всем сердцем и внимают себе. Внимай же себе, чтобы не вкралось в тебя что-либо враждебное и не отвлекло от любви к Богу.
Авва Исайя (Скитский)
Пребывай во внимании ума и не будешь преутружден искушениями. Отступая же от него, терпи, что найдет.
Рассеянность, столь вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания, постоянных и напряженных.
Берегитесь, братия, пренебрегать и малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное; оно не малое, ибо через него образуется дурной навык. Будем же внимательны к себе, будем заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжелым, ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть, как бы особенно увещевая каждого: Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, «мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним. » Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения этой заповеди: «чтобы соперник не отдал бы тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». А затем что? – «Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5: 25–26). Ибо совесть обличает нас во всем и показывает нам, что делать, и она же осудит нас в Будущем Веке. Поэтому и сказано: чтобы не отдал тебя судье.
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира.
Внимание и умиление признаются даром Святого Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду.
После молитвенного правила. всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтобы по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую.
Трезвение непременно требует физического спокойствия крови, доставляемого первоначально благоразумным воздержанием. Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями.
Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, которые из них приносят плод Богу и которые покоряются греху.
Авва Исайя (Скитский)
Добро с трудом приобретается, но у невнимательных легко похищается.
У того, кто установился в трезвении или старается установиться в нем, чистое сердце соделывается мысленным небом со своими солнцем, луной и звездами, и бывает вместилищем невместимого Бога, по таинственному видению и восхождению .
Когда, возмогая о Христе Иисусе, начнем мы умножаться в трезвении твердо установившемся, тогда сперва является нам в уме — как бы светильник какой, держимый нами, рукой ума и руководящий нас на стези мысленные, потом, как бы луна в полном свете, вращающаяся на тверди сердечной, наконец, как солнце, — Иисус, подобно солнцу сияющий правдою, т. е. показующий Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний.
. Ни одной части души твоей, ни одного члена тела твоего не оставляй ненадзираемыми. Ибо таким образом ты и снизу искушающих духов пребудешь победителем, и свыше испытующему сердца и утробы, предварительно сам испытав их, неиспытно предстоять будешь с дерзновением.
. Непрестанно пребывающий во внутреннем своем и там всегда вращающийся целомудрствует; и не только это, но еще и созерцательствует, и богословствует, и молится. И сие-то есть, о чем говорит Апостол: духом ходите, и похоти плотския не совершайте (Гал. 5, 16).
Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводительницей к правой и богоугодной жизни. Оно есть и лествица к созерцанию, оно же научает нас право править движениями троечастности души и твердо хранить чувства, и в причастнике своем каждодневно возращает четыре главные добродетели .
. Обратим внимание на наше тело, от которого трезвенность ума находится в полной зависимости.
Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.
Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно: тщеславия и гордыни.
Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать Евангелию.
Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию.
Внимание неразлучно с непрестанной молитвой: оно рождается от нее и рождает ее.
Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на человеков.
Непрестанно трезвись и бодрствуй, по причине вокруг нас ходящих нечистых демонов, всегда клевещущих против нашей благой жизни и стопу нашу коварно хранящих до самого конца жизни, — и до самого исхода своего трепещи за себя, по причине безвестности будущего, как созданный превратным и изменчивым по самовластию своему.
Внимай себе и отовсюду озирай себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом.
Осторожно внимай себе, чтобы отнюдь тебе ничего не принимать, не удостоверясь, что это, как приобретенное правдою, даруется тебе от Бога.
Что такое трезвение и возможно ли оно в наше время?
Когда-то святой и преподобный Исихий Иерусалимский говорил о трезвении: Что оно-творец всех заповедей как Ветхого, так и Нового заветов.
Но почему он так сказал и возможно ли жить трезвенно в наше время?
В том же изречении святаго Исихия можно встретить такое мнение, что в его временной период, монашествующие полностью утратили трезвенность, а что думать о мирянах. Некоторые подвижники благочестия размышляя говорили, «дай Бог сохранить веру Православную, да избавиться от смертных грехов, а тонкие делания души — они воспринимали как что-то недосягаемое.»
Если вы не понимаете о чем я пишу, напомню о трезвенности:
Почитав подобные изречения, в голову закрадывается мысль, что сама мысль о трезвенности -уже некая дерзость. Но так ли это?
Постараемся разобраться с этими мыслями постепенно.
Исихий говорит, что трезвение — это некий творец всех заповедей и это ведь действительно так. Как не смотри на духовную жизнь, если ты не будешь трезво размышлять, ты и не сможешь исполнить никакую заповедь Божью.
Но что ему необходимо сделать и какую заповедь нужно исполнять?
Или дать бедняку милостыню, или простить обиды обидчику, помочь близкому или исполнить любую заповедь, которую нам дал Господь. На самом деле это и есть истинное трезвение и именно оно побуждает нас исполнять заповеди и бороться со своими страстями!
Каждый грех, который не совершал бы человек, он должен быть раскаян пред Богом, а подобное делание начинается с трезвения .
И важно понимать, что трезвение — это делание с разными степенями сложности. И возможно, что вершину одной из степени трезвения, монахи и стали утрачивать во временя Прп. Исихия. Но по существу, христианин, не может являться таковым, если не имеет начальной степени трезвения.
А начальная степень трезвения, это :
- исполнение Евангельских заповедей.
- слушание голоса совести.
- покаяние в своих согрешениях.
И это всего лишь начало трезвения. Даже самый никудышный христианин и тот, имеет зачатки начального трезвения, когда пытается готовиться к таинству исповеди. Он размышляет и думает о своих греховных страстях и пороках!
Но увы в Православной церкви сейчас и не встретишь такого термина, как «трезвение», вот и кажется подобное дело нам не понятным, неприемлемым и слишком высоким. Тем не менее, каждый христианин к нему приобщается и на своем уровне упражняется.
По поводу того, что некоторые святые говорили, что подобное делание в наше время невозможно и для них самих недосягаемо. Возможно они говорили подобное, в силу своего смиренномудрия. Любой подвизающийся подвижник, если правильно подвизается, он упражняется в самоукорении, поэтому и не видит за собой даже и начатков трезвения.
Трезвение — это жизнь Христианина.
У каждого свой уровень трезвения.
- Кто-то по запаху чует приближающуюся греховную опасность и почуя, бежит от нее, спасая свою душу.
- Другой видит зверя и взбирается на дерево, чтобы не бороться даже с помыслами исходящими от искушения.
А мы простые, не опытные христиане, должны хотя бы следовать зову своей совести. В подобном делании и вся наша христианская жизнь!
Ставь лайк и оставайся с нами!
Трезвение
Трезвение – христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу.
Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящая гордостному самообману прелести.
У святых отцов есть описания способов трезвения на основе приобретенного духовного опыта. Вот как их описывает св. Исихий Иерусалимский: «Один способ трезвения есть – смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом, ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы и представлять их уму к его прельщению обманом. Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти».
Трезвение, понимаемое во всей совокупности своих аскетических приемов и средств, обеспечивает приобретение и сохранение «чистоты сердца». В этом важность подвига «трезвения». Хранение сердца – главный подвиг аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности называется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
(1-е послание Петра, 5:8)
«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей.
Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».
епископ Игнатий (Брянчанинов).
«Как блага, приятна, светла, сладостна и прекрасна добродетель трезвения, Тобою, Христе Боже, направляемая и человеческим умом проходимая в великом смирении. Ибо она до моря и глубины созерцаний простирает свои ветви и до рек сладких Божественных Тайн – отрасли свои (Пс. 79:12), напояет (орошает, освежает) ум, с давнего времени палимый нечестием лукавых бесовских помыслов и неистового мудрствования плоти, которые несут смерть. Трезвение подобно лествице Иакова, на верху которой восседает Бог и по которой ходят Ангелы. Оно исторгает из нас всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не желая и на короткое время лишиться собственной сладости.
Как без пищи и питья невозможно жить на земле, так без хранения ума и чистоты сердца – что называется трезвением – невозможно душе достичь чего-либо духовного и угодного Богу или избавиться от мысленного греха, даже если бы кто-нибудь страхом мук принудительно удерживал себя от согрешения делом».
(св. Исихий Иерусалимский)
Трезвение | Православный словарь
Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Иисуса Христа, Господа нашего!
Евангелист Матфей приводит в Священном Писании такие слова Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). В Евангелии от Марка мы также читаем: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13: 37). В этих словах Господь заповедал нам пребывать в постоянной молитвенной бдительности, святые отцы такое состояние называют священным трезвением.
Трезвение – это христианская добродетель, которая заключается во внимательном отношении к духовной жизни, дисциплине ума, то есть, хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Для того чтобы не допустить в сердце и ум даже малейшую греховную мысль и чувство необходимо быть всегда внимательным и держать свой ум в молитве.
Трезвение есть проявление неустанного духовного бодрствования на пути спасения. С одной стороны – это внимание к спасению души среди скорбей и искушений приходящего мира, противостояние рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это здравая оценка своих сил и своего духовного состояния, основанное на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать, противостоящее гордостному самообману прелести.
В деле трезвения, бдительности над собой святитель Игнатий Брянчанинов особое место уделяет совести. «Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивой волей, долго борется совесть. Совесть – естественный закон». Совесть способна подсказывать человеку в его духовной жизни, только и ее необходимо хранить от осквернения грехом, и тогда она будет ясно различать добро и зло среди всего подступающего к душе.
Мир освещается Солнцем, а человек знанием. Да храни вас Бог!