0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Промысел Божий: что значит, примеры и тайна, виды, мнение святых

Содержание

Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало. Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели. И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Святые «О Промысле Божием»

Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: Буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро.

Все от Бога — и благое, и скорбное, и недостойное; но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. И по благоволению — когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству — когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же — когда и вразумляемые не обращаемся.

Мы должны быть убеждены только в одном: что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том-то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы он не превышал нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиной всего.

. Если не веруешь, что Бог промышляет и потому, кроме Его, сам заботишься о потребном для тебя, то ты самый жалкий из всех людей.

Исаак Сирин Ниневийский

Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.

. Все строит Господь, и наилучшим для нас образом.

Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Ничто не находится вне зависимости от Господних определений, потому что все следует и служит Божественному повелению.

Промысел Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские.

Что случится не по-вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет.
В таких случаях должно говорить: «Благо мне, Господи, что смирил меня горделивую и грешную».

Антоний Оптинский (Путилов)

Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1:7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни волос главы нашей не погибнет (см. Мф. 10:29; Лк. 21:18)! Каждому из нас предстоит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания, другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной через несогласность партии в браке, недобрым поведением детей терзается сердечной печалью или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но все это происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим.

Макарий Оптинский (Иванов)

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть, иначе погрешим против Бога.

Никон Оптинский (Беляев)

Многие страдают так называемым «совопросничеством». Постоянно задают себе и другим вопросы: а это почему? а это зачем? а это для чего? Когда-то и я страдал этим недостатком. Но когда я прочитал статью епископа Игнатия «Судьбы Божии», во мне произошел перелом. Я понял, что незачем испытывать судьбы Божии. Когда преподобный Антоний Великий задумывался над подобными вопросами, то услышал голос: «Человек, не твое дело испытывать судьбы Божии, смиряйся…».

Никон Оптинский (Беляев)

Мы и сами не так хорошо знаем, что для нас полезно, как Господь знает, и не столько сами мы заботимся о себе, сколько Он печется о нашем спасении и все творит и совершает так, чтобы только вести нас к добродетели и вырвать из рук диавола.

. Как доброе некое врачевство для слабых глаз, содержи в уме Промысл Божий, которым охраняется все от начала и доныне.

Исаак Сирин Ниневийский

При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного Промысла, совершается таинственный высший суд — суд Божий.

Людям, во время их земной жизни, даются различные положения непостижимой судьбой. Все эти положения не случайны: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, выработал свое спасение.

. Если домогаешься узнать: для чего жизнь грешника продолжается, а дни пришествия праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствует, а праведный угнетается? Для чего похищен смертию отрок, прежде нежели пришел в совершенный возраст? Отчего войны? Для чего кораблекрушения, землетрясения, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей? Для чего один — раб, другой — свободен? Один богат, другой беден? Даже много разности как между грешащими, так и преуспевающими в добродетели: иная продана содержателю непотребного дома и по неволе живет во грехе; а другая с малолетства досталась доброй госпоже и воспитана в правилах целомудрия: за что же последняя облагодетельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяние от Судии? Когда все это приходит тебе на мысль, рассуди, что судьбы Божии – бездна (Пс. 35:7) и, будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующему дано обетование от Бога: и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства (Ис. 45:3). Потому, когда удостоимся ведения лицом к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны.

. Нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом.

Исаак Сирин Ниневийский

Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и о потребном для плоти твоей?

Исаак Сирин Ниневийский

. Какое можешь иметь себе извинение, какое снисхождение, предаваясь такому безумию и глупости, когда желаешь постигнуть непостижимое и доискиваешься основания всякого Промышления Божиего?

Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием: потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих.

Исаак Сирин Ниневийский

Спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботы, что из-за одного кающегося грешника радуются Небо и земля.

. Нужно убедиться только в том, что все устрояется для нас Богом на пользу, а каким образом — об этом не спрашивать, равно как не беспокоиться и не унывать, если мы не знаем этого. Знать это и невозможно, и неполезно; первое — потому что мы смертны, второе — потому что скоро впадаем в гордость.

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями.

Лев Оптинский (Наголкин)

Полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом.

Амвросий Оптинский (Гренков)

За матушкой старайся не замечать, с каким видом она тебя принимает. Это тебе вовсе не нужно. А ты помни, зачем идешь к ней, и открывай, что нужно, она ответить тебе не откажется. И если ты послушаешь ее, то и польза будет тебе. А вид ее тебе пользы мало принесет. Притом же святые отцы не велят себе верить – ни своему сердцу, ни своему уму и ни глазам, потому что у страстных они часто обманывают. А смиряться надо, да слушаться, да Богу молиться. Одному ученику старец во всю жизнь не сказал ласкового слова, и ученик за терпение спасение получил.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Многие, начавшие жить во Христе, бывают очень требовательны в молитвах:
– Господи, сделай меня святой. Конечно, это законная просьба, но недостижимая сразу… Нужно помнить, что Господь всех любит и о всех заботится, но, если по-людски нельзя нищему дать миллион, потому что и сам погибнет, и других погубит, а рублей сто могут его поставить на ноги, и Господь лучше знает, кому что на пользу.

Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Ты хочешь сделать так, а выходит попущением Божиим иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения, и смирения, и покорности воле Божией, потому что без этих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Господь не вдруг посылает искушения, но по мере нужды, против нашего устроения. Что уже предназначено для тебя Промыслом Божиим, того не избежишь, то есть какой проходить путь служения.

Макарий Оптинский (Иванов)

Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, — потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, — так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там человек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют противоположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростию и промышлением.

. Никто столько не старается сделать нас совершенными, великими и во всем благопризнательными, как сотворивший нас Бог. Потому-то Он благодетельствует часто и против воли, и еще чаще — без ведома нашего.

Как врачи, тело врачующие, не одно и то же для всех предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один, для всех пригодный, знает способ врачевания, но каждой душе подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело: ибо конец блажен.

В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Не говори: злая случайность или недобрый час. Это слова людей невежественных.

Когда скорби придут сами собой,– не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим.

Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение.

Люди — слепые орудия во всемогущей деснице Промысла. Они приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает.

Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив.

Амвросий Оптинский (Гренков)

. Не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч и не что-нибудь другое приносит плоды, но все — от Бога.

Должно. видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих, и ангельских.

Если же кто скажет: как делает Отец, когда Он в день седьмой почил от всех дел Своих, — тот пусть узнает образ Его делания. Каким же образом Он делает? Промышлением, сохранением всего сотворенного. Когда ты видишь восходящее солнце, бегущую луну, озера, источники, реки, дожди и движение природы — в семенах, в телах наших и в бессловесных животных, — и все прочее, чем держится вселенная, то и познавай в этом непрестающее делание Отца.

Отрицание Промысла есть мятеж против Бога. Разве скажешь, что Бог подчинен судьбе и невольно несет на Себе насильственные узы! Так умствователи запутываются в собственных своих учениях.

. Мы не знаем Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас.

Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповеди Евангелия.

Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная Чаша.

Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных.

В том-то главным образом и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы. Если бы это не превышало нашего разумения, то, пожалуй, кто-нибудь и в самом деле счел бы человека причиною всего.

. Нежно любящие отцы ни в каком случае не дозволят себе дать детям нож или горящие уголья, когда те просят их, потому что хорошо знают, что удовлетворение такой просьбы пагубно для них. Так точно и Бог не может дать просящим гибельного в качестве полезного, поскольку знает, что это будет им на погибель.

Читать еще:  Дети Адама и Евы: сколько было и как звали, откуда взялись и какие были

Достоверно знай, что Господь зрит на сердца всех людей: и за тех, которые ненавидят первое появление лукавых помыслов, тотчас заступается, как обещал, и не допускает, чтобы множество многомыслия , восставши, осквернило ум и совесть их; а тех, которые не низлагают первые прозябения помыслов верою и надеждою на Бога, но услаждаются ими, оставляет как неверных без помощи быть биемыми последующими помыслами, которых не удаляет, ибо видит, что мы любим первое их приражение, а не ненавидим их при первом появлении.

. Без Него никто не может делать доброго, ни зла невольно терпеть, если не попустит Бог, для наказания согрешающего, и для спасения души его.

Промысл Божий — это знание наперёд. Это предвидение. Объясняет священник Андрей Ткачёв

Что такое Промысл Божий? Что под этим подразумевается, и как следует относиться ко всему тому, что происходит в нашей жизни, рассказал священнослужитель, протоиерей Андрей Ткачёв.

Промышление Божье — это есть мышление наперёд. «Про» — это приставка, которая означает уход вперёд. То есть Бог знает, что будет впереди. Бог предвидит и устраивает будущее, и делает нечто такое в нашей жизни, что нам, возможно, не нравится или не хочется. Но, тем не менее, нужно смириться с этим, ибо мы — не хозяева жизни. И потом по прошествии времени мы узнаём вдруг, что вот оно для чего нужно было

Вот, например, история праведного Иосифа. Иосиф видел удивительные сны. Он видел, как ему поклонятся и отец, и братья, и другие люди. Он доверчиво рассказывал братьям то, что открывалось ему во снах.

Братья решили из зависти убить его, в чём Иосиф послужил прообразом Иисуса Христа, не сделавшим никому ничего плохого, но убитого из зависти.

Иосифа всё же уберегли от смерти, бросили в ров, потом продали в рабство, затем он уехал в Египет. Там была сложная история с Потифаром и его женой, блудным домогательством, заключением в темницу. Потом Иосиф стал главным лицом возле фараона. Он угадывал сны не только фараона, но и своих заключенных, соузников. Предсказывал будущее.

Когда браться пришли в Египет, они не узнали Иосифа, ибо он был во славе, загримирован, одет в египетскую одежду.

Потом он всё-таки открылся им: «Я — Иосиф, брат ваш». Братья полагали, что Иосиф казнит их. И он имел на это полное право. Он — невинная жертва, сохраненная Богом. А они — злодеи и убийцы по намерению.

Но он сказал им следующее: «Это не вы виноваты. Это Бог послал меня сюда в Египет через ваши руки, чтобы теперь, когда голод на всей земле, пропитаться вам и отцу нашему, и всем людям… Чтобы вам сохраниться и нам встретиться».

То есть он приписывает Божьему промышлению и злодейство братьев, и все свои злоключения, и возвышение своё, и голод на всей земле, и их приход в Египет за хлебом, и эту чудесную встречу.

Всё это, как он считает, есть некая ткань, состоящая из ниток, каждая из которых по отдельности непонятная… Но нитки, сотканные вместе — это некое панно, которое позволяет понять суть вещей.

Иосиф имел такой разум. Он говорил, что так Бог устроил. Он в этом видел больше, чем просто злопыхательство братьев и свои скитания.

Он считал, что Господь так устроил: я не умер, я жив, я во славе. Вы теперь ко мне пришли, вы мне нужны, я вас люблю, я вас простил, мы все живы, мы будем вместе.

Это и есть Промысл Божий, когда Господь Бог употребил всю свою мудрость, чтобы все злые намерения демонов и людей сплести воедино, и пожар пожаром потушить. И, наконец, вывести всё это в некую благую и полезную цель.

Это мы называем Промышлением Божьим, то есть знанием наперёд, предвидением, а также ведением людей и народов к некой благой цели.

Нужно учиться замечать Промысл Божий. Хочу предложить вам психологический практикум. Вспомните всю свою жизнь с самого раннего детства вплоть до сегодняшнего дня. Я думаю, что вы поймете, что всей этой сложной тканью (вашей жизнью) управлял Господь.

Я хотел полететь туда, но опоздал на самолёт. Я хотел поступить сюда, но у меня не приняли документы. Я хотел жениться на этой девушке, но она полюбила моего друга. Вот эти все хитросплетения должны показать человеку, что над ним стоял бдящий.

То есть жизнь каждого человека — это написанная книга Промысла Божьего. Просто в силу нашей невнимательности к жизни мы не замечаем постоянный внимательный взгляд того, кто любит нас.

Где я родился? Где я жил? Где служил? Где учился? Где я сейчас живу? Это тайный узор, это рисунок Промысла Божьего над человеком. И каждый из нас является элементом всеобщего рисунка.

Если подойти близко к мозаике, что мы увидим: вот камешек, вот ещё камешек, вот ещё камешек, ничего не понятно. Отходишь на пару метров — и видишь какую-то часть рисунка. Отходишь на десять метров — видишь бОльшую часть рисунка. Отходишь на сто метров — и видишь картину целиком. То есть нужно отойти на серьёзное расстояние, чтобы понять весь сюжет и понять всю красоту отдельных нитей. Лицом к лицу не разглядишь лица.

К старости люди понимают, что они были хранимы, были под покровом. Жизнь брала под крыло, берегла и спасала… Жизнь человеческая — это нитка в гобелене. Ты вшит в огромное панно. Ты не понимаешь сам себя. Почему я здесь, а не там? Ты — маленький камушек в огромной мозаике. Это и есть # промысл божий.

Будем внимательны к дыханию этого Промысла. Не случайно же мы говорим Господу: «Да будет воля Твоя».

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Как правильно понимать Божий промысел в жизни человека: что значит и примеры

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

  1. Что такое божий промысел
  2. Происхождение фразы
  3. Значение фразы в христианстве
  4. Определение в философии
  5. История понятия
  6. Зарождение идеи
  7. Развитие и распространение
  8. Дальнейшая судьба
  9. Современное значение
  10. Божий промысел в жизни людей
  11. Как понять, что это он
  12. Примеры
  13. Видео о промысле Божьем

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.

Промысл Божий или человеческая свобода?

Предлагаем вашему вниманию материал из нового номера журнала «Вода живая».

Промысл Божий

Как соотносится Божественный промысл и человеческая свобода? Вопрос старый, как само богословие. Католики дают свой ответ устами блаженного Августина. У лютеран ответ довольно печален: Промысл есть, а свободы нет. А какие логические, исторические и жизненные аргументы существуют в пользу «свободолюбивой» позиции у православных? Об этом мы спрашиваем у духовника Санкт-Петербургских Духовных школ, почетного доктора философии Оксфордского университета протоиерея Вячеслава Харинова.

«Логика» божественной благости

— Отец Вячеслав, Промысл — одно из самых загадочных понятий православного богословия. Многие считают, что это некий план, прочерченный для нас Богом, другие — что сумма наших поступков, наоборот, приводит к конкретному результату…

— Промысл Божий — это не только феномен православного богословия. Это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Ее пытались решить, но не решили античные мыслители, потому что рассуждали в рамках логики необходимости: необходимость и целесообразность, необходимость и случайность, необходимость и свобода.

Христианство отвергло античное представление о судьбе-неизбежности, которое описывает человека либо как машину, либо как действующее лицо всемирного сценария. Оно разделяет понятия «предведения» и «предопределения», подчеркивая неуловимость Промысла, но и сохраняя пространство свободы для человеческих интерпретаций и поступков.

Благодаря предвидению Бог все видит, все знает, а вот предопределять Он может только в рамках той свободы, которую Он дал человеку. И эта свобода предполагает тысячу способов возрастания, «прогресса» человека в Боге. В той области, где присутствует Бог, нет жесткого сценария, потому что путей добра много. Скажем иначе: благой результат, «хэппи энд» предопределен, но божественная благость бесконечна и потому бесконечно число человеческих «ответов» на эту благость.

Гораздо более высока степень детерминизации там, где Бога нет. Ведь Промысл — это не только знание Бога о нас и не только Его действенное участие в нашей жизни, но и благость Божия, которая определяет конечный пункт человеческого пути. Поэтому те печальные факты, с которыми мы все сталкиваемся, например, внезапная смерть близких, могут трактоваться по-разному.

— Что Вы имеете в виду?

— Допустим, остановилось сердце у моего друга — человека, который моложе меня на несколько лет, абсолютно здорового, спортсмена… Я задаюсь вопросом, как это могло произойти, начинаю анализировать его прошлое, вспоминаю, что, кажется, он увлекался алкоголем.

Если на вещи смотреть именно так, то эта смерть — заложенная грехом фатальная предопределенность, причем предопределена она самим человеком: совершая ряд дурных поступков, он предопределил себе неизбежный конец.

О благости Творца, полагающего смерть пределом действий грешников, очень хорошо говорил наш «российский Златоуст» — святитель Иннокентий Херсонский… Но если на вещи смотреть по-другому (дескать, выпивают многие — и ничего) становится понятно, что ранняя смерть молодого и доброго человека рационально необъяснима, как необъяснимы были для друзей Иова его страдания. Ведь и на пути праведников бывает всякое.

Например, на Серафима Саровского напали разбойники, а Мария Гатчинская была прикована к постели тяжелым недугом. Мы воспринимаем это как некое жизненное нестроение. Но одного взгляда на фотографию той же преподобномученицы Марии достаточно, чтобы понять: Господь именно в этих обстоятельствах позволил ей проявить свою праведность.

Протоиерей Вячеслав Харинов

План греха

— Если сравнить действие Промысла с действием человека, оно покажется нелогичным, безумным.

— Конечно! Есть такая известная притча. Некий старец шел в дальний монастырь, в пути к нему присоединился послушник. В одном доме они остановились на ночлег. Хозяин радушно принял их, пригласил к столу и принес еду на серебряном блюде. Вдруг послушник схватил блюдо и выбросил в реку. Старец промолчал.

Переночевали они во втором доме, — провожая гостей, хозяин подвел к ним маленького мальчика со словами «Благословите, отцы». После благословения послушника мальчик умер. Старец ужаснулся, но снова промолчал. На третью ночь они остановились в заброшенном доме, потому что старец боялся новых чудачеств послушника. Наутро последний принялся перебирать дом по бревнышку, а потом опять собирать.

Старец сказал ему: «Ты что, бесноватый? Что с тобой происходит?» Внезапно послушник преобразился, и старец увидел, что перед ним ангел. Божественный посланник объяснил ему смысл с виду безумных поступков: серебряное блюдо, которое он выбросил в реку, было краденым, умершему мальчику предстояло стать страшным злодеем, а в заброшенном доме было спрятано золото: ангел изъял его и тем спас души ищущих богатства.

Во всех трех случаях действие Божие было направлено на благо, но знать об этом не мог ни старец, ни любой другой человек. Потому действия Промысла и кажутся иррациональными.

— Из этой притчи следует, что существуют люди, для которых возможен только один жизненный сценарий, как у этого мальчика. Или я что-то неправильно понял?

— Сценариев бесконечно много. И то, что мальчик из притчи умер, как раз разрушает концепцию единственно возможного сценария. Ведь если конкретный вариант развития сюжета не осуществлен, то о его фатальности говорить не приходится. Кроме того, только святые идут к небу, взмывая свечой вверх, а мы движемся к Богу, падая и поднимаясь. И может быть, с точки зрения божественной благости лучше для нас прервать сценарий на взлете.

— А как вписываются в логику божественной благости Дахау и Освенцим? Тут ведь речь идет не о потенциальном злодействе, а о вполне реальном.

— Перед этими ужасами буксует любая попытка понять, что такое человек. После того, что совершил немецкий народ, его, казалось бы, следовало лишить права на существование. Помню, на одной из конференций, где собираются ветераны с обеих враждовавших сторон, когда вроде бы все уже «оттаяли», на лицах появились улыбки, — шнапс, пиво, братские объятия… поднялся один из наших фронтовиков: «Я своими глазами видел, как в Белоруссии немецкие солдаты подбрасывали наших младенцев и ловили, улыбаясь, на штыки. А потом я солдатом дошел до Берлина и оказался со своей частью возле концлагеря. Мы не вошли в него, потому что наши лейтенанты везде развесили таблички «Мины». И правильно сделали: если бы мы увидели следы ваших зверств, вырезали бы вас всех до одного».

Читать еще:  Церковные суеверия и православие: мнение священников, распространённые суеверия и приметы

Естественная человеческая реакция! Но по сути это бессмысленно, ведь нельзя достоверно сказать, что это то самое последнее и фатальное падение, которое было уготовано немцам. И действительно Господь все направляет ко благу: сейчас Германия —это двигатель Европы, страна, которая дала пристанище, например, сотням тысяч мигрантов, в том числе евреев…

— Нам кажется, что многие вещи находятся в нашей воле: пойти на работу или остаться дома, жениться или нет… Но ведь свобода — это достаточно условное понятие: нами руководят аффекты, стереотипы, привычки, нас окружает множество советчиков. Как совершить свободный поступок?

— Думаю, случайности все меньше, а свободы все больше там, где человек стремится познать себя. Причем не разумом науки и логики, а способностью оценивать нравственную сторону событий, способностью соотносить свою волю с волей Божией.

Весь вопрос в том, как эту волю распознать. Допустим человек хочет уйти в монастырь, но перед тем, как сделать окончательный шаг, тяжело заболевает и, восприняв эту болезнь как божественное запрещение, остается в миру. Другой бы это воспринял, как «дьявольское искушение», а третий — как призыв от Бога поторопиться.

В этом-то и ценность христианского мировоззрения, что оно не убивает радости сотворчества, радости самопознания. Это Божии дары, и человек, лишенный их, перестает быть человеком. Более того, предопределение Божие меняется в зависимости от нашего поведения, от того, как мы реализуем свою творческую свободу.

Соработая с Богом, мы можем творить потрясающие вещи, даже определять судьбу мира. Существуя на грани двух миров, духовного и физического, человек может глубинно погружаться и воздействовать на них. Проникновение ума в глубь физического мира и мира идей, в глубь земной коры и коры головного мозга, в тайны биохимии и устройства души — все это указывает на неисчерпаемость наших возможностей.

— Имеет ли смысл говорить о божественном наказании за грех?

— Да, проблема преступления и наказания существует для духовно поверхностного человека. А для просвещенного — сам грех является наказанием. Раскольников только в конце книги приходит к пониманию того, что совершенное им зло стократ превышает зло, которое творила старуха-процентщица.

Человек, стоящий на более высокой ступени духовного развития, сразу же видит: взял топор в руки — будешь наказан.

Апофатика заповедей несет в себе информацию о подсудности их нарушения, включает в себя единственность истины, заключенной в них. Эта единственность определяет безбожность, а значит безжизненность любой другой псевдоистины.

Попытка утвердиться на такой псевдоистинности, даже путем замещения, вытеснения добра другим «добром», как это делает Раскольников, желающий блага другим через смерть старухи — неминуемо наталкивается на Божий суд. Этот суд — в отсутствии Бога в «замещенном», виртуальном добре. Судьба грешника предопределена. Причем не Богом, а им самим.

— Понятно, что «простые верующие» не способны предсказывать будущее, а планировать его они могут? Как расценивать слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф. 6, 34)?

— Вы спрашиваете об этом одного из таких «простых верующих»! Конечно, есть божественное попечение обо всех нас. Но чтобы стать «птичкой Божией», о которой Господь заботится, или полевой лилией, прекраснейшей, чем ризы Соломона, нужно правильно, то есть на благо, употребить свою свободу. А мы почему-то экстраполируем эти слова Спасителя в сферу несовершенства и даже греха.

Беспечность и поверхностность суждений многих, искавших монашества в египетских пустынях, приводила к их смерти в мире песка, камня и солнца — «Патерик» об этом очень недвусмысленно повествует. Преступник, выходящий «на дело» и произносящий: «Ну, с Богом!», уже «спланировал» свое будущее.

У нас волосы на голове все сочтены, но они сочтены у того, кто в Господе пребывает. Там, где Его нет, Он не обязан считать наши волосы, потому что там и головы-то нет.

Нам открыт путь греха, мы предупреждены о том, что нас там не ждет ничего хорошего, и если мы на него ступаем, некорректно вспоминать евангельские цитаты, не имеющие к этому пути никакого отношения. В области мрака говорить о божественном свете или сиянии любимых глаз бессмысленно.

Лучший способ стать провидцем

— Чаще всего в духовно сложных ситуациях человек не может сам решить, как ему поступать. И тогда он идет за советом к мудрому человеку. Для православного человека — это духовник. Обязательно ли его искать?

— «Должен советоваться с духовником» — я не понимаю этой позиции, потому что духовный отец есть далеко не у всех. Очень часто речь идет не об отношениях отца и чада, а о фантазиях «духовных чад» по отношению к «отцам».

Это как в семье: если отец не имеет попечения о ребенке, не знает, где он и что с ним происходит, если у него душа не болит, то это не отец. Если христианин говорит «мой духовный отец — тот-то», еще вопрос, помнит ли этот духовный отец свое чадо в лицо…

Не нужно играть с этим. Удивительно, но мы можем перерастать своих духовников. Если все мы стремимся к обожению, к росту в меру возраста Христова, то можем достигать уровня тех людей, которые были для нас духовными наставниками.

Тот духовный отец, которого я любил и люблю, уважал и уважаю, из отца стал мне сейчас братом. Мы говорим на равных, но наши любовь и уважение нисколько не умалились. Я для него ничуть не менее ценен в качестве духовного брата, и он даже советуется с моим недостоинством в каких-то вопросах.

В духовничестве и вообще в религиозной жизни ключевую роль играет доверие, осознание того, что «этот человек знает больше», причем знает не как логик или ученый. Превосходящий нас в «ведении» человек должен обладать большим, по слову апостола, «умом Христовым», умом нравственного делания и суждения.

Но даже если вы встретите человека, который станет авторитетом для вас, не стоит называть его сразу «духовником» и тем более «старцем». Неважно, будет это молодой или пожилой человек, в сане или нет, если с точки зрения опыта и внутреннего видения он заслуживает вашего внимания, воспринимайте это как награду, как милость Божию, а не как долженствование поклонения ему…

— Вы упомянули старцев. Чем они отличаются от обычных духовных наставников?

— Конечно, не седой бородой. Над Иоанном Кронштадтским смеялись уже в молодости, когда он без сапог возвращался из бедняцких кварталов Кронштадта. Я думаю, все дело в пронзительности религиозного сознания, в некой истовости, в дерзновении перед Богом.

Например, тот же святой Иоанн делал вставки в Евхаристический канон, практиковал харизматические восклицания, беседовал с Богом во время богослужения. Для академически образованных священников того времени (да и для современных пастырей, включая меня) это немыслимо, совершенно неприемлемо.

Но ведь, по совести, случающаяся болтовня служителей в алтаре — что это, как не внесение в литургический строй чужеродного элемента, причем обыденного, мирского, совершенно не связанного с богослужением? Почему нас это не смущает, а литургическое творчество Иоанна Кронштадтского вызывает недоумение? Потому что мы не причастны к его дерзновению.

Как много сейчас в Церкви людей, шагающих на цыпочках, на полусогнутых ногах! Для них существует столько авторитетов, столько инстанций, что сложно сказать, куда они в действительности стремятся — к Богу или к каким-то земным целям.

Святые же люди, старцы, в дерзновенном свободном порыве, через благие деяния приобретают свойства Божества, получают способность участвовать в божественном предвидении. Особенно это касается предвидения результатов греховных поступков, где закономерность куда жестче, где очевидна неизбежность поражения. Ведь когда мы судим о благих деяниях, то, конечно, можем ошибаться в «предсказаниях», потому что человек волен избрать любой из множества путей добра.

Беседовал Тимур Щукин

Читайте также:

Что такое «промысел Божий»?

О промысле Божьем в православии говорится очень часто. Но для многих, особенно новоначальных, непонятным кажется смысл этого термина. Что это такое? Отличается ли от воли Божьей? Как объяснить то, что люди болеют, скорбят, поспешно умирают? Читайте далее.

Самое распространенное определение

Классическим считается определение, которое дает митрополит Филарет в «Пространном христианском катехизисе»:

непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом

Каждый человек может найти в собственной жизни примеры того, как «удачно складывались обстоятельства», люди шли навстречу, происходили какие-то чудеса (опаздывали на «смертные» самолеты, выживали после тяжелейших травм и так далее). Это было не что иное, как промысл Божий. Сам Господь не хочет смерти грешника, Он думает о спасении каждого. Как может, Он пытается нам помочь. Но для этого нужна еще и готовность правильно понять и принять со стороны человека.

Бывает так, что человек отдалился от Бога, из-за греха духовно ослеп. Чтобы вернуть зрение, ему нужно пройти через испытания и очиститься, осознать, что без Бога ничего не можем сделать.

Для этого Бог попускает для нашего же блага скорби и болезни. Есть много примеров того, как люди, тяжело заболев, полностью менялись. Они учились доверять свою жизнь Богу. Есть те, которые получили исцеления и точно знают, от Кого это было. Также есть люди, которые отходили в вечность, но они также понимали, Кто и для чего это послал. Удивительный пример — схимонахиня Анна.

Пути Господни неисповедимы

Но много есть таких случаев, когда объяснить, почему это случилось именно со мной, просто невозможно. Говорят, что промысл Божий непостижим. Человеку нереально познать всю глубину Господнего замысла. Над этим ломали голову многие святые и религиозные философы, не то что простые люди. Показательной является история об авве Антонии.

Этот подвижник очень много думал о том, как все в мире устраивает Бог. Он начал молитвенно обращаться ко Всевышнему: «Господи! Вот почему одни люди живут до старости (часто болезненной), а другие отходят в мир иной еще в младенчестве? Отчего одни имеют все, а другие живут бедно? Почему часто далеко не моральные люди живут благополучно и довольствуются всем, а порядочные, благочестивые скорбят, имеют нехватку необходимого для жизни?»

И какой же ответ получил Антоний? «Смотри на себя и не занимайся рассмотрением Господнего промысла, потому что это душевредно».

Пусть эта история станет уроком для каждого из нас. Ведь не зря апостол Павел говорит, что пути Господни неисповедимы.

Промысел Божий = воля Господня?

В духовной литературе параллельно с понятием промысла употребляют и словосочетание «воля Божья». Так ли это? Однозначного ответа не найдется. Многие святые и представители духовенства отождествляют их.

Профессор Алексей Осипов предлагает все-таки различать.

Если под первым подразумевается классическое определение митрополита Филарета, то под вторым — заповеди Божьи, которые человечеству дал Сам Господь. То есть Он изъявил, как необходимо жить человеку, чтобы достигнуть святости.

Но как бы ми ни старались, полностью избавиться от греха не удастся. Чтобы человеку не утонуть в море пороков, милостивый Творец Своею рукою направляет Его. Но только в таких пределах, что не вредят человеческой свободе. Вот это и есть промысел Божий.

Промысел Божий понять и принять

Легко благодарить Бога за приятные и радостные события в нашей жизни. Но ведь промысел Божий бывает разным… Болезни, беды и тяжелые испытания – на это тоже есть воля Всевышнего. Зачем нам даются горести – в наказание или это уроки для нашего же блага и спасения души? Как понять и принять все данное нам свыше?

Многие ли из нас в суете мирской жизни вспоминают о Боге? Мы погрязли в бытовых делах, вечные бытовые заботы, вечная нехватка денег, проблемы с детьми, нелюбимая работа, а к Господу если и обращаемся, то с просьбами или упреками, почему ты не даешь то? Почему отбираешь это? А если случается неприятность или несчастье искренне негодуем «за что?».

«Одним из самых распространённых занятий современного взрослого человека есть жаление самого себя, очень любим уединится, присесть и подумать о жизни и произнести фразу «почему это случилось именно со мной? Что же такое я сделал?». Это случай или же действие каких-то роковых сил, или же это промысел Божий?»

А ведь случайностей в нашей жизни не бывает, мы просто не понимаем, как события связаны между собой, почему нам на жизненном пути встречаются те или иные люди. И когда случается что-то приятное мы говорил: «это был Божий промысел», Господь позаботился о нас. А если случилась беда? Заболел близкий человек или лишились крова и всего нажитого из-за пожара, попали в аварию и стали инвалидом, остались без работы и денег, многие ли в таких ситуациях смогут понять и принять Божий промысел?

«Болезнь это чаще всего не наказание, а попущение Божие, человек в состоянии здоровом иногда очень далеко уходит от Бога, как блудный сын в Евангелии, в страну далечие, а когда появляются болезни он возвращается в спасительную ограду церковную и начинает анализировать что же я не так делаю, что Бог попускает этим болезням, то есть слово наказание тут неуместно, а попущение.

То есть допущение какой-то болезни в целях нашего исправления, в целях нашего уврачевания наших греховных язв. Ведь иногда греховные язвы бывают намного страшнее, чем болезни внешние, телесные, которые Господь попускает нам для нашего исправления. Поэтому без ропота относится к болезням это чисто христианский подход. Благодарить Бога подобно Иову праведного, о котором написано в Библии, который не только за благое и доброе благодарил его, но и за скорбь постигшая его по попущению Божьему. Почитайте книгу Иова и там наглядно написано, как Господь попускал Иову эти скорби в том числе и страшную, и неизлечимую по тем временам болезнь проказу, а сегодня называют ее лепра.»

Для родителей нет ничего страшнее смерти ребенка, почему Бог допускает смерти совсем невинного дитя, в чем тут его промысел?

«на это отвечает, даже святых отцов приводить не буду, отвечает сам Иисус Христос, таковых есть Царство Небесное. Даже святых отцов мне не надо, более того он говорил если вы не будите таковыми, подобными им не войдете в Царство Небесное. И он говорил о каких детях? Тогда и крещения не было еще. О не крещеных даже, таковых есть Царство Небесное. И эти дети уже вас родителей ждут там. Они уже достигли дома, представляете? И если хотите, чтобы это звучало более убедительно представьте себе, что вы идете по очень опасному участку пути, путешествуете, и в любой момент можете в пропасть упасть, и разбойники напасть, и звери растерзать. И вы идете с ребенком и вдруг появляется вертолет и видя ваше бедствие садится к вам и говорит, что есть только одно место мы летим как раз туда куда вы идете. Что вы родители сделаете? Упадете на колени, прося забрать вашего ребёнка думая, что вы как-то сами дойдете. Теперь поняли, что случилось? Вертолет подлетел и взял ребенка туда куда мы все идем и никуда не денемся, все идем. Ребенок уже там и ждет вас и постарайтесь достойно встретить вашего ребенка чтобы вам не стыдно было. Понятно, что значит достойно?»

«Существует промысел Божий над каждым человеком и всем миром и наше общество настолько недальновидное, что мы этот промысел не можем увидеть даже на метр, не говоря уже о большем расстоянии. Даже об одном человеке мы не может понять промысел Божий, не говоря уже о нескольких. И мы не можем сказать почему так произошло, мы можем только сказать, когда страдают невинные люди, что это такова воля Божия. Я могу привести несколько примеров из жизни. У одной матери была маленькая дочка и они с мужем развелись или он погиб. И вот дочь заболела. Мать настолько терзалась и ведь сказано, что если будите просить и просить с верой, то Господь даст, и вот они просила чтобы дочь выздоровела. Хотя врачи сказали, что она безнадежна. И происходит чудо, дочь мгновенно начинает выздоравливать. Мать очень рада, дочь вырастает и совершенно в юном возрасте, может 18-20 лет она начинает жить блудной жизнью, начинает пьянствовать, попадает в очень плохую компанию и наконец выгоняет из дома свою мать, которая как нищенка доживает свой век под забором. Вот была бы воля Божия чтобы это дитя умерло, потому что Бог предвидел, что будет дальше с этим ребенком и с этой женщиной. Она бы невинная умерла и получила Царство Небесное, а Бог устроил так чтобы мать нашлось кому доходить. Получилось, что одна страшно страдает, а другая духовно погибла.»

«Мы ведь не знает в чем промысел Божий, от чего нас Бог бережет, к чему нас Бог готовит, куда нас Бог ведет, ведь все что не происходило бы это к спасению души. Принимаем это как волю Божию, принимаем это с благодарением, а может быть и с плачем. Со слезами, но все-таки с благодарением. И обретаем радость, и обретаем жизнь, и обретаем Бога.»

Часто болезнь уберегает нас от чего-то более значительного и страшного. Хорошо если мы это понимаем и благодарим Бога за это.

«Или тот мудрый простой человек, водитель автобуса почему ты в храм пришел? На что он отвечает: «потому что мне Бог ногу поломал. Открытый перелом. Как? Что? Почему?

Ногу поломали, гипс наложили, друзья пришли, пойдем сейчас вот там вот выпьем, погуляем. Пошли они выпили, погуляли, групповое изнасилование, всем по восемь лет. Потом он говорит: «Как же мне Бога то благодарить? У меня за три месяца нога срослась я сейчас работаю и детей кормлю, а они уже какой год сидят.»»

Бог дал нам свободную волю и право выбора творить добро или зло. Он не заставит плохих людей стать хорошими насильно.

«Мы все дети Божие, мы все перессорились, переругались как братья и сестры нерадивые и мы в нашем человеческом обществе установили плохие порядки, не Божие порядки и Бог от нас ждет. Что мы будем исправлять ситуацию, сами наварили, сами создали эту ситуацию и сами будем и исправлять. вот и ответ на ваш вопрос. Мир для нас свободен и каждый может стать на сторону Бога и деятельно осуществлять волю Божию. Но это не значит, что мы гарантированы от злых людей, с которыми мы соприкасаемся. Потому что мы живем в обществе в социуме, мы не замкнутые индивидуумы. И грехи любого члена общества отражаются и на вас с нами. Повторяю, наш мир свободен.

Если кто-то плохо прикрутил какую-то гайку в самолёте и из-за этого самолет развалился и скажем я со своими детьми погиб ну вот видите я несу печать этого трагизма мира, халтуры человека, если какой-то врач с похмелья делал операцию и плохо сделал, и потом человек заразился и мер, ну вот видите пациент тоже несет крест жизни в грешном человеческом обществе, если какой-то пьяный человек садится за руль и сбивает невинных людей или кто-то там по-пьяни сжигает дом с детьми, ну что же, мы можем плакать об этих детях, мы отпоем этих деток. Мы будем верить, что они попадут в Царство Небесное, но при этом Господь не хочет сделать лоботомия, не хочет насильно всех людей перевоспитать плохих и злых. Он верит, что само человеческое общество найдет в себе ресурсы это сделать.»

Читать еще:  Приветствия православных: как верующие приветствуют друг друга при встрече, основы православного этикета

Мы часто бываем неблагодарны и забываем, как Господь не раз выручал нас из передряг свои промыслом. Просто напрягите память и вспомните, ведь были такие случаи.

«Я хочу сказать вот что, я глубоко убежден что когда мы придем в мир иной, когда нам откроется правда о нашей жизни, ведь нам же что-то откроется, то мы узнаем от скольких бед нас уберег Господь. И нам станет так стыдно за нашу неблагодарность. Одна моя духовная дочь недавно написала очерк и называется он «Десять раз, когда Господь меня спасал от смерти.» мы можем сами с вами навскидку вспомнить десять раз. Я могу сразу вспомнить как зацепился за трамвай, и он меня затащил за собой, и чуть не погиб я. Да и много других случаев, когда мы идем по темному переулку мы не можем предугадать, что Господь отвернул какого-то наркомана, который уже наточил нож и шел чтобы нас прирезать или деньги у нас отобрать. Мы не знаем, может Бог послал ему мысль остаться дома пойти другим путем или может не употреблять сегодня наркотика, а лечь проспаться. Я не знаю, но я уверен, что, когда мы придем на тот свет мы увидим, что Бог нас бесконечное количество раз спасал. Может быть если бы не промысел Божий, то и машины чаще сталкивались и самолеты чаще падали, но Господь защищает нас и спасает, но не может быть это постоянно, потому что мы живём в рамках падшего, поверженного, больного мира. Мира, который только ожидает своего исцеления, поэтому помолимся о всех усопших, помолимся за всех страдальце и придадим себя в руки Божие. Когда святой Антоний молился почему Господи такие несправедливости допускаешь, что невинные страдают, Бог сказал: «Антоний, себе внимай, а то пути Божие, их не испытывай.» то есть что-то нам не открыто, стоит с этим смириться.»

«Для неверующий чудес нет, есть совпадения, есть случайности, а для верующего человека на каждом шагу чудо, не только в смысле мистики, а в том, что без промысла Божьего ничего в мире не происходит.»

Магдалина, дочь отца Никона Воробьева на примере собственной жизни познала, что такое промысел Божий.

«Матушка Магдалина в миру Ольга Андреевна Некрасова вот уже три года по возвращению на историческую родину из Франции она является носиельницей прославленной марфомаринской обители по отцовской линии наша героиня родственница поэта Некрасова, а по материнской линии ее род ведет от пророка Магомета персидского шейха, сбежавшего в Россию. Его сын, приняв православие стал родоначальником русского востоковедения. Прабабушка нашей героини была, дочь Льва Толстого, Мария Львовна. Самый почитаемый из родственников святитель Иосаф Белгородский. Наша героиня настоящая легенда, именно ей адресовано двадцать писем из книги отца Никона Воробьева «Нам оставлено покаяние». Никон Воробьев принял остриг в 1931 году, пережил арест, заключение, ссылку. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Проповеди и письма духовным чадом «Нам оставлено покаяние» вошли в золотой фонд православной литературы.»

Удивителен Божий промысел, как девушка из не религиозной семьи русских иммигрантов пришла к Богу. В 1945 году Оля с мамой, отчимом и тремя детьми вернулась на родину. Вот многом благодаря митрополиту Ярошевичу, с которым промысел Божий еще сведет юную Ольгу, будущую монахиню Магдалину. Но на родине Олю ждали тяжелые испытания. Отчима арестовали, а семью выслали в южный Казахстан. Потом сильно заболела мать, шанс на выздоровление был только один, ехать в Москву за помощью к митрополиту Николаю.

«Девушка решается на побег, поимка означала двадцать лет строгого режима. Без денег, без документов, не зная толком страны с постоянной молитвой Божией матери она добирается до Москвы, встречается с митрополитом Николаем, а затем возвращается обратно. Из письма брату:

«После этих страшных 17 суток побега меня по логике просто не могут не поймать. Через несколько дней я оказалась-таки в поезде Ташкент — Москва это было настоящее чудо и у меня хватило ума послать маме зашифрованную телеграмму, она была перехвачена и меня должны были тут же снять с поезда. А я ехала еще четверо суток. Ты думаешь они плохо работали? Нет. Они работали хорошо к тому же чтобы меня поймать не надо было хорошо работать. Теперь для меня очевидно действие промысла Божьего во всех последующих событиях. Если раньше в самые трудные моменты Господь нас спасал, то в течении этих 17 суток это происходило со мной постоянно, как в фильме, прокрученном в ускоренном темпе. Ольга встретилась с митрополитом Николаем, который дал ей денег и отправил обратно, но за побег девушка получила четыре месяца тюремного заключения.

«Из письма брату:
Вдруг за стенкой раздался стук и послышался мужской голос, я тут же отскочила от стены, вспомнив что за ней находилась камера с бандитами, но голос мягко и отчетливо сказа мне: «не плачь девушка, не плачь в жизни все бывает только к лучшему.». И я вдруг вспомнила, что сегодня праздник, вспомнила, что есть Бог, о котором я совершенно забыла, как он спасал меня в самых безнадежных ситуациях и в этой заснеженной ледяной камере я пережила такую радость, какую больше никогда с такой силой не испытывала. Эти слова, произнесенные человеком, которого я и не увидели никогда были восприняты мною как сказанные Богом. Если только человек любит Господа все будет содействовать его благу.»

«Ни один волос не упадет с головы человека без воли Божией» — сказал Христос. Все что происходит с нами в жизни это уроки, призванные приблизить нас к Отцу Небесному. Главное вовремя понять это и принять его волю, довериться ему. После озарения пережитого Ольгой Некрасовой, пережитого в один из самых тяжелых периодов ее жизни, произошло неожиданное. Охранник принес телогрейку, подарок из соседней камеры, напоил горячим чаем. И тюрьма вдруг превратилась в храм Божий, а этот день, как говорит матушка Магдалина, стал одним из самых светлых дней в ее жизни. Утром доктор вырезал ей аппендикс и тем самым уберег ее от этапа.»

«Человек храм Бога живого — сказал апостол Павел – но прежде это храм нужно построить и не где нибудь, а в своей душе. Кто-то строит его всю жизнь, кто-то уходит так и не приступив и даже не осознав его необходимость, а кого-то в этот храм вводит сам Господь, одним рывком, как нашу героиню. Да что же есть промысел Божий? Каждый возьми свой крест и следуй за мной, казал Христос и еще спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся. Встреча с такими людьми как Магдалина, сумевшие увидеть и воплотить в своей судьбе все больше и больше укрепляет веру в то, что наш народ, прошедший через тяжкое духовное падение и возжаждущий света, войдет в Божий храм, а за ни мы и весь мир, ведь сказано святыми старцами прозревавшими промысел Божий, спасение мира придет из России.

Земное счастье и Божий промысел

Зачем душе — бренное тело? Почему следует заботиться о себе? Важно ли для христианина здоровье? Что такое биохакинг? Можно ли сочетать веру и успех? Наши мечты и Божий промысел.

Нередко в религиозной прессе мы встречаем утверждения, что христианину не подобает заботиться о себе — своём здоровье, материальном процветании, удовольствиях. Всё, что ему остаётся — скорбь о своих недостатках и недуги во искупление грехов. Радость и наслаждения — это ересь языческая и служение Сатане.

Подобные высказывания есть и у святых старцев. Но стоит вспомнить, что святые смотрели на жизнь со своей колокольни — затворников и аскетов. Они предъявляли к себе строгие требования и того же ждали от мирян, обличая их слабости. Но истиной в последней инстанции для нас является Бог.

Как Христос относился к здоровью?

Качество жизни во многом обусловлено состоянием организма. Следует ли верующему человеку бороться со своими недугами или воспринимать их, как полезное испытание?

Из Евангелия нам известно, что Сын Божий не только проповедовал, но и исцелял, что для простых людей являлось доказательством его чудесного происхождения. Расслабленные, слепые, прокаженные, душевнобольные взывали к нему и получали доброе здравие.

Заметим, Христос никому из прибегающих к нему больных не говорил: «Ступай, пострадай ещё для спасения души». Он просто излечивал одним словом, одним прикосновением.

Поэтому связь болезни и спасения, о которой любят твердить некоторые пастыри, можно подвергнуть сомнению. Всевышнему угодна наша забота о собственном здоровье. Почему? Человеческое тело живое произведение искусства, тонкая работа Творца. Для того ли оно создано, чтобы влачиться в грязи, в небрежении?

Болезни человека — результат повреждения его природы первородным грехом. Этот грех мы должны преодолевать не только в духовном, но и в телесном смысле, выздоравливая.

Конечно, без магических экспериментов над собой, а с помощью медицины и веры. Ведь одно из имён Бога — Целитель, и это относится не только к душе.

Наслаждение, но не саморазрушение

Способность испытывать удовольствия дана нам Богом, следовательно, в них нет греха, пока они не превращаются в маниакальную страсть. А страсть в свою очередь разрушает душу и тело.

Недавно умерла дочь моей знакомой. Женщина тридцати шести лет погибла от рака печени. Говорят, большую часть времени она проводила за компьютером и без меры пила алкоголь. Это казалось ей счастьем. У новопреставленной остались дочь и муж, достойный человек. Я решила посмотреть блог этой дамы, чтобы понять — чем так привязал её интернет? Возможно, там сохранились её философские размышления? Дневник духовной жизни? Меня постигло разочарование — несчастная не написала ни одной собственной фразы. По большей части делала глупые перепосты из дамских сообществ.

Для кого-то удовольствие заключается в новых знаниях, в высоком искусстве, в странствиях, в любви к близким. Но если ты пьянствуешь и сутками читаешь пустые тексты, то профанируешь понятие удовольствия. Это издевательство над своим рассудком и организмом.

На днях прессу обошла новость о том, как известный продюсер выпил жидкость для очистки канализационных труб. Успешный человек, наверное, миллионер, пал жертвой любви к алкоголю. Так спешил утолить свою страсть, что не пошёл в магазин за вином, а схватил бутылку «Крота». Продюсер чудом выжил, но врачи до сих пор не исключают летальный исход.

Заповедь «Не убий» относится и к вредным привычкам, которыми человек приближает свою собственную смерть. Недаром умерший от пьянства приравнивается к самоубийце. Не все священники соглашаются отпеть такого покойника.

Христианство напоминает о морали и умеренности, которые многих не устраивают. Но вне этих рамок сексуальность оборачивается блудом, смелость — преступлениями, любовь к искусству — сотворением кумиров, увлечение кулинарией — обжорством. А дальше — лавина проблем и неврозов.

Для христианина неприемлем эгоизм, но естественна забота о себе. Ведь тело — вместилище души. И как странно было бы видеть священника, который не заботится о своём храме, не содержит его в порядке, так странно видеть человека, который разрушает себя пьянством, наркоманией и другими страстями.

«Разве вы не знаете, что вы вместе – храм Божий и что в вас живет Дух Божий? Если кто-либо разрушит Божий храм, того разрушит Бог, потому что храм Божий свят, а храм этот – вы»

Что такое биохакинг?

Здоровый образ жизни набирает популярность в обществе и одобрен священниками. Но как любое массовое явление, имеет спорные аспекты.

Биохакинг — модное направление в среде сторонников ЗОЖ. Биохакеры намерены улучшить качество жизни, а также продлить её до 120 лет и более. Для этого они используют не только диеты, спорт, но и приём до 20 лекарств, витаминов, биодобавок в день. Причём без рецепта.

Так биохакеры, не болея диабетом, пьют метформин от диабета для понижения сахара в крови. Взбадривают себя модафинилом — таблетками от гиперсомнии, не страдая гиперсомнией и тому подобное.

Медики осуждают этих людей, отмечая, что они ставят над собой опыты. Потому что взаимодействия лекарств, принимаемых биохакерами ежедневно, не проверялись в лабораториях. И если каждый препарат по отдельности безобиден, то вместе они могут образовать вредное вещество, вступив в реакцию прямо в организме. К тому же у ряда препаратов может быть отложенное вредное воздействие, которое ударит по здоровью через несколько лет.

Биохакеры со своей стороны утверждают, что изучили сотни медицинских статей и уверены в своём выборе лекарств. Надеюсь, это так.

Среди методов биохакинга есть традиционные:

  • питание экологически чистыми продуктами;
  • исключение из рациона соли, сахара, мёда, колбасных изделий, выпечки, газировки;
  • соблюдение режима и сон не менее 8 часов.

И дискуссионные:

  • вживление под кожу электронных устройств;
  • уколы ДНК разных животных;
  • циклическое голодание: еда раз в сутки;
  • и многое другое.

Я не одобряю такой радикальный подход к борьбе со старением. Но в то же время допускаю, что кто-то из биохакеров может сделать свой вклад в науку и совершить прорыв. Для христианина — мир творение и владение Бога, значит, и знания развиваются здесь по Его воле.

В отличие от многих религиозных консерваторов, я разделяю некоторые идеи трансгуманизма, стремление человека к физическому бессмертию. Не думаю, что это обернётся превращением людей в роботов. Ведь каждый, продлевая свою жизнь, стремится сохранить себя, прежде всего, как личность. А личность всегда будет искать Бога.

Успех – не помеха душе

Важные составляющие нашего счастья — самореализация в семье и на работе.

В психологическом сообществе ЖЖ я прочитала историю, где мужчина обвинял в своих неудачах христианскую жизнь. С семи лет до тридцати он был очень набожным человеком. Всё свободное время посвящал молитвам, чтению духовной литературы и посещению храма. И вдруг обнаружил, что религиозность завела его «куда-то не туда»: ни семьи, ни карьеры, ни машины.

В панике он расцерковился и поспешил в интернет за советом: как всё исправить? Мужчина заявлял, что стремился к христианскому идеалу, выполняя все требования религии. И вера сделала его неудачником. Но виновато ли христианство в его беде?

Церковь не требует от мирян жить, как монахи.

У монахов свой удел отчуждение от обычного бытия, от материальных благ, от противоположного пола. Но мы не давали обетов, которые запрещают стремиться к счастью в личной жизни, к заработку, к успеху.

Если молодой человек не уделял внимания своей профессии и знакомству с девушками, то откуда всё это возьмётся?

Христианину не предписано стремиться к успехам на земном поприще, но и не запрещено. Даже на богослужении мы просим «изобилия плодов земных». А из Библии знаем о царях и влиятельных людях, счастливых со своими жёнами, но праведных.

Истинная вера способствует победам. Вспомним, как юного Иосифа братья продали в рабство. Но Бог не оставил его и помог достичь власти в чужом государстве. Иосиф, в свою очередь, употребил власть на благо народу.

Успех может сочетаться с благочестием и благодарностью Богу. А нищета и одиночество – не всегда залог спасения души. Главное — соблюдение человеком закона Божьего. Ведь Отец Небесный ждёт от нас верности, а не отчёта о карьере или женитьбе.

Преуспевание верующего человека не основано на воровстве, измене, обмане. Если вы считаете, что заповеди мешают вашей победе, то учтите, что они же страхуют от тюрьмы, конфликтов, комплекса вины.

Просить надо с дерзновением

В молитвенниках мы можем встретить молитвы о своих обыденных нуждах. Взывать к Богу о поддержке в любых обстоятельствах не порицается. Более того, просить надо настойчиво, неотступно, с дерзновением, чтобы доказать серьёзность намерений и глубину чувств.

Действительно успешным становится дело, которое дорого человеку. Идея выстраданная, а не минутный порыв или стремление подыграть обществу. В таком случае Господь будет отзывчивей — ведь не о пустой прихоти идёт речь.

Сам Спаситель советует проявлять упорство и терпение в достижении цели, как и в обращении за помощью:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Но, возможно, наши планы не совпадают с планами Бога. И тогда стоит задуматься: а не поменять ли их?

Если мечты не сбываются

Порой мы не способны достичь желанной цели. Не помогают собственные усилия, бесполезны молитвы. Человек поднимает ропот на Бога: если ты Владыка Вселенной, почему не уделишь мне толику благ? Где моя вторая половина? Где моя квартира? Где моя должность?

Но стоит вспомнить такое понятие, как промысел Божий о нашей судьбе. Митрополит Филарет Московский (+1867 г) дал этому явлению такое определение: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует».

Мы не способны до конца постичь волю Творца, иногда считая её несправедливой. Но если бы могли заглянуть в будущее, то увидели, как наши мечты оборачиваются трагедией:

Бывает, человек просит то, что в итоге сломает его. Финансовый взлёт закончится разорением, смертью, тюрьмой. Семейная жизнь не заладится, начнутся измены, последует развод, пострадают дети.

Бывает, человеку нужно что-то другое. Не развивается бизнес — стоит попробовать себя в другой сфере, на другом направлении, где ждёт удача. Не обращает внимания любимая или любимый — значит, это не ваша вторая половина, не тратьте время зря.

Провидец Бог игнорирует наши просьбы по важной причине, а мы обижаемся на него по слепоте своей. Я знаю несколько примеров, как люди пытались преодолеть промысел Божий.

— Влюблённый юноша приворожил девушку с помощью экстрасенса, увёл её у лучшего друга. Но предательство и магия не помогли. Вместе молодые прожили только месяц. Вскоре последовал разрыв, скандал, который стоил нервов многим родственникам. Девушка беременной вернулась к прежнему поклоннику, они поженились. Теперь от ребёнка скрывают, что его воспитывает отчим.

— Мать вымолила смертельно больного сынишку, несмотря на предостережения прозорливого старца. Тот считал, что мальчику лучше умереть, но женщина не согласилась. Сын вырос, занял руководящий пост, но его карьера рухнула. Высокообразованного человека признали душевнобольным. Он потерял любимую работу, деградировал, стал скорбью своей матери и сам глубоко несчастен.

— Парень из верующей семьи стремился поступить в университет. Два раза он проваливался на последнем экзамене, несмотря на молитвы. Это раздражало и лишало надежды на Бога. Перед третьей попыткой молодой человек не пошёл в церковь, а пообещал душу Дьяволу. И поступил. Но вскоре бросил ВУЗ, потому что заинтересовался другой профессией. Оказывается, университет не был нужен ему. Так на что променял душу?

Можно сказать, что всё это совпадения — не надо искать чудес в обыденной жизни. Я и сама не склонна к мистике. Но, думаю, многие могут припомнить примеры такого рода.

Каждому из нас дана свобода выбора. Можно бороться даже с волей Божьей – настоять на своём. Но это будет ложная победа. Миг упоенья, а потом крах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector