0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наставления Серафима Саровского — духовные поучения святого инокам и мирянам

Духовные наставления Серафима Саровского

Серафим Саровский — святой, почитаемый во всем христианском мире. Чудотворец и прозорливец, который уже при жизни удостоился уважения и любви русского народа, как святой. Переоценить значение его наставлений сложно. Каждый православный человек должен обязательно приобщиться к этой кладези мудрости, чтобы получить духовное утешение и встать на путь спасения.

Наставления и поучения Серафима Саровского

Великий подвижник земли русской, известный, пожалуй, каждому христианину от царских палат до крестьянской хижины, оставил своим потомкам ценные поучения. До сегодняшнего дня они остаются актуальными и помогают православным людям, ищущим Бога, обрести четкие жизненные ориентиры, ведущих к спасению в жизни вечной.

Вот чему учил богоносный старец:

  • «Рай и ад начинаются на земле.»;
  • «Суди себя сам, и Господь не осудит.»;
  • «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.»;
  • «Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.»;
  • «Можно причаститься на земле и остаться не причащённым на Небе.»;
  • «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.»;
  • «На хлеб и воду еще никто не жаловался.»;
  • «Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.»;
  • «Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.»;
  • «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.»;
  • «Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.»;
  • «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.»;
  • «Смирение может весь мир покорить.»;
  • «От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.»;
  • «У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.»;
  • «Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.»;
  • «Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.»;
  • «Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.»;
  • «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.»;
  • «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.»;
  • «Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости…»;
  • «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего.»;
  • «Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения.»;
  • «Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель.»;
  • «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго“. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.»;
  • «Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.»;
  • «Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами.»;
  • «Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.»;
  • «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…»;
  • «Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко.»;
  • «Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом.»;
  • «Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу.»;
  • «Царствие Божие заключено в сердце человека.».

Читайте о святом:

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

Преподобный старец высказывал много мудрых мыслей, которые заключают в себе простую истину — тот, кто не сумел стяжать надежду на Бога, не может обрести мир в душе своей. Это один из главных принципов, которым руководствовался сам святой.

Читать еще:  Староверы и православные: главные отличия и особенности, понятия, история и характеристики, обычаи и традиции староверов

Известны семь его наиболее важных поучений, которые приведены ниже:

  1. О вере. По словам Саровского, кто истинно верит в Бога, тот непременно имеет дела. Святой подвижник ушел жить в лесную чащу, удалившись на пять километров от монастыря. Он много трудился на своем огороде, обустроенным рядом с кельей. Сам добывал себе пропитание. Много читал духовной литературы и значительно дольше бодрствовал, чем спал;
  2. О надежде. Преподобный Серафим утверждал, что все, имеющие надежду на Бога, возводятся к нему и просвещаются сиянием вечного света. Из жизни старца известно, что в детстве он болел. Как-то раз во сне маленькому Прохору (так звали в миру святого), явилась Дева Мария и пообещала, что он будет исцелен. Во время крестного хода, шедшего мимо дома Мошниных, мать поспешила вынести своего сына и приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы. После этого мальчик пошел на поправку;
  3. О молчании. Старец говорил, что именно молчание содействует стяжанию внутреннего мира. И необходимо как можно больше разговаривать с собой и Господом, и поменьше с другими. Сам Саровский с 1807 года по 1810 принял обет молчания и старался ни с кем не общаться. Вернувшись в обитель, он в течение пятнадцати лет находился в затворе. Лишь по истечении этого срока он начал принимать посетителей. Известно, что к нему даже приходил царь Александр I. За свои иноческие подвиги Серафим Саровский стяжал дар прозорливости и чудотворения. Он также говорил, что от уединенности и молчания рождается умиление и кротость;
  4. О терпении. Святой учил — все, что случается в жизни, надо принимать со смирением и благодарностью к Богу. В жизнеописании старца есть показательный момент, который подтверждает приверженность инока этому убеждению. Когда Серафим жил в лесу, на него совершили нападение разбойники с целью ограбления. Прошел слух, что отшельника посещают состоятельные гости, следовательно, у него есть что отобрать. Злоумышленники напали на Серафима во время молитвы, ударив по голове обухом от топора. Он едва остался жив, но стал очень сгорбленным. Старец считал, что осуждать можно лишь плохие дела, но не делающего их. Ведь судья, который будет всех судить один — Бог;
  5. О мире душевном. Саровский говорил, что всем нам необходимо всячески сохранять мир в душе, не оскорбляться и сдерживать собственный гнев. Современники великого подвижника называли его самым ярким примером безгневия. Возвращаясь к истории с грабителями, стоит отметить, что старец простил своих обидчиков, когда они были схвачены и попросил не наказывать их. Лучшим средством укрощения гнева считал стремление к обретению «духа радостного, а не печального» и избавление от уныния;
  6. О посте. Святой учил, что истинный пост — это не одно лишь изнурение плоти. Смысл состоит прежде всего в том, чтобы отдать кусок хлеба, который собирался вкусить сам, алчущему его. Он отмечал, что святые никогда не входили в пост внезапно. Это делается постепенно, и в итоге человек учится довольствоваться самым малым. Серафим Саровский, живя в лесу, три года питался травяной снедью, как утверждают его жизнеописатели. При этом инок подчеркивал, что святые постники не знали расслабления, но всегда отличались бодростью и готовностью к делу;
  7. О скуке. Уделял внимание старец и этой теме, говоря о том, что скука застает монаха обычно к полудню, вызывая в нем отвращение к месту пребывания и монастырской братии. Единственным средством избавления от этого недуга, который рука об руку идет с печалью — усердная молитва и выполнение возложенных послушаний. Когда в занятиях появится порядок, скука не найдет себе места.

Смысл и значение наставлений

Даже на сегодняшний день, когда духовные ориентиры весьма размыты, поучения этого великого молитвенника о человеческих душах являются очень важными в формировании духовного облика современного человека.

В наставлениях Серафима Саровского раскрывается тот единственный путь, к которому призван человек для спасения своей души и обретения Царства Небесного.

Путь совершенствования, ведущий к Богу, труден, но каждый может пройти его, борясь со своими страстями и возвышаясь на новый уровень. Именно об извечном призвании человеческого существа к Богу, о его предназначении для вечной жизни во Христе говорит каждая строчка в высказываниях просветленного старца.

Важно! Главный акцент во всех поучениях делается на любовь к Творцу и ближнему.

Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим. Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная.

Молитвы ко святому старцу:

Одно из преданий гласит, что, когда к старцу пришел инок и попросил благословения на ношение вериг, преподобный ответил ему следующее: «Для нас, которые не умеют безболезненно перенести даже замечание от ближнего своего, вериги должны заключаться в неосуждении и благодушном терпении укоров и обид».

Святой высказывал и другие мысли, ведущие к той же истине.

Он говорил, что Бог прежде всего ищет сердца, преисполненные любви — это и есть тот престол, на котором Всевышний любит восседать. Господь одинаково слушает и монаха, и мирянина. Лишь бы они были православные и любили Отца своего Небесного всей глубиной души. Только тогда человек стяжает благодать Святого Духа, в чем и состоит главная цель христианской жизни.

Читать еще:  Женское служение: темы и идеи, проповеди, роли и задачи в церкви

Батюшка Серафим подводит в своих наставлениях к тому, что следует стремиться не к материальным благам и сокровищам, которые временны, а к спасению вечной души.

5 главных наставлений Серафима Саровского христианам

Преподобный Серафим – один из наиболее почитаемых и горячо любимых святых как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки. В сегодняшней статье описаны 5 главных наставлений батюшки нам, мирянам.

Против излишней попечительности. Серафим Саровский напоминал нам, что излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

О мире душевном. Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12). Нам христианам нужно всеми силами стараться сохранять душевный мир, поскольку любовь — от Бога, а хаос, суета и тревоги — от лукавого.

Как относиться к родным и близким. С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Как христианину относиться к неверующим. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою.

О попечении о душе. Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки 🙂 .

Наставления Серафима Саровского — духовные поучения святого инокам и мирянам

Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления

Автор-составитель Ирина Булгакова

Великий святой земли Русской

Возьмите время расцвета подвигов наиболее высоких в аскетизме великих египетских отцов, прибавьте к этому ту глубокую задушевность, какой отмечены в большинстве случаев личности наших преподобных; представьте себе человека, уже на земле живущего как бы вне плоти, небесной жизнью; человека, для которого уже как бы упразднились условия, связывающие других людей, которому возвращены все те дары, что при конце мироздания обильно были уделены Богом первому, богоподобному, человеку; представьте себе человека, словом одним исцеляющего застарелые тяжкие недуги, человека, пред взором которого одинаково обнажено неведомое будущее и сокровенное прошлое, которого видят то ходящим над землею, то подымающимся на воздух во время молитвы, как некогда Мария Египетская в пустыне.

Представьте душу, сжигаемую огнем любви божественной и в то же время расширяемую самым безграничным, греющим, трогательным сочувствием к людям; душу, возвышавшуюся еще на земле до созерцания самых великих тайн Божества, какие лучшим и праведнейшим людям откроются лишь за заветной гранью, в иной жизни; представьте человека, для которого мир надземный был родным, своим; к которому, окруженная несказанной славой, Владычица мира сходила для беседы как с близким человеком; одним словом, представьте себе спустившееся на землю торжествующее небо, воплотившуюся самую смелую, дерзновенную мечту о том, как далеко в земных условиях может пойти победа духа; представьте себе слетевшего к людям на утешение им пламенного серафима, представьте себе высшее, совершеннейшее, прекраснейшее выражение того сложного понятия, какое определяется словом «святой», – и вы получите приблизительный намек на то, чем был здесь, на земле, отец Серафим.

Читать еще:  Мощи Ксении Петербургской: где находятся и как добраться, история, чудеса и помощь, о чем просить и чем помогают

Преподобный Серафим Саровский с житием. Икона. Начало XX в. Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Где Бог, там нет зла

Мы как копеечные свечи. А он – как пудовая свеча – всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Икона

Какое едва ли когда виданное откровение любви к людям явил старец! Он весь как бы трепетал этой любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Она сияла в его глазах, звучала в тех ласковых, нежных словах и обращениях его к людям. Так умилительно тепло звал он всех: «Радость моя!»

«Радость моя» точно слышится и теперь от его могилы; точно стоят, навсегда оставшись неизгладимыми в воздухе мест, освященных присутствием святой его души, эти драгоценные слова – «Радость моя!» И верится, что неисчислимые сокровища благодати и радостей прольются на верующих людей при прославлении отца Серафима. Уже и теперь точно тот покров горя и страдания, что обычно заволакивает собой жизнь, – точно покров этот исчез, и что-то светлое озарило всю жизнь. На душе так светло, так хорошо и надежно, как не было, кажется, еще никогда, разве в раннем детстве.

…И как хочется вспоминать, говорить, слышать, писать о нем, хочется выйти к народу и возглашать его имя: «Знаете ли, какое великое ждет вас счастье, – бегите к благодатному новому источнику, просите, зовите его, требуйте помощи – он всех услышит, он всем вымолит нужное для жизни и для спасения!»

Камень храма Божия

Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, с помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

В дому Отца Моего обители мнози суть

Одному иноку выпало на долю счастье слышать рассказ о. Серафима о восхищении его в райские обители. Старец говорил так: «Вот я тебе скажу об убогом Серафиме. Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: в дому Отца Моего обители мнози суть. На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители и молил Господа Иисуса Христа, чтоб показал мне эти обители. Господь не лишил меня Своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не знаю – с телом ли, или кроме тела, Бог весть: это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно».

О. Серафим замолчал. Он поник головой, водя рукой около сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было смотреть на него. Потом снова заговорил: «Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу, всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтоб только не лишиться той небесной радости. Если сам святой апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»

Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живет».

Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector