0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православный апокалипсис: значение, толкование сегодня и по откровениям Иоанна Богослова

Апокалипсис сегодня

Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова?

Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века

Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?

Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…

Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?

Трудности толкования

Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?

Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.

В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.

«Кого Я люблю, тех обличаю»

В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.

Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.

Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».

Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех — измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость — одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», — говорится в Откровении.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Читать еще:  Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

Кто они, избранные?

Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»

Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.

— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)

Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Что означает «число зверя»

В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.

На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена.

Самая загадочная глава

Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.

Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.

Читать еще:  Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

Время близко

Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.

И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.

Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.

— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.

«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.

Расшифровка АПОКАЛИПСИСА Иоанна Богослова

Дорогие друзья, сейчас мы затронем очень интересную и сложную тему для восприятия многими. Это Расшифровка АПОКАЛИПСИСА Иоанна Богослова, или книга Откровения Иисуса Христа, или просто Откровение. Слово «апокалипсис» используется также для других работ схожего характера в литературном жанре апокалиптической литературы. Книга Откровения — единственная апокалиптическая книга в каноне Нового Завета, хотя имеются короткие апокалиптические отрывки в различных местах Евангелий и Посланий. Далее будет дана расшифровка «печати дьявола», которая окажется на правой руке (13-я глава) и многого другого — но без понимания главы 12 это невозможно осознать. Если Вам понятна и интересна эта тема, а также дальнейшая расшифровка — ставьте ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ этой статьей с друзьями. И — ждем Ваши комментарии по этой статье! Стоит ли НАМ вообще продолжать расшифровки

Расшифровку давал МидГаскаус с планеты Эслер, корректировка расшифровки была произведена с помощью Архангела Рафаила.

Глава 12 стих 1-2-3

В двенадцатой главе Откровения Иоанна Богослова символическим языком описаны все этапы духовного роста человека и обозначены последствия прохождения всех ступеней на духовном и физическом уровнях.

(И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд.)

Под символом Жены в первом и последующих стихах этой главы следует понимать душу человека — как дух, соединенный с жизненной силой. В реальности духовного восприятия она всегда погружена в Свет Бога (одета в солнце) и всегда взаимодействует с астральным миром, каждую ночь выходя туда из физического тела, что здесь обозначено символом луны (астральный мир) под ногами (движение, выход). Глава души — это её Высшая Невоплощённая Часть, Внутренний свет, её Сверх-Я, которое имеет двенадцать Божественных Энергий (венок из двенадцати звёзд). Это бессмертие, способность к творчеству, совесть, интуиция, вера, милосердие, смирение, терпение, щедрость, радость, мудрость и любовь.

(Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.)

(И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.)

Здесь говорится о начальном этапе духовного роста, который всегда сопровождается более или менее заметным стрессом или потрясением для души. Так происходит из-за изменения всего строя внутренней жизни души, которая открывая свои духовные очи, впервые видит себя в Свете Бога, осознавая своё единство с Ним и ясно видя всё то, что мешает чувствовать всегда Его бесконечную Любовь и вечное Счастье Бытия в Нём. Это приносит душевную боль из-за страхов и сомнений, происходящих из-за инерции человеческого сознания, которое функционирует по принципу замедленной адаптации к новым условиям и состояниям сознания. Данная функция является приспособительным защитным инструментом, необходимым для выживания и развития воплощённого духа в материальном мире.

Первым серьёзным испытанием на пути духовного развития служит балансировка между первым и седьмым энергоцентрами человека, то есть между его Высшим Я, с указанными выше качествами, и проявлением инстинктивной природы тела, в котором воплощён дух. Как раз символом инстинктивных программ человека, проявленных через первый энергоцентр, имеющий красный эфирный спектр восприятия, и является красный дракон. Это полезная энергия, позволяющая духу действовать в теле через десять своих проявлений (обозначенных здесь десятью рогами) в пяти разнонаправленных инстинктивных программах земных людей.

Ими являются следующие желания и эмоции:

— Желание жить и страх смерти (проявление инстинкта самосохранения);

— Желание руководить процессами и страх внешнего контроля (проявление инстинкта власти);

— Желание рожать детей и страх отпустить и потерять уже рождённых (родительский инстинкт);

— Желание дружить и страх одиночества (стадный инстинкт);

— Желание наслаждаться и страх боли (гедонистический инстинкт).

Все эти эмоциональные состояния, возникая часто и выходя из-под контроля разума, озарённого Божественной Мудростью, рождают энергетические изменения в ауре человека и, закрепляясь на ментальном плане, превращаются в чувства и неосознанные стремления и убеждения. Существуют семь основных энергосостояний и видов вибраций астрально-ментальных полей, которые приведут воплощённый разумный дух к деградации, если он разовьёт в себе эти негативные качества.

Читать еще:  Православие и протестантизм: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, мнение священников и святых отцов

Здесь их символами служат семь голов красного дракона.

Это следующие состояния:

1. Страсть чревоугодия — все желания и силы человека направляются на удовлетворение его пищевой потребности, причём далеко сверх необходимости его тела в энергии и питательных веществах, и часто даже вопреки здоровью самого тела, и в ущерб личным отношениям, и духовному развитию. Характерен пищевой эгоизм, когда ради наслаждения пищей человек игнорирует чувства и желания другого — даже самого близкого человека.

2. Страсть блуда — энергия человека направлена на удовлетворение его полового влечения различными методами, вопреки не только моральным нормам и чувству бескорыстной любви, но и невзирая на своё здоровье и духовное благополучие, а также на здоровье и благополучие тех, кого человек выбрал в качестве объектов для проявления своей страсти. Характерно пренебрежение чувствами любимого человека ради собственного наслаждения через соответствующие рецепторы тела. Человек, подверженный данной страсти, склонен к изменчивости полового поведения, с пренебрежением и отторжением прежних партнёров, которым он недавно вполне искренне признавался в любви. Это происходит из-за адаптации рецепторов половых органов к одним и тем же раздражителям, и неизбежному снижению уровня полового наслаждения в отношениях с одним партнёром.

3. Страсть сребролюбия — все интересы человека направлены на приобретение материальных благ для различных целей, чаще всего ради чувственных наслаждений, получаемых через тело. Ради этого подверженный данной страсти человек спокойно может перешагнуть через своё и чужое достоинство, а иногда не обращая внимания на здоровье и даже жизнь окружающих людей. Характерен материализм в восприятии и попытка смотреть сквозь призму материальной выгоды на отношения с друзьями, родственниками и даже самыми любимыми людьми.

4. Страсть гнева — энергия человека направлена на исправление недостатков других людей, а своё собственное несовершенство и отсутствие истинной и бескорыстной любви он игнорирует, либо вовсе отрицает. Восстановление справедливости в его понимании часто сопровождается насилием над другой личностью, но это всегда оправдывается необходимостью применения силы ради будущего блага того, к кому она применяется или других людей. Причём характерно отсутствие не только любви к тому, кто поступает неправильно, но и отсутствие простого человеческого сочувствия по отношению к нему, а проявление такого сочувствия другими людьми расцениваются гневливым человеком как потакание его злым делам и тоже осуждается.

5. Страсть печали — ум человека и его энергия направлены на критику, и непринятие тех обстоятельств, где он оказался, и людей вокруг него, а также на критику, обвинение и непринятие самого себя за какое-то действие, совершённое в прошлом. Вместо конструктивных идей выхода из сложной ситуации человек впадает в жалость к самому себе, желая подтверждения от окружающих его бедственного состояния, и не хочет даже пытаться исполнить советы сочувствующих ему людей по исправлению его положения, опасаясь потери любви тех, кто проявляет к нему сострадание и понимание. При этом такой человек часто пренебрегает своим здоровьем, а иногда и жизнью, прося помощи, но сопротивляясь при попытке реально её оказать, что часто сопровождается обвинениями пытающихся помочь ему людей в непонимании и отсутствии сочувствия к нему.

6. Страсть уныния — это сознательный отказ разумного духа от собственного развития из-за непонимания его пользы для себя. У такого человека энергия направлена на поиск временных развлечений, уносящих ненужное ему время земной жизни. Часто уныние путают с печалью, но в отличие от неё, уныние не рождает потребность в утешении или чувство вины, а проявляется скукой от любых проявлений жизни вокруг, тоской о прошлых людях и событиях с игнорированием того, что происходит в настоящем; нежеланием мечтать и строить планы.

Такие люди стремятся легко провести время в этом воплощении, не напрягаясь ни душой, ни телом — а, так как это невозможно, у них часто возникают раздражение, гнев, обиды и печаль.

У людей, подверженных унынию, часто появляется особое чувство внутренней пустоты и ненужности этого мира, и самого себя в нём, которое они принимают за высшую духовную мудрость, отвергая ценность материального мира как сотворённого Богом дара для роста и развития всех разумных духов.

7. Страсть гордости — в этом случае энергия человека, все его желания и мысли направлены на удовлетворение его потребностей в любви, в уважении, в почитании, но при этом игнорируются чувства других людей, а свои желания и собственная значимость возводятся на своеобразный внутренний трон, где должен по Божественному Закону находиться только тот Свет, который является Источником всего и Отцом всех разумных духов. Гордый человек склонен к критике и осуждению других, но быстро теряет самообладание при направлении этих действий на него самого, даже самым мягким и ласковым образом. Гордость полностью пренебрегает Единством всех разумных духов в Боге и всегда желает занять среди окружающих главенствующее положение, но не ради помощи другим в их развитии, а чтобы получать их внимание, любовь и поклонение, ничего не давая взамен, кроме осуждения, критики и обид.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector