0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрофорный протоиерей: кто это и что это значит в православной церкви

Содержание

Иерархия Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, 1 однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов).

В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде (см. табл.).

Белое духовенствоЧерное духовенство
I. ЕПИСКОП (АРXIЕРЕЙ)
Патриарх
Митрополит
Архиепископ
Епископ
II. СВЯЩЕННИК
ПротопресвитерАрхимандрит 2
Протоиерей (старший священник)Игумен
Иерей (священник, пресвитер)Иеромонах
III. ДИАКОН
Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом)Архидиакон (старший диакон в монастыре)
Протодиакон (старший диакон. Как правило, в соборе)
ДиаконИеродиакон

Монах ( греч. μόνος – уединенный) – лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени. Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушник (иначе – новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути. Ряса – это одежда покаяния ( греч. ράσον – поношенная, ветхая одежда, вретище).

Собственно, иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика может постригать только архиерей, мирянина – также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея). В греческих монастырях

Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.

При пострижении в малую схиму ( греч. τό μικρόν σχήμα – малый образ) рясофорный монах становится мантийным: получает новое имя (его выбор зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу. Монах облачается также в «шлем спасения» ( Ис. 59, 17 ; Еф. 6, 17 ; 1Фес. 5, 8 ) – клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.

Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии великого ангельского образа ( греч. το μέγα αγγελικόν σχήμα). При пострижении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, – но вместо клобука великосхимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кругом и украшенную пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослужения. Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Диакон ( греч. διάκονος – служитель) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона. Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Диакон–монах именуется иеродиаконом. Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вместе с чтецами и певцами).

Пресвитер (от греч. πρεσβύτερος– старший) – священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства, за исключением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан другого лица. В белом духовенстве – это иерей, в монашестве – иеромонах. Иерей может быть возведен в сан протоиерея и протопресвитера, иеромонах – в сан игумена и архимандрита.

Епископы, именуемые также архиереями (от греч. приставки αρχι. – старший, главный), бывают епархиальными и викарными. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Он избирается Священным Синодом. Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедральных городов епархии. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии. Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополита. После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий. Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиепископа, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титулярных митрополитов.

Архиереи отличительным знаком своего достоинства имеют мантию – длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоминающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали – прямоугольные платы из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кресты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны – буквы; е, я, м или п, означающие сан архиерея – епископ, архиепископ, митрополит, патриарх; на левой – первая буква его имени. Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит – голубого, архиепископы, епископы – лилового или темно–красного. Великим Постом члены епископата Русской Православной Церкви носят мантию черного цвета. Традиция употребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голубой митрополичьей мантии. Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.

Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону – посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например, в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофорными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на местах являются полномочными представителями Русской Православной Церкви перед органами государственной власти и управления.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3,7 ), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожизненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.

Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями 3 (слово ставропигия образовано от греч. σταυρός – крест и πήγνυμι – водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).

Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представлениями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви – Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем, поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.

Читать еще:  Апостолы Иисуса Христа: список, имена и жизнь, судьба и смерть всех учеников

По-латыни «целибат» (caelibalis, caelibaris, celibatus) – неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец), однако в позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось при речи об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской; согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж ( Мф. 22, 30 ; Лк. 20, 35 ).

Сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Поэтому Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиальных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигуменами. Вообще следует отметить, что приставка «священно-» иногда добавляется к наименованию сана клирика (священноархимандрит, священоигумен, священнодиакон, священноинок): однако не следует прилагать эту приставку ко всем без исключения словам, обозначающим духовное звание, в частности, к словам, уже являющимся составными (протодиакон, протоиерей).

Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Митрофорный протоиерей

В церковной иерархии есть разные чины священнослужителей. Отличает их, прежде всего, функции, которые они исполняют в храме. Среди священников также есть своя градация. Она видна и по внешнему виду батюшки. Одним из видов поощрения в Православной Церкви является почетное право ношения митры. Кому это позволено и за какие заслуги?

Немного церковной иерархии

Для того чтобы понимать, кто и как может быть удостоен права ношения митры, нужно разобраться в священнических чинах. Итак, прежде всего, все духовенство делится на две большие группы — белое и черное.

Не нужно тут проводить параллели с добром и злом, речь идет не о колдунах (которые, кстати, не бывают от добрых сил). Черное священство — это монахи, которые дали обет безбрачия и были пострижены. К белому духовенству относятся те священники, которые до рукоположения в сан женились и имеют семью.

Важно! Все правящие должности в Православной Церкви (архимандрит, епископ, митрополит, патриарх) могут быть заняты только лицами, принявшими монашеский сан.

Представители белого духовенства могут двигаться по церковной иерархии, если со временем своего служения также примут постриг.

Кто такой митрофорный протоиерей

В церковной иерархии на одной ступени стоят митрофорный протоиерей и протопресвитер. Особого различия в этих двух чинах нет — они оба означают старшего священника, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном.

Протоиерей же — это звание более высокое, нежели простой иерей, но более низкое, нежели протопресвитер. В древние времена использовалось понятие «протопоп», но сегодня оно вышло из церковного обихода, а само слово «поп» носит негативную окраску и может даже расцениваться как оскорбительное.

Протоиерей, помимо своего священнического служения, также несет труды по настоятельству храма. Что касается митры, то она является атрибутом высших чинов черного духовенства. Но в качестве награды за какие-либо заслуги перед Церковью правом ношения митры могут наградить и протоиерея.

В переводе на русский язык митра обозначает не что иное, как головную повязку. Символически она соотносится с терновым венцом Христа, который надели Ему на голову с издевкой, предполагая мнимое царствование. В то же время митра является прообразом настоящей короны, как свидетельство о реальности Царства Божьего.

Также митра знаменует царские венцы, которыми будут увенчаны головы праведников, наследовавших жизнь в раю. В древности же митра была атрибутом императорской власти, а позже перешла и к иерархам церковным. Уже с 17 века практически все православные архиереи носили митру, как знак величия.

Важно! Сегодня право ношения митры есть у православных архимандритов, архиереев и священников из белого духовенства, которых наградили этим знаком отличия.

Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы.

Другие отличия митрофорного протоиерея

Митра является почетным знаком отличия, наградой за труды. Поэтому к получению такой награды священник должен пройти непростой и длинный путь.

В зависимости от трудов, которые понес священник за всю свою пастырскую жизнь, он может быть награжден такими наградами:

  1. Епигонатий — прямоугольный плат, который носится священником на бедре. Символически обозначает духовный меч, которым является Божие слово, отраженное в Евангелии. Поскольку Евангелий в Библии всего четыре, то и епигонатий имеет четыре стороны. Для его получения у священника должен быть опыт священнической службы не менее пяти лет.
  2. Патриарший наперсный крест — очень ценная награда, представленная в виде драгоценного перстня с крестом. Ранее она была принадлежностью только архимандритов, но сегодня таким крестом может быть награжден священник, который более пяти лет прослужил после получения епигонатия.
  3. Наконец, право ношения митры. Его заслуживают лишь те, кто не менее 30 лет служит в храме и иметь ничем не оскверненную репутацию. Разрешение на поощрение священника правом ношения митры подписывает патриарх.

Митрофорный протоиерей надевает торжественный головной убор на все торжественные моменты богослужения, на праздничные службы: это и чтение Евангелия, и служение Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост, и отдельные молебны.

Протоиерей в православной церкви — что это за должность

В православной церковной иерархии протоиерей занимает важнейшее значение. Это церковное должностное лицо работает в народе, определяя наиболее приближенную к рядовым верующим политику церкви.

Церковная иерархия имеет немаловажное значение для жизни церкви. Определенная Апостолами, она сохранилась в неизменном виде тысячелетия. Это существенный фактор преемственности поколений церковных служителей, обеспечивающий незыблемость догматов церкви.

Кто такой протоиерей в православной церкви

Это настоятель церковного храма, относящийся ко второй степени священничества, системы, которую установили Апостолы.

Духовное значение этого священника значительно – это опора православной христианской иерархии, определяющая деятельность церкви в народе.

Этот чин необходимо заслужить, он присваивается за что-то выдающееся, сделанное священником на благо церкви. Присваивается чин протоиерея через пять лет после того, как священника наградили наперсным крестом. Звание протоиерея присваивается по согласованию с Патриархом.

Так было раньше, но сейчас протоиереями обычно становятся после положенного срока деятельности иереем. Протоиереев стало слишком много, и верховное священничество задумалось об изменении этой практики.

Одежда протоиерея состоит из ризы, епитрахили (так называется широкая лента, надетая на шею) и поручей. В больших храмах могут служить несколько протоиереев. Посвящение в должность протоиерея совершается архиереем.

Митрофорный протоиерей что это

Так называется первосвященник ( русское значение греческого слова протоиерей), который получил право носить головной убор – митру.

В переводе с греческого языка митрофорный означает «носитель митры».

У протоиерея важной наградой является палица. Так называется ромбический плат, который носится на бедре, а надевается через плечо.

Палицей протоиерея Святейший Патриарх награждает через пять лет беспорочной службы в этом звании.

Еще через пятилетку после получения палицы протоиерей награждается крестом с драгоценными украшениями. Такая награда достается не каждому протоиерею.

После исправного служения сроком тридцать лет Патриарх своим указом может наградить протоиерея правом ношения митры. Это головной убор архиерея. Только архиерейская митра украшена крестом, а у митры протоиерея креста на вершине митры нет.

Митрофорный протоиерей надевает митру на важные торжественные службы, кроме литургии, которая проводится с открытыми царскими вратами, где ему служить не разрешается.

Первой митрой был награжден протоиерей Иоанн Панфилов, духовник Екатерины Второй. В дореволюционные времена такая награда была большой редкостью. Сейчас митрофорные протоиереи есть в каждом крупном городе России.

Кафедральный протоиерей

Так называется протоиерей, который служит в кафедральном соборе.

Словом кафедральный называется собор, в котором находится кафедра епископа. В соборе с кафедрой епископа проводятся архиерейские богослужения.

В кафедральном соборе должны служить 12 протоиереев, по числу Апостолов. Однако в кафедральных соборах небольших региональных центров обычно служат 3 — 4 кафедральных протоиерея.

Нужда в кафедральных протоиереях у церкви большая, так как на службы в кафедральные соборы приходят большие массы народа, и малое число кафедральных протоиереев не успевает правильно обслужить по канонам всех верующих.

Иерей и протоиерей отличие

Оба названия означают титулы православных священников, которые относятся к белому духовенству, то есть к священнослужителям, которым разрешено создавать семьи.

Протоиерей принадлежит к более высокой степени церковной иерархии, чем иерей. Протоиереем можно стать только через пять лет деятельности в должности иерея. Иерей может проводить службы в церкви и совершать 6 таинств.

Протоиерей находится в непосредственном подчинении у епископа и также, как и иерей может совершать шесть таинств из семи. Им обоим не разрешается посвящать людей в священнослужителей.

Старшинство протоиерея над иереем является существенным обстоятельством. Протоиерей не только командует иереями, но и имеет значительно больший опыт священной службы, поэтому указания надзирающего над ним епископа может воплощать в точном соответствии с религиозными догматами.

Чем отличается священник от протоиерея

Отличие заключается в следующем: священник более широкое понятие, чем протоиерей. Священник – лицо второй степени церковной иерархии. Он может принадлежать как к белому духовенству, имеющему право жениться, так и к черному духовенству – монахам.

Протоиерей может относиться только к белому духовенству, это старший священник православного храма. Как семейный человек, обычно с большим количеством детей, он лучше понимает нужды простых и бедных прихожан и более понятен им, особенно в сельской местности.

Кто такой протоиерей в Православии

«Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11).

Протоиерей — кто это?

Церковная иерархия кажется сложной только на первый взгляд. Если хорошо разобраться, становится ясно, кем же является в Церкви протоиерей. Протоиерей — это один из титулов так называемого «белого духовенства», то есть духовенства, служащего вне монастырей. Титул протоиерея получают в качестве награды. Протоиерей — старший из иереев.

Традиционное облачение протоиереев:

  • Подрясник;
  • Ряса;
  • Поручи;
  • Риза;
  • Епитрахиль.

Протоиерей в церковной иерархии

Раньше «старшего» священника называли протопопом, первым, то есть главным священником. Через чин хиротесии иерей становится протоиереем и очень часто настоятелем храма. Хиротесия — это возложение рук на представителя низшего церковного чина для возведения в высший за особые духовные заслуги. На совершение хиротесии имеет право епископат.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник (иерей, протоиерей)
  5. Диакон

Ее необходимость объясняется еще в Священном Писании: «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13).

Иисус послал своих учеников распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20).

Читать еще:  Всемирный русский народный собор: история и описание, цели и задачи

В «черном» духовенстве, среди монахов, сану протоиерея соответствует игумен.

Протоиерей, имеющий особые заслуги перед Церковью, может быть награжден саном протопресвитера.

Официальное обращение к протоиерею — «Ваше Высокопреподобие», что восходит к католической традиции использования эпитета «преподобный».

Кто может стать протоиереем

В сан протоиерея возводят священника, который:

  • Был повышен указом Святейшего Патриарха;
  • Был награжден правом ношения наперсного креста с украшениями не менее пяти лет назад;
  • Служил в сане пресвитера не менее двадцати пяти лет.

В сан протоиерея полагают в следующем порядке:

  1. Архиерейское благословение
  2. Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
  3. Молитва
  4. Архиерейское благословение
  5. Молитва посвящения
  6. Возглашение: «Аксиос».

Святой Симеон писал, что провозглашение в чин протоиерея совершается не «просто и как случилось», а через благодать Святого Духа, который дарует еще благословение иераршее, и апостольское: «апостолы, помолившись, возложили на них руки и послали на дело» ( Деян. 13:3 )

Митрофорный протоиерей

Митрофорный протоиерей — для непосвящённого звучит внушительно, но совершенно непонятно. Чем такой священнослужитель отличается от обычного протоиерея?

Возможно, кто-то догадается, что дело в митре, — головном уборе, напоминающем корону. Но за какие заслуги протоиерея удостаивают права её ношения? Разберёмся в этих вопросах.

Протоиерей — это высший представитель белого духовенства

Традиционно священнослужители в православном христианстве делятся на две большие группы: чёрное и белое духовенство.

Чёрное духовенство — это монахи, то есть те, кто дал обет безбрачия. Представители этой большой группы могут пройти все три степени духовенства:

  • дьякон;
  • иерей;
  • архиерей.

Из числа чёрного духовенства происходят: патриархи, епископы, иеромонахи, архимандриты, митрополиты и т.д.

Облачение протоиерея, на фото — отец Владимир (Головин)

Белое духовенство — это служители, которые женаты и имеют детей. Интересный нюанс: они могут жениться, только не будучи еще облеченными ни в диаконский, ни в священнический сан.

Представители этой группы ограничены в церковной иерархии двумя ступенями:

  • дьякон;
  • иерей.

Теоретически представитель белого духовенства имеет возможность пойти дальше — в архиереи, но при условии, если пострижётся в монахи. Например, если у него умрёт жена, ничто не помешает сделать такой выбор. Ведь повторный брак для белого духовенства запрещен.

Церковная иерархия приведена в этой таблице:

Белое духовенствоЧерное духовенство
Диакон
ДиаконИеродиакон
Протодиакон
(старший диакон,
как правило, в соборе)
Архидиакон
(старший диакон, в монастыре)
Священник
Иерей
(священник, пресвитер)
Иеромонах
Протоиерей
(старший священник)
Игумен
Митрофорный протоиерей
Протопресвитер
(старший священник
в кафедральном соборе)
Архимандрит
Епископ (Архиерей)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх

Как мы видим, на одном уровне среди белого духовенства находятся митрофорный протоиерей и протопресвитер. Принципиальной разницы между ними и протоиереем нет. Каждый из них — это «старший священник».

Однако всё технически протопресвитер — это «старший протоиерей», ибо для него митра — не награда, а принадлежность сана.

Протопресвитер — титул настоятеля патриаршего храма, таких священников поэтому немного — только те, кто в разное время занимал соответствующую должность.

Протоиерей — это старший священник, выше него в белом духовенстве только протопресвитер

Но вернёмся к протоиерею. В древности ему соответствовало ещё одно звание — протопоп. Но так больше не называют. Ещё иногда употребляют слово «первосвященник».

Титул протоиерея известен с Киевской Руси.

Протоиерей — это настоятель храма и священник в одном лице

В протоиереи принимают на следующих условиях:

  • претендент обычно должен быть настоятелем храма;
  • посвящение проводит архиерей;
  • не обязательно проходить ступень иерея, если патриарх распорядился посвятить в протоиереи дьякона.

Первосвященник всё ещё остаётся священником, так что сохраняет все типичные для него обязанности:

  • совершать шесть таинств: крещение, миропомазание, причащение, брак, покаяние, елеосвящение;
  • общаться с прихожанами: учить, разъяснять, увещевать, помогать, разделять горе и радость;
  • обладать такими качествами, как открытость, самоотрешённость, доброжелательность;
  • всесторонне участвовать в жизни прихода.

Как настоятель храма, протоиерей имеет следующие обязанности:

  • представляет приход при решении юридических вопросов;
  • председательствует на Приходском совете;
  • отвечает за исправное несение богослужений в соответствии с церковным уставом; организацию проповедей; религиозное и нравственное воспитание прихожан;
  • организует общественную, образовательную, благотворительную и иную деятельность церкви;
  • может приостановить исполнение решения по вопросам внутрицерковного, вероучительного и канонического характера, чтобы согласовать всё с епархиальным архиереем;
  • руководит притчом (служителями прихода);
  • следит за надлежащим ведением приходской документации;
  • ведёт официальную корреспонденцию от лица церкви;
  • согласует с епархиальным архиереем решения приходского собрания;
  • представляет епархиальному архиерею отчёты и протоколы о деятельности прихода;
  • выполняет прочие функции, оговоренные церковным Уставом и трудовым договором;
  • несёт каноническую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение своих обязанностей и превышение полномочий.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

«и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него»

«И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу»

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Митрофорный протоиерей — обладатель трёх поощрительных знаков: палицы, креста и митры

Определение понятия «митрофорный протоиерей» не исчерпывается формулировкой: «протоиерей, удостоенный права носить митру».

До её получения первосвященник проходит долгий путь. Ему предстоит получить несколько наград за праведную службу.

Палица (епигонатий) — первая награда, которую может получить протоиерей. Это ромбовидный платок. Его острым концом прикрепляют к ленте.

Раньше этот атрибут рассматривали как неотъемлемую часть одеяния архиереев, но позже он стал использоваться в качестве награды для представителей других церковных званий. Носить его нужно через правое плечо и под фелонью.

Епигонатий — первый поощрительный знак протоиерея

Чтобы получить право ношения епигонатия протоиерей должен иметь стаж службы не менее пяти лет. Тогда патриарх может подписать указ о выдачи награды.

Патриарший наперсный крест — вторая награда, которую может получить протоиерей. Это настоящая драгоценность: золотое изделие, которое имеет обрамление из бриллиантов.

Прежде такой атрибут разрешалось иметь лишь представителям высшего чёрного духовенства — архиереям. Также это украшение называют «кабинетным крестом».

Патриарший наперсный крест — вторая высшая награда протоиерея

Чтобы получить право ношения кабинетного креста, протоиерей должен прослужить ещё пять лет после того, как ему выдали первую награду — епигонатий.

Правом ношения митры протоиерея могут поощрить за 30 лет безупречного служения церкви

Митра — третья награда, которую может получить протоиерей. Этот атрибут тоже обычно носят архиереи. Та корона, которую получает митрофорный протоиерей, отличается от архиерейской. На ней нет креста.

Облик митры постоянно меняется, из-за чего до 1988 года вводились поправки в то, кто и какую митру может носить.

Митрофорный протоиерей надевает митру для участия во всех торжественных богослужениях: для чтения Евангелия, для Великого славословия, для молебнов, для совершения литургии Преждеосвященных Даров и т.д.

Но ношение митры не даёт митрофорному протоиерею права на служение литургии с открытыми царскими воротами.

Митрофорный протоиерей Иван Мисеюк в богослужебном облачении

Чтобы получить право ношения митры, протоиерей должен служить в церкви 30 лет и иметь при этом безупречную репутацию. В этом случае патриарх издаёт указ о поощрении протоиерея такой привилегией.

Кто такой протоиерей в православной церкви

Очень часто в православном храме можно видеть интересную картину: если при причастии выносятся две или три чаши, прихожане выстраивают нескончаемую очередь к той, которая находится в руках настоятеля. Та же картина и при выносе в конце службы нескольких крестов. Происходит это по причине незнания верующими основ церковной иерархии. Поэтому они полагают, что протоиерей является главным в данном храме и причаститься из его чаши, или получить благословение, является особой благодатью.

Значение сана

Пора разобраться в вопросе кто такой протоиерей в православной церкви. Если говорить мирским языком, то он является старшим священником. Этот сан священнослужителя является одной из богослужебных наград для пресвитеров:

За какой срок службы

3 года после хиротонии

Через три года от набедренника

Не менее 3-х лет от предыдущей

Через 5 лет после награждения наперсным крестом

Если подсчитать общую продолжительность служения, то получится цифра около 15 лет. Но в исключительных случаях указанный сан может присваиваться и ранее. Причинами могут быть назначения на руководящие должности и прочие заслуги, которые указываются в представлении Патриарху. При этом общая продолжительность службы не может быть менее 10 лет после рукоположения.

Читать еще:  Помазание в церкви: что такое и что значит в православии, как и когда делают

Интересное правило предусмотрено Главой Х Положения о наградах: во время хиротонии протодиакона в священники, архиепископ по согласованию со Святейшим Патриархом может возвести его сразу в сан протоиерея.

В монашестве в качестве протоиерея выступает игумен. Разница состоит лишь в том, что с 2011 г. по решению Архиерейского собора сан игумена не является наградой. В чин игумена производится поставление клириков, назначенных настоятелями (наместниками) монастырей.

При окончании исполнения должности, сан игумена сохраняется за священнослужителем пожизненно в память и награду за труды во имя Церкви.

Одной из главных церковных наград для протоиереев является митра. Если следовать положению о церковных наградах, то срок служения Матери-Церкви у клирика для награждения митрой должен составлять не менее 30 лет, но не ранее 5 лет с момента награждения крестом с украшениями. С момента получения награды он начинает именоваться митрофорным протоиереем.

Для черного духовенства эта награда означает посвящение в сан архимандрита. Отличие архимандрита от игумена состоит в том, что архимандрит управляет более крупным монастырем. Одновременно с чином архимандрит получает и митру.

Митру носят как митрофорные протоиереи и архимандриты, так и высшее духовенство. Митра последних отличается наличием стоящего креста на верхней поверхности .

Последним высшим саном и наградой для протоиереев является присвоение чина «протопресвитер». Это — исключительная награда производится по личному решению Патриарха за особые заслуги в деле церковного служения.

Архимандрит и протопресвитер – два высших сана, которых может достичь священник.

Функции протоиерея

Чаще всего, протоиереи являются настоятелями храмов или занимают иные руководящие общецерковные или епархиальные должности.

Кроме того, самые опытные и имеющие особые заслуги пред церковью, могут назначаться благочинными. Эту должность священники исполняют в качестве помощников епископа по руководству отдельными благочиниями. Как правило, это – отдельный церковный округ в составе епархий.

Игумены руководят деятельностью монастырей и являются во время церковных служб главными среди остальных монашествующих клириков. Архимандриты управляют наиболее крупными монастырями.

Главное заблуждение большинства начинающих прихожан – уверенность в том, что протоиерей по своему церковному положению выше остальных и от общения с ним возможно получение большей благодати. Но в богослужебном плане все священники равны. Все церковные таинства они совершают одинаково и обладают одинаковыми правами. Разница бывает лишь в возложенных на пресвитеров административных функциях.

Правила общения мирян с протоиереем

Проблема правильного обращения к священнику возникает почти у всех мирян. Если есть необходимость обратиться официально (или письменно) к протоиерею, то это делается так: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…». В устном повседневном общении следует обращаться, как к любому священнику: «Отец (имя) …». Называть священника батюшкой не совсем правильно. Такое обращение допустимо при близком знакомстве с ним при внецерковном общении.

Не стоит также стремиться к тому, чтобы протоиерей стал духовником. Ведь по сравнению с остальными пресвитерами храма или обители у него самая высокая административная нагрузка. Кроме того, это – человек умудренный церковным и житейским опытом. Ему приходится много мыслить и молиться. Поэтому просить его стать духовником можно только в случае своей высокой церковной подготовки. Начинающим посещать храм лучше избрать духовником кого-нибудь из более молодых отцов.

Митрофорный протоиерей: что это за звание, кто его получает и за какие заслуги?

Обычные прихожане не всегда разбираются в иерархии Русской православной церкви, поэтому многие не знают кто такой митрофорный протоиерей – что это за должность и чем отличается от обычного протоиерея. Попробуем разобраться в некоторых церковных наградах: какие из них получают священнослужители и за что.

Протоиереем в простонародье называют старшего священника, а точнее, первосвященника. Так вот митрофорный протоиерей – это первосвященник, награжденный правом носить митру. Слово «митрофорный» так и расшифровывается – «носитель митры».

Поощрения православного духовенства

У первосвященников не только митра является поощрительным знаком. Давайте разберемся, какие еще бывают вознаграждения для первосвященников.

  • В должности протоиерея священнослужитель получает первую награду – палицу (епигонатий). Это плат в форме ромба, который крепится на ленту за остроугольный конец. Изначально палица была обязательным атрибутом облачения архиерея, но со временем стала выдаваться как награда, носиться под фелонью, через правое плечо, набедренник же перенесся влево. Протоиереи со стажем священной службы не менее пяти лет награждаются палицей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • По истечении пяти лет, после получения первой награды, первосвященник получает следующую награду – крест с украшениями, который тоже раньше относился только к архиерейскому сану. С 20-х годов позапрошлого столетия заслуженных протоиереев стали поощрять золотыми крестами, обрамленными бриллиантами и драгоценностями из Кабинета Его Величества, их называли «кабинетными крестами».
  • Честное и непорочное служение Божьей Церкви в течение 30 лет, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, награждается митрой. Митра протоиерея тоже относится к архиерейскому сану, только без креста, как у митры архиерейской. По сравнению с другими частями облачения митра более всего претерпела изменения за долгий срок своего существования. Повязка, изначально представляющая собой кидар (или чалму), в настоящее время – это высокая шапка, украшенная шитьем, бархатом, драгоценностями и иконами, мягко и плавно сужающаяся по периметру головы. Митра протоиереем одевается практически на все торжественные богослужения, например литургии Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия и с Великим славословием, молебны. А вот служить литургию с открытыми царскими вратами митрофорный протоиерей не имеет права.

Историческая справка

В истории есть данные, что первое награждение митрой произошло еще во времена Екатерины II. Награжден был ее духовник Иоанн Панфилов, и произошло это в 1786 году.

До революции митру в награду получили всего несколько священнослужителей, зато в настоящее время практически каждый город имеет своего митрофорного протоиерея, и даже не одного. Награждение митрой приобрело настолько широкий размах, что перестало цениться так, как ценилось раньше. Дошло до того, что митрой стали награждать всех, кто достиг почтенного возраста, например в Пензенском Митрофановском храме так поощрили всех протоиереев, причем отметили их наградой за то, что за все время служения они жили между собой дружно, в согласии и мире.

Патриарх Кирилл считает, что награждение митрами несколько обесценилось, поэтому он старается сильно сократить поощрения священнослужителей. Есть данные о том, что готовится новое положение, которым будет резко ограничено вознаграждение всеми видами духовных наград, поскольку в последнее столетие их раздавали «по максимуму». На получение награды будет влиять не только продолжительный период служения православной церкви протоиерея, но и правильный образ жизни священнослужителя в «миру», который должен быть примером для прихожан.

Митрофорный протоиерей – что это за звание в церковных чинах, мы немного разобрали. Также узнали о некоторых других поощрениях белого духовенства, хотя их гораздо больше, чем мы рассмотрели, – это панагия, набедренник, камилавка, наперсный золотой крест и еще много разных орденов.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Кто такой протоиерей в Православной Церкви

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иерархия православного духовенства – вопрос достаточно сложный, но интересный. Среди множества понятий, неизвестных человеку непосвящённому выделяется слово “протоирей”, которое удивляет своим звучанием и смыслом. Его многие слышали, но о его значении, к сожалению, не все знают. О том, кто такой протоирей в Христианской Церкви вы сможете узнать в этой статье.

Значение титула

Данное слово как понятие берёт своё начало ещё со времён Киевской Руси, где часто встречались слова “поп” и “протопоп”, но стояли они всегда отдельно от других церковных понятий и не имели абсолютно никакого негативного смысла. Согласно исторических сведений, происходили они от греческого названия “паппас” – “батюшка”.

В русский язык это слово, вероятнее всего, пришло из древневерхненемецкого: “pfaffo” – “священник”. Кроме этого, во всех древнерусских церковных книгах понятие “поп” часто встречается, как аналог слов “священник”, “иерей” и “пресвитер”. Отсюда вывод: “протопоп” – то же, что “протопресвитер” или “протоиерей”.

Как стать протоиереем

Протоиерей в православии – это первосвященник. Таким титулом награждалось лицо белого священства в награду за верное служение Православной Церкви. В официальных источниках он является старшим иереем. До появления этого термина в обиходе для названия старшего священника использовалось слово “протопоп”.

Условия принятия в первосвященники:

  • такой человек обычно является настоятелем храма;
  • посвящение совершает священнослужитель в чине архиерея через чин хиротесии;
  • в патриархате протоиерейство даётся только через пять (не ранее) лет после обряда награждения наперсным крестом или же через десять после хиротонии, при этом должно быть соблюдено условие – руководящая должность;
  • по согласованию с патриархом, архиерей может рукополагать протодиакона в протоиереи сразу, без дополнительных и промежуточных назначений;
  • в торжественных официальных речах к протоиерею принято обращаться “Ваше Высокопреподобие”; вместе с тем эпитет “преподобный” в различных вариантах является суто католической традицией в обращении к представителю белого духовенства;
  • на богослужениях все протоиереи поверх подрясника и рясы обязательно надевают фелонь (ризу), поручи и епитрахиль;
  • за особые заслуги Церковь может даровать первосвященнику право ношения митры, тогда такой протоиерей называется уже митрофорным.

Протоиерей в Православной Церкви – это очень важный по своему духовному значению человек, который во многом определяет всю христианскую иерархию.

Кто такой протоиерей в Православии?

В церковной иерархии протоиерей – это представитель белого духовенства, то есть священнослужитель, несущий службу за пределами монастыря. Этот титул означает старшего среди иереев, его получают в качестве особой награды.

Роль протоиерея в церковной иерархии?

В прежние времена старший священник носил титул протопопа. Протоиереем имеет право стать иерей после проведения чина хиротесии. Такое возвышение священнослужителя часто связано с необходимостью его назначения настоятелем православного храма.

Хиротесией называют возвышение священнослужителя в следующий по старшинству церковный чин за выдающиеся духовные достижения. Решение о подобном возвышении вправе принять исключительно епископат. В современном православии протоиерей, который относится к священнику, выше диакона. Следующими по иерархической лестнице идут епископ, митрополит и патриарх.

Классическое облачение включает в себя:

  • ряса;
  • подрясник;
  • риза;
  • поручи;
  • епитрахиль.

В монашестве этому чину соответствует игумен, именно он является главным среди иноков, находящихся в обители.

Когда протоиерей имеет выдающиеся достижения перед православной церковью, его могут в качестве награды возвысить до протопресвитера.

Обращаться к протоиерею по церковным правилам следует «Ваше Высокопреподобие». Оно соответствует католическому обращению «преподобный» к священнослужителю.

Кто имеет право получить сан протоиерея?

Для получения этого сана православный священнослужитель должен соответствовать следующим условиям:

  • прослужить пресвитером минимум 25 лет;
  • обладать официальным правом на ношение наперсного креста на протяжении минимум 5 лет;
  • до чина протоиерея священнослужитель повышается по указу Патриарха.

Существует особый порядок рукоположения в этот сан:

  1. Благословение, полученное священнослужителем от архиерея.
  2. Возложение руки архиереем на главу посвящаемого в этот чин священника.
  3. Произнесение молитвы;
  4. Еще одно благословение, полученное от архиерея.
  5. Молитва посвящения в чин протоиерея.
  6. Возглашение: «Аксиос».

В православной традиции существует особое отношение к возвышению священнослужителя в чин протоиерея. Еще святой Симеон отмечал, что провозглашение в чин протоиерея происходит не в случайном порядке, а должно быть обусловлено благодатью, ниспосланной Святым Духом, который дарует также благословение иераршее и апостольское.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector