0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прощение в православии: значение и формула прощения, принципы и особенности, мнение и советы священников

Содержание

Что значит прощение и как научиться прощать в православии

Научиться прощению в православии можно только исполняя повеления и законы Божьи, глубоко познавая обетования Иисуса для достижения вечной жизни.

Что такое прощение

Каждый день православные христиане утром и вечером, читая молитву «Отче наш», просят Всевышнего о прощении, не задумываясь о второй части этой фразы: Господи, прости нас так, как и мы отпускаем все обиды, нанесенные нам. Стоит заглянуть внутрь себя, чтобы понять, что Господь не может исполнить наше прошение, по одной причине, мы не простили!

Во всех Книгах Библии даны рецепты, как научится прощать в православии. Человек, научившийся прощать, старается уподобиться Иисусу, милосердному Богу.

Апостол Матвей дает православным пошаговый рецепт прощения.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).

О духовной жизни православного христианина:

Смысл прощения в православии

Все православие буквально построено на прощении. Это не пожелание Бога, это Его закон. Через апостолов, в частности апостола Матвея, прямо сказано, что только при условии полного прощения обижающих нас людей Бог дарует милость покрыть все прегрешения, другими словами, простить. (Матв. 6:14-15).

Многие людям нанесена такая боль, что им не только говорить, но и думать о прощении больно. Бог не призывает нас забыть о прошедших событиях, простить — значит не думать постоянно, отпустить из своих мыслей обидчика. Посмотрите на него глазами Иисуса, которому мы все стремимся уподобиться.

Каждая ситуация чему-то нас учит, проходя через трудные жизненные случаи каждый верующий испытывается терпением, прощением, любовью.

Простить, это значит отдать Богу право наказывать, у него никакой грех не остается ненаказанным, не в этом, так в следующем поколении. (Откр.20:12-13).

В послании Римлянам (Рим. 12:19) апостол Павел призывает христиан не мстить за себя, простить, не брать на себя грех, а отдать все в руки Справедливого Бога, который Сам есть мщение за Своих детей.

В том же послании апостол Павел подтверждает, что наказание от Бога ждет злодея не на небе, а на земле. (Рим. 13:1-13). Не надо чинить самосуд, для наказания есть государство и Высший суд на небе.

Прощение не означает относиться с теплотой к обидчику, достаточно не желать ему зла, не планировать мести в ответ. Пусть судит его сам Господь. (2Тим.4:14).

Важно! Прощение не требует оставаться с обидчикам близкими друзьями, если этого нет у вас в сердце. Простить — это перестать:

  • строить планы возмездия;
  • желать обидчику зла;
  • постоянно думать о нем.

Простить — отпустить пленников на свободу

Непрощение делает людей пленниками собственной души. Обидчики приобретают власть над мыслями, эмоциями, поведением человека, которому они причинили вред. Эту власть даем им мы, не желая вырвать из плена собственных чувств. Формула прощения заключается в том, чтобы отпустить обидчиков, освободить свою душу из плена, признав единым властелином своей души Иисуса.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский часто проповедовал, как научится прощать в православии.

Основные пожелания святого Иоанна:

  • По отношению к близким людям святой Иоанн советовал вырабатывать в себе терпение и любовь, чтобы легче было прощать, основываясь на том же послании Матвея (Мат. 6:14).
  • Близкий человек представляет тот же образ Бога, любить его — обязанность, закон, заповедь Божья. Это, наверное, для кого-то самая сложная задача, поставленная Всевышним.
  • Любить ближнего возможно только после того, как мы научимся любить себя. Как много людей несут непрощение к себе, не понимая, что этим грешат против Бога.
  • Господь всегда прощает расскаяный грех, но человек по гордости своей не делает этого, тем самым ставя себя выше Спасителя.
  • Подвигом прощения, по словам Иоанна Кронштадтского, является любовь к врагам своим, творить добро тем, кто тебя ненавидит, благословлять тех, кто посылает в твою жизнь проклятия. (Луки 6:27-28).
  • Оставить обиду на ближнего своего поможет сравнение своих и его грехов.

Молитвы, помогающие раскаяться:

Почему мы настолько милостивы к себе и требовательны к другому человеку? Какова причина того или иного поступка человека, который нанес обиду?

Раненое животное всегда ранит, даже в том момент, когда хочется его погладить. Многих людей ранили в детстве, в утробе матери, их проклинали, не принимали, они не знали любви родителей, и никто не открыл им любви Отца.

Если бы Бог не простил наши грехи, мы бы уже не имели права на жизнь.Попробуйте открыть обидчику истоки Отцовской любви, которые станут целебным бальзамом для израненной души. Только человек, наполненный Божьей любовью, умеет прощать и любить.

Как отпустить обиду

Весь ужас для обиженного человека в том, что простить нужно! Прощение нужно не обидчику, а обижаемому. Любое непрощение, независимо от его величины, разрушает только того, кто не может отпустить обиду. Еще раз хочется подчеркнуть, что Всевышний слышит молитвы только тех людей, которые простили врагов своих.

Как ты прощаешь, так и тебе простится, а значит, ты получишь ответ на свою молитву, просьбу.

Существует мнение, что такая страшная болезнь, как рак, вызывается именно непрощением. Негатив накапливается в каждой клеточке, ведь при воспоминании о нанесенной боли сосуды всего тела и головного мозга сужаются от напряжения, происходит скачек или падение давления, а если непрощение держит человека часами, годами?

Психологи предлагают избавиться от непрощения буквально физическим способом. Возьмите сетку и положите в нее камень, величиной с обиду, а теперь носите все это всегда с собой, даже идя в туалет или в ванную. Через неделю добавьте туда пару небольших камешков, теперь к чувству непрощения добавляются собственные чувства вины, понимая, что простить надо, а не можешь. Носить надо до тех пор, пока обида не уйдет из сердца.

Что ждет человека, не освободившегося от обиды, через год, два? Можно ли свободно жить, передвигаться, или все усилия будут уходить на волочение мешка с камнями?

8 способов научиться прощать с Божией помощью

  1. Попросите Бога показать, насколько велика ваша усталость от самих себя в этой ситуации, сколько радости прошло мимо. Запишите все это на отдельном листке.
  2. Напишите негативные последствия этого события на вашу жизнь и проанализируйте, стоила ли ответная реакция затраченных нервов, болезни, унылости.
  3. Запишите все позитивные моменты, которые ждут вас в случае освобождения. Не забудьте указать, что, приобретая свободу, вы оставляете грех.
  4. Напишите письмо обидчику, одно, второе, третье, пишите и рвите, выплескивайте свою проблему на бумагу, но при этом находите, слова прощения. Утверждайтесь в прощении, свободе.
  5. Апостол Павел в послании к Тимофею (1Тим. 6:6) написал, что великое приобретение быть довольным, благодарным. Научитесь спрашивать себя, не почему так произошло, а для чего. Что в этом случае любящий Бог хотел изменить в лучшую сторону? Покопайтесь в себе, и сможете увидеть, как много приобретено за это время. Смеяться при боли, радоваться и терпеть, любить и не обижать. Перенося боль, мы стараемся не делать больно другим.
  6. Проблема требует правосудия? Тогда отдайте ее в руки судьи, пусть он принимаем решения, с которыми придется согласиться. Выпустите обиду из своего сердца в руки правосудия.
  7. Попробуйте отнестись к обидчику, ситуации с самокритикой, посмотрите на происходящее со стороны Бога. Изменить ничего нельзя только в могиле.
  8. Доверьте свою проблему молитве, просьбе к Всевышнему Богу. Просите с верой и властью, как будто все уже произошло, благодарите за освобождение. По вере будет вам дано. (Матв. 9:29)

Прощение не придет сразу, но проходя шаг за шагом, вы сможете освободить себя, бросив мешок с камнями, почувствовать легкость и начать новую жизнь с молитвами, на которые будет отвечать Бог.

Прощеное воскресенье

Церковь, зная ожесточенные гордостью сердца людей, даровала православным верующим Прощеное воскресенье, которое в 2019 году приходится на 10 марта.

Это великая милость Церкви, дающая христианам с чистой от непрощения душой, войти в Великий пост. Прощеное воскресенье — идеальная возможность для православных простить и попросить прощение.

Этот обычай черпает свои корни с древних времен, когда люди заранее обдумывали свои обиды, полученные и нанесенные, и решали все проблемы в дарованное Богом воскресенье, чтобы в чистоте души вступить в Великий Пост. Без прощения, освобождения души от осуждения, неприязни, обиды нельзя получить от Бога благодать войти в Царство Небесное.

Важно! Никакие земные поклоны не откроют Небесные двери без покаяния и прощения.

Христианское прощение

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Евангельская этика во многом пересекается с общечеловеческой; это неудивительно, потому что тот же Бог, который говорит в Евангелии, говорит и в голосе совести, данном всем людям. Но в одном отношении Евангелие отличается от других этических систем: Евангелие требует прощать.

Оно требует от нас подавить и отвергнуть один из самых глубоких импульсов нашей падшей природы — месть. Этот импульс вбит в нас долгими веками истории. В родоплеменном обществе готовность отомстить за смерть членов рода — священный долг. Даже на личном уровне человек привык ограждать себя от обид, внушая страх потенциальным обидчикам: «Помните, как я отреагировал на предыдущую попытку меня обидеть? Со мной лучше не связываться!»

Читать еще:  Грех сребролюбия в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Механизм мести заводится сразу — когда меня лично обидели, тем более когда я слышу о том, что обидели мой род и племя, многие поколения воинов в моей голове начинают потрясать копьями и требовать от меня исполнить священный долг мести.

И вот Евангелие это запрещает. Не просто говорит о том, что прощать лучше (это приходило людям в голову и раньше), но о том, что прощать — обязательно.

Невозможно быть христианином — и не прощать. Это трудно — и совершенно невозможно без благодати Божией, но это строго обязательно.

Абсолютно все в нашей христианской жизни имеет один источник — смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Это важнейшее событие в мире и важнейшее событие в жизни каждого из нас. Оно меняет все — и в масштабах истории, и в масштабах нашей повседневной жизни. Христианская этика, в том числе заповедь о прощении, — это не столько набор предписаний, сколько проявление новой жизни, которая дарована нам во Христе.

Новый Завет говорит о том, что в Иисусе Христе мы сделаны новыми людьми, с новой идентичностью, новыми целями, новыми отношениями с Богом и ближними. Через веру и Крещение, через пребывание в Церкви Христовой мы — другие; оставаясь физически в этом мире, по существу мы принадлежим грядущему Царству. Это определяет и нашу идентичность, и нашу миссию: миссию примирения.

Как говорит апостол, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол 1:12–14).

Бог избавил нас от власти тьмы; что это значит? Что мы теперь можем отклонить претензии этого мира на то, чтобы определять наше поведение. Когда гневный, мстительный импульс приходит оттуда, из времен греха и безбожия, мы больше не обязаны его слушать. Мы навсегда уволились с этой работы. Это уже не наше начальство.

Когда люди вокруг нас пылают ненавистью и местью, мы уже не среди них; мы отделены, выведены из-под власти «князя, господствующего в воздухе» (Еф 1:1-2), и введены в Царство возлюбленного Сына Божия.

Апостол также говорит (он говорит это постоянно), что мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов. Основанием, на котором мы прощаем других, является именно это: наши грехи прощены. Апостол говорит: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:32) или, в другом месте, как Христос простил вас, так и вы (Кол 3:13).

Как нас прощает Христос? Прежде всего, Его прощение связано с Искуплением. Он не игнорирует наши грехи и не считает их чем-то маловажным, напротив, грех должен быть ясно осужден, без пролития крови не бывает прощения (Евр 9:22). Прощение имеет свою цену, и эта цена высока — Христос платит ее за нас на Голгофе.

Так и наше прощение других людей не означает, что мы больше не считаем их злые дела — в том числе по отношению к нам — злыми. Ровно наоборот. Это злые, грешные люди, но и за них умер Христос.

Достаточно ли крови Христовой, чтобы искупить мои грехи? Если я верю в это (а это единственное мое спасение), то я верю и в то, что она достаточна для искупления их грехов. Если — используем эту грубую аналогию — Христос оплатил мои счета, он оплатил и их счета. Я больше не могу предъявлять их к оплате.

Да, они еще могут отвергнуть Божие прощение и погибнуть, но мне в любом случае нечего с них взыскивать. В этом суть христианского прощения.

Отказаться от наших претензии к людям бывает очень трудно потому, что мы сами чувствуем себя неправыми перед Богом (и часто — перед людьми), и предъявляем, так сказать, встречный иск. И тут важно понять: во Христе мы действительно прощены. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя (Ис 54:9).

Обвинения против нас уничтожены: истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол 2:14).

Мы прощены — и это проявляется в том, что мы прощаем других.

Что такое «прости» и как просить прощения

В преддверии Прощеного воскресенья, которое в 2021 году Церковь празднует 14 марта, в данной статье, опубликованной по материалам сайта «Православие и мир», расскажем о смысле Прощеного воскресенья и как просить прощения.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Красивая и вроде бы простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал?

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

Прощеное воскресенье — мы все виноваты перед Господом— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова [1] .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

Читать еще:  Киот для иконы: что такое и как сделать своими руками

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Прощеное воскресенье

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

[1] В толковом словаре С.И. Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее).

О прощении

. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Евангелие от Матфея ( 6,14-15).

Бог — Творец всего видимого и невидимого мира, любящий свое создание, сотворил человека со свободной волей и дал ему заповеди, исполнение которых было бы знаком ответной любви человека к Богу и послушанием Его воле. Свободная воля была дана человеку потому, что только сознательно выбранное добро имеет ценность в очах Божиих.

Господь заповедал нам прощать других, тогда и Он простит нас. Если мы молимся: “Господи, помилуй!”, и при этом не прощаем другим, или находимся в ссоре, или вражде с каким-либо человеком и произносим слова молитвы Господней: “И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим”, то, вдумаемся, не получается ли, что мы молим Бога о том, чтобы Он нас никогда и ни за что не прощал?

В монастырях на Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву “Отче наш”, опустить в ней слова: “И остави нам долги наша”. Эта молитва, как говорят святые отцы, — краткая запись всего Евангелия. И она открывает нам, что все доброе в нашей жизни и само наше спасение — зависят от Бога. А от нас, от нашей веры требуется только одно-единственное — стремление к добру и прощение других.

Еще в Ветхом Завете Закон не только ставил пределы мести — “око за око”, но и запрещал ненависть и злопамятство по отношению к ближнему. Праведный человек должен брать пример с милосердия Божия. В Библии написано: “Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои”.

Господь Иисус Христос в своей беседе с учениками о прощении обид преобразовал эти поучения Ветхого Завета, и когда Святой апостол Петр спросил Его: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?” Господь ответил ему: “Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18, 21–22).

То есть Иисус Христос заповедал прощать неустанно, сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, нужно прощать, и ни в каком случае не мстить ему. И в подтверждение своих слов Господь рассказал притчу, где изобразил учение Свое на примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению.

Этой притчей Он пояснил нам, что мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками. Грехи же наших ближних против нас в сравнении с этим ничтожны. Однако Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все наши грехи, если мы милосердны к ближним и, в свою очередь, прощаем им их грехи против нас.

Притча говорит и о том, что будет с теми, кто не умеет прощать, ибо только “милостивые помилованы будут”. Господь Иисус Христос, указывая на милосердие Бога по отношению к людям, говорит, что те, кому Бог — Отец, должны Ему подражать, чтобы быть истинными Его детьми.

Христос молился на кресте о прощении всех людей и о распинающих Его: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”. И наше прощение других людей — это наше участие в Божием прощении. Следуя примеру Господа святой первомученик Стефан, умирая, прощает убивавших его.

Точно также и в наше время, в XX веке сотни новомученников Российских — епископы, священники, миряне умирали за Христа не проклиная, а молясь за своих мучителей. Так, священномученик Владимир митрополит Киевский, когда его вывели на расстрел из стен Киево-Печерской Лавры, находясь перед лицом смерти молился, а затем осенил крестом себя и своих убийц.

Христианин должен всегда прощать своих врагов, и прощать из любви, как Христос, как Отец наш Небесный, только так добро может победить зло.

Чтобы постичь тайну прощения, необходимо почувствовать собственную греховность и недостоинство перед Богом, молиться ежедневно в своем сердце молитвой преподобного Ефрема Сирина, читаемой в Церкви во время Великого поста: “Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего!”

Простить до конца — это значит полюбить человека до конца, подражая Христу, то есть никого не исключить из любви своей. Так полюбить мы можем только благодатью Христа Воскресшего, Который изливает в наши сердца любовь Духом Святым.

И только так, с прощением обид воскреснет и наша душа, и в нее войдет светлая пасхальная радость, звучащая в песнопениях Пасхи: “И ненавидящим нас простим вся воскресением! И тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!”

Как надо просить прощения? Как быть, если простить нет сил? Отвечают священник и психолог

14 марта для православных христиан наступит Прощеное воскресенье. Можно ли просить прощения рассылкой в мессенджере? Что делать, если сил простить нет? На вопросы ТАСС ответили священник, председатель Информационной комиссии Московской городской епархии Александр Волков и психолог, психотерапевт, директор Центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова.

Почему важно просить прощения? Что это дает тому, кто извиняется?

Священник: Согласно христианскому учению, прощение является основой общения между Богом и человеком. Человек, нарушивший закон, данный ему Богом, просит у него прощения — и через это прощение к нему возвращается. И в отношениях между людьми, в христианском миропонимании, должно быть так же.

Прощение возвращает человека в правильное исходное состояние. Он осознает вину — и ему ее отпускают. Это восстанавливает правильные отношения между людьми. И как следствие, дает душевное и духовное облегчение.

Читать еще:  Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

Психолог: Если человек вольно или невольно причинил кому-то вред и осознает это, сожалеет об этом, то в нем возникает напряжение. И это напряжение важно не консервировать и не оставлять повисшим между собой и другим человеком, а выпустить из себя. Это и поможет укрепить контакт, и даст освобождение. Но важно извиняться, если человек действительно чувствует вину.

А тому, перед кем извиняются?

Священник: Ожидать от другого, что он что-то осознает и попросит прощения, — это не вполне христианский подход. Ведь человек, который нанес обиду, не всегда до конца ее осознает. А обида, которая нам кажется существенной, для другого человека может вообще не быть проблемой.

Но великодушие, милосердие и снисхождение — это, наверное, одни из самых благородных чувств, которые у нас есть. Простить можно, даже когда нас не просили о прощении.

И когда мы находим в себе силы не просто сделать это на словах, а принять человека по-настоящему, это выводит отношения на совсем другой уровень. Да, есть обстоятельства, в которых простить тяжело или даже невозможно, потому что проступок был чрезвычайный. Но христианство учит нас прощать даже в самых тяжелых ситуациях. Это не сиюминутное действие — на это может уйти много лет.

Психолог: Если от чьего-то поступка у человека возникло ощущение «это несправедливо, я это не заслужил, со мной нельзя так обращаться» — это неприятно. Особенно если ситуация была не до конца ясная и рождала много разных фантазий о том, почему с ним так поступили. И когда ему искренне говорят «извини, я не хотел чего-то плохого, я раскаиваюсь», — это восстанавливает равновесие и чувство несправедливости уходит. Это тоже определенное освобождение. Важен не сам факт, что у него просят прощения, а желание другого человека сохранить связь.

Почему нам так сложно бывает просить прощения? А если человек, наоборот, постоянно извиняется — это хорошо или плохо?

Священник: Любому человеку тяжело и прощать, и просить прощения. И для того, и для другого надо переступить через свою гордость, свое самолюбие. Нужно находить в себе силы смиряться и признавать свои ошибки. А человек чаще всего не хочет признавать ошибки — он хочет, чтобы конфликт решился просто так, без его усилия. Но это будет поверхностно, лицемерно и не по-настоящему.

Легко просить прощения тому, у кого есть на это внутренние силы, и тому, кто допускает, что он мог ошибиться. Если же у человека нет на это сил, значит, ему еще предстоит внутренняя работа, чтобы преодолеть себя и свой эгоизм.

Когда человек то и дело просит у всех прощения по привычке или «на всякий случай», то это получается очень поверхностно. Такой человек, наверное, пытается замести сор под ковер и сделать вид, что все хорошо, а не попросить прощения глубоко и по-настоящему. Это проявление лицемерия.

Психолог: Искренне попросить прощения непросто, потому что этому предшествует сложная внутренняя работа.

Если для человека унизительно просить прощения, скорее всего, он не может отделить себя от своих поступков. И тогда извиниться — значит признать себя плохим. Скорее всего, с этим связана какая-то история из детства. Например, родители говорили: «Встань в угол, осознай, потом подойдешь ко мне и попросишь прощения». И когда его наказывали, то обвиняли больше не в проступке, а в том, что он сам — плохой, раз сделал такое. И это было очень унизительно. Тогда извинения для человека могут быть связаны с ощущением, что его сейчас ломают.

А для кого-то сказать «извините» — это, наоборот, как чихнуть. Просто вылетает автоматически. И наверное, это обесценивает само слово. Но если человек постоянно извиняется, потому что действительно всегда чувствует себя виноватым, то ему, скорее всего, тяжело жить с таким грузом. Я думаю, это повод обратиться к психологу.

Почему даже не христиане часто просят прощения в Прощеное воскресенье? Правильно ли это?

Священник: Мы живем в мультикультурном, мультирелигиозном пространстве, и традиции церковной жизни уже вошли в широкое употребление. Просить прощения в этот день для многих — просто ритуал, как и купание в проруби на Крещение Господне или освящение куличей на Пасху. В этом нет чего-то дурного, потому что для любого человека просить прощения — это доброе дело. И если так у него получится что-то наладить в своей жизни или в жизни других, это прекрасно.

Но это все равно довольно поверхностное отношение. Не стоит думать, что для человека, живущего вне христианской традиции, Прощеное воскресенье будет тем же, что оно есть для нас, христиан.

Психолог: Когда в году есть специальный день, в который мы можем «легально» попросить прощения, для многих это становится просто ритуалом. Чем-то упрощенным, чем-то формальным. Но иногда я вижу, как люди в Прощеное воскресенье извиняются совершенно искренне. Они готовятся к этому, переживают и просят прощения не у всех подряд, а у самых близких. У тех, кто настолько близок, что мы даже не замечаем, когда раним их.

Почему это часто делают не христиане и не воцерковленные люди? Понимаете, «христианин», «воцерковленный» — это что-то внешнее. Но ведь есть же еще и внутреннее ощущение себя. Хорошо, когда это совпадает, но так бывает не всегда. Мне кажется, те, кто просят прощения в этот день, — это прежде всего люди чувствующие. В том числе — чувствующие веру внутри себя, независимо от отношения к церкви.

Нормально ли просить прощения в мессенджерах? А делать рассылки с картинками / писать посты «простите меня за все»? Будет ли от этого толк?

Священник: Любые веерные рассылки — поздравления с 8 Марта или с Новым годом, просьбы о прощении, что угодно — это что-то очень искусственное. Это просто проявление массовой культуры, массового сознания, в нем нет никакого смысла. Зачем просить прощения у людей, которых ты видишь раз в год? А вот чтобы сказать в этот день «прости» своим родителям, детям или близким коллегам, нужно усилие. Но именно это будет настоящим шагом к воссозданию правильных отношений.

Нам часто сложно попросить прощения глаза в глаза и написать в мессенджере может быть психологически легче. Я думаю, что в некоторых ситуациях лучше так, чем никак. Если очень сложно поговорить лично, то сообщение — это тоже небольшой шажок к исправлению ситуации. Но все равно это некоторая подмена. Только глядя друг другу в глаза, можно по-настоящему попросить прощения и простить. Только во взгляде или прикосновении можно ощутить намерение переступить через какие-то ситуации и рука об руку идти дальше.

Психолог: Мне кажется, разные люди могут вкладывать в такие вещи разные цели и смыслы. Кто-то просто думает: «Ну надо же контент какой-то делать. 8 Марта — поздравлю всех женщин, День лесоруба — обращусь ко всем лесорубам, Прощеное воскресенье — попрошу у всех прощения». А кто-то может написать пост «простите меня за все» действительно с каким-то внутренним посылом.

А когда люди в мессенджерах рассылают открыточки, да там еще и стоит пометка «пересланное сообщение»… Мне кажется, для них это просто способ реагирования: «Мне прислали — я переслал». Они об этом не задумываются. По моим личным наблюдениям, чаще всего это делают пожилые люди. Я думаю, так проявляется чисто техническая неосведомленность. Приходит картиночка хорошая, написано — «Прощеное воскресенье». Они думают — почему бы не поделиться этой картинкой и словами со своими близкими. Я знаю, что некоторых это раздражает, они злятся и обижаются. Ну, наверное, можно заблокировать такого абонента.

Как и какими словами просить прощения правильно?

Священник: Дело не в том, какие слова вы говорите, а в том — как. Это может быть просто фраза «прости меня», без подробностей, но сказанная от сердца. Ведь часто за большим количеством слов теряется искренность.

Психолог: Это точно не то, что делается по шаблону, алгоритму или чек-листу: тут надо слезу пустить, тут сказать, что возмещу ущерб. Важно, чтобы это было сделано собственными словами, личностно. Пусть это будет нелогично, некрасноречиво и нескладно. Главное, чтобы было искренне.

У меня попросили прощения. Как правильно ответить? А что делать, если я не могу простить?

Священник: «Бог простит» — это просто слова, которые принято говорить. Они замечательные, но мы не можем думать, что из-за одной формулировки прощение состоится, а из-за другой — нет. Важны не слова, которые вы произносите, а искренняя готовность принять человека и переступить через обиду.

Если вы понимаете, что не можете простить, честнее и правильнее сказать человеку: «Я пока не готов принять тебя таким, какой ты есть, у меня нет на это сил. Будут силы — я постараюсь изменить свое отношение к тебе». И если вы стремитесь к миру внутри себя, то нужно действительно искать в себе силы, чтобы простить.

Говорить в такой ситуации «Бог простит» — это несколько лицемерное решение. Смысл этой формулировки не в том, что мы хотим, чтобы Бог простил человека вместо нас. А в том, что мы просим Бога простить этого человека. То есть она могла бы звучать так: «Я желаю, чтобы Бог тебя простил». А если я не готов сделать это сам, вряд ли я готов просить об этом Бога.

Психолог: У психологов нет понимания «правильно» и «неправильно». Ответьте искренне, так, как вы чувствуете.

Если у вас просят прощения, но не так, как вам хочется, спросите себя: «А что мне нужно? Просто извинения, колебания воздуха или что-то другое?» Вполне возможно, что опять вылезут детско-родительские истории. Может быть, на самом деле вам хочется, чтобы пришел родитель и сказал: «Я плохой, я виноват, все будет по-твоему». И только так вы можете услышать извинения. А если он этого не скажет, то что? Ладно, если это не близкий человек, кто-то на работе, например, то отношения просто перейдут в фазу скрытой конфронтации. Мы будем улыбаться друг другу, но я знаю, что ты меня не любишь, и я тебя тоже не люблю. Но если это кто-то важный — что, наша близость на этом закончится? Мы пойдем разводиться? Спросите себя об этом. Не чтобы поставить ультиматум и продавить. А чтобы понять, что происходит в ваших отношениях.

Если вы не можете искренне принять извинения — можно сказать «Бог простит». Мне кажется, это защищающая фраза. Она как бы означает: «Я не могу сейчас ничего сказать, но есть кто-то, кто может решить за нас этот вопрос».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector