2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли выпившим идти в церковь: можно ли в храм в нетрезвом виде, ответы священника

Содержание

Что можно и что нельзя в Церкви?

Правила поведения в Церкви

Приблизительное время чтения: 7 мин.

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Читать еще:  Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Можно ли ходить в церковь выпившим?

В Библии говорится, что церковь — дом Господа, в который свободно могут входить все дети его. Но у обычных прихожан часто возникает вопрос, можно ли заходить в него человеку, который выпил немного вина. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, как церковь относится к вину.

Отношение церкви к вину

Большинство обывателей хорошо знают те места в Священном Писании, в которых говорится, что христианская религия не запрещает употребление вина. Действительно, в священных текстах есть множество эпизодов, где люди употребляют вино. Это делал и Иисус Христос. Но речь в Библейских сюжетах идёт именно о небольшом количестве вина.

Внимание! Оправдывать пьянство и собственную слабость перед искушением, цитируя библейские строки нельзя.

Святитель Иоанн Златоуст писал, что в употреблении винного напитка нет греха, но чрезмерное его употребление приводит человека к дьяволу. Поэтому отцы церкви говорят, что каждый человек должен сам решить пить ему алкоголь или нет. Если у него есть сомнения в том, сможет ли он противостоять искушению предаться страсти употребления алкоголя и не направит ли он на этот греховный путь своих близких, то от вина, даже в малых количествах лучше отказаться полностью.

Выпивший человек должен адекватно вести себя в храме, не мешая другим

С точки зрения христианства, человеческое тело — сосуд, который наполняет дух, приближающий людей к Господу. Но если этот сосуд наполнить алкоголем, то для духа там остаётся мало места и единения с Создателем достичь становится очень трудно.

Обыватели о выпивших людях в церкви

Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:

  • не ходить по помещению во время службы,
  • не отвлекать прихожан разговорами,
  • не издавать громких звуков.

В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.

Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:

  • потеря близких людей,
  • хронический алкоголизм,
  • трудная жизненная ситуация.

Священники говорят, что двери храма открыты для всех детей Господа

Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.

Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник.

Мнение священника

Все священнослужители говорят, что церковь — дом Господа, в котором есть место каждому. Люди, в любом состоянии приходят сюда по Его Воле.

Если выпивший человек пришёл в храм, то именно в этот момент он должен быть здесь, чтобы по молитве получить помощь. Священник выслушивает и советом направляет человека на путь, приближающий его к единению с Богом.

Священники отмечают, что пьяный человек, пришедший однажды в церковь и получивший там духовную помощь, вернётся сюда вновь, но уже трезвым разумом и чистой душой, способной воспринимать замысел Создателя.

Можно ли, выпив алкоголь, войти в церковь — дело совести каждого человека. Но православные люди должны помнить, что двери храма открыты для всех детей Господа, нуждающихся в помощи. А осуждение и замечания других прихожан могут навсегда отвернуть их бога.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Протоиерей Евгений Пейков. Что делать родственникам пьющего человека?

К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.

Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.

Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)

Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.

Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.

Читать еще:  Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.

Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества «Трезвение»

Причастие детей — смысл, условия, особенности

Почему не рекомендуют пить кофе перед причастием?

Причастие в христианской традиции – это принятие Господа в тело христианина. И первым принимают символические кровь и плоть Христа, а не еду. Нужно ограничивать себя некоторое время, иногда – не есть 1-3 дня. Это укрощение своей плоти, концентрация на духовном, как символ того, что Бог важнее, чем вкусная еда.

Как вариант, советуют соблюдать пост, а не отказываться от пищи вообще. И в этом случае кофе как раз выступает в качестве непостной пищи, хотя и сам по себе является растением. Именно поэтому многие не понимают, почему не разрешают пить кофе перед причастием, — ведь там нет ничего мясного или продуктов животного происхождения, если не добавлять молоко или сливки. Но таковы христианские рекомендации, и желательно их всеже придерживаться.

Когда можно пить кофе перед причастием?

Запрет на кофе – не догма. В некоторых случаях людям тяжело выстоять службу, особенно, если не поесть с утра. В таких случаях допускаются послабления, как для больных и немощных, которым не обязательно придерживаться поста. Разрешают даже пить с утра таблетки, если их прием действительно важен, или поесть – например, диабетикам. Для них кусок сахара с утра может быть жизненно важной необходимостью. Также бывает довольно трудно беременным, у которых резко падает давление. Лучше сделать несколько глотков кофе, и присутствовать на службе в полной концентрации, чем не иметь сил, дремать или переживать, не случится ли обморок и тошнота. В таком случае ощутить единство с Богом и прикоснуться к таинству будет сложнее. Иногда кофе перед причастием выпивает водитель, которому далеко ехать, и есть риски уснуть в ранней дороге, что особенно страшно, если едет вся семья вместе. Лучше выпить чашку кофе и получить дозу кофеина, чем рисковать жизнями.

Вы можете обсудить этот вопрос со своим священником. Возможно, ваша церковь относится к этому моменту благосклоннее, и проблем вообще не будет.

Если вы пьете кофе перед причастием, подумайте о том, что зеленый чай обычно содержит больше кофеина. И так ли необходимо пить именно кофе? И конечно, процесс не нужно превращать в красивый ритуал, когда вы выбираете лучший кофе или самый ароматный чай, возможно, добавляете специи. Некоторые люди могут и поесть, или выпить чашку любимого напитка с утренней сигаретой, наслаждаясь процессом. Это нехорошо для истинного христианина. Если больше нечего пить или никак не взбодриться, кофеин допустим. Но как лекарство, а не как удовольствие.

Евангельское учение

Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному — тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.

Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.

Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие — оно святое и хорошее.

Когда нельзя пить кофе перед причастием?

Не стоит оправдывать себя и свои слабости, если вы просто привыкли начинать день с кофе, и считаете, что без него не сможете сконцентрироваться и проснуться. В этом случае любимый напиток все же становится соблазном, искушением, и с этим нужно бороться. В крайнем случае, можно взять кофе с собой в термосе, хотя большинство христиан чувствуют себя бодрыми после причастия, ощущают свет и тепло в душе, и не нуждаются в дополнительных стимуляторах.

Кофе – это стимулятор. А на службе желательно присутствовать в полной чистоте тела и духа, и думать в этот день о Боге, а не об удовольствиях.

Может ли кто-то узнать, что вы выпили кофе перед причастием?

Нет, не может. Разве что вы пили его перед церковью, или во рту остался запах напитка. Тем не менее, отправляясь на причастие, вы идете на встречу с Богом, и по сути, это будет обман. То есть, смысл поста перед причастием в том, что вы отказываете себе в искушениях и земных радостях, стремясь стать лучше, совершенствуя свою душу и проявляя стойкость духа и веры. Не стоит обманывать самого себя и Бога.

Пост перед Причастием

Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной подготовке. Есть несколько степеней поста — начиная с отказа только от мяса и заканчивая полным отказом от пищи.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно должно быть соблюдено.

Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а внимание должно быть уделено духовной работе — покаянию и молитве.

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию выполняет кое-как — в таком случае перед редким Причастием желательно поститься строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления (например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне строгим воздержанием.

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием — это все же не главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и без морепродуктов.

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Читать еще:  Православная кухня: традиции и обычаи, главные особенности готовки в православии

Пост перед причастием в сплошную седмицу

Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году – десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.

Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Читать также:

Причастие в пост

Что делать, если вы выпили кофе перед причастием?

Скажите об этом Батюшке на исповеди и покайтесь. Обычно за такое не ругают, да и ничего страшного не случится. Как правило, священники прощают этот грех, и проводят причастие. Но не стоит обманывать и надеяться, что достаточно будет сказать об этом своем грехе, и получится, что вы себе и ни в чем не отказали, и ваш грех прощен. Истинный христианин, согрешив, раскаивается в своем грехе, и надеется стать лучше, приложив все усилия, чтобы ситуация не повторилась. Если же обманывать Церковь и Бога, особого смысла в причастии не будет, если для вас это, конечно, не просто ритуал, который нужно разово пройти. Хотя и в таком ритуале особого смысла нет.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Похмелье в Храме

Сегодня в Праздник «на Казанскую» мне очередной раз вспомнилась история, которая приключилась со мной в те времена, когда я вел жизнь, мягко говоря, неправедную, хоть и был уже верующим человеком. Впрочем, до праведности мне и сейчас — не то, что — далеко, а — бесконечно далеко. Но тогда, ко всему прочему, я регулярно впадал в грех, от которого с божьей помощью избавился лет 15 назад, а, именно — грех пьянства.
В Православии, строго говоря, нет запрета на употребления алкогольных напитков, осуждается именно неумеренное употребление, пьянство.
И вот еще такой момент. Люди неверующие часто говорят: «Как в наше время можно верить каким-то «поповским сказкам»? Друзья мои, конечно, многое из того, в чем состоит Православная Вера — не может быть сейчас объяснено или как-то подтверждено какими-то научными методами и экспериментами. В то же время, верующий человек, в своем личном опыте проходит зачастую через такие события, которые с точки зрения науки — объяснить просто невозможно.
Например, я помню, как мы ехали в Оптину Пустынь и не успевали на молебен преподобному Амвросию, а следующий надо было ждать довольно долго. Что ж, смирились мы тогда, значит — подождем. А когда доехали — вдруг оказалось, что мы не только не опоздали на молебен, а даже приехали заранее, минут за тридцать. И не потому, что служба началась с таким большим опозданием, нет, в Оптиной все идет четко по часам.
Совершенно непонятным образом произошел какой-то «скачок» во времени. Фактически, получалось, что вместо обычных полутора часов мы ехали минут 20. И при этом не было такого, чтобы время шло вспять или как-то замедлялось — нет, и я даже не могу объяснить этого ощущения. Просто мы приехали на молебен во-время, даже — заблаговременно, хотя по всем подсчетам должны были опоздать на него минимум на пол-часа. Так вот нам тогда помог батюшка Амвросий.
А ощущения после Таинства Исповеди? Особенно, когда ты долго не исповедовался и накопил весомый груз грехов. Вдруг оказывается, что этот груз — вполне физический и ты испытываешь это ощущение после того, как священник прочитывает над тобой разрешительную молитву. Камень с души — это не метафора. Ты вдруг понимаешь, что до исповеди носил какой-то реальный груз, который давил на тебя и ты вдруг от него избавился.
Ну а случай, про который я хочу отдельно рассказать — он, конечно, не характеризует меня как «правильного» христианина, но очень наглядно показывает, сколь велика Милость Божья, которая дается всем людям и даже совершенно не заслуженно.
Итак, однажды я собирался ехать утром на Литургию в Храм Преображения Господня, где я уже окормлялся к тому времени. Храм находится в селе Спас-Загорье, недалеко от Обнинска, всех желающих туда возит приходской автобус, кто-то добирается своим ходом или на ином общественном транспорте. Я ездил на своей машине. Накануне я договорился с двумя девушками с прихода, что заеду за ними утром, когда поеду на богослужение.
А вечером ко мне домой завалилась без предупреждения развеселая компания. Искушения — это то, с чем постоянно сталкивается человек, когда приходит к Богу, и по мере усиления его стремления к духовной чистоте — они лишь усиливаются. Я не смог отказать друзьям и не принять их. Но сказал, что пить с ними не буду. Ага. Зарекалась ворона дерьмо не клевать. В итоге гости ушли от меня уже в пятом часу утра, я прилег на пару часов поспать и еле отскреб себя с постели по звонку будильника. Естественно — совершено в разобранном состоянии.
Выпито было не мало и я понимал, что меня ждет суровое похмелье, которое, если я продержусь, отпустит на следующий день, после нормального сна, а если я не выдержу и начну похмеляться — грозит перейти в 3х-4хдневный запой с последующим выходом из него уже с помощью всяческих лечебных средств.
Я не мог подвести моих знакомых, которые рассчитывали на меня, тем более, что на храмовый автобус они бы уже не успели. Кое-как собравшись, я поехал. Хотя, безусловно, ездить в таком состоянии — далеко не лучшая идея. Выручал лишь относительно большой опыт вождения и — дружные старания наших ангелов-хранителей.
Когда мы добрались до Спас-Загорья, я остановился на небольшой парковке около Храма и сказал девчонкам: «Вы идите, а я вас подожду в машине, покемарю». Одна из них — Таня (в храме она пела на клиросе, мы с ней, кстати, познакомились, когда оба играли в народном театре; впрочем, оба потом синхронно и ушли оттуда, осознав, что все это не особо как полезно нам в духовном плане) — она чуть ли не силой тащила меня в Храм, отметая все мои возражения на тему: ну, куда мне такому идти? И стыдно было своего помятого вида, да и стоять там, дышать перегаром. «Подумаешь — перегар, — сказала Танюшка, — батюшка кадилом махнет пару раз — никто твой перегар не учует!» Да и просто не было сил стоять на службе. Но Господь дал мне эти силы, скажу, забегая вперед. Не сразу, впрочем. Таньке надоело меня уговаривать и девушки пошли на службу, а я было прикорнул в машине. Заснуть не получалось, начинался похмельный «колбас».
Еще раз повторюсь — при моем тогдашнем алкогольном опыте, после такой пьянки похмелье не проходило само собой, даже если удавалось поспать более-менее приличное количество часов. При том «стаже» — уже не проходило, не получалось, как раньше, в начале своей «алкогольной карьеры» просто отлежаться. Как правило, просыпался от ощущения похмелья и — либо мужественно переносил его — либо «лечился», что почти неминуемо приводило к запою.
В общем, я помаялся немного, потом выполз из машины и побрел в Храм.
И еще небольшое пояснение. Литургия — основная церковная служба — состоит их трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. На первых двух я сам не знаю, как выстоял. Мало того, что было просто физически плохо, еще ужасно хотелось спать, я засыпал стоя, несколько раз чуть не упал из-за этого. В общем, думаю, я представлял собой весьма неприглядное зрелище и, конечно, находиться в таком состоянии на «малой Пасхе» — так еще называют Литургию — было просто недостойно для верующего человека.
Но Милость Господа огромна и неведома, не предсказуема. Он сжалился надо мной, горемычным. Примерно в начале Литургии верных (прошло около двух часов с начала богослужения) я вдруг почувствовал, что меня «отпускает». Вначале я не поверил своим ощущениям, такого не могло быть в принципе, меня ждало долгое и мучительное похмелье. Но понемногу перестало клонить в сон, стала проходить общая дурнота и вот уже я чувствую себя совершенно бодрым! Это было Чудо, явленное Господом, конечно же не за какие-то мои заслуги — их просто не было, а — по Его Милости, ну или чтобы я своим таким видом не оскорблял Великое Таинство Причащения. Сам-то я, конечно, не причащался в этот раз, но даже присутствовать на Святом Причастии — честь для православного человека. К сожалению, очень часто, находясь в Храме, мы забываем об этом и ведем себя недостойно это Чести.
После окончания службы я был настолько бодр, что мы поехали еще в Пафнутьево-Боровский монастырь, к знакомому иеромонаху, пообщались с ним, побыли в монастыре. И потом весь день, вернувшись домой, я ждал — вдруг оно вернется, это самое похмелье, тем более, что ко всему прочему я еще был и совершенно не выспавшимся. Но нет, я продолжал себя чувствовать себя также замечательно и находился в отличном, приподнятом настроении.
По итогам этого случая я отнюдь не даю рекомендаций с похмелья ехать в Храм и стоять там, в надежде что попустит. На самом деле — не стоит в непотребном виде посещать Дом Господа. Я просто хотел сказать, что Бог может дать нам благо просто так, независимо от наших заслуг, тем более, что любые заслуги в сравнению с Ним — ничтожны; как говорил один персонаж: «Смердят мои добродетели». И то, что Бог осуществляет — зачастую не поддается никакому научному объяснению, являясь «просто» чудом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector