0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Что такое теология и что она изучает

Многие христиане слышали слово теология, но не до конца понимали его смысл, а также важность этой науки, которую преподают в университетах и духовных семинариях. Рассмотрим, что такое теология, что она изучает и почему так важно христианину хотя бы поверхностно знать ее.

Что это за наука

Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

  • «theos» — Бог;
  • «logia» — высказывания или изречения.

На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного. Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

В богословии используются различные методы анализа:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

Важно! Изучение теологии, прежде всего, направлено на познание религиозных традиций Церкви, что способствует лучшему пониманию всех происходящих в ней событий.

Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

Зачем изучать теологию

Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом.

Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

Читайте о православной вере:

Место и роль теологии в православии

Как уже было сказано выше, главной задачей теологии является формирование культурно-религиозного сознания у населения. И именно поэтому важно иметь в лоне Церкви образованных богословов, которые могли бы помочь православному христианину лучше понять церковную организацию и прочие важные процессы.

Как известно, священник не может занимать сан, если не получит хотя бы минимального духовного образования, в которое обязательно входит изучение теологии. Именно эти знания помогают правильно подходить к совершению таинств, осознавать и разъяснять важные догматы Церкви прихожанам. Необразованность влечет за собой страшные последствия — сомнения, критику Бога и ересь.

У людей множество вопросов как к Господу, так и к церкви. Ежегодно происходят тысячи катастроф и стихийных бедствий, и вопросов у людей становиться все больше. И сегодня они уже не удовлетворяться объяснением «Это воля Божья» или подобными поверхностными ответами, которые созданы лишь для того, чтобы отделаться от человека. Сегодня необходимо давать четкие научно обоснованные ответы, и теология для этого отлично подходит, поскольку в процессе ее изучения все эти вопросы неоднократно поднимаются.

Важно! Богословие довольно обширная область, требующая интенсивного изучения, но плоды, которые приносит знание, достойны всех усилий.

Религия и теология

Как справедливо отмечает А. Тойнби [1] , возникновение теологии всегда является компромиссом между верой и философией, соответственно теология может возникнуть только в такой культуре, в которой уже накоплен некоторый опыт постановки философских вопросов.

Происхождение и значение термина. Сам термин «теология» древнегреческого происхождения, он образован из двух элементов — theos (теос) и logos (логос). Если слово theos вполне удовлетворительно может быть переведено как «бог», то однозначный и при этом точный перевод второго элемента невозможен. Общепринятый перевод при помощи русского «слово» не является единственным и, как представляется, наилучшим.

Логос — не просто слово, это скорее некий основополагающий принцип разумности, осмысленности, упорядоченности, который проявляется в различных явлениях и процессах этого мира. Для восприятия сущности теологии это исключительно важно, так как частое и банальное объяснение значения «теология = бог + слово» не может ответить на вопросы о том, какое это «слово», кому и от кого оно адресовано.

Поэтому теологию следует определить как систематизированное, упорядоченное изложение вероучения какой-либо религии.

Теология и богословие. Русский эквивалент «богословие» может в принципе считаться синонимом «теологии», но тем не менее в употреблении и этих слов, и тех, которые от них образованы («теологический» и т.п.), наметились некоторые особенности, отражающие тенденцию понимания и употребления этого слова.

Термин «теология» преимущественно используется для обозначения западной традиции начиная с периода схоластики, тогда как «богословие» применяется к традиции восточного христианства. Кроме того, «богослов» используется преимущественно по отношению к канонизированным церковью религиозным мыслителям. Прочие авторы, пишущие на богословские темы, равно как преподаватели теологии, обычно определяются не как «богословы», но как «теологи». Очевидно, что сферы употребления слов оказываются различными.

Сущность теологии. Теологическое мировосприятие стремится не только к построению определенных правил, в согласии с которыми можно говорить и писать о религии, но и к упорядочению этих правил, разложению на упорядоченные части (структурированию) того, что в мифе выступает как неразложимое целое. В связи с этим можно вспомнить важное наблюдение Е. А. Торчинова [2] , согласно которому теология понимается как рефлексия доктрины и попытка ее систематического и рационального осмысления.

Теология в Античности. Считается, что первая письменная фиксация термина «теология» встречается у Платона. Однако понимание им сущности теологии далеко от современного, поскольку в Античности данный термин применялся для обозначения рассказов о богах, т.е. мифологии. Такая «мифологическая теология» жестко критикуется Платоном именно за ее натурализм, замкнутость на материальной природе, неприемлемые для раскрытия сущности религии. Философ предлагает иные основания теологии, которые условно можно определить как философские: это прежде всего представление о Боге как об источнике всех благ, которому чужды различные превращения, как это сплошь и рядом происходило с божествами древних мифологических религий. Последнее объясняется Платоном посредством отсылки к вопросу о сущности божества: для Платона и платонизма неизменность божества связана с его абсолютностью — абсолют же, как известно, изменяться не может.

Дальнейшее развитие понятия осуществлено Аристотелем. Разработанная им концепция теологии включает как метафизику вообще, так и учение о сущности (природе) божественного в частности. Отчасти такое смешение можно объяснить тем, что у Аристотеля еще не было развитой теории суждений, в его метафизике не разграничиваются не только речь и мышление, но и сущности языковые и бытийные (т.е. то, что относится к сфере вещей, и то, что относится к сфере языка, при помощи которого мы об этих вещах говорим). Концепция Аристотеля оказала влияние на становление христианской и исламской теологии.

Тот факт, что античная философия по преимуществу рассматривала вопросы и проблемы, имеющие религиозное значение, позволяет прийти к выводу, что практически вся философская традиция Античности может быть определена как философская теология. Основное отличие философской теологии от собственно теологии состоит в том, что теология обычно концентрируется на изучении вербального откровения божества и традиций его интерпретации, а философская теология рассматривает весь мир в качестве естественного откровения. Для философской теологии актуально представление о том, что вся природа и космос являются символическим текстом, повествующим о божественном и других религиозно значимых вопросах, решение которых допускает привлечение аппарата логики и метафизики. Последнее может быть характерным и для собственно теологического исследования, например патриотической и схоластической теологии.

Научная критика теологии. Научное изучение теологии во многом представляет собой сравнительно-исторический и философский анализ теологической терминологии, так как одна из основных задач, к решению которых была призвана теология, состояла в упорядочении и гармонизации религиозного языка, что прежде всего предполагало разработку соответствующей терминологии.

Теология и другие науки. На всем протяжении своего развития христианская теология взаимодействовала (и взаимодействует сейчас) с различными другими науками и дисциплинами: гуманитарными, философскими, социальными. Именно межпредметные связи между теологией с одной стороны и филологией и философией — с другой, привели к тому, что на Западе теология превратилась из habitus (лат. «образ жизни, общее состояние») в пауку.

Отношения между теологией и другими науками позволили Ф. Д. Э. Шлейермахеру [3] предложить следующую классификацию теологических дисциплин:

  • • практическая теология;
  • • историческая теология;
  • • философская теология.

Данная модель, разработанная именно для упорядочения христианского теологического образования на Западе, до сих пор (с некоторыми видоизменениями) продолжает использоваться в ряде учебных заведений и в некоторой степени напоминает дисциплинарное деление наук, изучающих религию.

Поскольку теология немыслима без рациональности, для занятий ей требуется еще и изначальный общеинтеллектуальный и образовательный базис, что проистекает, например, из необходимости работать с оригиналами всех важнейших текстов, а значит, владеть языками — иначе неизбежна вульгаризация и примитивизация богословия. Поэтому началось внедрение в религиозную практику специальных учебных заведений вроде высших учебных заведений (все старые европейские университеты были основаны для получения квалификации богослова) или тех, которые были ориентированы прежде всего на подготовку духовенства (семинарии и духовные академии в христианстве, иешивы — в иудаизме, медресе — в исламе). В дальнейшем такая подготовка становилась обязательной, а богословское образование сертифицировалось документально.

Современное состояние теологии. Современные отечественные лингвисты бьют тревогу: в обществе сформировался и ширится круг так называемых любителей, которые имеют самые экстравагантные представления о языке, распространяют свои лженаучные взгляды. К сожалению, в теологии мы наблюдаем подобное явление. Под влиянием радикального протестантизма сложилось примитивное представление о том, что теология — «это просто», изучить ее можно, старательно запомнив содержание нескольких брошюрок, переведенных с английского для неподготовленных читателей. Подобные прозелиты считают себя достаточно компетентными, чтобы делать безапелляционные заявления по сложнейшим теологичеким вопросам, что в целом создает в обществе искаженное представление о теологии, ее методах, постановке вопросов и т.д. Данная проблема не ограничена только неопротестантскими общинами — в различных конфессиях появляется достаточное количество «интернет-богословов», которые готовы всем объяснить, «что такое настоящая теология». К сожалению, агрессивность таких теологов прямо пропорциональна их невежеству. В профессиональной медицине таким неформальным медикам не доверили бы и ключей от клистирного кабинета, но в теологии они почитают себя все изучившими и все познавшими. Некогда богослов IV в. от Р.Х. Григорий Нисский не без иронии в Огайо cle Deitate Filii et Spiritus Sancti описал то, во что можно превратить теологию: «Все полно таких людей, которые рассуждают о непостижимых предметах, — улицы, рынки, площади, перекрестки; спросишь, сколько нужно заплатить оболов, — (в ответ) философствуют о рожденном и нерожденном; хочешь узнать о цене хлеба, — отвечают: Отец больше Сына; справишься, готова ли баня, — говорят: Сын произошел из ничего». На фоне реальности угрозы профанации теологии самоуверенными прозелитами можно только приветствовать преподавание теологии в вузах как способ привить к теологии серьезное отношение, что вполне соответствует статусу теологии как науки.

Православие — особенности, основные принципы и положения вероисповедания

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

  1. Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
  2. Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
  3. Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
  4. Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
  5. Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
  6. Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
  7. Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие основывается на нескольких догмах:

  1. Только истинно верующие будут спасены.
  2. Для прощения грехов необходимо креститься.
  3. Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
  4. Бог принимает образ и подобие человека.
  5. Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
  6. Святой Дух равен Богу. Он исходит от Богаи связывает его с Христом.
  7. Иисус является Главой верной православной Церкви.
  8. Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия

Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.

Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

  1. В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
  2. В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.

Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

Для православия значение имели следующие Соборы:

  1. 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
  2. 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
  3. 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
  4. 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
  5. 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
  6. 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
  7. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
  8. 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
  9. Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
  10. 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

ПоложенияКатолицизмПротестантствоПравославие
Отношение к светской властиГлава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властьюСтремятся сотрудничатьЗа все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людямВажна индивидуальностьВмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуютсяВсе люди — братья и сестры
Душа после смертиДуша проходит Чистилище и очищаетсяХристос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важныДуша попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест ГосподеньИмеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лицаНе признают ни Крест, ни иконыИмеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
КрещениеКрещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окроплениеМогут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выборКреститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
СлужбыСвященники наделены от Бога особой силойНе нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизньСвященник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
БракНе поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачияРазвод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующимРазводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
БогородицаНепорочна, без грехаСчитают Деву Марию обычным человекомЯвляется человеком, совершившим первородный грех
Святой ДухИсходит от Отца и СынаВ равной мере исходит от Отца и СынаИсходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное ПреданиеИмеют равное значениеНе имеют авторитетаПисание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

РЕЛИГИЯ И ТЕОЛОГИЯ

Слово «теология» (его русский вариант – «богословие») употребляется нами за неимением лучшего термина. Богословие в собственном смысле – достояние таких религий, как христианство и ислам (и, вероятно, иудаизм), поскольку, во-первых, это теистические религии, в которых любая рефлексия на доктрину должна была с неизбежностью принять форму рассуждений о природе Бога, а во-вторых, эта форма теоретической рефлексии достаточно четко (хотя и не всегда) отделялась от философии, даже от религиозной. В христианской Европе это стало совершенно очевидным с эпохи Нового времени, особенно после того, как И. Кант развенчал претензии теологии (впрочем, как и метафизической философии) на статус науки. В исламе изначально существовало различие между богословскими школами (калам) и философией (фалсафа), причем отношения между ними отнюдь не всегда были безоблачными.

Напротив, в индо-буддийском мире собственно богословия, или теологии, не существовало вовсе (это равным образом относится и к нетеистическим религиям). По существу, богословие и философия полностью совпадали; при этом нельзя сказать, что в Индии или Тибете существовали только богословие или только философия. Скорее, там имело место нечто весьма специфическое, отличное и от того, и от другого (в том смысле, в каком мы привыкли говорить о философии и теологии применительно к средиземноморским культурам). Удобнее всего, пожалуй, называть это явление религиозной философией, хотя в разных школах и направлениях элементы философии и теологии сосуществовали в разных пропорциях.*

* Мы полностью разделяем теорию структурного полиморфизма религиозно-философских учений Востока, разработанную В.И.Рудым и Е.П.Островской. Из последних работ см. их разделы в книге «Буддийский взгляд на мир» (СПб., 1994), особенно с. 5-7.

Так, в рамках брахманизма удельный вес теологии был весьма незначительным в ньяс или санкхье и очень ощутимым в веданте (особенно в «персоналистских» ее вариантах), а в поздних вишнуистских и шиваистских сиддхантах он безусловно возрастает. Буддийская мысль была еще менее «теологизирована», нежели индуистская (хотя сам термин «теология» применительно к нетеистическому и даже антитеистическому буддизму выглядит очень топорно), и роль философского дискурса здесь была выше. Пожалуй, «теологические» моменты в большей степени характерны для поздних текстов, связанных с культами бодхисаттв, будд иных миров и с доктринальными концепциями типа теории татхагатагарбхи (лона, утробы или зародыша будды). В брахманской традиции религиозно-философская (она же теологическая) школа обозначалась словом «даршана» (точка зрения), а в буддийской – словом «вада» (учение, теория).

Для Китая и всего Дальневосточного региона ситуация выглядит еще сложнее и, вероятно, совершенно не может быть описана в терминах философии и теологии. Поэтому под теологией применительно к этому региону мы будем понимать религиозную мысль вообще, хотя ничего похожего на богословие в европейском смысле там просто не существовало. Все, что мы могли бы отнести к философии или теологии, попадало в Китае в две группы текстов по традиционной рубрикации: группу цзин (классики), если речь шла о комментаторской традиции базовых (канонических) текстов конфуцианства, и группу цзы (мудрецы), если речь шла о сочинениях авторов других направлений мысли.

Весь этот экскурс понадобился нам для того, чтобы предупредить читателя об условности употребления нами слов «теология» и «богословие», что совершенно необходимо сделать во избежание возможных недоразумений и недопонимания.

В целом же под теологией мы будем понимать любую форму теоретической рефлексии на религиозную доктрину (догматику). Под религиозной доктриной, в свою очередь, мы будем понимать набор базовых идеологем, мировоззренческих определений и сотериологических воззрений, образующих фундамент того или иного религиозного учения. В христианстве религиозная доктрина, например, будет совпадать в узком смысле с Символом веры, а в широком – со всей совокупностью догматов, в том числе и не вошедших в Символ (как, например, халкидонский догмат о двух природах Христа или догмат о его двух волях, принятый VI Вселенским собором). Религиозная доктрина является более или менее непосредственной рационализацией того глубинного опыта, который лежит в основе религии, своего рода выводом из этого опыта. Но о проблеме «религиозный опыт – доктрина» мы будем специально говорить в другом месте. Теология же представляет собой рефлексию на доктрину, попытку ее систематического и рационального осмысления. Поэтому в отличие от философа теолог резко ограничен рамками доктрины своей конфессии, выходя за которые он превращается в еретика. Остальное зависит от ширины этих рамок.

В религиях чистого опыта доктрина обычно была весьма непосредственно связана с базовым трансперсональным (психотехническим) опытом и естественно вытекала из него. Например, все базовые доктрины буддизма («четыре Благородные истины», доктрина несуществования индивидуального «я» и т.д.), согласно традиции, были пережиты Буддой в его просветлении (пробуждении) и сформулированы им в Бенаресской проповеди. В брахманско-индуистской доктрине содержание трансперсонального опыта опосредуется содержанием текстов откровения (Ведами), хотя и играет весьма существенную роль, не говоря уже о том, что сами ведические утверждения (прежде всего доктрина единства атмана и Брахмана, Я и Абсолюта в упанишадах) имеют отчетливые трансперсональные истоки.

Иная ситуация наблюдается в христианстве, догматика которого (к тому же весьма жесткая) складывается через несколько столетий после времени Иисуса (первые элементы догматического творчества относятся к III в., но его пик – IV и особенно V в.). Никакой непосредственной связи с религиозным опытом Иисуса, соответственно, она иметь не могла, да и евангелия не содержали какой-либо оформленной доктринальной системы. Наличие же епископальной церкви как мощного социального института обусловливало ригидность и строгость догматической системы, чего не могло быть ни в буддизме, ни в индуизме с их плюрализмом направлений и отсутствием сколько-нибудь выраженной централизованной церковной организации.

В исламе ситуация была сходной с христианской, хотя существовали и важные отличия.

Во-первых, время жизни Мухаммада и эпоха оформления коранического текста и формирования богословских школ не отстояли значительно друг от друга, да и сам Мухаммад достаточно четко сформулировал основы исламской доктрины (единобожие и профетизм Мухаммада, пятеричная молитва, пост, милостыня и паломничество к святым местам). Во-вторых, в исламе не существовало ни церкви как особого социального института, ни дуализма «церковное – светское». Отсюда большая свобода в интерпретации доктрины и теологическом творчестве. Вопрос «како веруеши?» невозможен в исламе. Если человек признал принцип единобожия, то он был полностью вправе составлять свое понятие о Боге и, в зависимости от своих склонностей, рассматривать Бога как величественного старца, восседающего на престоле, или в качестве безличного и бескачественного Абсолюта (для христианства подобная свобода немыслима). Поэтому и понятие ереси в исламе было весьма размыто, а по мнению ряда специалистов, и вообще отсутствовало; ересью могла считаться только попытка ревизовать основы доктрины, но не своеобразная интерпретация этой доктрины.

Весьма отличным в результате был и способ связи базового религиозного опыта и теологии.

В религиях чистого опыта эта связь достаточно непосредственна и очевидна, ибо религиозно-философские школы буддизма, индуизма, джайнизма и др. не только были формами теоретической рефлексии на доктрину, прямо базировавшуюся на трансперсональном опыте, но и сами питались из того же источника, ибо по преимуществу психологическая тематика этих школ побуждала их рассматривать психотехнику в качестве поставщика сырого материала для осмысления и теоретизирования. И здесь богословие в значительной степени выступало как психология или метапсихология, а вопрос онтологии психического, с одной стороны, и психологических параметров истинносущего, с другой, был одним из важнейших и фундаментальнейших.

В догматических религиях теологическая мысль рефлектировала уже по поводу доктринальных положений, весьма далеких и по времени своего формирования (а в случае с христианством и по социокультурной и культурно-исторической среде), и по своему содержанию от базового религиозного опыта основателя, который сам становился объектом догматической интерпретации. В случае с христианством особую роль также играли чрезвычайно сложные, культурные процессы интерпретации обращенного к иудеям учения в контексте топики и проблематики эллинистической культуры и греко-римской мысли. Все это делало связь теологии и базового опыта весьма зыбкой и эфемерной.

Особым случаем является так называемая мистическая теология, в значительной степени базировавшаяся на трансперсональных переживаниях того или иного подвижника. Наиболее ярким примером этого рода теологии в западно-христианской традиции является богословие Мейстера Экхарта (XIII-XIV вв.) и его учеников и последователей. Но поскольку здесь определяющим для богословствования был личный религиозный опыт, а не догматические установления церкви, последняя весьма подозрительно относилась к нему, а в случае с Мейстером Экхартом и прямо (после некоторого колебания) объявила его учение еретическим. Восточнохристианская традиция в большей степени апеллировала к личному религиозному опыту аскетов и анахоретов (ср. особую роль в ней апофатического богословия), но интерпретировала его с четких догматических позиций (особенно интересен пример исихастского догмата – XIV в.).

Ислам также хорошо знает мистическое богословие, которым, собственно, и было умозрение суфиев, отличное как от собственно богословия (калам), так и от рациональной философии восточных перипатетиков типа Ибн-Рушда (Аверроэса). После краткого периода подозрительности ортодоксия в полной мере признала ценность суфийского опыта и умозрения, что произошло во многом благодаря трудам великого теолога XI в. Ал-Газали.

В иудейской традиции роль мистического богословия в значительной степени играла теоретическая каббала, также отличавшаяся от талмудической экзегезы и от рациональной теологии, возникшей в средние века по образцу исламской школы философов (в иудаизме этот тип мысли представлен Маймонидом). Каббала рассматривалась как высшее эзотерическое и сокровенное знание и тайная премудрость.

Но все предлагаемые нами выводы будут неполными, если мы не обратимся к рассмотрению проблемы трансперсонального религиозного опыта и культуры.

Теология — это… или кто такой теолог и что он изучает?

Слово теология состоит из двух слов Τheos, означающее «Бог», и logia, что означает «высказывания, изречения». Этот английский термин впервые прозвучал в 1362 году и теперь распространился за пределы христианских контекстов.

Августин Бегемот определил латинский эквивалент, теологии, как «рассуждение или дискуссию относительно Бога». Ричард Хукер определил «теологию» как «науку о божественных вещах», а лорд Болингброк, английский политик и философ, описал в политических работах свои взгляды на теологию: «Теология — это наука, которая по праву может быть сравнена с ящиком Пандоры».

Что такое теология

Теология — это критическое исследование природы божественного. Её преподают как академическую дисциплину, как правило, в университетах, семинариях и школах богословия.

Она начинается с предположения, что божественное существует в той или иной форме, например, в физических, сверхъестественных, психических или социальных реалиях, и доказательства об этом могут быть найдены через личные душевные переживания или исторические записи такого опыта. Изучение этих предположений не является частью собственно теологии, а находится в философии религии, и все чаще, в психологии религии и такой профессии, как нейропсихология. Теология нацелена на структурирование и понимание этих переживаний и использование их для получения нормативных предписаний о том, как жить в этом мире.

Теологи используют различные формы анализа и аргументации:

  • эмпирические;
  • философские;
  • этнографические.

И другие, чтобы помочь:

  • понять;
  • объяснить;
  • проверить;
  • критиковать.

Как и в философии этики и прецедентного права, аргументы часто предполагают существование ранее разрешённых вопросов и развиваются, делая аналогии с ними, чтобы делать новые выводы в новых ситуациях.

Изучение теологии может помочь богослову более глубоко понять их собственную или другую религиозную традицию. Это может позволить им исследовать природу божественности без ссылки на какую-либо конкретную традицию. Теология может быть использована для распространения, реформы, или оправдания религиозной традиции или её можно использовать для, например, библейской критики. Она может также помочь богослову решить какую-то современную ситуацию или изучить возможные способы интерпретации мира.

История

Греческая теология использовалась со значением «дискурс о боге» ещё в четвёртом веке до нашей эры Платоном. Аристотель разделил теоретическую философию на математическую, физическую и теологическую. Последняя соответствовала метафизике, которая для Аристотеля включала дискурс о природе божественного.

Опираясь на греческие стоические источники, латинский писатель Варро выделил три формы такого дискурса: мифический (относительно мифов греческих богов), рациональный философский анализ богов и космологии и гражданский (относительно обрядов и обязанностей публичных религиозных сообществ).

Теологи, появляются однажды в некоторых библейских рукописях, в заголовке Откровения Иоанна Богослова.

В святоотеческих греческих христианских источниках теология может относиться узко к набожным и вдохновляющим знаниям и обучению сущностной природе Бога.

Латинский автор Боэций, пишущий в начале IV века, использовал теологию, чтобы обозначить подразделение философии как предмет академического изучения, имея дело с неподвижной, бесплотной реальностью (в противоположность физике, которая касается телесных, движущихся реальностей). Определение Боэция повлияло на использование средневековой латыни.

В схоластических латинских источниках этот термин стал означать рациональное изучение доктрин христианской религии или академическую дисциплину, в которой изучалась согласованность и значение языка библии и теологические традиции.

В эпоху Возрождения, различие между «поэтической теологией» (теологией поэтикой) и «раскрытой» или библейской теологией служит отправной точкой для возрождения философии независимой от богословских доктрин.

Именно в этом последнем смысле теология стала пониматься как академическая дисциплина, включающая рациональное изучение христианского учения.

С XVII века стали использовать термин «теология» для обозначения изучения религиозных идей и учений, которые не являются христианскими.

Слово теология также может теперь использоваться в производном смысле как система теоретических принципов, как жёсткая идеология.

Термин теология был признан как подходящий для изучения религий, которые поклоняются предполагаемому божеству, т. е. более широко, чем монотеизм и способность говорить и рассуждать об этом божестве (в логике).

Некоторые академические исследования в буддизме, посвящённые исследованию буддийского понимания мира, предпочитают обозначать буддийскую философию термину буддийская теология, поскольку у буддизма не существует той же концепции бога.

Фома Аквинский был величайшим христианским теологом средневековья. Он говорил, что Христианская теология — это изучение христианских убеждений и практики. Такое исследование концентрируется, прежде всего, на текстах Ветхого Завета и Нового Завета, а также на христианской традиции. Христианские богословы используют библейскую экзегезу, рациональный анализ и аргументы. Теология помогает богослову лучше понять христианские принципы, сравнить христианство с другими традициями, защитить христианство от возражений и критики, облегчить реформы в христианской церкви, помочь в пропаганде христианства, опираясь на ресурсы христианской традиции.

Внутри индуистской философии существует твёрдая и древняя традиция философских размышлений о природе вселенной, о Боге и душе. Санскритское слово для различных школ индуистской философии — Даршана (что означает «взгляд» или «точка зрения»), похоже, по своему значению с теологией. Богословие было предметом изучения для многих философов и учёных в Индии на протяжении веков. Большая часть исследований заключается в классификации проявлений богов и их аспектов.

Исламская теологическая дискуссия, параллельная христианской теологической дискуссии, называется Калам. Калам не занимает ведущее место в мусульманской мысли, которую теология занимает в христианстве.

В еврейском богословии историческое отсутствие политической власти означало, что большинство богословских размышлений произошло в контексте еврейской общины и синагоги, а не в рамках специализированных учебных заведений.

Теология как академическая дисциплина

История изучения богословия в высших учебных заведениях так же стара, как и история самих этих институтов. Платоновская академия, основанная в IV веке до н. Э., включала богословские темы в качестве предмета для изучения. Школа Нисибиса была центром христианского обучения с IV века нашей эры. Наланда в Индии была местом буддийского высшего образования, по крайней мере, с 5 по VI век нашей эры, а Марокканский университет Аль-Карауин был центром исламского обучения в X веке, как и Университет Аль-Азхар в Каире.

Самые ранние университеты были разработаны под эгидой латинской церкви. Возможно, однако, что развитие кафедральных школ в университетах было довольно редким, в то время как Парижский университет стал исключением. Позже были основаны Университет Неаполя Федерико II, Карлов университет в Праге, университет в Кракове, Университет Кёльна, Эрфуртский университет.

В раннем Средневековье большинство новых университетов было учреждено на основе ранее существовавших школ. Христианское богословское обучение было компонентом в этих учреждениях, равно как и изучение права Церкви. Университеты играли важную роль в обучении людей, помогая церкви проводить разъяснения и защиту своего обучения и в поддержке прав церкви над светскими правителями. В таких университетах богословское исследование первоначально было тесно связано с жизнью веры и церкви. Оно питалось практикой проповеди и молитвами.

В эпоху позднего Средневековья богословие было конечным предметом в университетах, получив название «Королева наук». Это означало, что другие предметы (включая философию) существовали прежде всего для помощи в богословской мысли.

Превосходное место христианской теологии в университете стало оспариваться во время европейского Просвещения, особенно в Германии.

С начала девятнадцатого века на Западе появились различные подходы к теологии как академической дисциплине. Большая часть дебатов относительно места богословия в университете или в рамках общей учебной программы высшего образования была посвящена тому, являются ли методы теологии научными.

Новая теология

В некоторых современных контекстах проводится различие между той теологией, которая рассматривается как связанная приверженностью к требованиям религиозной традиции и теологией, занимающейся религиозными исследованиями.

Религиозные исследования включают изучение исторических или современных практик или идей этих традиций с использованием интеллектуальных инструментов и структур, не связанных, с какой-либо религиозной традицией и которые обычно считаются нейтральными или светскими.

В контексте, где «религиозные исследования» в этом смысле сосредоточены, первичные формы обучения включают:

  • антропологию религии;
  • сравнительную религию;
  • историю религий;
  • философию религии;
  • психология религии;
  • социологию религии.

В наше время эта профессия пользуется большим спросом, чем когда-либо. Стихийные бедствия, эпидемии и войны, вызывают жажду ответов на актуальные вопросы. Независимо от того, регулярно ли эти люди курт фимиам перед грязной позолоченной статуей, надеясь, что их добрые дела затмевают их злые, или их работа длится двенадцать часов, тщетно пытаясь расплатиться с закладными, массы людей чувствуют себя пустыми, виноватыми и одинокими. Вот почему специальность теолога востребована, даже если она не такая популярная, как в прошлые века.

Теология — очень обширная область, и многие богословские специальности, требуют интенсивного изучения, аспирантуры или сертификации в другой профессии. Цель стать проповедником один из самых распространённых карьерных путей для тех, кто преподаёт теологию. В зависимости от размера и местоположения церкви описание этой работы может широко варьироваться даже в одном наименовании. Существуют и другие различия между различными конфессиями.

Критика

Существует древняя традиция скептицизма в отношении теологии, за которой следует более современная и атеистическая критика.

Возможна ли аргументированная дискуссия о божественности, которая уже давно является предметом спора. Протагор, ещё в пятом веке до нашей эры, который, как считается, был сослан из Афин из-за его агностицизма о существовании богов, сказал: «Что касается богов, я не могу знать ни того, существуют ли они или не существует. Какую бы форму они ни имели, есть много препятствий для познания: неясность предмета и краткость жизни человека».

Чарльз Брэдлоу считал, что теология мешает людям достичь свободы. Он сказал, что современные научные исследования противоречат святым писаниям, поэтому Писания должны быть ошибочными.

Роберт Г. Ингерсолл заявил, что, когда у богословов была власть, большинство людей жили в лачугах. По мнению Ингерсолла, наука, а не теология, улучшали жизнь людей.

Читать еще:  Грех лихоимства и мздоимства в православии: что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector