0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святая Канавка в Дивеево: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Содержание

Святая Канавка Пресвятой Богородицы и святыни в Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — особое место, расположенное в Нижегородской области. Сюда стремятся и любопытные туристы, изучающие историю русских земель, и многочисленные паломники из христианских стран, которые смиренно просят заступничества у Богоматери.

История монастыря

Дивеевский женский монастырь был основан во второй половине XVIII века матушкой Александрой (Мельгуновой). По велению Богородицы она пошла из Киева на север русских земель. В селе Дивеево монахине повторно явилась Дева Мария и повелела остаться в этой местности.

В 1780 году освятили первый каменный храм (Казанскую церковь), возведённый за счёт средств матушки Александры. Через восемь лет на землях, примыкающих к Казанской церкви, построили дом, в котором поселилась Александра и четыре послушницы.

В 1789 году опеку над общиной взял монах Серафим из Саровского мужского монастыря. В 1796 году главой монашеской общины выбрали Ксению Михайловну Кочеулову, о которой с большим уважением отзывался Серафим Саровский.

Читайте о старце:

По благословению попечителя Серафима в 1827 году, недалеко от Казанской основали Мельничную общину, которую возглавила представительница дворянского рода Мантуровых — монахиня Елена. На деньги князя Михаила Мантурова построили церковь Рождества Христова.

В 1842 году дивеевские общины объединились, а через 20 лет им был присвоен статус монастыря. К началу XX века в обители постоянно проживали 1600 монахинь.

Упадок и восстановление обители в XX веке

После большевистской революции обитель продолжала функционировать до 1927 года. Часть монахинь расселились в соседних сёлах. Многие были репрессированы. Культовые здания отдали в распоряжение административных и учебных учреждений. Но даже в советское время к закрытым храмам приходили люди, проводили крестные ходы и службы.

В конце 80-х годов монашеская община начала вновь функционировать. В год празднования тысячелетия крещения Руси зарегистрировали дивеевскую православную общину. Через год в её распоряжение передали Троицкий храм. В 1991 году были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В 1995 году обитель приобрела статус памятника архитектуры федерального значения.

Современная обитель — это место, куда каждый год приезжают сотни тысяч паломников и туристов со всего мира. На её территории находятся несколько святых источников, множество мощей православных святых. Но главной святыней Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской лавры является Святая Канавка Пресвятой Богородицы.

Святая Канавка

Главная святыня обители появилась после явления Серафиму Саровскому Богородицы. Дева Мария приказала основать новую обитель (Мельничную) и обнести её рвом и валом. Копать ров в указанном месте надлежало монахиням и послушницам монастыря. Труд жителей села использовался на вспомогательных работах. Строительство канавы было закончено в 1832 году.

Канавка состоит из шести отрезков общей протяжённостью 777 метров. Её глубина и ширина, а также высота прилегающего вала равны 2,13 метра (3 локтя).

Верующие люди утверждают, что святая канавка является забором четвёртой духовной обители Богородицы на земле, через который не сможет переступить даже антихрист. Богоматерь каждый день незримо присутствует в своём уделе.

Интересно! Паломники и монахини советуют приходить к святыне с 3 до 4 часов ночи. Они верят, что в это время там прогуливается Дева Мария и является избранным.

Зачем ехать в Дивеево

Многие утверждают, что туристическая поездка в Дивеевский монастырь не имеет смысла. Но архитектура монастыря не может оставить равнодушным ни одного человека. Именно торжественный и монументальный вид храмов, чистота и ухоженность территории настраивают на нужные для смиренной молитвы мысли.

Дивеево — уникальное место, в которое стоит приехать для духовного очищения и укрепления Веры. Приезжая сюда, люди просят об исполнении своих самых сокровенных желаний и благодарят Богородицу за их исполнение. По традиции, верующие за время пути по Канавке должны 150 раз вознести молитву Богоматери.

Земля Канавки, растущие в ней цветы и травы обладают целительными свойствами. Землю с Канавки Царицы Небесной можно набрать с собой в специально обустроенном месте.

Она обладает многими чудесными свойствами:

  1. Землю из Святой Канавки в Дивеево используют для защиты от нечистой силы и недобрых мыслей. Для этого часть чудодейственной земли смешивают с обычным грунтом или песком и помещают у входной двери или зарывают под порогом частного дома.
  2. Горсть земли, завернутую в ткань, прикладывают к больным или травмированным частям тела чтобы ускорить процесс излечения.
  3. Укреплению физического здоровья способствует ежедневное употребление святой воды, в которой разводят небольшое количество земли.

Совет! Чтобы увидеть все святыни и реликвии монастыря, понадобится не один день. Поэтому следует выделить для поездки в Дивеево 2-3 дня. Жить в это время можно в гостинице для паломников, или снять жильё у жителей села. Много объявлений такого характера располагают на тематических страницах в социальных сетях.

Как доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево Дивеевского района Нижегородской области. Ближайшим к нему городом, из которого можно доехать до Святой обители является Арзамас. В 180 километрах располагается Нижний Новгород.

Проезд на общественном транспорте

Людям, передвигающимся на общественном транспорте способ прибытия в Арзамас или Нижний Новгород следует выбирать в зависимости от региона проживания. Жителям Москвы следует сесть на поезд, отправляющийся с Курского или Ярославского вокзала.

Добравшись до станции Арзамас-2, следует пересесть на автобус до Дивеево. Автобусы отправляются с интервалом в один час.

Туристам и паломникам, приезжающим в Нижний Новгород, следует добраться до автовокзала на ул. Гагарина и сесть в автобус No 1645 до Дивеево. В качестве альтернативного маршрута можно рассматривать поездку в маршрутном такси «Нижний Новгород — Саров», которое делает остановку в Дивеево. Этот автобус отходит от автостанции на ул. Лядова.

Передвижение на автомобиле

На основе отзывов людей, неоднократно посещавших монастырь, поездка в Дивеевский монастырь на личном автотранспорте является наиболее экономичным и удобным способом путешествия к святому месту. Чтобы добраться до места из регионов Центральной России понадобится в среднем 7-8 часов.

Автолюбителям из Москвы необходимо двигаться по Горьковскому шоссе в направлении Владимира. На развязке перед городом необходимо свернуть в сторону Мурома. Далее путь продолжают через Муром, Ардатов и Маевку. Примерно через 270 км путешественники прибудут в Дивеево.

Совет! Чтобы добраться до Серафимо-Дивеевского монастыря, не задумываясь о схеме проезда и проблемах проживания, можно обратиться в туристическое агентство. Многие из них организуют туристические и паломнические поездки в монастырь.

Советы и рекомендации для туристов

Перед первой поездкой в Дивеево следует изучить историю этого места, его святыни и уникальные реликвии. Без этой информации происходящие в монастыре действия могут быть непонятными для туристов.

Для туристов и паломников женского пола, независимо от возраста, обязательно носить на территории обители длинную юбку и головной убор. Нарушителей этого правила монахи попросят уйти.

Нелишним при подготовке к поездке будет выучить молитву, читаемую на Святой Канавке. Она содержит всего несколько строк. Благословение на фотосъёмку можно приобрести в церковной лавке, но многие туристы делают фотографии без него. Главное, не вести себя при этом вызывающе и уважать окружающих людей.

Дивеевский монастырь и его главная святыня — уникальный духовный и архитектурный памятник православной культуры. На его территории даже не верующие люди чувствуют покой, благоговение перед божественной силой и уважение к людям, основавшим и возродившим к жизни Святую обитель.

Святая канавка Богородицы в Дивеево

Что такая Святая канавка

Святая канавка Пресвятой Богородицы — самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка — не такая уж маленькая, это — достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику — преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой «Умиление». Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.
Читать еще:  Кафизма: правила и способ чтения псалтыря, текст на русском и славянском языке

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь — это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

  1. Иверия
  2. Афон
  3. Киев
  4. Дивеево

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

«Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери — это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся»:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

— Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

— Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

— Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

— «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам. Путеводитель

15 октября 2018

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос — зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

В статье:

  • История Дивеевского монастыря и Святой Канавки;
  • Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей;
  • Что делать, где остановиться и как себя вести в Дивеево? 10 советов путешественникам;
  • Где остановиться в Дивеево? Гостиницы и гостевые дома Дивеева.

Особенное место — история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три — Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.

25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка «представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».*

«Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).*

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Святая Богородичная Канавка

«О Канавке говорил мне батюшка, – говорит сестра Ксения Васильевна (монахиня Капитолина), – да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! «Стопочки Царицы Небесной, матушка!»

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Батюшка Серафим положил начало Канавке

В восточной части монастыря, за алтарем Преображенского собора, начинается святая Канавка. Батюшка Серафим по заповеди Матери Божией приказал обрыть Мельничную общину канавой в три аршина глубины и в три аршина ширины; при этом вынимаемую землю велел бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и сам положил начало святой Канавке. Это было перед праздником Святой Троицы, 2 июня 1829 года. Одна из первых мельничных сестер рассказывала: «Как-то раз чередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописуемой радости бросились на то место и, увидав батюшку, упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали перед нами на вскопанной земле. С аршин уже была выкопана Канавка». Аршин (71 см), прокопанный преподобным, и стал началом святой Канавки.

Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, принялись копать заповеданную Канавку. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел. Свой тяжелый трехлетний труд они завершили к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трехаршинной: где на аршин, а где и на поларшина вырыли ее сестры. Конец святой Канавки не достигал начала примерно на 125 метров, оставляя широкий проезд к мельнице. В этом промежутке в будущем следовало построить собор.

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: правила и молитва

В прошлой статье мы рассказали историю возникновения святой Канавки, а сегодня более подробно поговорим о молитве.

Если вы планируете посетить Серафимо-Дивеевский монастырь, вам будет также полезен обзор ТОП-10 отелей в Дивеево рядом с монастырем

Как правильно молиться на Канавке?

Вообще, слово правильно – не совсем уместно. С одной стороны есть некоторые рекомендации, с другой – молитва, это особое состояние. И у каждого человека оно проявляется по-разному.

Прежде всего, надо помнить, что Канавка Божией Матери – это святое место. Соответственно, вести себя здесь следует благоговейно, или с уважением, вне зависимости от религиозных убеждений. Не мешать молящимся, не разговаривать. Для женщин есть еще один нюанс: также как и храм, Канавку во время месячных не стоит посещать.

Канавку следует проходить с молитвой. Обычно читают 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». И часто люди задают вопрос, сколько по времени занимает молитвенное правило на Канавке?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, и никаких временных рамок не существует. Дело в том, что наш индивидуальный ритм жизни, проявляется и в молитве. Есть медлительные люди, они и по Канавке идут как черепашки, и иногда не успевают до конца прочитать положенные молитвы. А люди динамичные совершенно искренне молятся, но при этом не замечают, как, оказывается, все уже прочли, и стоят в конце Канавки с ощущением молитвенной наполненности. Одного духовного человека как-то спросили, мол, не стоит ли сознательно медлить, когда молишься. На что тот ответил: «Бог каждого человека создал со своим темпераментом, и нельзя быстрых – замедлять, а медленных – торопить».

Читать еще:  Собеседование перед крещением ребенка: понятие огласительной беседы, что нужно знать родителям и крестным

Это важный момент, потому что можно услышать мнения, что по Канавке обязательно надо ходить медленно. Это не совсем так. Бегать здесь конечно не стоит, но читать молитву и идти вы можете в привычном для вас темпе.

Сугубая молитва на Канавке

Всем известна старая пословица «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Увы, в жизни так часто бывает, что к Богу мы обращаемся тогда, когда все материальные средства испытали. Или когда размеры беды или нужды кажутся человеку неподъемными.

Многие в такой момент обращаются к Богу, готовы браться за особые молитвенные правила, соблюдать посты, выполнять послушания. Одним из таких молитвенных правил является чтение акафистов. И не сведущие, приезжая в Дивеево, спрашивают, а читают ли акафисты на Святой Канавке?

Конечно, если вы решите прочитать акафист на Канавке, вам этого никто не запретит, но такой практики здесь нет. В монастыре стараются выполнять богородичное правило, заповеданное Святым Серафимом Саровским. Но если у вас серьезная нужда, вам могут посоветовать пройти Святую Канавку три раза подряд. Каждый круг, проходя с благоговением и читая 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся», в конце попросите то, в чем нуждаетесь. Идти с молитвой столько раз может показаться уже трудным занятием, особенно, если вы к этому не привычны. Но, по словам людей, получивших Божию помощь именно после такого маленького «подвига», – особые обстоятельства, требуют и сильной молитвы.

Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы

Есть еще один вид молитвы – ночной. Связан он с преданием, что именно в 3 часа ночи Сама Пресвятая Богородица посещает Дивеево и проходит по своей Канавке.

Не удивительно, что многие верующие, в том числе и паломники, узнав об этом, стремятся пройтись по Канавке с молитвой ночью. Кто–то видя километровые монастырские ограды, внутри которых также включена и Канавка, и вспомнив, что монастырь на ночь закрывается, удивится. Да, действительно, часы работы монастыря ограничены временем – с 5 утра – до 23 часов ночи, после чего все ворота закрываются. Но! Про это предание знают все в монастыре, и есть благословение пускать людей на Канавку даже ночью.

Стоит сказать заветное слово охраннику на воротах, что вы хотите помолиться на Канавке ночью, вас пропустят. Но только туда! Так что не стоит искушать судьбу и пытаться попасть в темное время куда-то еще. Монашествующие тоже нуждаются в отдыхе, как и все остальные люди.

Ночью на Канавке читают тоже богородичное правило. Или молятся просто своими словами.

Что будет, если пройтись по Канавке в Дивеево?

Попробуем подвести итог.

  • Во-первых, не стоит ждать чудес. Молитва – это общение с Богом, и не всегда результатом бывает какая-то награда. Мы ведь с родителями общаемся не ради того, чтобы нам что-то подарили, хотя, увы, бывает и такое. Так же и к Богу, и Богородице следует обращаться с благодарностью и благоговением с сыновними чувствами.
  • Во–вторых, если молиться искренне, то награду вы все-таки получите. Это ощущение особой благодати, тихой и светлой, которая поселиться в душе на какое-то время.
  • В-третьих, молитва на Канавке Богородицы имеет силу, тем более, если вы молитесь сугубо ночью, или проходите этот путь с молитвой трижды. Существует много записанных и передаваемых устно чудес, когда после сугубой молитвы на Канавке случались исцеления и благополучные исходы серьезных дел.
  • И в четвертых. Вы можете читать дома Богородичное правило каждый день. Где бы вы ни жили, в Дивеево, или в другом городе, но молитва «Богородице, Дево, радуйся», прочитанная 150 раз, незримыми нитями свяжет вас с Дивеевом и Канавкой Пресвятой Богородицы.

Канавка Богородицы: обыкновенное чудо Дивеевского монастыря

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

«Святой» именуют ее, ведь принадлежа земле, место это еще причастно Царству Небесному. Освященное присутствием Самой Пречистой, оно именуется также – «Поясом Богородицы».

Где находится

Это Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, находящийся в самой южной Нижегородской области, близ границы с Мордовией.

Внешний вид

На фото, сделанных с высоты, хорошо виден ров, опоясывающий часть обительской территории. Внутри огражденного насыпью пространства долгое время были корпуса обители, часовня прп. Серафима. Ныне же, согласно завету прп. Серафима Саровского, здесь высится еще великолепный Благовещенский собор, строительство которого завершилось в 2013 г.

История создания

Она непосредственно связана с повелением прп. Серафима, духовного наставника обители.

Роль Серафима Саровского в жизни монастыря

Общение преподобного с сестрами имеет давнюю историю. В июне 1789 г. инокиня Александра (в мире – Агафия Мельгунова), которой Сама Пречистая еще с 1760 г. повелела учредить в Дивеево женскую обитель, обратилась с просьбой позаботиться о сестрах к настоятелю Саровского монастыря иеромонаху Пахомию. К тому времени община – еще не монастырь – была совсем мала. О. Пахомий, как м. Александра, уже престарелый, посоветовал ей просить о духовной поддержке иеродиакона Серафима – недавнего Саровского постриженика, уже выделяющегося своей духовностью. О. Серафим согласился не только «за послушание», но благоговению к м. Александре.

Позже он говорил:

Иеромонаху Серафиму пришлось, согласно обещанию, принять на себя попечительство об общине не ранее 1794 г., когда скончался о. Пахомий. Впрочем, первоначально отношения сестер и нового духовника складывались непросто. Устав Саровской обители, на который опиралась община, показался прп. Серафиму превышающим слабые женские силы. Однако наставница сестер, Ксения Михайловна, отнюдь не хотела менять установлений, так что о. Серафиму пришлось отступиться.

К тому же образ жизни его – тогда совершавшего подвиг затворничества – тоже не располагал к духовному наставничеству.

Мельничная девичья община

Но Пречистая ждала от того, кого именовала «любимиче Мой» точного выполнения завещания м. Александры, чем сказала преподобному во время Своего явления, которое последовало 22 декабря 1826 г. Мягко укорив святого, Богородица повелела:

  • «оставить» Ксению Михайловну и сестер, не по разуму ревнующих о строгости устава;
  • основать совершенно отдельную общину исключительно для девиц, желающих иноческой жизни.

Она указала точно число сестер – восемь, а также повелела выстроить для них особый храм и мельницу – для пропитания. Дело, за которое взялся преподобный, было для того времени небывалым: государственная политика ограничивала женское монашество. Но преподобный не смущался ни косыми взглядами, ни тем, что новая община часто почти нищенствовала, а сестрам долгое время было негде жить. Ведь они имели благословение Самой Богоматери. Видимо, во время одного из ее явлений святому Она дала распоряжение о Канавке.

«Стопочки Царицы Небесной»

«Дивны святые… Кто подобен им из мира сего!» – так говорил о прп. Серафиме составитель его жития, митр. Вениамин (Федченков).

«Мельничные сестры» считали преподобного своим духовным наставником, во всем доверялись, но некоторые его распоряжения, как люди, понять не могли.

Великое и небывалое рассказал преподобный: видел он, как Сама Царица Небесная обошла место, где жили сестры, беря его себе «в удел».

Но верили ему не все. Смущение сестер вызвало:

  • то, что прп. Серафим точно, подробно, указал, где именно копать, хотя никогда не был в общине, строго блюдя иноческое правило – не сообщаться с женами;
  • то, что создать Канавку – на этом святой тоже настаивал! – предстояло слабыми женскими силами, а земляные работы очень физически непросты.

Девушки медлили. Тогда святой вразумил маловерных чудом: поздно вечером 2 июня 1829 г., накануне Дня Святой Троицы одна из сестер увидела батюшку с лопатой на том месте, где он указал делать Канавку.

Канавка Богородицы в Дивеево

Выбежав приветствовать нежданный приход духовного отца, сестры, однако, никого не нашли – лишь раскопанную землю да оставленный инструмент.

Судьба канавки

Хотя прокопать канавку удалось, ее размеры соответствовали указаниям святого только на первых 150 метрах. Далее ров был куда меньше – 70-90 см ширины и глубины. Однако уже в первые годы сложилась традиция проходить здесь с Богородичной молитвой.

Около 20 лет община пережила не лучше времена. Противное завещанию святого и воле Богородицы объединение с Казанской, смуты, нестроения – многие считают виновником всего этого Саровского иеромонаха Иоасафа (Толстошеева). Пренебрежительно относясь с наследию прп. Серафима, он велел строить близ Канавки корпуса, сама она постепенно стала скорее тропой.

Но вот стали сбываться слова преподобного о наступлении гонений на Церковь. В последние годы перед закрытием обители еще раз довелось сестрам убедиться в несомненности слов своего духовного отца о том, что ежедневно здесь проходит Сама Пречистая:

  • псаломщик Андрей после молитвы на Канавке ночью видел Ее в небе;
  • в 1927 г. идущую здесь Богородицу видел сщмч. Серафим (Звездинский).

После закрытия монастыря Канавку постарались уничтожить, однако еще в 1980-е многие помнили, где она проходила, к тому же сохранялись отдельные ее фрагменты. Но все же, когда с 1997 г. началось восстановление святыни, ее по большей части пришлось создавать заново.

Сейчас Канавка точно соответствует плану преподобного. Кроме того, ее благоустроили: забетонировали дно, укрепили склоны, предотвращая осыпание грунта. Здесь построена часовня, установлены поклонные кресты.

Почитание

Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:

Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.

Народные и церковные традиции

Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:

  • регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
  • насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.

Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.

Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:

  • быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
  • брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
  • многие приходят сюда за исцелением болезней;
  • кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.

Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:

«Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!»

Светское мнение

Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:

  • значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)
  • другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.

Духовный смысл (мнения священников)

Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:

Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.

Читать еще:  Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.
Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.

Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.

Игум. Петр (Мещеринов) говорит:

Как изображают на иконах

Развитой иконографии святыни пока нет. Существует лишь несколько ее иконописных изображений:

  • с 1920-х известны несколько образов прп. Серафима, копающего Канавку; один из них появился незадолго до закрытия обители, принадлежит кисти ее сестер; это одно из клейм на иконе-складне преподобного;
  • сейчас есть также две фрески, изображающие Канавку начала XX в.: явление Богородицы сщмч. Серафиму (Звездинскому) и исцеление больного хромотой паломника; обе росписи находятся в больничном храме обители.

Когда приезжать

Монастырь принимает паломников круглогодично. Особенно торжественные крестные ходы по Канавке проходят во дни памяти прп. Серафима, по Богородичным праздникам, воскресным дням. Если есть желание поучаствовать, приурочивать приезд стоит к этим дням.

Как правильно пройти

Уставных правил молитвы здесь нет. Большинство паломников следуют совету прп. Серафима, читая 150 раз или столько, сколько получается, молитву Пречистой. Многие также следуют монашескому обычаю, кроме Богородичной молитвы, поминать живых, усопших.

Можно также встретить совет, обычно исходящий от опытных иноков или священников, молиться на Канавке ночью, как принято у монахов. Однако, это совет, а не правило, следовать ли ему – каждый решает сам.

Текст молитвы, которую читают

Как использовать землю с канавки?

Землю прикладывают к больным местам, иногда – растворяют водой небольшую часть, пьют как благословение.

Дивеевские чудеса

О них есть множество свидетельств паломников. Вот, например, рассказ Владимира из Саранска, сотрудника храма:

Однажды боль усилилась до такой степени, что я половину ночи не спал, держал руку вытянутой вверх: так было немного легче. Под утро вспомнил, что, будучи в Дивееве, я накопал земли в канавке и привез ее домой. Разыскав сумочку с этой святой землей, о которой я, к стыду моему, забыл, лег в постель. Опустив руку в сумочку, я зарыл ее в землю. Боль сразу утихла и через несколько минут совсем затухла. Сон сразу же окутал меня. Я блаженно спал, а рука покоилась в сумочке с целебной землей. Проснувшись утром, я не узнал свою руку. Нарыв был прорван, и земля вытянула из руки весь гной. Опухоль спала, и рука была совершенно здорова. Я смотрел на руку и не верил своим глазам…»

Отзывы паломников

К святыне приезжают люди разной степени воцерковленности и уровня веры. Потому можно увидеть здесь как истинное благочестие, так и теплохладность, непонимание. Вот отзыв паломника Антона Жоголева от 1 сентября 2006 г.:

Таких тут множество. А кто-то идет — и при этом спокойно болтает по мобильнику о своих совсем суетных мирских делах. Даже не понимая, по какой земле он идет! Но и этих принимает Святая Канавка. Может быть, и они получают свою меру благодати…

А в последний день моего паломничества в Дивеево, в самый Праздник Успения, видел я, как на Канавке отчаянно боролась с бесом одержимая молодая женщина. Шла, упорно читая молитву. Останавливалась, неестественно громко икала, сотрясаясь всем телом, и снова шла, читая молитву. Вновь останавливалась, слишком широко раскрывая рот, зевала, и снова шла…»

А вот отзыв от пользователя с ником Cantarela, написанный уже 25 мая 2020 г. (стиль и орфография сохранены):

«Вступив на Канавку я думала мне не удастся прочитать 150 раз, было шумно, но начинаешь читать и уходишь в себя, в свои мысли, толпа не мешает, каждый сам по себе. Видела многие шли на босые, либо в носках.

А ты идешь и наслаждаешься видом, духовностью и каким то уединением. И в этот раз я успела прочитать 150 раз молитву. О своей беременности я узнала через месяц после посещения Дивеева и Канавки. Думаете совпадение, я не думаю так. Почему? Я не первая кто там был с таким желанием. Я знаю двоих кто вернулся с малышом…»

Каждый увидевший святыню, понимает, что здесь встречаются земное и небесное, сердца касается благодать Самой Богородицы. А вот принять ли этот дар – уже выбор каждого.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Святыни Дивеево — канавка Богородицы.

Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.
Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…
Тут стопочки Богородицы прошли…
Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).


Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние
годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,
украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,
американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает
весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.


По Канавке мало просто пройти. Нужно еще
успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так
просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,
а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился
по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот
путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти —
успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как
жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,
напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.
Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по
Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а
впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке
особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —
всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва!
А
опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать
с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а
потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И
все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву
принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с
остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят,
помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в
свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший
одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года
видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна
свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и
вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,
потом к другому окну:
«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу
зрети пречудной Ее
красоты!».
– сказал Владыка Серафим со слезами.


Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и
все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и
должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть
вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать
внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для
укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой
работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и
видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.
В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.
Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,
но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на
земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у
Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:
«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я
там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в
Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой
рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,
пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и
закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января
преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во
многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка
потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали
различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта
канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и
опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой
Канавке.
10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона
Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой
Канавки – от начала до первого поворота.


По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время
Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды
пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь
Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из
Санаксарского монастыря говорит:

— С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести — серебро, с
шести до семи — бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом
сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский
старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,
тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники
на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы —
аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,
молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,
Царица Небесная возле тебя прошла…


Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут
приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и
будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в
мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и
много — много исцелений происходит от этой землицы.»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector