0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причастие без исповеди: можно или нет, грех ли, как и когда лучше сделать, исключения

Содержание

Правила православной Церкви: можно ли причащаться без исповеди

История установления Таинства Евхаристии

Подробно о возникновении христианской традиции написано в Святом Писании. Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере, которая проходила за день до Его казни. Спаситель преломил со Своими учениками хлеб, называя его «Тело Мое», и налил вина – «Кровь Моя».

Проведя такой ритуал, Мессия как бы показывает, что Всевышний больше не нуждается в кровавых жертвах. Ему достаточно Сына, который подобно агнцу умирает за прегрешения человеческие, чтобы Создатель не обрушил Свой гнев на верующих людей. Иными словами, Евхаристия символизирует укрепление Нового Завета.

По аналогии с Тайной Вечерей сегодня православные священнослужители использует для великого Таинства красное сухое вино и просфоры.

Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере

Православная церковь о причастии

Перед тем как причаститься, обязательно читаются подготовительные молитвы и каноны. Песнопения произносятся на церковнославянском языке. Основная их идея – покаяние перед Всевышним, а также вознесение благодарственных речей за всемогущество Творца. Чтобы молитвенный смысл был понятен, рекомендуется за день до исповеди прочитать священные тексты самому, перед образом. Они содержат список грехов, в которых нужно каяться перед Богом.

Также перед Евхаристией читают Канон Пресвятой Матери Божьей, Ангелу Хранителю и подготовительное правило к великому Таинству. Обязательным является предварительное соблюдение поста, ведь постясь, вы вспоминаете все, даже самые давние прегрешения, готовя себя к Причастию. Послабления делаются только больным людям, беременным женщинам или путешественникам.

Видео «О подготовке к Причастию»

В этом видеосюжете протоиерей рассказывает о правилах подготовки к Причастию.

В чем важность исповеди

Смысл этого Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах. Исповедаться, как правило, приходят к священнику, который является проводником к Господу Богу. Церковник не отвечает за чистосердечность кающегося, а также не несет ответственности перед Создателем за слова или поступки грешника.

Исповедоваться необходимо перед каждой Евхаристией. Целью покаяния является полное духовное очищение, позволяющее надеяться на спасение. Искренние признания с последующим раскаянием открывают дорогу в Царство Небесное. Все совершенные прегрешения прощаются и вычеркиваются из списка прижизненных дел, который будет озвучен на Страшном Суде.

Только после исповеди можно причащаться, вкушая Святые Дары. Эти два Таинства неразрывно связаны между собой и преследуют единую цель – спасение души.

Грех ли Причастие без исповеди

В раннехристианский период дозволялось проводить Евхаристию без покаяния, так как последователи учения Христова отличались высокими нравственными устоями и духовной чистотой. Они все время проводили за молитвами, причащаясь практически каждый день. Чуть позже апостол Павел Первым посланием Коринфянам озвучил условия, поставленные Господом Богом. Так, без покаяния и отпущения грехов причащающегося могли настигнуть болезни или смерть.

Ученик Христа отождествлял причащение без исповеди с самоосуждением. Апостол сравнивает плоть Спасителя с Церковью, а народ называет ее телом. Чтобы не согрешить перед великим Таинством, он призывает к посту и воздержанию накануне Евхаристии.

Как уже было упомянуто, священнослужитель не несет ответственности перед Богом за причащающегося. Каждый человек волен делать так, как ему угодно, однако он должен понимать, что совершает грех, вкушая Святые Дары без покаяния.

Некоторые церковники называют отпущение грехов вторым крещением. Связано это с полным духовным очищением и исцелением. Только искренне покаявшись, возможно участвовать в великом Таинстве. А вот исповедоваться без последующего причащения допускается.

Исключения для причастия без исповеди

Таких исключений в православии очень мало. Можно пропустить покаяние на праздник Воскресения Христова, если священнослужитель объявил это во всеуслышание в церкви. Также разрешается не исповедоваться перед смертью, когда человек из-за тяжелого состояния не способен говорить или связно формулировать свои мысли. Незнание церковных законов не освобождает от ответственности, которую несет причащающийся без покаяния.

Смысл Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах

Не стоит бояться раскаяться в своих грехах перед вкушением Святых Даров. Прежде всего это нужно лично вам, чтобы с чистой душой соприкоснуться с телом Христовым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

Если часто исповедоваться, не превращается ли исповедь в формальность? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

Обязательно ли исповедоваться перед причастием?

— Отец Константин, в современной практике Русской Православной Церкви таинства исповеди и причастия напрямую связаны. Если человек причащается раз в две недели и чаще, не превращается ли для него исповедь в формальное перечисление грехов?

— Я слышал, что во многих местах за границей исповедь и причастие разделены. На воскресной и праздничной литургии причащается вся община, и далеко не перед каждым причащением прихожанин исповедуется. Если я не ошибаюсь, это практикуется в маленьких приходах, где священники хорошо знают всех прихожан лично, имеют представление о внутреннем мире каждого, его духовном устроении.

В современных российских условиях, особенно в Москве и Московской области, где прихожан очень много, причем не все они ходят каждое воскресенье, некоторые причащаются несколько раз или даже один раз в год, если просто разрешить всем причащаться без исповеди, это, скорее всего, приведет только к тому, что люди потеряют благоговение перед святыней, станут относиться к величайшему таинству как к одному из многочисленных обрядов.

Поэтому обычай исповедоваться перед причастием в наших условиях я считаю разумным и нужным, но надо понимать, что это именно обычай, а не канон и не догмат. И прихожанин, про которого я знаю, что он регулярно исповедуется и причащается, серьезно относится к своей духовной жизни, может просто подойти ко мне и сказать: «Батюшка, благословите причаститься». И я благословляю.

Но если он по каким-то причинам придёт в другой храм, в котором принято, чтобы перед причастием каждый подходил к исповеди и что-то говорил священнику, пусть следует тамошним обычаям. Это вообще не повод для спора. Глубоко человек кается или формально перечисляет грехи, зависит не от обычаев.

С другой стороны, не только среди новоначальных, но и среди тех, кто в Церкви с детства, есть люди, которые причащаются два раза в год. На мой взгляд, этого мало, но не могу же я им запретить причащаться и эти два раза? Разговаривал как-то раз с одним таким христианином, он сказал, что причащается на Рождество и на Пасху, а чаще ему тяжело. И что теперь? Отлучить его от Церкви? Или заставить причащаться чаще? Думаю, ни то, ни другое неправильно.

В идеале мы должны всей общиной причащаться за каждой литургией. Эта норма в первые века сложилась. Но сегодня от неё есть разные отступления, и не все они плохие. Ведь во многих больших храмах, в том числе и в нашем, литургия совершается ежедневно. Понятно, что вся община не может собираться каждый день, но я не считаю, что надо отменять ежедневные литургии и по будням вместо литургии читать часы.

А вот то, что некоторые прихожане причащаются всего несколько раз в году — отступление от нормы по нашим немощам. В Синодальный период это отступление стало признаваться нормой, считалось, что достаточно причащаться один раз в году, а пять раз в год — каждым постом и на День Ангела — уже много. Это совсем неправильный обычай, противоречащий церковной традиции, но ведь и в то время люди достигали святости. Если человек стремится к Богу, никакие правила ему не помешают.

В наше время, я считаю, церковная жизнь устроена разумней, чем перед революцией, и тем более незачем спорить о порядках. Боюсь, от таких споров будет больше вреда, чем пользы. Просвещать надо людей, публиковать книги и статьи о смысле Божественной литургии.

Слава Богу, сейчас изданы и популярны труды отца Александра Шмемана и других великих богословов нашего времени. Но, кстати, замечу, что если административно насаждать, то, что предлагал отец Александр, тоже добра не будет. Добрые обычаи должны вырастать из глубины приходской жизни. Жизнь нужно налаживать, а не администрировать на литургическую тему.

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

История установления Таинства Евхаристии

Подробно о возникновении христианской традиции написано в Святом Писании. Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере, которая проходила за день до Его казни. Спаситель преломил со Своими учениками хлеб, называя его «Тело Мое», и налил вина – «Кровь Моя».

Проведя такой ритуал, Мессия как бы показывает, что Всевышний больше не нуждается в кровавых жертвах. Ему достаточно Сына, который подобно агнцу умирает за прегрешения человеческие, чтобы Создатель не обрушил Свой гнев на верующих людей. Иными словами, Евхаристия символизирует укрепление Нового Завета.

По аналогии с Тайной Вечерей сегодня православные священнослужители использует для великого Таинства красное сухое вино и просфоры.


Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере

Православная церковь о причастии

Перед тем как причаститься, обязательно читаются подготовительные молитвы и каноны. Песнопения произносятся на церковнославянском языке. Основная их идея – покаяние перед Всевышним, а также вознесение благодарственных речей за всемогущество Творца. Чтобы молитвенный смысл был понятен, рекомендуется за день до исповеди прочитать священные тексты самому, перед образом. Они содержат список грехов, в которых нужно каяться перед Богом.

Также перед Евхаристией читают Канон Пресвятой Матери Божьей, Ангелу Хранителю и подготовительное правило к великому Таинству. Обязательным является предварительное соблюдение поста, ведь постясь, вы вспоминаете все, даже самые давние прегрешения, готовя себя к Причастию. Послабления делаются только больным людям, беременным женщинам или путешественникам.

В чем важность исповеди

Смысл этого Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах. Исповедаться, как правило, приходят к священнику, который является проводником к Господу Богу. Церковник не отвечает за чистосердечность кающегося, а также не несет ответственности перед Создателем за слова или поступки грешника.

Исповедоваться необходимо перед каждой Евхаристией. Целью покаяния является полное духовное очищение, позволяющее надеяться на спасение. Искренние признания с последующим раскаянием открывают дорогу в Царство Небесное. Все совершенные прегрешения прощаются и вычеркиваются из списка прижизненных дел, который будет озвучен на Страшном Суде.

Только после исповеди можно причащаться, вкушая Святые Дары. Эти два Таинства неразрывно связаны между собой и преследуют единую цель – спасение души.

Почему исповедь и причастие тесно взаимосвязаны

Суть исповеди заключается в осознании и принятии человеком своей греховности, духовного несовершенства. За ней следует раскаяние, которое должно быть искренним, помогать христианину в недопущении повторных ошибок.

Негативные деяния отпускаются через слова и действия священнослужителя, выступающего главным земным свидетелем этого таинства. Мирянин, который исповедовался и раскаялся в неправильных поступках:

  • очищает свою душу от зла;
  • становится ближе к Творцу;
  • получает надежду быть услышанным Господом и прощенным Им.

Причастие считается бескровным повторением жертвы Иисуса Христа, которую он принес, пребывая на земле в человеческом облике. Причащаясь, человек соединяется со Спасителем, возвышается духовно, получает защиту от темных сил. Православные священники утверждают, что христиане должны причащаться как можно чаще, начиная со дня крещения и до наступления физической смерти.

Исповедь и причастие имеют единую суть и общую цель, которой является прощение человеческих грехов и единение с Богом. Эти ритуалы обладают неразрывной духовной взаимосвязью, а также представляют собой важный обычай, устоявшийся на протяжении многовекового существования христианства.

Грех ли Причастие без исповеди

В раннехристианский период дозволялось проводить Евхаристию без покаяния, так как последователи учения Христова отличались высокими нравственными устоями и духовной чистотой. Они все время проводили за молитвами, причащаясь практически каждый день. Чуть позже апостол Павел Первым посланием Коринфянам озвучил условия, поставленные Господом Богом. Так, без покаяния и отпущения грехов причащающегося могли настигнуть болезни или смерть.

Ученик Христа отождествлял причащение без исповеди с самоосуждением. Апостол сравнивает плоть Спасителя с Церковью, а народ называет ее телом. Чтобы не согрешить перед великим Таинством, он призывает к посту и воздержанию накануне Евхаристии.


Таинство Покаяния


Таинство Евхаристии


Причащение детей

Как уже было упомянуто, священнослужитель не несет ответственности перед Богом за причащающегося. Каждый человек волен делать так, как ему угодно, однако он должен понимать, что совершает грех, вкушая Святые Дары без покаяния.

Нельзя касаться безгреховной плоти Христовой земным телом, погрязшим в грехах. Нечистые руки, тронувшие Жертву – выказывание непочтения Господу.

Некоторые церковники называют отпущение грехов вторым крещением. Связано это с полным духовным очищением и исцелением. Только искренне покаявшись, возможно участвовать в великом Таинстве. А вот исповедоваться без последующего причащения допускается.

Существуют ли исключения, позволяющие причащаться без исповеди

Порядок проведения обряда причащения считается достаточно строгим, однако иногда допускается его послабление. Это возможно только в крайних случаях, при наличии у христианина уважительной причины.

Подходить к таинству причащения без исповедания и покаяния разрешается мирянам, которые:

  • принимают хлеб и вино, являющиеся символами тела и крови Спасителя, через небольшой временной промежуток после предыдущего таинства;
  • не успели исповедоваться в храме по объективной причине, однако попросили у Бога прощения за совершенные грехи во время усердной домашней молитвы;
  • за период, прошедший после предыдущей исповеди, вели правильный образ жизни и не совершили никаких негативных поступков.

Также существуют обстоятельства, которые не зависят от верующих. Например, если храм, который они посещают, небольшой и в нем служит только один священник. В таком случае у батюшки не всегда имеется возможность отпустить грехи перед причастием каждому мирянину. В подобных ситуациях проводится причащение без исповеди.

Читать еще:  Православие и гадание: отношение церкви и мнение священников к гаданиям на таро и на Святки, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, грех или нет

Если христианин собирается причащаться без предварительной исповеди, священник всегда должен знать об этом. При таких обстоятельствах нужно обязательно поставить служителя церкви в известность и согласовать с ним возможность проведения этого таинства без покаяния.

Исключения для причастия без исповеди

Таких исключений в православии очень мало. Можно пропустить покаяние на праздник Воскресения Христова, если священнослужитель объявил это во всеуслышание в церкви. Также разрешается не исповедоваться перед смертью, когда человек из-за тяжелого состояния не способен говорить или связно формулировать свои мысли. Незнание церковных законов не освобождает от ответственности, которую несет причащающийся без покаяния.


Смысл Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах

Не стоит бояться раскаяться в своих грехах перед вкушением Святых Даров. Прежде всего это нужно лично вам, чтобы с чистой душой соприкоснуться с телом Христовым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Многолетняя практика обязательной исповеди, установившаяся в нашей Церкви, помимо безусловных преимуществ, сформировала у целого ряда людей взгляд на исповедь как не как на самостоятельное Таинство, а как на некий этап подготовки к причащению. Безусловно, в реалиях сегодняшнего дня исповедь перед причастием необходима. Однако не следует забывать, что смысл Таинства Покаяния вовсе не в том, чтобы человек подошёл к Чаше Христовой, исповедав предварительно как можно больше грехов. Исповедь неотделима от той каждодневной скрупулёзной работы, которую должен вести всякий из нас над собственной душой. От борьбы со страстями, от сопротивления искушениям, от искоренения греха в любом его виде. В Таинстве Покаяния христианин черпает благодатные силы для работы над собой, и прощением грехов в этом же Таинстве венчаются все его усилия на поприще покаяния. Кроме того, прощение грехов как таковое напрямую зависит и от твёрдости намерения к исправлению, и от образа жизни кающегося. Если человек не употребляет над собой ни малейшего усилия, если в его жизни постоянно присутствуют одни и те же грехи, польза от его исповеди будет нулевой, исповедуйся он хоть ежедневно.

Стремление максимально освободиться от грехов на исповеди без желания отказаться от них в жизни, то, что в своё время протопресвитер Александр Шмеман метко назвал «интроспекцией чистюли», никакого отношения к покаянию не имеет. Однако именно эта интроспекция чистюли присуща многим нашим прихожанам. Сколько раз мне приходилось наблюдать странную и даже абсурдную картину: человек готовится причащаться и приходит на исповедь вечером накануне, исповедуется, но на этом не останавливается и обязательно подходит к исповеди уже во время Литургии. Некоторым, кстати, и этого бывает мало, и они уже перед самым причащением исповедуются снова. И было бы полбеды, будь это единичные случаи в отдельных приходах, так ведь нет! Из общения между священниками становится ясно, что таких прихожан нынче хватает всюду. И самое печальное то, что никакие священнические увещания на них не действуют. Они, скорее, будут исповедоваться у разных батюшек, кочевать из прихода в приход, но своей странной привычке не изменят. И самое печальное то, что, глядя на них, их воцерковлённые дети начинают заниматься тем же самым, чуть ли не по три-четыре раза за Литургию исповедуя внезапно вспоминающиеся грехи. А всё от желания подойти к Чаше как можно более «очищенным»…

Да вот только всё дело в том, что наша «очищенность» у Чаши никому, по сути, не нужна. Главной целью, которую преследует известная нам традиция подготовки к причащению, включающая пост, молитвенное правило и исповедь, являются искреннее покаянное чувство, сокрушение сердца и смиренное сознание собственного недостоинства. Но точно ли эти чувства наполняют душу «чистюли», трижды за два дня сходившего на исповедь и не помнящего за собой более никакого греха? Если бы! «Чистюля», напротив, исполнен чувства удовлетворённости. Как же: он постился и даже рыбы не ел, он «всё вычитал» и исповедал всё, что помнил. Он вполне доволен собой и резонно рассчитывает на причастие «во оставление грехов и в жизнь вечную». Никакие параллели не Евангелием не напрашиваются? Ну конечно: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть и всего, что приобретаю» (Лк. 18:12)…

Так вот, на первый взгляд, внезапно пришедший на память неисповеданный грех мог бы всё расставить на свои места: ощутил бы человек себя недостойным грешником, искренне воздохнул бы к Богу о милости и приступил бы к Трапезе Господней в должном смирении. Но в том-то и беда нашего «чистюли», что, лишившись удовлетворённости и уверенности, он испытывает не раскаяние, а разочарование. К Чаше-то он, конечно, подойдёт, но потом целый день потратит на бесполезные попытки определить по сугубо плотским и душевным ощущениям, достойно он причастился или нет.

Итак, чтобы не довести себя до подобного состояния, необходимо помнить следующее:

– мы никогда не бываем и никогда не можем быть достойными принятия Тела и Крови Христовых;

– недостойных достойными делает не подготовка, а Сам Христос, видя искренность сердечного сокрушения и глубину смирения;

– вся подготовка к причащению служит, по сути, только одной цели: приобретению всё того же сокрушенного и смиренного состояния души;

– очищать душу от грехов нужно не конкретно перед причастием, а в течение жизни, и не исповедуясь по нескольку раз за службу, а непрестанно работая над собой и исповедуя собственные падения с твёрдым намерением встать и продолжать борьбу;

– исповедоваться перед причастием нужно один раз, серьёзно и вдумчиво, основательно подготовившись к исповеди накануне;

– практику многократной исповеди и накануне причащения, и в сам день следует признать порочной, служащей не очищению души от греха, а расслаблению, нерадению и профанации Таинства Покаяния.

Ну и, наконец, если у самой Чаши вы вдруг вспомнили неисповеданный грех, искренне воздохните к Богу о прощении и милости и со смирением приступайте к причащению. Будьте уверены: грех, который вы вспомнили, далеко не единственный неисповеданный и всех грехов не исповедуешь никогда. Однако никакие наши грехи не препятствуют милосердию Божию, если мы искренне каемся в них. И даже если грех был забыт на предыдущей исповеди, ничто не помешает вам, не согрешив им в течение нескольких дней или недель, вынести его на исповедь в ближайшем будущем.

Можно ли причащаться без исповеди и наоборот

Исповедь и причастие (евхаристия, Господня Вечеря) – основные таинства Православной церкви, в которых полагается принимать участие всем верующим людям. Исповедание грехов чаще всего проводится в вечернее время, после воскресной церковной службы. Также этот обряд проходит в другие дни до начала утренней литургии. Причащение совершается по воскресеньям и в дни церковных праздников. Каждому христианину необходимо знать, когда эти священные обряды объединяются друг с другом, а в каких случаях они становятся самостоятельными ритуалами и могут осуществляться по отдельности.

Почему исповедь и причастие тесно взаимосвязаны

Суть исповеди заключается в осознании и принятии человеком своей греховности, духовного несовершенства. За ней следует раскаяние, которое должно быть искренним, помогать христианину в недопущении повторных ошибок.

Негативные деяния отпускаются через слова и действия священнослужителя, выступающего главным земным свидетелем этого таинства. Мирянин, который исповедовался и раскаялся в неправильных поступках:

  • очищает свою душу от зла;
  • становится ближе к Творцу;
  • получает надежду быть услышанным Господом и прощенным Им.

Причастие считается бескровным повторением жертвы Иисуса Христа, которую он принес, пребывая на земле в человеческом облике. Причащаясь, человек соединяется со Спасителем, возвышается духовно, получает защиту от темных сил. Православные священники утверждают, что христиане должны причащаться как можно чаще, начиная со дня крещения и до наступления физической смерти.

Исповедь и причастие имеют единую суть и общую цель, которой является прощение человеческих грехов и единение с Богом. Эти ритуалы обладают неразрывной духовной взаимосвязью, а также представляют собой важный обычай, устоявшийся на протяжении многовекового существования христианства.

Возможна ли исповедь без последующего причастия

Многие представители православной церкви приравнивают исповедь ко второму крещению, поскольку во время этого обряда происходит внутреннее обновление христианина. Человек приобретает духовные крылья, сбрасывает с себя тяжесть накопившихся грехов, дает обещание Господу начать новую, достойную жизнь.

В большинстве случаев за исповедью, которая может проводиться с семи лет, следует ритуал причастия. Очистившись и покаявшись в совершенных поступках или негативных помыслах, верующий может со спокойно душой принимать Святые Дары, то есть причащаться.

В то же время представители духовенства не исключают проведение исповедального ритуала в качестве самостоятельного обряда. Исповедь без причастия проводится в том случае, если человека беспокоят муки совести и он ощущает необходимость поскорее покаяться в совершенном проступке.

Чтобы покаяться в своих прегрешениях и получить прощение, мирянину можно посетить храм в любой из дней недели. При этом нужно предварительно согласовать время с батюшкой и провести правильную подготовку. Она подразумевает глубокий анализ своих деяний, примирение с окружающими, чтение покаянных канонов, изучение специальной литературы, помогающей лучше понять суть священного таинства.

Почему исповедь всегда проводится перед причастием

Ситуация с причащением обстоит несколько иначе, чем с покаянным обрядом. Исповедание грехов перед евхаристией является обязательным. Особенно важно исповедоваться с последующим причастием в большие церковные праздники и посты (на Пасху, Рождество, в Великий пост, в Светлую седмицу).

Священнослужители считают, что причастие без исповеди лишается своего глубокого смысла и большой силы. При отсутствии покаяния этот обряд скорее превращается в формальность, поэтому не способен принести верующему человеку духовные плоды.

Исповедавшись, христианин сможет:

  • очистить свои помыслы от всего, что неугодно Богу;
  • подготовиться духовно к участию в великом таинстве причащения.

После того как человек покаялся, священник принимает решение относительно того, сможет ли он теперь причаститься. После исповеди обязательно даются рекомендации, помогающие правильно подготовиться к ритуалу причащения. В течение нескольких дней (как правило, не более двух-трех), предшествующих обряду, потребуется усилить молитвенное правило и соблюдать пост. Это подразумевает отказ от употребления некоторых видов пищи (животной, острой, пряной) и от различных увеселений, ограничение в общении с окружающими и в супружеских отношениях, а также регулярное чтение специальных молитв и посещение церковных служб.

Существуют ли исключения, позволяющие причащаться без исповеди

Порядок проведения обряда причащения считается достаточно строгим, однако иногда допускается его послабление. Это возможно только в крайних случаях, при наличии у христианина уважительной причины.

Подходить к таинству причащения без исповедания и покаяния разрешается мирянам, которые:

  • принимают хлеб и вино, являющиеся символами тела и крови Спасителя, через небольшой временной промежуток после предыдущего таинства;
  • не успели исповедоваться в храме по объективной причине, однако попросили у Бога прощения за совершенные грехи во время усердной домашней молитвы;
  • за период, прошедший после предыдущей исповеди, вели правильный образ жизни и не совершили никаких негативных поступков.

Также существуют обстоятельства, которые не зависят от верующих. Например, если храм, который они посещают, небольшой и в нем служит только один священник. В таком случае у батюшки не всегда имеется возможность отпустить грехи перед причастием каждому мирянину. В подобных ситуациях проводится причащение без исповеди.

Если христианин собирается причащаться без предварительной исповеди, священник всегда должен знать об этом. При таких обстоятельствах нужно обязательно поставить служителя церкви в известность и согласовать с ним возможность проведения этого таинства без покаяния.

Можно ли без исповеди причащаться и почему обязательно каяться в грехах

К участию в Вечере Господней верующий человек готовится заранее. Перед тем, как принять чашу с вином и хлеб, необходимо попросить прощения за все совершенные плохие дела, а также уделить время посту. Можно ли причащаться в храме без исповеди, зависит от того, постоянно ли христианин ходит в церковь, не пропуская службы, и регулярно ли участвует в Евхаристии. Если человек не чувствует за собой вины перед Господом и людьми, он может принять чашу и хлеб.

О таинстве причастия

Таинство Причастия Иисус Христос открыл своим ученикам перед своей смертью на кресте на Тайной Вечере. Тогда он взял чашу с вином и сказал, что это Кровь его, проливающаяся за всех людей. Разломив хлеб, он также раздал его своим ученикам, объяснив, что это Тело его. С тех пор все верующие люди регулярно принимают участие в Причастии, или Евхаристии, чтобы пребывать в духовном единении со своим Спасителем.

Некоторые христиане ошибочно полагают, что для спасения своей души достаточно совершать добрые поступки и периодически возносить молитвы. Однако священнослужители утверждают, что без единения с Богом через таинство Причастия сложно устоять и воздержаться от греха. Все чаще и чаще у такого человека возникают проблемы в семье, пропадает радость и умиротворение в душе.

Прикосновение к святыне, коими являются хлеб и вино, освященные в храме, дает духовный мир и желание творить добро. Пропадает желание участвовать в сомнительных мирских развлечениях, наоборот, тянет к чтению Святого Письма и молитвам. После Причастия любые события, происходящие в жизни человека, воспринимаются как закономерность и Божий промысел и не вызывают раздражения, христианин начинает осознавать, что любая неприятность воспитывает в нем смирение и привычку полагаться на Господа во всех своих делах.

К такому важному церковному таинству, как Причастие, нельзя подходить формально, без подготовки, так как это не принесет никакой духовной пользы христианину.

В подготовительные мероприятия входит:

  1. Пост, то есть отказ от пищи животного происхождения за 3 дня до Причастия. Некоторые верующие в последний день перед таинством вообще исключают любые жиры и употребляют только растительную пищу. С утра перед походом в храм не стоит завтракать, достаточно выпить стакан чистой воды.
  2. Чтение Святого Письма, специального молитвенного правила и последования ко Святому причастию.
  3. Молитва по утрам и вечерам, где человек должен попросить прощения перед Господом за совершенные проступки и грехи.

Одним из основных подготовительных этапов к таинству считается исповедь. Священнослужители рекомендует не пренебрегать этим правилом и подходить к Причастию с чистым сердцем.

Важность и значение исповеди

В последние годы появилось мнение, что Исповедь и Причастие никак не должны быть связаны между собой. То есть, каяться христианину необходимо, когда он чувствует в этом внутреннюю потребность. А вот Причастие желательно принимать при каждом посещении храма. Однако большинство священнослужителей не согласно с такой постановкой вопроса, так как Исповедь является одним из 7 главных церковных таинств, и без него Причастие не имеет смысла. Они считают Покаяние вторым Крещением, так как при нем происходит очищение души христианина, после него человек способен принимать святые дары в храме.

Исповедоваться перед Евхаристией необходимо обязательно, таким образом очищая свои помыслы от неугодного Богу и приводя духовное состояние в готовность к участию в таинстве. Конечно, если человек по каким-то уважительным причинам не смог прийти на Исповедь и не чувствует за собой каких-то грехов, он допускается к причастию, однако нельзя пренебрегать исповедью на постоянной основе. Без нее таинство превратится в формальность и не принесет духовных плодов.

Можно ли причащаться без исповеди

Подходить к таинству Святого Причастия без исповедания грехов можно только в некоторых случаях:

  1. Если человек принимает хлеб и чашу с вином через неделю после предыдущего таинства.
  2. В том случае, когда христианин по объективным причинам не успел исповедоваться в присутствии священника, а попросил Бога простить его за совершенный грех дома в искренней молитве.
  3. Если в маленьком храме, который посещает прихожанин, только один священник, и у него не было возможности накануне причастия провести исповедь.
Читать еще:  Антихрист: кто это такой и его значение в православии, его происхождение и упоминания в Священном Писании

Мнение церкви

Служители православной церкви рекомендуют своим прихожанам не участвовать в таинстве Причастия бездумно и формально. Очищение души и помыслов перед принятием чаши и хлеба позволяют получить благословение от Бога и его помощь в жизненных делах. Только в крайнем случае, если есть уважительная причина, можно прийти к Святому Причастию без предварительной исповеди у священника.

Можно ли причащаться без Исповеди

Грех ли Причастие без исповеди?

  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого – благодарение) – главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника – каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.

Многие люди, понимая это, хотят приступить к Таинству и причаститься в конце Литургии, но не знают, что нужно для этого сделать. К Причастию, действительно, нужно готовиться. Многие спрашивают сотрудников церковной лавки и священников, можно ли просто причаститься? Необходимо ли исповедоваться перед этим и когда?

История установления Таинства Евхаристии

  1. Молебен Сергию Радонежскому
  2. Молебен о замужестве
  3. Молитва Архангелу Михаилу – сильная защита

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно – апостол Иоанн Богослов.

Ради укрепления веры апостолы перед Своей смертью и ради рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.

Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
Иисус Христос за Тайной Вечерей устанавливает: Богу больше не нужны жертвенные убийства животных и кровь жертвенная, ведь Единственным Агнцем остается Сам Сын Божий, Который умирает, чтобы гнев Божий за каждый грех миновал человека, верующего во Христа, причащающегося Его.
Именно опресноки – пресные хлеба – и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры.

Исповедь без Причастия

На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь по большей части необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно.
К любой Исповеди также нужна подготовка – это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.

Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов – голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде – это воровство, злоба и гнев, предательство.

Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.

Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной – прелюбодеяние, секс вне брака – блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь – обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.

Почитайте православную литературу об Исповеди.

Страх Исповеди, что делать, если боишься Исповеди

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику – но, как сказано в молитве перед Исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник – лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них – священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи. Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

И никогда не бойтесь идти на Исповедь! Господь милостив. Верьте в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь; верьте, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.

Православная Церковь о Причастии

Молитвенная подготовка к Причастию – это ряд молитв и канонов, череда прекрасных обращений к Богу, составленных в течение веков святыми. Читаются они обычно на церковнославянском и заключают слова покаяния и благодарения к Богу за Его силу, подаваемую в Таинстве Причастия.

Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к Исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.

Другими составляющими правила к Причастию являются

Канон Пресвятой Богородице,

Канон Ангелу Хранителю,

Подготовительное правило ко Причастию.

Также к Причастию нужно готовиться постом и воздержанием. Стоит узнать из православной литературы о Причастии перед приобщением к Таинству более подробно.
Подготовка к Причастию постом смягчается для беременных, больных и путешествующих.

Соборование и Причастие

Таинство Соборования или Елеосвящения нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год – по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.

В ходе совершения Таинства священники читают по семь текстов из Нового Завета. После каждого чтения елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и руки человека. Традиция полагает, что так отпутаются человеку все забытые грехи. После Соборования нужно приступить к Таинству Причащения, а также Исповеди – до или после Соборования. Но Соборование не заменяет Исповедь.

Исключения для Причастия без Исповеди

Часто благословляют причащаться без Исповеди на Пасху Христову, однако это должен во всеуслышание сказать священник в храме. Если же священники совершали Таинство Исповеди и в пасхальную ночь, нельзя «уговорить себя», мол, пойду причащусь так.
Кроме того, по церковному обычаю причащаться без Исповеди на Пасху могут только люди, хотя бы частично выдержавшие Великий пост.

Особые исключения для Причастия без Исповеди делают для тяжелобольных и умирающих людей: если не позволяет время жизни, если человек уже не может говорить и никак объясняться, но выказывает желание причаститься, его причастит священник без Исповеди.

Да хранит вас Господь благодатью Своих Таинств!

Как готовиться ко Святому Причащению

Под­го­товка к При­ча­стию — духов­ное дела­ние (духов­ные упраж­не­ния), пред­при­ни­ма­е­мое хри­сти­а­ни­ном (под руко­вод­ством свя­щен­ника, духов­ника), направ­лен­ное на дости­же­ние им осо­бого духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния ради «достой­ного» уча­стия в Таин­стве Евха­ри­стии.

К Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния необ­хо­димо себя под­го­то­вить молит­вою, и пока­я­нием. Кроме того, очень важно пом­нить, что под­го­тов­кой к При­ча­ще­нию должно явиться не только испол­не­ние опре­де­лён­ных пред­пи­са­ний, но вся наша жизнь, постро­ен­ная на еван­гель­ских прин­ци­пах. Необ­хо­димо не просто соблю­сти дис­ци­пли­нар­ные пред­пи­са­ния, но воз­жаж­дать Христа, всеми силами души желать соеди­не­ния с Ним.

Молитва домаш­няя и цер­ков­ная

Суще­ствует молитва домаш­няя и цер­ков­ная. Жела­ю­щий при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Тайн должен молит­венно под­го­то­вить себя к этому: больше и усерд­нее молиться дома, посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния.

Нака­нуне при­ча­стия при­нято посе­щать вечер­нее хра­мо­вое бого­слу­же­ние.

Для молит­вен­ной под­го­товки ко Свя­тому При­ча­ще­нию нака­нуне при­ча­стия нужно про­чи­тать:

  • После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию. Оно нахо­дится в Пра­во­слав­ном молит­во­слове.

Суще­ствует, кроме того, бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция (но не обя­зан­ность) чтения трёх кано­нов и ака­фи­ста перед при­ня­тием Святых Хри­сто­вых Таин:

(На Свет­лой сед­мице вместо этих кано­нов обычно бла­го­слов­ля­ется читать Пас­халь­ный канон).

Если чело­век хочет читать каноны и ака­фи­сты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение при­не­сти не может.

Перед При­ча­стием поло­жен литур­ги­че­ский пост. Для ново­на­чаль­ных, отпав­ших и не соблю­дав­ших уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, свя­щен­ни­ком может быть уста­нов­лен допол­ни­тель­ный 3–7 днев­ный пост перед При­ча­стием.

Пост, кроме огра­ни­че­ний в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обык­но­вен­ного, а также воз­дер­жаться от посе­ще­ния театра, про­смотра раз­вле­ка­тель­ных филь­мов и пере­дач, про­слу­ши­ва­ния свет­ской музыки. Нужно соблю­дать телес­ную и душев­ную чистоту. Супру­гам должно в день до при­ча­стия воз­дер­жи­ваться от телес­ного обще­ния.

Нака­нуне при­ча­стия с 12 часов ночи начи­на­ется стро­гий пост – полное воз­дер­жа­ние от питья и еды (утром, отправ­ля­ясь в храм на при­ча­стие, не раз­ре­ша­ется что-либо есть, пить; стра­да­ю­щие таба­ко­за­ви­си­мо­стью также должны воз­дер­жаться от своей стра­сти). Жиз­ненно важные лекар­ства едой не явля­ются, их можно при­ни­мать и после полу­ночи.

Настро­е­ние и пове­де­ние

Гото­вя­щийся ко Свя­тому При­ча­ще­нию должен при­ми­риться со всеми и беречь себя от чув­ства злобы и раз­дра­же­ния, удер­жи­ваться от осуж­де­ния и всяких непо­треб­ных мыслей, раз­го­во­ров, про­водя время, насколько это воз­можно, в уеди­не­нии, в чтении Слова Божия (Еван­ге­лия) и книг духов­ного содер­жа­ния.

Испо­ведь

Перед Таин­ством Свя­того При­ча­ще­ния при­нято очи­стить свою душу в Таин­стве Пока­я­ния, искренне испо­ве­дав свои грехи Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника или епи­скопа.

Перед испо­ве­дью сле­дует при­ми­риться как с обид­чи­ками, так и с оби­жен­ными, сми­ренно испро­сив у всех про­ще­ния. Задача под­го­товки к испо­веди – найти кон­крет­ные каче­ства своей души, свойств харак­тера, поступки, собы­тия или состо­я­ния, нару­ша­ю­щие Запо­веди Божии, пре­пят­ству­ю­щие бого­об­ще­нию. Во время испо­веди сле­дует открыть всё, что тяго­тит душу, ни в чем себя не оправ­ды­вая и не пере­ла­гая вины на других.

Жела­тельно испо­ве­даться нака­нуне при­ча­стия вече­ром, чтобы утром участ­во­вать в литур­гии. (Важно! На первую в жизни испо­ведь или после дол­гого пере­рыва лучше прийти не в вос­крес­ный день, когда храмы полны при­хо­жан. У свя­щен­ника просто не будет вре­мени подробно вас испо­ве­до­вать. Также жела­тельно пре­ду­пре­дить свя­щен­ника, что вы нико­гда ранее не испо­ве­до­вали грехи.) В край­нем случае, можно испо­ве­даться и утром, до начала литур­гии. После окон­ча­ния литур­гии, перед при­ча­стием в неко­то­рых храмах испо­ве­дуют малень­ких детей и боля­щих. При­хо­дить на испо­ведь, когда литур­гия уже нача­лась — край­нее небре­же­ние к Таин­ству.

Дети до 7 лет могут при­ча­щаться без испо­веди (далее они могут испо­ве­до­ваться не перед каждым при­ча­стием, но полу­чив на него бла­го­сло­ве­ние).

Перед Св. При­ча­ще­нием и во время Св. При­ча­ще­ния

Святые Дары выно­сятся из алтаря при воз­гласе «Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите». При этом при­нято про­пу­стить вперёд детей, пожи­лых и немощ­ных при­хо­жан. Под­ходя к Чаше, нужно забла­го­вре­менно сло­жить кре­сто­об­разно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно кре­ститься, дабы неча­янно не толк­нуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно про­из­не­сти своё полное хри­сти­ан­ское имя, широко открыть уста (рот) и бла­го­го­вейно, с полным созна­нием свя­то­сти вели­кого Таин­ства, при­нять Тело и Кровь Хри­стову и тотчас же про­гло­тить. Приняв Св. Тайны, не кре­стясь поце­ло­вать край Чаши и тотчас же отойти к сто­лику, чтобы вку­сить частицу просфоры и запить теп­ло­той.

После Св. При­ча­ще­ния

До цело­ва­ния напре­столь­ного креста в руках свя­щен­ника из церкви ухо­дить не при­нято. Также сле­дует выслу­шать бла­го­дар­ствен­ные молитвы (или про­честь их, придя домой).

В день Св. При­ча­ще­ния – вести себя бла­го­го­вейно и бла­го­чинно, дабы «честно соблю­сти в себе Христа при­ня­того».

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е.

Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак (для боля­щих на прак­тике дела­ются послаб­ле­ния), 9‑е пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния (подроб­нее).

Можно ли причащаться без исповеди в Православной церкви

Моя знакомая сказала, что в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, что это разрешено и не несет в себе никакого греха. Например, в греческой церкви верующие могут постоянно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души. Я обратилась за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? Оказывается, в русской православной церкви не принято причащаться святых даров без покаяния. И вот с чем это связано.

Зачем нужна исповедь

Наши прародители Адам и Ева находились в Эдемском саду непорочными. Они не ведали греха до тех пор, пока не нарушили запрет о древе познания добра и зла. С этого момента грех стал властвовать над человеком, отделяя его от Бога. Поэтому человеку необходимо постоянно каяться в грехах ведомых и неведомых, чтобы преодолеть это отделение.

Без покаяния спасение невозможно. Без покаяния духовная жизнь христианина превращается в лицемерный фарс.

После исповеди священник благословляет на причащение святых даров. Верующий может принять плоть и кровь Христа во искупление от греховной природы.

Многие верующие интересуются, можно ли каяться дома? Личное покаяние тоже слышит Господь, но оно не является таинством церкви. В этом вся разница. После церковного покаяния человек получает не только прощение грехов, но и благодать от Бога. В домашних условиях благодать получить невозможно. Благодать необходима для того, чтобы человек больше не совершал греха, в котором исповедовался священнику.

В русской православной церкви существует традиция исповедоваться перед каждым причастием. Эту традицию необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы вести полнокровную духовную жизнь.

Причастие

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Безгрешным является только Иисус Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел тайную вечерю, на которой назвал хлеб своим телом, а вино — своей кровью.

Что это значит для верующего? Это значит, что через кровь и плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?

Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после таинства покаяния.

Причастие в осуждение

Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.

Читать еще:  Лампада: определение и значение, виды, как сделать и как зажечь

Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам.

Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.

Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия святых тайн.

Не причастился перед смертью

Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.

Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.

Соборование и причастие

Многие верующие считают, что елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Это большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл или не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако елеосвящение не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику по какой-либо причине.

Поэтому, если после соборования верующий вспомнил о грехе, то должен его рассказать на исповеди. Не важно, на следующий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или через месяц — необходимо исповедоваться.

Верующий человек может исповедоваться без причастия, но без исповеди причащаться не принято. Несмотря на то, что в греческой церкви верующие причащаются без исповеди, в русской церкви к причастию не допустят без покаяния. Сначала нужно полностью очистить совесть от прегрешений, а потом с чистой совестью причащаться святых даров.

Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

О Святом Причащении и подготовке к нему рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).

Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.

— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?

Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).

Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом.

— Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?

— Невинных деток младше пяти дет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.

Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».

Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.

— Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.

Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные [1] монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», — и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.

Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего — раз в месяц.

— А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?

Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.

В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.

— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?

— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.

— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?

Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.

— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?

Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.

Однако обычно исповедь привязана к четырём постам. Четвертая заповедь Церкви учит нас исповедовать свои грехи четыре раза в году, в четыре поста. Наиболее преуспевающие и благочестивые пусть исповедуются каждый месяц, а остальные — хотя бы раз в год, а именно Великим постом [2] .

— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?

— Святое Причастие, будучи тесно связано с исповедью, может быть преподано, после разрешения грехов духовником, в четыре поста или, самое частое, один раз в месяц для самых благоговейных и, самое меньшее, на Святую Пасху, но только после выполнения наложенной епитимии. Святой Иоанн Златоуст советует верующим причащаться самое частое двенадцать раз в году, в двунадесятые праздники, после разрешения грехов духовником, однако «со страхом и трепетом, чтобы не принять осуждение вместо пищи и смерть вместо жизни» [3] .

— Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?

Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:

а) исповедь, то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;

б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;

в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.

Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;

г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;

д) молитва; верующие перед принятием Святого Причастия должны молиться особым образом: читать накануне Часослов, Псалтирь и Акафистник, класть по силам своим земные и поясные поклоны, подавать милостыню нищим и совершать другие добрые дела. Им особенно нужно прочитать вечером Акафист Спасителю, Канон Богородице [4] , Канон покаянный, Канон Ангелу хранителю и Канон ко Святому Причащению, а утром — двенадцать молитв [5] . После принятия Святыни верующие должны прочитать благодарственные молитвы.

— Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?

— Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.

Монахи могут причащаться самое частое один раз в месяц или, как говорит святой Иоанн Златоуст, в двенадцать великих праздников [6] . Схимонахи, в особенности больные, а также старики могут причащаться самое частое один раз в неделю, по нашей монастырской традиции. Этому учат нас и наставления из «Служебника», где говорится: «Священники же приходские пусть учат своих верующих, чтобы в чистой совести, мужеский пол и женский, причащались они, если будет возможно, в Господские праздники в течение года, а если нет, то хотя бы в четыре поста пусть готовятся к причащению Святых Таин, однако с должным приготовлением и с согласия своего духовника да делают это» [7] .

— Может ли спастись человек без духовника и исповеди?

— Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан [8] на земле от своих грехов? А власть эта [вязать и решить] дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.

Так учит нас святой апостол и евангелист Иоанн: если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1: 8–9). А святой Симеон Фессалоникийский указывает: «Все мы должны каяться — и миряне, и монахи, и священники, и архиереи. Все будем каяться (исповедоваться), чтобы спастись» [9] . Без исповеди никто не может спастись, потому что все мы много согрешаем(Иак. 3: 2). Всякий человек зачат и рождён в грехах (см.: Быт. 8: 21; Пс. 50: 7; Мф. 7: 11; Рим. 3: 9). Священное Писание объясняет нам, что грех рождает смерть (Иак. 1: 15) и чтоничто нечистое не войдет в Царство Божие (ср.: Откр. 21: 27).

Итак, будем помнить, что грех — это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.

— Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?

— Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости — советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.

Священники должны прочитать поучение святого Иоанна Златоуста о том, как нужно преподавать Святое Причастие. Вот что он говорит: «Немалое мучение ждёт на вас, священники, если вы, зная за кем-нибудь какое-либо зло, позволите ему причаститься этой Трапезы. Кровь Христова взыщется от рук ваших. Даже если бы то был воевода, даже если епарх, даже если это сам царь, увенчанный короной, но если он приступает недостойно (к Святыне), запрети ему. У тебя больше власти, чем у него. Потому что хуже бесноватого тот, кто согрешил и приступает. Ибо тот, поскольку он бесноватый, не будет мучиться, а эти, если приступают недостойно, предаются муке вечной. Итак, не только этим будем запрещать, но, коротко говоря, всем, кого увидим приступающими недостойно. Никто да не принимает как Иуда, чтобы не страдать, как Иуда» [10] .

И ещё он говорит: «Не подавай меча вместо пищи. Но даже если бы он по безумию пришёл причаститься, воспрети ему. Не бойся. Бойся Бога, а не человека. А если ты не дерзаешь запретить ему, приведи его ко мне. Я не допущу этого, чтобы подобное совершилось. Я лучше с душой своей расстанусь, чем подам Кровь Владычню недостойно. И всю кровь свою пролью, прежде чем подам Кровь столь страшную кому не следует. А если, много исследовав, он не знал за ним плохого, то нет никакой вины» [11] .

Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.

Вопросы архимандриту Клеопе (Илие)
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector