0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Содержание

Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Пекин – Иерусалим

Вслед за великой княгиней

О паломничестве по пути, которым везли из Алапаевска в Иерусалим мощи преподобномученицы Елисаветы, рассказал врач Сергей Карасев, так же, как и почитаемая им святая, вместе с коллегами безвозмездно помогающий тем, кто в этом нуждается.

Гессен-Дармштадтская принцесса, ставшая великой княгиней в браке с великим князем Сергеем Александровичем и принявшая Православие, не избежала участи царской семьи, чей род после революции планомерно уничтожала новая власть.

А она и не пыталась избежать. Отказалась даже говорить на эту тему с послом Германии графом Мирбахом: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

И приняла мученическую смерть. 18 июля 1918 года настоятельницу Марфо-Мариинской обители, ее келейницу инокиню Варвару, пять князей из рода Романовых и Федора Ремеза, секретаря великого князя Сергея Михайловича, сбросили в Нижнеселимскую шахту рудника в 18 километрах от Алапаевска. Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами.

А через три месяца Алапаевск был взят армией генерала А. Колчака. Останки казненных были подняты из страшной шахты.

Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других.

У останков Алапаевских мучеников впереди был долгий путь. Погребенные 1 ноября в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора Алапаевска, они пробыли там лишь несколько месяцев. 14 июля 1919 года, почти через год после казни, гробы погрузили в поезд, уходивший в Читу: Красная армия наступала, Колчак оставлял Алапаевск. В этом растянувшемся на два года странствии великую княгиню сопровождал ее духовный друг и наставник – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Николаевского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).

Армия генерала Колчака откатывалась на восток и уносила с собой новую святыню –восемь гробов Алапаевских мучеников. Из Алапаевска – в Читу, затем – в Харбин и Пекин. Тела князей Романовых нашли упокоение в китайской столице, а путь мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары лежал дальше – через Шанхай и Порт-Саид в далекий Иерусалим, где когда-то великая княгиня приняла решение перейти в Православие.

Только в январе 1921 года игумен Серафим привез гробы к храму Марии Магдалины.

Дому Романовых исполняется 400 лет. Опасаясь, что трагедия Алапаевских мучеников, тоже Романовых, казненных на следующий день после расстрела царской семьи, окажется как бы не в фокусе торжеств, посвященных 400-летию династии, 13 человек отправились в необычное паломничество – его маршрут стал повторением пути, по которому почти 100 лет назад везли останки мучеников.

Инициатива принадлежала не духовному лицу, а человеку светскому, не без государственных регалий – Игорю Рауфовичу Ашурбейли. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла, он собрал группу, которая прошла по местам скорбного посмертного пути великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Опыт такого паломничества – первый и пока единственный. Из Москвы – в Екатеринбург и Алапаевск, из Алапаевска – в Пекин, а затем в Иерусалим. Пусть самолетом, а не поездом, пусть по усеченному маршруту, но участники этой поездки проложили новый паломнический маршрут в память о высоком подвижничестве преподобномученицы Елисаветы.

Люди разные, духовного сана и светские… Почему в этом паломничестве они оказались вместе? У каждого – своя история, свои причины. У кого-то – очевидные: среди паломников были владыка Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский, до недавнего времени возглавлявший Каменскую и Алапаевскую епархию, и Елена Долгопольская, сестра милосердия Марфо-Мариинской обители.

Трое из участников группы являлись представителями СМИ, и у них были не только духовные цели, но и профессиональные. Впрочем, «кто хотел духовно окормиться, тот окормился», – это слова Сергея Карасева, который вошел в состав паломнической группы в качестве врача. Он согласился поделиться с нами впечатлениями от поездки.

Началось паломничество с молебна в день Петра и Павла на Патриаршем подворье – в храме святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.

18 июля – в годовщину казни и день, когда Русская Церковь совершает память преподобномучениц Елисаветы и Варвары, – паломники приехали в Алапаевск, чтобы, помолившись за литургией в Свято-Троицком соборе, где недолго покоились останки мучеников, пройти крестным ходом по следам их страдальческого пути: 18 километров от места заточения в Напольной школе до монастыря Новомучеников Российских, возведенного во второй половине 1990-х на месте казни.

– Почти все, кто был на службе, отправились и на крестный ход. Может быть 300, а то и 400 человек, – рассказывает Сергей Карасев. – Это очень сильное впечатление – когда такое количество людей идут с молитвами долгий путь во славу Божию… Мне, к сожалению, не удалось до конца раствориться в этом, полностью увести от себя мирские заботы и дать место духовному. Я медик и отдавал себе отчет в том, что путь нелегкий и неблизкий и может случиться всякое: с собой в поездку взял огромную сумку с медикаментами и всегда носил ее с собой. На мне была ответственность за здоровье людей, и это не давало мне полностью погрузиться в происходящее. В результате кое-что из содержимого этой «аптечки» пригодилось…

Из Алапаевска они вернулись в Екатеринбург и оттуда улетели в Пекин. В 1920 году здесь, на территории Русской духовной миссии, нашли упокоение пять князей Романовых. Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске.

– В отношении веры китайцы, надо сказать, не слишком-то… толерантные, – осторожно подбирает слова Сергей Карасев. – В стране запрещено ходить с какой-либо религиозной атрибутикой. Владыке Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы добраться с самолета на территорию посольства, пришлось переодеться в мирское. Даже здесь, в столице, к туристам местные жители относятся с каким-то диковатым любопытством.

Где находится захоронение великих князей – никому не известно.

– По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, – поясняет Сергей. – По другой – они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен. Сейчас на этом месте закрытый частный гольф-клуб. Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов.

25 июля, на восьмой день своего пути, паломники оказались в Иерусалиме, у храма Марии Магдалины. Елизавета Федоровна приезжала сюда в 1888 году на торжества в честь его освящения. Ощутив Благодать Божию, великая княгиня сказала о том, что мечтала бы быть похороненной здесь, на Святой земле. Тогда, за 20 лет до революции, слова жены русского великого князя, светской дамы, да к тому же протестантки (она приняла Православие лишь спустя три года), прозвучали странно. А оказались пророческими.

– Будучи в Алапаевске, мы собрали в капсулу немного земли близ шахты, где состоялась казнь, привезли в Иерусалим и оставили при храме Марии Магдалины. А из Москвы везли с собой современные писаные иконы преподобномученицы Елисаветы, и во всех святых местах, где мы побывали, эти иконы были с нами. С нами и вернулись обратно – в храм в Покровском Стрешневе, – рассказывает Сергей.

С благословения владыки Марка, архиепископа Егорьевского, Сергей Карасев и несколько его единомышленников-врачей оказывали безвозмездную медицинскую помощь людям в отдаленных от Москвы приходах. Официального статуса у этих врачей никакого не было, а потребность в медиках в труднодоступных населенных пунктах – была, и немалая.

– Мы ездили сами по себе, как бременские музыканты, – улыбается Сергей. – Брали с собой мобильную лабораторию и отправлялись в Тверскую, Ярославскую область. У нас не было никаких официальных документов, санкций, направлений… Но я ведь могу частным образом куда-то приехать и, как врач, не откажу человеку, если он обратился ко мне за помощью. А поводов для такой помощи предостаточно. В иных местах дело обстоит так, что дети за всю свою жизнь из медиков видели только акушерку – при рождении…

Во время одной из таких поездок Сергей попал в Свято-Алексеевскую пустынь.

– Узнал об этом месте от знакомого священника, – рассказывает Сергей. – А поселение немаленькое: почти 400 человек, причем больше половины – дети.

С тех пор в то место под Ярославлем Сергей стал приезжать почти каждую неделю.

Служащий в епархии владыки Марка священник отец Георгий с большим энтузиазмом отнесся к подвижничеству Сергея, и не так давно благодаря его стараниям благотворительная деятельность Карасева и его соратников-коллег обрела официальный статус: медицинская служба при Северо-западном викариатстве города Москвы. Появился документ, но сама деятельность Сергея и его службы осталась полностью благотворительной, и работает эта служба не от случая к случаю, а регулярно, имея «местом приписки» тот самый храм преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе. Узнав о паломничестве по пути следования мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны – святой, особенно почитаемой медиками, – Сергей Карасев отправился в поездку, прихватив с собой внушительных размеров сумку с медикаментами. На всякий случай. Чтобы быть готовым помочь тому, кто нуждается в помощи.

Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 102 года назад в этот день из чрева заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки Алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный месяцеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.

В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос: «Какая же религия истинна?» Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность.

9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни и других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отрешение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы. должны устремить свои мысли к Небесному Царствию. и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в уральский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

Читать еще:  Вавилонская блудница: кто такая, история и прототипы, значение и толкование

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля. Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и иникини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 октября.

Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 2

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 5

От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.

Житие и мощи святой Елизаветы, иконография, о чем просят перед образом и тексты молитв

Биография святой Елизаветы рассказывает о ее жизненном пути и подвигах, за которые ее стали почитать в церкви. Деятельность великой княгини была полезна для многих людей, она отличалась преданностью Господу и большое внимание уделяла служению Всевышнему.

Житие святой Елисаветы Феодоровны

В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.

Происхождение и детство

Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.

Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.

Замужество

В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.

После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.

Служение Господу

Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.

На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.

Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.

Мученический подвиг

Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.

Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.

Когда на место гибели княгини пришли белогвардейцы, тела всех сброшенных в рудник были извлечены. В кладбищенской церкви провели отпевание и переправили тела на Восток. Останки великомученицы доставили в Иерусалим, а ковчег с мощами установили в церкви имени святой Марии Магдалины в историческом месте Гефсимании. Канонизацию провели в 1981 году, и мощи мученицы до сих пор находятся в Иерусалиме. День кончины великомученицы считается днем памяти святой Елизаветы.

Иконография

Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:

  • княгиня изображается в апостольнике;
  • в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
  • на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.

В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.

О чем просят перед образом великой преподобномученицы

К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:

  • трудные роды;
  • рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
  • раковые заболевания;
  • страдания, муки и боль.

Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.

Текст молитвы

«О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

«Как бы я хотела быть погребенной здесь». Памяти великой княгини Елизаветы Федоровны

О мощах преподобной Елисаветы на Святой земле, о русском монастыре Марии Магдалины в Гефсимании и о том, о чем молиться святой Елисавете, корреспонденту «Правмира» рассказал диакон Александр Занемонец, который с 2002 года живет на Святой земле.

Подлинно осознанное решение

Мы все знаем, что когда Елизавета Федоровна строила Марфо-Мариинскую обитель в Москве, то там же она устроила специальную крипту, где хотела быть погребенной.

Но также известно, что когда она была еще в конце XIX века на Святой земле, оттуда она писала своим родственникам, что хорошо бы было быть погребенной в Гефсимании.

У храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Октябрь 1888 г.

Почему в Гефсимании? Елизавета Федоровна приехала на Святую землю на освящение храма Марии Магдалины в Гефсимании. Храм строился в память императрицы Марии Александровны, матери ее мужа Сергея Александровича, поэтому они, конечно, с супругом там были.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

Очень важно, что именно во время этого паломничества на Святую землю Елизавета Федоровна приняла решение принять православие. Как известно, она была лютеранского вероисповедания. Стоит заметить, что по законам Российской империи, жены великих князей не обязаны были становиться православными, иное вероисповедание не было препятствием для брака.

Именно поэтому мы можем говорить, что те из них, кто действительно становились православными, делали это по своему глубокому внутреннему выбору. Так и Елизавета Федоровна. Мы знаем из ее переписки, как сложно ей далось это решение, сколько у нее было сомнений. Свое окончательное решение великая княгиня принимает на Святой земле. Отсюда у нее и возникает желание – быть погребенной тут.

И действительно так произошло. В начале 20-х годов XXвека ее мощи, так же, как и ее келейницы инокини Варвары, перевозятся на Святую землю, родственники великой княгини о том ее желании, быть погребенной в Гефсимании, помнили.

Мощи при участии родственников перевозят в Иерусалим в 1921-м году и полагаются в крипте храма Марии Магдалины в Гефсимании.

Так Елизавета Федоровна вернулась в то место, где она была за несколько десятилетий до того.

Марфо-Мариинская обитель в Иерусалиме

Очень интересная история самой общины, которая в Гефсимании устраивается.

Никакого монастыря на этом месте, которое мы сейчас знаем как русский монастырь Марии Магдалины в Гефсимании, не предполагалось.

Храм был храмом-памятником. Как храм Спаса-на-Крови в Петербурге – памятник на месте гибели Александра II, так и храм в Гефсимании – памятник его жене, императрице Марии Александровне.

Удивительным образом в начале 1930-х годов там создается община, похожая на Мариинскую обитель. Создается она двумя сестрами, монахинями, которые были изначально протестантского вероисповедания, как и сама Елизавета Федоровна.

Они были англиканского вероисповедания, думали о миссионерской деятельности в Индии. По пути в Индию заехали на Святую землю, оказались в Гефсимании, сняли там домик и поселились там, зная о том, что в этом храме погребена внучка их королевы, королевы Виктории.

Через Елизавету Федоровну, которую они знали с совершенно другой стороны, они начали знакомиться с православием. Были присоединены к Православной Церкви, продолжили свой монашеский путь и устроили общину, действительно похожую московскую Марфо-Мариинскую.

Община была изначально не в Гефсимании, а в Вифании. При ней устраивается школа и больница. Таким образом, сестры живут монашеской жизнью, служа ближним.

Вот так по молитве Елизаветы Федоровны, на Святой земле также выстраивается община, подобная той, что она сама устроила в Москве.

Ничто доброе действительно не остается без своего плода, самого неожиданного. Святая земля освящена присутствием Елизаветы Федоровны и люди, со сходной с ней историей, европейского происхождения, протестантского вероисповедания, оказываются православными и несут подобное служение.

Затем община разрастается, часть общины остается в Вифании, где сегодня находится школа, единственная русская школа в Палестине в настоящее время. Больница превратилась в муниципальную больницу.

Храм святой Марии Магдалины в Гефсимании

О чем молиться преподобномученице Елисавете?

Храм с мощами Елизаветы Федоровны, конечно, является центром этого монастыря и даже можно сказать, что это одна из действительно величайших святынь Православной Церкви на Святой земле.

Важно, что мы имеем именно мощи Елизаветы Федоровны, потому что во многих местах мы видим частицы мощей великих святых в лучшем случае, а здесь есть целые мощи святых, в каком-то смысле наших современников.

Нередко паломники спрашивают, каким святым о чем молиться или где мы о чем молиться? В каком-то смысле этот вопрос немного чудной, но, тем не менее, что-то в нем есть, потому что каждый святой по своему человеческому опыту какие-то вещи знал, какие-то вещи прожил по ходу жизни своей.

К примеру, тот святой, который был опытным монахом, наверное, может быть особым помощником для нынешних монахов. Тот святой, который был врачом, как святитель Лука Крымский, наверное, особым почитанием будет пользоваться у врачей и их пациентов.

Часто паломники спрашивают: «Где молиться, если нет детей?». Самые экзотические мифы изобретаются для этого. Можно сказать, что это та проблема, которую Елизавета Федоровна хорошо знала по собственному опыту, потому что она прожила в браке в течение многих лет, не имела детей и страдала от этого, вероятно. Наверное, с такими вопросами к ней, как раз можно обращаться, она слишком хорошо эту проблему знает.

Елизавета Федоровна также может служить примером того, как переносить внутренние семейные проблемы. Все мы знаем разные толки вокруг Сергея Александровича, но единственное, что говорила Елизавета Федоровна и неоднократно подчеркивала – о том, какой у нее замечательный и подлинно христианский муж. Это совершенно другой стиль перенесения сложностей, нежели принято в наше время.

Похоронить в Иерусалиме. Как пермский монах спас мощи княгини Елизаветы

1 ноября для православх — большой праздник. В этот день верующие вспоминают Великую княгиню Елизавету Фёдоровну Романову. Но мало кто знает, что если бы не подвиг нашего земляка, святые мощи преподобномученицы были бы утеряны.

Пермский монах выполнил данное княгине обещание: её тело похоронили по-христиански на Святой земле. Теперь тысячи паломников со всего мира могут поклониться святым мощам Елизаветы в Иерусалиме.

О том, как состоялось знакомство Елизаветы Фёдоровны Романовой и игумена Серафима и в чём заключается подвиг монаха — в материале «АиФ-Прикамье».

1918 год. Череда убийств Романовых сотрясало бывшую империю. Даже прах их представлял угрозу для новой власти. Поэтому уничтожали бесследно. А тут под носом у озверевших от крови и убийств революционеров игумен Серафим с двумя послушниками тайно перевозят через всю страну 8 гробов. В простых деревянных ящиках, так и не дождавшись могильной земли, разлагаются тела представителей царской фамилии. Лишь тело Великой княгини не тронуто тленом. Только на одной стороне лица — большой кровоподтёк от удара при падении в шахту.

Духовник Её Величества

Ещё при жизни Елизавету Фёдоровну за её добродетели называли женщиной-ангелом, Великой Матушкой. Она основала уникальное, совершенно особое учреждение — Марфо-Мариинскую обитель любви и милосердия. В составлении устава для обители (свода правил проживания) княгине помогает Белогорский игумен Серафим. Елизавета Фёдоровна сама обратилась к нему за помощью — отец Серафим был известен как знаток уставной жизни монашеских общин.

Читать еще:  Кафизма: правила и способ чтения псалтыря, текст на русском и славянском языке

Знакомство пермского монаха и Великой княгини быстро перерастает в крепкую дружбу. Игумен Серафим становится духовником Её Высочества. Елизавета Фёдоровна даже отправляется в паломничество в Прикамье . По словам отца Серафима, княгиня надеялась, что своей горячей молитвой она сможет изменить ход неблагоприятных для Государства и Династии событий. Но именно в Пермской земле она получает горестное известие: началась война с Германией.

Последняя просьба

А потом большевистский переворот. Смертельная угроза нависла над всем Домом Романовых. Переживая за своё духовное чадо, пермский священник специально едет в Москву, чтобы уговорить княгиню Елизавету укрыться в Алапаевске у знакомых старообрядцев. Но великая княгиня не желает покидать своих родных и обитель в такое тревожное время. Она лишь просит отца Серафима, если её убьют, похоронить её тело по-христиански.

Тайный свидетель казни

В ночь на 18 июля 1918 года палачи с размаха столкнули в глубокую шахту заброшенного рудника восемь узников Дома Романовых. Одним за другим. Первой в 60-ти метровую чёрную пропасть скинули Великую княгиню.

Алапаевские мученики

Тела убитых пролежали на дне заброшенной шахты три месяца прежде, чем их начали извлекать. Игумен Серафим был здесь. На третий день эксгумации удалось поднять последнюю из жертв — Великую княгиню Елизавету. Наконец погибших можно похоронить по-христиански. Останки мучеников омыли, облачили в белые одежды и положили в простые деревянные гробы. После отпевания тела погребли в подземелье монастыря. Но вскоре покой усопших вновь потревожили.

К Алапаевску приближался отряд красноармейцев. Опасаясь надругательства над представителями царской фамилии, адмирал Колчак разрешает игумену Серафиму вывезти тела в безопасное место. Монах берёт в помощники двух послушников Белогорья — Максима Канунникова и Серафима Гневашева. К слову, именно это спасло всех троих от мучительной гибели в родной обители. Белогорский монастырь разграбили, а местных служителей во главе с настоятелем Варлаамом (Коноплёвым) зверски убили.

Страшный груз

Гражданская война охватила уже всю страну. «Большевики, как черви, кишели по линии железной дороги», — написал о своём пути игумен Серафим. Остаётся загадкой, как ему удалось провезти 8 гробов в тайне от Алапаевска до Пекина. Гробы везли на поездах, товарняках, военных эшелонах, паромах, несли на руках. Из щелей ящиков текло. Смрад — невообразимый. Поезд часто останавливался среди поля, тогда Белогорские служители собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же вытекавшая из гроба Великой княгини, благоухала, и они бережно собирали её, как святыню, в бутылочки.

За 18 месяцев опасного путешествия пермский монах ни разу не расстался со своим страшным грузом. Так, в Чите он собственноручно снял доски с пола своей кельи, вырыл неглубокую могилу, составил в ряд гробы и слегка присыпал их землёй. Полгода отец Серафим буквально живёт над захоронением. Пару раз ночевавший в его келье капитан Павел Булыгин содрогался от жуткой картины. Среди ночной тишины, сидя на краю своей постели, в длинной белой рубашке, худой и измождённый монах, тихо разговаривал с Елизаветой: «Да, да, Ваше Высочество, совершенно так…»

Святая Земля

Шёл уже январь 1921 года, когда отец Серафим, наконец, ступил на Святую землю. Долгожданный покой Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара обрели в русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Отец Серафим исполнил своё обещание. Но расстаться с княгиней он не смог. Белогорский игумен навсегда покинул родину, чтобы до последних дней оставаться при мощах мучениц в далёком Иерусалиме.

Однако в конце жизни пермского монаха лишили этой возможности. В 1945 году среди эмигрирующего духовенства возникло движение за воссоединение с Московской Патриархией. Возглавил его пермский игумен Серафим. За это его выдворили из женского Гефсиманского монастыря. Игумена приютили греки. В 1959 году он скончался.

Каждый паломник может увидеть на вершине Елеонской горы, неподалёку от византийской часовни могильную плиту с надписью: «Русский Священно-Игумен Серафим, Начальник Свято-Серофимовского Скита Пермской епархии. Он привёз Гроб с телом Мученицы Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны в Иерусалим… 1875 – 1959 г. 22 фев.»

Св. мощи прмц. вел. кнг. Елизаветы Федоровны Алапаевской

О святыне

В русских владениях Гефсиманского сада вот уже долгое время (127 лет) радует глаз паломников всего света прекраснейший храм святой Марии Магдалины. Инициатором его постройки был император Александр III, который таким образом хотел увековечить память о своей любимой матушке. Именно в его стенах в 1921 году обрела вечный покой Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей инокиней Варварой.
Над храмом трудилась огромная команда профессионалов своего времени. Так, его проект был составлен известным архитектором Д. Гримом. Живопись принадлежит кистям таких уважаемых художников, как Верещагин, Васильев, Корзухин и др. Работы из мозайки создал веницианский художник Сальвиотти, из мрамора – Крутиков, из серебра – Овчинников, из мельхиора – Фраже. Всех мастеров и не перечислить.
Архитектурный стиль храма святой Марии Магдалины относится к однопрестольному пятиглавному, в котором выполнены русские церкви XVII века. Недалеко от него находится небольшая колокольня. Окружает храм небольшая женская обитель, основанная православной шотландкой Варварой Робинсон.
Сооружение отличается большой прочностью: в 1927 году в Иерусалиме прошло сильное землетрясение, которое принесло большой ущерб всему городу, кроме него.
Храм воздвигнут из камня беловато-серого цвета — этого добра в избытке на Святой Земле. Что касается деревянных и металлических материалов, то во время стройки они поступали сюда по морю из России.
Храм поражает своей красотой и изяществом со всех сторон. Иконостас в нем сделан из итальянского белоснежного мрамора. Сверху висит прекраснейшая картина с изображением Марии Магдалины. Также здесь имеются копии икон Исаакиевского собора. Одним словом, чтобы ощутить все превосходство данного святилища, в нем нужно оказаться и все увидеть собственными глазами. Но прежде, конечно же, просто необходимо познакомиться с историей жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

*****
Личность Елизаветы Федоровны начала складываться буквально с рождения. Так уж случилось, что на свет она появилась в высокородной семье: ее отцом был герцог немецкого происхождения Людвиг IV, а матерью – английская принцесса Алиса. Своих семерых детей родители воспитывали в строгости: одевали их в простенькую одежду, старших дочерей просили убираться в доме, способствовали развитию их талантов, приучали следовать христианским заповедям, учили помогать нуждающимся и любить ближних.
Уже с малых лет у Елизаветы Федоровны обнаружился художественный дар, который она развивала на протяжении всей своей жизни. Больше всего будущая княгиня любила рисовать цветы. Нельзя не упомянуть и об ее интересе к классической музыке. По характеру девушка была очень доброй, веселой и заботливой. К тому же, очень хороша собой. По мнению современников – на тот момент Елизавета была одной из красивейших женщин Европы, которой художники посвящали свои картины, а поэты стихи.
Когда принцессе исполнилось 20 лет, она стала невестой Великого князя Сергея Александровича, сына императора Александра II. Сразу после бракосочетания в Российской империи молодожены поселились в Подмосковном поместье, где и находились практически все свое время.
Оказавшись на чужбине, Елизавета Федоровна не растерялась, а сразу же принялась изучать язык и культуру России. С верой ее познакомил Сергей Александрович. Он был очень набожен, жил по церковным уставам, часто присутствовал на богослужениях. И Елизавета с удовольствием всюду за ним всюду следовала.
Великой княгине очень нравилось находиться в православных храмах. В них она испытывала не знакомое ей до этого момента благодатное чувство. Наверно именно поэтому девушка с такой легкостью удавалось выстаивать все церковные службы. В конце концов, Елизавете Федоровне захотелось не просто наблюдать за тем, как ее муж принимает Священные Таинства Христовы, но и самой участвовать в этом. С еще большим интересом она начала читать духовные книги, чтобы понять какая же вера истинная – до недавнего времени чуждая ей православная, либо принятая ею с рождения протестантская. Уже вскорости судьба предоставила Елизавете Федоровне шанс в этом разобраться.

*****
В 1888 году в Иерусалиме должно было состояться освещение новой русской церкви. Приглашения на это торжественное событие получили множество почетных гостей, включая Великого князя Сергея Александровича, которого очень уважали на Святой Земле за его добрые деяния. Семь лет назад он возглавлял здесь, созданное им же православное общество, которое помогало Русской Миссии в Палестине. Когда Елизавета Федоровна узнала о том, что может поехать в Иерусалим вместе с супругом, то очень этому обрадовалась, решив, что туда ее ведет сам Бог. Тогда она еще до конца для себя не определила стоит ли принимать православие.
Вид красивейших русских храмов, который открылся перед Великой княгиней Елизаветой Федоровной с Елеонской горы, покорил ее буквально сразу же. Настолько, что даже пожелала быть похороненной здесь, тем самым, возможно, накликав на себя беду.
Посетив Иерусалим, Елизавета всерьез задумалась о принятии православной веры. Единственное, что ее останавливало – нежелание причинить боль своим родственникам, особенно отцу. Спустя два года она отправила ему письмо, в котором просила благословить ее решение, но получила отрицательный ответ. Безусловно, это причинило страдания девушке. Тем не менее она отважилась осуществить задуманное.
И вот, 12 (25) апреля в Лазареву субботу Елизавета Федоровна обратилась в православие. Имя ей не изменили, но теперь оно отождествлялось с другой Елизаветой – матерью святого Ионна Предтечи. В честь данного события император Александр III подарил ей икону Нерукотворного Спаса, которую она затем всегда носила с собой, с ней же и приняла свою смерть.
Вскоре Великий князь Сергей Александрович был назначен губернатором Москвы. Теперь его супруга стала бывать на всех проводимых в столице светских мероприятиях. При этом она всегда оставалась любезной, жизнерадостной и общительной. Удавалось это Елизавете Федоровне с большим трудом — из жизни ушли ее невестка принцесса Александра и отец. Между тем, именно это непростое время для Великой княгини стало периодом ее духовного развития.
Уже в скором времени жители Москвы смогли по достоинству оценить милосердие Елизаветы Федоровны. Ее часто можно было застать в различных учреждениях для бедняков. В них она стремилась улучить жизнь страждущих деньгами, едой, одеждой.

*****
На смену мирной жизни пришла Русско-японская война, и Великая княгиня сочла своим долгом поддержать фронт. Первое, что она сделала, это открыла мастерские по пошиву воинской одежды. Также ею было организовано несколько поездов с санитарной помощью, устроен госпиталь для раненых, созданы благотворительные комитеты по поддержке солдатских семей, оставшимся без кормильца.
А тем временем русское войско никак не могло одолеть противника. Государственный строй в стране был подорван, то там, то здесь вспыхивали массовые беспорядки, которые временами перерастали в теракты. Стало ясно — скоро произойдет революционный переворот.
На фоне всех этих событий Елизавета Федоровна стала предчувствовать беду. И было из-за чего — по городу пронесся слух о том, что эсеры приговорили ее супруга к смерти. Попытки избежать этого оказались тщетными. Сергей Александрович погиб в результате взрыва бомбы, брошенной в него террористом. Его тело захоронили в церкви Чудова монастыря. На протяжении сорока дней здесь проходили панихиды в память об усопшем. Горем убитая вдова Елизавета не пропускала ни одну из них, и все время оплакивала свою очередную утрату, обращаясь к Богу с вопросом, что ей теперь делать. И вот, однажды, Великая княгиня вдруг ощутила благодать и прилив сил. А следом на нее сошло и озарение — теперь она посвятит всю себя служению Господу.
Спустя несколько лет Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, где стала настоятельницей и продолжила помогать всем нуждающимся. Но именно милосердие в конечном итоге и сыграло с ней злую шутку. Уже в начале Первой мировой войны Елизавету нередко видели в лазаретах, ухаживающей за ранеными. Правда, из-за своей доброты она посещала не только бойцов русской армии, но и немцев, взятых в плен. Недоброжелателям хватило всего нескольких таких визитов, чтобы обвинить ее в тайном пособничестве врагу. На Великую княгиню начались продолжительные гонения. Арестовали ее в 1918 году, через три дня после начала Пасхи. Местом последнего заключения Елизаветы Федоровны стал город Алапаевск. Участь приговоренной скрашивала одна из сестер Марфо-Мариинской обители Варвара, пожелавшая по собственной воле быть со своей настоятельницей до самого конца. Задержанными оказались еще несколько членов императорской семьи.
Расправа над ними произошла в ночь на 5 (18) июля того же года. В шахту старого рудника разъяренные чекисты сначала сбросили всех восьмерых заключенных, а затем – множество гранат. Один из очевидцев этого ужасного убийства рассказывал, как из-под земли доносились молитвы страдальцев. При обнаружении тел Елизаветы Федоровны и Варвары, выяснилось, что перед смертью они молились — это стало понятно по расположению пальцев их рук. Перед кончиной они испытали ужаснейшие муки, испытывая жажду, голод и нестерпимую боль от полученных травм.

*****
Прежде чем останки женщин нашли свое пристанище в Иерусалиме, им пришлось пройти тяжелейший путь.
Сначала гробы с телами погибших находились в Алапаевской церкви, где по ним служились панихиды. Затем они были перевезены в Свято-Троицкий собор, там прошло отпевание. Однако здесь оставлять их надолго было нельзя. Красноармейцы наступали, нужно было найти более укромное место. Эта обязанность легла на плечи отца Серафима, который при жизни Елизаветы Федоровны был не только ее другом, но и духовным наставником. Благодаря своим стараниям он добился не только разрешения на перевозку останков, но и получил для этого специальный вагон, и даже пропуск.
Гробы отправились в Читу. Там, в Покровском женском монастыре, монахи обмыли тела и облачили их в монашеские одежды. Теперь оставалось решить, где они будут храниться. С этой целью в одной из келий были сняты несколько досок с пола. В образовавшейся дыре выкопана могила, в которую и поместили все гробы. Следить за их безопасностью вызвался сам отец Серафим. Так прошло шесть месяцев. Затем вновь появились слухи о приближающейся Красной армии. Это означало, что останки страдальцев должны были продолжить свой путь, причем, уже за пределами России.
На этот раз перевозка тел проходила в более тяжелых фронтовых условиях – на железной дороге постоянно возникали проблемы, которые тормозили движение. Ситуацию все время спасал пропуск, благодаря которому вагон все время прицепляли к другим поездам. Таким образом, он медленно, но верно приближался к китайской границе. В летнюю жару из гробов стала сочиться жидкость, а от тел исходил невыносимый запах. И только гроб Елизаветы Федоровны испускал благоухание.
Уже на подъезде к границе с Китаем, поезд был атакован красноармейцами, которые тут же попытались уничтожить гробы с останками. К счастью, на помощь вовремя подоспели солдаты китайской армии, не позволив им сделать это. После прибытия в Харбин выяснилось, что многие тела погибших уже почти разложились. В хорошем состоянии оставались только тела Елизаветы Федоровны и Варвары. Их было решено отправить в Свято-Серафимский храм, находящийся в Пекине. Следующими остановками стали Тянцзин и Шанхай.
И вот, наконец, в начале 1921 года гробы доставили сначала в Порт-Саид, а уже оттуда — в Иерусалим. Встретившие их представители духовенства были несказанно рады этому событию. Началась подготовка к захоронению тел.

*****
Процессом погребения руководил Патриарх Дамиан. Гробы поместили в усыпальницу храма Марии Магдалины. Однако считать Великую Княгиню Елизавету Федоровну и ее инокиню святыми стали не сразу. Это случилось только спустя 60 лет по указу Русской Зарубежной Церкви.
Говорят, что перед их канонизацией, гробы решили открыть. Комиссию, которая этим занималась, возглавил руководитель Русской Духовной Миссии архимандрит Антоний (Граббе). Так получилось, что он оказался совершенно один, когда гробы установили на амвоне для богослужений. Внезапно тот, в котором находилась Елизавета, приоткрылся. Она встала и направилась к отцу Антонию за благословением, а после легла на прежнее место. Когда ее гроб вскрыли, то помещение сразу же заполнилось приятным запахом. По словам архимандрита Антония — то ли медовым, то ли жасминовым. Что касается тела новомученицы, то оно было практически нетленными. После всех этих событий по распоряжению Патриарха Иерусалимского Диодора останки Елизаветы Федоровны сменили свое местоположение — их пристанищем стал сам Храм Марии Магдалины. Произошло это событие 2 мая 1982 года.
В ранг святых новомучеников нашей страны Великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару Русская Православная Церковь возвела только в 1992 году. Мощи первой из них располагаются в одном крыле храма, мощи второй — прямо в противоположном. Днем чествования мучениц считается 5 (18) июля.
*****
Печальная история Елизаветы Федоровны имеет глубоко религиозный подтекст. Как уже говорилось выше, она приняла православную веру в Лазареву субботу. Согласно Библии, после этого дня Господь вошел в Иерусалим, а затем началась Страстная неделя. Аналогичные события произошли и в судьбе Великой княгини: наряду с печалью был повод для радостей и народное почитание, которые сменились страстными событиями и казнью. Не удивительно, что уже при жизни Елизавету стали называть святой.
А тот факт, что после перехода в православие ей было оставлено прежнее имя, свидетельствует о том, что свой духовный подвиг она начала осуществлять еще с рождения. Ведь имя Елизавета с древнего еврейского языка трактуется, как «почитающая Бога». Именно это ее качество и любовь к ближним, помогали Великой княгини Елизавете Федоровне во всех трудных жизненных ситуациях. Возможно, многим женщинам ее образ мог бы послужить примером для подражания…

Читать еще:  Крест на могилу: правильный православный крест, размеры и надписи

Житие и мощи святой Елизаветы, иконография, о чем просят перед образом и тексты молитв

Житие святой Елисаветы Феодоровны

В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.

Происхождение и детство

Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.

Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.

Замужество

В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.

После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.

Служение Господу

Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.

На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.

Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.

Мученический подвиг

Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.

Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.



Поздравления Елизаветы с именинами

Елизавета, с именинами тебя! Каждый день встречай с улыбкою, любя, Но готова будь держать удар. Жизнь цени, как самый ценный дар. Помни, ты – большая молодец, Сможешь все, ведь ты в душе боец. Жить желаю в доброй атмосфере, Быть успешной в жизни и в карьере.

Лиза – ты мой лучик солнца В жизненном пути Человека в этом мире Лучше не найти. Пожелаю в именины Девочке своей, Стать известней той картины, С тезкою твоей.

Поздравляю, Лизавета, С именинами тебя, И желаю беззаветно Чтобы ты жила, любя: Чтобы ты себя любила Самоедкой не была Маму с папой не забыла, И друзей всех сберегла. Чтоб всегда твоя святая Защищала от всего, Жить тебе, забот не зная, Кроме счастья своего.

Губы – яркие рубины, Изумрудные глаза, Пожелаю в именины, Чтоб прошла гроза. Раз тебя назвали Именем принцесс, Пусть с тобой пребудет Счастье до небес. Поздравляю, Лиза, С днем святой твоей, Пусть твои капризы Сбудутся быстрей. Пусть глаза сияют, Словно огоньки, Бабочки порхают Наперегонки.

Дорогая Елизавета! Поздравляем тебя с Днем Ангела! Пусть исполняются заветные желания. Наслаждайся каждым днем своей жизни. Пусть только положительные эмоции кружат тебе голову. Любви тебе, наша красавица, и счастья!

Иконография

Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:

  • княгиня изображается в апостольнике;
  • в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
  • на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.

В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.

Что подарить Елизавете на именины?

  1. Подходящий подарок — книга. Произведение с упоминанием имени польстит.
  2. Королевский характер наводит на мысль создания оригинальной медали, ордена или премии.
  3. Футболка с забавным принтом добавит новых красок в жизнь, поднимет настроение.
  4. Стандартный презент — кружка с надписью, стихом или картинкой тоже подойдет.
  5. Статуэтка лисы, кошки или абстракция. Символ имени — лиса. Любовь к дому, гостеприимность, приветливость – свойственно кошке. Интимная близость и совместное наслаждение жизнью выражается абстракцией.
  6. Дорогое украшение обратит на себя внимание и покажет Елизавете, как сильно её ценят.
  7. Подарочный абонемент в салон красоты или спа салон подчеркнет заботу о здоровье и красоте получателя.

О чем просят перед образом великой преподобномученицы

К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:

  • трудные роды;
  • рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
  • раковые заболевания;
  • страдания, муки и боль.

Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.

День Ангела Елизаветы

В православной традиции принято давать детям имена святых. Считается, что они являются небесными покровителями «ангелами» ребенка на всю жизнь и помогают в трудных ситуациях.

В свой День Ангела Елизавета должна особенно горячо помолиться своей святой.

Верующие стараются в этот день побывать в храме на Богослужении, исповедоваться и причаститься. Неплохо почитать акафист своей небесной покровительнице, если таковой имеется, а также освежить в памяти ее житие.

Текст молитвы

«О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Значение имени Елизавета

Древнееврейское имя Елизавета «אלישבע» (Элишеба) принято переводить как «почитающая Бога», «клянущаяся Богом» (дословно «Бог — есть клятва моя»). Имя Елизавета дважды встречается в Библии. Елизаветой звалась супруга первосвященника Аарона, а также жена священника Захарии — святая праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя. Праведная Елизавета чтится всеми ветвями христианской церкви. День ее памяти Русская Православная Церковь отмечает 18 сентября (5 сентября по ст.стилю).

Имя Елизавета по сей день остается популярным, особенно в Европе. Традиционно это имя считалось царским, дворянским, и вплоть до XIX века было распространено в большей степни в высших сословиях. Другое дело, что в западноевропейской традиции имя Елизавета приобрело несколько иное звучание — от Элизабет до Изабель и Изабеллы. При этом не утратило своего королевского статуса, вспомнить хотя бы Изабеллу Кастильскую, Изабеллу де Валуа, Изабеллу Французскую, королеву Англии Елизавету I (Элизабет). Некоторые краткие формы этого имени в Европе со временем стали самостоятельными именами, звучат соответственно: Элиза, Эльза, Ильза, Лиз, Луиза, а также Бетти, Бетси и даже Бабетт.

Императрица Елизавета Петровна

В России допетровской эпохи имя Елизавета популярностью не пользовалось. В силу того, что имена детям давались строго по святцам, а в церковном году святых с именем Елизавета вспоминали всего пять раз, это имя вернее было бы назвать редким. В употребление имя Елизавета ввел Петр I, назвав так свою дочь, родившуюся в декабре 1709, будущую императрицу Елизавету Петровну. Многосложное длинное имя, благодаря удачному сочетанию гласных и согласных букв, оно было благозвучным, поэтому легко вошло в употребление и даже укоренилось в России. Петр, нарекая дочь Елизаветой, не в последнюю очередь думал о ее будущем. Надеясь выдать ее когда-нибудь замуж за иностранного принца, он выбрал имя знакомое иностранному уху. Так королевское имя стало широко известно и даже популярно в России.

Впрочем, со временем имя подверглось народной ассимиляции. Постепенно сокращалось количество слогов, и из Елизаветы получалась Лизавета, а в краткой форме и вовсе Лиза.

Оно долго было распространено в большей степени в дворянской среде. «Революцию» в вопросе популярности имени Елизавета совершил в 1792 году Карамзин. Он написал повесть «Бедная Лиза» и тем самым определил, в каком направлении станет двигаться отечественная литература, и лишил тиары королевское имя.

Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Храм Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся св. мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её келейницы инокини Варвары

Елеопомазание у мощей Святой Елисаветы в храме Святой Марии Магдалины

Паломники на ступенях Храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании

Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании построен Императором Александром III в память о своей матери Императрице Марии Александровне.

Монастырь Двенадцати Апостолов около Тверии

Аллея от храма к берегу Галилейского моря

Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, которому, как свидетельствует Евангелие, Господь произнёс суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарём (говорят, что ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой тенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.

Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане Первом в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провёл два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948 – 1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырёх километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией – и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники сюда приезжать.

В этом районе живут друзы, которые поддерживают Израиль. Заняв пустующий храм, они использовали его как коровник. В таком состоянии он находился 21 год. После Шестидневной войны 1967 года, когда граница переместилась на Голанские высоты, Патриархия получила обратно этот храм вместе с друзами и коровами. По словам очевидцев, в нём стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, сверху от сырости осыпалась штукатурка, потому что оконные стёкла были выбиты и, когда шли дожди, вода затекала внутрь.

То, что мы увидели сейчас внутри и вокруг храма, сделано после 1969 года, кроме каменного иконостаса, сооружённого также при Патриархе Дамиане в 1931 году.

Трапезная под сенью гигантской смоковницы

Паломница Елена пытается повернуть жернов. Таким базальтовым устройством Дева Мария молола зёрна пшеницы для выпечки хлеба

Мощи Елизаветы Федоровны переданы Марфо-Мариинской обители

МОСКВА, 7 сен — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию перед ковчегом с частицами мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны (Романовой) и ее сподвижницы инокини Варвары, доставленными из Гефсиманской обители Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) в Иерусалиме в основанную великой княгиней Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве.

Как передает корреспондент РИА Новости, святыни установлены перед алтарем главного Покровского собора обители, где проходит торжественное богослужение.

Святыню храму передал архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), который в мае этого года и совершил деление мощей Елизаветы Федоровны и Варвары в Гефсиманской обители. По информации РПЦЗ, были взяты две плечевые кости и положены в специальные кипарисовые ковчеги «с благоговением в молитвенной обстановке, как того и требует подобное священнодействие».

К началу торжеств, посвященных столетию основания Марфо-Мариинской обители, в Покровский собор прибыли принцесса Баденская Маргарита (ближайшая из ныне здравствующих родственников Елизаветы Федоровны) в сопровождении принца Эфиопского, председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, председатель Мосгордумы Владимир Платонов, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, потомки известных российских дворянских домов, постоянные прихожане Покровского храма, воспитанницы приюта Марфо-Мариинской обители, учащиеся и преподаватели православной гимназии, участники программы возрождения обители.

О великой княгине

Великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918) была сестрой императрицы Александры Федоровны, дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV из прусской династии Гогенцоллернов, внучкой британской королевы Виктории и родственницей католической святой XIII века Елизаветы Тюрингенской, одной из родоначальниц Гессенского и Саксонского дома.

В девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова, генерал-губернатора Москвы и приняла православие.

Сегодня преподобномученицу Елизавету Федоровну можно назвать одной из самых почитаемых святых Русской православной церкви, ее иконы появились во многих храмах в России и за рубежом.

Еще при жизни Елизавету Федоровну прозвали в народе «великой матушкой». Она опекала военные лазареты, сирот, женскую гимназию, общество слепых и многие другие благотворительные организации, вместе с великим князем заботилась об Императорском православном палестинском обществе.

После убийства мужа террористом Каляевым, которого Елизавета Федоровна сумела простить, она основала в Замоскворечье, на улице Большая Ордынка, уникальную Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Обитель начала свою деятельность в 1909 году. Елизавета Федоровна стала ее первой настоятельницей и вместе с сестрами ухаживала за больными и ранеными во время Первой мировой войны.

После революции княгиня отказалась покинуть Россию и была арестована весной 1918 года. На следующий день после расстрела царской семьи, 18 июля 1918 года, Елизавета Федоровна вместе с верной сподвижницей инокиней Варварой и другими мучениками была сброшена живьем в Нижне-Селимскую шахту под Алапаевском в Свердловской области.

Останки Елизаветы Федоровны к январю 1921 года были переправлены в Иерусалим и погребены в Гефсимании в склепе под храмом святой Марии Магдалины, принадлежащем Русской зарубежной церкви.

Русская зарубежная церковь причислила Елизавету Федоровну к лику святых в 1981 году, Церковь в Отечестве — в 1992 году.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector