0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Притча о милосердном самарянине: толкование и содержание, чему учит

Содержание

Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение?

Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу?

Добрый самаритянин — притча о милосердии

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru

Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина.

Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи.

„Положить жизнь” не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается, тем, кто в печали и нуждается в утешении, тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке, тем, кто голоден и нуждается в пище, тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде, и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.

Любовь – это всегда память о других. Нелюбовь – это всегда память о самом себе. Оба священника очень хорошо помнили о себе и о всех тех условностях, которые окружали их бытие. Поэтому им было легко, в общем-то, безболезненно забыть про того несчастного, который в этот самый момент требовал их участия и помощи. Но разве самарянин не мог точно так же пройти мимо пострадавшего, тем более, что этот пострадавший был, мягко говоря, не очень приятен ему по целому множеству причин, ведь он был иудеем, иудеем, которые с самарянами не общались. Но ведь самарянин именно за это и получил похвалу от самого Бога, что он смог переступить через наши человеческие условности и сделать то, что от него ждал Бог – помочь живому, находящемуся на границе между жизнью и смертью, человеку.

Притча о милосердном самарянине: Лк 10:25-37

Притча о милосердном самарянине представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 10 главе Евангелия от Луки с 25 по 37 стих.

Текст притчи

Толкование

В притче о милосердном самарянине Господь отвечает на вопрос о вечной жизни. Всякий кто верует в то, что Господь ему даровал вечную жизнь, должен хорошо понимать эту притчу и усвоить эти уроки.

Кто такой «законник»? Это специалист в области закона. Не юридического, гражданского или уголовного, а в области закона Божия. То есть хорошо знающий заповеди. Это богослов.

Что значит «искушая»? Это значит, что он знает ответ, но ищет неправильности в ответе отвечающего или может быть задает такой вопрос, чтобы дальше расставить какую-то подходящую ловушку и привести к тому, чтобы отвечающий в нее попал и его можно было бы обвинить в чем-то неправильным. В том, что он неправильно рассуждает, не по закону, плохо знает заповеди. Другими словами, показать его в глазах слушателей как несостоятельного учителя. Поэтому он задает вопрос не потому, что ищет правды, а чтобы спровоцировать на какой-то неверный ответ.

Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Это удивительный вопрос, потому что в Ветхом завете так прямиком о жизни вечной не говорилось. На поверхности лежали более близкие для понимания грубого, не очень духовного, вещественного человека, который больше привязан к земному. Эти вещи, которые были ему ближе и понятнее, представляли собой земное благосостояние. Исполняй закон, и Господь даст тебе все. В Ветхом завете затронута только область земного благополучия. А этот человек, который задает такой вопрос, оказался достаточно проницательным, чтобы за всеми этими посулами и обетами земных благ от Господа, увидеть что-то более глубокое и духовное. Не может Божие благословение ограничиваться только земным благополучием. Настоящая и приходящая ценность Божьего благословения заключается в том, что оно простирается далее земного бытия – в жизнь вечную.

Нередко Господь отвечает вопросом на вопрос, когда видит, что к Нему обращаются с лукавством. Законник же, чтобы обелить себя в глазах слушателей (что он не задавал вопрос с коварством), он сказал: «Ну да, это все понятно, но кто же ближний?». Конечно, вопрос имеет основание, так как у иудеев были споры на этот счет.

Кто ближний? Родственник или единомышленник? К кому я должен указывать такую любовь, как к самому себе? Не всем же подряд?

На самом деле, этот вопрос звучит очень глупо, потому что первый вопрос поражает свой глубиной, второй совсем другой: все человеку понятно, но не понятно только, кого нужно любить.

Иерусалим – святой город, который находится на высоте 800 метров над уровнем моря. Он символизирует присутствие Божия в народе Божием. Иерихон – город греха. Он находится в той долине, где Мёртвое море. То есть этот город даже ниже уровня мирового океана на 200 метров. Иерусалим – святость, Иерихон – грех. Это символы. И так всякий человек, который идет от святости, праведной жизни, идет ко греху, непременно попадается на этом пути разбойникам. Это страсти греховные или демоны, которые пытаются погубить человека. Они его изранили до полусмерти, сняв с него одежду. Ограбили, изранили и ушли. Но не убили полностью, потому что никакой грех не способен убить человека полностью, пока человек может покаяться. Поэтому он полуживой, полумертвый, но еще не умер. Это образ всего Человечества или каждого из нас.

Не думайте, что священник и левит – жесткие люди, так как прошли мимо. Это символы ветхозаветной религиозной жизни. Уклад ветхозаветной религии не спасал человека, а только давал направления духовности (давал определенные рамки, предохранял от падения человека ниже, давало что-то человеку). Но это были полумеры. Это готовила человека к спасению, но не спасало. Иначе не нужен был бы и Христос (милосердный самарянин).

Поскольку ветхозаветная религия не могла спасти человека, священник и левит проходят мимо. Не спасается человек, исполнением закона.

Христос берет на себя образ самарянина, потому что это не иудей, а полуязычник. У самарян был закон Моисея, то есть они знали Пятикнижия Моисея, но у них были свои какие-то языческие верования. То есть они вроде бы и знали заповеди Моисея и Божии, но к этому добавляли что-то свое. Они отличались от иудеев и ненавидели их.

Христос применяет образ самарянина на себя для того, чтобы показать, что он не такой как все иудеи, которые желали видеть его в своей среде, как такого правильного, ортодоксального фарисея. Он не такой. Он говорит, нечто из того, что не понимают книжники. Вместе с тем, взяв такой образ на Себя, Христос показывает, что Он Спаситель только иудеев, но и всего мира (любого человека, независимо от его племени).

«Масло» и «вино» – это тоже символы, но уже новозаветных христианских таинств. В то же время, это древние антисептические лекарства. Простые и примитивные, но других тогда не было. Вином дезинфицировали раны, а маслом смягчали болячки всякие.

«Гостиница» – это церковь.

«Два динария» – это благодать Божия. Благодать Святого Духа, которая пребывает в церкви и таинствах церковных.

«Содержатель гостиницы» – это служитель Церкви. Это благодать, которою дал Христос, принадлежит Ему. И если священник будет сердечно относится к своему служению, с душой, то когда будет второе пришествие Иисуса Христа и суд Божий, то получит награду.

«Иди и поступай так же» – всякому человеку, который нуждается в помощи, нужно ее оказывать. И не важно, родственник это или друг, а может какой-то бомж, нужно поступить так, как бы это сделал милосердный самаритянин.

Притча о милосердном самарянине. Мультфильм для детей

Притча о добром самарянине. Толкование священника

Притча о добром самарянине

Библейские притчи мало кого оставляют равнодушными, они полны мудрости и всегда остаются актуальными. Одной из самых трогательных историй является рассказ о добром самарянине. История о милосердном мужчине, спасшем совершенно постороннего несчастного человека, сеет зерна добра даже в самых черствых душах. Возможно, так происходит потому, что эта притча касается всех нас.

Содержание и анализ притчи

Добрый самарянин — один из героев притчи, рассказанной Иисусом Христом. Эту историю Христос поведал законнику, чтобы объяснить значение слова «ближний» для христианина.

Особенность притчей, рассказанных Сыном Божьим, заключается в том, что Он способен был объяснять сложные вещи понятными словами, сделать так, чтобы Божественная мудрость была понятной каждому человеку.

На заметку! Притча — это небольшое повествование о каком-то событии, рассказанное в иносказательной, метафорической форме. Такая история обязательно несет в себе серьезную смысловую нагрузку и нравственное наставление.

История возникновения притчи

Один человек задал Иисусу вопрос: «Что нужно делать, чтобы удостоиться Вечной Жизни?». Еще в Ветхом Завете было сказано, что нужно возлюбить Бога и ближнего своего. В своем ответе Сын Божий еще раз подтвердил это утверждение.

Но у законника, поднявшего эту проблему, возник следующий вопрос — «Кого считать своим ближним?». Законники считали своими ближними только евреев. Богатые люди признавали только таких же обеспеченных людей, а нищих не замечали.

Фарисеи считали ближними только таких же мнимых праведников, как они сами. Кого именно считать ближним, Иисус объясняет в притче о милосердном самарянине.

Содержание рассказа

Одного человека поймали разбойники, жестоко избили и ограбили. Несчастного бросили умирать на дороге. Проходящий мимо священник не помог избитому человеку, не помог ему и случайно проходящий мимо левит. А некий самарянин, увидев попавшего в беду иудея, поспешил к нему на помощь.

Он обработал и перевязал раны несчастного, одел его и на своем осле привез человека в гостиницу, где оплатил хозяину гостиницы проживание. Уезжая, самарянин попросил позаботиться о незнакомом еврее, и пообещал оплатить все расходы на обратном пути.

Из троих людей, повстречавшихся на пути избитого и ограбленного человека, только самарянин был истинно ближним ему и поступил согласно заповедям Божьим.

  • Левит — священник в иудейском храме.
  • Законник — человек, занимающийся религиозной деятельностью, но не испытывающий священного трепета и не преклоняющийся перед Богом.
  • Книжник — человек, занимающийся переписыванием Священного Писания, толкованием Закона. В религиозном смысле так называли людей, следующих заповедям формально, соблюдающих лишь внешние правила, не постигая самой сути веры.
  • Самаряне — люди, которых иудеи считали еретиками. По происхождению они были одной нацией с иудеями, говорили на одном языке, исповедовали одну веру. Их разъединяли лишь небольшие различия в религиозных обрядах.

Богословское толкование притчи

Любить одинаково все человечество способен мало кто из людей, живущих на Земле. Иногда нам кажется абсолютно невозможным полюбить своего врага. Но мы все можем смотреть на него через призму Божественной Любви, пытаясь увидеть в неприятном нам человеке то, что задумывал в нем Господь.

Христос умер на кресте за всех нас, в том числе — и за наших врагов. Это означает, что наш неприятель был этого достоин. Вполне возможно, что кого-то из нас также считают человеком, недостойным такой жертвы, ведь человеческие суждения так часто бывают субъективными.

Людское мнение часто бывает ошибочным, а человеческие суды — ложными. Только Господь видит наши души такими, какими Он их создал. Когда законник задавал вопрос о ближнем, он исходил из позиции минимализма. Этот человек надеялся, что Господь ограничится определенной группой людей, достойных добра и милосердия.

Войти в Царствие Небесное, возлюбив не все человечество, а лишь малую его часть, казалось законнику делом, которое легче осуществить. Но Господь указал нам не только путь помощи людям, но и объяснил, как сам человек может стать ближним для каждого живущего на Земле.

Важно! Согласно Евангелию, ближним следует считать любого человека, вне зависимости от его национальности или убеждений. Ближний — это не только единомышленник или соотечественник, член семьи, друг или коллега.

Ближним может оказаться и фактический враг, человек совершенно других идеологических и политических убеждений, другого происхождения и религии. Даже если убеждения и идеология человека нам противны, это не является поводом отказать ему в помощи и отвернуться от него в тяжелый момент.

Эта притча была рассказана для того, чтобы стереть границы между людьми, положить конец разделению на своих и чужих. Для Бога нет чужих людей, ведь они все были созданы Им, следовательно, всех людей Он любит одинаково.

Святоотеческое толкование притчи

Притча учит людей ставить милосердное отношение к близким выше всяческой вражды, ведь не существует людей, которые были бы недостойны доброго отношения. Таким образом, родство — это не только кровные узы, но и дела милосердия. Оно способно породнить одинокие души на века, в то время как родственные и общественные связи часто не могут по-настоящему объединить людей.

Мнение Антония Сурожского

Антоний Сурожский считал, что слова «положить жизнь» в этой истории употребляются не в значении «умереть». В притче идет речь о том, чтобы изо дня в день заботиться о тех, кто в этом нуждается.

Если внимательно оглядеться вокруг, можно увидеть, как много людей нуждается в нашей помощи и поддержке. Кто-то голоден, кто-то растерян, кто-то нуждается в теплом слове, кто-то потерял веру в людей. Помощь этим людям и есть истинное предназначение каждого человека.

Читать еще:  Православие и баптизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, опасность для православных, мнение священников и святых отцов

Мнение Всеволода Шпиллера

Как бы странно это не звучало, но любовь часто оборачивается ненавистью. Люди любят свой народ так, что начинают ненавидеть соседние. Иногда человек так любит свое окружение, что начинает с презрением относиться к людям других взглядов. Это не та любовь, которую проповедовал Сын Божий. Любовь должна быть всеобъемлющей, ведь только в таком чувстве человек находит свое призвание и счастье.

Мнение Иллариона Алфеева

Несмотря на то, что книжник хорошо знаком с Законом, многое в книге осталось для него непонятным. Он задал правильный вопрос Спасителю, ведь не достаточно просто знать Заповеди Божьи, нужно еще стараться их выполнять.

Оказалось, что люди другой национальности и религии могут выполнять Закон более ревностно, нежели его служители. Господь специально сделал акцент на том, что ближним для иудея оказался самарянин, ведь ближние — это не только соотечественники и единоверцы. Эти барьеры создаются самими людьми, в то время как перед Богом мы все равны.

Мнение Павла Великанова

Любовь всегда говорит о других, нелюбовь — о самом себе. Самарянин смог получить похвалу от Бога, так как нашел в себе силы переступить через условности и предрассудки и помочь иудею, видя в нем прежде всего живого человека, а не врага.

С собой у самарянина были масло и вино, которые обычно используются для жертвоприношения Господу. Не зря Иисус говорил, что Он ждет не жертвы, а милости — самарянин обработал этими снадобьями раны несчастного иудея, и Господь не только не прогневался на него за это, а и благословил этот добрый поступок.

Важно! Эта притча учит людей правильно расставлять приоритеты и грамотно определять иерархию ценностей — вначале должен стоять человек, а потом — политические, идеологические и социальные установки.

Подобно самарянину, мы должны учиться видеть в человеке человека, вне зависимости от того, одет ли он в шикарные одежды или нищенские лохмотья.

Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи

В притчах Иисуса – мудрость Господа, которую он даёт человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать и видеть смысл, заложенный в них. Притча о милосердном самарянине – призыв к подражанию? Несомненно. Но это и приглашение к размышлению о смысле жизни, о её перипетиях.

Что такое притча

Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.

Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.

Притча как источник мудрости

Одним достаточно приведённого примера — их большинство. Так, например, в притче о милосердном самарянине даётся прямое указание, как должен поступать человек. Другие начинают думать и, к своему удивлению, видят путь к истине. Чем больше размышляют, тем он яснее и многограннее. Идёт духовное развитие, и человеку хочется знать, а что думают по этому поводу другие. Идёт процесс познания, внутреннего изменения человека. Именно к духовному совершенствованию призывает Бог, к стремлению к истине, безопасности, так как «…щит и ограждение – истина Его» (псалом 90).

Более двух тысяч лет люди читают Евангелие и находят в нём светлый источник духовного развития. Мудрость Господа постигается постепенно. Перечитывая его в десятый раз, будете как и в первый открывать для себя новый смысл, удивляясь и восхищаясь провидением непостижимой силы святого Духа, заложенной в простых словах.

Притча о самарянине

Притча из Нового Завета о милосердном самарянине — простой рассказ о том, кого считать своим ближним. Для иудеев ближним является иудей. Для еврея Иисуса ближними были все люди, за грехи которых он был распят. Его цель — научить людей быть милосердными к страданиям другого человека, Иисус говорит притчу, вкратце которую можно свести к следующему:

Один иудейский книжник решил испытать Иисуса, задавая ему вопрос о том, как можно войти в царствие небесное. Иисус спросил его: «А что об этом написано в законе?». Книжник, который хорошо его знает, отвечает: «Возлюби благословенного Бога всем твоим сердцем, а ближнего – как самого себя». Ответ Иисуса был, что нужно соблюдать это, тогда и будет тебе царство небесное. Книжник спросил: «А кто такой ближний?». Ответом Иисуса была притча о милосердном самарянине. Приведём её вкратце.

По пути из Иерусалима в Иерихон шёл один простой человек, еврей. В пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Мимо проходил еврейский священник, который, увидев его, пошёл своим путём дальше. Человек продолжал лежать на земле, когда мимо проходил левит (служитель еврейского храма). Он тоже прошёл мимо, не приняв участия.

Самарянин, проходящий мимо, не остался равнодушным, сжалился над евреем, омыл ему раны вином и смазал их маслом. Посадив на своего осла, милосердный самарянин довёз пострадавшего в гостиницу, где заботился о нём. На следующий день, уезжая, дал хозяину два динария, наказав продолжать лечить и кормить человека, а если денег не хватит, то на обратном пути обещал ему доплатить.

Закончив притчу, Иисус обратился к задавшему вопрос: «Кто, по его мнению, является ближним?» На что он ответил: «Оказавший милость». На это Иисус посоветовал ему идти и поступать так же.

Уточнения

События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.

Самаряне – это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди – это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.

Кто такие самаряне?

В Х веке до рождества Христова на восточном побережье Средиземного моря, которое омывает юго-западную часть Азии, находилось царство Израильское. В те времена страною правили царь Давид и после – его сын Соломон. В период их царствования страна процветала.

Взошедший на престол сын Соломона Ровоам, отличался редкой жестокостью и тиранством. Не выдержав его издевательств, десять колен Израильских (всего их 12) не признали его власть и под предводительством Иеровоама, соратника царя Соломона, образовали новое государство Израильское со столицей Самария. По названию столицы жители стали называться самарянами.

Два колена, Вениаминово и Иудино, остались верны Ровоаму. Их государство стало называться Иудеей. Столицей царства стал город Иерусалим. Как мы видим, иудеи и самаряне – это одна нация. Говорят они на одном языке – иврите.

Это один народ, разделённый на две части и исповедавший одну религию, правда, с некоторыми различиями. Длительная вражда сделала их непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в притчу милосердного самарянина. Смысл этого в том, что все народы должны жить в мире, и особенно родственные.

Библейское толкование

Важным моментом этой притчи является выяснение истинного смысла слова «ближний», которое вызывает недопонимание у книжника. Он трактует его буквально. Ближний – это родственник, единоверец, соплеменник. По мнению Иисуса, ближний – это совершивший милость, в нашем случае милосердный самарянин из Нового Завета. Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним — и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро.

У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для проведения ритуала, самарянин символически приносит милость — жертву Господу.

Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)

Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.

Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»

Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют.

Возлюби ближнего своего

Много людей иной веры или те, которые довольно далеки от веры в истинного Бога, обладают сердцами, в которых живёт любовь к ближнему. Сами того не ведая, они исполняют заповеди Божьи. Это могут быть люди любой христианской веры, мусульмане, иудеи, атеисты.

Как мы видим, толкований притчи о милосердном самарянине много. Это собирательный, наглядный пример, учащий жить по подобию Иисуса Христа, который любил всех людей и желал их спасения. Ради них он пошёл на муки, чтобы очистить их от грехов. Всех, а не только последователей своих или людей определённой национальности. Разве только иудеи отвергают иноверцев? Нет. Вспомните крестовые походы или современный мусульманский экстремизм.

Иисус – самарянин?

Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи.

Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим – это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт – царствие небесное. Иерихон – земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника – тёмные сатанинские силы. Священник и левит – это Ветхий Завет, в котором священник – Закон Моисея, левит – это пророки.

Два врача, направленные Богом – Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин – это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным.

Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру?

Послесловие

Множество людей на вопрос, который задавал Иисусу левит: «А кто ближний?», не задумываясь, станут называть родственников, единоверцев и так далее. Но родство – это не только кровь, но и милосердие. Беда одного человека делает его одиноким, и только милосердие другого роднит их на века. Кровь братьев в большинстве случаев не делает их близкими, а только родными. Господь даёт нам понимание этой простой истины, и не только её, но и многих других.

Золото Евангельской мудрости: О милосердном самарянине

Выберите раздел серии

Золото Евангельской мудрости: Притчи
О милосердном самарянине

Сегодня мы поговорим об одной из самых известных притч Христовых, о притче, в которой начертываются основы христианской этики… Вы все, конечно, знаете эту притчу. И все же, сперва прочитаем ее:

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Евангелие от Луки. 10, 25-37).

Прежде чем мы перейдем к комментированию притчи, сделаем несколько интересных уточнений, которые помогут нам глубже понять смысл притчи.

1. Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат:
Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека.
Священник и левит – представители духовных вождей иудеев.
Самарянин – символизирует человека-врага. (Напомню, что самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.)
Поэтому ни в коем случае нельзя рассматривать притчу как частный эпизод, касающийся только нескольких людей, которые в ней приводятся. Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.

2. Современные ученые убедительно доказывают, что по логике развития событий, которой ожидали слушатели Иисуса, помочь несчастному должен был бы обычный израильтянин. Многие простые труженики были настроены антиклерикально и с иронией относились к храмовому священству. Развитие сюжета, в котором мимо несчастного израненного проходят священник и левит, было, в общем, ожидаемым. Следующим должен был появиться простой человек… То, что появляется отрицательный персонаж, для сознания обычного иудея, скорее, враг, полностью сбивало слушателей с толку. Это, как если бы в современном варианте притчи мы сказали, что все прошли мимо и вдруг появился… иеговист (или кришнаит) и помог несчастному.
Нежданное появление самарянина шокировало слушателей. Но именно в этом и содержится поразительная сила притчи. Тот, кого ты воспринимаешь врагом, тебе протягивает руку…

3. Обратим внимание на указание конкретного места, на котором произошли драматические события, описанные в притче. Это дорога из Иерусалима в Иерихон. В те времена эта 27-километровая дорога печально славилась криминальными историями[1]. Но не только поэтому приводит конкретную дорогу Иисус. Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: они шли в святой город и не хотели нарушать закон ритуальной чистоты. А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют. Никакой чистоты они бы не нарушили.
В Иерихоне жило много священников, и приведенные персонажи возвращались домой, отслужив свою череду в храме. Возможно, с гостинцами для семьи, возможно, спешили. Но разве окровавленный человек на дороге не побудил бы нас остановиться и оказать помощь?

Здесь я бы обратил внимание еще на одну деталь. В нашем переводе сказано: По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Выражение прошел мимо (греч. антипарилфен) правильнее перевести прошел по противоположной стороне дороги.
Перешел на другую сторону, чтобы не соприкасаться с человеческим горем, болью. Как это характерно для многих людей – избегать соприкосновения с чужим горем, прятаться от чужих проблем.

Читать еще:  Архангелы в православии: кто такие, полный список, имена и предназначение каждого, архангельская иерархия

4. А вот самарянин ведет себя прямо противоположным образом. Он возливает на раны несчастного человека оливковое масло и вино – так советовала медицина того времени, то есть, заботится о нем самым старательным образом.
Он дает хозяину гостиницы 2 динария. В те времена суточное содержание в гостинице стоило 1/12 динария, то есть, по сути, он платит за 24 дня пребывания. Более того, обещает, если это потребуется, восполнить на обратном пути потраченную на больного сумму.

5. Обратим внимание и вот на что. В конце этой шокирующей притчи Спаситель спрашивает законника: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Законнику (то есть, специалисту по изучению Закона и обрядовых предписаний) непросто произнести слово самарянин. Он выходит из положения таким ответом: Он сказал: оказавший ему милость.
Но Христос понимает, что к радикализму христианской этики надо еще привыкнуть. Хорошо, что человек уже сделал правильные выводы, хотя они ему нелегко даются. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

6. Наконец, еще один момент: наша помощь ближнему должна быть конкретной.
…Однажды я был в числе большой группы людей на встрече с одним американцем. Это был крупный бизнесмен, который одновременно был протестантским проповедником. Прощаясь и раздавая визитки со своими координатами, он обратился к собравшимся со словами: «Если вы окажетесь в Америке и у вас не будет денег, вы не будете знать, куда идти и что делать, позвоните мне. И я помолюсь за вас!»
Конечно, это была шутка, и он расхохотался своей шутке первым. Но такой подход на самом деле нередко можно встретить у людей. Пока речь не идет о конкретной помощи, мы готовы сочувствовать и жалеть других. Но, когда вопрос ставится конкретно: как мы можем помочь бедняге, многие пытаются скрыться… В этой притче Христос говорит, что подлинная помощь, настоящее сочувствие требуют нашего конкретного участия в судьбе человека.
В притче достаточно настойчиво звучит мысль, что помощь эта может быть связана с тратами (возлил масло и вино, заплатил за гостиницу), связана с потерей нашего времени и затратой сил (положил раненого на осла, а сам пошел рядом и др.)… Но другого варианта не дано: встреча с любым несчастьем должна восприниматься нами как попущенная Богом, как происходящая по Его воле.

А теперь, наконец, о чем говорит нам притча?

О чем эта притча? Прежде всего, это ответ на вопрос о том, кто является ближним. Напомню, что именно этот вопрос и задал законник Иисусу.
Для иудея ближним считался единоверец. Нам, воспитанным на христианской культуре, странно будет представить, что заповедь Божию «не пожелай жены ближнего твоего» иудеи воспринимали, как заповедь не желать жены иудея, но спокойно желать жены иноверца. Но, тем не менее, это было так. Ближний – это иудей. К нему следует относиться более или менее порядочно, милосердно, приветливо. Все остальные – дальние, неверные[2].
Но притча, рассказанная Христом, опровергает эту модель. Твой ближний – всякий человек, оказавшийся рядом!

Так христиане понимали эту притчу всегда. И понимали, и применяли на практике. В те годы, когда большевики формировали новую нравственность, согласно которой твой друг – только человек, разделяющий большевистские взгляды, а все остальные – враги, христиане продолжали придерживаться евангельского принципа отношения к людям. В 1918 году в Екатеринбурге содержалась в заключении семья последнего русского Императора. С Императорской семьей, верный присяге, последовал их личный врач, лейб- медик Евгений Сергеевич Боткин. Ему было предложено покинуть царя, но Евгений Сергеевич сказал, что для него подобное предательство неприемлемо. Он был нужен и без того растерянным, униженным людям, на руках у которых был еще и страдающий гемофилией царевич.
Поразительно и для красноармейцев – тюремщиков Императора необъяснимо, что Евгений Сергеевич, кроме оказания врачебной помощи царской семье, лечил их самих и их близких. Казалось бы – они по разные стороны баррикады, но Боткин не отказывал в помощи никому, кто в ней нуждался. Когда царскую семью спустили в подвал для расстрела, Евгений Сергеевич взял царевича на руки и нежно прижал к себе. Он догадался, куда их повели. Когда раздались выстрелы, врач своим телом пытался заслонить Императора и царевича от пуль…

Итак, самый первый и важный смысл притчи в том, что ближним является всякий человек, оказавшийся рядом. К каждому ты должен проявлять любовь и заботу.

Есть и другие смыслы. Например, для израненного человека было откровением, что руку помощи ему протянул самарянин. Этот несчастный открыл для себя ту истину, что твоим другом может оказаться враг. Притча ненавязчиво подводит нас именно к этой идее: люди на самом деле сложней и… прекрасней, чем мы обычно думаем. Меняй свое представление о людях.
И разве жизнь наша, когда помощь приходила от совершенно нежданных людей, не учит нас тому же?

Еще один смысл притчи, о котором мы тоже не должны забывать: внешнее благочестие и религиозность отнюдь не спасают человека от нравственной нищеты и не гарантируют способность любить. Скольких мы видели внешне благочестивых людей, а то и служителей Церкви, в которых было мало любви, мало сострадания… Этой притчей Христос напоминает, что религия без любви – не имеет смысла. Богу не нужны наши посты, коленопреклонения, вычитывания длинных молитвословий, если мы не будем замечать человека, оказавшегося рядом с нами и нуждающегося в помощи.

P.S. У святых отцов мы можем встретить очень глубокие аллегорические токования на эту притчу. Согласно такому способу толкования каждый элемент этой притчи имеет сокровенный смысл. Человек, израненный разбойниками, – это любой потомок Адама, милосердный Самарянин – Христос, гостиница – Церковь, масло и вино – масло, которым помазываются при Таинстве Крещения, и вино Евхаристии и мн. др. Таким образом, вся эта притча говорит нам о подвиге Иисуса Христа, предпринятом им ради спасения человечества.


Городские ворота Иерусалима
Рисунок из книги: Мириам Вамош. Жизнь и быт во времена Иисуса Христа. Израиль. 2010

[1] Историк Страбон, живший во времена Христа, сообщает, что многочисленных разбойников, промышлявших на этой дороге, постоянно истреблял римский полководец Помпей. Но даже он не смог с ними справиться.
В 5-м веке блаженный Иероним, живший в Палестине, также рассказывает об опасностях, подстерегающих путников на этой дороге. В его время эту дорогу называли Красной, или Кровавой.

[2] Естественно, что Иисус не придумывает новый смысл слова ближний, а показывает исконное значение этого слова. Древнееврейское понятие ближний (реа) означало «товарищ, партнер, сосед». Сужение этого понятия до представителя только твоего народа и твоей религии произошло под влиянием учения раввинов. Фарисеи, например, пошли еще дальше. Под ближним они имели в виду только такого же, как они, ученого и благочестивого человека, преимущественно фарисея. В учении кумранитов ближним считался только член их общины, а остальные часто назывались «сынами тьмы».

«Я лучше всех»: как это проверить

В двадцать пятую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице православная Церковь вспоминает притчу о добром самарянине.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

«В сегодняшнем Евангельском чтении Господь предлагает нам человека простого, который слушает Священное Писание, который приходит в синагогу, который молится вместе со всеми иудеями – но его сердце лукаво. Откуда мы знаем, что его сердце лукаво? Об этом нам свидетельствует святой апостол и евангелист Лука в сегодняшней истории», – начал свой рассказ Владыка Павел.

Притча о добром самарянине

Тогда один законник приступил ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк, 53 зач., 10, 25-37

Притча о добром самарянине: смысл

Начало Евангельского чтения открывает нам смысл всего Евангелия.

Потому что человек, который слепо исполняет Закон Божий – это неверующий человек.

Он думает, что исполняет, но на самом деле лицемерит – и это страшно. Он, зная немощи свои, не может простить ближнего. У него возникают вопросы наподобие: «Почему я молюсь, почему я пощусь, а другие нет?» И само выгораживание это «я», сравнение себя с другими, осознание собственного превосходства и толкают такого человека на путь погибели.

«И Господь говорит, что для законника буква Закона – главная. Но впоследствии соблюдение этого Закона без смысла распнет Христа невежеством своих деяний. Мы часто в своей гордыне, в своем неистовстве, в своем упрямстве осуждаем, что все не такие, все плохие – и священники, и патриархи, и митрополиты, и сослуживцы, и окружающие люди, близкие, родные, все-все – кроме меня. И этот человек, приступая к Иисусу, как бывает у каждого из нас в жизни, начинает искушать Господа. А вот что Он скажет, что ответит? Хотя знает наперед, что Христос ответит. Вот эти мысли: «Я уже знаю наперед, что Он будет говорить, но вот я хочу показать свои знания, свои понимания» – приводят к погибели. От таких людей рождаются ереси, расколы, невежество в нашем обществе. А ведь обо всем в Священном Писании сказано», – с сожалением отметил митрополит Павел.

Но законник приступает с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И Господь отвечает: «В законе что написано? Как читаешь?» И законник говорит: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем своим и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

«Христос – это Любовь! Это жизнь вне жизни! Это всеобъемлющая сила всей Вселенной, Которая взяла все немощи человеческие на Себя», – подчеркнул настоятель лавры.

Христос похвалил исполнение Закона. Но в душе этого человека еще чего-то не хватает. Он знает, кто ближний, но желая оправдать себя, задает Господу вопрос: «А кто мой ближний?»

«А ведь мы с вами знаем из нашей жизни, что между ближними есть те люди, которых мы не хотим видеть. Между ближними есть те, которым мы должны услужить и послужить. Но как я, исполняющий Закон, буду служить этому несчастью грешному – пьяному, злому, обколенному?!

Мы понастроили между собой стены непонимания и презрения по разным признакам – по национальным, родственным, культурным и т.д. Все это искусственно создано человеком для возвышения собственной гордыни. А чего только стоят классовые различия! Но все должно преодолеваться любовью! Это самый главный признак христианского учения и нашей сообразности Богу.

Пусть каждый задаст себе вопрос: «А кто мой ближний?» – призвал Владыка Павел.

И чтобы понять, кто ближний, Спаситель рассказывает историю. Здесь раскрывается глубокий смысл связи священства и жизни, отношения человека к другому человеку.

Он говорит, что некий человек шел в Иерихон. А на этой дороге, из Иерусалима в Иерихон, всегда были бандитские нападения. Потому что шли караваны, шли люди на поклонение, они несли что-то с собой, средства какие-то, кто что имел. И на этом пути их встречали разбойники. Они мало того, что все забирали, но еще человека ранили, часто и убивали, чтобы никто не был свидетелем их бесчинств, забывая о том, что Бог – свидетель и человеческая совесть.

«И Христос на этом примере показывает жизненный путь человеческий, потому что мы, идя от земного Иерихона до горного Иерусалима, тоже идем с каким-то багажом. А мытари злые – это дьявол и его слуги, всегда встречающие человека на этом пути, принося ему разного рода испытания и искушения. Много мы терпим по своему незнанию, лености, нерадению от врага рода человеческого, дьявола. Но Господь всегда и везде с нами рядом и посылает нам Свою Святую помощь – через человека, через Таинства в жизни», – отметил митрополит.

И в этой истории показано, что человек, идя этой дорогой, попал в руки разбойников, которые сняли с него одежды, забрали все, что было у него, изранили и оставили еле живым. И шел один священник той дорогой, и прошел мимо. И шел также левит – низшая степень служения при храме. И он, увидев, прошел мимо. Священник думал о себе, что он представляет собой «духовенство» и его не касаются человеческие нужды. Левит также хорошо знал Писание, но не знал Бога. Его ум был занят размышлением о высших материях, и человеческие страдания были ему чужды. А ведь священник и левит – они были не только одной национальности, но и одной веры. Но, испугавшись увиденного, боясь за себя, они бежали. «А, казалось бы, кому, как не им оказать помощь пострадавшему? Ведь они все трое шли из Иерусалима, куда ходили на молитву и поклонение Богу», – обратил внимание настоятель лавры.

И вот появляется самарянин. И надо заметить, что самаряне были в такой вражде с иудеями, что нельзя было быть им вместе. Они даже воду из одного колодца не пили, настолько считались далекими друг от друга во всех отношениях. И только самарянин, подойдя, сжалился над этим человеком, посадил его на свой скот, отвез в гостиницу. Но, прежде чем отвезти в гостиницу, он ему оказал первую помощь, потому что тяжело страждущему человеку, увечному перенести переезд. Омыл раны, помазал елеем, все перевязал, чтобы не так болело тело человека.

Прибыв в гостиницу, побеседовал с владельцем гостиницы, дал ему денег, указал на этого человека и попросил, чтобы он помог ему. А если что более оставленных им денег потратит, то самарянин будет ехать назад и за все рассчитается.

И Христос спрашивает: «Кто из этих троих, ты думаешь, был ближний попавшему разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». И Господь напутствует его, чтобы он поступал также.

Притча о самарянине: толкование

«А что же сблизило таких разных людей? Любовь! Тот мой ближний, который меня любит. У святых отцов сказано, что израненный и избитый разбойниками человек – это Адам и все человечество, согрешившее перед Богом. Путь, которым шел этот человек – это путь человечества, которое отошло от Бога, обманутое дьяволом. Разбойники – это злые бесы, которые, видя человека, который без Божьей благодати, ранят его душу грехом, пороками, грабят, забирая последнее духовное. Такой человек действительно остается недвижимым и больно израненным. Гостиница – это Церковь Святая Соборная Апостольская, где каждый страждущий и жаждущий находит утешение по воле Господней для своей души», – пояснил Владыка Павел.

Иоанн Златоуст говорит о том, что священник и левит – это Ветхозаветный Закон, безблагодатный. Он не имеет силы что-то сделать, даже по-человечески, не желает. Господь дал этот Закон, всех соединяющий и приводящий к Христу. Поэтому левит и священник, мало того, что они буквоеды, законники, но они не имеют в себе смысла жизни. Законы, которые они знали на память, они не воплощали в жизнь.

Некто самарянин – это Христос, Который пришел в мир спасти нас. А самаряне были язычниками, грешниками. Но Христос, приняв человеческую плоть, отождествляет Себя со всеми погибающими людьми.

«Иисуса Христа все осуждали, смеялись, как мы видели из других историй, но Он побеспокоился за человека. Он пришел, взял немощи человеческие, Он пострадал. Взял человека и принес к Отцу Небесному, Своему Творцу и Создателю. И он сказал, что если что-то еще недостает, Я возмещу Своим Воскресением, Своей благодатью, потому что Я пришел для того, чтобы помочь несчастному человеку. И оказать милость, которую решил оказать Отец Небесный через Своего Возлюбленного Сына», – отметил митрополит.

Читать еще:  Православие и медицина: отношение к современной, нетрадиционной и народной, мнение священников

И милосердие, о котором говорится в истории о милосердном самарянине, сотворил не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. И это милосердие сложно осознать человеческим пониманием.

Чему нас учит притча о добром самарянине

«Очень сложно нам понять слова Христа: «И ты твори также!» Тяжко было человеку услышать такие слова. Мы ведь любим любящих нас, мы ненавидим тех, кто не любит нас, мы ненавидим тех, кто скажет нам какое-то колкое слово, мы не терпим критики в свой адрес, даже если она справедлива. Наша гордыня, наша зависть, наше сребролюбие, наше непокорение воле Божьей приводит человека к страшным последствиям – к вечной смерти. И те разбойники (духи злобы поднебесной), которые есть на нашем жизненном пути, как они радуются нашим неудачам, но главные неудачники – это дьявол и все его последователи», – напомнил Владыка Павел.

И добавил: «Мы должны всегда помнить слова Христа о ранах души, которые еще более болят, чем раны телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души не могущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну».

«Дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть много примеров, когда мы часто заблуждаемся. Мы можем помочь, но не хотим. И сразу при этом уподобляемся ветхозаветному священнику – проходим мимо всего доброго, всего святого. Проходим мимо храма, проходим мимо Евангелия, проходим мимо самого главного в жизни человека. А мы должны помогать, тяготы друг друга носить, тако исполните Закон Христов.

Даже верой, даже своей жизнью временами мы должны пожертвовать, лишь бы спасти немногих.

Этот пример показали нам наши родители, наши отцы и братья, которые во время Великой Отечественной войны страдали и не жалели жизни своей, чтобы только мы жили в мире. Ведь те, которые идут на нас со всякой неправдой и злобой, и те, которые эту злобу распространяют, эти люди – исчадие ада. Это те люди, которые действительно не имеют в себе ничего живоносного», – рассказал настоятель лавры.

Он отметил, что в какой-то мере мы все законники: «Христиане, мы знаем Закон, нам Господь поставил Заповедь, поставил путеводитель и Ангела-Хранителя. Он нас оградил от всякого зла этими добрыми самарянами. И Закон Любви Его живет между нами – будьте милосерды, как Отец Ваш милосердный. И апостол Павел говорит: «Будьте подобны мне, как я подобен Христу». Поэтому эта история, эта притча пускай послужит каждому из нас. Будем изучать Закон Божий не только для того, чтобы кого-нибудь уколоть, попрекнуть, но чтобы исполнить Заповеди. Мы должны помнить, что пока мы увидим Бога – мы увидим человека на жизненном пути с его пороками и страстями. Но его не гнушается Бог, его не осуждает Бог, а ты – неправедный судья. Человек, какое ты имеешь право осуждать, злословить, желать смерти, просить неправды для своего ближнего? Такой человек уподобляется дьяволу. Поэтому исполняя Заповеди блаженства, милосердия и любви, мы таким образом приближаемся к Господу».

Притча о добром самарянине: видео

А самым маленьким своим читателям «Вести» предлагают посмотреть притчу о добром самарянине в виде мультфильма для детей.

Притча о добром самарянине. Краткое толкование притч Иисуса Христа

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!

Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

  • 1. ПРИТЧА С ИСТОЛКОВАНИЕМ – по-еврейски «машаль нимшаль» — термин «машаль» обозначает притчу, а «нимшаль» — ее истолкование. Само название говорит за себя. Это притча, у которой есть объяснение, истолкование. В притче с истолкованием это истолкование всегда дано ниже. Иисус Сам объясняет причту: кто есть кто и что есть что в данной притче.
  • 2. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – по-еврейски «лэма адовар доме» — чему данное можно уподобить. Притча-иллюстрация иллюстрирует какую-то мысль или концепцию, изложенную выше.
  • 3. СРАВНЕНИЕ – по-еврейски «каль ва хомер». В притчах-сравнениях используется принцип: если малое верно, то большее, тем более верно.

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Притча о добром самарянине Лук.10:30-37

Лук.10:30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Сначала определим адресата: притча обращена к законнику, который с Иисусом вступил в диалог.

«И вот, один законник встал и, искушая Его (Иисуса), сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? … 30 На это сказал Иисус:» (Лук.10:25-30).

Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Выше Иисус посылает семьдесят учеников благовествовать Израильтянам, что приблизилось Царствие Божие, и исцелять больных. Затем Он встречает возвратившихся учеников и дает им наставления. При этом разговоре присутствуют не только ученики Христа, но все желающие. Ниже притчи идет самостоятельная история про Марфу и Марию.

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже, как было отмечено, другая история, то есть изъяснения нет, а значит это не притча с истолкованием. Внутри сравнения “если малое верно, то большее тем более верно” не наблюдается. Зато выше явно обозначена тема.

Выше ведется обсуждение вопроса о том, кто наш ближний. То есть непосредственно перед притчей поднята тема о том, кто человеку является близким.

Лук.10:25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: Далее идет сама притча.

ВЫВОД: это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему: кто для человека является близким

Итак, притупим к непосредственному толкованию притчи о добром самарянине Лук.10:30-37

Из диалога законника и Иисуса мы видим, что законник хотел испытать Иисуса, задав Ему сложный вопрос о том, как спастись согласно Божьего закона. Из контекста не понятно был ли законник враждебен к Христу или находился по доброй воле среди Его учеников, симпотизируя раввину из Назарета, и называя Его: «Учитель». Иисус не стал отвечать, а задал встречный вопрос, о мнении самого законника на эту тему. Законник хорошо знал закон Моисея, изложенный в Торе (Тора – первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), поэтому процитировал две основополагающие заповеди из закона: о любви к Господу и ближнему (Втор. 6:5 и Лев. 19:18).

Втор.6:5 «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими»

Лев.19:18 «Люби ближнего твоего, как самого себя»

Иисус похвалил законника за правильный ответ и посоветовал жить по этим правилам. Но законник захотел оправдаться, видимо, у него были духовные и практические проблемы с любовью к ближним. Поэтому, он задал Христу уточняющий вопрос: «Кто мой ближний». Именно на этот вопрос Иисус и сказал притчу о Самарянине.

То, что данная притча является иллюстрацией на диалог между Иисусом и законником на тему ближнего, доказывает Сам Христос, делая после притчи вывод и наставление:

Лук.10:36 Кто из этих троих, думаешь ты (обращение Иисуса к законнику), был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он (законник) сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Из притчи о добром Самарянине следует, что ближний, это не обязательно человек из твоего народа и даже не всегда твой духовный наставник. Для Израильтян Самаряне были иноземцами, а свещенники и левиты считались в Израиле уважаемыми духовными лидерами.

Но помог избитому Израильтянину именно Самарянин, от которого евреи меньше всего ожадали доброго дела, тем более, с самопожертвованием (вспомите о затратах Самарянина на гостиницу, и о его готовности и дальше заботиться о попавшем в беду). То есть, ближним может оказаться даже человек, которого ты считаешь врагом. Нужно понимать, что евреи ненавидели самарян, и даже гнушались разговаривать с ними, что видно из диалога Иисуса и Самарянки в 4 главе Евангелия от Иоанна. Но именно тот, кого считали врагом, оказал помощь попавшему в беду человеку, став ему самым близким.

В этой притче не стоит искать образы всех героев, о чем мы рассуждали во Вступлении. Здесь их попросту нет. Ведь эту притчу Иисус сказал с конкретной целью – показать законнику, кто является нашим ближним.

Некоторые попытки найти прототипов для героев притчи выглядет даже смешными. Так, в одном из толкований на данную притчу, можно увидеть такой подбор образов: попавший в беду человек — это грешник, самарянин — это христианский священник, постоялый двор — это Царствие Божье, а осёл — это церковь, благодаря которой грешник был доставлен в Божье Царство. Как видно, в таком толкование тоже не на всех героев были найдены прообразы. Но главное, в этом толковании нет привязки к контексту.

Между тем, притча о добром самарянине не была отдельной репликой Иисуса, а являлась ответом Христа на конкретный вопрос, заданный Ему законником.

Вывод: ближний нам может быть/стать любой человек, кто рядом с нами. А значит, мы должны проявлять человеколюбие к любому нуждающемуся, который оказался вблизи, а не только к своим по нации или по вере.

► Толкование на другие притчи Иисуса Христа

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector