0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто такие святые: определение, кого называют и кто становится, кого причисляют

Кто становится святым

Выражение «Святыми не рождаются, ими становятся» актуально и поныне. Святых начали почитать в самом начале христианства, начиная с апостолов, а затем к ним присоединились верные последователи Христа, принявшие мученическую смерть, но сохранившие веру.

В православии праздник Всех Святых отмечается в первое воскресенье, следующее за Троицей, в знак того, что святость является плодом Духа Святого, сошедшего на Пятидесятницу. По церковным канонам запрещено называть наделенных ликом святости безгрешными, ибо безгрешен только Бог.

Церковь почитает после смерти тех людей, которые обрели Дар Божьей благодати тяжелым путем раскаяния, терпения, послушания, умерщвления своей плоти и страстей или мученической смертью.

Святые, кто они

Святые — люди, проявившие на протяжении жизни святость, праведность, выстоявшие в самых трудных испытаниях, отдавшие жизнь за веру, порой принявшие мученическую смерть. По словам апостола Павла святостью наделен каждый человек, признавший Творца своим Отцом.

События последнего времени свидетельствуют о скором приходе Христа, когда будет важно только одно — проявление Божьей святости через святость любви. Каждый человек имеет право выбора между Царством Божьим, что грядет, или жизнью по законам мира вне причастности к Богу.

Людям не дано постичь святости Бога, но открыт путь стремления к ней. По словам Антония Сурожского святым является человек, который сумел открыться Богу и позволил Ему действовать в своей жизни, при этом являясь чудом вечных ценностей для окружающих.

Важно! Для канонизации человека в статусе святого важны не чудеса, а добродетели, прославившие Господа, давшего силы святости.

Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле.

Разбойник, висевший рядом с Иисусом на кресте, после признания Христа Богом, попал в рай (Луки 23:39-41). Высшая степень духовного развития человека — святость, которая приходит через спасенность и праведность.

Почему Иисус сказал, что мытари и блудники попадут в Царство Божье раньше фарисеев? (Матв. 21:31) Люди, считающие себя праведными, не оставившие проявлений гордости и превозношения над другими людьми, никогда не попадут в Небесное Царство. По словам Христа, это мерзость, приравненная к тщеславию, лукавству, зависти.

Человек, способный увидеть недостатки в самом себе, признать их и раскаяться, может обрести благодать святости.

Определение праведности дано в Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем, что поступать с людьми следует так, как мы того желаем для себя лично. (Матв.7:12). Это пожелание напрямую связано с второй заповедью Бога, о том, что ближнего надо любить, как самого себя. (Матв. 12:31).

Праведные христиане никого не обижают, никого не угнетают, усмиряют в себе страсти, способные нанести вред окружающим. Праведность — основная ступень для достижения святости, она укрепляется в борьбе за чистоту:

  • чувств;
  • мыслей;
  • желаний;
  • сердца и ума.

Праведность приходит тогда, тогда все противное заповедям Иисуса буквально умирает для человека. Это возможно только после постоянного пребывания в Слове Божьем, посланий Отцов Церкви и непрерывной молитве, одной из основных является Иисуса молитва.

По словам Павла Флоренского, истинность святости проявляется в любви к Богу не во имя личного спасения, для обретения благополучия, успеха, в истинном подражании Ему, желании наполниться Божьей природой, подчинении жизни основным принципам Божественного Откровения.

С древнееврейского языка слово «кадош», которое переводится, как святой, означает отделенный от мира, не принадлежащий к общепринятому порядку, полное подчинение любви Божественной. Это определение дает объяснение тому, почему некоторые полководцы и государственные мужи, принесшие победы, совершившие определенные подвиги во имя народа и державы, не канонизированы.

Так, Александр Невский, только после принятия монашества с именем Алексей, воздавший всю славу Богу за одержанные победы, был канонизирован и внесен в списки благоверных.

Лики святости в православии

Апостолы — ученики Иисуса, сопровождавших Его во время пребывания на земле. В начале вокруг Христа было 12 учеников, потом к ним присоединилось еще 70. Четверо из них написали четыре Евангелия, и стали называться Евангелистами, при том, что Марк и Лука никогда не видели Иисуса на земле, они сопровождали апостола Павла.

Перво Верховными апостолами называют Петра и Павла за их вклад в распространение христианской веры.

Бессребрениками Церковь называет избранных служителей во славу Господню, безвозмездно служивших людям на поле исцеления от физических и духовных болезней. К ним причислены Косма, Дамиан, а также Пантелеимон, Иоанн, Кир, Ермолай.

Благоверные — благочестивые князья и монархи, проявившие подвиг благочестия, милости и укрепления православной веры, забыв при этом о властных полномочиях и родовом происхождении. Жизнь князя Даниила Московского или благоверной великой княгини Анны Кашинской является ярким примером такого подвига.

Блаженные — еще их называют юродивыми, это люди, ставшие внешне безумными ради Христа, усмиряя таким образом внутреннюю гордыню. Блаженная Матрона Московская, юродивая Ксения Петербургская и многие другие являли собой образцы смирения и любви к людям.

Мученики — христиане, умерщвленные за веру во Христа. Ярким примером служат Вера, Надежда Любовь и их мать София.

Великомучениками называют святых, претерпевших жестокие мучения, а часто и смерть за Спасителя, среди них много как мужчин, так и женщин, это влкмц Варвара, Екатерина и многие другие.

Исповедники — те же мученики, но после перенесенных испытаний они не были казнены, а мирно почили в Боге.

Начертанными стали называть исповедников, на лице которых мучителями были написаны бранные слова.

Преподобноисповедниками называют исповедников, которые приняли монашеский постриг.

Священноисповедниками называют исповедников, имеющих сан священника.

Новомучениками названы христиане последнего времени, отдавшие жизнь за распространение православной веры в период после революции.

Праведные — христиане, ведущие благочестивую жизнь, но при этом они создают семьи подобно Иоакиму и Анне.

Преподобные — благочестивые христиане, которые посвятили себя Господу, при этом отказались от благ цивилизации, живя в девственности, соблюдая посты, пребывая в молитвах день и ночь, подобно Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим.

Пророки — поставленные Богом люди, через молитву и общение с Творцом могли предсказывать будущие события не только конкретных людей, но и целых государств, ведомые Духом Святым во имя спасения людей.

Равноапостольные — благоверные или благочестивые, перенявшие у апостолов дар распространения христианской веры, Марии Магдалине, святой Нине, царице Елене и другим несли Евангелие по миру.

Чудотворцами можно назвать всех святых, ибо для канонизации творение чудес является обязательным условием канонизации. Именно к чудотворцам обращаются христиане в молитвах в случае беды и проблем со здоровьем.

Читать еще:  Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

Для пребывания в святости недостаточно жить праведной жизнью, это должно быть нормой для христиан, необходимо приобрести такую чистоту сердца, чтобы в нем не было места страстям, а жила только одна нужда-общение с Творцом.

Кого Церковь причисляет к святым

Каждый христианин знает, что свят только Господь. Ни один человек на земле не скажет, что он свят, ибо Библия пишет, что все согрешили. Церковь называет святыми христиан, которые поистине стали Божьими, подобно израильскому народу, называемому в Старом Завете святым, ибо он был создан Богом.

Канонизация человека в православии возможна только после его смерти, и исследования чудес. Задолго до канонизации были явлены чудеса как при жизни, так и после смерти блаженной Матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, юродивой Ксении Петербургской и других.

Православная Церковь канонизирует праведников не для их возвышения, они уже получили награду на Небесах, а для оставшихся на земле, как пример подражания. При канонизации Церковь тщательно изучает не только жизнь, но и смерть человека, причисленного к лику святых.

Условия канонизации во все времена основаны на истинной святости, подтвержденной свидетельствами:

  • Церковь и люди являются свидетелями святости праведника;
  • принятие мученических страданий или смерти за Христа;
  • совершение чудотворений через молитву;
  • совершение первосвятительского и святительского служения;
  • при отсутствии чудотворения ведение добродетельной, праведной жизни;
  • безукоризненная православная жизнь;
  • широкая известность среди населения;
  • искреннее народное прижизненное почитание.

При Церкви создана Епархиальная комиссия, скрупулезно рассматривающая документы на причисление к лику святых, после чего те направляются в Синод, где и выносится окончательное решение. Новопреставленного святого почитают торжественной службой, после этого пишется его икона.

Древняя Церковь причисляла к лику святых всех святых, пострадавших за христианскую веру, ибо мученическая кровь смывала все грехи. История православия хранит много прекрасных людей, которые много совершили добрых дел для человечества, но святость подразумевает совсем другое.

Даже обладая дарами, такими как чудотворение, прозорливость или исцеление, человек не может считаться святым. Об этом нас предупреждает Новый Завет (Матв. 24:24-25), говоря о том, что последнее время будет характеризоваться явлением лжепророков и лже чудес. Колдуны, экстрасенсы творят чудеса, но не являют собой образец святости.

Зачем молиться святым

Полки книжных магазинов завалены литературой, гарантирующей исцеление и избавление от зависимости при условии почитания целителя и исполнения определенных обрядов. Все это берет начало в язычестве.

Православная Церковь подчеркивает святость праведников, которые стали молитвенником Господними, при этом делается акцент не на силу причисленного к лику святых человека, а на мощь и благодать Бога.

Важно! Православные верующие обращаются к святым в молитве, когда чувствуют недостаток личной веры. Как часто можно слышать просьбу к друзьям о том, чтобы поддержали в молитве.

Сам Господь через книгу Иова сказал молиться о других. Грешная натура земного человека не позволяет ему близко приблизиться к создателю, поэтому люди и взывают к святым, доказавшим при жизни любовь к Творцу и человечеству.

Какому святому и когда молиться

Православная Церковь не поддерживает «выборность» святых, помогающих в тех или иных случаях. Почему при боли в голове надо обязательно молиться Иоанну Предтечи по причине его отрубленной головы, или при проблеме с глазами почитать только Матрону Московскую?

Святым целителям, таким как Пантелеймон, Лука, Антип, Харлампий и другим при жизни был дан дар исцеления, который остался со святыми и на Небесах.

Безусловно, изучив жизнь святого воина, ему будут поклоняться воины, а мореплавателю, укрощавшему бури на море, таки как Николай Угодник, возносят молитвы моряки.

Православие называет это благочестивой самодеятельностью. Порой люди сами выдумывают правила поведения и молитвы, как сесть или встать, сколько раз поклониться, и с какой стороны свечу поставить у иконы святого. Это своего рода магизм, а Господь хочет видеть горячее сердце, чистые помыслы, окаянную душу.

Совет! Молитва святому обязательно принесет результат, если просящий будет жить по примеру праведника, к которому обращается.

Исследование жизни святого отзовется в сердце просящего желанием молиться ему, уподобляться чистоте и святости. Чем больше примеров праведности мы будем иметь перед глазами во время молитвы, тем крепче будет становиться вера, и тем чаще будет приходить ответ на молитвы, ибо сказано, что по вере вам дано (Матв.9:29).

Как причисляют к святым в православии и католицизме

Культ святых появился в христианстве давно. До раскола христианства огромное количество людей были признаны святыми. В 1054 года христианская церковь раскололась на Западную и Восточную. И хотя между ними нет почти никаких богословских противоречий, процесс причисления человека к лику святых у католиков и православных отличается довольно сильно. Сравниваем процедуры канонизации в двух главных ветвях христианства.

Какой человек может стать святым и сколько их всего

В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.

Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.

Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на :

  • апостолов,
  • бессеребренников,
  • блаженных,
  • великомучеников,
  • исповедников,
  • мучеников,
  • праведных,
  • преподобномучеников,
  • преподобных,
  • пророков,
  • равноапостольных,
  • священномучеников,
  • столпников,
  • страстотерпцев,
  • чудотворцев,
  • юродивых.

Даже мученики разделяются на типы: великомученики — это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики — мученики из духовенства, а преподобномученики — из числа монахов.

Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании — молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.

Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Читать еще:  Общение с Богом: как и где правильно поговорить с Господом, правила и особенности

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Процесс канонизации в православии

В православной церкви все совсем по-другому. В разные времена процедуры канонизации сильно отличались. Были времена, когда никого не канонизировали долгие годы. Например, в XVIII веке было канонизировано всего 13 человек. Исторически канонизировали только уже всенародно почитаемых божьих угодников. Причем чудеса, которые происходили от мощей человека или от молитв к нему считались важным, но не обязательным критерием. Самым главным было народное почитание и духовный авторитет. Также зачастую канонизировали людей, тела которых обнаруживали в нетленном состоянии — в православии это и по сей день считается доказательством особого божьего благоволения к праведнику. Четкая процедура канонизации была утверждена на соборах митрополита Макария в 1547-1549 годах. Решение о причислению к лику святых принималось собранием епископов и одобрялось митрополитом.

Сначала человек становится местночтимым святым. Таким статусом праведного человека имеет право наделить епископ с ведома патриарха. Причем патриарх лишь благословляет, то есть одобряет причисление к лику святых, но имеет право не принимать в этом процессе деятельного участия. А в монастырях почитание подвижника инициируется советом старцев.

Для общецерковной канонизации комиссия церкви проводит подробное изучение биографии святого. С 1989 года в Русской Православной церкви этим занимается Синодальная комиссия по канонизации. Она проводит расследование, а потом передает результаты Патриарху и Синоду, которые окончательно решают вопрос о канонизации.

За 29 лет эта комиссия канонизировала большое количество человек. В первую очередь новомучеников и исповедников Российских, то есть праведных жертв большевиков. К 2018 году их было 1779.

В целом, сложно судить о том, каким святым стать проще. Если для католического святого необходимо, прежде всего, несколько чудес, то для православия главный фактор — почитание верующими и авторитетность персоны.

По каким признакам причисляют к лику святых?

2 мая — день памяти святой Матроны Московской. Матрона Никонова почила 2 мая 1952 года. Эта святая еще совсем недавно жила среди людей, совершая исцеления и многочисленные чудеса. Спустя всего 47 лет после кончины 2 мая 1999 года святая Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии (общецерковная канонизация состоялась в октябре 2004 года).

Сегодня нам хочется рассказать о том, как церковь прославляет человека в лике святых.

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») — это признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Однако это не значит, что святыми являются только те люди, которые были канонизированы, ведь жило множество святых, которые почили в безвестности.

Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека, эта процедура очень долгая и кропотливая. Для этого специальная комиссия рассматривает жизнеописание праведника и решает, достоин ли он канонизации.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Чин канонизации блаженной старицы Матроны

в Покровском ставропигиальном женском монастыре. 2 мая 1999 г.

Комиссией изучаются житие, подвиги, труды канонизируемого, воспоминания современников о нем, факты, подтверждающие чудотворения, если таковые были, изучаются также мощи праведника.

Так по каким признакам причисляют к лику святых?

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне” на Поместном Соборе от 1 октября 1993 года излагал следующие признаки святости православных подвижников:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).

2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).

3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).

4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.

5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.

6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.

7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;

б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Определенное значение в вопросе канонизации имеют мощи (однако это не является обязательным условием). По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает “мощь”, “силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, которые стали свидетельством их причастности к Божественной благодати.

Мощи святой Матроны Московской

Также свидетельством святости является миро, которое иногда чудесным образом образуется на мощах святых.

При прославлении в лике святых для нас важно, что с точки зрения Церкви, не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизацией признаются заслуги подвижника, а также уверенность в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему.

Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним, за стремление очиститься от пороков и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются примером для христиан.

На первый взгляд кажется, что именно благодаря народу, тот или иной человек причисляется к лику святых, ведь первой ступенью к канонизации является почитание праведника еще при жизни, а потом и после его кончины. На самом деле это не совсем так. Святость человека определяется не людьми, а как бы самим Господом. Бог посылает людям зримые сигналы святости этого человека (например, исцеление больного на могиле святого или прозорливость святого при жизни).

Очередь к иконе Святой Матроны Московской в Покровском монастыре

Чаще всего, после положительного решения Синодальной комиссии о причислении к лику святых и благословения Святейшего Патриарха, святой сначала становится местночтимым (в монастырях и епархиях), а по мере почитания и общецерковным святым. Далее назначается день празднования нового святого, составляется служба, пишется икона, а также житие.

Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь (имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах).

Кто такой преподобный и кто такие святые?

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Читать еще:  Исповедь в православии: как правильно исповедоваться и готовиться к обряду, особенности и нюансы

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный Силуан Афонский
  • преподобный Паисий Святогорец
  • преподобный Серафим Вырицкий

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики — убиенные преподобные.
  • Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Святые: какие приняты сокращения

Церковью принята система сокращений, которая сейчас активно используется в духовной литературе. Не все эти слова означают святость, но они употребляются в написании имен тех или иных святых.

  • ап. — апостол
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блж. (блаж.) — блаженная, блаженный
  • вмц. (влкмц.) — великомученица
  • вмч. (влкмч.) — великомученик
  • ев. — евангелист
  • исп. (испов.) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • мч. — мученик
  • мц. — мученица
  • новмч. (новомуч.) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • прав. — праведный
  • прор. — пророк
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прмч. — преподобномученик
  • прмц. — преподобномученица
  • прп. — преподобный
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • св. — святой, святая
  • свт. — святитель
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector