0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

Содержание

Не произноси имя Его напрасно

Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.

Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.

Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».

Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.

Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.

Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.

Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.

Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.

Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.

Как говорит Апостол,

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:7

Свт. Евсевий Кесарийский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Здесь Сам Господь о другом Господе предлагает следующее. Сказав: Я Господь, Бог твой (Исх 20:5), Он затем говорит: Не произноси имени Господа, Бога твоего [напрасно], то есть второй Господь посвящает Своего служителя в тайну об Отце и Боге всяческих. По всему Священному Писанию ты можешь найти тьмы и тьмы подобных этим указаний, посредством которых Бог словно пророчествует о другом Боге и Сам Господь о другом Господе.

Доказательство в пользу Евангелия.

Свт. Григорий Палама

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

О молитве.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Когда имя Божие произносится напрасно?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Какие грехи запрещаются третьей заповедью?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Что Священное Писание говорит о Божбе в разговорах?

В Священном Писании есть особое запрещение Божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34, 37).

Запрещается ли клятва в делах общественных?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О третьей заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Неужели бывают такие, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Никодим Святогорец

Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», – и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле.

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа – Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (Ин 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное – значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь – это любовь к истине, то противоположность ей – любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

…Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Проповеди.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

А что же сказать о хульных словах на… Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся… И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.

Читать еще:  Рецепты кухни на Пасху: традиционные блюда и меню праздничного стола

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Ориген

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, но не все – то, что есть на самом деле, ибо редки и, надо даже сказать, реже редких те, кто во всем воспринимают Его святость, – мы благословенно научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его – Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном, можно сказать, проявляется собственное качество Бога, которое, как я считаю, называется в Писаниях «именем Божиим», и в Книге Исход: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

О молитве.

Лопухин А.П.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Смысл и значение Божьей заповеди «Не упоминай имя Господа всуе»

Значение слова «всуе»

Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.

Происхождение

Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.

Значение понятия

В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.

Видео «Толкование заповеди Божьей «Не упоминай Имя Господа всуе» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено объяснение фразы священнослужителем.

Библейская заповедь

Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.

История фразы

В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.

Толкование заповеди

Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка. Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять.

Десять заповедей Божьих

Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:

  1. Господь вездесущ. Он ближе к человеку, чем воздух в его легких.
  2. По мнению некоторых исследователей, точным переводом заповеди является наказ не нести имя Бога ложно.

По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.

Почему нужно реже вспоминать Бога

Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования. По словам святого апостола Павла: «…непрестанно молитесь». Имя Господа исцеляет, укрепляет, помогает в борьбе с помыслами, страстями, видимыми и невидимыми врагами. Но человек будет зарабатывать себе наказание и прогневлять Господа, если сделает Его имя словом-сорняком и будет бездумно вставлять его в любые предложения.

Небрежное упоминание Бога способствует потере страха Божия и благоговения. Избитое слово не оказывает на человека никакого влияния, ведь он сам его обесценил, сам перестал уважать и почитать своего Творца и Его имя.

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

В Библии есть множество толкований и указаний на правильное исполнение заповедей. Так, в книге Ветхого Завета: Второзаконие сказано бояться Господа, служить только Ему и клясться Его именем. Неисполнение клятвы, дача ложной клятвы именем Бога была нарушением закона, грехом. В Новом Завете (в Евангелии от Матфея) мы имеем полное пояснение заповеди из уст самого Господа Иисуса Христа. Он подробно растолковал людям, чтобы они ничем не клялись, ведь небо – престол Божий, а земля – Его подножие.

Имя Божие сильно и свято. Нельзя смешивать его с пустой болтовней. Каждый человек должен с благоговением к нему относиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная Жизнь

Что значит «не поминать имени Господа напрасно»?

Заповедь 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

Что означает запрет, данный нам в этой заповеди? Он подразумевает, что не нужно упоминать Бога в пустых разговорах, которые не имеют отношения к вере и Церкви. Но возникает вопрос: что подразумевается под словами «имя Божие»? Чтобы ответить на него, надо обратиться к ветхозаветным временам, когда жили наши прародители. На страницах Ветхого Завета мы находим такие имена Божии, как Элохим, Элох, Адонай, Саваоф, Яхве. Однако нужно понимать, что все они к Богу и относятся, и не относятся одновременно, потому что Бог непостижим, и описать, обозначить Его невозможно. Никаким именем нельзя раскрыть Его сущность.

Получается, что, с одной стороны, мы не можем произносить имя Божие напрасно, с другой стороны — мы не знаем его. Имена — это всего лишь проявления Бога в мире, но не Сам Господь. Об этом писали наши святые отцы. Например, святитель Василий Великий учил: «Нет ни одного имени, которое, объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить». Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа». А святитель Дионисий Ареопагит писал, что сущность Бога непостижима и неименуема. В своей сущности Бог становится «бесконечно многоимёнен».

Если провести аналогию с тварным миром, то имя раскрывает сущность явления, предмета, живого существа. А вот имя Божие не раскрывает сущности Бога, оно — только косвенное указание на Его бытие и действия. Когда Господь создал Адама, Он сделал его разумным и повелел ему назвать всех животных, потому что тот познал сущность каждого из них. Жене своей Адам тоже дал имя — по тому же принципу: Ева означает «жизнь», потому что от неё произойдёт жизнь всего человеческого рода.

На мой взгляд, когда Господь даёт людям третью заповедь, Он формирует у них понятие святыни — чтобы человек с трепетом относился к Богу и всему, что связано с Ним. Он ставит нравственные рамки. Нам следует понять, что есть вещи, в отношении которых надо либо молчать, либо говорить с особым благоговением, трепетом, любовью, особым страхом — мы называем его страхом Божиим. Ещё раз подчеркну, что Господь даёт конкретное понятие святыни: это всё, что связано с Ним. Конечно, это Священное Писание, Церковь, таинства, но помимо этого — жизнь и мир, который Он создал, потому что величие мира подчёркивает величие его Творца.

Третья заповедь была очень важна для ветхозаветного времени, потому что человечество забыло истинного Бога и Его веру, создало множество идолов, капищ, кумиров и начало им поклоняться. Чтобы оно не растворилось в этих заблуждениях, Господь и заповедует не поминать имени Своего напрасно. Нужно было воспитать трепет перед святыней. Однако эта заповедь очень актуальна и сейчас.

В ветхозаветное время была одна обстановка, с приходом Нового Завета она кардинально меняется, но люди есть люди, и земное общество — проблемное общество. Если раньше оно было религиозным, то сейчас становится светским. Это значит, что люди в целом далеки от Бога и Церкви. Сегодняшние верующие называют себя христианами, но можем ли мы себя так называть? К сожалению, мы очень далеки от тех христианских идеалов и принципов, которые были живы во времена апостолов и великих святых. Нас с большой натяжкой можно назвать христианами, верующими, церковными людьми. Человек должен очень серьёзно и критично относиться к себе. Каждому из нас надо определить, насколько он верующий и благочестивый, насколько актуален для него Христос, Его святая Церковь и всё, чему Он учил.

Мир секуляризируется, и вот уже где только мы не слышим имя Божие: в повседневной жизни, с экранов телефонов, в фильмах, передачах, каких-то шоу. Там нередко поминают имя Господа в неуместных ситуациях, а то и откровенно богохульствуют и кощунствуют. Меня всегда это коробит. При такой повсеместной ситуации верующим людям лучше постараться следить за собой, постараться третью заповедь не нарушать и побольше молчать.

Святые учат, что лучше не говорить о Христе, но жить так, чтобы нас хотели спросить о Нём. Надо делать, а не говорить. Сейчас вообще все слишком много говорят. У нас столько возможностей для этого! Можно открыть свой канал на YouTube, делать эфиры, стримы, онлайн-трансляции. Люди всем этим пользуются, а значит — говорят. Это плохой путь. Лучше помолчать, и не словами, а делами утверждать православие. Такими были пионеры христианства — апостолы и великие святые первых веков. Люди шли к ним в пустыни и находили в них живой пример, идеал христианства. Таким был и Сам Христос: Он мало говорил и много делал. Ничего не написал, но Его дела живы. У Него было не вербальное, а реальное христианство, которое живо уже почти две тысячи лет.

Новый Завет учит нас почитать имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа и всё, что связано с Его Церковью, потому что мы исповедуем «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Для нас имя Божие — это имя Спасителя, Мессии, Сына Божия, Который пришёл в мир, жил, проповедовал, был распят и воскрес. Он основал Церковь, членами которой стали и мы. Нужно этим дорожить. Обо всём этом нужно говорить с трепетом, любовью и страхом Божиим. Надо постараться не употреблять восклицания типа «о Господи!» и тому подобных, потому что они превращаются в обычные междометия и полностью лишены тех чувств, о которых я говорил.

Мне вспоминается рассказ Виктора Гюго «Труженики моря», который повествует о том, как в одном из маленьких приморских городов учительницу выгнали из школы за то, что, уронив ножницы, она воскликнула «о Господи!». Это было воспринято как неподобающее поведение с её стороны. Сейчас странно читать подобное, но мне кажется, что этот рассказ даёт повод поразмышлять о том, насколько изменилось отношение общества к третьей заповеди.

Кто имеет право произносить имя Божие? Те, кто связал свою жизнь с Богом и верой, прежде всего — священники и монахи. Всем остальным допускается делать это в храме, на молитве, во время богослужения. Разумеется, невозможно не поминать имя Бога во время общения на религиозную или богословскую тематику, когда вас спросили о Боге. А вот в пустых разговорах и болтовне — не стоит. Также плохо, когда человек начинает кого-то наставлять, поучать, навязывать кому-то свои религиозные взгляды. Если кто-то не хочет слышать о Боге — не стоит с ним о Нём говорить, потому что это вызовет только непонимание. То есть призывать имя Господа можно, но не надо делать это в быту, попусту. Если воплотим в жизни всё перечисленное, это будет идеальным соблюдением третьей заповеди.

Протоиерей Александр Хворост

«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Третья заповедь гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Что? Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится Его имя, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц. Как же тогда смертные уста дерзают поминать наисвятейшее имя Божие без душевного трепета?!

Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает ему храбрости, облегчает последний вздох и водворяет мир в мятущейся душе.

Читать еще:  Все самое главное о православной вере - азы и важные моменты для верующих

Человече! Когда ты разуверился в родных и близких, почувствовал себя одиноким или устал от долгого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для отяжелевших рук и ног твоих. Ученый! Когда ты измучился над решением трудной загадки и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, и свет озарит твою душу — и загадка разрешится.

. В одну больницу приехал на практику доктор. Ему дали ассистента, с которым он проводил время с утра до ночи, оперируя больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться и в своих выражениях никого не щадил. Его брань не миновала даже Господа Бога. Однажды доктора посетил приятель, и он пригласил его присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой тек гной. Вдобавок ассистент, не умолкая, грязно ругался.

Не выдержав, гость спросил друга-доктора: «Как ты можешь слушать эти мерзкие богохульные слова?» — «Я привык к тому, что существуют грязные раны, и из них часто течет гной. Если на теле больного есть нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его можно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».

. Некий золотых дел мастер, работая в мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через то селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. Мастер вышел, но никого не увидел. Удивившись, вернулся в мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что не звал. Сильно разгневавшись, крикнул он страннику: «Искушаешь меня или шутишь, когда столько работы?». Странник миролюбиво отвечает: «Воистину у Бога значительно больше работы, чем у тебя. Ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться: Бог или ты, золотых дел мастер?» Стыдно стало мастеру, и с тех пор он держал язык за зубами.

Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.

Что значит Всуе: размести имя Божие в сердце

Часто бывает так, что некогда популярные слова и выражения выходят из употребления, и мы начисто забываем их первоначальный смысл. Например, что значит «всуе»? Сейчас мы это разберем.

  1. Значение слова
  2. Происхождение
  3. Значение понятия
  4. Не упоминай имя Господа напрасно
  5. История фразы
  6. Толкование заповеди
  7. Почему нужно реже вспоминать Бога
  8. Видео

Значение слова

Слово это устаревшее, в обыденной жизни его редко можно услышать. Разве что по телевизору в специализированных передачах, или в фильмах на религиозно-историческую тему.

Происхождение

А между тем, раньше, когда человек был ближе к Божьим книгам, слово «всуе» было у всех на слуху. Хотя оно и имело религиозный оттенок, его произнесли и во вполне обыденных житейских ситуациях. Всуе значит «напрасно», «зря».

Например, «Будь зело (весьма) старателен и усерден в трудах своих, дабы не всуе (напрасно) изнурять жизнь свою».

«Зело» любили это словечко и классики отечественной литературы, придавая ему иронический смысл. Николай Васильевич Гоголь писал в своих «Повестях»:

«Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления, и что священное имя его произносится решительно всуе».

Корни слова «всуе» уходят в далекое прошлое, к старославянскому языку. И оно обнаруживается не только в русском, но и в других родственных языках. Происходит от «в» и «въсоую». Этимология слова «суи» — «пустой», «тщетный», отсюда пошли и другие однокоренные слова: суетный, суета, суеверие и другие.

Значение понятия

Толковый словарь Ожегова трактует его смысл так: «ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)»

Эта трактовка ближе к собственно религиозному или православному пониманию древнего слова, согласно которому само упоминание Бога всуе считается греховным. И где впервые это понятие было употреблено: на городской ярмарке или в стенах храма, сказать сейчас трудно. Церковнославянский язык, служащий в наши дни языком православного богослужения, был создан еще Кириллом и Мефодием на основе южнославянских диалектов, главным образом сербского.

Не упоминай имя Господа напрасно

Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала. Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.

История фразы

Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.

Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно». Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим).

В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.

Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.

Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Толкование заповеди

Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.

Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.

Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.

Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:

«Более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».

Почему нужно реже вспоминать Бога

Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит».

Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!

Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.

Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11

Видео

Из этого видео вы узнаете, как протоиерей Дмитрий Смирнов со своим коллегой разбирают значение некоторых Божьих заповедей.

Толкование на Исход 20:7

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исход 20:7 / Исх 20:7

Евсевий Кесарийский (258/65−339/40)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Здесь Сам Господь о другом Господе предлагает следующее. Сказав: Я Господь, Бог твой (Исх 20:5), Он затем говорит: Не произноси имени Господа, Бога твоего [напрасно], то есть второй Господь посвящает Своего служителя в тайну об Отце и Боге всяческих. По всему Священному Писанию ты можешь найти тьмы и тьмы подобных этим указаний, посредством которых Бог словно пророчествует о другом Боге и Сам Господь о другом Господе.

Источник: Доказательство в пользу Евангелия.

Григорий Палама (

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду — пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Источник: Изъяснение десяти заповедей.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

Источник: О молитве.

Филарет (Дроздов) (1782−1867)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Когда имя Божие произносится напрасно?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Какие грехи запрещаются третьей заповедью?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Что Священное Писание говорит о Божбе в разговорах?

В Священном Писании есть особое запрещение Божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34, 37).

Запрещается ли клятва в делах общественных?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16−17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Источник: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О третьей заповеди

Николай Сербский (1880−1956)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Неужели бывают такие, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

Источник: Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Никодим Святогорец (1749−1809)

Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», — и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле.

Источник: Руководство к исповеди.

Августин (354−430)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа — Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (Ин 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное — значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь — это любовь к истине, то противоположность ей — любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

…Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, — не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

А что же сказать о хульных словах на… Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся… И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.

Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Ориген (

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, но не все — то, что есть на самом деле, ибо редки и, надо даже сказать, реже редких те, кто во всем воспринимают Его святость, — мы благословенно научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его — Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном, можно сказать, проявляется собственное качество Бога, которое, как я считаю, называется в Писаниях «именем Божиим», и в Книге Исход: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Источник: О молитве.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование — бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» — евр. «шаве», — см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Что значит «Не произноси имя Господа всуе». Почему нельзя упоминать имя Господа всуе?

«Не произноси имя Господа всуе» – это слова, относящиеся к третьей из заповедей Божьих, указанных в Книге Исход. А также она изложена в Книге Второзаконие. Другой вариант этого высказывания: «Не произноси имя Господа напрасно». У этого выражения есть продолжение, в котором говорится, что того, кто это делает, Господь обязательно накажет. Как понимать эту заповедь? О том, что значит «Не произноси имя Господа всуе», будет сказано ниже.

Смысл выражения

Использованное в тексте заповеди наречие «всуе» в словаре снабжено пометками «устаревшее», «книжное», «относящееся к высокому стилю». Если говорить простым языком, то используется наречие «напрасно». То есть это слова-синонимы.

Согласно словарю «напрасный» значит:

  • тщетный;
  • ненужный;
  • бесполезный;
  • безуспешный;
  • лишний;
  • неосновательный;
  • бессмысленный.

Таким образом, если перефразировать изучаемое выражение «Не произноси имя Господа всуе» в соответствии с указанным значением, то можно сказать следующее: «Не нужно использовать имя Господне каким-либо бессмысленным образом, как нечто бесполезное и ненужное».

Если применить метод от противного, то можно выразиться и так: «Произносить имя Всевышнего можно лишь осознанно, имея искренние намерения, в полезном (нужном) контексте, с полезной целью».

В чем состоит нарушение 3-й заповеди?

Это нарушение запрета не произносить имя Господа Бога напрасно. Если говорить кратко, то под ним подразумевается:

  1. Использовать имя Божье в неподобающем контексте, без духовного смысла, без того, чтобы посвящать себя Богу.
  2. Произносить его, как ругательство или брань, желая зла кому-нибудь.
  3. Давать именем Бога ложную клятву, имея целью обман, вводить в заблуждение.

Это рассматривается как спекуляция именем Бога.

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

По поводу смысла третьей заповеди «Не произноси имя Господа всуе» можно найти множество разъяснений в Библии. В ветхозаветные времена, когда клятва давалась именем Бога, это считалось гарантией ее правдивости. Так в книге Второзаконие имеется призыв: «Господа бойся, только ему служи и именем его клянись». В связи с этим ложная клятва с упоминанием имени Бога была нарушением рассматриваемой заповеди.

В Новом Завете Иисус также пояснял смысл заповедей. По поводу третьей из них в Евангелии от Матфея сказано следующее. «Не клянитесь совсем: ни небом, так как оно престол Божий; ни землей, так как она подножие его ног; ни Иерусалимом, так как он является городом великого Царя; ни своей головой, так как ни белым, ни черным не можете сделать ни одного волоса». Тем самым Новый Завет призывает вообще отказаться от клятв.

Подробнее о нарушениях

Нарушением заповеди «Не произноси имя Господа всуе» являются следующие действия:

  • Обещание, данное Богу и нарушенное. В Екклесиасте сказано о том, что, когда дается обет Богу, то нужно его исполнять без промедления, так как он не благоволит глупым. Поэтому предпочтительнее совсем не обещать, чем пообещать и не сделать.
  • Ложное пророчество, под которым подразумевается высказывание идеи, авторство которой приписывают Всевышнему. Это также нарушение заповеди, потому что святому имени Бога приписывают ложь.
  • Околорелигиозное пустословие, то есть упоминание в речи имени Божьего без имеющейся духовной подоплеки. Использование для связки речи таких слов, как: «О, Господи!», «Боже мой!», «О Боже!».
  • Недостойное употребление имени Всевышнего. Например, как магического заклинания или в различных гаданиях.
  • Богохульство, то есть возведение на Господа Бога хулы. Это подтверждает, например, эпизод из Евангелия от Матфея, когда иудеи пытались умышленно обвинить Спасителя в богохульстве, дабы предать его смерти. А также Стефану в Деяниях также было предъявлено ложное обвинение: «И научили они некоторых свидетельствовать: мы слышали, что он говорил слова хульные на Бога и на Моисея».
  • Пустословие во время обращения к Господу. В молитвах своих человек обращается ко Всевышнему, к святому имени, превозносит его. В целях соблюдения заповеди необходимо обращаться к Отцу небесному лишь с открытым и искренним сердцем. Молитвы не могут быть лицемерными, лживыми, заученными, произнесенными автоматически или прочитанными. В них не должно быть общих слов и пустословия. Из книги Исаии видно, что Бог против лицемерного поклонения. Там говорится: «Этот народ приближается ко мне лишь устами своими и чтит меня лишь языком своим. А сердце его отстоит далеко от меня, благоволение их есть изучение заповедей».

Другие нарушения заповеди

Среди нарушений указания свыше «не произноси имя Господа всуе» также есть и другие. Это:

  • Неоправданные действия. Когда человек называет себя христианином, но при этом поступает не так, как как в аналогичной ситуации поступил бы Иисус Христос, это и является использованием имени Божьего напрасно. Такое действие рассматривается как спекуляция на имени Господа Христа. В связи с этим в Новом Завете содержится призыв жить и совершать поступки, достойные звания христианина. Об этом сказано, например, в Послании Ефесянам апостола Павла.
  • Подмена имени Господа. Некоторые люди называют Всевышнего не его именем, а другими именами. Например, кто-то говорит, что Будда и Кришна – это также имена Бога. Но это то же самое, что называть Александра Евгением. Поэтому Господу не понравится, если ему в речи дают другие наименования.
  • Бесчестие имени Божьего, и хула на него в том, что ему посвящается, в том, как поступают со святынями Господними, с тем, что он назвал святым. В книге Левит есть следующие слова: «Господь сказал Моисею: «Передай Аарону и его сынам, чтобы они поступали осторожно со святынями сынов Израиля, дабы они не бесчестили моего святого имени в том, что посвящено мне».
  • Отвержение жертвы Иисуса Христа, умаление его личности и роли. Тем самым нарушается третья заповедь, так как отвергается имя Бога, с которым он открылся миру в качестве Спасителя.

Почему важно соблюдение третьей заповеди?

Имя Господа – это отражение его сущности, оно неотделимо от него. Когда оно употребляется напрасно, это можно рассматривать как его обесценивание, тем самым проявляется неуважение к самому Господу.

В Псалтыри сказано, что Бог свят и имя его свято. Святой – это значит предназначенный для особой цели. Всевышний не совместим с суетой и грехом. Когда святое имя упоминается всуе, Бог соединяется с грешной суетой.

А также имя Божье является доступом к его милостям, благословениям и благодати. Когда человек употребляет его напрасно, он тем самым лишает себя их.

Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Подать записку на Молебен об исцелении и выздоровлении великомученнику и целителю Пантелеимону в Свято-Пантелеимоновом монастыре за себя, родных и близких.

3-я Заповедь: «Не поминай имя Господа всуе». Словесная акварель, о. Артемий Владимиров

Сегодня предметом рассмотрения будет 3-я Заповедь — на каменной скрижали, на доске некогда врученная самим Господом Богом пророку Моисею.

Заповеди были предметом обязательного изучения в дореволюционных гимназиях, но иногда, раскрывая старинные учебники, писанные еще дореволюционной орфографией, я удивляюсь, насколько схоластично преподавался этот материал. Он не относится к голой и абстрактной теории. Заповеди — это живые нити, из которых соткана бессмертная, разумная, свободная человеческая душа. Заповеди — это духовный кислород, имея который в сердце, мы живем и движемся, существуем. Заповеди — это дорога жизни, шествуя по которой, мы выходим из темного леса неведения и заблуждения и обретаем дорогу вечной правды Христовой любви. Заповеди — это посох, лишившись которого, мы будем всегда спотыкаться и набивать себе бесконечные шишки. Заповеди — это хлеб и вода для алчущего и жаждущего человеческого сердца.

3-я Заповедь гласит: «Не приемли» — не употребляй «имени Господа, Бога твоего всуе» — напрасно, бездумно, неблагоговейно, «ибо не оставит Господь без наказания» — вразумления «творящих сие» — преступающих эту Заповедь. Что ни слово, то тайна.

В чем, собственно, грех имя Божье употребить всуе, понапрасну? Почему так строго Заповедь карает людей, склоняющих имя Божье? Я думаю, не без оснований. Потому Господь Бог требует от нас трепетного отношения к святыне, что она является маленькой линзой, посредством которой сильный живительный свет Божьей благодати входит в наш ум и сердце. Бог невидим, Бог непостижим, Его невозможно осязать пальцами, чувством. Но мы шестым чувством признаём присутствие Создателя, который Своими пресветлыми очами испытывает сокровенные уголки нашей души. Как вступить в живое общение с Божеством? Нужно сердцем веровать в Бога всемогущего, вселюбящего, всепремудрого, а устами призывать Его святое имя. Об этом мы читаем не где-нибудь, а в молитве «Отче наш», который даровал нам сам Христос: «Да святится имя Твое». Имя Божье есть края Его одежды, держась за которые, мы ощущаем себя малыми детьми в присутствии своего Божественного Родителя.

Имя — есть та небесная манна, вкушая которую, мы насыщаемся миром, радостью и любовью. Когда душа призывает имя Господа Иисуса Христа с благоговением, со вниманием, с осознанием своей немощи: «Иисусе Христе, помилуй мя» — за спиной вырастают крылья, и человек мгновенно чувствует поддержку Того, Кто пришел ради него в этот мир, взошел на Крест и победил смерть Воскресением. Имя Божье всуе не произноси.

3-я Заповедь: «Не поминай имя Господа всуе».

Словесная акварель, о. Артемий Владимиров.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector