1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Содержание

Можно ли православным ходить в церкви других религий

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

  • заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
  • важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
  • во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
  • нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением таинства причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих.

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от Христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

Правила благочестия

Пра́вила благоче́стия – опре­де­лен­ные пра­вила пове­де­ния, соот­вет­ству­ю­щие Божьему закону, при­ня­тые в Церкви.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов): Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век-Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век-чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает ( 1Ин.4:12 ), и не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( Ин.4:20 ). Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

1. Пра­вила пове­де­ния в храме

Вхо­дите в святой храм с духов­ной радо­стью. Когда вхо­дите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Гос­подь и все святые смот­рят на вас; будьте в это время осо­бенно бла­го­го­вейны.

Свя­тость храма тре­бует к себе особо бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния. В храм сле­дует при­хо­дить в при­лич­ной, чистой одежде, не в спор­тив­ной или вызы­ва­юще яркой. Жен­щи­нам пола­га­ется иметь на голове платок или голов­ной убор. Храня хри­сти­ан­скую стыд­ли­вость, свою и ближ­них, не сле­дует при­хо­дить в храм в нескром­ной одежде или в брюках. По воз­мож­но­сти, надо при­хо­дить в храм без сумок и паке­тов.

В храм всегда при­хо­дите зара­нее, чтобы успеть до начала бого­слу­же­ния поста­вить свечи, зака­зать поми­но­ве­ние, при­ло­житься к иконам.

Перед входом в храм сле­дует совер­шить пояс­ной поклон с молит­вой и крест­ным зна­ме­нием. Войдя в храм, нужно также совер­шить в сто­рону алтаря три поклона с молит­вой мытаря.

Ста­вить свечи, при­кла­ды­ваться к иконам и свя­ты­ням надо до начала бого­слу­же­ния, а во время службы не сле­дует нару­шать общую молитву хож­де­нием по храму и пере­да­чей свечей.

Нельзя цело­вать свя­тыни храма и участ­во­вать в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния с накра­шен­ными губами.

Про­ходя напро­тив Цар­ских врат пола­га­ется пере­кре­ститься и покло­ниться в сто­рону пре­стола. Нельзя про­хо­дить между амво­ном и цен­траль­ным ана­лоем, когда перед ним молятся посреди храма свя­щен­но­слу­жи­тели. В храме не поло­жено раз­го­ва­ри­вать, тем более сме­яться и шутить. При­вет­ство­вать друг друга при­нято покло­ном.

В пра­во­слав­ном храме во время бого­слу­же­ния при­нято стоять. Сесть и отдох­нуть раз­ре­ша­ется в слу­чаях нездо­ро­вья. Впро­чем, хорошо сказал о немощи телес­ной свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телес­ной сла­бо­сти можно при­сесть на стуль­чик или скамью.

По тра­ди­ции муж­чи­нам пола­га­ется стоять на правой сто­роне храма, а жен­щи­нам на левой.

Под­хо­дить к Чаше во время при­ча­ще­ния при­нято сна­чала мла­ден­цам, потом муж­чи­нам, а затем жен­щи­нам. Эта же после­до­ва­тель­ность соблю­да­ется и на елео­по­ма­за­нии. На испо­веди, идя ко кресту в конце литур­гии, а также во многих других слу­чаях не сле­дует ста­раться опе­ре­дить других, но соблю­дать оче­ред­ность.

Войдя в храм во время особо тор­же­ствен­ных момен­тов – чтения Еван­ге­лия, Херу­вим­ской, Евха­ри­сти­че­ского канона – сле­дует оста­но­виться при входе, дождаться окон­ча­ния и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя счи­тать какое-то место в храме «своим», тем более про­сить перейти заняв­ших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не ози­ра­ясь по сто­ро­нам. Во время каж­де­ния храма надо отойти от стены, давая проход свя­щен­но­слу­жи­телю, и, повер­нув­шись к нему, покло­ниться на каж­де­ние.

В Пра­во­слав­ной Церкви поло­жено молиться стоя, тихо и бла­го­го­вейно, поэтому нехо­рошо как-либо внешне про­яв­лять свои осо­бен­ные молит­вен­ные чув­ства: воз­де­вать руки, стоять на коле­нях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в поло­жен­ные моменты литур­гии, чтобы не рас­тал­ки­вать окру­жа­ю­щих.

Во время службы, когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет пред­сто­я­щих рукой или совер­шает каж­де­ние моля­щихся с амвона, сле­дует делать поклон без крест­ного зна­ме­ния, а когда бла­го­сло­ве­ние совер­ша­ется кре­стом или Чашей, пола­га­ется пере­кре­ститься, а потом покло­ниться.

Нельзя одер­ги­вать и учить, если кто-нибудь из при­хо­жан по незна­нию делает что-то не так. Если же его дей­ствия мешают общей молитве, то сле­дует со сми­ре­нием под­ска­зать ему.

Не осуж­дайте неволь­ных ошибок слу­жа­щих или при­сут­ству­ю­щих в храме – полез­нее вни­кать в соб­ствен­ные недо­статки и про­сить Гос­пода о про­ще­нии своих грехов. Бывает, что во время бого­слу­же­ния кто-то на ваших глазах мешает при­хо­жа­нам сосре­до­то­ченно молиться. Не раз­дра­жай­тесь, никого не одер­ги­вайте (если, конечно, не совер­ша­ется явное хули­ган­ство и кощун­ство). Поста­рай­тесь не обра­щать вни­ма­ния, а если по немощи не спра­ви­тесь с иску­ше­нием (т.е. испы­та­нием), лучше отой­дите тихо в другое место.

Не стоит рас­стра­и­ваться, выслу­ши­вая поуче­ния пожи­лых при­хо­жан. Сми­ренно при­ни­мая их упреки, сами не ста­рай­тесь «про­све­щать» их. В Церкви для этого есть свя­щен­но­слу­жи­тели.

Не бой­тесь попасть в нелов­кое поло­же­ние, сделав что-то не так. Люди при­хо­дят в цер­ковь не для оценки ближ­них, а для обще­ствен­ной молитвы и уча­стия в Таин­ствах.

Глав­ное – это вза­им­ная любовь при­хо­жан и пони­ма­ние содер­жа­ния службы.

Перед выхо­дом из храма нужно совер­шить три поклона с крест­ным зна­ме­нием и молит­вой, побла­го­да­рив Бога и испро­сив Его бла­го­сло­ве­ния. Выйдя на улицу, сле­дует обер­нуться к храму и еще раз покло­ниться. Про­ходя мимо храма, при­нято оста­но­виться и покло­ниться в его сто­рону с крест­ным зна­ме­нием.

2. Пра­вила цер­ков­ных отно­ше­ний

При встрече со свя­щен­ни­ком сле­дует взять у него бла­го­сло­ве­ние и затем уже начи­нать раз­го­вор. При после­ду­ю­щих встре­чах с ним в этот день брать бла­го­сло­ве­ние не нужно. Также при про­ща­нии со свя­щен­ни­ком после про­дол­жи­тель­ного с ним раз­го­вора или общего дела при­нято брать бла­го­сло­ве­ние.

При обра­ще­нии к свя­щен­нику по теле­фону начи­нать раз­го­вор нужно испра­ши­ва­нием бла­го­сло­ве­ния сло­вами: «Батюшка, бла­го­сло­вите» или «Отец (имя), бла­го­сло­вите».

При встрече мирян при­нято трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние или вза­им­ный поклон. Обыч­ное цер­ков­ное при­вет­ствие в празд­нич­ные дни: «С празд­ни­ком!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром при­ни­маем». Поже­ла­ния в путь, в дорогу: «Ангела хра­ни­теля!», «Храни тебя Гос­подь!», «Храни тебя Матерь Божия!». При­ня­тое поже­ла­ние вку­ша­ю­щим пищу: «Ангела за тра­пе­зой!» Ответ: «Неви­димо пред­стоит». За услугу, вни­ма­ние, помощь, а также за уго­ще­ние при­нято бла­го­да­рить сло­вами: «Спаси Гос­подь!», на кото­рые обычно отве­чают: «Во славу Божию!»

Слово к при­хо­жа­нам

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа.

Я хочу ска­зать несколько слов тем из вас, кото­рые недавно при­были в наш приход и кото­рые часто уходят, не услы­шав про­по­веди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на бого­слу­же­ниях можно было молиться в глу­бо­кой тишине, окру­жен­ным мол­ча­нием всех при­сут­ству­ю­щих и непо­движ­но­стью других моля­щихся.

За послед­нее время эта обста­новка горестно изме­ни­лась. При­хо­дя­щие в храм, не при­вык­шие к стро­гому, строй­ному пра­во­слав­ному бла­го­че­стию, часто между собой раз­го­ва­ри­вают, часто ходят по храму, забы­вая, чтo в нем сейчас про­ис­хо­дит. Это совер­шенно недо­пу­сти­мая вещь. Вы должны пони­мать, что, при­ходя в храм, вы ста­но­ви­тесь лицом к лицу со Хри­стом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть испол­нены не только внут­рен­него, но и внеш­него бла­го­че­сти­вого мол­ча­ния, и что ваша не только при­ви­ле­гия, но ваш долг – сде­лать воз­мож­ным, чтобы молитва других людей ничем не была пре­ры­ва­ема.

Поэтому обра­ща­юсь ко всем вам не только с прось­бой, не только с уве­ще­ва­нием, но с реши­тель­ным при­зы­вом: когда вы при­хо­дите в храм, оста­но­ви­тесь у двери храма, пере­кре­сти­тесь, осо­знайте, куда вы вошли.

Вспом­ните мытаря, кото­рый не посмел войти в храм Божий, потому что чув­ство­вал себя слиш­ком греш­ным, чтобы всту­пить в область, где цар­ствует Сам Гос­подь.

Спа­си­тель нам сказал, что где двое или трое собе­рутся во имя Его, там и Он будет при­сут­ство­вать. И вот, когда вы вхо­дите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеж­де­нием, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы нахо­ди­тесь в при­сут­ствии Самого Христа, рас­пя­того ради вашего соб­ствен­ного спа­се­ния и вос­крес­шего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, тор­же­ству­юще и раду­ю­щеся.

Храм – не место для встречи со зна­ко­мыми и не место, где вы имеете право огля­деться, чтобы посмот­реть, какие иконы нахо­дятся на стенах.

Это место, где вы должны тре­петно, с глу­бо­ким духов­ным ужасом пред­сто­ять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состо­я­нии делать, то должны хотя бы стоять в глу­бо­ком мол­ча­нии души и уст и не мешать никому дру­гому молиться.

И я обра­ща­ясь к вам с прось­бой, с уве­ще­ва­нием, от всей души: вхо­дите в храм бла­го­го­вейно, выбе­рите место, где вы будете стоять и никуда с него не схо­дить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда вой­дете, поста­вить свечу, и, если вы будете при­ча­щаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пре­бы­вайте в мол­ча­нии, потому что Бог встре­ча­ется в глу­бин­ном мол­ча­нии души, и только в этом глу­бин­ном мол­ча­нии нахо­дя­щи­еся в храме могут между собой стать еди­ными во Христе. Это вопрос не дис­ци­плины цер­ков­ной, это вопрос вашего лич­ного спа­се­ния, того, что вы встре­тили Бога – или что вы мимо Него прошли и пре­зрели Его при­сут­ствие.

При­мите, поэтому, мои слова в учет, будьте вни­ма­тельны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глу­бо­кое, чест­ное цер­ков­ное созна­ние – и другим помо­гать в этом отно­ше­нии. Аминь.

Мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний в одну из литур­гий вышел на про­по­ведь и сказал: «Вчера вече­ром на службу пришла жен­щина с ребён­ком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей заме­ча­ние. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал заме­ча­ние, но я при­ка­зы­ваю этому чело­веку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Гос­подь их спас. Потому что из-за вас она может больше нико­гда не прийти в храм». Раз­вер­нулся и ушёл. Это была вся про­по­ведь.

Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети

Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия.

Мария Кановская журналист, писатель, консультант по вопросам делового этикета

  • Как правильно вести себя в православном храме
  • Правила поведения в католическом храме
  • Правила посещения синагоги
  • Как вести себя в мечети

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением. Все остальные правила очень различны.

Как правильно вести себя в православном храме

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

  • Патриарха — Святейший владыко;
  • епископа — владыко;
  • священника — батюшка;
  • игуменью — матушка;
  • диакона — отец диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!». Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!».

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Правила поведения в католическом храме

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то — это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

  • к Папе Римскому — Ваше святейшество;
  • к кардиналу и архиепископу — Ваше высокопреосвященство;
  • к епископу — Ваше преосвященство (личное — владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам — «брат», к монахиням — «сестра».

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня — тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность — как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Правила посещения синагоги

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения — от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин — кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв — на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,- консервативному, реформистскому, либеральному, — синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу). В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний — заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово «рабби».

Как вести себя в мечети

Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам — «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба — главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар — трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе. Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

Допустимо ли православным посещать инославные храмы?

Летом, в пору отпусков, православные христиане нередко совершают паломничества или просто путешествуют, в том числе, по Западной Европе или восточным странам. При этом перед ними нередко встает проблема: как относиться к инославным храмам, можно ли заходить в них, нужно ли при этом осенять себе Крестным знамением, допустима ли молитва, как вести себя в отношении пребывающих там святынь, – воспринимать ли святыни инославных лишь как объекты культурного наследия или же относиться к ним с почтением, подобающим христианским святыням?

Отвечает известный пастырь протоиерей Олег Стеняев:

Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.

С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.

Кончено же, заходя в католический храм, следует перекреститься. Крестное знамение – это оружие, которым мы должны пользоваться, тем более, когда мы сталкиваемся с другой духовностью, так что совсем не лишним будет осенить себя крестом. Это не будет означать какого-то особого почитания культового здания католиков, а станет лишь проявлением православным христианином некоторой осторожности, когда он входит в культовое здание людей иной веры. Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет. Тем не менее, я думаю, что просто из праздного любопытства заходить в такие храмы все же не стоит.

Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь.

Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.

Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Можно ли молиться вместе с католиками?

Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти вопросы корреспонденту «Нескучного сада» ответил клирик кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов.

– Отец Петр, канонический запрет молиться с инославными относится только к молитвам на богослужении?

– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости. И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах. Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.

Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы. Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?

– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?

– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан. Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою». А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников. Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом. Тогда по логике все они должны предстать перед Судом Божьим как православные. А они не понимали или не хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой «любовью».

Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним. Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников. Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?

– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?

– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему. В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви). Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола. С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода. Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину. «Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные. Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие. Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.

– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?

– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви. Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи. При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии. «Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине. Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь. И сделает свой выбор. В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.

Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины. Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников. Это большой соблазн. В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.

– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?

– Я сам очень люблю Льюиса, а у моей матушки это просто любимый писатель. Его книги – замечательный мостик от чисто земного, секулярного восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать неподготовленным людям – духовным младенцам – твердую пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут. И трудно представить для новоначальных литературу лучше книг Льюиса. Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в Англии это было очень сложно, означало отказ от своих предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему не могут вместе с ним молиться. А если бы сказали, что никакой разницы нет, он почти православный, можно молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?

Замечательный пример есть в Евангелии – беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы не было. А после беседы она обратилась, побежала рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда для евреев были еретики. Надо открывать свою веру, ее красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого человека, но общая молитва с человеком другой веры только введет этого человека в заблуждение. Именно поэтому от нее надо воздерживаться.

Беседовал Леонид Виноградов

Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ родился в 1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера, мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе. Окончил Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и переехал в Сан-Франциско. Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Правила религиозного этикета для туристов

Посещая храмы и святые места во время путешествий, нужно всегда помнить о том, что в чужой монастырь со своим уставом соваться не стоит. Многие думают, что правильно вести себя в храме несложно: достаточно лишь быть вежливым и соблюдать светский этикет. На самом деле это не так. То, что принято в одной религии может оказаться совершенно неприемлемым в другой. Поэтому, чтобы не оскорбить прихожан неосторожным действием или словом, перед посещением любого храма нужно узнать о правилах и нормах поведения принятых в той или иной религии.

Основные правила

Эти правила касаются абсолютно всех религий, они универсальны. Перед входом в любой храм нужно отключить мобильный телефон, mp3 плейер или любое другое электронное устройство. Если в храме разрешено фотографировать, не забудьте убрать вспышку, которая вредит старинным произведениям искусства. Говорите негромко и избегайте неуместных разговоров.

Кроме того, обязательно выясните, в какое время дня вы можете прийти. В любой религии существуют торжественные обряды и церемонии при которых присутствие группы любопытных и фотографирующих туристов как минимум нежелательно.

Кроме общих, существуют и специальные правила поведения:

Буддистские храмы

Разуйтесь и снимите головной убор перед входом в храм. Скорее всего вы увидите знак, предупреждающий о том, что в храм нельзя входить обутым и с покрытой головой. Не пренебрегайте этим правилом.

Прикройте ноги и плечи. В азиатских странах летом очень жарко, поэтому многие туристы являются в храм с голыми ногами и плечами. Буддистская религия запрещает находиться в таком виде в святом месте. Если вы женщина – наденьте длинную юбку или капри, и возьмите с собой легкую шаль. Если вы мужчина – наденьте брюки или длинные шорты.

Вставайте, когда монахи входят в помещение. Это правило особо не отличается от правил светского этикета. Так же, как вы встаете, чтобы поприветствовать вошедшего в комнату человека, не забудьте встать, когда монах или монахиня входит в храм.

Перед тем как фотографировать попросите разрешения. Узнайте, можно ли фотографировать, особенно внутри храма. Если вы фотографируете, то будьте любезны оставить небольшое пожертвование.

Пользуйтесь правой рукой. Вручайте пожертвования только правой рукой и вообще для любых действий постарайтесь использовать правую руку, даже если вы левша.

Не указывайте пальцем. Если вы хотите обратить внимание вашего спутника на какую-нибудь статую или картину, выразите свое желание словами или укажите на предмет правой рукой. Не забудьте, что ваша ладонь должна быть открыта.

Не прикасайтесь к статуям Будды. Предупредите своих детей, что статуи Будды трогать нельзя и, конечно, на них нельзя взбираться.

Не прикасайтесь к монахам, особенно если вы женщина. Также, женщины не должны вручать что-либо буддистскому монаху. Мужчины могут брать предметы у монахов и передавать их, но, как уже говорилось, они должны это делать правой рукой.

Не становитесь спиной к статуе Будды. Для того, чтобы отойти от статуи Будды идите вперед спиной и поворачивайтесь только отойдя от статуи на значительное расстояние.

Индуистские храмы

Правила поведения в индуистских и буддистских храмах во многом совпадают.

В индуистских храмах, как и в буддистских, не принято ходить обутыми, с голыми плечами и оголенными ногами.

Не принято фотографировать без разрешения и также не принято пользоваться левой рукой.

Существует еще одно правило – в индуистских храмах не принято носить кожаную одежду и аксессуары. Поэтому будет лучше, если вы снимите кожаную обувь, куртку или жакет, а также ремень.

Мусульманская мечеть

Перед входом в мечеть разуйтесь, снимите шляпы и солнечные очки.

Женщины должны входить в мечеть покрыв голову платком.

Одевайтесь консервативно. Ваша одежда не должна оскорблять чувств верующих. У женщин ноги и плечи обязательно должны быть скрыты одеждой. Мужчинам тоже не стоит заходить в мечеть в коротких шортах. Избегайте ярких цветов и чересчур обтягивающей одежды.

Обратите внимание на знаки у входа. В некоторых мечетях существуют отдельные входы для мужчин и для женщин. Если вы не увидите знака, но заметите, что женщины и мужчины пользуются разными входами, поступайте соответственно.

Не фотографируйте во время молитвы. Обычно в мечети разрешается фотографировать, но не во время молитвы.

Христианские церкви

В некоторых христианских церквях принято снимать обувь. В большинстве христианских церквей это правило не действует, но вот например в Эфиопской церкви принято ходить без обуви.

Прикройте плечи и колени. В христианской церкви не принято ходить в одежде без рукавов, в коротких юбках или шортах.

В православной церкви мужчины должны находиться с непокрытой головой, женщины же, наоборот, должны обязательно покрывать голову платком.

Не фотографируйте без разрешения. В некоторых христианских церквях запрещено фотографировать, поэтому обязательно спросите разрешена ли съемка в церкви.

Не скрещивайте ноги. Помните, что в Греческой православной церкви не принято скрещивать ноги.

Еврейская синагога

Мужчины должны находиться в синагоге в ермолке. Ермолка – это специальная круглая шапочка. Не обязательно покупать ермолку перед походом в синагогу – во многих синагогах ермолки выдают при входе.

Одевайтесь консервативно. В синагоге не принято находиться в одежде без рукавов: это правило касается и женщин, и мужчин. Обычно женщины ходят в синагогу в платьях (естественно, не коротких), а мужчины в костюмах.

Обращайте внимание на входы и сидения. В некоторых синагогах существуют отдельные входы и помещения для женщин и мужчин. Кроме того, существуют отдельные сидения. Если вы заметите, что мужчины и женщины находятся в разных помещениях и пользуются разными входами, поступайте соответственно.

Не фотографируйте и не снимайте во время Шаббата. Шаббат начинается с заходом солнца в пятницу вечером и заканчивается в субботу с наступлением темноты. В это время фотографировать в синагоге запрещено.

Не становитесь спиной к Стене Плача в Иерусалиме. От стены нужно отходить спиной вперед, а повернуться можно только отойдя на значительное расстояние.

Читать еще:  Воля Божья: что значит и как узнать о себе, свойства, зачем нужна
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector