1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помазание в церкви: что такое и что значит в православии, как и когда делают

Содержание

Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Миропомазание

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Таинство Соборования в вопросах и ответах

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

– Отец Максим, что такое Соборование?

– Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии ( к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Читать еще:  Духовное чтение – Православный информационный портал «Вера»

Помазание после службы

Что такое елеопомазание?

Помазание освященным елеем – это обряд, совершаемый во время православного богослужения и вне его. Следует различать следующие его виды:

Елеопомазание

на всенощном бдении. Священник помазывает верующих маслом из лампады, горящей на центральном подсвечнике в храме перед иконой праздника. Таким образом, елей, которым совершается помазание, освящен в честь празднуемого святого или события. При елеопомазании на всенощной может использоваться обычное лампадное масло, либо специально подобранный елей более высокого качества. Хорошо подходит для этой цели оливковое масло, в которое добавлено немного елея из лампады. Этот вариант предпочтителен, особенно, если у Вас в храме горит лампадное масло не самой высокой степени очистки: важно, чтобы помазание не оказало вредного воздействия на кожу прихожан, среди которых есть и младенцы.

Елеосвящение

– это
Таинство Соборования
. Во время его совершения освящается масло, смешанное с вином. Затем этим маслом 7 раз помазывают молящихся. По совершении Таинства верующим раздают оставшийся елей, и они дома помазываются им, а иногда и принимают внутрь, молясь об исцелении души и тела. Для Соборования крайне желательно использовать масло, пригодное для употребления в пищу.

Помазание елеем

от лампады в храме вне богослужения и в домашних условиях. Совершая паломничества, богомольцы привозят со святых мест освященное масло. Изначально по просьбе верующих им наливали немного елея из лампады. В наши дни в большинстве храмов можно приобрести освященное масло, заблаговременно расфасованное в небольшие флаконы.


• Во время совершения Таинства Крещения, перед тем, как окунуть крещаемого в купель, священник помазывает его освященным елеем, освященным перед этим с особой специальной молитвой. В этой молитве о елее говорится как символе примирения входящего в Церковь с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого, произнося: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Помазание в церкви

Помазание в церкви на православном богослужении называется елеопомазанием. Этот церковный обряд заключается в крестообразном нанесении священником елея (освящённого масла) на лоб верующего. Таким образом символизируется ниспослание милости и благодати Господа на человека.


Елеопомазание на вечерней православной службе

Освящённое масло издревле используется Церковью в богослужениях и Таинствах. Елей (переводится с греческого как «оливковое масло») является символом благодати Святого Духа. В греческом оригинале Евангельской притчи о добром самаритянине (Лк. 10:25-37) слова «масло» и «милость» являются созвучными и имеют схожее написание. Милость – это добродетель, проявленная самаритянином по отношению к страждущему ближнему. Маслом же главный герой притчи лечил раны страдальца. Также елей, наряду со скотом и урожаем, использовался для жертвоприношений Богу. Характер жертвоприношения имеет и традиционное сжигание масла в лампаде перед иконами. То есть лампады не только освещают лики — через них верующие словно приносят елей в жертву Господу.

Масло для помазания в церковных лавках

В церковных лавках можно купить освященное масло для помазания от разных святых. Оно может быть привезено со святых мест – к примеру, от Гроба Господня, из Дивеево и т.п. или изготовлено на производстве и освящено приглашенным священником. Как правило, такое масло не следует употреблять в пищу. Оно разливается в небольшие, обычно пластиковые, пузырьки, на этикетках которых изображен святой или икона, молитвой к которым освящен елей и подпись, к примеру: елей от блж. Матроны, масло освященное от иконы Богоматери «Всецарица» и т.п. Когда масло закончится, пузырек или хотя бы этикетку с иконой следует сжечь.

История обряда

Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.


Помазание — одно из семи Таинств православной церкви

С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).

Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.

В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).

Как помазываться освященным маслом

Помазываться святым елеем можно в любое время, по желанию, исключая дни женских месячных. При помазании обычно молятся тому, в честь кого освящено масло. Также распространена молитва при помазывании соборным маслом

:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (крестообразно помазывают лоб). Господи, молитвами (Богородицы или такого-то святого) страсти мои отжени (помазывают грудь или шею), дела освяти (помазывают руки), болезни исцели (помазывают больное место)»
.

Смысл помазания

Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:

  1. Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
  2. Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
  3. Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.

Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.


Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки

В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.

На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний .

Читайте о православии:

  • Что такое катехизис
  • Можно ли не ходить в храм, если Бог в душе
  • Что означает слово «Аллилуйа»

Символика и история

Масло, елей является символом милости Божией и милосердия человеческого. В древности натуральное оливковое масло использовалось как лекарство – в частности, его возливали на раны, а также смазывались им для смягчения кожи в жарком южном климате.

Апостол Иаков в своем послании пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 14-15).

Так было установлено таинство Соборования
.
Упоминания о чудесах исцелений
,
происходивших при помазании елеем из лампады, горящей перед чтимой святыней, встречаются в христианских текстах с древних времен.

Помазание на вечерней службе

Помазание в церкви – что это? Обряд елеопомазания имеет ветхозаветные корни. Известно, что пророк Моисей заповедал помазывать святым маслом первого еврейского священника Аарона (брата Моисея) и всех пошедших по его стопам потомков. Обычай помазывать елеем всех молящихся в христианских храмах зародился в 5 веке нашей эры в Иерусалимской православной церкви. Известно, что в лавре преподобного Саввы Освященного монахов помазывали маслом из лампады, находящейся на могиле святого. Обряд символизировал благословение преподобного Саввы, посылаемое на верующих.

К настоящему времени елеопомазание совершается на вечерних богослужениях (всенощное бдение), а именно на утренях накануне воскресных и праздничных дней. В РПЦ обряд проводится после чтения Евангелия, во время полиелея. В Греции же елеем помазывают после утрени. Прежде чем подойти на помазание, принято поклониться лежащим на аналое иконам и Евангелию. Согласно древней, хотя и не зафиксированной в канонах, традиции, первыми помазываются присутствующие в храме мужчины. Священник совершает обряд, произнося благословение, славословие или краткое молитвенное обращение к Богородице или святому. Практикуется также помазание верующих святым маслом, взятым из лампад от чудотворных икон и мощей.

Обряд елеопомазания может совершаться и вне богослужения. Также оно совершается во время Таинства Крещения перед погружением крещаемого в купель. Елей в данном случае символизирует примирение человека с Творцом. Как и любое действие в христианстве, помазание маслом не имеет никакого магического характера. Елеопомазание не гарантирует исполнения желаний, исцеления от болезней, не очищает от “негативной энергии”. Это один из видимых способов ниспослания на православных благодати. Но воздействие этой благодати зависит не от конкретных манипуляций, а от веры самого человека и воли Божией.

Читать еще:  Облако на горе Фавор: история и описание чуда, рассказы паломников

У православных

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В Типиконе это описано так:

И исходит иерей с кадилом, предыдущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго апостола, и отдав кадило стоит о десную страну аналогиа: и приходит игумен ко аналогию, и творит два поклоны, и целует икону святаго апостола. И по целовании един поклон: и взем стручец на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно, на челе своем: и братия подобне целует икону святаго, игумен же помазует святым елеем иереа, и прочую братию. По помазании же святаго елеа, поем час первый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии.Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Все, что нужно знать о таинстве миропомазания

Таинством миропомазания в христианстве называют священнодействие, в котором верующие люди получают Дары Святого Духа, укрепляющие их в вере и жизни в православии.

О силе благодати Святого Духа говорил сам Иисус Христос. Это таинство традицией Христианской церкви присоединено к таинству крещения, вместе с которым оно составляет единое чинопоследование.

При совершении над верующим любого таинства ему подается благодать Святого Духа, но именно миропомазание, завершающее таинство крещения, называют таинством Святого Духа по преимуществу.

Апостолы, которых Господь благословил на проповедование Евангелия, еще в своей земной жизни получили некоторые Дары Святого Духа. Так, они могли исцелять больных людей, изгонять нечистых духов и даже воскрешать мертвых. При своем явлении к ученикам после чудесного Воскресения Иисус одарил их способностью отпускать людям грехи и, дунув на них, произнес: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20. 22—23).

В день Пятидесятницы Спаситель ниспослал на своих учеников Святой Дух в виде языков пламени, и только после этого апостолы получили от Господа всю полноту Даров благодати Божией, которые необходимы для жизни в христианстве. Точно так же новообращенный христианин, который через таинство крещения получил избавление от всех грехов, полное обновление своей жизни и рождения для жизни вечной, через совершение над ним таинства миропомазания обретает полное приобщение к благодати как Дару Святого Духа.

Святой Дух особым образом является новокрещеному через миропомазание, которое становится как бы личной Пятидесятницей каждого верующего человека, вступающего в лоно Православной церкви.

Задача, которая встает перед человеком после принятия им святого крещения, противостояние нечистому духу, как вовне, так и в собственной душе, была бы непосильной для верующего, не получай он могущественного святого подкрепления собственных сил. Именно сила благодати Святого Духа дает человеку возможность не упасть в бездну греха под действием темных сил, а удерживаться в точке равновесия между тьмой и светом, предоставляя человеку возможность делать собственный выбор.

Именно эта благодать и сила нисходят на человека в таинстве миропомазания. И так же, как на Спасителя, крестившегося в водах Иордана, сошел Святой Дух, принявший вид голубя, так и на принимающего крещение человека сходит Он через крестообразное помазание священником верующего.

Как в обыденной жизни для подкрепления своих физических сил человек постоянно испытывает нужду в пище, воздухе, тепле и свете, так и его духовные силы нуждаются в постоянном питании духовным светом и духовным теплом, которые и дает ему сила Святого Духа. Святой Дух, сходящий на верующего, поселяет в его душе стремление к чистоте и праведности, желание приблизиться к своему прообразу — Всевышнему, ибо, по словам святого Серафима Саровского: «Цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа».

Изначально для совершения таинства миропомазания апостолы возлагали руки на головы тех людей, которые приняли крещение. Но уже в конце I в. священнослужители при совершении этого таинства стали использовать святое миро, которым помазывали новообращенных.

Из-за дальности расстояний и увеличившегося числа людей, желающих принять крещение, апостолы уже не могли благословлять каждого нового христианина лично. Освященное миро, которое благословлял святитель, можно было передавать на любое расстояние.

Слово «миро» в переводе с греческого языка означает «жидкая мазь», так же называли в древности и сок растений. Упоминание этого вещества встречается еще в Ветхом Завете. В те древние времена его использовали для помазания пророков, царей и первосвященников.

По Божиему завету, изначально миро изготавливали, смешивая пять веществ: мирру, или смирну, благовонный тростник, кассию, корицу и елей.

Святое миро — это состав, который в настоящее время приготавливается особым образом из елея (масла) и порядка пятидесяти различных благовоний, после чего освящается.

Освящением мира в древности занимались сами апостолы, а позже — их преемники архиереи (епископы). В прежние времена миро, которым пользовались при совершении таинств в российских храмах, изготавливалось и освящалось в Константинополе, после чего привозилось в Россию, состоявшую под властью патриарха Константинополя. Тогда миро освящали не в какие-то определенные дни, а по мере необходимости.

По заказу российских архиереев миро константинопольским патриархом могло быть освящено в любой момент. Естественно, что посылать гонцов за этим веществом каждый раз, как возникнет в нем нужда, было очень неудобно, и со временем миро стали не только освящать, но и варить в России.

В настоящее время в Русской православной церкви право освящать миро принадлежит главам церквей или собору епископов. Это богослужение по особому чину совершается на неделе перед Светлой Пасхой. В понедельник Страстной седмицы начинается мироварение в Москве. Приготовленное миро освящается в Великий четверг. После благословения патриарха, совершенного в мироваренной палате, священники смешивают в специальных котлах масла и виноградное вино, добавляют остальные благовония. Патриарх собственноручно возжигает огонь под котлами и начинает читать Евангелие. Священнослужители не прекращают это чтение в течение всех четырех дней, пока варится миро.

Для постоянного размешивания мира в котлах служат специальные весла, увенчанные серебряными крестами. В Великий четверг сваренное миро процеживается, разливается в специальные сосуды и перед началом
литургии с крестным ходом переносится в собор.

Сосуды с миром размещаются на престоле, где оно остается для освящения во время литургии. После этого миро распределяют по епархиям, епархиальные архиереи раздают его благочинным, а те — священнослужителям в приходах. Во время совершения таинства миропомазания священнослужитель крестообразно помазует верующему лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги, произнося при этом слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Слово «печать» в данном случае является знаком того, кому на самом деле принадлежат души всех живущих на земле людей — Господу Богу, который подает принимающему крещение человеку свой величайший дар — Святой Дух.

Этим даром отмечается полнота освящения христианской души и вхождение верующего в лоно Святой церкви. Отмеченный Божией печатью становится совершенно другим по сравнению с тем, каким он был прежде.

Святые Отцы Христианской церкви иногда сравнивают наложения этой Божественной печати на человека с запечатыванием кувшинов с прекрасным вином или священным миром. Подобно таким запечатанным сосудам православный христианин должен в течение всей своей жизни быть вместилищем благодати Святого Духа.

Именно об этом говорит апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6,19—20). С момента совершения таинства миропомазания Святой Дух живет в крещеном человеке, который становится вместилищем его Божественной силы.

Одной из величайших благодатей, даруемых верующим людям Святым Духом, является благодать христианской любви. И среди бесчисленных даров Всевышнего, которые вливаются в христианскую душу во время совершения таинства миропомазания, есть и этот великий дар, именно о даровании этих благодатных даров просит Святая Церковь в молитве, с которой начинается чинопоследование таинства миропомазания. Эта же молитва содержит просьбу о даровании верующему, принимающему таинство, возможности приступать к святому причастию.

На заре существования христианской церкви, когда таинство крещения совершалось накануне праздника Светлой Пасхи, новокрещеные сразу же после совершения над ними таинства миропомазания во время литургии Великой субботы принимали и Святое причастие. В настоящее время таинства крещения и миропомазания совершаются и во многие другие дни, но в память об этой древней традиции, после того как новокрещеных помазуют святым миром, происходит чтение Апостола и Евангелия Великой субботы.

Таинство миропомазания завершается троекратным прохождением иерея, крестных родителей и новообращенного вокруг купели со святой водой. Этот обряд становится символическим подтверждением вечности совершившегося таинства, так как круг в христианской традиции является символом вечности.

В древности через восемь дней после совершения таинства миропомазания над новокрещеным совершали и другие обряды — омовение его от мира и острижение волос. В настоящее время эти
два обряда совершаются непосредственно после таинства. Обряд омовения нового христианина, напоминая о вечности и важности совершившегося над ним таинства, одновременно возвращает его к земной, обыденной жизни. Острижение пряди волос на голове новообращенного становится символической жертвой, которую он приносит Господу, и выражает его готовность идти на жертвы во имя своей веры.

Читать еще:  Можно ли не ходить в храм и к священнику, если есть Бог в душе? Ответы и советы священников

Нередко таинство миропомазания путают с таинством соборования или елеосвящения. Однако эти таинства в православии имеют различный смысл.

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы увидеть больше!

Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Что такое миро

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Миро в Православной Церкви

Чин освящения мира Патриархом Кириллом

Миро — это ароматическое масло, имеющее для христиан очень большое значение. Через помазание освященным миром человеку сообщается Божественная благодать в Таинстве Миропомазания, используют миро и при освящении храмов.

Полезные материалы

Само слово «мессия» переводится как «помазанник», так же величали и продолжают величать государей, управляющих своими странами не по решению народа, а по Божьему изволению.

Рукотворное и нерукотворное

Рукотворным миром называют благовоние, используемое при совершении Таинства Миропомазания, и имеющее вполне конкретный состав. Это смесь масел, ароматических смол и трав, всего насчитывается пять десятков ингредиентов.

Упоминание в Ветхом Завете

Впервые такое миро упоминается еще в Ветхом Завете. В 30-ой главе книги «Исход» повествуется о наставлениях, полученных Моисеем от Самого Господа. Речь идет, в числе прочего, и о подготовке мира, каковым следует помазать Аарона и его сыновей. О его составе сказано так:

Это миро Моисей возлил на головы Аарона и его сыновей, ставших, таким образом, первыми израильскими священниками. Позднее в ветхозаветные времена миропомазание применялось при восшествии на престол царей, в частности, Саула и Давида.

Мазали священным миром так же и пророков (например, пророка Елисея). Таким образом, помазание миром означало в культуре древнего Израиля благословение на начало важного служения – священнического, царского, пророческого.

Упоминание в Новом Завете

В Новом Завете миро упоминается в эпизоде с женщиной, которую Евангелия именуют «грешницей». Она «приступила» к Господу с «алавастровым сосудом», из которого излила душистое масло Ему на голову, а затем – на ноги. Унимая свидетелей этой сцены, которые начали роптать на чрезмерную дороговизну благовония, Христос сказал, что женщина совершила доброе дело, приготовив Его таким образом к погребению.

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Второй раз в Новом Завете миро упоминается вновь в связи с женщинами – женами-мироносицами, которые наутро после казни Спасителя пошли к Его гробу, чтобы согласно обычаю, умастить Его благовонным маслом.

В апостольские времена миро стали применять для «низведения Святого Духа» на людей, обращенных в христианство. Сначала это происходило через возложение рук апостолов, но когда количество новокрещенных стало увеличиваться, а ученики Христа разошлись по свету, чтобы проповедовать Евангелие, для приятия Святого Духа стали использовать ароматическое масло, благословленное кем-то из учеников Спасителя.

Употребление мира в наши дни

В наши дни Православная церковь использует миро в таинстве Миропомазания, которое происходит по укоренившемуся обычаю, непосредственно после совершения Крещения. Священник берет святое миро, которое хранится в алтаре храма, и помазывает новокрещенному крестообразно лоб, глаза, рот, уши, грудь, руки и ноги, произнося:

Миропомазание. Фрагмент картины Крнаева Акима «Крестины».

Этим же миром совершается освящение престолов в новых храмах, а так же освящение антиминсов.

Миром помазывали государей древней Византии и Руси. Это таинство происходило при венчании на царство.

Как приготавливается миро

В настоящее время право варить миро имеет только Патриарх – предстоятель самостоятельной (имеющей автокефалию) церкви. За столетия церковной жизни сложился чин мироварения, который пребывает неизменным уже длительное время.

В Русской Православной церкви миро готовит Патриарх Московский и всея Руси. Бывает это не каждый год, а раз в несколько лет, смотря по потребности. В Донском монастыре (Москва) для этого устроена специальная печь с огнеупорным котлом на 350 литров. Происходит мироварение в дни Страстной недели.

В состав современного мира входят елей, благовонные масла, такие, как бергамотовое, лавандовое, розовое и другие, смирна, ароматные растения – чабрец, базилик и т.п., росный ладан, оливковое масло и так далее.

Все эти ингредиенты предварительно заготавливаются, освящаются. После этого их тщательно измельчают, добавляют в предварительно приготовленную смесь оливкового масла и белого вина, и оставляют так на две недели.

В Великий Понедельник Патриарх начинает чин мироварения тем, что освящает утварь, заготовленную смесь, и сам возжигает огонь под сосудом для варки. В первый день жидкость прогревают до кипения, после чего миро продолжает вариться на малом огне. Священники все это время читают Новый Завет, а диаконы постоянно размешивают миро деревянными веслами. Продолжается это три дня.

После этого миро разливают в особые сосуды. Патриарх добавляет в них по капле из алавастра – сосуда, в котором находится древнее миро, дошедшее со времен первых христиан. Обновляет он и содержимое алавастра. Таким образом, древнее благовоние никогда не иссякает, и современное, сваренное уже в наши дни, несет в себе печать Святого Духа, отметившего апостолов.

Приготовленное и освященное миро отправляется в приходы. В каждом храме имеется емкость со священным миром для таинства крещения и освящения новых престолов.

Нерукотворное миро

Существует еще один вид мира – нерукотворное.

Так именуют капли ароматной жидкости, которая возникает на поверхности икон, иногда киотов, а так же исходит от святых мощей. Поскольку рациональное объяснение этому явлению найти удается далеко не всегда, оно называется чудом мироточения. Миро в таких случаях бывает разным: прозрачным или окрашенным, иногда легким, иногда густым и смолянистым, но, как правило, обладающим сильным и приятным ароматом.

Мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная»

Современная православная церковь предостерегает от чрезмерной экзальтации по поводу таких случаев. Далеко не каждое мироточение может считаться действительно чудом Господним, зачастую происходя из естественных причин или даже от обычных человеческих уловок. Каждый выявленный эпизод мироточения исследует специальная комиссия, создаваемая правящим архиереем, и отнюдь не все такие случаи признаются подлинными.

Однако, православная церковь знает множество подлинных, признанных мироточивых образов и мироточения мощей.

Толгская икона Божией Матери. Она известна с XIV столетия. Этот образ явился ростовскому епископу во время его путешествия. Произошло это у места, где в Волгу впадает река Толга. Там, где была обретена икона, построили храм и заложили монастырскую обитель. Икона прославилась многими чудесами, исцелив и наставив на истинный путь многих и многих христиан. В 1392 году икона начала мироточить. Толгский монастырь, где находится чудотворная икона, и по сей день остается местом притяжения тысяч верующих.

К числу самых прославленных в XX столетии мироточивых икон относится образ Монреальской Иверской Божией Матери. Икона была создана на горе Афон, первоисточником послужил прославленный образ Богородицы «Вратарница». В 80-х годах, вскоре после написания иконы, ее захотел приобрести прибывший на Афон православный чилиец Иосиф Муньес. Икону ему не продали, но подарили. Движимый благочестием, Иосиф Муньес освятил икону, приложив ее к подлинному образу «Вратарницы».

Он уехал в Монреаль, и хранил икону у себя дома. Через год из иконы стало истекать миро. Это чудесное явление продолжалось 15 лет. Миро выделялось из ладоней Пресвятой Девы и из фигуры Младенца. Его было так много, что приходилось собирать его в специальные сосуды. При этом задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Поскольку Муньес объехал с этой святыней многие православные приходы за пределами России, свидетелями чуда стали тысячи людей. Миро собирали в сосуды, пропитывали им ткани и вату, чтобы хранить дома. Известны случаи исцеления от этого мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector