0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополия: что такое, отличие от епархии, состав РПЦ

Что такое митрополия?

Порядок и духовное единство Русской Православной Церкви обеспечивает строгий порядок и иерархия, который был принят Священным Синодом и неукоснительно поддерживается священством. Важной составляющей РПЦ является митрополия — территория, которой управляет священник высшего ранга и которому подчиняются епархиальные объединения.

Определение и характеристики

Митрополия — это территория, область, район или город, храмы и приходы которых находятся в подчинении у назначенного патриархом и Священным Синодом архиепископом. Обычно состоит из нескольких епархий, которые составляют собой так называемый митрополичий округ.

В истории Церкви данный термин применялся к различным образованиям: городу, который был центром установленной епископии, епископскую кафедру или округ, управляемый архиереем, но без подчиненных ему епископий. На территории СНГ первой митрополией была Киевская, которая находилась в подчинении у Константинополя с момента крещения Руси.

В современной Русской Православной Церкви — это округ, который включает в себя две или более епархии. Главной целью этого территориального образования является координация богослужебной, пасторской и любой другой христианской деятельности.

Кроме этого, данная административно-территориальная единица обладает рядом особенным характеристик:

  1. Управляется священником высшего ранга, который был утвержден и поставлен Священным Синодом и Патриархом.
  2. Границы и состав округа определяет Высший Орган Управления РПЦ.
  3. Не менее 2 раз в году в округе происходит собрание Архиерейского Совета.
  4. Митрополит является главой одной из епархий (настоятелем кафедрального собора), входящей в состав подчиненного ему округа.

Таким образом, округ, управляемый высшим архиереем и включающий в себя ряд подчиненных православных округов, называется митрополией и составляет тело Русской Православной Церкви.

Отличие от епархии

Главное отличии — это размер и количество населения, которое проживает на определенной территории. Оба территориальных образования управляются высшими архиереями — митрополитом и архиепископом. Они являются самостоятельными равноправными священниками в структуре РПЦ и подчиняются органу высшей власти в Церкви и Патриарху Всея Руси.

Митрополит осуществляет координацию деятельности архиепископов, принимает регулярные отчеты и возглавляет советы подчиненных областей. При этом он дает справедливую оценку деятельности архиереев и может ходатайствовать или просить об отставке епископов, занимаемых кафедру, у Священного Синода и Патриарха.

Важно! Митрополит является соединяющим звеном между главным Церковным Советом и епархиальными структурами, но при этом Патриарх может напрямую координировать и руководить ими также.

В подчинении у архиепископа находятся благочинные округа, приходы и монастыри, а в состав митрополии — только епархии. Таким образом, в РПЦ существует строгая и четкая структурированная связь от меньших приходов до высшего духовенства. Эта система позволяет Патриарху лучше понимать потребности и желания населения, а также руководить всей Церковью.

В составе РПЦ

Митрополии составляют собой РПЦ — их насчитывается более 60 только на территории Российской Федерации. В 2011 году была принята реформу о церковной структуре и иерархии, что позволило реорганизовать территориальные объединения и выделить ряд новых самостоятельных территориальных объединений.

Благодаря этому митрополиты стал управлять меньшей территорией и более глубоко понимать, и вникать в нужды подчиненных им областей и благочинных округов. При этом, входя в совет высшего духовенства в РПЦ, они могут принимать решения, которые будут максимально полезными для паствы всей страны.

Иерархия епископов: митрополиты и патриархи

Поместные Церкви — это Церкви одной провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на этом уровне будут осуществлены самые значительные преобразования.

Епархии и митрополии

Святейший Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, 2007 г. Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru

Никейский собор, упорядочивая существовавшую ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру столицы провинции). Власть митрополита над другими епископами епархии, подчиняющимися ему (его «суффраганы»), таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное деление приспосабливается к государственному, и когда создаются новые провинции, организация Церкви обычно учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.

Система имеет свои исключения. В Египте митрополиты не обладают реальным значением, поскольку епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях. В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом складываются особые права Рима в отношении окрестных («περὶ τὴν Ρώμην») областей (provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели которых иногда именуются автокефальными архиепископами.

Эти почетные митрополиты наряду с патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались установить свою власть над другими кафедрами и стать полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г. подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р. Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом случае имеются в виду новосозданные епископии.

Халкидонский собор обязал епископов каждой провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не требует более одного ежегодного собрания. Областной собор решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны, митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор провинции приносит в присутствии митрополита присягу при вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.

Читать еще:  Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Формирование патриаршей системы

Организация Церкви менее ясна при описании уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается существенный прогресс, но столкновения, характерные для церковной истории того времени, происходят по большей части в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.

Никейский собор, усиливший власть митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции, способные разрешать столкновения между различными епархиями или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м правилом Собор утвердил положение, уже реально существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа Рима, имеет власть (ἐξουσία) над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία) Антиохии «и иных областей». Иерусалимский епископ получает особые почести, при этом оставаясь в зависимости от Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует четко организованная церковная единица — будущий диоцез Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.

Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть решение областного собора (например, запрет епископа), предусматривается, что митрополит может обратиться к епископам соседних областей или вынести данную проблему на обсуждение «большего собора».

Второй Вселенский собор (первый Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь — это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы Востока — только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией, то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом, принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к Константинополю в гражданском отношении, в церковных вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и несовершенно, по образцу административного устройства империи.

На деле воплощение данных принципов продолжает развиваться. В Константинополе деятельные епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней мере предварительно, добиться признания независимости своей Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь, намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV Вселенском соборе.

Действительно, на Халкидоне уменьшается роль Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и подтверждается значительность Константинополя [Herman. 1951-1954]. Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и Фракии. Константинополь возвышается главным образом благодаря «28-му правилу», которое предоставляет ему права, равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.

Это правило Халкидона [Martin. 1951-1954] имеет особое институционное значение[1]. Его первая часть посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые получал Старый Рим как столица империи, поскольку Константинополь является местом нахождения императора и сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не только озабочен претензиями Константинополя, но также, исходя из своих «апостольских» привилегий (связь с апостолом Петром), не может принять политические аргументы, используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.

Наконец, Собор определяет положение Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима. Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима — «пентархия» Юстиниановой эпохи, управляющая имперской Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление постепенно, в период после Халкидона. Однако пять патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не зависят ни от одного из глав названных патриархатов.

Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L’Empire romain d’orient (330-641) / Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l’Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι. Ἡ Ανατολική Ρωμαική Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце, приводятся в квадратных скобках.

[1] Во франц. тексте: имеет статус отчасти.

Переведено игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым

Форум: Общие темы

Мне кажется, имеет смысл отказаться от отдельных статей о митрополиях РПЦ, сделав их перенаправлениями на статьи центральных епархий митрополий. Дело в том, что главную епархию митрополии уже принято называть митрополией, в результате возникает искусственное дробление ссылок: часть новостей закрепляется за статьей о митрополии, часть за статьей о епархии, хотя говорится в них в большинстве случаев об одном объекте. Также дробятся списки «Кто ссылается». Статьи о митрополиях — шаблонны и малоинтересны, создание митрополии и ее состав легко описать в епархиальной статье. Что думаете?

Митрополия действительно многозначное слово. Но ведь по сути митрополии и составляющие их епархии — вещи разные. Митрополия в употребляемом Вами смысле — зачаток митрополичьего округа.

Может имеет смысл тщательнее размечать новости, сообразно со смыслом? Или уже распространены случаи где трудно докопаться до различия смыслов? Честно сказать, не очень обращал внимание на подобный разнобой — можете указать пример проблемы?

Митрополичьи округа не трогаем, это уже некоторая самоуправляемость, близкая к автономии. С внутрироссийскими митрополиями — иной случай. У нас изначально викариатства называются епархиями, это избавляет от лишней работы при изменении статуса кафедры. Митрополии иных православных церквей мы тоже называем в заголовке епархиями, по этой же причине. Было бы удобнее так же поступать и с российскими митрополиями. Статья «Калужская епархия«, в первой строке указываем в соответствии со статусом: Калужская митрополия, в шапке же добавляем строку с перечислением состава митрополии.

Читать еще:  Подавать ли милостыню: можно ли давать и как правильно это делать, что говорить и какой рукой подавать

Подобная картина — почти по любой митрополии. Из текста не всегда понятно, подразумевается территориально вся митрополия или главная ее епархия.

Если бы всё было так просто! Но ведь целый ряд митрополий называются особым названием, не соответствующим епархиальному. Например —

  • Алтайская митрополия, а главная епархия Барнаульская
  • Башкортостанская митрополия, а главная епархия Уфимская
  • Донская митрополия, а главная епархия Ростовская-на-Дону
  • Приморская митрополия, а главная епархия Владивостокская
  • Забайкальская митрополия, а главная епархия Читинская
  • . и т. д.

На «Калужскую митрополию» ссылаются только четыре новости, и только в одной из них можно допустить возможность двусмысленности. Может беда не так велика?

Вы правы, об этом я не подумал. Выхода пока не вижу.

Так то одна из 56-ти митрополий, в новостях регулярно сталкиваюсь с такой дилеммой. Это еще не беда, конечно, но агрегирование новостей распыляется, это немного беспокоит.

Да, неприятно. Но, во всяком случае в 15 (из 56) случаев путаницы быть не может быть, т. к. названия главных кафедр и митрополий различны. А в других. остаётся вчитываться в текст и надеяться на добросовестность первоначальных авторов материала. Во всяком случае если идёт речь о «всех храмах области» — сразу ясно что имеем дело со всей митрополией.

Митрополия

Митропо́лия в христианстве — область, находящаяся в канонической власти митрополита; обычно подразумевает несколько епархий, объединенных в так называемый митрополичий округ. В древней Церкви именовалась ἤ ἐπαρχία.

Содержание

В истории Русской церкви

Трёхступенчатая структура организации управления Поместной церквью: Патриархат — митрополия — епархия, с древности существует во многих Православных церквах.

Православные митрополии на Руси существовали в юрисдикции Константинопольской православной церкви начиная с учреждения Киевской митрополии в конце X века после крещения Руси.

Эпизодические попытки местных князей иметь обособленную митрополию происходили в XI—XII веках, и в XIV веке привели к временному выделению Литовской и Галицкой митрополий. С 1458 года до 1470 года Киевская митрополия, пребывала во Флорентийской унии. Затем в 1596—1620 годах Киевская митрополия вновь пребывала в Брестской унии. После возобновления она существовала в структуре Константинопольской церкви вплоть до присоединения к Московскому Патриархату в 1687 году.

С 1461 года была выделена Московская митрополия, просуществовавшая до 1589 года — времени получения автокефалии от Константинопольской церкви и образования Московского патриархата.

После получения автокефалии в Русской православной церкви данная структура была утрачена — образованный в 1589 году Московский патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий.

Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских церковных соборах XVII века, однако тогда не был разрешён. В начале XX века этот вопрос вновь стал обсуждаться епархиальными епископами, духовенством, церковными учеными и общественностью [1] . По итогам глубоких дискуссий был разработан проект, представленный на рассмотрение Поместного собора Православной российской церкви 1917—1918 годов.

7 сентября 1918 года Собор вынес определение, в котором было сказано: «Священный Собор, руководствуясь священными канонами, определяет: учредить в Российской Церкви церковные округа, а установление числа округов и распределение по ним епархий поручить Высшему Церковному Совету…» [2] .

На рубеже 1920-1930-х годов заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и временным при нем Синодом во исполнение постановления Поместного Собора были образованы церковные области (округа) и принято Положение о полномочиях областного архиерея [3] . Однако в связи с массовым закрытием храмов, монастырей и епархий в результате обрушившихся на Русскую церковь коммунистических репрессий эта структура была утрачена, и ей не было позволено возродиться во второй половине 1940-х годов, после «конкордата» Сталина и Московской Патриархии.

В 2011 году Патриарх Кирилл (Гундяев) начал реформу епархиального устройства Русской православной церкви: 5—6 октября 2011 года было утверждено «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» [4] , и в результате в Московском патриархате, как и в других Поместных церквах, будет введена трёхступенчатая структура организации епархиального управления: Патриархат — митрополия — епархия.

В результате реформы постепенно на территории России могут возникнуть около 80-ти митрополий, границы каждой из которых чаще всего должны совпадать с границами одного из 83-х субъектов Российской Федерации. А епархии соответственно со временем приобретут чаще всего районное значение и их границы должны совпадать с границами нескольких районов входящих в состав республик, краёв и областей Российской Федерации [2] .

Отличие митрополии от митрополичьего округа заключается в организации органов управления. Высшая церковная власть в митрополичьем округе принадлежит синоду под председательством главы митрополичьего округа. Синод округа состоит из епархиальных и викарных архиереев округа. В митрополиях действуют не синоды, а архиерейские советы, на которых решаются координационные вопросы деятельности епархий, входящих в митрополии.

В современной Католической церкви

Также Провинция — объединение нескольких диоцезов и архидиоцезов, возглавляемое архиепископом — митрополитом. В состав митрополии обязательно должен входить как минимум один архидиоцез (возможно и больше). Центр митрополии обязательно совпадает с центром архидиоцеза. Три архиепископа — митрополита в латинском обряде Католической церкви исторически носят титул Патриарха (Патриарх Венеции, Патриарх Лиссабона и Патриарх Иерусалима).

Церковная епархия: что такое

В статье пойдет речь о такой церковной административной единице, как епархия. Мы рассмотрим ее специфику, настоящее положение дел и краткую историю.

Значение слова

Прежде чем рассматривать вопрос о том, что такое епархия, стоит сказать о происхождении этого термина. В переводе с древнегреческого он означает «провинция, область» (имеется в виду римская провинция).

Что такое епархия?

Несмотря на то, что у этого слова существует и другое значение, относящееся к истории Древнего Рима, в современном мире под ним понимают область, в которой духовными делами заведует архиерей. Иначе говоря, это единица административно-территориального управления в церкви. Итак, выяснив, что такое епархия, перейдем к ее специфике в двух крупнейших течениях христианства. Вначале поговорим о Русской православной церкви.

Читать еще:  Акция Белый цветок: история и цель благотворительной акции

Православная епархия

Современный устав восточной православной церкви понимает под этим словом церковь во главе с архиеерем, которая объединяет под своим началом близлежащие монастыри, приходы, часовни и другие элементы церковного управления. Границы каждой епархии определяет главный орган, заведующими духовными делами страны – Священный синод. Кроме того, эти границы соотносятся с делением страны на области, республики, края и округа, то есть с обычным административно-территориальным разделением.

Итак, определившись, что такое епархия в православии, стоит сказать о лице, ее возглавляющем, – архиерее. Он управляет подведомственной ему территорией, решая церковные дела и проблемы, которые могут возникнуть в среде духовенства, по своему усмотрению. Он может находиться в различных санах: епископа, архиепископа или митрополита, в зависимости от расположения и значимости его епархии. Однако кроме него делами области занимаются также вспомогательные органы – епархиальные собрание и совет, которые также имеют немаловажное значение.

Помимо территорий Российской федерации, в состав РПЦ входят также и епархии, находящиеся и в других странах мира, – практически во всех есть хотя бы один православный приход.

В 2011 году была проведена реформа, которая установила трехступенчатую иерархию элементов церковного управления: патриархат, митрополия, епархия. Таким образом, сокращаются границы и размеры областей, позволяя тем самым духовным лицам, возглавляющих их, лучше вникать в проблемы подведомственной им епархии.

На Руси епископами становились зачастую люди более или менее благородного происхождения, из знатных родов. Активно участвовали в выборе новых глав епархий и миряне – точно такая же тенденция прослеживалась в первые века существования христианства, когда в подобных выборах принимали участие абсолютно все элементы церкви, как священнослужители, так и прихожане. Однако во время внедрения православия на Руси выбирать епископов могли только князья.

Католическая епархия

Римско-католическая церковь называет подобную единицу диоцезом. Ею заведует епископ или архиепископ.

Количество областей

Сейчас количество епархий церкви достаточно велико — и в православии, и в католичестве, но еще больше оно было в первые века существования христианства, когда стало официальной религией: тогда каждый храм возглавлялся епископом и был, соответственно, отдельной епархией. Но со временем количество таких единиц возрастало все больше, и количество священнослужителей сократили, объединив несколько приходов по территориальному признаку. А если говорить о «варварских» территориях, куда церковь посылала своих миссионеров, то для них было достаточно одного-единственного епископа на гигантскую территорию (так, например, произошло в отношении Малой Скифии, куда Византия отправляла миссии).

Русская православная церковь. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.

Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.

История

В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г. Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г. был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.

При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).

После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г. вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г. большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.

В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.

В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922). В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский). Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.

Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.

Устройство

РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector