0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличие православных праздников от светских: главные особенности и различия, традиции и духовный смысл

Содержание

Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Жизнь современного человека настолько наполнена различными событиями, что порой очень сложно остановится и заметить что-то значимое. Дела и повседневная суета настолько поглощают нас, что часто возникает ощущение потерянности жизни. Как будто жизнь проходит мимо, а мы не успеваем уловить главное. Часто в таких ситуациях человеку нужно передохнуть, перезагрузиться. И очень хорошо в этом помогают различные праздники. Как и что празднуют православные христиане? В чем различие христианских памятных дат от мирских? Попробуем разобраться.

Классификация православных праздников

Многие люди, кто еще не знаком близко с православной верой, ошибочно считают, что это скучная и строгая религия запретов и законов. На самом деле, весь богослужебный год строится на праздниках, а каждая воскресная литургия в храме — торжественна и величественна.

Действительно, если взять годовой цикл богослужений, можно увидеть, что службы выстраиваются в зависимости от тех или иных памятных дат, которых в православии великое множество. Попробуем их классифицировать.

Пасха

Во главе угла нашей Церкви, как и всего христианства в целом, положена благая весть о Воскресении Христовом. Поэтому Пасха — это главный день в году любого верующего христианина. Это день великой радости, день надежды на вечную жизнь с Богом. Если бы мы не имели этого праздника — пропадал бы смысл всех остальных, да и самой нашей православной веры.

Дата отмечания Пасхи каждый год меняется и зависит от лунного календаря. Одной точной даты нет по той причине, что во времена Христа летоисчисление велось по-иному. Пасхалию (даты празднования Пасхи на несколько лет вперед) можно увидеть в большинстве православных календарей.

Двунадесятые праздники

В их число входит 12 самых значимых христианских дат, не включая Пасху. Все они рассказывают нам о каких-то важных эпизодах из земной жизни Христа или Его Пречистой Матери. Среди них есть неподвижные даты, которые не меняются из года в год, а есть те, что зависят от дня празднования Пасхи.

Интересный факт! До 1925 года в России все праздники, называемые двунадесятыми, были торжественными днями не только в православной церкви, но и в светской жизни.

На сегодняшний день государственным праздником из двунадесятых считается только лишь Рождество Христово.

Читайте о других двунадесятых праздниках:

Великие недвунадесятые праздники

Это следующая ступенька иерархии, куда входят такие дни:

Эти даты также очень важны для православного человека, но в церковной традиции они имеют свои богослужебные особенности и отмечаются не столь торжественно, как двунадесятые.

Другие памятные дни

Большими и важными датами не ограничивается круг торжественный дней в православном году. Следом за основными датами, в каждом храме служат службы в память о православных святых, мучениках, исповедниках веры. Их в нашей Церкви великое множество, поэтому каждый день воспоминается кто-то из их числа.

Если храм освящен в честь какого-либо святого, то его день памяти является престольным праздником в данном приходе. Во многих храмах в этот день не только служится пышная и торжественная литургия, но и организовывается угощение для прихожан.

Читайте о праздниках в честь почитаемых святых:

Чем церковные праздники отличаются от мирских

Вступая на путь христианства, многие люди задумываются о том, как теперь поменяется их жизнь. Действительно, многие аспекты повседневности приобретают совсем иные смыслы. Также происходит и с праздниками.

По словам апостола Павла, христианин призван «всегда радоваться». Поэтому совершенно беспочвенно считать православие унылой религией запретов и правил. Чему радуются христиане? Прежде всего, возможности быть с Богом.

Глубинная суть любого христианского праздника сводится к тому, что Христос подарил каждому человеку ни с чем не сравнимое счастье — возможность вечной жизни с Ним. Празднуя Пасху, мы славим святое Воскресение Христово и радуемся, что нам отныне дарована возможность обрести Бога навечно. Празднуя день памяти какого-либо святого, мы видим пример, как обычный человек сумел так прожить свою жизнь, что достиг святости и навеки соединился с Богом.

Важно! Поэтому можно сказать, что любой христианский праздник — это прославление Христа и благодарение Его за ту великую Жертву, которую Он принес за каждого человека.

Глубокий духовный смысл православных праздников позволяет постоянно напитываться Божественной благодатью. Исчерпать резервы Бога невозможно, поэтому каждый человек из года в год может примыкать ко всеобщей церковной радости в различные памятные дни.

Что же касается праздников мирских, то их наполнение никогда не будет столь глубоким. Отмечая ту или иную светскую дату, мы не имеем неисчерпаемого источника благодати, который есть в Церкви. Поэтому и мирская радость всегда временная, проходящая. Прошел праздник, отметили его, и на этом все закончилось. Нет связи с Вечностью, нет пути к Богу.

Это вовсе не означает, что православный христианин должен отказать себе во встречах с близкими и друзьями за праздничным столом на каких-то общих светских мероприятиях. Вполне можно и уместно разделить празднование с близкими, если повод не противоречит православной вере и не требует отказаться от каких-либо норм, принятых христианином.

Как отмечать православные праздники

Помимо внутреннего духовного смысла, важные христианские даты должны иметь и подобающее внешнее выражение. Очень часто новоначальные христиане по инерции и привычке пытаются очень шумно и бурно отмечать христианские даты, что часто противоречит их смыслу.

Наверняка многим знакома картина, когда по окончании Великого поста, на светлый праздник Воскресения Христова, многие люди, которые даже считают себя верующими, настолько активно начинают отмечать эту дату, что просто забывают о ее сути. Празднование превращается в шумное застолье, где люди впадают в грехи обжорства, пьянства и многие другие.

Но если помнить, какие великие события происходили в этот день два века назад, разве сможем мы превратить этот день в потакание плоти? Православные праздники тем и отличаются, что проходят тихо, спокойно, со внутренним созерцанием духовного мира.

Интересно! Вполне можно в важный для христиан день и накрыть стол, и позвать гостей, если это не противоречит Уставу на этот день.

Главное — не превращать день глубокого духовного смысла в обычное застолье, которых вполне хватает на других, мирских, мероприятиях.

Конечно, очень желательно в праздничный день посетить храм, побыть на службе, исповедаться, причаститься. Особенно часто верующие стараются придерживаться благочестивой традиции причащаться на престольные праздники, поэтому в эти дни храмы особенно полны.

В дни, когда службы служатся ночью (например, на Пасху), многие люди не идут в храм, думая, что выстоять ночью богослужение очень тяжело и у них не хватит сил. На самом деле, человек таким образом лишает себя огромной Божией благодати, дарованной на соборной молитве в торжественный день.

Конечно, в болезни, немощи или других трудных обстоятельствах действительно может не быть возможность посещать поздние праздничные богослужения. В таких случаях желательно усугубить домашнюю молитву, постараться проникнуться торжеством важного события.

Всем же, кто находится в здравии, важные христианские даты желательно отмечать в храме, на службе. Очень важно постараться на это время забыть обо всех мирских суетливых делах и полностью свой ум сосредоточить в Господе. Именно тогда человек способен почувствовать неизъяснимую радость и неземное торжество, которое никак нельзя сравнить ни с одним земным праздничным днем.

Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Жизнь современного человека настолько наполнена различными событиями, что порой очень сложно остановится и заметить что-то значимое. Дела и повседневная суета настолько поглощают нас, что часто возникает ощущение потерянности жизни. Как будто жизнь проходит мимо, а мы не успеваем уловить главное. Часто в таких ситуациях человеку нужно передохнуть, перезагрузиться. И очень хорошо в этом помогают различные праздники. Как и что празднуют православные христиане? В чем различие христианских памятных дат от мирских? Попробуем разобраться.

Классификация православных праздников

Многие люди, кто еще не знаком близко с православной верой, ошибочно считают, что это скучная и строгая религия запретов и законов. На самом деле, весь богослужебный год строится на праздниках, а каждая воскресная литургия в храме — торжественна и величественна.

Православные праздники — общецерковные торжества, посвященные воспоминанию священных событий, святых и икон

Действительно, если взять годовой цикл богослужений, можно увидеть, что службы выстраиваются в зависимости от тех или иных памятных дат, которых в православии великое множество. Попробуем их классифицировать.

Пасха

Во главе угла нашей Церкви, как и всего христианства в целом, положена благая весть о Воскресении Христовом. Поэтому Пасха — это главный день в году любого верующего христианина. Это день великой радости, день надежды на вечную жизнь с Богом. Если бы мы не имели этого праздника — пропадал бы смысл всех остальных, да и самой нашей православной веры.

Дата отмечания Пасхи каждый год меняется и зависит от лунного календаря. Одной точной даты нет по той причине, что во времена Христа летоисчисление велось по-иному. Пасхалию (даты празднования Пасхи на несколько лет вперед) можно увидеть в большинстве православных календарей.

Двунадесятые праздники

В их число входит 12 самых значимых христианских дат, не включая Пасху. Все они рассказывают нам о каких-то важных эпизодах из земной жизни Христа или Его Пречистой Матери. Среди них есть неподвижные даты, которые не меняются из года в год, а есть те, что зависят от дня празднования Пасхи.

Интересный факт! До 1925 года в России все праздники, называемые двунадесятыми, были торжественными днями не только в православной церкви, но и в светской жизни.

На сегодняшний день государственным праздником из двунадесятых считается только лишь Рождество Христово.

Великие недвунадесятые праздники

Это следующая ступенька иерархии, куда входят такие дни:

  • Обрезание Господне,
  • Рождество Иоанна Крестителя,
  • апостолов Петра и Павла,
  • Усекновение головы Иоанна Крестителя,
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Покрова Пресвятой Богородицы

Эти даты также очень важны для православного человека, но в церковной традиции они имеют свои богослужебные особенности и отмечаются не столь торжественно, как двунадесятые.

Другие памятные дни

Большими и важными датами не ограничивается круг торжественный дней в православном году. Следом за основными датами, в каждом храме служат службы в память о православных святых, мучениках, исповедниках веры. Их в нашей Церкви великое множество, поэтому каждый день воспоминается кто-то из их числа.

Если храм освящен в честь какого-либо святого, то его день памяти является престольным праздником в данном приходе. Во многих храмах в этот день не только служится пышная и торжественная литургия, но и организовывается угощение для прихожан.

Чем церковные праздники отличаются от мирских

Вступая на путь христианства, многие люди задумываются о том, как теперь поменяется их жизнь. Действительно, многие аспекты повседневности приобретают совсем иные смыслы. Также происходит и с праздниками.

По словам апостола Павла, христианин призван «всегда радоваться». Поэтому совершенно беспочвенно считать православие унылой религией запретов и правил. Чему радуются христиане? Прежде всего, возможности быть с Богом.

Во время праздников люди освобождают себя от мирской суеты, посвящая время служению Господу

Глубинная суть любого христианского праздника сводится к тому, что Христос подарил каждому человеку ни с чем не сравнимое счастье — возможность вечной жизни с Ним. Празднуя Пасху, мы славим святое Воскресение Христово и радуемся, что нам отныне дарована возможность обрести Бога навечно. Празднуя день памяти какого-либо святого, мы видим пример, как обычный человек сумел так прожить свою жизнь, что достиг святости и навеки соединился с Богом.

Важно! Поэтому можно сказать, что любой христианский праздник — это прославление Христа и благодарение Его за ту великую Жертву, которую Он принес за каждого человека.

Глубокий духовный смысл православных праздников позволяет постоянно напитываться Божественной благодатью. Исчерпать резервы Бога невозможно, поэтому каждый человек из года в год может примыкать ко всеобщей церковной радости в различные памятные дни.

Что же касается праздников мирских, то их наполнение никогда не будет столь глубоким. Отмечая ту или иную светскую дату, мы не имеем неисчерпаемого источника благодати, который есть в Церкви. Поэтому и мирская радость всегда временная, проходящая. Прошел праздник, отметили его, и на этом все закончилось. Нет связи с Вечностью, нет пути к Богу.

Это вовсе не означает, что православный христианин должен отказать себе во встречах с близкими и друзьями за праздничным столом на каких-то общих светских мероприятиях. Вполне можно и уместно разделить празднование с близкими, если повод не противоречит православной вере и не требует отказаться от каких-либо норм, принятых христианином.

Как отмечать православные праздники

Помимо внутреннего духовного смысла, важные христианские даты должны иметь и подобающее внешнее выражение. Очень часто новоначальные христиане по инерции и привычке пытаются очень шумно и бурно отмечать христианские даты, что часто противоречит их смыслу.

Церковный праздник желательно отмечать в кругу семьи, где царит мир и спокойствие

Наверняка многим знакома картина, когда по окончании Великого поста, на светлый праздник Воскресения Христова, многие люди, которые даже считают себя верующими, настолько активно начинают отмечать эту дату, что просто забывают о ее сути. Празднование превращается в шумное застолье, где люди впадают в грехи обжорства, пьянства и многие другие.

Но если помнить, какие великие события происходили в этот день два века назад, разве сможем мы превратить этот день в потакание плоти? Православные праздники тем и отличаются, что проходят тихо, спокойно, со внутренним созерцанием духовного мира.

Интересно! Вполне можно в важный для христиан день и накрыть стол, и позвать гостей, если это не противоречит Уставу на этот день.

Главное — не превращать день глубокого духовного смысла в обычное застолье, которых вполне хватает на других, мирских, мероприятиях.

Конечно, очень желательно в праздничный день посетить храм, побыть на службе, исповедаться, причаститься. Особенно часто верующие стараются придерживаться благочестивой традиции причащаться на престольные праздники, поэтому в эти дни храмы особенно полны.

В дни, когда службы служатся ночью (например, на Пасху), многие люди не идут в храм, думая, что выстоять ночью богослужение очень тяжело и у них не хватит сил. На самом деле, человек таким образом лишает себя огромной Божией благодати, дарованной на соборной молитве в торжественный день.

Конечно, в болезни, немощи или других трудных обстоятельствах действительно может не быть возможность посещать поздние праздничные богослужения. В таких случаях желательно усугубить домашнюю молитву, постараться проникнуться торжеством важного события.

Всем же, кто находится в здравии, важные христианские даты желательно отмечать в храме, на службе. Очень важно постараться на это время забыть обо всех мирских суетливых делах и полностью свой ум сосредоточить в Господе. Именно тогда человек способен почувствовать неизъяснимую радость и неземное торжество, которое никак нельзя сравнить ни с одним земным праздничным днем.

Главные различия светских и Церковных праздников

Любой свет­ский празд­ник – это под­спуд­ное стрем­ле­ние к чему-то иному, луч­шему и более свет­лому. Неда­ром в любой празд­ник люди ста­ра­ются быть «мягче» по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим. Стрем­ле­ние к пре­крас­ному выли­ва­ется порой в мно­го­ча­со­вые уборки своего жилища нака­нуне завет­ного дня. И, тем не менее, в обще­на­род­ном созна­нии все это вели­ко­лепно соче­та­ется с непре­мен­ным объ­еде­нием и пьян­ством. В лучшем случае «весе­лие» заклю­ча­ется в мно­го­ча­со­вом про­смотре огром­ного коли­че­ства сомни­тель­ного каче­ства кон­цер­тов и раз­вле­ка­тель­ных шоу, кото­рые вместе со все­про­ни­ка­ю­щей рекла­мой навя­зы­вают нам взгляд на жизнь как на сплош­ной празд­ник потреб­ле­ния. Лишь где-то в самой глу­бине души слабо теп­лится вос­по­ми­на­ние о том, что собой пред­став­ляет под­лин­ный празд­ник. И все встает на свои места при ясном пони­ма­нии того, что свет­ский празд­ник – лишь иска­жен­ная копия рели­ги­оз­ного, цер­ков­ного; итог мно­го­лет­них заблуж­де­ний и отсут­ствия соот­вет­ству­ю­щей куль­туры.

В своем «Слове на Святую Пяти­де­сят­ницу» свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов объ­яс­няет, что значит истин­ный, цер­ков­ный празд­ник: «… празд­но­вать значит у нас при­об­ре­тать для души блага посто­ян­ные и вечно обла­да­е­мые, а не пре­хо­дя­щие и скоро гиб­ну­щие, кото­рые… мало услаж­дают чув­ство, а более рас­тле­вают его и вредят ему».

Но, не отде­ляя в чело­веке тело от души, Святая Цер­ковь не отвер­гает, в извест­ной сте­пени, и уте­ше­ния плоти: «Итак, никто да не осуж­дает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь празд­ник… « ( Кол. 2:16-17 ). Не воз­бра­ня­ется радо­ваться телесно, посто­янно памя­туя о духов­ном и вечном, кото­рое во главе угла.

Важен и еще один аспект празд­ника, чти­мого Цер­ко­вью, в отли­чие от празд­но­ва­ния свет­ского. Цер­ков­ный празд­ник оли­це­тво­ряет собы­тие, кото­рое про­ис­хо­дит здесь и сейчас, поз­во­ляет реально участ­во­вать в нем, погру­жая нас в ткань вре­мени. И поэтому день празд­ника – это не день вос­по­ми­на­ния, как, напри­мер, годов­щина рево­лю­ции. Это – день сопри­сут­ствия и соуча­стия. День, когда Небо близко земле.

Празд­ники регу­ли­руют, сораз­ме­ряют цер­ков­ный год, при­да­вая ему смысл посто­ян­ной соот­не­сен­но­стью с собы­ти­ями, про­те­ка­ю­щими в веч­но­сти. И жизнь веру­ю­щего хри­сти­а­нина бла­го­даря этому про­хо­дит не «из ниот­куда в никуда», а в посто­ян­ном окру­же­нии свя­щен­ными собы­ти­ями, при­но­ся­щими покой и уми­ро­тво­ре­ние душе.

Глав­ным содер­жа­нием хри­сти­ан­ского празд­ника явля­ется не без­дей­ствие, а тор­же­ство бла­го­да­ре­ния Бога. Чтобы чело­век мог с чистой сове­стью и без обы­ден­ной суеты с радо­стью побла­го­да­рить Творца по поводу одного из собы­тий в исто­рии нашего спа­се­ния. Куль­ми­на­цией празд­ника ста­но­вится Боже­ствен­ная Литур­гия за кото­рой совер­ша­ется таин­ство При­ча­стия.

Празд­нич­ный пода­рок – это пред­мет­ное выра­же­ние нашей любви и очень важно, чтобы он как можно более полно отра­жал нашу любовь к кон­крет­ному чело­веку, по-насто­я­щему его обра­до­вал.

В хри­сти­ан­ском мире суще­ствует древ­няя тра­ди­ция поздрав­лять с празд­ни­ком не только род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых, но и тех, кто не может раз­де­лить с нами тор­же­ство: тяжело боль­ных, оди­но­ких, немощ­ных.

Духовно-нравственный смысл православных праздников

Выступление на РМО учителей ОПК

Духовно-нравственный смысл православных праздников

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошёл против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. В настоящее время нам необходимо направить усилия на возрождение былой культуры, нравственности и образованности. Все эти направления превосходно соединяет в себе традиция христианского воспитания.

Программа ОПК содержит раздел «Православные праздники», который предусматривает практическое знакомство с литургическим годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. Программа ОПК рекомендует обратить внимание на форму проведения праздника. Большое место отводится знакомству с православными праздниками на учебных занятиях. В 5-9 классах объём времени, отводимый на изучение праздников, должен существенно сократиться. Здесь предусматривается участие школьников в торжествах и культурных мероприятиях, посвящённых тому или иному церковному празднику или событию. В 10-11 классах раздел «Православные праздники» изучается самостоятельно, также предусматривается участив массовых мероприятиях.

Православные праздники возвращают нас к истокам существования и духовного самосознания российского народа, знакомят с бытовыми и нравственными основами жизни. Словно бы оживает прошлое Руси, без памяти о котором немыслимы настоящее и будущее. Святая русская православная церковь отмечает множество памятных дней в году. Каждый день в церковном календаре посвящён памяти святых. То есть в этом календаре «красные» дни – праздники. Что такое праздник? Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова:

нерабочий день (от слова «праздность» — ничего неделание);

день радости и торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события. Действительно, в нашем сознании рядом со словом «праздник»чаще всего стоит слово «радость». Православные христиане понимают под словом «праздник» день, особо отмечаемый Церковью.

«Прекрасный праздник есть упраздниться от греха»,- говорил И.Кронштадский, всея Руси чудотворец. Здесь раскрывается основной нравственный смысл православных праздников. Многие дети (а это идёт из семьи) считают, что праздники даны для отдыха и безделья, оправдываясь тем, что « в праздники грешно работать». Господь прямо сказал: «День седьмой…отдавай Господу Богу твоему»( ИСХ.,20,10). Это значит, отдавай его на дела, Богу угодные, а не на свои дела, житейские. Поживи хоть один день в неделю по-Божьи, потрудись для Господа Бога, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ,20,40) Что сделаешь для ближнего из любви к нему ради Бога, а не ради корысти, выгоды, то всё равно что Самого Господа Бога сделал. – вот какая великая милость Божия к нам! Хочешь ты Самому Господу богу угодить, Ему, Милосердному. Послужить- послужи своему ближнему.

Цикл занятий раздела «Православные ппраздники» заключается в знакомстве детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении с участием детей и родителей календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

О. Павел Флоренский назвал православное богослужение «синтезом искусств» — это словосочетание характеризует православную культуру в целом и православные праздники в частности. Православие накопило колоссальный эстетический потенциал, поэтому лишать современного человека возможности осваивать его — значит несказанно его обеднять. Православные праздники вводят ребёнка в духовную, социальную и культурную жизнь своего народа. Православные праздники условно можно разделить на две группы:

1. праздники, связанные с историческими событиями; такие праздники вносят большой вклад в патриотическое воспитание, которое является составной частью воспитания нравственного;

2. праздники, сопровождающиеся народными обрядами; такие праздники, показывая связь праздников с народной жизнью, искусством и творчеством, несут огромный нравственный потенциал.

Большое значение для раскрытия духовно-нравственного смысла православных праздников имеет подготовительная работа к празднованию того или иного события церковного календаря. Участие детей в музыкальной, театральной, танцевальной студиях знакомит школьников с культурной жизнью русского народа. В православной мастерской дети занимаются изготовлением сувениров, чтобы порадовать близких ; к празднику приурочиваются выставки творческих работ. В такой деятельности проявляется фантазия, творчество, мастерство. Все становятся участниками действа. Это обогащает всесторонне детей, они учатся терпимости, послушанию, православной этике.

«Государство не может привести народ в рай, но оно должно сделать всё, чтобы удержать людей от падения в ад»,- писал русский философ Вл.Соловьёв. Отрадно отметить, что государство осознанно обращает взор к освящённым православным традициям, воссоединяет разорванные нити нашего великого духовного наследия, воскрешает забытые, но поучительные страницы государства Российского. Мы испытываем потребность в заполнении духовного вакуума теми ценностями, которые произрастают из нашей исконной самобытности. Приходят к нам праздники, основанные на глубоких национальных и культурных традициях как выражение базовых ценностных ориентиров нашего народа. Речь идёт о праздниках:

-Всероссийский день семьи, любви и верности( 8 июля). Пётр и Феврония Муромские своим житием явили пример высочайшей нравственности и духовной силы семейных устоев;

-День народного единства приурочен к двум праздникам: государственному и церковному. Это праздник являет собой образец в области социального служения милосердия и благотворительности, проходит под девизом: «Творите добро!»;

— празднование дня рождения Серафима Саровского, всея России чудотворца, жизнь которого помогает понять нам, в чём смысл нашего появления в этом мире, как найти путь к истине и достойно пройти по нему.

О том, какое значение в жизни детей имеет знакомство их с нравственным смыслом православных праздников, хорошо сказал К.Ушинский:

« Пусть каждый припомнит своё детство , и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. ЦЕРКОВЬ со своими торжественными обрядами, ПРИРОДА со своими годовыми переменами и СЕМЬЯ со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющих в моей памяти каждый праздник моего детства». И далее: « Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни… первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребёнка – всё соединяется, чтобы оживить то или другое событие».

XXI век, по мнению учёных, прогнозируется как век ЧЕЛОВЕКА , где духовность признаётся высшей ценностью. Только нравственное воспитание, имеющее тысячелетний опыт и примеры истинных подвижников, героев Отечества, может способствовать перерождению и усовершенствованию человека.

Работа в данном направлении даст возможность современным детям, помимо приобретения знаний, стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов.

Чем церковные праздники отличаются от светских?

В истории каждого народа и государства существует большое количество самых различных примечательных дат. Однако все это светские праздники, которые, как отмечают священнослужители, по-настоящему не задевают глубоких чувств, не побуждают думать о спасении души и смысле жизни, в результате оставаясь в памяти только специалистов в области истории.

  1. В чем отличие?
  2. Как церковь относится к отмечанию светских праздников?
  3. Как отмечать?
  4. Новомодные иностранные праздники
  5. Хэллоуин
  6. День святого Валентина
  7. Праздник красок

В чем отличие?

Богословы отмечают, что, в отличие от светских дат, которые почти всегда связаны с историческими событиями, церковные праздники воспринимаются верующими более глубоко, каждый раз по-новому переживаются, как будто происходят заново.

Если исторические события, оставаясь важным для государства, для обычного человека с течением времени теряют свою актуальность, то с церковными связана судьба каждого прихожанина конкретно. Христианские праздники ежегодно переживаются как вновь происходящие события, так как это события, которые происходят для каждой вступающей в мир души, когда бы она ни родилась на земле.

Как церковь относится к отмечанию светских праздников?

Церковь поддерживает отмечание верующими государственных праздников. Все мы граждане России, которые молятся о «властех и воинстве ея». Дополнительно можно вспомнить слова апостола Павла, который утверждал, что не существует власти не от Бога, все власти на земле установлены Господом.

История нашей страны вмещает все многообразие живущих на ее земле людей. Поэтому неудивительно, что среди официально признаваемых государством праздников есть и Рождество Христово, и, имеющий очевидное «советское» происхождение, День Весны и Труда.

Фото: Pixabay.com

При этом часть советских праздников настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что они стали восприниматься совсем по-другому. Например, в Международный женский день уже никто не вспоминает об известной стороннице прав женщин и коммунистке Кларе Цеткин. Сегодня это весенний праздник, который стал еще одной возможностью для мужчин подчеркнуть, с какой теплотой и заботой они относятся к женщинам – женам, мамам, сестрам, дочерям.

Если государство устанавливает какие-либо даты, которые явно не противоречат православным канонам, то нет ничего предосудительного в том, чтобы поздравить с этим праздником окружающих. Если же 8 марта выпадает на Великий Пост, как это часто бывает, то стоит подарить цветы и оставить приятные пожелания, устранившись при этом от участия в семейных застольях и корпоративах на работе.

Как отмечать?

Вообще церковь не одобряет обильные застолья и чрезмерное употребление алкоголя на праздники. В первую очередь, это касается Нового года, когда государство объявляет выходные больше, чем на неделю. Ярко обозначил позицию церкви по этому вопросу священник Максим Каскун:

Пьянки, гулянки. Если обеспеченные люди сейчас выезжают куда-то (на новогодние праздники), то обычные люди никуда выехать не могут. Поэтому они находятся дома все эти две недели, все это там происходит. Конечно, как можно приветствовать такой праздник? Соответственно, какой в нем смысл? А смысл как раз в светском понимании праздника: просто провести праздно время, без дела без никакого, потому что духовного смысла нет, духовно праздновать нечего, а материально праздновать… Это просто пир живота, пир желудка.

Новомодные иностранные праздники

В последнее время в нашей стране набирают популярность зарубежные негосударственные праздники, которые привлекают многих людей, особенно молодежь. Верующим стоит относиться к ним особенно внимательно и аккуратно.

Хэллоуин

Прежде чем участвовать в любом подобном событии, необходимо разобраться в его истории и символическом смысле. Например, во время Хэллоуина принято наряжаться в костюмы нечисти, прославляя все бесовское. Подумайте, какие последствия для души могут быть в этом заигрывании с дьяволом.

День святого Валентина

Прочно в современную российскую действительность вошел День святого Валентина, который считается праздников всех влюбленных. Многих подкупает, что Валентин был святым, хоть и католическим, поэтому они считают, что нет ничего зазорного в том, чтобы отметить этот праздник. Однако если присмотреться к празднику более внимательно, то можно обнаружить, что никакого святого Валентина в католических святцах нет.

Праздник красок

Суть пришедшего к нам из Индии праздник Холи скрывается под яркой и красивой обложкой. Этот праздник только на первый взгляд может нам показаться совершенно безобидным. Действительно, что может быть плохого в том, что люди веселятся, разбрасывают вокруг яркие краски.

Однако праздник Холи своими корнями уходят к восхвалению индуистских божеств. Библия же учит тому, что «все боги народов – идолы». Поэтому поклоняться им – грех.

Верующий человек всегда должен внимательно относиться к сути любого праздника, в котором участвует, помнить о необходимости во всем соблюдать меру.

Духовный смысл православных традиций и обрядов

Добавлено Пятница, 22 Август 2014. Опубликовано в Православный листок

Духовный смысл православных традиций и обрядов

В годы богоборчества, когда сознательно замалчивалась жизнь Церкви, когда участие в церковных Таинствах и даже простое посещение храма навлекало административное преследование, народная среда ревностно сохраняла некоторые, по-видимому, безрелигиозные традиции и обряды, которые между тем напоминали людям об их исконных православных корнях. Можно вспомнить о новогодней ёлке, которая взамен Рождественской вновь вошла в обиход в конце 30-х годов, о том, что в праздник Пасхи вместо некогда обязательного посещения храма стали стремиться посетить хотя бы кладбище, а вместо Троицы стал отмечаться «праздник русской березки», осталась жить масленица, как живое напоминание о наступающих днях Великого поста, а в крещенскую ночь народ, как встарь, устремлялся на источники за водой, хотя теперь их уже давно никто не освящал.

Сейчас всё изменилось. Общество повернулась лицом к Церкви. Возрождаются храмы и полнокровная приходская жизнь, издаётся беспрецедентно огромное количество религиозной литературы, действуют воскресные школы для детей и взрослых. Появилась реальная возможность подробно знать о своей религиозной традиции. Масса публикаций и репортажей на религиозные темы постоянно наполняет и современные СМИ. Однако не происходит главного – осознанного возвращения народа к своей исконной религиозной традиции – Православию. И именно СМИ, которые почти безраздельно захватили внимание, а значит и сознание современного человека, и в первую очередь телевидение, формируют в умах людей настолько извращенное понимание религиозных традиций, что в представлении большинства они превратились в некие ничего не содержащие фольклорные формы.

Выхваченный из общего контекста фрагмент богослужения, красочная иллюстрация «праздничного действа» типа купания в проруби или народного гулянья, бесконечные «приметы», связанные, будто бы в народном представлении с тем или иным церковным праздником – вот, пожалуй, и всё, что известно современному человеку об исконных традициях своих предков. И в умах людей думающих невольно возникает скептический вопрос: «Неужели всё это и есть то, на чём созидалось Государство Российское, что столетиями давало духовную пищу русскому народу?» И вот начинается поиск, а то и попытка создания иных «духовных» традиций, подчас далеко не безопасных для своих незадачливых адептов.

С разных сторон сыплется критика в адрес Православия. Одни говорят, что оно стало непонятно современному человеку, оно неспособно отказаться от давно устаревших бессодержательных форм, неспособно к внутреннему обновлению, приближению к восприятию современного человека, а потому уже отжило свой век. Другие, наоборот, составив себе представление о Православии, как застывших формах бытия «Святой Руси», в любых изменениях форм склонны видеть измену или подмену Православия.

Так что же такое традиция и обряд, каковы их истоки и духовное наполнение? Имеют ли значение внешние формы проявления религиозности, Богопочитания, свой духовный смысл?

В своём понимании Православия мы, прежде всего, должны исходить из того, что оно религия Богооткровенная, а не плод фантазии пусть даже самых талантливых людей. Источники нашего вероучения – Священное Писание и Священное Предание, которое Духом Святым неповрежденным сохраняется и поддерживается в недрах Православной Церкви. Православная обрядность, или символика, – символика цвета, веществ, форм, одеяний, действий, – имеет своё основание именно в Священном Писании. Книги Ветхого Завета, – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, – являют нам волю Божию в отношении средств внешнего Богопочитания. Церковь ветхозаветная по прямому указанию Божию использовала в богослужении архитектурные формы, изображения и богослужебные одеяния, священное пение и каждение, порядок священнодействий и вещества для них. Все богослужение было проникнуто глубочайшим духовным и прообразовательным смыслом. Символика стала языком Церкви, языком образным, красочным, выразительным, и, самое главное, понятным. И первенствующая христианская Церковь восприняла это язык, сделала его своим языком. Этот язык призван помогать нам передать мысли, чувства, духовные переживания и опыт, воспроизвести события, напоминать о духовных истинах. Этот язык, как любой язык, надо изучать, а не отвергать как язык непонятный.

Совершив перед Своими крестными страданиями Тайную Вечерю с учениками, Господь наш Иисус Христос изрёк: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). И Православная Церковь по заповеди Господней совершает Божественную Литургию, – воспоминание, воспроизведение жизни и искупительных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Для этого ей необходимы и таинственная благодатная красота храма Божия, и священная символика. Эта необходимость породила огромный пласт культуры. В Православном храме мы видим синтез искусств. Здесь всё гармонично и возвышенно.

Язык этих символов стал частью Священного Предания Церкви, и Церковь Русская приняла эту сложившуюся в Византии традицию как драгоценнейшее духовное наследие. Символический язык Церкви был близок и понятен нашим языческим предкам. Вспомним, как при святом равноапостольном князе Владимире русичи, побывавшие на богослужении в знаменитом храме святой Софии в Константинополе, говорили: «Пришли мы к грекам, и ввели они нас туда, где служат Богу своему, и не знаем – на Небе или на земле были мы. Нет такого вида и такой красоты на земле. Недоумеваем, как и рассказать о ней, только знаем, что там Бог пребывает с людьми и что служба их лучше, чем во всех странах». Так тысячу лет тому назад Божественная Истина Православия привлекла к себе русские сердца благодатной красотой храма Божия.

Святые отцы называют храм Небом на земле – там человек действительно прикасается к Горнему Царству. В православном храме освящаются все наши чувства: зрение – созерцанием святых икон, слух – звуками молитв и церковных песнопений, обоняние – благовонными волнами фимиама, всё существо наше – Причащением Животворящих Христовых Таин. И без этого, совершающегося только в храме Таинства, по свидетельству Самого Христа Спасителя, не может спастись ни один человек.

«Но, – говорят некоторые, – христианство должно быть чисто духовным, ибо Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин.4, 24)». Смотря на нашу церковную жизнь, они говорят, что у нас христианство овеществлено, потому что в нем только обряды да обряды, и больше ничего. Скажем им вместе со святителем Феофаном Затворником: «Христианство в высшей степени духовно, ибо благодатно; но не невидимо», а потому христиане не могут не действовать телесно не только в отношении к людям, но и в отношении к Богу. Смотря на видимое выражение христианской жизни в Церкви, несправедливо полагать, что всё и ограничивается одной этой видимостью. Нужна ли форма для содержания? Но видел ли кто содержание без формы? Знает ли кто мысли не воплощенные в слова? Как в слове мы встречаем сокрытую мысль, так в видимом обряде мы должны провидеть невидимое и духовное.

Что такое обряд? Попробуем вникнуть в смысл этого слова. Возьмем богослужебную часть, потому что ней наиболее зримо выражается церковная жизнь. Что такое священнослужение? Ряд молитв, – читаемых, поемых и мысленно возносимых к Богу. В этом существо священнослужения. А поскольку мы заключены в пространство и время, то такое служение требует своего времени, места, порядка, своей обстановки, то есть обряда, хотя это и не составляет существа служения. Священник в известном месте, в известное время, в определенном порядке совершает свое служение, и все присутствующие держат себя известным образом. Это и есть обряд. Но существо дела не в этом внешнем, а в ряде возносимых при этом к Богу молитв. Мы пространственны и временны, и всё, что ни делаем в своей жизни, делаем в своё время, в своём месте и в известном порядке. Из своего повседневного опыта мы знаем, как меняется самоощущение человека в зависимости от его одежды, окружающей обстановки. Поэтому и богослужение требует своего обряда, то есть не случайной, а соответствующей своему смыслу и назначению, настроению совершающих и участвующих в нём обстановки. В этом сочетание внутреннего и внешнего, духовного и телесного. Наши церковные обряды вмещают в себя высоко духовные молитвословия, и кто внимательно участвует в них, выражая это участие и рядом внешних действий, о том никак нельзя сказать, что он христианин только по внешности. Поза, осанка, жест вовсе не безразличны по отношению к миру наших сокровенных чувств, мыслей и духовных переживаний.

«Смотри, – пишет святитель Феофан Затворник, – как совершено наше спасение. Бог, чистейший дух, благоволил нашего ради спасения воплотиться, жить на земле, как человек, пострадать, умереть, воскреснуть, вознестись на Небо и сесть одесную Отца. И всё это видимо и телесно». Почему? Потому что иначе невозможно было устроить наше спасение. Для спасения человека, существа духовно-телесного, и духовнейшему Богу надлежало сверхъестественно воплотиться и действовать телесно. Путь спасения открыт нам телесным шествием по нему Бога. Так как же нам, естественно-телесным, возможно спасаться бестелесно, мысленно и духовно?

Сам Господь, даровав нам для нашего спасения духовные, благодатные блага, благоволил заключить их в вещественные сосуды – Божественные Таинства. Дух Святой непосредственно сошёл только на апостолов, да и то, однако же, видимо – в виде огненных языков. Все остальные могут получить благодать Святого Духа только через вещественные посредства, учрежденные Самим Господом через апостолов. Благодать возрождения подаётся нам в Крещении через погружение тела в воду, в помазании Святым Миром мы принимаем семя благодатной жизни, благодать общения с Господом – в Причащении Святых Таин. Вещество, материя церковных Таинств и есть проводник благодати Святого Духа. Тело соприкасается вещественному, скрывающему в себе духовно-благодатное, и передает его нашему духу.

Сетуют, что слишком много в Церкви обрядов. Но в ней нет ничего лишнего, случайного и произвольного, ничего не заведено без нужды. Всё вызвано необходимостью удовлетворения духовных потребностей, потребностей не придуманных, а вызванных самой жизнью. Ведь своим попечением Церковь обнимает всего человека, всю его жизнь, и ведет от колыбели до самой могилы, простирая заботу о нем и в самой вечности. Прекрасно ответил на это возражение святитель Феофан: «Много обрядов? Пусть много. Что ж? Досадовать ли и горевать от этого? В каком доме всего много, охают там от этого? Церковь есть дом Божий. Если в ней много всего к устроению спасения чад её, – и слава Богу! Когда видишь дом всем полный, дух радуется; а когда в каком доме двор пуст и всюду хоть шаром покати, – какое безотрадное оставляет это чувство! И таковы ваши отступники. Всем своим скопом они представляют дом запустелый, из которого всё выброшено. Такими верно хотят они сделать и всех вас».

Все гонители традиционного обряда не замечают, что в действительности они вводят только… новый обряд. Протестантизм, дерзновенно подняв руку на вековой, пышный и эстетически прекрасный западный обряд, только заменил его другим, бедным и сухим, прозаическим обрядом. И наши сектанты божественную красоту православной литургики заменили своими скучными и бездарными «псалмами», сухим протестантским обрядом. Без храма, без глубоко содержательного церковного обряда от живой, наполненной верой и благочестием жизни остаётся одна только мёртвая наука о христианстве, бесплодное исследование учения Христа, скучное «изучение Библии».

Конечно, можно говорить о том, что и без обрядовых «мелочей» и «условностей» Церковь остаётся Церковью и Таинства Таинствами. После взявшего такой курс Второго Ватиканского собора католический запад впал в глубокий духовный кризис. Православие же не стремится всё свести к минимуму, оно ищет полноты раскрытия. И если для этого важен даже цвет литургических облачений – надо сохранить и раскрыть их символику. А настаивать на том, что «глубокая вера» не нуждается во «внешней атрибутике» – все равно, что утверждать, что истинные и глубокие убеждения никогда не допускают своего проявления вовне.

Возьмем для примера Таинство Брака, венчание. Суть его в том, что Церковь преподает вступающим в брак благодать благословенного рождения и христианского воспитания детей. Достаточно для этого волеизъявления создать семью и церковного благословения с произнесением установленных слов? Безусловно. Но Церковь при этом обставляет этот важный момент человеческой жизни такими обрядами, которые в течение всей последующий жизни будут питать их мысли и чувства, помогать в трудные минуты. Церковь совершает до сего дня удерживаемое и светским обычаем обручение кольцами. Каждый из супругов благословляется кольцом, причем после троекратного обмена кольцами кольцо одного из супругов оказывается у другого. Таким образом, супруг постоянно носит не своё кольцо, а кольцо своего супруга, и оно постоянно напоминает ему о его семейном долге и нравственных обязанностях по отношению к супругу. Возложение венцов, красный, «мученический» цвет облачения священника, песнопения в честь мучеников, призваны напомнить о том, что подвиг семейной жизни сопоставим с подвигом мученичества, тот, кто достойно пройдет это поприще, будет увенчан венцами небесной славы. Вступающие в брак троекратно обходят вокруг аналоя. Этот замкнутый круг, – символ вечности, — призван напоминать о вечности их союза. Они пьют из общей чаши в знак того, что им придется разделить все радости и горести, выпавшие на долю их совместной жизни. А сколько прекрасных напутствий и пожеланий звучит в чудных молитвах этого церковного чина!

Символический язык церковных традиций и обрядов требует бережного отношения, осмысления и изучения. В него нужно вникнуть, его нужно понять. И тогда он раскроет перед вами всё богатство и глубину православной мысли и духовных переживаний, даст ту пищу, в которой черпали духовную силу многие поколения русских людей, созидавших мощь Государства Российского. Без этого истины Православия останутся отстраненным и трудно воспринимаемым философским учением, а посещение храма Божия – бесплодным подвигом терпеливого присутствия, при полном непонимании как существа богослужения, так и составляющих его священных действий.

Отход от восприятия языка православных традиций и обрядов чреват утратой и культурных ценностей, ведь без него всё многообразие тысячелетней русской культуры становится непонятным и чужим, а, следовательно, и ненужным. Вся наша культура, традиции, народный быт глубоко проникнуты духовным смыслом и содержанием. Не изучив всё это, не вникнув в него, едва ли мы можем говорить о духовном возрождении России.

Подлинное раскрытие смысла исконных православной традиций и обрядов, – проблема не только Церкви, но и всего нашего общества. Без решения этой проблемы невозможно ставить задачу духовного оздоровления народа.

Храм св. ап. Петра и Павла в с. Лог

официальный сайт

Понятие о церковных и народных праздниках.

«Трудно вообразить, что представляла бы собой жизнь без праздников. Несомненно, нечто очень унылое, однообразное… Но душа не переносит удручающего однообразия: она требует ярких, цветочных пятен, горящего солнца, смеющегося неба, песни жаворонка, радости жизни. Все это дает праздник».

Святитель Василий, епископ Кинешемский.

Понятие о церковных и народных праздниках

Традиционная календарная обрядность донских казаков формировалась в течение XVIII — XIX вв. В период ранней истории, когда казаки представляли собой военизированные мужские сообщества, на Дону практически отсутствовали аграрные обряды, так как отсутствовала и сама хозяйственная сфера жизни, существовал строгий запрет на землепашество, а средства к существованию добывались исключительно военным промыслом.

По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

В постепенно формирующемся цикле календарных праздников тесно переплетались древние языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние – привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь и дополняя друг друга, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о взаимосвязи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли важнейшие функции социализации молодежи, солидаризации всего казачьего сообщества.

Календарные праздники донских казаков представляют собой часть русской крестьянской традиции, но имеют и много особенностей, обусловленных, в первую очередь тем, что и в XVIII-XIX вв. казаки оставались профессиональными воинами, правда, сочетавшими воинский статус со статусом пахаря-земледельца. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам, а элементы воинских традиций плотно вплетались в общую канву аграрных обрядов. Отличались казачьи праздники и четкой организованностью, и большим размахом.

Наконец, очень значимой в казачьей традиции была роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках, в так наз. «царских праздниках», в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху. Большую роль в жизни казачьих станиц и хуторов играли престольные (храмовые) праздники, которые отмечались очень торжественно и пышно. Именно православные (прежде всего, двунадесятые) праздники структурировали народный календарный год и либо сминали своей мощью многие элементы прежней языческой традиции, либо плотно с ними переплетались, обогащая праздники новыми элементами и смыслами.

Само понятие «народный праздник» вобрало в себя и древние (дохристианские) представления, и опыт православной церкви. Причем, со временем, христианские традиции на Дону все более вытесняли языческие, высветляя и возвышая понятие праздника.

Православная Церковь называет праздниками дни, посвященные воспоминанию о каком-либо священном событии или священного лица в истории Церкви с целью расположения верующих к пониманию смысла воспоминаемого события, или к подражанию жизни святых.

Однако святые отцы давали и более глубокое определение понятию «праздник», раскрывая его тайный смысл и понимая его, в конечном счете, как «проявление на земле небесного празднования». Праздник на земле – это, по сути, предпразднование того великого, всемирного праздника, который откроется в царстве Божием по окончании мира. Земной праздник – это открытие того, что ожидает людей в будущем, к чему предназначены они после смерти. В таком понимании праздник становился еще и упованием, и предощущением того блаженства и той славы, которая предопределена верующим в будущем в Царстве Божием.

Наступление Царства Божия понимается в Православии как конец всему временному, земному; с кончиной мира заканчиваются все труды, на которые осужден человек; все бедствия и напасти; все дела и подвиги, за которые человек получит от Бога «венец живота своего». Праздник в таком случае – это представление (или воспоминание) об этом грядущем будущем.

Такое понимание церковного праздника разъясняет и обязательный сбор всех верующих в храмах на торжественное богослужение в праздничные дни (по кончине мира и по воскресении избранные мира также войдут в небесный храм славы Божией), и совершение таинства евхаристии (как знак той божественной вечери и преднебесной трапезы, которой будут причащаться избранники Божии в Царствии небесном), и освобождение от мирских трудов в праздничные дни, и всеобщее светлое торжество даже в дни постов и праздников, связанных со скорбными событиями.

В народной традиции прочно укрепилась именно такая трактовка праздника. Несмотря на множество языческих вкраплений в канву православных праздников, в народном их понимании явно просматриваются представления о том, что в это время как бы стирается граница между землей и небом, Царство небесное становится доступным (например, народное представление о том, что умершие на Пасху сразу попадают в рай), что небесные персонажи (Матерь Божья, святые, сам Христос) спускаются в эти дни на землю и пребывают среди людей. Земля, таким образом, в день церковного праздника принимает образ грядущего Царства небесного. Потому так тщательно и строго готовились казаки к празднику, так истово соблюдали запреты на работу в праздничные дни, считали недопустимым пропустить праздничное богослужение в церкви.

В русской народной традиции важную роль в организации праздника имели представления о том, что в важнейшие точки календарного года происходит наделение всего мира некой жизненной силой, называемой в народе «долей». Распределяет долю между людьми Бог, но люди также обязаны следить за тем, чтобы в праздничный день никто не был обделен, а само наделение происходило «по-божьи, по-христиански».

Отсюда проистекает переплетение в русской календарной обрядности таких древних обрядов, как символическое угощение кашей (выступавшей символом общей доли) умерших предков, домашних и диких животных и, с другой стороны – реальная забота об обездоленных, больных, заточенных в тюрьмы и пр., которая понималась как выполнение христианского долга. В народе верили, что в дни больших праздников в образе нищего может появиться сам Христос или кто-то из его апостолов.

Христианские праздники и посты структурировали всю жизнь казачьей общины, выполняли функцию сохранения традиций, норм и ценностей коллектива. С их помощью казачья община восстанавливало прошлое, воспроизводила в коллективной памяти идеальное будущее и превращало то и другое в настоящее. При этом община обновляла свои переживания, веру, в конечном счете – свою социальную сущность.

Церковный устав по важности вспоминаемых событий делит праздники на великие, средние и малые.

Великие праздники отличает особо торжественное богослужение, накануне совершается Всенощное бдение. К их числу относятся Пасха Христова, двунадесятые праздники и великие недвунадесятые.

Праздник Пасхи – самый главный для православных — отмечается в различные дни марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).

К двунадесятым праздникам относятся:

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 8/21 сентября;

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября/4 декабря;

3. Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта/7 апреля;

4. Рождество Христово – 25 декабря/7 января;

5. Сретение Господне – 2 февраля/15 февраля;

6. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января/19 января;

7. Преображение Господне – 6/19 августа;

8. за неделю до Пасхи – «Вход Господень во Иерусалим» (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением);

9. в сороковой день по Пасхе (в четверг) – Вознесение Господне;

10. в 50-й день по Пасхе (в воскресенье) – день Пятидесятницы, или Троицы;

11. Успение Божией Матери – 15/28 августа;

12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября.

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника. Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече праздника с помощью особых молитв. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднества не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим.

Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднества неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 4 дня;

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 дня;

3. Рождество Христово – 6 дней;

4. Пятидесятница – 6 дней;

5. Преображение Господне – 7 дней;

6. Воздвижение Креста Господня – 7 дней;

7. Крещение Господне – 8 дней;

8. Вознесение Господне – 8 дней;

9. Успение Божией Матери – 9 дней;

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает внимание верующих на содержании праздника.

К великим недвунадесятым праздникам относятся:

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1/14 января;

2. Покров Пресвятой Богородицы – 1/14 октября;

3. Рождество св. Иоанна Предтечи – 24 июня/7 июля;

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября;

5. Память свв. апостолов Петра и Павла – 29 июня/12 июля.

Средние праздники разделяются на два вида. Одни из них обозначаются в Церковном Уставе красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова; св. Иоанна Златоуста, св. Николая Мирликийског; свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; св. Георгия Победоносца и др.).

К числу средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти дни совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная; может быть совершено и бдение. Служба святым, имеющим знак (+), называется «службой святым с полиелеем».

Малые праздники бывают также двух видов. Одни из них обозначаются знаком «три красных точки в красной скобке», что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание). Малые праздники второго вида обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает «шестиричную службу», т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихирь святым на «Господи воззвах» из Минеи.

Малые праздники отличаются от обыкновенных дней или умножением на богослужении числа стихир в честь воспоминаемого события, или дополнительным пением Великого Словословия (оно не читается, как в обычные дни, а поется при открытых Царских вратах).

По месту празднования праздники разделяются на:

1) общие, отправляемые всею Православной Церковью (к ним относятся праздники великие, средние и малые);

2) местные, отправляемые в какой-либо одной местности (например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности);

3) храмовые (престольные).

По времени проведения праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например, Рождество Христово) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи (например, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница).

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых, то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

Кроме церковных праздников есть еще праздники церковно-гражданские, установленные в память таких событий, которые совершились хотя и не в церкви, а в гражданском обществе, но имели для Церкви (в ее связи с государством) важное значение. К ним относится Новый год, а до революции 1917 г. – так называемые Царские дни (дни восшествия на престол, коронования российских императоров, дни рождения и тезоименитства императора и императриц и наследника престола). В казачьей традиции Царские дни отмечались очень пышно: с выносом хоругвий и икон, торжественными воинскими парадами и пр.

Церковный календарный год (а вместе с тем – и вся жизнь семьи и общины) структурируется не только с помощью праздников, большая роль в организации и календарного времени, и всей духовной жизни верующих отводится постам.

Церковный праздник — понятие, значение, виды

Что такое церковный праздник

Церковный праздник — это торжество, совершаемое в честь священного события, святых либо иконы Матери Божией. Первоначально Сам Господь заповедовал народу Израиля соблюдать седьмой день недели и праздничные даты календаря. В новозаветной Церкви праздники установлены Святыми Отцами по внушению Святого Духа. Каждый православный праздник имеет духовный смысл, связь с главным жизненным делом каждого христианина — спасением души. В этом существенное отличие праздника церковного от светского.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: “Возводя нас на духовную высоту Своим великим радованием, которое Он всеми Своими праздниками рассыпает душам верных, Христос поистине воскрешает нас, возвращает нас к жизни. Когда ум человека пребывает в божественных смыслах, человек переживает священные события и таким образом меняется” (“Слова”, Том 1 “С болью и любовью о современном человеке”, глава 3).

Как празднуют верующие

Бог, повелевший помнить праздничные дни, указал и то, как нужно их праздновать. «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). «Святить», значит провести, по возможности, свято. Церковный праздник, в отличие от светского, не должен пройти в пустых делах и безделье. Удовольствия и развлечения отнюдь не составляют его основную часть. Светский праздник используется людьми как день отдыха, получения удовольствия, ярких впечатлений. Христиане, наоборот, призваны Церковью в праздничный день к духовному труду, к воздержанию от всего греховного.

Первое, что требуется от христианина в этот день, это участие в церковной молитве. Не случайно богослужение праздничного дня чуть более продолжительное и имеет торжественный характер. Особое значение имеет воскресная и праздничная Литургия. Верующие призываются к благоговейному причастию Святых Христовых Тайн или хотя бы к участию в самой Литургии.

Каждый церковный праздник имеет весьма важное значение в деле нашего спасения. Поэтому христианину подобает в течение дня по возможности пребывать в благочестивых мыслях, заниматься чтением духовной литературы.

Какие существуют церковные праздники

Центральное место между всеми датами занимает Светлое Христово Воскресение, Пасха. Её празднование переходящее, то есть не имеющее постоянной календарной даты, согласно определению Вселенского Собора.

Что такое двунадесятые праздники? Это дни памяти священных событий, имевших весьма важное значение для нашего спасения.Их всего двенадцать. Те из них, которые связаны с Пасхой, не имеют закрепленной даты и являются переходящими. Остальные — непереходящие и занимают постоянное место в календаре. Помимо двунадесятых существуют также Великие праздники.

Двунадесятые праздники Православной Церкви (переходящие)

  1. Вход Господень в Иерусалим. Событие происходило «за 6 дней до Пасхи» (ветхозаветной), то есть за неделю до Воскресения Христова. Это был торжественный вход Царя во святой град, начало Его подвига Искупительных страданий.
  2. Вознесение Господне. Совершается на 40-й день после Пасхи. По свидетельству апостола Луки, Воскресший Господь в течение 40 дней являлся ученикам. После этого вознёсся на Небо согласно Своему слову, показав путь, который определён и верным ученикам Его.
  3. День Пресвятой Троицы, Пятидесятница. Совершившееся на 50-й день после Пасхи Сошествие Святого Духа на апостолов явилось исполнением обещания Христова.

Двунадесятые непереходящие праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы. Празднуется 21 сентября (по новому стилю). Вспоминается чудесное рождение от престарелых родителей Той, о Ком Бог пророчествовал ещё в раю Адаму и Еве: Жена, Чьё Семя сотрёт главу змия.
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Празднуется 4 декабря. Вспоминается вход 3-летней Отроковицы в храм Господень, а затем и во Святая святых храма.
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля. Бог совершил чудо вочеловечения во утробе Пресвятой Девы. Сын Божий, вторая Ипостась Бога, стал одновременно Сыном Девы, соединив в одном Лице две природы: Божескую и человеческую.
  4. Рождество Христово. Рождение Того, кто должен будет сокрушить «главу змиеву» и спасти человечество, совершилось 7 января (25 декабря по юлианскому стилю).
  5. Сретение Господне. На 40-й день по Рождестве Богомладенец был принесён в храм Господень. Состоялось сретение, то есть встреча ветхозаветной церкви с обетованным Мессией. Ожидание Христа и составляло суть иудейского благочестия.
  6. Крещение Господне. Точная дата этого события неизвестна и Церковью было определено праздновать его 19 января. Господь, исполняя «всякую правду», принимает омовение водой подобно грешным людям. Затем было великое явление славы Божией и тайны триипостасности Божества.
  7. Преображение Господне. Оно произошло незадолго до Крестных страданий Господа. Чтобы не праздновать его Великим постом, была установлена его дата 19 августа, за 40 дней до Воздвижения Креста. Событие произошло на святой горе Фавор и явилось подтверждением Божества Христова для учеников: Он просиял ослепительным светом. Явившиеся пророки Моисей и Илия подтвердили апостолам Божественную власть их Учителя.
  8. Успение Пресвятой Богородицы. Празднуется 28 августа. Окончание жизни праведных называется не смертью, а успением, так как их душам Бог дарует блаженство.
  9. Воздвижение Креста Господня. Событие произошло 27 сентября 326 года от Рождества Христова. Благочестивая царица Елена пожелала отыскать место распятия Спасителя для его должного почитания. Был найден Честной Крест. Благословляя Крестом верующих, иерусалимский патриарх Макарий «воздвигал», то есть высоко поднимал Его.

Великие праздники

  1. Обрезание Господне. Празднуется 14 января, на 8-й день после Рождества Христова. По объяснению Святых Отцов, во-первых, мы видим Божественное смирение. Господь для спасения людей принимает не только образ раба, но раба грешного. Во-вторых, не только Крестные страдания были Искуплением, но и вообще все страдания Христовы. Потому обрезание — их начало, первое искупительное кровопролитие.
  2. Рождество Пророка Иоанна Предтечи. Оно состоялось за полгода до Рождества Христова, 7 июля. Сам Христос засвидетельствовал о Предтече как «о великом из рождённых женами».
  3. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Празднуется 12 июля. Среди апостолов нет превосходящих по власти, Христос учил смирению и наделил всех апостолов равными возможностями. Первоверховными Пётр и Павел называются по добродетелям. Пётр — олицетворение веры, решимости и ревности. Павел отличился трудами и многими жестокими страданиями ради проповеди о Христе.
  4. Усекновение главы Иоанна Предтечи, празднуется 11 сентября. Великий пророк, Креститель и Предтеча, имея множество славных венцов (пустынничества, девства, постничества), получил и мученический венец. День отчасти скорбный, так как вспоминаются беззакония, приведшие к убийству Предтечи.
  5. Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября вспоминается чудесное заступление Матери Божией, дарованное жителям Константинополя в 10 веке. Городу угрожала военная опасность, и по их усердным молитвам Матерь Божия даровала спасение. Блаженному Андрею было видение, как Царица простирает Свой покров над молящимися и над всем городом.

Житейские особенности церковных праздников

Даты православных праздников, безусловно, должны быть известны каждому христианину. По церковному уставу в день праздника разрешается разнообразная и вкусная трапеза и употребление вина. Вполне допустимо устроить домашнее застолье. При этом следует помнить, что неумеренность в еде или в вине недопустима, она нарушит святость дня. Также, по слову Спасителя, заботы житейские, связанные с застольем, не должны перевесить благочестивых трудов.

Праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи — всегда постные дни. Это связано с особенностями вспоминаемых событий. Такими днями подчёркивается отличие духовных, церковных праздников от светских. Основная радость христианина — радость о Господе. Умеренное утешение в трапезе (употребление рыбы) дозволяется во дни Преображения и Благовещения, которые приходятся на время поста. То же касается и иных двунадесятых праздников, приходящихся на постные дни, за исключением Рождества Христова и Богоявления. В эти два праздника поста не бывает.

Праздничной является вся Светлая седмица, в которую мы славим Воскресшего Христа. Кроме этого — Рождественские святки.

Что можно и нельзя в праздники

Существует благочестивая традиция петь праздничные песни, например, рождественские колядки, устраивать гуляния. Необходимо помнить, что христианин везде должен сохранять скромность и целомудрие. Для него недопустимы пляски, нескромные шутки, крики, громкий хохот, непристойные песни, суеверные поступки (гадания, прыжки через костры и т.д.).

Следует стараться сводить к минимуму житейские дела и попечения в праздничные дни, ограничиваться необходимыми. При этом не пренебрегая нашими обязанностями относительно ближних.

Если невозможно не работать в церковный праздник, то следует по крайней мере чаще обращаться мыслью к Богу. По возможности чаще молиться в этот день, вспоминая слова Священного Писания “жертва Богу — дух сокрушен”.

В некоторых общинах существует отличная практика организаций поездок в детские дома на праздники, оказания материальной и нравственной помощи нуждающимся. Также приветствуется посещение святых мест, паломнические поездки в праздничные дни и периоды.

Праздники, как и всё время нашей жизни, должно совершаться нами с духовной пользой. По слову апостола Павла: “всё делайте в славу Божию” (1Кор. 10:31).

Христианские традиции

Христианство — одна из религий авраамического направления, базирующаяся на описанном в Еванге­лие акте искупления грехов человечества богочеловеком Иисусом Христом. По распространенности эта монотеистическая религия считается самой крупной в мире, на сегодняшний день число ее приверженцев, по данным ООН, достигает 1,5 млрд. Христианские традиции, основанные на Ветхом и Новом завете, и определяют церковную и домашнюю жизнь верующих.

Основные каноны направления в христианстве

Христианство как религия зародилось в I веке в среде палестинских иудеев и быстро получило распространение среди греко-римлян и других этнических групп. Уникальность этой религии в том, что она предполагает не только вечность души человека, но и воскресение тела после загробной жизни. Правда, не все воскресшие будут достойны пребывания в Царстве Небесном.

Основными направлениями в христианстве сегодня считаются католицизм, православие и протестантизм. И хотя древние христианские религиозные традиции и главные догмы христианства ― вера в грядущее воскресение и божественная сущность Иисуса Христоса ― являются для них общими, у каждого из направлений существуют свои особенности вероучения и различия в толковании некоторых религиозных канонов.

Принципиальное отличие между Католической и Православной Церквями состоит в понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, они считают воплощением Вселенской Церкви каждую поместную Церковь епископата, католики в добавление к этому видят необходимость в едином руководстве всех церквей, которое осуществляет верховный правитель Святого Престола ― Папа.

Черты, отличающие протестантскую Церковь от католической и православной, многочисленнее. Так, протестанты признают Библию, но отвергают Священное Предание Церкви и церковные священнодействия. У них не принято молиться за умерших, веруя, что благодаря молитвам Господь облегчит их посмертную участь. Протестанты отрицают посты и считают, что признания Иисуса Христа Богом уже достаточно для спасения, и никаких дел для этого не нужно. Тогда как католики и православные христиане утверждают, что доказывать свою веру необходимо делами, исполняя заповеди Отца.

Религиозные традиции христиан

В большинстве религий существуют особые ритуальные действия ― таинства, через которые человеку невидимым образом передается спасительная Божия благодать. Первоначально в традициях христианской веры было два таинства – крещение и причащение.

В 1279 году на Вселенском соборе в Лионе в список таинств были включены еще пять церковных обрядов. Они признаются православной и католической церковью, протестанты трактуют церковные таинства как простой религиозный ритуал.

  • Крещение ― это трехкратное погружение в воду святой купели (или обливание водой), сопровождаемое чтением молитв. Обряд совершается в знак приобщения человека к Церкви, проводит его священнослужитель. Окрещенный человек носит на шее нательный крестик и имеет право принимать участие в церковных обрядах.
  • Причащение (Евхаристия) ― приобщение к Христу путем употребления особым образом освященного хлеба и вина.
  • Покаяние (исповедь) ― признание в совершенных грехах перед священником, который имеет право отпущения грехов от имени Господа. Считается, что самообличение и решимость не повторять грехов даруют милосердие Божие.
  • Миропомазание ― таинство, совершаемое над верующим обычно после Крещения. Человек получает прощение грехов и «печать дара Святаго Духа» на челе. При проведении обряда священник помазывает определенные части тела верующего составом из благовонных масел ― освященным миром.
  • Елеосвящение ― Таинство, совершаемое над больными, помазание тела освященным елеем. Считается, что такой ритуал призывает благодать Божию, и способствует исцелению. В христианстве существует также обряд Елеопомазания, который заключается в нанесении на лоб верующего знака креста елеем. Этот обряд Таинством не является.
  • Священство ― обряд посвящения на служение в церкви диаконом, пресвитером или архиереем (епископом). Посвящение в ранг священнослужителя совершается епископом и дает право проводить церковные таинства и обряды.
  • Венчание ― основной ритуал христианского свадебного обряда. Благословленный церковью союз мужчины и женщины закрепляет брак на небесах. Венчаясь, христиане дают обет верности Христу и друг другу. Христианские семейные традиции основываются на соблюдении завещанных Спасителем правил: соблюдать нравственную чистоту, жить в любви и согласии.

Посмертные обряды

Для христиан смерть — не конец существования, а переход в иной мир, к вечной жизни. Чтобы усопший предстал пред Господом в чистоте, его тело омывается водой, затем на него надевается крестик. Над гробом принято читать Книгу Псалмов, а перед преданием тела земле покойника отпевают в церкви. Отпевание и погребение у христиан обычно совершают на третий день после смерти. Гроб с телом располагается в могиле головой на запад, над могильным холмиком устанавливается крест.

Христианские праздники

Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:

  • Рождество (7 января),
  • Крещение (19 января),
  • Сретение (15 февраля),
  • Благовещение (7 апреля),
  • Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи),
  • Вознесение Господне (отмечается на 40-й день после Пасхи),
  • Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи),
  • Преображение Господне (19 августа),
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября),
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.

Читать еще:  Почему Бог не дает детей: ответы и советы священников, как просить Господа о ребенке
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector