0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие и день святого Валентина: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

Содержание

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
    • Церковь и культура
    • Светские СМИ о Церкви
    • Конкурс «Православная инициатива»
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.

Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием.

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

ПРАЗДНОВАТЬ ЛИ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА? МНЕНИЯ СВЯЩЕННИКОВ

14 февраля в массовой культуре — день святого Валентина, он же «день всех влюбленных». Может ли православный христианин отмечать этот праздник? Своими размышлениями делятся священники Слуцкой епархии.

ИЕРЕЙ АНДРЕЙ ГЛАДКИЙ, настоятель Покровского прихода (Клецк):

Если мы заглянем в месяцеслов, то 14 февраля (как по юлианскому, так и по григорианскому календарю) памяти святого Валентина не обнаружим.
Празднование дня святого Валентина не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. «Но что же плохого в этом празднике? — могут на это возразить многие. — Что плохого в том, что мы дарим любимым “валентинки”, цветы?» К сожалению, празднование редко ограничивается такими невинными знаками внимания, а зачастую продолжается в ночном клубе до самого утра.
А что же в это время происходит в церкви? Там совершается всенощное бдение и Божественная литургия в честь двунадесятого праздника — Сретения Господня. Значение этого праздника огромно: это праздник встречи Бога и человека, Ветхого и Нового Завета.
В современном же обществе празднование Сретения нивелируется и замалчивается громогласным отмечанием дня несуществовавшего Валентина.
Христиане должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге изо дня в день, а не только раз в году.
Христианский праздник должен учить жертвенной любви.

Читать еще:  Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ЧАРНЫЙ настоятель Вознесенского прихода (Копыль), благочинный Копыльского церковного округа, старший духовник Слуцкой епархии:

В нашем государстве этот праздник появился совсем недавно и приобретает сегодня широкое распространение. К сожалению, в то время, когда Церковь находилась в забвении, многие люди разучились правильно почитать церковные праздники. Когда мы прославляем Христа, Матерь Божию или святых, то придаем этому прославлению духовно-нравственное значение. Мы учимся добродетелям, правильному осмыслению своей земной жизни и стремимся к тому, чтобы через изучение жизни святых, повторяя их подвиг уподобления Христу, воплотить в своей жизни христианские идеалы. Церковь имеет богатейший опыт почитания святых, и каждый день церковного богослужебного календаря — это день памяти того или иного угодника Божия. Жизнь святых является уроком для каждого христианина.
Если бы в день святого Валентина прославлялся святой, и люди учились подражать его духовному подвигу, то со стороны верующих не было бы никаких претензий. Если бы верующие люди увидели в этом празднике Евангельский смысл любви к ближним, тогда этот день стал бы действительно почитаемым для всех. Но в этот день прославляется плотская страсть, а не христианская любовь; свободные отношения между мужчиной и женщиной, а не твердые семейные устои; разврат, а не целомудрие. Вот почему этот праздник чужд человеку, осознающему себя православным христианином.
Необходимо также отметить, что, согласно церковному календарю, этот день является подготовительным к празднику Сретения Господня. К сожалению, различного рода увеселения, связанные с днем святого Валентина, отводят человека от великого события, связанного с Евангельской историей.
В день Сретения ветхозаветное человечество встречается лицом к лицу с Самим Богом, принявшим человеческую природу и раскрывшим перед человеческим сознанием настоящую добродетель любви. Христос всей Своей жизнью и страдальческим крестным подвигом учит нас жертвенной любви, а эта любовь в полной мере выражается в семейных отношениях между супругами, а также между детьми и родителями. Если бы таким смыслом был наполнен день влюбленных, то он стал бы поистине христианским праздником, а не днем развращенности и вседозволенности.
Что хотелось бы пожелать людям, ищущим друг друга. Чтобы их внутренние сердечные чувства переросли в чистую, искреннюю взаимную любовь.
У православных есть свои святые покровители семьи и брака – Пётр и Феврония Муромские.

Православная Жизнь

Праздновать ли православным день святого Валентина? Что означает этот день для верующих? Об истории и традициях праздника рассказывает Татьяна Федорова.

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет «своего» праздника – дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас – пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?

На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования «дня всех влюбленных» никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком – «валентинку» или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует «глянцевой» истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?

Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина – это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами – это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.

Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».

Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» – житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца». Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера – составителя «Батлерова жития святых» – и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.

Любовь против коммерции

Мне не близок весь тот коммерческий «валентиновский» ажиотаж, который возникает еще в январе, следом за рождественскими распродажами. Но точно так же мне не по духу использование Рождества и Пасхи в качестве поводов для увеличения торговли. Мне не нравится создание специфического, достаточно дурновкусного, антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви – рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов, на любовь-«эрос».

Но вот что важно. В нашей жизни, на самом деле, любви истинной, любви дающей, а не ждущей чего-то для себя, места отводится совсем мало. Мы все читали евангельские слова или в кино видели, как юный, светящийся Андрей Рублев объясняет маленькой княжне, что такое любовь. Но часто ли мы сами говорим своим любимым о своих чувствах? Часто ли стараемся порадовать их хотя бы маленьким подарком просто так, без всякого повода? Боюсь, что очень редко. То дела заедают, то свои проблемы, когда не о другом человеке думается, а себя жалко, себе хочется и утешения, и внимания. Да и не принято в нашей культуре особенно о чувствах говорить, в любви признаваться, особенно если пара уже не первый год вместе живет. Любовь, романтика – это все удел молодых, так часто считают.

И разве плохо, если нам хоть так, при помощи иноземного календаря, напоминают о том, что хорошо бы сделать маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей? В конце концов, это же от нас самих зависит – поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то свое, собственное.

По-моему, праздник любви – это замечательно. Но не громкий, пафосный, отмечаемый практически по единому сценарию от яслей до офисов, а камерный праздник любящих людей, позволяющий нам вспомнить о том, что мы не только родители, дети, ответственные работники, пастыри и прихожане, но еще и просто мужчины и женщины, любящие и любимые.

Что мы вместе не только ради продолжения рода и решения всевозможных хозяйственных задач, но и просто ради друг друга и того чувства, которое нас связало.

Помните, что сказал замечательный сказочник христианин Евгений Шварц? «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них». Давайте не будем забывать об этом, и пусть не один день у нас будет праздником любви, а вся жизнь.

День святого Валентина: история, отношение РПЦ, как празднуют

Один из самых любимых праздников, ставших популярными в России за последние 20 лет, это, без сомнения, День святого Валентина или — День всех влюбленных.

Читать еще:  Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

Когда отмечают День святого Валентина

Поскольку этот праздник, несмотря на свои раннехристианские корни, православием никогда не признавался, с датировкой всё просто – никакого «старого стиля» в данном случае нет. День святого Валентина всегда отмечается 14 февраля.

История праздника

Считается, что День святого Валентина отмечается уже более 16 веков и связан с еще более древними праздниками любви, в том числе отнюдь не платонической. Что касается «виновника» праздника – святого Валентина – то о нем есть несколько легенд. Самая распространенная из них такая.

Дело было в 269 году нашей эры. Римской империей тогда правил весьма воинственный император Клавдий II. Для повышения боеспособности армии он своим указом под страхом смерти запретил легионерам жениться, чтобы они не отвлекались от воинской службы. Однако молодые, полные сил мужчины всё равно влюблялись, и тогда им на помощь пришел христианский священник Валентин (по другим сведениям полковой врач, принявший христианство) из римского города Терни. Этот Валентин тайно венчал солдат по христианскому обряду, а кроме того он был еще и «почтальоном любви» – передавал письма влюбленных молодых людей к их возлюбленным и приносил ответные послания.

Когда «преступление» Валентина было раскрыто, его посадили в тюрьму и приговорили к казни через отсечение головы. Уже сидя в камере смертников, романтичный священник влюбился в дочку тюремщика – красавицу Юлию. Перед смертью он тоже написал предмету своего обожания письмо, подписав: «Твой Валентин». Так родилась первая валентинка, которую дочка тюремщика получила, увы, уже после смерти своего воздыхателя, которого казнили как раз 14 февраля.

Католическая церковь вскоре признала Валентина христианским мучеником, пострадавшим за веру, и он был канонизирован. А почти через двести тридцать лет после гибели святого – в 496 году – римский папа Геласиус I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Отношение католической церкви к Дню святого Валентина

Однако уже в двадцатом веке – в 1969 году – святого Валентина «исключили» из литургического календаря католической церкви из-за недоказанности и противоречивости сведений о нем (также поступили и с некоторыми другими древнеримскими святыми, сведения о которых были сочтены путанными и недостоверными). Впрочем, католическая церковь вообще не слишком одобряла бурные празднования Дня святого Валентина и более чем светский характер этого праздника, возможно, подталкивающий молодых людей к добрачным половым связям.

В настоящее время Римско-католическая церковь 14 февраля отмечает память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян, а религиозное празднование Дня святого Валентина является необязательным, как говорится, «факультативным».

Отношение православной церкви к Дню святого Валентина

С отношением к празднику православной церкви всё еще сложнее – официально День святого Валентина 14 февраля в РПЦ вообще не признают и не отмечают. (В православной церкви память святого Валентина празднуется летом – 19 июля).

Мало того, некоторые православные священники относятся к Дню всех влюбленных так же, как и к Хэллоуину, считая празднование Дня всех влюбленных «бесовством» и «западной заразой».

В этом церковных иерархов поддержали и некоторые чиновники – так в 2011 году губернатор Белгородской области вообще запретил празднование Дня святого Валентина в рамках мероприятий «по обеспечению духовной безопасности».

(Кстати, в некоторых мусульманских странах этот праздник также запрещен, не рекомендуется публично выражать свою излишнюю приверженность святому Валентину и в отдельных российских регионах с преимущественно мусульманским населением).

А в противовес западному Дню всех влюбленных в 2008 году был официально учрежден Всероссийский день семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля (что соответствует 25 июня по старому стилю) в день памяти святых Петра и Февронии Муромских. (Этому празднику есть «аналог» в народной традиции – день Ивана Купалы – языческого славянского бога, сына Перуна).

Одно время предлагалось заменить День святого Валентина отмечаемым также 14 февраля Днем святого Трифона, но эта традиция не прижилась.

Как празднуют День святого Валентина

В Западной Европе День святого Валентина отмечают с 13 века, в США — с конца 18 века, а в России – с начала 90-х годов 20 века. В этот день влюбленные, женихи и невесты, мужья и жены дарят друг другу подарки и маленькие открытки-валентинки с любовными посланиями. Традиция дарить в этот день подарки за последние сто лет стала весьма успешным бизнесом.

Так, в Америке принято дарить марципаны, в Японии – шоколад, во Франции – драгоценности, а в Дании – белые цветы. В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца и смотрят в окно на проходящих мужчин. Кто первый попался на глаза – тот и суженый. Также хорошей приметой считается устраивать в этот день свадьбы и венчания.

В России, где своих традиций отмечания Дня всех влюбленных нет, переняли западные формы празднования. При этом у нас этот праздник уже достаточно серьезно коммерциализирован: красные сердечки, шоколадки в форме сердца, открыточки-валентинки весьма успешно продаются.

Ну и конечно молодой человек, который в этот день не поднесет возлюбленной какой-нибудь интересный, а лучше дорогой подарок, не пригласит ее в ресторан или клуб, сразу попадет в разряд «бесчувственной скотины». Впрочем, в отличие от российского 8 марта, когда мужчины ровно один день кругом должны женщинам, День всех влюбленных гендерно равноправный – девушки тоже изо всех сил стараются порадовать своих возлюбленных. Подробнее о праздновании Дня святого Валентина читайте в других материалах Федерального агентства новостей.

Бизнес или любовь? Мнения священников о Дне всех влюбленных

Сегодня во всем мире влюбленные отмечают «День святого Валентина», «День всех влюбленных». Своим отношением к этому «празднику» делятся священнослужителей Русской Православной Церкви: священник Филипп Ильяшенко, священник Дионисий Каменщиков и диакон Владимир Василик.

«Молодые люди редко задумываются над тем, что им предлагают праздновать»

Священник Дионисий Каменщиков, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— В дне святого Валентина нет ничего духовного. Это очередной мощный маркетинговый ход и хороший способ для выкачивания денег из населения. Замечу, что то же самое бывает и на Хэллоуин. Для молодежи «день святого Валентина» — очередной повод, чтобы повеселиться. Молодые люди редко задумываются над тем, что им предлагают праздновать — главное, чтобы праздник был окутан ореолом романтики, а также сопровождался красивой атрибутикой. «День святого Валентина» – с этой точки зрения праздник идеальный. Только он не имеет никакого отношения ни к настоящей христианской любви, ни к святости.

Святого Валентина нет в православный святцах. В Католической церкви известно три святых с именами Валентин, и непонятно, память которого из них следует праздновать 14 февраля.

Во второй половине XX века Католическая Церковь в этот день вообще исключила имя святого Валентина из литургического поминовения.

Сегодня сложно убедить молодежь в том, что отмечать «день святого Валентина» не стоит. Напротив, все делается для того, чтобы молодые люди поддавались всей «прелести» этого праздника. Никто не предупреждает молодежь о том, что если строить личные отношения на тех принципах, которые им предлагает современная индустрия развлечения, в том числе и в «день святого Валентина», эти отношения рано или поздно зайдут в тупик.

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

Христианская любовь между молодым человеком и девушкой заканчивается обычно браком и семьей. Вообще любовь должна быть нацелена на создание семьи. В семье она может созреть, сформироваться, проявиться в своей высшей степени – жертвенности. Ведь христианская любовь — это прежде всего жертвенность. Современные же чувства чаще всего строятся на эгоизме. Данный вектор нужно изменить, иначе такие отношения неминуемо закончатся крахом.

На мой взгляд, лучшая альтернатива «дню святого Валентина» – это день Петра и Февронии. Их отношения — ярчайший пример христианской любви.

«Празднование этого дня похоже на некий коммерческий проект»

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, председатель епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы

— В период раннего христианства была обозначена некая апостольская норма. В данную норму входила идея строительства храмов истинного Бога на тех местах, где раньше располагались святилища сокрушенных идолов. Это свидетельствовало о победе истины над ложью. Данная норма существовала с древности, но она не имела никакого отношения к тому, что сегодня называется «день святого Валентина».

На самом деле этот день никакого отношения к влюбленным не имеет. Что мы знаем об этом католическом святом? Существует некая легенда о том, что во времена Римской Империи воюющая римская армия испытывала острый недостаток в солдатах для военных походов, и военачальник был убежден, что главный враг его планов — браки, ибо женатый легионер о славе империи думает гораздо меньше, чем о том, как прокормить семью. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Влюбляться солдаты меньше не стали, и, к их счастью, нашелся человек, который, не страшась императорского гнева, стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин. С тех пор Валентин считается покровителем всех влюблённых.

По другой версии священник Валентин влюбился в некую девушку и написал ей письмо, ставшее известным после его смерти. Это не более чем некая красивая легенда, которую сложно признать за достоверную.

Судя по всему, с еще большим сомнением можно говорить, что этот праздник в нынешнем своем воплощении связан с подвигом древнего святого. Скорее, в наши дни этот «праздник» связан, прежде всего, с каким-то языческим праздником плодородия или культом деторождения, известном в древнем Риме.

Современное празднование дня святого Валентина больше похоже на некий коммерческий проект, который прикрыт высшим чувством. В этот день коммерсанты стараются побольше продать чего бы то ни было: конфет, «валентинок» и многого другого.

В наше безнравственное время праздник «всех влюбленных» имеет достаточно выраженные аморальные черты.

Я имею в виду, что сейчас любовь часто понимается как что-то близкое к инстинкту, что-то тождественное физиологии. И такое понимание любви унижает человеческое достоинство и величайшее из чувств — любовь. Поэтому мое отношение к этому «празднику» совершенно отрицательное.

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

Какие аргументы можно привести человеку, который привык жить безнравственно и понимает любовь как физиологию, а о верности и целомудрии вообще не имеет понятия? Много можем сказать, но что такой человек сможет услышать? Ничего! В Евангелие говорится: «Не мечите бисер» перед известными животными. Апостол говорит: «Учи желающего слушать тебя». А тому человеку, который готов слушать, нужно сказать, что этот день никакого отношения к любви не имеет.

У нас есть прекрасный праздник — день семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля. Их союз явил православным христианам образец любви, мудрости и верности друг другу. Поэтому зачем нам воцерковлять день святого Валентина? С тем же успехом мы можем «воцерковить» Хэллоуин или Вальпургиеву ночь. Мне кажется, что это совершенно не нужно. Каждое время предлагает что-то свое, но не нужно подстраивать жизнь Церкви под светскую жизнь.

Мы с вами живем в эпоху «обманутого поколения 1990-х годов».

Это поколение родилось в годы краха Советского союза, оно выросло на лжи переходного «безвременья». Это поколение людей, во многом потерявших некий жизненный идеал. Сейчас они доросли до самостоятельного возраста. Для многих, если не большинства из них, смысл жизни в том, чтобы получить все лучшее от жизни да побыстрее. Поэтому для многих из них важнее чуждые Православию и России идеалы и праздники.

«Это всего лишь романтическая легенда, которая ведет молодежь к вседозволенности»

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии

— Во-первых, ни один из известных нам святых по имени Валентин никакого отношения к влюбленным не имеет. 14 февраля — день спаривания птиц в средневековой европейской традиции.

история святого Валентина — всего лишь романтическая легенда, которая ведет молодежь к вседозволенности, непристойному выражению своих чувств.

Вспомните, как ухаживали друг за другом наши отцы и деды. Как это было целомудренно и красиво. Мой друг (сейчас майор в отставке) впервые поцеловал свою жену после свадьбы. Люди всегда были сдержанны в своих чувствах. В результате многие жили в браке душа в душу долгие годы по 30–50 лет.

Сейчас молодые люди целуются у всех на виду, не храня тайны и таинства своих отношений. А потом или разводятся или разбегаются, потому что зачастую не затрудняют себя регистрацией отношений. Они не хранят чистоты телесной и духовного целомудрия, зато стремятся сохранить «незапятнанными» свои паспорта. Справедливо говорят отцы Церкви:

Когда двое грешников любят друг друга, знайте, что каждый угождает только самому себе. Эта любовь не христианская, она не несет в себе жертвы ради другого, в ней нет ответственности, достоинства и постоянства.

Как это преодолеть? Современного человека нужно научить жить, а не существовать. Как сказал поэт:

Чтоб звучали шаги, как поступки,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.

Это достаточно сложная наука, которую нужно начинать преподавать еще в семье, потом в школе и вузе. Молодым людям с детства нужно прививать чувство чести, целомудрия, мужества, ответственности, любовь к Родине и традициям, чтобы потом не получилось того, что получается сегодня, когда мы подвергаемся духовной оккупации. Молодежь празднует чужие праздники, а про праздник русских святых Петра и Февронии 8 июля все забывают. А именно в примере этих святых можно научиться подлинной любви, верности и чести.

День Святого Валентина. Можно ли его праздновать православным христианам?

Приветствую вас, братья и сестры! С самого детства у большинства из нас дата 14 февраля ассоциируется с так называемым «Днем всех влюбленных» или «Днем Святого Валентина». Уже со школьной скамьи мальчики дарят девочкам «валентинки» в форме сердечек и наоборот — девочки мальчикам. Эта традиция не становится менее популярной и среди взрослых — мужчины охотно делают подарки женщинам и даже делают им в этот день предложение руки и сердца. Однако, вместе с, казалось бы, светлым и добрым посылом праздника, существует чуть ли не устоявшееся мнение о том, что православные не отмечают День святого Валентина. Дескать это католический праздник и не имеет никакого отношения к православной вере. Так ли это — разберемся прямо сейчас.

Весьма подробно, с благословления Митрополита Илариона эту тему раскрыл клирик храма во имя святителя Николая Мирликийского в Отрадном Николай Бабкин. Видеоролик с объяснением священника можно найти на портале Jesus-Porlal в ютьюбе. Сегодня мы рассмотрим лишь наиболее важные тезисы по обсуждаемой теме. Итак, поехали.

«Любовь не запрещена Богом. И в нашей Церкви есть не только одни монахи. Есть обычные люди и их большинство». — начинает отец Николай.

Далее интересный факт — в православном церковном календаре не один, а два праздника Святого Валентина. Один приходится на 12 августа, а второй, как вы уже догадались, именно 14 февраля.

Возможно, Святой Валентин — наиболее известен мирянам именно из-за всемирной популярности «Дня всех влюбленных». Вместе с тем не все, вероятно, знают, кем был тот самый Святой Валентин, когда он жил и чем запомнился. И тут мы видим очень интересную вещь. Ведь о Святом Валентине практически нет информации, в сравнении с историческим наследием о других святых.

Нам известно лишь о том, что Валентин жил в III веке и умер 14 февраля христианской мученической смертью. Подчеркнем, что это было до раскола христианской церкви на православную и католическую. Как говорят некоторые легенды он покровительствовал влюбленным и даже тайно венчал пару, которая вопреки чужой воле, хотела закрепить свой союз перед Богом.

Это красивая сказка, потому что венчание сформировалось как таинство в нашем современном виде, примерно к V веку, не раньше, говорит священник. Именно поэтому легенда о том, что Валентин венчал влюбленных не имеет каких-либо исторических оснований.

Также отец Николай говорит о том, что нет ничего греховного в том, чтобы двое пришли в храм помолиться этому святому.

«Священник даже может совершить молебен святому, канонизированному святому, находящемся в нашем церковном календаре и пожелать благословения и помощи божией. Кроме молитвы, это еще и замечательная миссия среди молодежи. Священнослужитель может рассказать о настоящей любви, чистоте брака, о любви и уважении к своей половинке. То есть этот праздник, который празднуется ежегодно, от которого мы воротим нос, думая, что он или католический, или связан с язычеством, на самом деле может быть замечательным миссионерским поводом для того, чтобы рассказать людям о Христе, о Боге и самое главное — раскрыть христианское значение любви.» — говорит священник Николай Бабкин.

Интересный факт — мощи Святого Валентина в 2003 году в Москве встречал сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Читать еще:  Клирик: кто такой в православной церкви, значение и обязанности, деятельность, как стать

Вот так, кратко и лаконично мы с вами попытались разобраться в не дающем многим покоя вопросе насчет православного или католического начала праздника.

Братья и сестры, вы можете помочь развитию канала «Православное Христианство», подписавшись на него и поставив лайк. Спасибо вам!

Православие и день святого Валентина: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет, православные альтернативы праздника

Все знают, что 14 февраля отмечают день святого Валентина.

Занимательным фактом есть то, что мы готовы отмечать что угодно, ведь привыкли это делать с детства: новый год, день святого Валентина, день 8 марта и другие. Все ж празднуют, а я что не такой? Но православные верующие люди не должны плыть по течению. Их цель хорошо разбираться в происходящем, брать для себя полезное и отбрасывать мешающее главной цели христианина – сближение с Богом.

Итак, давайте разберемся, можно ли православному отмечать день святого Валентина.

В православной Церкви действительно существует святой с именем Валентин. Если быть точным, то таких святых трое:

— священномученик Валентин Интерамский (Италийский) – его память совершается 30 июля по старому стилю

— священномученик Валентин Римлянин – его память совершается 6 июля по старому стилю

— мученик Валентин Доростольский – его память совершается 7 мая по новому стилю

Считается, что именно со святым Валентином Италийским связан данный праздник. Но если хорошенько разобраться, то биография святого, которая гуляет на просторах интернета, вернее легенды о нем, собраны со всех трех жизнеописаний святых с одинаковыми именами. Хочу заметить, что эти святые никакого отношения к влюбленным или их любви не имели. Все это только домыслы о том, будто святой Валентин освящал благословением браки влюбленных, которым было запрещено женится.

Если вы откроете церковный календарь и посмотрите дату 14 февраля, то, конечно, в этот день вы не найдете такого святого. С этого можно сделать соответствующий вывод. Почему праздник называется день Святого Валентина, а самого святого в этот день нет. Именины без именинника? Скорее всего, что упоминаемый праздник является гражданским (или светским) и не более того. А если взять во внимание то, что в этот день повышается спрос на подарки, «валентинки», то можно утверждать, что данный день есть коммерческим, приносящим доход определенным товарищам.

Я думаю, вам стало понятно, что настоящий праздник, день святого Валентина 14 февраля, не имеет к православию никакого отношения.

Господь же дал человеку свободу выбирать по какому пути ему идти. Точно такую же свободу Он дал в выборе праздновать ли этот праздник или нет.

Некоторые могут сказать: «Что может быть плохого в том, что я поздравлю свою жену (невесту) с днем святого Валентина или днем 8 марта?». Тут на ум приходят неоднократные моменты из житий разных святых первых веков. Помните, как им говорили язычники: «Ты ничего не делай, не отрекайся от Христа словами, ты просто кинь фимиам (ладан) на жертвенник идола и все!». Понимаете, в чем суть? Человек может даже ничего особенного не сделать, внешне не отречься от своей веры и Бога, православных традиций, но простым жестом руки, кидающей фимиам, принести идолу жертву, тем самым прогневить Господа.

Братья и сестры, давайте будем верными чадами Христовой Церкви.

Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме — религиозные форумы

Меню навигации

  • Форум
  • Участники
  • Правила
  • Поиск
  • Регистрация
  • Войти
  • Таролог и психолог онлайн

Пользовательские ссылки

  • Активные темы

Объявление

Информация о пользователе

Православные христиане не должны праздновать день Святого Валентина

Сообщений 1 страница 10 из 67

Поделиться1Суббота, 13 февраля, 2016г. 21:12

  • Автор: Nikolas
  • MyReligion.ru EzoKupon.ru Religii.net
  • Откуда: Religii.org ReligiiMira.ru
  • Зарегистрирован : Суббота, 22 апреля, 2006г.
  • Приглашений: 15
  • Сообщений: 5515
  • Уважение: +532
  • Позитив: +598
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 40 [1980-11-07]
  • Провел на форуме:
    3 месяца 12 дней
  • Последний визит:
    Сегодня 10:22

14 февраля во многих странах мира отмечается день всех влюбленных — День святого Валентина, который попал в Америку из Англии (где он упоминается уже у Шекспира), из Америки праздник всех влюбленных распространился по всему миру.
В день всех влюбленных дарят открытки с сердечками и признаниями в любви — «валентинки», название пошло от имени мученика святого Валентина.
Вокруг праздника влюбленных сформировалась целая коммерческая потребительская индустрия — ко дню всех влюбленных печатают специальные открытки для влюбленных, букеты для влюбленных, различные украшения и подарки для влюбленных.

В России праздник всех влюбленных начали активно отмечать с середины 90-х годов, как и Хэллоуин и день св. Патрика.

Журналист Regions.ru спросил у православных священников можно ли праздновать православных христианинам день святого Валентина или может надо бороться с празднованием дня всех влюбленных?

Протоиерей Андрей Спиридонов
, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, не совсем понимает, с чем и зачем тут бороться. « Давно же понятно, что основная внутренняя идеология у нас по сути своей не христианская, а идеология потребления, стяжание материальных ценностей и поиск разного рода удовольствий , — пояснил он. — Мы живем больше по-неоязычески, чем по-христиански. А неоязычество включает в себя гедонизм, культ праздников, отдыха, а не стремление к исполнению христианских заповедей ».

«Если бы общество было более христиански настроенным, вопрос преодоления поведенческих стереотипов был бы уместен. Если мы христиане, что мы тогда празднуем? – вопрошает пастырь. — А когда большинство у нас считают себя христианами чисто формально, налицо приверженность к порой даже странному и в каком-то смысле блудливому веселью: «Будем есть, пить и веселиться, ибо завтра умрем!»»

«Так что бороться надо не с отдельными проявлениями, для общества языческого естественными, а серьезно ставить вопрос: что для нас все-таки первостепенно — жизнь согласно беззаботному веселью и стяжание ценностей или наше христианство с более серьезным устроением жизни? А День святого Валентина, Хэллоуин — это частные проявления коренного противоречия между христианской жизнью и языческой, и последняя пока преобладает», — посетовал отец Андрей.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что «это не праздник любви — скорее праздник коммерсантов, которые на эксплуатации слова «любовь» делает большие барыши. А вот как с ним бороться и чем замещать? – думаю, хорошим образованием, которое давало бы людям возможность наполнять свою жизнь глубокими и благотворными переживаниями, не позволяя размениваться по пустякам, ловиться на какую-то ерунду. Нужно возрождать добрые национальные традиции и серьезно подумать над тем, какую альтернативу можно было предложить».

«У нас есть похожий праздник – День Петра и Февронии, но отмечают его верующие, православные христиане, а День святого Валентина навязывают всем. Однако меняются времена, люди, характеры, и нужно искать, что могло бы приносить положительные эмоции не только дельцам, но и всем остальным. А у нас пока культура ориентируется на воротил шоу-бизнес», — заключил отец Александр.

Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, сказал: «Нашей семье этот праздник чужд, — как чужда, к примеру, «блатная» или наркоманская эстетика. У нас есть свои традиции, устои, и нам он просто не нужен. В школе детям дарят «валентинки», конечно, но я, признаться, не вижу в этом ничего хорошего. Если это выражение дружбы – еще куда ни шло. Но мне кажется, это начало вольного обращения друг с другом. В таком юном возрасте это ни к чему. Если не сдерживать себя в юности, в дальнейшем могут произойти великие беды. Кроме того, это личное, что не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Детей нужно сдерживать, следить за ними, объяснять, почему что-то нельзя делать. Об этом говорит Иоанн Златоуст. Всему свое время. А разжигание блудной страсти в детях может начаться с такого невинного вроде бы праздника».

«Но и бороться с Днем святого Валентина, запрещать его, тоже, думаю, не следует, — отметил пастырь. — Когда наша семья приходит в магазин и видит на полках алкоголь и сигареты, мы объясняем детям, как к этому нужно относиться. Человека никто не заставляет пьянствовать или курить – сами люди пьют и курят. Так и здесь. Наша семья живет своей жизнью, как Бог даст, а не как все: так не интересно. Вообще каждый человек интересен своей индивидуальностью, неповторимостью. А если мы живем по воле Божьей, Господь воссияет через нас».

Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, уверен, что «бороться нужно только убеждением. Для меня великая радость, что в этом году в моем поселке ни одно учебное заведение уже не отмечает этот праздник. Работа, которую я проводил на протяжении нескольких лет, дала результаты. А к 14 февраля у нас приурочены беседы с молодежью. Мы напоминаем юношам и девушкам об истинном значении слова «любовь». То, что они видят в интернете, по телевизору, опошляет его, унижает».

«Если даже люди не верующие, и не знают, что «Бог есть любовь», все равно мы должны донести до их сознания высокое значение этого слова. В человеке, который не любит, Бога нет, — подчеркнул отец Вячеслав. — В сельскохозяйственном техникуме у нас уже прошла первая лекция из этого цикла, мы с первокурсниками попытались определить значение слова «любовь», выяснить, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Ребятам важно было услышать, что даже плотская любовь красива, когда происходит в законном браке и супруги проявляют заботу друг о друге. Мне как православному священнику День святого Валентина, конечно, ни о чем таком не напоминает».

«Если мы возьмем православный или католический календари, мы не найдем там указания, что 14 февраля чтят память этого святого. Может быть, он действительно выдуман для торговли сопутствующими товарами или для пропаганды разнузданности, но для нас этот день — повод рассказать об истинном предназначении человека, о красоте отношений между мужчиной и женщиной, о любви, заботе и доверии. Не только в нашем поселке, но и в регионе этот праздник постепенно отмирает, а вечные ценности остаются», — заключил пастырь.

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «если мы хотим избежать разгула, блуда, — мы должны напоминать о подлинном смысле любви. И, если уж этот праздник отмечают, в этот день надо выделять семейную любовь: поощрять многодетные семьи, прожившие вместе много лет, показывать: любовь — это не просто это влюбленность, а то, что связывает семьи. Можно говорить о примерах истиной жертвенности, — например, о семьях, где один супруг инвалид, а второй мужественно проходит с ним все испытания. Было бы замечательно, если бы в этот день акцентировали внимание на христианской любви между мужчиной и женщиной, что позволяет преодолевать трудности, собственные греховные наклонности в пользу единства и любви, которые Господь преумножает именно в семье».

«А блуд приносит только вред и разрушение, — напомнил отец Николай. — Потом человек просто не способен полюбить по-настоящему – это следствие совершенного им тяжелого греха».

«В общем, этому празднику нужно придать настоящее значение любви, как понимал ее святой, которого прославляет западная церковь. Святой Валентин венчал молодых людей, которые не могли быть вместе из-за социальных различий. Это святой ранней христианской эпохи, он почитаем и нами, православными, но в другой день. Хотя я не знаю, почему именно в честь него был назван праздник. Возникает ощущение, что только он соединял любящих друг друга людей, но это не так. Все священники в эпоху гонений христиан венчали тех, кто из-за социальных различий не мог соединиться. Однако все эти люди были христианами, а значит, рабами Господа и никого больше», — заключил пастырь.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, отметил, что «бытует такое мнение, что Церковь отрицательно относится к празднованию дня святого Валентина. На самом деле, это не совсем верно: мы лишь говорим о некоторой искусственности выбранной даты и тем более, о ее повальной комерсализации».

«Любовь – это дар Божий, который не может быть предметом подарочной индустрии, — подчеркнул отец Антоний. — Любовь – это чувство, которое нужно показывать и доказывать каждый день, а не по каким-то особым числам. Если мы посмотрим на историю нашей страны, то мы без труда найдем множество семейных пар, которые могут быть образцом для подражания. Это и известные всем святые Петр и Февронья, и семья последнего русского Императора. Можно по разному оценивать его политику, спорить о вкладе в историю, но его глубокая и искренняя любовь к Императрице и наоборот, которая ярко проявляется в их дневниках, письмах друг другу, в воспоминаниях людей, которые их близко знали – это все не подлежит никакому сомнению».

«Если же кому-то хочется праздновать именно 14 февраля, то нужно помнить, что этот день — прежде всего день любви человека к Богу. Именно в этот день, в далеком 270 году, пострадал за веру святой мученик Валентин в Римской Империи. Он выбрал любовь к Богу, отдав свою жизнь и не поклонившись изображениям демонов. Поэтому было бы правильно в этот день не только послать «валентинку», подарить подарок или пригласить в кафе свою «половинку», но и вместе сходить в храм, причаститься, поставить свечку святому или заказать молебен об умножении любви», — призвал священник.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, считает, что «история праздника весьма туманна, все легенды строятся вокруг какого-то распутства. Нашему народу, конечно, все равно, что праздновать, был бы повод — а людям, которые делают на этом деньги, абсолютно все равно, на чем зарабатывать. И получается все, кто вокруг этого праздника крутится, не задумываются, им все равно, откуда это пошло, зачем и какой смысл вкладывать в праздник».

«Все-таки традиции наших праздников и традиции Русской Церкви богатые и древние, и у нас начало имеет большой смысл – откуда все пошло, что мы вкладываем в какой-то конкретный праздник, даже если не знаем его предысторию. Так что я бы побоялся праздновать День святого Валентина без оглядки, — предостерег он. — Бездумное следование за европейскими ценностями очень разрушительно действует на наше общество. Никакого смысла этот праздник не несет, да и не пытаются в него вложить особого смысла».

«Если хотят отмечать праздник те, кто действительно любит друг друга, то в Русской Православной Церкви нашли прекрасную замену: празднование Дня Петра и Февронии. И если бы этот праздник можно было «раскрутить» так, как «раскручивают» День святого Валентина, это было бы очень хорошо для общества. Так что надо понимать смысл, который кроется в истории праздника», — заключил отец Иоанн.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, подчеркнул, что «ни к семье, ни к доброму началу отношений между полами, ни к российскому духовному наследию этот день отношения не имеет. Весь этот так называемый праздник есть результат поражения нашей страны в 90-х годах, когда степень зарубежного влияния на российскую действительность была очень высокой и нездоровой. С тех пор Россия значительно расправила плечи, иммунитет к чуждым влияниям более-менее восстановился».

«Но то, что внедрилось в нашу жизнь, продолжает нас терзать. В ряду с этим праздником стоят зарубежные секты — «Свидетели Иеговы», мормоны и прочие. Но мы не можем им сказать, мол, вот пустили вас 20 лет назад, а теперь уходите прочь. То же самое касается засоренности русского языка необоснованными варваризмами. Так и День святого Валентина просто так не исчезнет», — посетовал отец Макарий.

«Только нужны не запреты — нужны просвещение и информирование. Если мы будем смело рассказывать о происхождении этого так называемого «праздника», о его месте в прошлом в зарубежных странах, как пытаются сегодня коммерциализировать внебрачные отношения, — это будет приносить результат. Надо прямо сказать молодежи: вы хотите жить в выгребной яме или в чистоте? Надо говорить правду без обиняков!» — заключил пастырь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector