0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лики святых: причисление к лику святости в православии, причины

Содержание

Почему причисляют к лику святых?

Каждый православный человек, молясь, хорошо знает, что обращается в своих мольбах он не только к Самому Господу, Его Пресвятой Матери и бесплотным существам (ангелам), но и ко святым. Святые — наши огромные помощники на сложном пути духовной жизни. Они молятся за нас ко Господу, наставляют и помогают во многих жизненных обстоятельствах. Кто может стать святым и как причисляют к лику?

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился. Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых. Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская. Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое. Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

Читайте о святой Марии:

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Что означают лики святых

В этом разделе приведем немного общей информации, чтобы понимать, что православные святые бывают разные. Это не значит, что одни святые «сильнее», а другие «слабее», как часто любит думать наш народ. Распределение подвижников по ликам связано с их земной жизнью и тем трудом, которые они понесли во славу Божию. Понятно, что святитель и юродивый, скорее всего, совершенно по-разному прожили жизнь, но тем не менее, они оба сподобились венца святости.

Существует довольно большой перечень ликов святости, приведем те из них, которые встречаются в нашей церкви особенно часто:

  • Благоверные — это правительственные особы, князья, которые во время своего правления сделали много полезного для укрепления веры в народе. Например, святой благоверный князь Владимир, который крестил Русь.
  • Великомученики — это святые, которые за исповедание христианства и веру в Господа претерпели особо ужасные мучения. К таким относятся святая великомученица Екатерина, святой великомученик Димитрий Солунский.

Как правило, в каждой верующей семье есть один или несколько особо почитаемых святых. Они могут быть канонизированы в любых ликах. Молитвы к ним даруют особую благодать и радость душе верующего человека.

Как происходит канонизация святого

Процесс признания умершего человека святым всей православной Церковью или поместно называется канонизацией. Можно сказать, что это официальное признание того факта, что свою жизнь человек прожил так, что сумел познать, что такое Божественный Промысел. И познать не умом, а познать опытно, пройдя достойно свой земной путь.

Важно! Православная Церковь не утверждает, что святыми являются только те, кто официально канонизирован. Мы не знаем о многих подвижниках, которые также сподобились венца святости, но он сокрыт от нас по неведомому замыслу Господа.

Вопрос о канонизации встает только тогда, когда опытным путем удается установить связь между Церковью и новым подвижником. Это происходит через молитвы, реальную помощь святого живым людям, с которыми возникает тесная духовная связь. Когда эта взаимосвязь не оставляет сомнений, тогда и происходит канонизация. Отмечается она особой торжественной службой в честь новоявленного подвижника. Сама процедура длительное время не была как-то регламентирована или установлена.

В первых веках решение о том, что тот или иной верующий должен быть причислен к лику святых принимало собрание общины. Позже, в Русской православной церкви этот вопрос решался на уровне епархии.

Сегодня в нашей Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:

  • праведная и благочестивая жизнь;
  • дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
  • сохранность тела без тления;
  • соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
  • страдания или смерть за веру.

Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека — это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Какие бывают святые: 9 ликов святости

Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.

Апостолы

Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.

Равноапостольные

Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.

Преподобные

Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.

Пророки

Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Бессребренники

Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.

Мученики

Мученики (мч.) — святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев — святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг — в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам, нежелании преступать заповеди Божии, чтобы защитить свою жизнь. XX век дал Церкви новый сонм святых — новомучеников.

Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.

Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Юродивые, блаженные

Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)

Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.

Праведные

Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).

Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.

Как причисляют к святым в православии и католицизме

Культ святых появился в христианстве давно. До раскола христианства огромное количество людей были признаны святыми. В 1054 года христианская церковь раскололась на Западную и Восточную. И хотя между ними нет почти никаких богословских противоречий, процесс причисления человека к лику святых у католиков и православных отличается довольно сильно. Сравниваем процедуры канонизации в двух главных ветвях христианства.

Какой человек может стать святым и сколько их всего

В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.

Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.

Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на :

  • апостолов,
  • бессеребренников,
  • блаженных,
  • великомучеников,
  • исповедников,
  • мучеников,
  • праведных,
  • преподобномучеников,
  • преподобных,
  • пророков,
  • равноапостольных,
  • священномучеников,
  • столпников,
  • страстотерпцев,
  • чудотворцев,
  • юродивых.

Даже мученики разделяются на типы: великомученики — это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики — мученики из духовенства, а преподобномученики — из числа монахов.

Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании — молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.

Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Процесс канонизации в православии

В православной церкви все совсем по-другому. В разные времена процедуры канонизации сильно отличались. Были времена, когда никого не канонизировали долгие годы. Например, в XVIII веке было канонизировано всего 13 человек. Исторически канонизировали только уже всенародно почитаемых божьих угодников. Причем чудеса, которые происходили от мощей человека или от молитв к нему считались важным, но не обязательным критерием. Самым главным было народное почитание и духовный авторитет. Также зачастую канонизировали людей, тела которых обнаруживали в нетленном состоянии — в православии это и по сей день считается доказательством особого божьего благоволения к праведнику. Четкая процедура канонизации была утверждена на соборах митрополита Макария в 1547-1549 годах. Решение о причислению к лику святых принималось собранием епископов и одобрялось митрополитом.

Сначала человек становится местночтимым святым. Таким статусом праведного человека имеет право наделить епископ с ведома патриарха. Причем патриарх лишь благословляет, то есть одобряет причисление к лику святых, но имеет право не принимать в этом процессе деятельного участия. А в монастырях почитание подвижника инициируется советом старцев.

Для общецерковной канонизации комиссия церкви проводит подробное изучение биографии святого. С 1989 года в Русской Православной церкви этим занимается Синодальная комиссия по канонизации. Она проводит расследование, а потом передает результаты Патриарху и Синоду, которые окончательно решают вопрос о канонизации.

За 29 лет эта комиссия канонизировала большое количество человек. В первую очередь новомучеников и исповедников Российских, то есть праведных жертв большевиков. К 2018 году их было 1779.

В целом, сложно судить о том, каким святым стать проще. Если для католического святого необходимо, прежде всего, несколько чудес, то для православия главный фактор — почитание верующими и авторитетность персоны.

Лики Святых в Русской Православной церкви Причисление к Лику Святых

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один — святой мученик, другой — страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Лики Святых в Русской Православной церкви

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель — последний пророк.

Равноапостольные

Лики Святых, обращавших в истинную веру через благовествование Евангелия, называются равноапостольными. Так обращаются к Марии Магдалине, святому императору Константину и его матери Елене, славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, святой княгине Ольге, святому князю Владимиру, крестившему Русь.

Святители

Святые, стяжавшие святость в архиерейском служении, достойно осуществлявшие Промысел Божий в достижении Царства Небесного, прославившиеся беспорочной жизнью и праведной кончиной, называются святителями. В их числе Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Первым русским святителем стал третий епископ Ростовский св. Леонтий (1077 г.).

Апостол Павел писал, что с помощью Святого Духа иному дается слово мудрости, иному слово знания, иному вера, иному чудотворения, иному пророчества, иному дары исцелений, иному различение духов, иному разные языки, а иному толкование языков, разделяя каждому свое.

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые князья Борис и Глеб, а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства — изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет «блаженный», синоним слова «юродиевый». В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был Василий Блаженный.

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете — Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых — Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг — сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Мир Ликийских Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые — это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.

По каким признакам причисляют к лику святых?

2 мая — день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).

Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») — это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны

в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.

Так по каким признакам причисляют к лику святых?

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает “мощь”, “силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.

Мощи святой Матроны Московской

Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.

При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.

Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.

На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).

Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре

Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).

«…И был причислен к лику святых…»: лики святости в Православной Церкви

Мы часто слышим устойчивую фразу «И был причислен к лику святых». Но многие ли знают, что скрывается за ней? Какие существуют лики святости, и чем отличается, к примеру, благоверный от преподобного, а страстотерпец от мученика? Для непосвящённого эти термины могут казаться синонимами, но в Православной Церкви есть чёткие критерии, по которым тот или иной святой канонизирован. Разнообразие ликов святости показывает и разнообразие путей в Царствие Небесное.

Святой (от праслав. svętъ, svętъjь) — личность, особенно чтимая за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство за людей перед Богом. В православии святым считается благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели, пребывающий после смерти на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Бог — единственный источник святости, соответственно, святой тот, кто соединён с Богом.

Почитание святых как угодников Божьих, предстателей ныне живущих перед Господом, зародилось в христианской Церкви с начала её существования. В память мучеников стали устанавливать особые праздники с совершением их чествования соответствующими молитвами. К IV веку уже сложилась определённая традиция почитания святых, узаконенная Гангрским и Лаодикийским поместными соборами. Развивается и определяется вероучение о почитании святых (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст), чему поспособствовало и возникновение различных ересей, в частности, приравнивание святых Богу в их почитании.

«Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. 1:17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который «един (есть)» в собственном смысле и самостоятельный «посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех» (1Тим. 2:5−6)»

В зависимости от вида понесённого при жизни подвига ради Христа, святых принято подразделять по ликам (или чинам) святости. Эти чины обычно указываются при полном представлении святого.

Апостолы (ап.) — посланники, ближайшие ученики Христа, призванные проповедовать христианскую веру Самим Господом. Сначала их было двенадцать (Пётр, Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев, Иоанн Зеведеев (Богослов), Фома, Матфей, Нафанаил (Варфоломей), Симон Кананит (Зилот), Иаков Алфеев, Иуда Алфеев (Фаддей), Филипп и Матфий, избранный на место Иуды Искариота), а также апостол Павел, отдельно избранный Господом. Потом ещё семьдесят — сподвижники в проповеди прямых учеников Спасителя, жившие в I веке, которых условно называют «апостолы от семидесяти», но на самом деле их было несколько больше, и не все они лично видели Спасителя.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола, Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелия, называются Евангелистами.

Подвиг апостолов заключался в проповеди христианства по всему миру, и большинство из них погибли мученической смертью. Так, из двенадцати учеников Иисуса только один Иоанн Богослов умер своей смертью.

Среди апостолов были не только мужчины, но и женщины, например, Прискилла, проповедовавшая вместе со своим мужем Акилой. Мария Магдалина, хотя и считается равноапостольной, по сути своего подвига являлась женщиной-апостолом, поскольку лично знала Христа и проповедовала христианское учение.

Равноапостольные (равноап.) — святые, которые распространяли христианское учение по всему миру подобно апостолам (преимущественно в первые века христианства), но не являлись учениками Христа и не слушали Его проповедей лично. Их немного, и многие имена на слуху даже у тех, кто всерьёз не интересовался историей христианства. В этом лике святых прославлены Аверкий Иерапольский, Мария Магдалина, Апфия Колосская, Фёкла Иконийская, Константин Великий и его мать Елена, княгиня Ольга и князь Владимир, братья Кирилл и Мефодий, Патрик Ирландский, Николай Японский (Касаткин), Савва Сербский, Нина Грузинская, царь Борис Болгарский, Косма Этолийский и Иннокентий Московский (Вениаминов).

Бессребренники (бесср.) — святые, отказавшиеся от богатства и безвозмездно помогавшие людям ради Христа. Большинство из них были целителями, лечившими людей не только при помощи врачебного искусства, но и молитвами, чудотворениями, основанными на безоглядной вере в Господа. Бессребренники буквально следовали заветам Христа: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

В лике бессребренников почитают Косму и Дамиана, целителя Пантелеиймона, Ермолая, Кира и Иоанна, Самсона Странноприимца, врача Диомида Никейского, Трифона, Фотия и Аникиту, Фалалея Киликийского, Прохора Лебедника, Агапита Печерского и других.

Благоверные (блгв.) — к этому чину причисляют правителей, послуживших Богу укреплением веры и нравственности, развитием Церкви и распространением христианства в подвластных им землях. В числе русских благоверных князей почитают: Александра Невского, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского, Иоанна Калиту, Даниила Московского, Игоря Черниговского, Олега Брянского, Анну Кашинскую и других.

Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) — Подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных с целью внутреннего смирения. Как правило, начинали свой подвиг с раздачи своего имущества и начинали скитаться, живя подаянием и ведя аскетический образ жизни, обличали (в том числе публично) людские пороки; будучи прозорливыми, иносказательно предсказывали будущее.

Есть и другие святые, которых в церковной традиции устойчиво именуют «блаженными», но которые не относятся к юродивым: Августин Иппонский (святитель), Иероним Стридонский (преподобный), Никита Константинопольский и Матрона Московская (праведная).

Среди православных блаженных юродивых наиболее почитаются: Ксения Петербургская, Василий Московский, Андрей Юродивый, Прокопий Устюжский.

Мученики (мч.) — святые, которые за веру в Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Акцент делается не на вид подвига (мучения), а на его смысл (исповедание веры даже под угрозой смерти). Мученики — это один из самых древних ликов святости, самый многочисленный и самый подкреплённый документальными свидетельствами. Уже с первых веков христианства мучениками считались те святые, которые до самой своей кончины под пытками исповедовали христианскую веру и не отреклись от неё.

Мучениками становились люди разного происхождения и социального статуса, в зависимости от которого они могли получить дополнительное уточняющее именование: мученики из числа монахов — преподобномученик, из священнослужителей — священномученик, из числа царских или знатных особ — великомученик (в первые века христианства, впоследствии значение этого термина изменилось). Применительно к мученикам недавнего времени (после Октябрьской революции) употребляют термин новомученики.

Первыми пострадавшими за Христову веру были архидиакон Стефан и святая Фёкла, и они удостоены называться первомучениками.

Мученики — самый многочисленный лик святости, из самых известных мучеников можно назвать сорок севастийских мучеников, мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, мученика Иустина Философа.

Великомученики (вмч., влкмч.) — в Русской Православной Церкви мученики, подвергшиеся особо жестоким и продолжительным истязаниям и пыткам: св. великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов.) — святые, открыто исповедовавшие веру во время гонения на христиан. В отличие от мучеников, исповедники после перенесённых ими мучений оставались живы и впоследствии умирали естественной смертью.

Святитель Киприан Карфагенский в середине III века предложил почитать исповедников наравне с мучениками, отмечая однако, что исповедником может считаться не каждый претерпевший мучения и не отрекшийся христианин, который остался жив, но лишь тот, кто всю оставшуюся жизнь провёл праведно и остался верен Господу: «Такой исповедник воистину славен, и за него церковь потом будет гордиться, но не стыдиться».

Среди тех, кого Церковь почитает с именем исповедника, можно упомянуть Павла Исповедника, Максима Исповедника, Мартина Исповедника, Василия Исповедника; из причисленных к лику святых в новое время — Луку Войно-Ясенецкого, архиепископа Симферопольского.

Священноисповедники (сщисп.) — исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Начертанные — исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова (Феодор и Феофан Начертанные).

Праведные (прав.) — святые, прославленные за праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру. Также к праведным причисляют ветхозаветных патриархов (Праотцы), почитаемых как образцы благочестия. Наиболее известны такие праведные святые, как: Авраам и Сара, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, царь Давид, Иоаким и Анна, Иов, Симеон Богоприимец, Симеон Верхотурский, Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев, Иоанн Русский, Пётр и Феврония Муромские, Матрона Московская, Феодор Ушаков.

Преподобные (прп.) — этим термином называют праведных святых из числа монашествующих, которые через молитвенный и физический труд стяжали Духа Святого и служили Богу, вели аскетический образ жизни, часто жили в пещерах или пустынях (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие). Многие монахи стали основателями огромных монастырей: Антоний Великий, Савва Освященный, Савва Сербский, Антоний и Феодосий Печерские и другие.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) — исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.) — преподобные, которые претерпели мучения за Христа. Например, преподобномученица Феодосия Константинопольская.

Пророки (прор.) — самый древний из ликов святых, поскольку почти все пророки жили до Рождества Христова. Пророки предсказывали события, связанные с Пришествием Христа, и проповедовали иудейскому народу покаяние в грехах. Всего в чине пророков Церковь чтит восемнадцать святых, выделяя двенадцать малых пророков и четверых великих — Исаию, Иезекииля, Иеремию и Даниила.

Особняком среди пророков стоит Моисей, выведший еврейский народ из Египта в Святую землю, и Иоанн Предтеча, Креститель Господень, единственный святой пророк, который относится к новозаветному времени.

Святители (свт.) — архиереи, прославившиеся своей праведной жизнью и пастырской деятельностью. Наиболее известные святители: святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Игнатий Брянчанинов, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов особенно почитаются, им посвящён отдельный праздник — Собор трёх святителей (отмечается 12 февраля).

Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних. (Преподобный Даниил Столпник, преподобный Симеон Столпник, Алипий Столпник, Никита Столпник).

Страстотерпцы – в этом лике почитаются знатные праведники, претерпевшие мучения не за исповедание христианской веры, а в результате заговора, гражданской войны, борьбы за престол и разгула человеческих страстей, и проявившие при этом христианские добродетели и смирение, — «закланные аки невинные агнцы», что роднит их подвиг с подвигом Христа. Среди святых страстотерпцев можно упомянуть князей Бориса и Глеба, царевича Димитрия Угличского, Дулу Египетского, князя Михаила Тверского, императора Николая II и членов его семьи.

Чудотворцы (чудотв.) — святые, при жизни ознаменовавшие своё служение вере Христовой явлением различных чудес. Можно сказать, что все святые посмертно обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса, в т.ч. и от мощей святых, являются основным условием канонизации.

Как видим, лики святости разделяются как по характеру совершённого подвига (исповедание христианской веры, праведная благочестивая жизнь, следование заповедям Христовым, распространение христианства), так и по происхождению и прижизненному социальному статусу святого (правители, священники, монахи, миряне).

И теперь мы можем сказать, что называть, например, императора Николая II и членов его семьи мучениками будет некорректно, потому что они пострадали не за исповедание веры, от которой их вынуждали отречься, а в результате заговора; но приняли свою смерть со смирением и всю свою жизнь старались следовать христианским заповедям добродетели как истинные страстотерпцы.

Как проходит канонизация святых?

Канонизация святых — особая процедура причисления к лику угодников Божьих. Все те праведники, чьи имена мы видим в церковном календаре, получили такой статус за свою подвижническую жизнь и многократную чудесную помощь всем, кто к ним обращается.

Те люди, к которым верующие могут обращаться в молитве, не обязательно официально прославлены как святые. Уже в самом слове канонизация, которое пришло к нам из греческого языка, заложен глагол «узаконивать». То есть, эта процедура помогает причислить к лику святых тех или иных праведников.

Она имеет официальный статус, поэтому очень часто длится десятилетиями, в то время как люди молятся перед могилами праведников. Кажется, и так понятно, что человек святой. Так зачем же такая длительная процедура? Как это происходило в первые века христианства?

Как раньше Церковь признавала святыми?

До IV века вообще не было никакой процедуры: община решала, что того или иного нужно причислить к лику святых. Епископ придавал этому решению «узаконенный» статус. Почему так? Это были века гонений христиан и мученических свидетельств за веру. Люди были свидетелями живой веры святых, их земных страданий и посмертной помощи.

Потом для канонизации святых надо было вносить их в специальный список мучеников — мартиролог. Общецерковный статус почитания подтверждал глава поместной церкви.

В Русской Православной Церкви такие функции ложились на архиереев (местночтимые святые) и церковные соборы (общецерковное почитание). В наше время для первого достаточно согласия патриарха, а для второго — положительного рассмотрения от архиерейского собора.

Нетрудно заметить, что в православном календаре есть много святых, прославленных разными поместными церквями: есть святые, подвизавшиеся как на территории Украины, Белоруссии, России, так и в Сербии, Греции, Америке и так далее. Это совсем не значит, что, например, Силуана Афонского или Паисия Святогорца сначала канонизировали в Греции, а потом во всех православных странах. Или Германа Аляскинского — сначала Американская православная церковь, а остальные последовали примеру.

Канонизация святого проходит только один раз, об этом извещают всех глав поместных церквей. Уже на местах вправе выбирать, добавлять ли того или иного угодника в церковный календарь. После официального почитания каждому праведнику пишут икону и службу.

Соответствие каким критериям играет важную роль в процессе прославления в лике святых?

«Требования» к праведникам

1. Канонизация святых — это всегда посмертная процедура. Каким бы хорошим при жизни ни был человек, подводить итог можно только после кончины.

2. Образ жизни и условия кончины. Жития святых рассказывают, как еще при жизни подвизались многие праведники, о молитвенных трудах и помощи другим, о подвигах постничества и свидетельствах веры. Кроме того, большинство угодников Православной Церкви претерпели мученическую кончину.

3. Чудеса. Берутся во внимание примеры как прижизненной удивительной помощи святых, так и посмертной. Святые исцеляли больных, иногда даже воскрешали умерших, помогали в трудных жизненных обстоятельствах.

Например, блаженная Матрона Московская, будучи слепой, могла еще при жизни многим открывать глаза на их духовные проблемы, лечить тяжелобольных. Сегодня по ее молитвам исцеляются от тяжелых болезней, в бездетных семьях рождаются долгожданные чада, люди находят работу или получают жилье.

4. Чтобы причислить к лику святых, необходимо достаточное количество достоверных примеров помощи угодника Божьего. Обычно те, кто стали свидетелями действия Божьей благодати через святого, оставляют письменное свидетельство, указывают имя и место пребывания, а также детальное описание того, как произошло чудо. Специальная комиссия (в РПЦ — синодальная комиссия) десятилетиями рассматривает такие примеры, чтобы потом ни у кого не возникало сомнений, что прославили действительно святого.

5. Нетленность мощей. На самом деле, это факультативное условие, хотя в народе именно на него в первую очередь обращают внимание. Это еще одно видимое подтверждение святости.

В пещерах Киево-Печерской лавры находятся останки 122 святых. Паломники со всего мира могут поклониться мощам. У некоторых преподобных открыты руки, чтобы не возникало сомнений, что здесь нет обмана. Кроме того, часто приходится слышать удивительные приятные запахи (от святых исходят благовония, кроме того, все они разные).

Матушка Алипия, оптинские новомученики, Иоанн Крестьянкин — еще не канонизированы, но уже многими прославляемы

Вообще сама процедура канонизации святых требует длительного времени. Например, в РПЦ многих праведников прославили как святых только в 1990-х, тогда как к ним, как к угодникам Божьим, обращались еще в XIX-начале ХХ веков (например, Максим Грек, Иоанн Кронштадтский).

Матушка Алипия, чьи мощи находятся в Голосеевской Пустыни в Киеве, еще не прославлена как святая, хотя со дня ее кончины уже прошло 27 лет. Но каждый день к ней обращаются сотни и тысячи людей с разных уголков мира. У людей не возникает никаких сомнений, что в ближайшее время ее официально прославят.

Просто нереально собрать все письменные свидетельства ее удивительной помощи. Но даже задокументированная часть внушает доверие — четыре тома книги «Стяжавшая благодать». Если это все детально изучить, то будет очевидно, что ее надо причислить к лику святых.

Оптинскими новомучениками называют иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убитых на Пасху 1993 года. Об их жизненном пути и служении Богу написала Нина Павлова в книге «Пасха красная», тысячи людей приезжают в Оптину пустынь и на могилы новомучеников. Также есть много свидетельств их помощи.

Например, одна женщина из Нижнего Новгорода делала родным пасхальные подарочки — яйца из бисера. Попав после этого праздника в Оптину, такой подарочек она привезла и новомученикам, оставив его на могиле особо полюбившегося инока Трофима. На могилах помолилась о том, чтобы Бог послал ей сына. Через 9 месяцев у них с мужем родился мальчик. Трофим.

Иоанн Крестьянкин умер в 2006 году. Всю жизнь посвятил Богу и храму, за веру прошел тюрьму и лагерь, до кончины был архимандритом Псково-Печерского монастыря, в пещерах которого и похоронен. На сей день причислили к лику святых девять преподобных отцов Псково-Печерских, а по благословению старца архимандрита Иоанна Крестьянкина им была составлена служба.

Иоанн еще при жизни имел дар пророчества, хотя тщательно это скрывал, не любил, когда его называли старцем. В своей книге «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывает о некоторых из них (о духовной дочери Иоанна Крестьянкина, которая ослушалась предупреждения духовного отца и умерла через день после пустяковой операции — удаления катаракты, о мальчике, которого старец не благословил на хирургическое вмешательство).

Конечно, Синодальной комиссии требуется много времени, чтобы изучить жизнь и помощь Иоанна Крестьянкина, но духовные чада и многие слышавшие о старце, уже сегодня обращаются к нему с молитвами.

Канонизация святых — это довольно сложная и требующая много времени процедура. Нужно собрать доказательства, изучить жизнь и чудеса. У Бога все намного проще: он награждает особой благодатью тех, кто еще на земле сделал правильный выбор. С одной стороны, канонизация только подтверждает этот статус, а с другой — помогает неподготовленным не попасть на особую уловку дьявола — лжечудеса.

Святость и святые: к вопросу о канонизации

Святость

понятие святости было известно уже в античности. В классическом греческом языке противоположным по значению понятию «святой» является понятие «профанный» (греч. profanoV), означающее мирское, будничное, рутинное, не имеющее особой ценности и, потому, не достойное особого почитания. Профанным является всё то, что не имеет существования в объективной вечной действительности, которая единственная, в соответствии с античным представление о мире, была ценной и подлинной, а потому достойной почитания. Другими словами «профанное» не имеет будущего как преходящее и исчезающее.

Противоположность «профанного» — «святое» (греч. agioV), означающее объективное, вечное и подлинное, то есть то, что само имеет отношение к божественной действительности (например, античные боги, небожитель), или же каким-то образом соотносится с миром божественного (герои-полубоги, святые места, реликвии и т.п.). Так понималась святость в античности.

«Святой» означает «избранный для особых целей», «особый», тогда как его противоположность «профанный» относится к «серой массе» явлений и не имеет особой ценности.

Относительно того, как святость являет себя в христианах апостол Пётр писал:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;»

Апостол считает, воспринявшие благую весть Христа о спасении христиане являются избранными среди всего человечества. Эти слова апостола необходимо понимать в том же контексте, что и притчу Христа о Своих учениках как соли земли (Maтф. 5:13), а также слова апостола Павла о дрожжах, поднимающих всё тесто (1.Koр.5:6). Другими словами, в христианстве святым является тот, кто своим жизненным подвигом при содействии божественной благодати достиг богообщения, к которому человек был призван уже при сотворении.

Святые

В Средние века почитание святых было существенной составляющей духовной жизни Церкви, хотя оно и развивалось по-разному на Востоке и на Западе. В Православии святыми почитаются те подвижники веры, кто в вере и любви активно стремились к уподоблению Богу, богоподобию, и в ходе этого процесса в преизбытке испытали на себе спасающее воздействие божественной благодати. Святой подвижник достиг личного спасения и стал причастным вечной жизни и святости.

Вообще, очищение через подвиг и уподобление Христу остаётся целью жизни каждого христианина:

«и уже не я живу, но живет во мне Христос.»

Об этом учил и Сам Иисус Христос:

«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.»

Церковь прославляет совершенные святыми подвижниками с помощью божественной благодати подвиги и дела, почитая в этих людях Самого Бога, служению Которому святые посвятили всю свою жизнь. Главная причина этого прославления – действие божественной благодати в это мире и среди людей. Свидетелями этого спасающего действия являются святые. Святые Церкви – самые надёжные свидетели христианской веры.

В Священном Писании Бог однозначно запрещает служение или поклонение (греч. latreia) кому бы то ни было, кроме Бога (Ис.42:8; Матф.4:10; 1.Tим.1:17), однако не запрещает почитания (греч. douleia), воздаваемого Церковью верным служителям Бога. Православная церковь почитает святых именно как служителей Бога и Его верных друзей, но не как небожителей или неких посредников в деле спасения.

Христос утвердил ветхозаветную заповедь:

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Однако Он же наставлял учеников:

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших».

Церковь – тело, глава которого — Христос, и достигающие спасения в Церкви участвуют в жизни и силе Христовой, то есть обóживаются, становясь «богами по благодати Бога».

Ввиду различий христианского подвига и духовной восприимчивости между христианами существуют как количественные, так и качественные различия в святости. Формы аскезы, а равно и проявления святости могут различаться, ввиду персональных качеств подвижников. Подвиг – всегда личен по существу, и носит творческий характер.

В числе прочих, Церковь различает следующие «категории» святости или т.н. лики святых:

— преподобные (монашествующие в т.ч. пустынники и столпники)

— святители (церковные иерархи)

— равноапостольные (принесшие свет христианской веры целым народам)

— бессребренники, Христа ради юродивые, блаженные и пр.

Приведённый список далеко не полон, потому что в разные эпохи являются соответственные ему образы святости. Так, в период с XVIII по XXI века по всему миру к лику святых было причислено множество т.н. новомучеников и исповедников, ввиду постигших христиан в разных странах масштабных гонений.

Церковь не знает всех своих святых по имени. По этой причине в церковном году в первое воскресенье после Пятидесятницы празднуется память всех святых. Тогда Церковь вспоминает не только официально канонизированных подвижников, но и всех достигших спасения от начала времён.

Главным критерием, по которому Церковь узнаёт о том, что тот или иной усопший подвижник достиг спасения, является чудо – особом знаке, подаваемом Богом через Своего святого. Чудо означает, что духовные силы достигшего спасения святого подвижника освобождаются для конструктивных дел любви, а не направлены более на достижение личного спасения. Именно поэтому те из христиан, кто подвигом и аскезой достигли духовной свободы в Боге, могут обратить свои силы на помощь тем, кто в этом нуждается. Как уже достигшие личного спасения святые могут направить свои духовные усилия в виде молитвы и заступничества перед Богом на помощь продолжающим свой подвиг среди живущих. Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует о действенной помощи святых по молитвам, обращённым к ним. «Активность» в помощи того или иного святого может объясняться различием его собственного подвига и духовного величия, ибо «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.» (1. Кор.15:41).

Духовный подвиг представляет собой весь комплекс добровольных усилий христианина в деле стяжания Духа Святого. Подвиг – это всегда шаг навстречу Богу. Безусловно, что встреча со Христом носит для каждого христианина личный характер, и потому она не нуждается в посредниках и переводчиках. Молитва Церкви, обращённая к святым: мужчинам и женщинам, взрослым, детям и старикам не объясняется тем, что они являются посредниками в общении со Богом, ибо «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» 1.Tим.2:5). Этот молитвенный призыв объясняется тем, что святым довелось пройти тот же путь ко спасению во Христе, которым идёт каждый христианин. Святые составляют с современными чадами Церкви единую семью, что даёт дерзновение обращаться к ним в молитвах и просить их помощи и поддержки.

По учению Восточной Церкви для встречи с Богом человек не должен погрузиться в одиночество. Даже так, что человек не имеет права изолироваться от ближних и дальних, всего человечества. Христос наставлял учеников обращаться к Богу «Отче наш», а не «Отче мой». В Церкви спасение достигается через участие в жизни и подвиге всей общины. Поэтому обращение к братьям и сёстрам, искавших и нашедших путь ко спасению, независимо от форм их собственного аскетического подвига, выводит единство Церкви как общины верующих на совершенно новый уровень соборности или общности. Через молитвы к святым и через молитву святых в Церкви реализуется единство окончивших свой аскетический путь и достигших спасения с теми, кто быть может лишь ищет этого пути, только вступил на него или идёт им.

Святые подвижники – почившие в Господе участники общины, объединяющей живущих во Христе и усопших во Христе в единое целое – Церковь Христову. Святые подвижники – сомолитвенники живых, их друзья и помощники. Хотя участь человека и будет решаться на Страшном суде, вечная жизнь начинается уже в этом времени, в Церкви.

Уже в ранняя Церковь почитала святых свидетелей веры, ежегодно отмечая дни их памяти как церковные праздники: за богослужениями возглашались тексты, прославляющие их жизнь и подвиг святых, читались молитвы к ним. На местах захоронений святых строились храмы и часовни. Официально почитание святых в Церкви было принято в IV столетии на Лаодикийском соборе (363-364 гг.). В то же время составленные литургические тексты литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста также содержат поминовение святых и обращение к ним в молитвах. Подобным образом, о почитании святых и обращении к ним в молитвах свидетельствуют и труды раннехристианских писателей и отцов Церкви (например, Тертуллиана ок. 160-220 гг. и св. Киприана Карфагенского. ок. 200-257). Необходимо отметить, что почитание святых имеет место в практике древних христианских общин, отколовшихся от единства с Церковью в раннюю эпоху, таких как Армянская апостольская церковь, Коптская церковь в Египте или Эфиопская церковь.

Канонизация или сопричтение к лику святых

Канонизация или сопричтение к лику святых (лат. canonisatio, от греч. глагола kanonizw — узаконивать, делать правилом) – процесс, в рамках которого решением Церкви тот или иной подвижник провозглашается святым, достойным церковного почитания. Тем самым Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, призывает своих чад иметь их подвиг примером для себя и обращаться к святым как своим помощникам и заступникам перед престолом Божиим.

В Православной церкви канонизировать подвижника может лишь высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный Собор или Синод.

В Древней Церкви ветхозаветные праотцы, праведники и пророки, а также апостолы и мученики эпохи гонений почитались местными общинами без принятия соответствующего решения авторитетными административными органами, просто ввиду самоочевидности их примера в свидетельстве веры для верующих. Как правило, почитание имело своим основанием благословение главы местной общины – епископа. О традиции церковного молитвенного и литургического поминовения в Древней церкви свидетельствую т.н. церковные календари того времени, представляющие собой списки имён, почитаемых святых. Уже в IV веке существовала практика церковного поминовения тех или иных святых в определённые дни годы, которые, как правило, являлись днями их смерти. Впоследствии церковной иерархией был принят порядок причисления подвижника к лику святых с тем, чтобы оградить верующих от почитания как святых лиц с сомнительной репутацией и еретиков. Так возникло различие между местным почитанием подвижников, не имеющим общецерковного признания, но популярным среди верующих в том или ином регионе, и официальной канонизацией, после которой почитание святого принимает общецерковный характер.

В отличии от Западной церкви в Православии не было выработано чёткого юридического протокола проведения канонизации. Обычаи разнятся в разных Поместных церквях, ввиду различий общего подхода и отношения высшей церковной власти. Чаще всего продолжающаяся местная практика почитания подвижников утверждается впоследствии на общецерковном уровне. Бывают и обратные случаи. В исключительных случаях, в случае обнаружения особо важных фактов относительно проведённых ранее канонизаций, решение о причислении к лику святых того или иного подвижника может быть пересмотрено и даже отменено высшей церковной властью. Однако на практике такие случаи исключительно редки.

Канонизация или причисление к лику святых усопшего подвижника, со стороны Церкви означает признание его достоинства перед Богом, знаком чему служат чудеса. Святой подвижник достиг цели христианской жизни – спасения, и в этом смысле он является, прежде всего, ярким примером того, что христианская вера может приносить плоды. Поэтому сама по себе канонизация носит педагогический характер. Причисляя того или иного подвижника к лику святых Церковь призывает своих чад внимательно отнестись к его жизни с тем, чтобы, по возможности, следовать его примеру. Жизнь святого – пример всему церковному люду.

Хотя единой последовательности канонизации в Православной церкви не было выработано, в числе основных используемых в Поместных церквях критериев оценки жизни и подвига того или иного кандидата к канонизации можно назвать следующие:

— народное почитание или народная память, зачастую продолжающаеся уже после смерти подвижника (основной критерий, ибо уважение и почитание не могут быть навязаны)

— благочестивая (не означает безгрешная) жизнь

— чистота веры (не исключает личного ошибочного понимания и толкований, но предполагает принципиальную верность учению Церкви)

— чудеса при жизни или после смерти (достаточно одного, освидетельствованного специальной церковной комиссией и признанного подлинным)

— наличие нетленных мощей (важный, но необязательный критерий, более характерной для славянской православной традиции).

Причисление подвижника к лику святых означает, в первую очередь, что с момента официального прославления Церковь начинает обращаться к нему молитвах и песнопениях за общественными богослужениями. Если в соответствии с устоявшейся практикой об усопших христианах Церковь молится на особых заупокойных службах: парастасах, панихидах и литиях, то к святому, в спасении которого Церковь уверилась посредством его свидетельства о Христе до смерти (мученики) или чудес, совершённых ими самими или произошедших по их молитвам (все остальные святые), Церковь совершает молебны, в которых испрашивает его помощи и заступления перед Богом. Таким образом, официальным прославлением новоканонизированного святого являются торжественные богослужения, за которыми он поминается в лике святых, совершаемые после принятия соответствующей церковной инстанцией решения о его канонизации.

Днём ежегодной памяти святого ещё со времён ещё Ранней Церкви принято считать день его смерти.

После принятия решения о причисления подвижника к лику святых, по соответствующему поручению церковных властей ему составляется официальное житие, литургические тексты и пишется икона. На торжественном богослужении, связанном с прославлением святого для поклонения верующими при их наличии могут выставляться его святые мощи (останки) и реликвии (предметы и одежда, находившиеся в употреблении святого).

Текст: диакон Владимир Сократилин

Фото: Фрагмент иконы «Страшный суд» (1579 г.) изображающий Мессианский пир святых у Бога в Небесном Иерусалиме/Раю

Доска объявлений

Приём заявлений отжелающих в возрасте от 15 до 24 лет продлится до 15-го октября.

Этой осенью Православной епархией Оулу организуется цикл встреч для всех желающих с митрополитом Оулу Илиёй (Валгреном). Первая встреча состоится 6-го октября.

Экуменическим советом Финляндии объявлен ежегодный конкурс на присвоение звания «Экуменическое дело 2020 года». Срок подачи предложений до 12.11.2021.

Административный центр ФПЦ в сотрудничестве с Валаамским Народным университетом 16.–17.11. будет проведена открытая интернет-встреча, посвящённая диаконическому служению.

Курс посвящён изучению православной богослужебной терминологии и транслитерации основных молитв.

Читать еще:  Православие и внематочная беременность: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы, можно прерывать или нет
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector