5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

Содержание

Почему нельзя желать удачи в православии?

Пожелание «Удачи!» сегодня используется не только в поздравлениях, но и в повседневных беседах, с пожеланием всего лучшего в начинаниях как вообще в жизни, так и в каком-то конкретном дне. Большинство людей никогда не задумывались над тем, что такое безобидное и скорее доброе пожелание может иметь отрицательную семантику в среде верующих православных христиан.

Что означает удача в православии

Стоит заметить, что исторически среди русского народа пожелание «удачи» и само слово практически не встречались. В том случае, если была необходимость подкрепления человека какой-то позитивно-окрашенной фразой, то говорилось: «Помогай вам Бог». Сегодня многие верующие люди употребляют сокращенную форму данной фразы: «С Богом!».

Противопоставление этих двух пожеланий представляется интересным по той причине, что в данном случае трактовка и того, и другого пожелания намного глубже и обширнее, чем мы привыкли думать.

Семантика слова «удача» для славян связана со словами «дать», «дано», что означает, что удача (или иначе везение) дано человеку свыше. В язычестве считалось, что удачей могут награждать боги. Соответственно удача — эта та сила, которая предопределяет поступки человека, и на которую он надеется.

Внимание! Для православного человека, характеризующегося совершенно иным мировоззрением, считается правильным полагаться в делах лишь на Бога и принимать его милость либо немилость, как нечто, не зависящее от человека. «Как Бог даст», «Как Господь рассудит» — говорят верующие христиане.

В православии любое пожелание везения означает, что человек в этот момент подразумевает помощь Господа в сущих делах.

Резюмируя сказанное выше, можно обобщить и сказать, что в православии удача и везение связаны с бесовством. Значит, желая удачи человеку, говоривший желает также и бесовской помощи в его жизни. Верующий человек же должен желать благополучия, помощи Господа и его милости к человеку.

Важно! Следует помнить, что жизнь верующего человека имеет своей целью спасение в Господе и возвращение в Небесные кущи — вечное пребывание души.

Однако пожелания, отсылающие к низким мирам или к языческим богам, не даруют спасение душе человека, а по мнению верующих, будут служить лишь препятствием на пути души на небо.

Читайте о жизни в православии:

Можно ли желать удачи православным

Истинному верующему следует избегать таких пожеланий, ведь слово «удача» по ряду причин содержит в себе негативный смысл.

  • Во-первых, само слово этническим происхождением связано с периодом язычества и соответственно с поклонением многим богам, а ведь христиане знают только лишь одного Бога. Поэтому желать удачи в некотором смысле означает отступать от собственной веры и осквернять имя Господа.
  • Во-вторых, по некоторым сведениям, «удача» — имя одного из верховных существ темного мира, также его называют Молохом, Валтасаром или Вельзевулом, однако для большинства его имя — Сатана. Соответственно, для православных христиан пожелание удачи связано с упоминанием этого запретного для них имени.

Самое страшное, что известно о вышеуказанном верховном существе, это то, что, по мнению русских православных христиан, языческие культы проводили в качестве служения Вельзевулу жертвоприношения. Часто людей, выбираемых для жертвы, сжигали заживо, считая, что через огонь для их душ будет проложен путь к лучшей жизни. Однако лучшими жертвами считались новорожденные младенцы, о чем упоминается в 7 главе книги пророка Иеремии: «И учинили в долине Енномовых сыновей Тофетовы высоты, дабы сжигать своих дочерей и сыновей в пламени, чего не: повелевал Я и что на сердце не наведывалось Мне (7:31 Иер.)».

Известно также, что верховное божество было представлено в виде человека с лицом тельца, во время жертвоприношений младенцев клали ему на руки, а внизу, у ступней Вельзевула, разжигался костер. Жертвоприношение происходило глубокой ночью и сопровождалось громкими звуками флейт, лир и тамбурина.

Конечно, можно верить в такие кровавые подробности жизни предков, но можно также и подвергнуть их сомнению. Ведь христианство по большей части разрушило языческие верования, и первым христианам было важно привлечь людей к новой религии, даже используя такие устрашающие описания и населяя ад якобы языческими богами.

Мнение священника

Архимандрит Клеопа предостерегает верующих христиан от заблуждений и поясняет, что Удача является именем языческого демона. Он же уточняет, что вообще-то у римлян и жителей Карфагена, Удача был одним из богов и приносил счастье.

Из этого пояснения можно сделать вывод о том, что вероятно, бог, приносящий везение, был идолом, имеющим в жизни важное значение, поэтому данное пожелание означало покровительство и счастливую жизнь.

С утратой языческого мировоззрения история, связанная со словом ушла на задний план, а слово вошло в обиход. Для тех, кто следует в своей жизни христианским духовным принципам, важно понимать смысл используемых выражений.

Удачи! Удачи?

Есть у меня давний знакомый, который всегда заканчивает любую нашу беседу, будь то лицом к лицу или телефонную, а в последнее время — интернетную, кратким пожеланием: «Удачи!». Отвечаю привычным и утверждающим: «Спаси, Господи!», но, признаюсь, что иное сказать хочется, что-то типа: «И тебе не болеть!»

Понимаю, что для священника даже желание подобного ответа — не украшение, но все же прощаю себя по причине совершенной уверенности, что в этом, казалось бы, безобидном призыве смысл далеко не христианский.

К словам придираюсь? Ищу черную кошку там, где ее отродясь не было?

«Пожелай мне удачи» — просьба, из собственной гордыни исходящая. Здесь только на собственные возможности упование и надежда на «благоприятные» обстоятельства, которые кто-то сложит должным и нужным образом.

Наверное, каждый из нас не один раз слышал предисловие: «Все получилось так удачно, что…»

После изложения твоей (и только твоей!) очередной победы будет похвала. От родителей, детей, сослуживцев или начальства – не имеет значения. Главное, ты сумел, ты победил, ты умница.

С пьедестала себя свергать не хочется и даже вспомнить, что без воли Божьей ничего не совершается, как-то забывается.

Фото: Гармонист, photosight.ru

Плюс ко всему, «удача» всегда предполагает получение чего-либо случайно, задаром или бесплатно, что имеет хорошее русское определение – «халява».

Если ты профессионально делаешь свое дело и достигаешь мастерства и похвалы, это не удача. Это преумножение талантов, Богом данных. Это совершенствование и развитие личности. Нельзя удачно написать роман, как и удачно построить самолет не получится. Роман может быть хорошим или плохим, а самолет или будет летать, или разобьётся.

Так что никак понятие «удача» в парадигму православную не вписывается. Да и как она может у нас существовать, когда известно святоотеческое предупреждение: «Любое хорошее дело без искушений не бывает»? Для благополучного завершения задуманного нужно не только телесно потрудиться, но и духовно превозмочь.

Лукавый не суется туда, где делают не думая или думают не делая, надеясь на пресловутую «удачу», а вот там, где симфония телесного с духовным определяется, он тут как тут. Понимает, что ему еще одна досада достанется, вот и вредит.

Именно поэтому тот, кто на Бога надеется в делах своих, после их завершения в храм идет и благодарственный молебен служит, а те, кто во главе угла удачное сложение обстоятельств и условий ставит, о Боге вспоминают лишь тогда, когда эта пресловутая «удача» отворачивается. Вот тогда и ропот: «Почему мне Бог не помогает. »

Как-то один священник на вопрос прихожанки: «Как добиться удачи в жизни?» — ответил следующим образом:

«Первая удача уже в том, что вы родились, то есть вышли из мрака небытия. Вторая удача – Господь создал вас человеком, а не каким-нибудь другим существом. Третья удача – что вы имеете религиозное чувство, хотя бы потому, что обратились к священнику. Четвертая удача – сколько людей каждый час и день уходит из этого мира, а мы с вами еще живы: так что мы — большие удачники. А самая большая удача – если мы будем спасены. Помоги вам Господи добиться этой удачи».

Не знаю, поняла ли священника прихожанка, но другу своему я недавно после очередного пожелания: «Удачи!» — евангельский эпизод рассказал, когда рыбаки-апостолы всю ночь тщетно в море трудились, но стоило им по слову Христа сеть закинуть, то «поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лук.5:6).

Благословения на то, чтобы его жизненные сети пустыми не были, друг пока не просит, но форма прощания у нас все же изменилась.

Православная Жизнь

В сети порой встречаются предостережения, что пожелание удачи — большой грех, так как Удача — это второе имя Молоха, демона, которому приносили в жертву младенцев. Так ли это? Грешно ли не знать происхождения слов? Можно ли есть конфеты «Домовёнок» и смотреть мультики про домового Кузьку? Нам ответил священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья — чьё имя тоже вызывает вопросы, к слову.

Некоторые слои православного общества активно выступают за чистоту языка. Причём часто это проявляется очень странно. Например, мне говорили, что нельзя говорить слово «последний», правильно — «крайний». Это абсолютно абсурдно! В отношении, например, богослужения: «Я отслужил крайнюю литургию два дня назад» — каково? Также, оказывается, нельзя говорить слова «кошмар», «ужас» и ещё множество других, так как в них содержится призывание бесов или дурных событий; детей надо называть только именами святых. Однако не всё так просто. Например, имена. Моё имя — Димитрий. Значение его — «служитель богини Деметры». Да, был и святой Димитрий, и не один, но изначально какого-то святого ведь назвали в честь языческого божества! И таких имён множество. Получается, их нельзя произносить?

Что касается удачи — давайте разбираться. Когда ко мне приходят с какими-то сведениями, я прежде всего спрашиваю: где это написано? В интернете? Или у святых отцов? Многие люди отошли от церковного учения (или не дошли до него). Чем им заполнять пустоты в знаниях? — околоцерковными суевериями. Вот и получаем распространение слухов, глупостей и сомнительных фактов. Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё. Если заглянуть в словарь, оказывается, что слово «удача» происходит от старославянского слова «дати» — дать. Если открыть любой другой словарь или хотя бы Википедию, окажется, что среди имён Молоха никакой «Удачи» нет.

Эта ситуация напоминает мне то, что происходит с биометрическими паспортами и ИНН, принятие которых приравнивают к отречению от Христа. Мне кажется, люди вообще не понимают, что такое отречение. Вспомним таинство Крещения: священник трижды спрашивает у человека, отрекается ли он от сатаны, и тот трижды подтверждает это вслух: «Отрекаюсь!» Никакого заочного отречения быть не может, не может быть и отречения через пользование каким-то документом.

Ещё один момент: в сети байка о демоне Удаче бродит как изречение архимандрита Клеопы (Илие). Честно, не знаю, писал ли он об этом (хотя искренне сомневаюсь), но скажу вот что: если в интернете поискать трактат о драконах, то окажется, что его автор — преподобный Иоанн Дамаскин. А Дионисию Ареопагиту приписывают труд об ангельских чинах, но святой жил в I веке, а учение об ангельских чинах появилось в конце III — начале IV. Люди придумывают себе басни и верят в них. Жалуются, что им читать некогда, заняты очень — а вот на непроверенную информацию и глупости в соцсетях время есть. Чтение — это труд, да, но часто причиной того, что люди не читают, становится обычная лень. Признаться в ней сложно, вот и говорим, что нет времени. А ведь для того, чтобы прочитать роман, его нужно немного. Просто выделять себе несколько минут перед сном. Это в любом случае лучше, чем читать про то, что «кошмар», «удача» и «ужас» — это имена демонов. Когда мне приходят такие сообщения, я не нахожу ничего лучше, чем ответить: «Да вы что? Кошмар и ужас, я просто в шоке!»

Конечно, нужно всегда помнить слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4:29), — но также надо осознавать, что все мы — живые люди, немощные, со слабостями. Да, нужно стараться избавляться от ненужных слов. Наше мышление влияет на речь, как мы мыслим, так и говорим, как правило. Однако нельзя увлекаться и искать злой корень во всём, что нас окружает. Часто доводится слышать о том, что «православным нельзя читать „Гарри Поттера“, есть конфеты „Домовёнок“ и давать детям смотреть мультик про домового Кузьку». Давайте избегать крайностей! В вопросах информации нужно полагаться на свою интуицию и стараться проверять, что вы потребляете. К слову, не имею ничего против Джоан Роулинг и «Гарри Поттера» — считаю, надо быть осторожным совсем с другими писателями — например, Филипом Пулманом, одним из самых популярных авторов книг для подростков, который в своём интервью заявлял: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры».

Мне кажется, что такими вопросами, как тема нашей сегодняшней беседы, заморачиваются те, кто в православии ищет какое-то тайное знание. Истинные таинства их не интересуют, а вот борьба с кодами или отдельными словами — то, что нужно. Получается, что они выбирают себе не только ложных врагов, но и ложных богов, служат не Христу, а идолу чистого языка, идолу борьбы с кодам и так далее. Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А у нас любви нет, зато есть гордость, потому что «я не взял код, а вы взяли», «я не желаю удачи, а вы желаете, вам гореть в аду». Так что будем относиться к информации из интернета с рассудительностью, проверять факты и понимать, что написать можно всё что угодно. Не надо сеять разделение в Церкви. Это большая беда сейчас. Можем ли мы повлиять на это? — конечно, надо просто не поддерживать то, что нас разделяет, бороться с гордыней и стяжать такую добродетель, как рассуждение. Так победим.

Читать еще:  Обожение: что такое и что значит в православии, учение, особенности

Беседовала Екатерина Щербакова

Почему нельзя желать удачи в православии

«Ваше благородие, госпожа удача!», — так поётся в известной песне из всеми нами любимого кинофильма «Белое солнце пустыни». Мы привыкли желать друг другу удачи. Это у нас, людей, считается правилом хорошего тона, даже заботой о ближнем, но мало, кто знает, что означает слово «удача». И я не ведала об этом ещё совсем недавно.

А как узнала, ужаснулась, а ведь ежедневно желала удачи всем своим близким и друзьям. Без этого пожелания не обходился ни один день. Согласно православию, желая друг другу удачи, мы упоминаем имя демона. Так ли это? Попробуем разобраться, почему нельзя желать удачи по православной вере.

Что означает слово «удача» согласно словаря

Такое знакомое, как нам всем кажется, и привычное слово «удача», которое мы используем по всякому поводу. Желаем удачи другу, когда он собирается совершить какое-либо действие, говорим «удачи», при прощании с приятелем или знакомым, сами себе частенько желаем удачи. Что это за слово и каково его значение?

Значение слово «удача»

С точки зрения современной трактовки, удача — это нечто позитивное, благоприятный исход того или иного действа, которое мы совершили, счастливый случай, везение, успех. Удача — это нечто, произошедшее случайно, выпавший счастливый шанс, благоприятное стечение обстоятельств. Примером удачи является выигрыш в лотерею. Удача или есть или её нет. Она не зависит от чего-либо, но приходит спонтанно, когда её совсем не ждут. Такова трактовка слова в современном мире, но в древности значение данного термина было намного глубже.

Что означало слово «удача» в древние времена

Наше общество делится на удачливых людей и неудачников. К первым мы тянемся, причём неосознанно, а вторых стараемся избегать. В древности слово «удача» означала не везение, а характеристику человека. В древнескандинавских рукописях встречаются фразы «хорошая удача» или «плохая удача», «он нашёл удачу», «его удача стала хорошей», «удача покинула его». У древних скандинавских народностей удача являлась личным магическим могуществом человека, приносящим благо, то есть это — некая сила, определяющая человеческую жизнь, его счастье или несчастье, успех или неуспех и т. п.

Свойства удачи с точки зрения древних

  1. Удача может быть хорошей или плохой. Первая делает человека везучим и несёт ему благо. Носителю плохой удачи не везёт абсолютно во всём.
  2. Удачу можно найти, потерять или изменить. Среди скандинавов бытовало мнение, что, если мужчина совершал кражу, то терял хорошую удачу.
  3. Древние скандинавы удачу считали заразной, поэтому, людей с плохой удачей избегали, а к тем, у кого удача была хорошей, тянулись, чтобы заразиться.
  4. Ещё считалось, что, сколько бы человек не делился своей удачей, его собственная удача не убывала.
  5. Правители с плохой удачей изгонялись, ибо при них случались неурожаи, засухи, падёж скота и др.
  6. Удачи просили у богов и берегли её, как ценный дар.

Удача в православии

Слово «удача» не вписывается в православную концепцию, ибо в православии фраза «пожелай мне удачи» считается проявлением гордыни. В данном случае идёт упование лишь на самого себя, на собственные силы и возможности, но забывается, что на всё есть Воля Божья, Господний Промысел, и лишь на него и нужно уповать. К тому-же с точки зрения православной веры, удача — это нечто случайное, халявное, не данное Богом, но лукавым умыслом.

Кто дела свои с Богом совершает, а после успешного их завершения идёт в храм и заказывает Создателю благодарственный молебен, туда лукавый и не сунется, и всё свершится, как надо. А те, кто рассчитывают только на удачу, а о Боге забывают, здесь лукавый и находит поле для активной деятельности — или дать или облапошить.

Почему в православии нельзя желать удачи

Слово «удача» пришло к нам из язычества. В то время было множество богов, а христианская вера признаёт только одного Бога, поэтому, пожелание удачи, с точки зрения православия, считается отступлением от веры и осквернением Господа. Это — одна из причин того, что данное слово несёт негативный смысл у христиан.

«Удача» — это одно из имён Сатаны?

В православии есть ещё одна, довольно веская причина, не желать удачи. Это слово является одним из имён главного верховного существа семитского народа Молоха, у которого также ещё были и другие имена — Валтасар, Вельзевул, Ваал или попросту Сатана. Молох — языческое божество, которому поклонялись аммонитяне, народ, живший на территории современной Иордании. Это — кровавый идол, которому в жертву приносили младенцев.

Жертвоприношения идолу

Святилища идола не просыхали от крови невинных младенцев, которых отдавали в жертву, и не по одному, но по сотне, а в плохие года — и по тысяче. Делалось это для того, чтобы семьи тех несчастных новорожденных ждало процветание и удача на целый год.

Детей помещали на руки ужасному божеству, а внизу, под руками разжигали костёр, на котором и сгорали несчастные. Весь процесс жертвоприношения сопровождался звуками музыкальных инструментов, хоть как-то заглушающих отчаянные предсмертные вопли новорожденных. Самое страшное, что эти вопли подогревали народное возбуждение.

Прошение удачи в молитвах

Были случаи, когда люди приходили в храм и по незнанию заказывали молебны, в которых просили «удачи» для родных и близких. Однажды, один священник ответил на одно из таких прошений: «Вы просите «удачи» для своего сына или дочери. А вы знаете, что вы просите на самом деле? Мне страшно даже озвучивать вашу просьбу, ибо «удача» — это имя беса, страшного и кровавого. Вот и думайте впредь, чего просить!»

Почему нельзя желать удачи: народные приметы, значение

Понятие «удача»

Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.


Православный храм

Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».

Кто такой Молох на самом деле?

Молох (Удача) – бог счастья у карфагенян, шумеров и римлян. Его статую, вылитую из значительного количества серебра или меди, возили по городам на большой двухколесной тележке. Спереди у статуи находилась медная сковородка, в ней кипело масло. Сзади была печка, выполненная из того же материала. Огонь в ней постоянно поддерживался жрецами, шедшими рядом. Эти люди держали большие и остро заточенные секиры в руках, громогласно хлопали в ладоши и зазывали желающих со стороны, крича: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!» Вроде бы ничего страшного, верно? Но…

Удача в Православии

Почему нельзя желать удачи в Православии? Понятие удачи противоречит христианскому миропониманию. Святая Церковь учит, что не бывает ничего случайного. Ведь Всемогущий и Всеблагой Господь непрестанно заботится о своём творении и помогает человеку прийти ко спасению. Постоянное промышление Всевышнего о мире и человечестве в христианстве именуется Божьей Волей, Промыслом, Провидением.

Учение о Божьем Промысле нельзя путать с языческими представлениями о предопределённости судьбы. Господь участвует в нашей жизни, но не вмешивается в выбор человека. Творец лишь ставит нас в такие условия, где мы сами выбираем между добром и злом. Выбирая добро, правду, соблюдение христианских заповедей, человек вверяет себя Божественному Промыслу и тем самым спасает свою душу. Мы можем почувствовать Божье Провидение и довериться ему. Но скудный человеческий рассудок не в состоянии постичь его в полной мере.

Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Нет слепого случая! Всё совершается по непостижимому суду Премудрого и Всемогущего Бога» (Полное собрание творений, том 2).

Таким образом, упование на удачу, слепой случай в Православии рассматривается как горделивое недоверие к Богу и суеверие. Подлинно православный человек попросту не нуждается в везении, поскольку во всём полагается на помощь Всевышнего. Священник Валерий Духанин отмечает:

«Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства должны быть критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать».

Также упование на удачу можно рассматривать как стремление получить какое-либо благо без труда, задаром. Подобные желания не полезны для православного христианина.

Но как тогда можно желать успеха?

Если вы столкнулись с человеком, который искренне верит в то, что удачи желать нельзя, не отказывайтесь от общения с ним. Просто постарайтесь выбрать более душевную фразу, в зависимости от сложившейся ситуации. Например, отлично подойдут для пожелания успеха слова: «Всего наилучшего!», «Всех благ!» или «Надейся на лучшее!». Вы можете даже произнести фразу из «Звездных войн»: «Да пребудет с вами сила!» Или еще показать скрещенные пальцы. Считается, что это тоже особое пожелание успеха. Если человек уж совсем близкий, также можно произнести: «Сотри их в порошок!», «Порви их» или «Я знаю, ты справишься». И это будет только на благо! Ну или просто его обнять и сказать напутственные слова.

Почему нельзя желать удачи

Понятие «удача» само по себе несовместимо с православным вероучением. Однако это слово прочно вошло в нашу повседневную речь. Мы даже не задумываемся о его противоречивости и желаем удачи с самыми добрыми намерениями, чтобы поддержать ближнего. И вовсе не желаем намекать при этом на конфликт с Божьим Промыслом. И конечно же, не вкладывая в слово «удача» какие-либо языческие представления. Допустимо ли это?

Священник Димитрий Паламарчук не видит ничего страшного в простом пожелании удачи и предлагает задуматься над происхождением его собственного имени:

«Значение имени Димитрий – «служитель богини Деметры». Получается его нельзя произносить? Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё».

Отвечая на вопрос «Почему нельзя желать удачи человеку?», отец Димитрий одобряет стремление очистить речь от ненужных слов. Но священник призывает избегать крайностей и не искать злой корень во всех мелочах. Иначе борьба с ложными врагами может подменить собой подлинное служение Христу.

Итак, в христианстве нет запрета на простое доброе пожелание удачи. Тем не менее нам не помешает осознанный и ответственный подход к тому, что мы произносим. Поэтому лучше всего поддержать человека словами «Помоги тебе Бог!» или «С Богом!». С другой стороны, не стоит, впадая в крайность, осуждать и исправлять тех, кто по-доброму желает удачи нам. В данном случае любовь ко ближнему несравнимо важнее чистоты речи.

Откуда пошло суеверие

Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.

  1. Есть мнение, что это древняя охотничья традиция. Пожелание услышит злой дух и сделает все, чтобы вышло наоборот. Поэтому в оборот шли иносказания или, наоборот, желали провала.
  2. Другая версия происхождения – христианская. Православные верующие считают, что это обращение к древнешумерскому богу Молоху, которому приносили в жертву детей.

По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.

Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.

Важно! Некоторые люди придерживаются мнения, что подобные суеверия – глупая выдумка.

Молитва о Божьей помощи для доброго дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Синоним слова «счастье»

Тол­ко­вые сло­ва­ри опре­де­ля­ют «уда­чу» так: «сово­куп­ность бла­го­при­ят­ных, спо­соб­ству­ю­щих успе­ху обсто­я­тельств, счаст­ли­вый слу­чай, жела­тель­ный исход дела; сча­стье, везе­ние (Малый ака­де­ми­че­ский сло­варь); успех, такой исход дела, кото­рый нужен, жела­те­лен кому-нибудь (Тол­ко­вый сло­варь Уша­ко­ва). Есть и такое опре­де­ле­ние: «Счаст­ли­вое, бла­го­при­ят­ное сте­че­ние обсто­я­тельств, спо­соб­ство­вав­шее жела­тель­но­му, нуж­но­му исхо­ду дела; везе­ние (Тол­ко­вый сло­варь Кузнецова)

Сло­варь сино­ни­мов Абра­мо­ва ста­вит сло­во «успех» в один ряд со сло­ва­ми «сча­стье», «бла­го­по­лу­чие». Сло­во оце­ни­ва­ет­ся пози­тив­но, ни о каком его двой­ном смыс­ле ни в одном источ­ни­ке речи не идёт.

И, посколь­ку собы­тия, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ва­ны как уда­ча, для боль­шин­ства людей явля­ют­ся желан­ны­ми и ожи­да­е­мы­ми, суще­ству­ет мно­же­ство сим­во­лов, её олицетворяющих.

И вот тут – будем вни­ма­тель­ны! – всту­па­ет в силу уко­ре­нив­ше­е­ся в наро­де язы­че­ское созна­ние. Неза­ви­си­мо от пола, воз­рас­та, соци­аль­но­го или про­фес­си­о­наль­но­го ста­ту­са мно­гие люди искренне верят, что уда­чу мож­но при­тя­нуть с помо­щью пред­ме­та (обе­ре­га или талис­ма­на) или дей­ствия (неко­е­го обряда).

Увы, это­му невин­но­му с виду, но опас­но­му суе­ве­рию, кото­рое уме­ло мас­ки­ру­ет­ся под народ­ные тра­ди­ции, под­вер­же­ны и вполне серьез­ные, взрос­лые веру­ю­щие воцер­ко­в­лен­ные люди.

Благодарение после окончания дела

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: почему нельзя желать удачи, почему нельзя желать удачи в православии, почему нельзя желать удачи человеку, удача в православии, удача молох

Студентам

Желать студенту или ученику удачи перед экзаменом — плохая примета. Существует поверье, согласно которому такое пожелание привлекает темных сущностей вроде черта, которые крадут успех.

Многие культурологи считают, что эта примета родом из Древнего Рима. Тогда было принято относиться к фортуне как к живому существу.

К примеру, тогда считалось, что желать успеха нельзя, потому что фортуна гневается на того, кто чрезмерно на него полагается.

Читать еще:  Социальная сеть Елицы: регистрация и общение в православной соцсети

Ни пуха, ни пера

Считается плохой приметой желать удачи рыбакам, охотникам, грибникам… Словом, всем, кто отправляется добывать пропитание. Давайте вспомним: ведь подобные промыслы — очень древние по своему происхождению. В стародавние времена от успеха добытчиков в буквальном смысле зависела жизнь всего племени. Тогда-то и сложились приметы, пережившие века. Собирается, к примеру, человек на охоту. Пожелаешь ему удачи, а злые духи услышат и помешают. Вот и появились «обманки», пожелания наоборот: пусть тебе не будет ни хвоста, ни чешуи. Или еще более привычное для нас: ни пуха, ни пера. В наше время, как вы понимаете, эту фразу говорят не только охотникам или рыболовам, но и тем, кто идет на экзамен, собеседование, любую важную встречу.

Интересно, что по старой английской традиции актерам перед спектаклем желали сломать ногу. На первый взгляд кажется, что схема та же, что и с охотниками: пожелаешь плохого — сбудется хорошее. Но, скорее всего, дело в переводе фразы break a leg: возможно, она означала что-то вроде «преклонить колено». Дело в том, что в ХVI веке после спектакля актеру полагалось встать на колено, кланяясь зрителям и принимая овации. Это действие имело практический смысл: так удобнее было собирать монеты, которые в те времена бросали на сцену вместо цветов. Вот и возникла традиция желать, чтобы в конце пьесы артисту не пришлось убегать со сцены под возмущенный свист и закидывание помидорами, а была возможность преклонить колено, собирая заслуженные лавры и деньги.

Впрочем, современные актеры, а также врачи, водители и люди других профессий, связанных с риском, тоже не любят, когда им желают удачи. Многие предпочитают фразу «С Богом!», а услышав стандартное пожелание, норовят трижды поплевать через левое плечо. Какая-то смесь религии и язычества получается, правда? Так и есть! Теперь подробнее о корнях.

Почему нельзя желать удачи: народные приметы, значение

Понятие «удача»

Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.


Православный храм

Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».

Кто такой Молох на самом деле?

Молох (Удача) – бог счастья у карфагенян, шумеров и римлян. Его статую, вылитую из значительного количества серебра или меди, возили по городам на большой двухколесной тележке. Спереди у статуи находилась медная сковородка, в ней кипело масло. Сзади была печка, выполненная из того же материала. Огонь в ней постоянно поддерживался жрецами, шедшими рядом. Эти люди держали большие и остро заточенные секиры в руках, громогласно хлопали в ладоши и зазывали желающих со стороны, крича: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!» Вроде бы ничего страшного, верно? Но…

Удача в Православии

Почему нельзя желать удачи в Православии? Понятие удачи противоречит христианскому миропониманию. Святая Церковь учит, что не бывает ничего случайного. Ведь Всемогущий и Всеблагой Господь непрестанно заботится о своём творении и помогает человеку прийти ко спасению. Постоянное промышление Всевышнего о мире и человечестве в христианстве именуется Божьей Волей, Промыслом, Провидением.

Учение о Божьем Промысле нельзя путать с языческими представлениями о предопределённости судьбы. Господь участвует в нашей жизни, но не вмешивается в выбор человека. Творец лишь ставит нас в такие условия, где мы сами выбираем между добром и злом. Выбирая добро, правду, соблюдение христианских заповедей, человек вверяет себя Божественному Промыслу и тем самым спасает свою душу. Мы можем почувствовать Божье Провидение и довериться ему. Но скудный человеческий рассудок не в состоянии постичь его в полной мере.

Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Нет слепого случая! Всё совершается по непостижимому суду Премудрого и Всемогущего Бога» (Полное собрание творений, том 2).

Таким образом, упование на удачу, слепой случай в Православии рассматривается как горделивое недоверие к Богу и суеверие. Подлинно православный человек попросту не нуждается в везении, поскольку во всём полагается на помощь Всевышнего. Священник Валерий Духанин отмечает:

«Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства должны быть критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать».

Также упование на удачу можно рассматривать как стремление получить какое-либо благо без труда, задаром. Подобные желания не полезны для православного христианина.

Но как тогда можно желать успеха?

Если вы столкнулись с человеком, который искренне верит в то, что удачи желать нельзя, не отказывайтесь от общения с ним. Просто постарайтесь выбрать более душевную фразу, в зависимости от сложившейся ситуации. Например, отлично подойдут для пожелания успеха слова: «Всего наилучшего!», «Всех благ!» или «Надейся на лучшее!». Вы можете даже произнести фразу из «Звездных войн»: «Да пребудет с вами сила!» Или еще показать скрещенные пальцы. Считается, что это тоже особое пожелание успеха. Если человек уж совсем близкий, также можно произнести: «Сотри их в порошок!», «Порви их» или «Я знаю, ты справишься». И это будет только на благо! Ну или просто его обнять и сказать напутственные слова.

Почему нельзя желать удачи

Понятие «удача» само по себе несовместимо с православным вероучением. Однако это слово прочно вошло в нашу повседневную речь. Мы даже не задумываемся о его противоречивости и желаем удачи с самыми добрыми намерениями, чтобы поддержать ближнего. И вовсе не желаем намекать при этом на конфликт с Божьим Промыслом. И конечно же, не вкладывая в слово «удача» какие-либо языческие представления. Допустимо ли это?

Священник Димитрий Паламарчук не видит ничего страшного в простом пожелании удачи и предлагает задуматься над происхождением его собственного имени:

«Значение имени Димитрий – «служитель богини Деметры». Получается его нельзя произносить? Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё».

Отвечая на вопрос «Почему нельзя желать удачи человеку?», отец Димитрий одобряет стремление очистить речь от ненужных слов. Но священник призывает избегать крайностей и не искать злой корень во всех мелочах. Иначе борьба с ложными врагами может подменить собой подлинное служение Христу.

Итак, в христианстве нет запрета на простое доброе пожелание удачи. Тем не менее нам не помешает осознанный и ответственный подход к тому, что мы произносим. Поэтому лучше всего поддержать человека словами «Помоги тебе Бог!» или «С Богом!». С другой стороны, не стоит, впадая в крайность, осуждать и исправлять тех, кто по-доброму желает удачи нам. В данном случае любовь ко ближнему несравнимо важнее чистоты речи.

Откуда пошло суеверие

Существует две версии, откуда пошло поверье, что нельзя желать человеку удачи. Какой из них точнее, нельзя сказать наверняка.

  1. Есть мнение, что это древняя охотничья традиция. Пожелание услышит злой дух и сделает все, чтобы вышло наоборот. Поэтому в оборот шли иносказания или, наоборот, желали провала.
  2. Другая версия происхождения – христианская. Православные верующие считают, что это обращение к древнешумерскому богу Молоху, которому приносили в жертву детей.

По альтернативной версии дело в том, что древнеримская богиня Фортуна была обидчива и переменчива. Поэтому те, кто слишком часто к ней обращался или слишком сильно на нее рассчитывал, рано или поздно лишались ее покровительства за навязчивость, обрекались на полосу невезения. Преодолеть черную полосу можно было только жертвоприношениями, поэтому проще было лишний раз не упоминать богиню удачи.

Выяснить первоисточник теперь не представляется возможным. Каждый может считать как ему удобнее.

Важно! Некоторые люди придерживаются мнения, что подобные суеверия – глупая выдумка.

Молитва о Божьей помощи для доброго дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Синоним слова «счастье»

Тол­ко­вые сло­ва­ри опре­де­ля­ют «уда­чу» так: «сово­куп­ность бла­го­при­ят­ных, спо­соб­ству­ю­щих успе­ху обсто­я­тельств, счаст­ли­вый слу­чай, жела­тель­ный исход дела; сча­стье, везе­ние (Малый ака­де­ми­че­ский сло­варь); успех, такой исход дела, кото­рый нужен, жела­те­лен кому-нибудь (Тол­ко­вый сло­варь Уша­ко­ва). Есть и такое опре­де­ле­ние: «Счаст­ли­вое, бла­го­при­ят­ное сте­че­ние обсто­я­тельств, спо­соб­ство­вав­шее жела­тель­но­му, нуж­но­му исхо­ду дела; везе­ние (Тол­ко­вый сло­варь Кузнецова)

Сло­варь сино­ни­мов Абра­мо­ва ста­вит сло­во «успех» в один ряд со сло­ва­ми «сча­стье», «бла­го­по­лу­чие». Сло­во оце­ни­ва­ет­ся пози­тив­но, ни о каком его двой­ном смыс­ле ни в одном источ­ни­ке речи не идёт.

И, посколь­ку собы­тия, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ва­ны как уда­ча, для боль­шин­ства людей явля­ют­ся желан­ны­ми и ожи­да­е­мы­ми, суще­ству­ет мно­же­ство сим­во­лов, её олицетворяющих.

И вот тут – будем вни­ма­тель­ны! – всту­па­ет в силу уко­ре­нив­ше­е­ся в наро­де язы­че­ское созна­ние. Неза­ви­си­мо от пола, воз­рас­та, соци­аль­но­го или про­фес­си­о­наль­но­го ста­ту­са мно­гие люди искренне верят, что уда­чу мож­но при­тя­нуть с помо­щью пред­ме­та (обе­ре­га или талис­ма­на) или дей­ствия (неко­е­го обряда).

Увы, это­му невин­но­му с виду, но опас­но­му суе­ве­рию, кото­рое уме­ло мас­ки­ру­ет­ся под народ­ные тра­ди­ции, под­вер­же­ны и вполне серьез­ные, взрос­лые веру­ю­щие воцер­ко­в­лен­ные люди.

Благодарение после окончания дела

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: почему нельзя желать удачи, почему нельзя желать удачи в православии, почему нельзя желать удачи человеку, удача в православии, удача молох

Студентам

Желать студенту или ученику удачи перед экзаменом — плохая примета. Существует поверье, согласно которому такое пожелание привлекает темных сущностей вроде черта, которые крадут успех.

Многие культурологи считают, что эта примета родом из Древнего Рима. Тогда было принято относиться к фортуне как к живому существу.

К примеру, тогда считалось, что желать успеха нельзя, потому что фортуна гневается на того, кто чрезмерно на него полагается.

Ни пуха, ни пера

Считается плохой приметой желать удачи рыбакам, охотникам, грибникам… Словом, всем, кто отправляется добывать пропитание. Давайте вспомним: ведь подобные промыслы — очень древние по своему происхождению. В стародавние времена от успеха добытчиков в буквальном смысле зависела жизнь всего племени. Тогда-то и сложились приметы, пережившие века. Собирается, к примеру, человек на охоту. Пожелаешь ему удачи, а злые духи услышат и помешают. Вот и появились «обманки», пожелания наоборот: пусть тебе не будет ни хвоста, ни чешуи. Или еще более привычное для нас: ни пуха, ни пера. В наше время, как вы понимаете, эту фразу говорят не только охотникам или рыболовам, но и тем, кто идет на экзамен, собеседование, любую важную встречу.

Интересно, что по старой английской традиции актерам перед спектаклем желали сломать ногу. На первый взгляд кажется, что схема та же, что и с охотниками: пожелаешь плохого — сбудется хорошее. Но, скорее всего, дело в переводе фразы break a leg: возможно, она означала что-то вроде «преклонить колено». Дело в том, что в ХVI веке после спектакля актеру полагалось встать на колено, кланяясь зрителям и принимая овации. Это действие имело практический смысл: так удобнее было собирать монеты, которые в те времена бросали на сцену вместо цветов. Вот и возникла традиция желать, чтобы в конце пьесы артисту не пришлось убегать со сцены под возмущенный свист и закидывание помидорами, а была возможность преклонить колено, собирая заслуженные лавры и деньги.

Впрочем, современные актеры, а также врачи, водители и люди других профессий, связанных с риском, тоже не любят, когда им желают удачи. Многие предпочитают фразу «С Богом!», а услышав стандартное пожелание, норовят трижды поплевать через левое плечо. Какая-то смесь религии и язычества получается, правда? Так и есть! Теперь подробнее о корнях.

Почему нельзя желать удачи православным

Жили себе православные не тужили, как вдруг пришёл Интернет. Помимо позитивных его сторон, появилась возможность обмениваться абсолютно любой информацией. И тут началось! Оказывается, молимся мы неправильно, встаём не стой ноги, фильмы смотрим не богоугодные и т.д.

Невежи попытались превратить православие не то в пустой формализм, не то в сборник суеверий. И вот раз за разом возникают люди, которые спрашивают: «Батюшка, а почему нельзя желать удачи православным?». А батюшка и что отвить не знает. И он-то и слыхать не слыхивал, что нельзя. А тут ещё и требуют объяснить, почему.

В интернете цитируют слова старца Клеопу, будто удача — это имя беса или демона

В интернете в ходу вот один текст. Его копируют и даже цитируют на ряде православных ресурсов.

Люди более-менее образованные поражаются тому, как огромное распространение получают разного рода выдумки.

«Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса! Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сын», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?

Вы знаете, кто такой был Удача?

Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке.

Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача?

Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

Его приписывают румынскому Архимандриту Клеопе (Илие), сегодня его называют старец Клеопа. Но при всём уважении к заслугам старца, стоит разобраться в вопросе основательно. Потому что всякий человек может ошибиться.

Старец Клеопа уверен, что слово удача — это имя беса. И беса этого называет Молох. Но что же на самом деле?

Читать еще:  Терновый венец Иисуса: где находится и хранится, описание

Бога Молоха не существовало, хотя жертвоприношения младенцев практиковали в древности

Древний мир действительно знал божество по имени Молох. Оно было тесно связано с обрядом Молк. Суть его в том, что в случае сложной ситуации человек должен был принести в жертву первенца (или нескольких сыновей).

Место расположения Ханаана, где практиковали жертвоприношение младенцев. Но делали это не для удачи, а чтобы через жертву соединиться с богом. Фото: ic.pics.livejournal.com

Это называется «заместительная жертва».

Вообще, такого божества Молох не существовало. Это просто следствие неверной передачи еврейскими авторами чужих верований. Это просто название традиции, нисколько не персонифицированной.

При этом евреи без конца искали аналогии и пытались отождествить Молоха с кем-то из известных их богов и связать с корнем mlk, который использовался в словах «царь» и «царственный».

Ритуал этот приписывают следующим цивилизациям:

  • Ханаан (Финикия);
  • Карфаген.

В Ханаане практиковали жертвоприношения детей, но удача тут ни причём.

В описании пунических войн Титом Ливием говорится, что в Карфагене детей помещали в пустое чрево Молоха. Или клали на руки Молоха, где был разожжён огонь.

В книге «История Ассирии» востоковеда Рагозиной З. А. детальное, но не основанное на археологии описание:

« Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их . Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища.

Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе».

Евсевий Кесарийский пишет:

«У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали самое любимое дитя на заклание карателям-богам — в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные [на заклание] убивались во время мистерий. Так, Крон… когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом (своего сына от нимфы Анобет) и соорудив жертвенник, принес в жертву».

В научных кругах высказывают мнение, что греческие авторы намеренно очерняли представителей других народов. Практика жертвоприношений существовала, но намного раньше.

Молох — не бог, а искажённое название ритуала.

Именно человеческие жертвоприношения стали той причиной, по которой Бог позволил евреям вытеснить жителей Ханаана. Господь говорил, что именно эта религия Ему отвратительна.

«Библейский справочник» сообщает, что в Мегиддо обнаружили останки детей, которых приносили в жертву.

В Библии этот ритуал упоминается в разных контекстах. Здесь с осуждением:

«Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им»

Но есть и отрывок, который, скорее всего, попал в Священное Писание из Ханаанских источников:

«Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне»

Так что обряд такой существовал. Но это никакой не бог Молох. Никакие статуи для жертвоприношений археологии не известны, как и молитвы ему. Так что кто такой «удача»? Демон? Нет, просто выдумка.

Реальное происхождение слова «удача» — от праславянского «дать»

Любой этимологический словарь объяснит нам, что происхождение слова слова «удача». Это отдельное от религии явление. Оно образовалось от слова «дать», «удаваться». Подобные корни есть в разных славянских языках.

То, что где-то кто-то мог бы назвать своего бога богом удачи вовсе не означает, что отныне на этом слове или явлении клеймо. Можно ли отказаться от любви, отталкиваясь от того, что римская богиня любви Венера — языческая?

А если бы мы вдруг узнали, что Венере приносили человеческие жертвы? Тоже нет. Что это меняет? Какие-то люди жили иной, неприемлемой для нас религиозной жизнью. Это их воля и их проблемы. В православии от этого ничего не меняется.

Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Итак, мы разобрались с несуществующими демонами, но остался основной вопрос, а можно ли желать православным удачи?

Даже Библия, если взять новый русский перевод, содержит слово удача в положительном значении:

«Лиина служанка Зелфа родила Иакову сына. Тогда Лия сказала: «Какая удача!» И она назвала его Гад»

«Ничто не спаслось от его обжорства, зато и удача его не удержится»

Но давайте немного пофантазируем. Допустим, произошло такое стечение обстоятельств, что был некий демон, и сегодня его именем называют удачу. Или он сам отвечал за то, чтобы людям везло.

И вот Вы от всего сердца желаете близкому человеку удачи в каком-то деле. Вы хотите, чтобы он достиг успеха. Но одних человеческих усилий часто мало. Столько обстоятельств влияют на нашу жизнь! Всего не предугадать. Потому и говорим: «Бог в помощь» — ибо человеку такая помощь никогда не бывает лишней.

А можно сказать абстрактно: «Удачи тебе». И кто вправе обвинить сказавшего в том, что он здесь приплёл какого-то демона, о котором даже не в курсе? Важно не то, что мы говорим, а какой смысл в это вкладываем.

Мы называем заболевания венерическими, но разве мы подразумеваем при этом римскую богиню любви или вторую от Солнца планету? Нет. Слова даже с одинаковыми корнями могут иметь разные значения.

Вот и отец Владимир (Головин) на видео ниже говорит, что важна суть фразы, а не её потайные значения:

Ссылка на видео:

Но при этом батюшка предупреждает, что слово «удача» надо правильно понимать. Удача — это не тогда, когда я сижу и жду, что что-то случится за меня. Удача — это успех, который достигнут в том числе и при помощи своих усилий.

Христианин — не пассивный человек, а тот, кто действует. Тот, чьи слова и поступки не расходятся друг с другом. Он понимает удачу как дополнение к своим усилиям, некую гарантию, Божью волю на то, что всё в итоге получится самым благополучным образом.

Кроме того, удача не подразумевает судьбу. Христиане в неё не верят. Она подразумевает, что всё в руках Божьих и человечьих. Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Слово «удача» в православии: значение, почему нельзя желать удачи, ответ священника

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Подать записку на Молебен об исцелении и выздоровлении великомученнику и целителю Пантелеимону в Свято-Пантелеимоновом монастыре за себя, родных и близких.

УДАЧА — ЭТО ИМЯ БЕСА. Можно ли людям желать Удачи?

я желаю вам удачи. любви. и терпения. УДАЧА — ЭТО ИМЯ БЕСА
Можно ли людям желать «удачи»

Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные. Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

– Архимандрит Клеопа (Илие)

Можно ли людям желать «удачи»? «Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое­то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно – Молох, – было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т. е. диавола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий – 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе – в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-­Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством.

Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов – поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-­Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертвами Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а также усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий – людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.

«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из­за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола» (Джон Мильтон «Потерянный рай»).

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». (Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И­е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151–152).

Как было уже указано выше, Молох ­Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год в плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали: «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны.

Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев. 18:21; Лев. 20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 г. до н. э.) семиты не прекращали их практиковать.

После революции 1917 года, когда была осквернена русская земля попранием веры и отступничеством от Бога, ритуальные жертвоприношения младенцев были насаждены посредством разрешения на государственном уровне абортов. Россия стала первой страной в мире, узаконившая аборты. В последствие, этот «законный» ужас распространился по всему миру. И до сих пор, эти чудовищные жертвоприношения совершаются, но уже замаскированные под медицинскую процедуру.

Или вы думаете, что абортированные младенцы, это не жертва бесу Удача? Ведь именно во избежание скорбей и ради удачи на работе или в личной жизни, ради безбедной жизни, люди иногда без колебаний принимают решение: «младенца в утробе матери надо убить!» И от того, что честное слово «детоубийство» заменили хитрым и безобидным на слух словом «прерывание беременности», а ребенка на бездушное слово «плод» – суть­то не меняется — ребенка в утробе матери разорвут живьем на кусочки или сожгут щелочным раствором, а потом уничтожат. Молох доволен и на короткое время может вознаградить детоубийц удачей, но иногда он может просто посмеяться своим демоническим смехом и сказать: «Зачем тебе удача, ты и так мой?!»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector