0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие и гипноз: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, грех или нет

Содержание

Является ли грехом гипноз, и как от него защититься?

Вопрос задан:
23 октября 2019

На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Единого, общецерковного ответа на этот вопрос нет. Разные священники, по – разному оценивают гипноз: прот. Дмитрий Смирнов – положительно, иеромонах Анатолий (Берестов) – отрицательно. Мне ближе позиция, выраженная православным психиатром Дмитрием Александровичем Авдеевым.

Психиатр Д.А. Авдеев о гипнозе

К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные – считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.

Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз – это насилие над душой человека. К примеру, в 3-ей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек – величайшая тайна, и нам грешным просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния. Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.

Оптинские старцы о гипнозе:

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).

«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, – то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий). https://azbyka.ru/zdorovie/gipnoz-kak-metod-lecheniya-mneniya-svyashhennikov-i-vrachej

Влияние гипноза на детей

Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского».

Как защититься от мошенников, использующих гипноз и трансовые техники?

Исходя из демонической природы гипноза, защитить от него сможет лишь Бог. Но чтобы стать способным воспринять Божественную помощь, необходимо соблюсти несколько условий:

1.Правильная христианская жизнь в соответствии с опытом Отцов Православной Церкви.

Гипноз и христианство. Ответы на вопросы.

UPD 2017-04-22:
Побывал на конференции, касающейся вопросов психического здоровья и религиозности. Присутствовали священники с психиатрическим образованием, российские психиатры и психиатры из Англии, Голландии, Израиля. Выяснилось, что у РПЦ нет официальной отрицательной позиции по вопросу применения гипноза (гипнотерапии) — это частные мнения священников, впрочем, многочисленные. Внятного ответа, почему же они отрицательные, эти мнения, получить не удалось.

А вот и вопросы:

Я у тебя в посте про гипноз прочла, что ты был удивлен схожестью его со службой. А ты можешь мне рассказать подробнее, в чём схожесть, на твой взгляд? Мне интересно)

Да, дело было ещё на первом обучении гипнозу (современному). Я записывал критерии и условия наведения гипнотического транса и меня как током дёрнуло: это же описание службы в церкви!
Сейчас обучаюсь классическому (старому) гипнозу и снова теория гипноза совпадает с практикой религиозной службы, причем в любой религии и секте, даже самой деструктивной (применяются иногда и другие методы, но это тоже стандартные приемы других разновидностей гипноза).

Немного о гипнозе.
Что такое, как именно и почему работает гипноз не знает никто. Только гипотезы. Некий древний механизм в психике человека, которым люди научились управлять в незапамятные времена.
Гипноз, грубо говоря, состоит из двух частей: трансовое состояние и внушение.
Трансовое состояние – это то, что люди испытывают во время молитвы (то самое «безмолвное созерцание», « созерцательная молитва » ), медитации и родственных им практик. Само состояние транса рассматривается в гипнозе как очень полезное и терапевтическое для человека. Так что, молиться – это очень полезно, если умеешь это делать.
Внушение – это те команды, которые даются человеку, находящемуся в трансе. Эти команды встраиваются в психику и так или иначе выполняются.
Гипноз в целом – это древний, намного древнее христианства и даже шаманизма механизм и инструмент влияния, заложенный в психику человека. Сам по себе гипноз нейтрален – просто инструмент. Но можно его использовать во благо, а можно во зло – как и любой инструмент, в том числе и христианство (пример был выше) – от человека зависит.

Читать еще:  Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Вот выдержка из сегодняшней лекции. В скобочках мои комментарии.
Условия наведения гипнотического транса (условия, помогающие погрузить человека в трансовое состояние):
1. Утомление зрения путём его фиксации в одной точке. (Как мы знаем, на службе чаще всего так и происходит. Люди не особо зыркают по сторонам). Это позволяет замедлить скорость течения мысли.
2. Физическое и психическое расслабление. (В церкви оно и происходит).
3. Вера клиента и согласие на испытание состояния. (Мы же понимаем, что в церкви люди находятся в несколько ином состоянии, чем в суетном миру?)
4. Доверие и раппорт. (Доверие есть как священникам, так и единоверцам. Раппорт – контакт между людьми – достигается за счёт одинаковой позы – все стоят, синхронных движений – одновременно крестятся и читают «Символ веры», кланяются, падают на колени тоже одновременно).
5. Искусство поддерживать контакт. (От священника зависит).
6. Правильная лингвистическая формулировка внушения. (Фразы выверены, неизменны, построены неким определенным образом).
7. Торможение двигательной активности. (В церкви особо и не двигаются во время службы. Есть другие церкви, где пляшут и поют, но это тоже про наведение транса через экстатическое состояние).

Добавим сюда ещё несколько интересных тезисов про гипноз.
1. Внушение – это передача информации человеку без критической оценки (вспоминаем тезисы святых отцов о том, что не надо пытаться рационально осмысливать Евангелие, христианство и т.д.).
2. Внушение – это духовное влияние, которое оказывают люди друг на друга, путём прививания идей, чувств, эмоций и ценностей без участия сознания. (Это ведь про христианство, правда?)
3. Внушение (то, что внушается человеку/людям во время транса) возможно только, если это обойдёт рациональное сознание. И это достигается за счёт воздействия на образы, чувства, эмоции, а они влияют не на сознание, а на подсознание человека. (Кажется только что стало понятно, почему:
a. служба ведётся на устаревшем языке, который толком никто не понимает и точно не имеет привязанных к этим словам актуальных образов из современной окружающей жизни.
b. Имеют место иконы – визуальные образы.
c. Служба сопровождается пением, мерным покачиванием кадила, дымом и запахом ладана.
d. Весь способ передачи информации (ценностей) в церкви – образный, эмоциональный.)
4. Внушаемость (сила внушения) в группе настолько мощнее (чем на одного человека), насколько много в группе людей. Если сила внушения одному человеку равна 1, то сила внушения КАЖДОМУ из людей в толпе из 100 человек, в сто раз сильнее.

Итак, все 11 позиций из теории гипноза совпадают с тем, что происходит на службе. Это случайность? На мой взгляд, это не случайность. Но тогда зачем же священники вещают прихожанам, что гипноз – это большой грех? 🙂 После чего люди, которым гипноз может очень помочь в решении психологических проблем, БОЯТСЯ слова гипноз. И если бы ритуалы РПЦ решали эти проблемы (страхи, фобии, проблемы в общении, аллергия и т.п.), я бы понял и принял, но так как они этих проблем не решают, имеет место просто вредительство.

Получается как в анекдоте: «И эти-то люди запрещают мне ковыряться в носу. ».

Значит ли это, что что-то не так с христианством, православием, службой, ритуалами или ещё чем-то? Нет, не значит. Они таковы, каковы есть и очень хорошо соответствуют своей цели.
Но это значит, что в РПЦ (а так же во всех других церквях и сектах) используется трансовая технология влияния на людей и те, кто эти технологии спроектировал и применяет это хорошо знают (ибо не дурачки).

Это плохо? Нет, это хорошо. Христианские ценности прекрасны, здОрово, что для их распространения выбран эффективный метод передачи и внушения, что оздоравливает общество и позволяет хотя бы части людей (верующих) не перегрызть друг друга, а так же иметь целостную богатую систему ценностей.
Но получается некрасиво и неэтично. Попытка монополизировать гипноз, применять его в целях социального управления (внушения одних и тех же ценностей разным людям) и попытка запретить его применять другим и лишение людей помощи. На мой взгляд, это остро противоречит христианству. Хорошо хоть пришли к мысли, что медицину можно разрешить (так было не всегда). Медицину разрешили, придя к мысли, что врачей тоже создал Бог. А гипноз Бог не создавал? Дьявол бесплоден, он не может создать, только извратить. Тогда кто? Другой бог что ли?? А если это всё-таки Дьявол извратил нечто и получился гипноз, тогда зачем его активно используют на службах. И как быть с упомянаниями гипноза в Библии (как Бог наслал на Адама глубокий сон, например; или это про наркоз? 🙂 ). А что сделал Серафим Саровский с медведем в легенде? Как и чем он на него воздействовал? Внутренним состоянием или сахаром прикормил? А воздействие внутренним состоянием — тоже форма внушения.

Этот момент неправды и несправедливости у меня рождает чувство острого неприятия ситуации.

Почитала твои посты про гипноз и, честно говоря, меня это удивило. Насколько я понимаю, основной минус в том, что человек оказывается как бы безвольным и изменения в жизни производит не сам, с помощью усилий собственной воли, а под чужим влиянием, чужой установкой, его собственной работы нет. Я не знаю официальное мнение РПЦ на этот счёт, но мне кажется, что осуждение с её стороны связано с тем же, что Бог дал человеку свободу, а тут идёт некоторое её нарушение. Как ты смотришь на это? Мне интересно твоё мнение о гипнозе как верующего человека.

Давай по пунктам. 🙂
1. Мне не известен способ, как с помощью гипноза внушить человеку то, что противоречит его ценностям и желаниям. Если попытаться, это приведёт к конфликту ценностей и человек не согласится с внушением. Оба моих преподавателя (классического и эриксоновского гипноза) заверяли, что им тоже не известен. Возможно, есть люди, кто может загипнотизировать и заставить человека делать то, что ему противно, но я таких не знаю. Зато знаю, что когда-то во Франции было несколько судебных процессов против гипнотизеров, когда их обвиняли в сексуальных действиях против клиенток под гипнозом. Оба раза суд пришёл к выводу, что не было либо секса, либо гипноза. То есть, гипноз не покушается на свободу воли. Если человек не хочет бросать пить, например, то его нельзя загипнотизировать и заставить не пить. Не получится так. Должен ООООООЧЕНЬ хотеть сам.

Читать еще:  Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, можно ли делать или нет

2. Я допускаю, что долгой, целенаправленной, планомерной работой можно, применяя технологии похожие на гипноз, все-таки можно склонить человека ко злу, используя его природные животные склонности. Это действительно имеет место в мире. Но это происходит не на сеансах гипноза, а по телевизору, ведь СМИ как раз являются мощнейшим инструментом влияния на людей. Как и песни, поэзия, театр, кинофильмы. Поэтому согласен с теми священниками, кто не рекомендует пастве смотреть ТВ. Это и правда страшное зло. Но фильмы есть и добрые, подталкивающие к добру. Это тоже просто инструмент влияния.

3. Да, когда гипнотерапевт внушает алкоголику (который сам хочет, но не может бросить пить), что он больше пить не будет, это существенная внешняя помощь. Да, возможно человек бы сам не справился. Но что, разве лучше, если человек будет спиваться и оказывать деструктивное влияние на окружающих? Существуют психологические группы помощи детям и даже внукам алкоголиков, настолько мощное влияние оказывает алкоголизм предка на следующие поколения. Что, дети и внуки должны платить за грехи отцов и дедов? За что им это?

4. У меня в практике были случаи, когда люди обращались за гипнозом, но, расспросив их, я приходил к выводу, что гипноз будет бесполезен или вреден. Обычно речь шла о попытках снять с себя ответственность за что-то, об отношении к гипнозу как к магии и т.д. Например, у человека бессонница, тревожность и т.д. Вроде бы это показания для работы гипнозом. Но расспросив, я узнаю, что дело, например, во взятых кредитах, которые есть риск не отдать. Конечно это не про гипноз, а про другие методы психологической работы, которые помогут человеку навести порядок в своей жизни. Работать надо с причиной, а не со следствием. Отказывался работать гипнозом, предлагал более разумные и эффективные варианты. Кто-то отказывался и уходил, кто-то соглашался и приводил свою жизнь в порядок. Люди сами решают, как действовать. А я не злоупотребляю этим методом, когда он не нужен и вреден, хотя человек его сам просит и готов платить деньги. Гипноз, как и любой другой метод работы, не должен быть во вред клиенту.

5. Всё-таки, медицина и медпомощь – это вмешательство в планы Бога и творение Дьявола (так когда-то считали) или дар Бога людям? А тогда чем отличается гипноз? Тоже дар. И, как и каждым даром, им можно распорядиться по-разному. Но тогда дело не в гипнозе, а в свободной воле применяющего его. Отнять волю?

6. Несмотря на слухи, распускаемые сотрудниками РПЦ, что гипноз — это вид магии, ответственно заявляю. Во время наведения транса, в процессе внушений и вообще во время сеанса гипноза нет ни вызова духов, ни просьб помочь к кому-то потустороннему, ни обещаний продать душу, ни общения в Дьяволом, демонами, духами, нечистью и т.д. Это вообще про другое. Это просто инструмент работы с человеком, которому нужна помощь.

7. Как верующий человек я думаю о гипнозе в контексте притчи о талантах. Бог даёт нам возможность развивать свои способности, познавать и узнавать новое, в том числе и свою природу, осваивать новые инструменты. Есть люди, которым не дано, они не смогут освоить гипноз (но могут освоить многое другое, тут каждому дано своё). Мои клиенты получают очень хорошие результаты в работе со мной (я сам иногда удивляюсь и не верю): бросают пить, начинают заботиться о здоровье, лучше себя чувствуют (проходят психо-соматические симптомы болезней), перестают тревожиться почём зря, отбрасывают страхи, оставшиеся после травм и т.д. Они становятся здоровее и счастливее. Мне остаётся только следить, чтобы учиться, совершенствовать навыки, быть искренним с собой и другими, оставаться строго в христианских ценностях, заботиться о клиентах.

3. Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства?

3. Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства?

Вопрос:Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства? Ведь о такой способности мы читаем и в Библии.

Отвечает священник Константин Пархоменко:

Очень трудный и большой вопрос. Сегодня многие отождествляют феномен пророчества, описанный в Библии и существовавший (и, кстати, существующий) в христианстве, с тем, что предлагается современными колдунами, гадалками и ясновидящими.

Но это явления разного порядка. Святым людям именно Бог открывает будущее. Это общее положение и для ветхозаветных праведников, и для праведников Нового Завета.

Доступно ли Богу знать будущее? В этом сомнения никакого нет. Бог, сотворивший мир из ничего, пребывает вне времени, категория времени неприложима к Вечному Богу – Он над временем. Для Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него все настоящее. Всю историю Всевидящий Господь объемлет одним взглядом. Блаж. Августин сформулировал эту мысль так: «Бог не видит вещи по частям, переводя взгляд с одного на другое; Он видит все сразу».

Но если все это справедливо приложимо к Богу, то может ли человек, живущий во времени и пространстве, подниматься над временем? Материалистическая наука разводит руками – нет! Но Церковь говорит иначе.

Мы должны помнить, что человеческий дух нематериален, что он от Бога и в исключительных случаях действительно может «износиться» из тела и соприкасаться с иным, небесным измерением, где времени нет. И таким образом человеческий дух может заглядывать в будущее.

Благодаря исследованиям ученых 20-го столетия эта гипотеза была развита и подтверждена. Так, было открыто, что человек в своей жизни руководствуется не только сознательными побуждениями, но целым комплексом бессознательных импульсов и желаний. Их природа – сексуальная (Фрейд), социальная (Адлер), личная, стремящаяся к самореализации (Юнг), коллективная (архетипы Юнга). Позднее было открыто, что у человека существует и бессознательная духовная природа, которая побуждает его к поиску Истины, к осуществлению нравственных добродетелей (честь этого открытия принадлежит ученым Франклу, Эриксону, Ролло Мею). Оказалось, что человек религиозен, даже когда не отдает себе отчета в причинах собственной убежденности; религиозен по природе.

Исследования последних лет позволяют предположить, что есть и еще один уровень бессознательного в человеке, который называют параномальным бессознательным.

Параномальное бессознательное пронизывает все человеческое существо – разум, волю, чувство, а также все, даже самые глубинные, слои бессознательного. Может быть, именно это измерение природы человека и называлось в Библии и в Предании св. отцов бессмертным духом, вложенным в человека Богом, «искрой Божией» в человеке. И именно это измерение, которое есть у каждого из нас, осознает свою независимость от пространства и времени, может вступать в контакт с духами умерших людей, ангельских существ, может чувствовать близость Бога.

Читать еще:  Православные сувениры и товары из Иерусалима: что можно купить и привезти

Отметим, что, пока функционируют мозговые способности, это бессознательное как бы дремлет, не проявляется. Но когда мозг приостанавливает свою деятельность (под гипнозом, в трансе или в экстазе, например, молитвенном), восприятия параномального бессознательного могут достигнуть сознания и тогда происходят поражающие нас явления телепатии, ясновидения, предвидения.

Можно сказать, что параномальное тождественно, естественно присуще человеческому духу, оно составляет грань человеческой личности, как бы ни хотелось это отрицать материалистам.

Подобная гипотеза (сегодня это более, чем гипотеза, это практически научное положение) объясняет очень многое. Она, например, поясняет нам, почему в нашей вере и в духовной жизни бывают и озарения, касания параномальным (назовем более привычным нам словом – духовным) бессознательным духовного мира, почему бывают моменты темноты (бездеятельность духовного бессознательного ввиду чувственной перенасыщенности человека).

Это объясняет и феномен предвидения и предсказательства, и многие другие явления. Становится понятным, почему у святых так сильно развито это чувство, почему у них есть видение будущего. За исключением отдельных случаев особого откровения им от Бога, у святых сильно развито духовное бессознательное, питаемое мистической жизнью, Богообщением.

Похожее, однако, мы наблюдаем и в некоторых людях, не ведущих духовной жизни, или в людях, развивших свои способности благодаря специальным тренировкам. Тогда следует признать, что особая чувствительность и активность духовного бессознательного – дар этим людям от Бога.

Однако такая естественная параномальная одаренность все же никак не сравнится с тем, что имеет святой подвижник. Если первый идет в своих откровениях на ощупь, ничего не знает точно и, кроме того, постоянно рискует попасть под власть бесовских сил, то параномальное видение святого отчетливо и ясно, ибо его источник – Бог и светлые духовные силы.

Читайте также

Как Церковь относится к обрезанию?

Как Церковь относится к обрезанию? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Обрезание — религиозный обряд у иудеев и мусульман. Если имеются чисто медицинские показания к операции, то никакого греха не будет, так как это не имеет отношения к

Как Православная Церковь относится к кремации умерших?

Как Православная Церковь относится к кремации умерших? иеромонах Иов (Гумеров)Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан.12:2). Гроб же является символическим

Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы?

Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряТекст, известный под названием «Евангелие от Фомы» не принадлежит одному из 12-ти апостолов. Возникло ЕФ, несомненно, в одной из гностических сект. По

Как относится Православная Церковь к классической музыке?

Как относится Православная Церковь к классической музыке? архимандрит Тихон (Шевкунов)Если бы Вы спросили меня, то я отношусь к ней двояко. С одной стороны, поскольку человек состоит по учению Церкви из духа, души и тела, то душа, душевное, не-духовные потребности конечно

Как Православная Церковь относится к Льву Карсавину?

Как Православная Церковь относится к Льву Карсавину? иеромонах Иов (Гумеров)Творческое наследие Л.П.Карсавина — часть нашей культуры 20 столетия, запечатлевшей как духовные поиски, так и болезненные соблазны и срывы. Оценка Л.Карсавина не может быть краткой и однозначной.

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму?

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму? Иеромонах Иов (Гумеров)Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно

Как Русская Православная Церковь относится к языческим элементам в архитектуре Петербурга?

Как Русская Православная Церковь относится к языческим элементам в архитектуре Петербурга? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖелание верующей души иметь вокруг себя среду в гармонии со своими сокровенными религиозными чувствами, вполне

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму?

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму? Иеромонах Иов (Гумеров)Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ИНТЕРНЕТУ?

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ИНТЕРНЕТУ? –Как Вы относитесь к такому явлению, как всемирная сеть Интернет? Известно, что открыт и активно функционирует официальный сайт Московской Патриархии. Какие задачи Вы возлагаете на него?–Такой извечный вопрос. В свое время спрашивали у

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь.

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь. 1. Однажды св. Ефрем патриарх антиохийский, узнал, что один находившийся в Иерапольской стране, столпник вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник как

9. Как Православная Церковь относится к кремации умерших?

9. Как Православная Церковь относится к кремации умерших? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан.12:2). Гроб же является

3. Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

3. Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Вопрос:Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В

20. Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева?

20. Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева? Вопрос: Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева? Мне понравилась его манера вести проповеди, и многие вещи о вере и Церкви я узнал из его проповедей и книг. Но его манера

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector