0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Риза Господня: история и описание, отличие от хитона, положение в православии

Содержание

Хитон и риза: что символизирует одежда православного священника

Для людей, далеких от церкви, одежды православного священника могут показаться странными: с одной стороны Церковь всеми силами борется за то, чтобы одеть женщин в платья, с другой стороны – сами священники-мужчины облачаются в платья, чтобы служить Богу.

Потому что раньше мужчины носили платья – хитоны

Противоречия тут нет, так как облачения православных священников имеют длинную историю, которая начинается во времена, когда мужчины так же, как и женщины, одевались в длинные рубахи – хитоны. У богатых были хитоны из дорогих тканей с вышивкой, у бедных – из грубой холстины или шерсти. Женщины носили женские хитоны из более тонких тканей с длинным покроем, мужчины носили мужские хитоны отличающиеся более простым покроем.

Потому что иудейские священники имели подобную одежду

Особую одежду имели ветхозаветные священники. Согласно Священному Писанию, сам Бог повелел пророку Моисею сшить для них специальные одежды – «для величия и красоты». Для этого нужно было взять голубую, пурпурную и багряную ткань – шерсть или лён, и расшить их золотом.

Одежда иудейских священников состояла из хитона – нижней рубахи, которая доходила до пола, верхней ризы, эфода, покрывающего спину и грудь, пояса и кидара – тюрбана. Сверху на эфод первосвященник надевал нагрудник, украшенный драгоценными камнями.

Через пророка Иезекииля Бог велел священникам использовать облачения только для священнодействия и снимать их перед тем, как выйти из храма во внешний двор, переодеваясь в будничные одежды (Иез.44:19).

Эта одежда в какой-то мере стала прообразом современного облачения православных священников. В наше время они точно так же переодеваются, оставляя одежды в храме.

Потому что Иисус носил хитон и ризу

Однако не стоит забывать и о том, что сам Господь носил хитон, будучи человеком. Согласно Евангелию, хитон этот был соткан бесшовным и после распятия Спасителя римские воины не решились его разрезать и решили бросить жребий, чтобы узнать, кому он достанется.

Воин, завладевшей бесценной святыней, по преданиям, увез хитон в Грузию, где он и находился, пока им не завладел шах Аббас, который подарил хитон царю Михаилу Феодоровичу.

Другие версии говорят в пользу того, что царю была привезена часть ризы Христа – то есть его верхней одежды, а хитон до сих пор остается в Грузии, в основании Мцхетского Патриаршего собора.

Из событий становится ясно, что Христос носил мужское платье – длинный, тонкий, белый хитон, поверх которого была надета более короткая и более плотная риза.

Одежды появились не сразу

Богослужебные одежды у христиан появились не сразу, ведь Спаситель носил обычную одежду, а апостолы совершали Евхаристию в будничных одеяниях. Тем не менее, понимание того, что служить Богу надо в особой одежде, уже существовало: апостол Иаков носил одежду иудейского священника, а апостол Иоанн одевал на голову золотую повязку – знак первосвященника.

Со временем будничная одежда Христа стала священной, хитон и ризы остались частью облачения священников, и до VII века сложился основной канон облачений служителей православной церкви.

Каждой вещи – свой символ

В одеянии священника каждой вещи придаётся отдельный смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время пострига называется «хитоном вольной нищеты».

Подобие хитона – стихарь носят алтарники, чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости.

Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Считается, что орарь появился из полотенца-убруса, которым иудеи подавали знак говорить «Аминь».

Одежда священника – это мужское длинное платье до пят – подрясник бывает разных покроев – с запахом или на пуговицах. Это единственное облачение, которое священник может надевать вне храма. Сверху на подрясник надевают рясу – просторное черное облачение с длинными рукавами – ниже ладоней. Крест, который священники носят поверх одежды, должен напоминать им о том, что каждый христианин должен исповедовать Христа перед всеми.

Во время Литургии священник надевает подризник, который имеет тот же смысл, что и стихарь.

На подризник снадевается фелонь или риза – длинная, широкая одежда без рукавов, с твердыми и высокими оплечьями, которая означает верность Богу и багряницу, которую одели на Спасителя во время Его страданий. Известно, что фелонь носил уже апостол Павел.

Остальные облачения священник надевает поверх фелони. Это поручи – нарукавники, которые стягиваются шнурками, символизирующими узы Христа; епитрахиль – длинная полоса материи с шестью крестами вокруг шеи, символизирует служение Христу; пояс, символизирующий готовность служения; набедренник, являющийся знаком духовного меча – вооружения священника, который представляет собой прямоугольный плат с крестом. Он указывает на Евангелие, и его носят там же, где ранее воины носили меч.

В Русской Православной Церкви священнослужители имеют право носить одежды золотого, белого, красного, голубого, пурпурного, черного и зеленого цвета – в зависимости от совершаемого богослужения и церковного календаря. Символика цвета считается не устоявшейся и различается в Русской православной церкви в России и за рубежом.

Положение Ризы Господней

Празднование положению честныя и многоцелебныя ризы Господа и Спаса нашего Исуса Христа, еже есть хитон, в царствующем преименитом граде Москве совершается 23 июля (10 июля ст. ст.).

Содержание

Положение Ризы Господней. История

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывшим при распятии Исуса Христа (Ин. 19:23-24), по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась. По другим сведениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:

Воины же, когда распяли Исуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского собора Светицховели, а в его сокровищнице. Персидский шах Аббас I (1571-1629 гг.) прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 гг.). В письме шах извещал, что он, покорив Грузию, нашел ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич Романов (ок. 1553-1633 гг.) собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в ковчеге в шатер для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. Тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 23 июля (10 июля ст. ст.), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (втор. половина XVI — 1634 гг.). По описи Успенского собора 1627 года, в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам болящих. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой. Часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, две части — в Санкт-Петербурге (одна в церкви Нерукотворного образа Спаса, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой (ок. 250-330 гг.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идет о разных частях Ризы.

Читать еще:  Наставления Серафима Саровского - духовные поучения святого инокам и мирянам

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя. О дальнейшей судьбе части Ризы Господней, которая находилась в Успенском соборе, сообщает современная исследовательница Н. Энеева:

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.

Хитон изображен на гербе князей Багратиони (древняя царская династия в Грузии). Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4.

Д нeсь притецє1мъ вёрніи, къ б9eственэй и3 цэлбон0снэй ри1зэ сп7си1телz нaшегw бGа, бlгои3зв0лившагw сію2 пл0тію поноси1ти, и3 на кrтЁ с™ую свою2 кр0вь и3з8ліsти. є3ю1же и3скупи2 нaсъ t раб0ты врaжіz. тёмъ бlгодарsще вопіє1мъ є3мu2, спаси2 странY нaшу и3 ґрхиєрez и3 грaдъ. и3 всS лю1ди честн0ю своeю ри1зою защити2. и3 спаси2 душA нaша, ћкw человэколю1бецъ.

Днесь притецем вернии, к божественней и цельбоносней Ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию плотию поносити, и на Кресте святую Свою кровь излияти, ею же искупи нас от работы вражия. Тем благодаряще вопием Ему, спаси страну нашу и архиерея и град. И вся люди честною Своею Ризою защити. И спаси душа наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4.

N дэsніе нетлёніz, спаси1телнагw цэлeніz, всёмъ человёкwмъ вLко даровaлъ є3си2, своE бжcтвеное сокр0вище чcтнyю ри1зу, є4же є4сть хітHнъ. є3ю1же живон0сную и3 с™yю пл0ть вочlченіz своегw2 њдёzти бlгои3зв0лилъ є3си2. тоS желaніемъ пріeмлюще свётлw прaзднуемъ. стрaхомъ же и3 люб0вію ћкw бlгодaтелю воспэвaюще зовє1мъ ти2 хrтE, сохрани2 восмирeніи странY нaшу и3 ґрхієрez и3 всS лю1ди, повели1цэй своeй ми1лости.

Одеяние нетления, спасительнаго целения, всем человеком Владыко даровал еси, Свое божественное сокровище Честную Ризу, еже есть Хитон. Ею же живоносную и святую плоть вочеловечения Своего одеяти благоизволил еси. Тоя желанием приемлюще светло празднуем. Страхом же и любовию яко Благодателю воспевающе зовем Ти Христе, сохрани во смирении страну нашу и архиерея и вся люди, по велицей Своей милости.

Библиотека Русской веры
Канон Положению Ризы Господней →

Положение Ризы Господней. Иконы

Около 1627 года была написана икона Положение Ризы Христовой. На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского кремля, в окружении святителей и православного народа.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Москва. Около 1627 года. ГММК Инв. Ж-280/1-2 Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Старообрядческие храмы в честь Положения Ризы Господней

В честь Положения Ризы Господней освящены старообрядческие храмы Русской Древлеправославной Церкви в п. Золотухино Курской области и в г. Иркутске.

Храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, п. Золотухино Курской области Домовой храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, г. Иркутск

Риза Господня

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Ин.19:23-24) — по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранялась.

По другим мнениям [1] : Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:23-24; Пс.21:19). Хитон в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки.

Читать еще:  Церковь и налоги: платит или нет РПЦ налоги, доходы и расходы, особенности

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от Хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице.

Содержание

Риза в России

Персидский шах Аббас I, по настоянию русского посла, прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Феодоровичу. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.

Патриарх Филарет Никитич собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге, в московском Успенском соборе, и установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по юлианскому календарю), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве).

Часть Ризы хранилась в киевском Софийском соборе, две части — в Санкт-Петербурге (одна — в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в трирском соборе. Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике научным сотрудником Еленой Бурдаковой. В 2004 году она была передана Русской православной церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя.

Интересное

Хитон изображен на гербе князей Багратиони. Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ

Положение ризы Господней в Москве

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи́ца [1], как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном III, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще, вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Кондак, глас той же

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси/ Твое Божественное сокровище, честную Ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире отечество наше, и вся люди, по велицей Твоей милости.

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение.

Использованные материалы

[1] известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция

Частица ризы Господней

Память о событиях на Голгофе — глубинная основа всей христианской веры. Огромное значение здесь придается святыням, известным как «Страсти Христовы». Часть этих предметов утрачена, а другая сохранилась и почитается всем христианским миром. Особое место занимает Риза Господня — так называется льняной хитон, в который был облачен Христос на Голгофе.

Как повествует апостол Иоанн, воины, распинавшие Иисуса, разделили между собой его одежду. Спор вызвал только хитон, который «был не сшитый, а весь тканный сверху». Разрывать его на части было жалко. Тогда солдаты бросили жребий, и хитон достался одному из них — Элиосу. Это был наемник из Иверии, как называли тогда Грузию. Вскоре он вместе со своим трофеем вернулся на родину. Через три века Грузия приняла Православие, и Риза Господня оказалась в ее столице, городе Мцхета, где стала достопримечательностью патриаршего храма.

В 1617 году войска персидского шаха Аббаса I оккупировали Грузию и принялись грабить храмы. Подвергся разгрому и патриарший собор во имя Двенадцати апостолов, где располагалась святыня. Солдаты принесли ее шаху, который увез находку в Персию.

Вскоре грузины, спасаясь от персидского ига, попросили защиты у первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Ссориться с ним Аббас I не хотел и решил задобрить православного соседа дорогим подарком — хитоном Христа.

В марте 1625 года на южной окраине Москвы произошла встреча персидского посла Урусамбека с русским государем и его отцом — Святейшим Патриархом Филаретом. Посланец шаха низко поклонился царю, после чего, как гласит летопись, поднес ему «украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег с хитоном».

С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля, а сам раритет перенесли в Успенский собор Кремля.

Однако цельным куском материи одежда Иисуса пробыла очень недолго. Быстро появилась традиция отделять от нее частички. Одна оказалась в Софийском соборе Киева, другая — в костромском Ипатьевском монастыре, еще две — в храмах Санкт-Петербурга. Городом, удостоенном чести хранить кусочек одежды Иисуса, стал и Ярославль.

В 1650 году здесь завершилось строительство красивейшего храма во имя пророка Илии. Оно осуществлялось на деньги купцов Скрипиных, израсходовавших на это почти весь капитал. Государь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф по достоинству оценили это рвение и на открытие церкви прислали бесценный дар — частицу Ризы Господней. Ее поместили в особую рамку-панагию, а для хранения последней сделали серебряный с позолотой ковчег, стенки которого украсили сюжетами «Илья Пророк», «Покров Богоматери» и «Положение во гроб».

Дальнейшая судьба Ризы Господней и ее фрагментов трагична. После революции большевики принялись закрывать храмы и экспроприировать культовое имущество. В 1919 году из Успенского собора исчез хитон Иисуса — ныне в описях кремлевских музеев фигурируют только его отдельные фрагменты. А после 1922-го та же судьба постигла ярославскую частичку Ризы Господней.

И вот совсем недавно областной историко-архитектурный музей-заповедник приступил к формированию экспозиции «Сокровища ярославских ризниц». Перебирая экспонаты из фонда драгоценных металлов, его хранитель Елена Бурдакова заинтересовалась серебряным ларцом, по описи принадлежавшим некогда ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Здесь было чему удивиться: поскольку музей располагается в стенах этой самой обители, уж что-что, а перечень ее имущества работники изучили досконально. Ни про какой ковчег в старых монастырских бумагах не упоминалось. Более того: его стенки были украшены упомянутыми выше сюжетами — «Илья Пророк», «Покров Богоматери» и «Положение во гроб». Заинтригованная работница откинула крышку — и увидела панагию с желто-бурым кусочком ткани. После всесторонней экспертизы определили, что Ярославль вновь обрел частичку Ризы Господней.

Сейчас музейщики выдвинули гипотезу о том, как именно была спасена реликвия. Когда большевики формировали комиссию по изъятию ярославских церковных ценностей, то сделали ее руководителем «старорежимного» специалиста — краеведа Нила Григорьевича Первухина. Будучи православным, он, естественно, не мог допустить, чтобы сгинула частица Ризы. А потому пошел на «праведный подлог» и оформил реликвию из церкви Ильи Пророка под чужим именем — как имущество Спасо-Преображенского монастыря. Благодаря этому ковчег оказался в запасниках и благополучно пережил эпоху воинствующего атеизма.

«Невозможно переоценить важность находки, — заявил корреспонденту «Труда» председатель миссионерского отдела Ярославской епархии, кандидат философских наук иеромонах Серапион. — Несомненно, эта святыня должна быть возвращена Церкви».
Что отрадно — работники музея не против. Инициативу передать находку Церкви проявило само руководство областного историко-архитектурного музея-заповедника. По словам заместителя директора Нины Грязновой, оформление документов можно провести буквально за квартал. Есть только одно условие. По закону старый серебряный ковчег считается национальным достоянием и должен остаться в Гохране, а потому Ярославской епархии предстоит изготовить для реликвии новый.
Ярославль

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

23 ИЮЛЯ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ (1625) — ИСТОРИЯ

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи’ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector