0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святые женщины в православии: имена великих женщин Руси, их жизнь и история, чудеса

Содержание

Святые русские женщины

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская

Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская

Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония

Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская

Настоящее имя Иулиании Лазаревской — Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна

Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская

Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна

Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда — орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская

Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская

Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

Святые женщины в православии

Православная вера была верной спутницей славянских жен многие века. Но их кротость, преданность и мудрость в отношении своих мужей, детей и народа были продиктованы не только их личностными качествами, а прежде всего глубокой верой в нашего Творца. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, отвоевывались земли. За свои заслуги перед людьми и Господом нашим, многие из выдающихся женщин были причислены к лику святых.

Их путь не был выслан розами. Но они многого и не просили, откликались на любой зов о помощи, тяжко трудились, поддерживали всех страждущих и молились. Глубокая вера в Господа нашего была их основным спутником. Отстаивая свою веру, они страдали, их мучили, морили голодом и обрекали на многие другие страдания. Но молитва, а также глас Божий поддерживали их в самые тяжелые моменты и придавали сил.

Творец наш щедро наградил их, они могли видеть будущее, ощущать боль других и лечить. Многие из них обладали твердым характером и могли вести за собой целые народы. Их глас был слышен далеко, потому что во имя Господа они творили благие дела. Именно поэтому народ их помнит до сих пор, несмотря на то, что с даты смерти некоторых прошли многие века.

  1. Княгиня Ольга
  2. Святая Феврония
  3. Святая Иулиания Лазаревская
  4. Ксения Петербургская
  5. Матрона Московская

Княгиня Ольга

Жизнь женщин в 10 веке на Руси не была легкой. Они не имели своего мнения и подчинялись мужчинам, по большей части торговцам и воинам. Не было еще великой державы, отдельные волости были разъединены и объединяли их только торговые интересы, общий язык и обычаи варягов.

Но Ольга была красива и умна, а также наделена многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудренность и дипломатичность. Господь щедро ее наградил, ведь ей была отведена весьма важная роль – стать прародительницей христианства на Руси. И ее крестный ход начался.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте вскоре она стала не только любимой женой, но и советчицей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольга единолично правила страной и весьма успешно, народ ее любил.

Читать еще:  Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, утешение Ольга нашла в христианской вере. Вскоре после гибели любимого мужа она приняла крещение в Византии и стала любимой сестрой Василевса. Ее вера была столь глубока, что она понесла ее по всей Руси, посещая все крупные города и веси.

Но Ольга понимала, что русичи в одночасье не перейдут в христианскую веру, поэтому она не только рассказывала о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Ее милосердию не было границ, она оказывала помощь всем, кто в этом нуждался, причем подобное отношение к людям она сохранила до конца жизни.

По ее велению на Руси стали возводиться монастыри и храмы, что вело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги окончил ее внук Владимир, который можно сказать продолжил начатую Ольгой миссию уже после смерти в 969 году.

Через 25 лет ее внук Владимир извлек мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно поместил в Десятинной церкви. Поток страждущих к ее мощам был нескончаем, многие получили исцеление. В 1547 году Ольга была канонизирована православной церковью, более того стала первой женщиной, признанной равноапостольской святой. Ведь ей удалось практически невозможное, создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и отвернуть свой народ от язычества, подарив им веру в Христианство.

Святая Феврония

Женитьба на простой девушке из народа в 13 веке для правителя не считалась честью. Но Петр – князь Муромский сдержал свое слово. Феврония исцелила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, считая ее происхождение оскорблением. Но Петр полюбил девушку за ее скромность и благочестие, а также мудрость, поэтому отправился в изгнание вместе с ней. Любимая жена была для него дороже Муромского престола.

После их отъезда город погрузился в смуту, бояре боролись за власть, повышались налоги, царило беззаконие. Гнев Божий настиг Муром, и бояре взмолились о помощи, они направили к супругам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония вновь воцарились на троне Муромском и их правление, проходившее под знамением милосердия, доброты и любви к ближним стало притчей во языцех, дошедшей и до наших дней.

Перешли в мир иной Петр и Феврония в один день спустя четверть века. За благие дела они были причислены православной церковью к лику святых. А благодаря их верности и терпению, а также великой любви друг к другу они стали прообразом христианского супружества и покровителями брачующихся.

Святая Иулиания Лазаревская

Видеть в людях доброту и Божью искру, несмотря на все их недостатки, может не каждый, но Иулиания обладала именно этим даром. Она рано потеряла родителей и воспитывалась тётей. Братья и сестры обижали ее и насмехались, но она с покорностью и кротостью сносила все их нападки. Все свои дни она проводила в молитвах и тяжком труде. Она шила одежду для бедных, вдов и сирот, была весьма почитаема простым людом к удивлению ее родственников.

В 16 лет ее выдали замуж. Ее муж Георгий был хорошим и праведным человеком, он уважал свою жену. Но он был вельможей и подолгу отсутствовал, выполнял свои обязанности, в то время как его верная жена оставалась дома в их родовом поместье в селе Лазареве. Изменение семейного статуса не изменило ни взглядов, ни привычек юной девушки.

Она по-прежнему отдавала всю себя заботам о ближних, много шила, молилась и занималась благотворительностью, но тайком от своих свекров. Она раздавала хлеб и небольшие суммы денег, которые удавалось сэкономить или выручить от продажи своего рукоделия. Посещала больных, лечила их и омывала, провожая в последний путь. Себе же она отказывала даже в малости, нося сапоги на босу ногу даже в лютые морозы.

Когда в село пришел голод, она посетовала свекрови на возросший аппетит. Ей стали выделять еду не только на день, но и ночь. Но еда предназначалась не ей, каждый кусочек хлеба Иулиания передавала страждущим. Однако ее добросердечность заключалась не только в помощи ближним своим. Иулиания всеми силами старалась сохранить мир в семье, при любой ссоре всегда брала вину на себя, считая себя великой грешницей.

Вскоре пришел на Русь вселенский голод. Иулиания раздавала съестное, пока оно не окончилось, а потом стала печь хлеб из лебеды и коры. Сии дары милости, по мнению страждущих, были самыми вкусными и сладкими, поток их не иссякал. За два года тяжких трудов Иулиания ни разу не пожаловалась на усталость, она всегда была рада оказать помощь любому, кто к ней обратиться.

В 1603 году на закате своих дней Иулиания отошла в мир иной. Когда ее душа поднималась на небеса, вокруг ее головы образовалось свечение. Ее сын похоронил мать возле ранее умершего отца и возвел над ними церковь. Спустя 10 лет умер сын блаженной и родственники, готовя место для его погребения, нашли гроб Иулиании. Место отдохновения праведницы было нетронутым, а гроб полон благоухающего миро, коим исцелилось впоследствии множество людей.

Ксения Петербургская

О первых годах жизни Ксении мало что известно, но это не так важно, ведь помнят ее за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Ее муж – певчий придворного хора умер внезапно, не успев принять христианского покаяния. И эту миссию возложила на себя его жена, став юродивой. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя – Андрей Федорович.

Поначалу ее бродяжничество, внешний вид и странное поведение вызывали лишь насмешки, которые Ксения сносила с кротостью и покорностью. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не обычная бродяжка. Милостыню она брала не у всех, да и полученные деньги она себе не оставляла, а сразу же передавала нуждающимся.

Днем она бродила по Петербургу, а ночью выходила в поле и молилась за всех горожан, отдавая поклоны во все стороны света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в ее словах есть скрытый смысл, а ее прикосновение не только приносит удачу торговцам, но и исцеляет простой люд. Где бы она не появлялась, горожане наперебой предлагали ей свои товары и вели для благословения детей.

45 лет длилось покаяние Ксении Петербургской, и за этот срок она сделала много добрых дел, за прозорливость, милосердие и самоотверженность жители Санкт-Петербурга почитали ее уже при жизни. После кончины Ксении ее погребли возле церкви, которую она помогала строить. Но ее могила не осталась забыта, уже более века люди приходят в часовню, которая возведена на ее останках для молитвы и решения насущных проблем, и она слышит каждого.

Матрона Московская

Матронушка появилась на свет в 1881 году в семье крестьян в Тульской губернии. Она была 4-м ребенком, и ее рождение не было радостью для бедной семьи с тремя детьми. Еще до рождения Матроны, ее матушка хотела передать ребенка в приют, но ей приснился вещий сон, где белая голубка с человеческим лицом, но закрытыми глазами села ей на правую руку.

И дитя осталось в семье, несмотря на то, что родилось слепым. Бог избрал Матронушку еще до ее рождения и уготовил тяжелую судьбу, полную лишений, но свой крест она несла со смирением и покорностью. Уже во время крещения священник заменил свечение вокруг ее тельца и предсказал, что сия девочка будет святой.

Из-за слепоты Матрона не могла играть с детьми, да они ее и не звали, а по большей части издевались. Но она не обижалась, ее любимым местом была церковь, где она буквально жила, зная все молитвы и песнопения. Матрона была мудра и прозорлива с раннего детства. Уже к 8 годам она чувствовала приближение опасности и могла не только читать мысли других, но и видеть их прегрешения.

Молясь за людей, Матрона их исцеляла. Столько редкий дар не мог остаться незамеченным и к избе семьи потянулись страждущие. Для каждого у Матронушки находилось доброе слово и мудрый совет, а также Божье слово, коим она поднимала на ноги даже лежачих больных. Но чтобы не делала Матронушка, молитва была ее основным спутником, а также Божья благодать.

В юности Матронушка много путешествовала. Дочь местного помещика была очень благочестива и часто отправлялась в паломничество, приглашая Матрону с собой. Но юность оканчивалась, и впереди юную Матрону ожидало большое несчастье, о котором она знала. Она сама говорила, что к ней подойдет женщина и после ее прикосновения ноги отнимутся. Так и произошло, но Матрона, будучи 17 летней девушкой не отвернулась от беды, а приняла ее стойко, ведь это Воля Божья.

Вскоре родители Матроны умерли, а ее братья и сестры не пожелали ухаживать за калекой. Ее выгнали. Добрые люди помогли ей добраться до Москвы, где она и скиталась по разным углам. Но где бы она не поселилась, о ее прибытии тут же узнавал простой люд и буквально толпами тянулся за помощью. А ведь время было тяжелое, революция, репрессии в отношении Божьих людей и сплошное безбожие.

Матрона практически не спала, прикорнет на маленьком сундучке в уголочке ненадолго, а потом просыпается и истово молится за грехи всего человечества, затем принимает больных и опять молится. Так прошла вся ее жизнь в молитвах и заботе о больных и страждущих. Она принимала по 40 человек в день и видела их буквально насквозь, лукавых выгоняла, а несчастных привечала и поила святой водой.

Но она не только исцеляла и зрила будущее, но и давала дельные советы, будучи не зрячей и не грамотной, Матрона могла рассказать обо всем на свете и как солнышко выглядит и какие улицы и дома. Бог наградил ее внутренним зрением, возможности которого безграничны, как и у мысли.

Но Матрона не только помогала людям, прежде всего она несла слово Божье и боролась за каждую душу. Матронушка учила молитвам, говорила о том, что нужно посещать церковь и верить в Бога и его милость. В мае 1952 года Матрона умерла и была похоронена на Даниловском кладбище возле Московского храма. Ее могила стала местом поклонения. Она еще при жизни говорила: Приходите, я всех услышу. Всем помогу. И она слышит.

Святые равноапостольные русские женщины в православии

Творец по великой Своей любви создал женщину, сделав ее помощницей мужчине. Во все времена женщины играли важную роль в жизни мира.

Женщины в христианстве

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.

По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.

В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.

Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.

Читать еще:  Святой источник в селе Ташла: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Особо почитаемая святая России — Матронушка

Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.

Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.

Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Для сведения! Ныне мощи святой Матроны хранятся в Покровском монастыре и открыты для доступа паломникам.

Святая юродивая Ксения

Оксаны, Ксении отмечают день своей покровительницы святой Ксении 6 февраля.

Ксения Петербургская родилась в конце XVIII столетия и была дворянского рода. До 26 лет пребывала в замужестве, а после смерти мужа перестала отзываться на свое имя, а только на имя супруга.

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства, чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

Святые женщины в православии

Православная вера на протяжении многих веков была верным спутником славянских жен. Но их кротость, преданность и мудрость по отношению к своим мужьям, детям и людям были продиктованы не только их личными качествами, но, прежде всего, их глубокой верой в нашего Создателя. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, завоевывались земли. За свои заслуги перед народом и нашим Господом многие выдающиеся женщины были причислены к лику святых.

Их путь не послали розы. Но они не просили многого, они отвечали на любой призыв о помощи, они много работали, они перенесли все страдания и они молились. Их главным спутником была глубокая вера в нашего Господа. Защищая свою веру, они страдали, мучили, морили голодом и осуждали многие другие страдания. Но молитва, как и голос Бога, поддерживала их в самые трудные моменты и придала им силы.

Наш Создатель щедро вознаградил их, они смогли увидеть будущее, почувствовать чужую боль и исцелить. Многие из них обладали сильным характером и могли руководить целыми народами. Их голос был слышен издалека, потому что во имя Господа они поступали хорошо. Именно поэтому люди до сих пор их помнят, несмотря на то, что со дня смерти некоторых прошло много веков.

  1. Княгиня Ольга
  2. Святая Феврония
  3. Святая Иулиания Лазаревская
  4. Ксения Петербургская
  5. Матрона Московская

Княгиня Ольга

Жизнь женщин в 10 веке на Руси была непростой. У них не было своего мнения и они подчинялись людям, в основном торговцам и воинам. Еще не было великой державы, отдельные стаи разделялись и объединялись только коммерческими интересами, общим языком и обычаями варягов.

Но Ольга была красивой и умной, а также обладала многими талантами, такими как мудрость, терпение, милосердие, целомудрие и дипломатия. Господь щедро наградил ее, ведь ей была отведена очень важная роль: стать родоначальницей христианства на Руси. И его шествие началось.

В 903 году она стала женой князя Игоря. Благодаря своему уму, а также терпению и красоте она вскоре стала не только любимой женой, но и советницей князя, заняв 2-е место в политической иерархии. Во время долгих военных походов князя Ольги одна она правила страной и очень успешно ее любили.

спустя 20 лет Игорь погиб в очередной стычке с древлянами, Ольга нашла утешение в христианской вере. Вскоре после смерти любимого мужа она крестилась в Византии и стала любимой сестрой Василео. Ее вера была настолько глубока, что она объехала всю Россию, посетив все крупные города и села.

Но Ольга понимала, что русские не перейдут в христианскую веру в одночасье, поэтому не только говорила о Боге, но и перераспределяла дань, равномерно распределяя полученные средства между страждущими. Его милосердию не было предела, он оказывал помощь всем, кто в ней нуждался, и он сохранял подобное отношение к людям до конца своей жизни.

По его велению в России стали возводиться монастыри и храмы, что привело к распространению христианского учения. Ее сын Святослав не понимал стремлений матери, поэтому отказался сменить веру, но святое дело Ольги завершил ее племянник Владимир, который, можно сказать, продолжил миссию, начатую Ольгой после ее смерти в 969 году.

Через 25 лет его племянник Владимир восстановил мощи Ольги, которые остались нетленными и торжественно помещены в Храм Десятины. Поток пострадавших за его мощи был бесконечен, многие исцелились. В 1547 году Ольга была канонизирована Православной Церковью, более того, она стала первой женщиной, признанной равной апостольской святой. Ведь удалось практически невозможно создать великую и сильную державу, объединив разрозненных варягов и дистанцируя их народ от язычества, дав им веру в христианство.

Святая Феврония

Брак с обычной девушкой в ​​народе в 13 веке не считался честью для правителя. Но Муромский князь Петр свое слово сдержал. Феврония вылечила его от проказы, и он женился на ней. Бояре не приняли Февронию, посчитав ее происхождение оскорблением. Но Пьетро влюбился в девушку за ее скромность и набожность, а также за ее мудрость, поэтому он отправился с ней в изгнание. Любимая жена была ему дороже муромского престола.

Рекомендуемая литература: Икона Петра и Февронии

После их отъезда город погрузился в смятение, бояре боролись за власть, налоги увеличились, воцарился беспредел. Божий гнев охватил Мура и бояре помолились о помощи, они отправили к молодоженам послов с просьбой вернуться. Петр и Феврония снова воцарились на престоле Мурома, и их правление, прошедшее под знаком милосердия, доброты и любви к ближнему, стало наречием города, сохранившимся до наших дней.

Петр и Феврония ушли в другой мир через четверть века. За добрые дела они были канонизированы Православной Церковью. И благодаря своей верности и терпению, а также большой взаимной любви они стали прообразом христианского брака и покровителями супругов.

Святая Иулиания Лазаревская

Не все видят в людях доброту и искру Божью, несмотря на все их недостатки, но Юлиана обладала именно этим даром. Вскоре она потеряла родителей, и ее воспитывала тетя. Ее братья и сестры оскорбляли и насмехались над ней, но она терпела все их нападки со смирением и кротостью. Он проводил все свои дни в молитвах и тяжелом труде. Она шила одежду для бедных, вдов и сирот, к удивлению родных, пользовалась большим почитанием в простонародье.

В 16 лет вышла замуж. Ее муж Георгий был порядочным и порядочным человеком, уважал жену. Но он был дворянином и долгое время отсутствовал, выполняя свои обязанности, а его верная жена оставалась дома в родовом имении в селе Лазарево. Изменение семейного положения не изменило ни взглядов, ни привычек молодой женщины.

Она по-прежнему полностью посвятила себя заботе о соседях, много шила, молилась и занималась благотворительностью, но тайно от свекра. Он раздавал хлеб и небольшие суммы денег, которые мог сэкономить или заработать на продаже своих артефактов. Он навещал больных, лечил и умывал их, приветствуя их в последний путь. Также она немного отказывала себе, даже в лютые морозы носила босоножки.

Когда в деревне случился голод, она пожаловалась свекрови на повышенный аппетит. Ей стали кормить не только на день, но и на ночь. Но еда была не для нее, Юлиана передавала страждущим каждый кусок хлеба. Однако его доброта заключалась не только в помощи соседям. Юлиана всячески старалась сохранить мир в семье, в каждой ссоре всегда брала на себя вину, считая себя большой грешницей.

Вскоре в России наступил всеобщий голод. Джулиана раздавала еду, пока она не была готова, затем приготовила киноа и коровой хлеб. Эти дары милосердия, по мнению страждущих, были самыми вкусными и сладкими, поток их не иссякал. За два года упорного труда Юлиана ни разу не жаловалась на усталость, всегда была рада помочь любому, кто к ней пришел.

В 1603 году, в конце своих дней, Джулиана уехала в другой мир. Когда его душа вознеслась на небеса, вокруг его головы образовалось сияние. Его сын похоронил мать рядом с ранее умершим отцом и построил над ними церковь. Спустя десять лет сын блаженной скончался, и родственники, готовившие место для ее захоронения, нашли гроб Джулианы. Место упокоения праведницы осталось нетронутым, а гробница была наполнена благоухающей мазью, которой впоследствии были исцелены многие люди.

Ксения Петербургская

О молодости Ксении известно немного, но это не так важно, потому что ее помнят за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения овдовела. Ее муж, певчий, внезапно скончался, не успев принять христианское покаяние. И эту миссию взяла на себя его жена, став безумным святым. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя — Андрей Федорович.

Поначалу ее странствия, ее внешний вид и странное поведение вызывали только насмешки, которые Ксения переносила с кротостью и смирением. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не нормальная странница. Она не от всех принимала милостыню и полученные деньги не оставляла себе, а сразу передавала нуждающимся.

Рекомендуемая литература: Молитвы Ксении Петербургской

Днем он бродил по Петербургу, а ночью выходил в поля и молился за всех горожан, кланяясь всем концам света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в его словах есть скрытый смысл, а его прикосновение не только приносит удачу купцам, но и лечит простых людей. Где бы она ни появлялась, горожане соревновались, предлагая ей свои товары, и приводили ее, чтобы благословить детей.

Читать еще:  Иконопочитание: подробно о почитании икон в православии, история

покаяние Ксении Петербургской длилось 45 лет, и за это время она совершила много добрых дел, за ее проницательность, милосердие и самоотверженность петербуржцы чествовали ее всю жизнь. После смерти Ксении ее похоронили возле церкви, которую она помогла построить. Но ее могила не забыта, вот уже более века люди приходят в часовню, воздвигнутую на ее останках, чтобы молиться и решать насущные проблемы, и она всех слушает.

Матрона Московская

Матронушка родилась в 1881 году в крестьянской семье в Тульской губернии. Она была четвертой дочерью, и ее рождение не было радостью для бедной семьи с тремя детьми. Еще до рождения Матрены мать хотела передать ребенка в детский дом, но ей приснился вещий сон, в котором белый голубь с человеческим лицом, но с закрытыми глазами сидел на ее правой руке.

И ребенок остался в семье, несмотря на то, что родился слепым. Бог избрал Матронушку еще до ее рождения и уготовил нелегкую, полную трудностей судьбу, но нес свой крест со смирением и послушанием. Уже во время крещения священник заменил свечение вокруг ее теленка и предсказал, что эта девушка будет святой.

Из-за своей слепоты Матрона не могла играть с детьми, и они не звали ее, но по большей части смеялись над ней. Но он не обиделся, его любимым местом была церковь, где он буквально жил, зная все молитвы и песни. Матрона с раннего детства была мудрой и проницательной. Уже в 8 лет он чувствовал приближение опасности и мог не только читать мысли других, но и видеть их грехи.

Молясь за людей, Матрона исцеляла их. Такой редкий подарок не мог остаться незамеченным, и пострадавшие обратились к семейной избе. У Матронушки было доброе слово и мудрые советы для всех, а также слово Божие, которым она поднимала на ноги даже прикованных к постели больных. Но что бы ни делала Матронушка, ее главным спутником была молитва, как и благодать Божия.

В молодости Матронушка много путешествовала. Дочь местного помещика была очень набожна и часто совершала паломничество, приглашая с собой Матрону. Но юность ее подходила к концу, и перед молодой Матроной ее ждало большое несчастье, о котором она знала. Сама она сказала, что к ней придет женщина и после ее прикосновения у нее заберут ноги. Так и случилось, но Матрона, будучи 17-летней девушкой, не отворачивалась от беды, а твердо ее приняла, потому что это Воля Бога.

Вскоре родители Матроны умерли, а братья и сестры не захотели ухаживать за калекой. Ее выгнали. Добрые люди помогли ей добраться до Москвы, где она скиталась по разным уголкам. Но где бы он ни поселился, обычные люди сразу узнали его приезд и буквально толпами обратились за помощью. Но погода была тяжелая, революция, репрессии против Божьего народа и чистое нечестие.

Матрона практически не спала, немного дремала на сундучке в углу, потом проснулась и искренне помолилась за грехи всего человечества, потом приняла больных и снова помолилась. Таким образом, вся его жизнь была проведена в молитвах и заботе о больных и страдающих. Он принимал по 40 человек в день и буквально видел их всю дорогу, изгонял нечестивых, приветствовал несчастных и давал им святую воду.

Рекомендуемая литература: Молитвы Матронушке Московской

Но она не только исцеляла и видела будущее, но и дала дельный совет, будучи слепой и неграмотной, Матрона могла рассказать все на свете и как выглядит солнце, какие улицы и дома. Бог наградил ее внутренним видением, возможности которого безграничны, как и мысль.

Но Матрона не только помогала людям, она особенно несла слово Божие и боролась за каждую душу. Матронушка учила молитвам, говорила о необходимости ходить в храм и верить в Бога и Его милость. В мае 1952 года Матрона скончалась и была похоронена на Даниловском кладбище возле Московской церкви. Его могила стала местом поклонения. При жизни он сказал: приходите, я всех послушаю. Я всем помогу. И она чувствует.

Живое Предание

Женщина в Церкви

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

Портал «Предание» провел лекцию Надежды Беляковой «”Молчащее большинство”» о женском вопросе в Церкви. Смотрите или слушайте лекцию.

К этой лекции подготовили подборку книг: первая часть — о святых женщинах, вторая — богословы, библеисты, историки, писавшие на нашу тему.

Святые женщины

Конечно, первая — Богородица. Можно было бы привести много книг, мы выбрали одну — «Всех скорбящих радость» Вениамина (Федченкова), которую как раз недавно озвучили.

«Митерикон» — собрание высказываний «амм», то есть Матерей Пустыни — женский вариант Патерика.

«Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским).

«Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам. Он взял «Пролог» — одну из самых популярных православных книг в России, популярных с глубокой древности и именно у народа — то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. Это собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. И оказалось, что в «Прологе» тридцать пять «женских» историй, из которых только две имеют негативный характер.
Лесков, конечно, не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведниц), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, это «художественный пересказ» женских историй, содержащихся в «Прологе».

«Раскаяние святой Пелагеи» — типичный житийный сюжет раскаяния блудницы, но необычно поданный. Пелагея была блудницей и раскаялась после встречи со святым Нонном (кстати, он был устроителем первого лазарета). Прекрасно начало этой истории — святой Нонн плачет от красоты Пелагеи.

«Мученичество святой Евгении» — одновременно удивительный и типичный текст. Типичное: девушка-христианка отказывается от замужества и заканчивает жизнь как мученица. Своеобразное: Евгения, согласно Житию, притворилась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и даже стала настоятелем. Житие великолепно говорит об этом, одноврменно сексистки и феминистки: «Евгения превосходила всех монахов, хотя и была женщиной. Из этого видно, что добродетель присуща всем, и для желающего идти праведным путем быть женщиной не помеха».

«Житие и наставления Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако в «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами — Антонием, Арсением и Пименом.

«Житие Марии Египетской» — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

Преподобная Кассия — монахиня-поэтесса, единственная женщина, чьи произведения используются Православной Церковью в богослужении, в частности, на Рождество и в Великую Субботу.
Кассия, по преданию, отличалась необыкновенной красотой, и в юности была одной из одиннадцати девушек, представленных византийскому наследнику для выбора невесты. Наследник отверг Кассию из-за ее остроумия и смелости: на слова наследника «от жены произошло все злое» она ответила «от жены же произошло все лучшее».
Кассия родилась в знатной и богатой семье, и на свое состояние основала монастырь. Она автор литургических произведений и эпиграмм, переписывалась с Феодором Студитом.
В центе поэзии Кассии стоит тайна Богочеловечества, Господь Иисус Христос; кроме того она особенно любила воспевать подвиг мученичества. Кассия умело соединяет высокое богословие с выразительностью и лаконичностью формы.

Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц. В обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, помощь при совершении над женщинами св. Таинств. Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам и наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании.

«Житие Улиании Осорьиной» — уникальный случай: житие святой, написанное её сыном. Шедевр древнерусской словесности и первая биография русской женщины. Житие важно своим превосходным описанием святости — и святости мирянской, женской.

Игумения Арсения (Себрякова) — великий русский духовный наставник, стоит в одном ряду с Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником и оптинскими старцами.

Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего света, она оставила наследие и в философской прозе, и в поэзии, в иконописи. Друг о. С. Булгакова и Н. Бердяева, А. Блока и многих других выдающихся людей, она не была далека от проблем этого мира.
Судьба святой Марии (Скобцовой) показывает, чем мог бы стать Серебряный век, если бы обратился ко Христу. Мария (Скобцова) в молодости — член партии эсеров (она была даже революционным головой Анапы), переболевшая всеми соблазнами своего времени. Ни от чего не отказавшись, она стала подлинно святой XX века: все творческие способности обернув на служение Богу, явив тип кенотической, жертвенной любви к самым униженным и обездоленным людям. Служение людям Мария (Скобцова) ставила выше поддержания форм внешнего благочестия, а во время Второй мировой войны решилась укрывать евреев от Гестапо — что и привело ее в концентрационный лагерь — и к мученическому венцу.

Книги о женщине в Церкви

«Служение женщины в Церкви» — великолепная книга православного богослова, женщины, француженки, протестантки перешедшей в Православие Элизабет Бер-Сижель.

«Рукоположение женщин в Православной Церкви» — три статьи: две Бер-Сижель «Женщины в Православной Церкви» и «Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви» и статья епископа Каллиста (Уэра) «Мужчина, женщина и священство Христово».

«Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность» Андреа Милано — великолепное исследование христианского учения о женщине. Милано сначала рассматривает феминисткую экзегезу, отношение Библии к освобождения женщин, а затем смотрит, что говорит Библия о самой женщине: в книге Бытия, у пророков, в Песни Песен, в иудаизме в общем, в Евангелии, у апостола Павла, в Апокалипсисе. Завершается книга рассмотрением христианской концепции любви: эроса и агапе, личности.

«Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение?» — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей Кураев в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви».

«Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: «Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль».

«Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова.

«Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности.

Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о “женском священстве”».

«Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

«Призвание женщины или священство сердца» Жозетты Круассан — книга о женщине, основанная на библейском учении: феминизм и замысел Божий о женщине; дочь Божия, жена, мать, плоды Духа, дарованные женщине.

«Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.: эгалитарность или патриархальность? Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса, неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина – церковный лидер, женщины – проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство – религия развратников?

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства.

Первый и третий номера журнала российского, независимого женского религиозного клуба «Мария» (здесь не те номера, которые выходили в Ленинграде в самиздате, а те, что выходили уже в Германии). Жунал «Мария» — крайне интересный феномен, отражающий (анти)советский православный феминизм. Рубрики журнала: «Наши взгляды, идеи, позиции», «Женщина и Церковь», «Осторожно, дети!», «Женщина и ГУЛАГ», «Поэзия и проза», «Современная женщина и смирение», «Долюшка женская», «Письма по молитвам к Богоматери», «Женские портреты», «Письма о любви» и пр.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector