0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно прикладываться к мощам святых: правила и традиции

Содержание

Как прикладываться к мощам святых?

С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Святые мощи и церковный этикет

Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.

При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:

  1. Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
  2. Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
  3. Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.

Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:

  • чтением жития и акафиста святому;
  • молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
  • написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.

Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:

  • зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
  • складной стул;
  • лекарственные средства;
  • воду в пластиковой таре.

Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:

  • рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
  • объяснить смысл происходящего действия;
  • рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.

Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.

Стоит ли читать молитвы перед мощами

Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.

Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.

Где можно приложиться к мощам святых

На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:

  • мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
  • святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
  • в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
  • мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
  • мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
  • в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.

Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.

Мощи святых угодников Божьих:

Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Можно ли прикладываться к мощам во время месячных

По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.

Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.

Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.

Прикладываясь к мощам можно только одну просьбу. Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции

Где можно поклониться мощам Матроны Московской

Мощи святой Матроны Московской хранятся в Покровском монастыре в столице, куда святыня была перевезена в 90-х годах прошлого столетия. Тогда же было принято решение о канонизации прославленной верующей, которая силой своей морали и духа помогала десяткам людей найти верный жизненный путь и исцеление от тяжких хворей.

Мощи святой Матроны хранятся и в нескольких других монастырях и храмах на территории России, но именно Покровский монастырь в столице считается ее посмертной обителью. Обратиться с молитвой к святой можно также у ее икон, которые хранятся в домах верующих или в храмах по всей России. Можно молиться Матроне и у образа Богородицы. Главное — делать это с открытой душой.

Святая Блаженная Матрона Московская

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

2 мая день памяти, 8 марта день обретения мощей, а 22 ноября день ангела матушки Матроны. Блаженная Матрона была названа в честь преподобной Матроны Цареградской, или Константинопольской (+ ок. 492).

Блаженную Святую Матрону Московскую многие ласково называют Матронушка. Рассказывают, что при поклонении мощам или иконе Матронушки, чувствуется необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, как будто родная бабушка погладила ласковой морщинистой рукой по голове, и все печали разом улетучились, как в детстве.

В Спасском соборе есть икона Святой Матронушки с мощами. К ней можно приложиться в любое время, когда Собор открыт. Кроме того, каждую среду после Утрени служится молебен с акафистом Святой Матронушке. Молебен можно заказать ОНЛАЙН.

В чем же помогает Святая Матронушка?

Матронушка помогает в любых жизненных ситуациях: в исцелении от болезней, при финансовых трудностях, в сохранении семьи, при несчастной любви, при заботе о детях и их благополучии, в наступлении беременности. И каждого обращающегося к ней за помощью Матронушка укрепляет в вере, учит доверять Господу и полагаться на Его волю.

Как правильно просить у нее помощи?

К Матронушке можно молитвенно обращаться, как к любому другому святому Православной церкви, памятуя о том, что, прежде всего, должно обращаться в молитвах к Спасителю и Его Пречистой Матери. Есть обычай приносить блаженной Матроне живые цветы. Придел, где стоит рака с мощами святой в Покровском монастыре г. Москвы, всегда утопает в роскошных букетах. У иконы Матронушки в Спасском соборе тоже всегда стоят цветы.

Житие Святой Блаженной Матроны Московской

Родилась Матрона Димитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, но жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Семья жила очень трудно, и родители решили отдать девочку в приют. Но мать Матроны – Наталья увидела вещий сон, как не родившаяся дочь явилась к ней белой птицей с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Наталья углядела в этом знамение и после рождения оставила дочку дома. Дочь родилась слепой, но матушка «любила свое дитя несчастное».

При крещении девочка была названа Матроной. Когда священник опустил дитя в купель, все увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, сказал: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят».

Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности.


С 7-8 возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Петербург, другие города и святые места России. Есть предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». Но никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда.

Читать еще:  Как читать Библию: основные правила и особенности, с чего начать и какую выбрать, советы для начинающих

Много людей приезжало за помощью к Матроне. Помощь, которую подавала Матрона болящим, имела христианскую природу. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Матрона читала молитвы над водой и давала ее людям, приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею, избавлялись от различных напастей.

В 1925 году Матрона перебралась в Москву, в которой прожила до конца своих дней. Москву блаженная очень любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Матрона жила в разных семьях, везде без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки. Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Так проходили годы. Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».

В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Какой запомнилась Матронушка людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла, была немногословна.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. 2 мая 1952 года она почила.

Более чем через тридцать лет после кончины матушки, ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы. Матронушку знают десятки тысяч православных людей. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом.

Сейчас мощи Матроны Московской находятся в Покровском монастыре г. Москвы.

«Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Храни вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и блаженной Матроны Московской!

Прочитать и скачать Акафист Блаженной Матроне Московской можно ЗДЕСЬ.

автор Лариса Болычева

Что нужно брать с собой на поклонение мощам Матроны Московской

Верующему человеку, который стремится помолиться Матроне Московской, не нужно иметь при себе ничего важного и особенного. Главное требование — чистое сердце и искренняя вера в помощь святой. Важно обращаться к ней только с праведными желаниями, исполнение которых не принесет вреда другим людям.

По традиции, к мощам Матроны Московской православные несут живые цветы в любом количестве. Это может быть целый букет или один цветок. Важно лишь сделать подношение с искренним желанием и открытой душой. После молитвы у святыни служительницы церкви дают всем пришедшим один или несколько живых цветов, которые уже были возложены предшествующими православными.

Считается, что дар, побывавший у мощей Матроны, несет в себе целебную энергетику. Цветы засушивают, чтобы после хранить в уголке с образами или использовать для заваривания лечебных отваров.

Деньги, подарки, свечи и другие материальные предметы для поклонения мощам не потребуются. Женщинам важно проследить, чтобы их голова была покрыта платком. Цветы принести стоит лишь по желанию. Если возможности нет — этот атрибут также не обязателен. На поклонение мощам можно принести также письмо от больного человека, у которого нет сил совершить паломничество.

Что можно и нельзя просить у святой Матроны Московской

К святой Матроне Московской православные обращаются со всевозможными просьбами. Ее молят об исцелении себя или родных людей от тяжелых болезней. К ней идут за помощью бесплодные женщины, мечтающие о рождении ребенка. Также молят святую о встрече с суженым, о силах на достижение поставленных целей, о невинно осужденных, о людях с психическими расстройствами, о правильном выборе на жизненном перепутье.

Просить у святой нельзя материального достатка. Деньги являются той целью, на достижение которой человеку не нужна Божья помощь. Новую работу у святой просят только в самых сложных жизненных ситуациях. В целом перемены подобного характера зависят от самого человека.

Нельзя обращаться к святой, если сердце полно злобы, зависти, ненависти к другим людям. Все просьбы должны быть чистыми и бескорыстными. Нельзя просить о вреде, который может быть нанесен другим людям, так как беда после может свалиться на голову просящего.

Важно не забывать, что любое проявление порока Высшие силы увидят. Бесполезно просить лада в семье тому человеку, который сам для улучшения ситуации ничего не делает. Лучше не просить личного счастья, которое может принести несчастье другому человеку. То есть молитва о воссоединении с любимым человеком, который является чужим мужем, вряд ли будет услышана.

Кто такая Матронушка и в чем помогает

В наше время многим людям необходима помощь. Все обращаются к чему-то высшему. Это объясняется тем, что не всегда мы можем найти поддержку со стороны, и поэтому возносим свои молитвы к небесам и святым. Матронушка стала известной еще при жизни. Она вела праведную жизнь и своими молитвами вымаливала чудеса для всех просящих перед Богом. Большое количество людей обращаются к ней за помощью в решении своих житейских невзгод.

Многие задают вопрос о том, что можно просить у Матроны? Еще при жизни матушка говорила, что когда умрет, то к ней будут приходить и рассказывать все как живой и просить о помощи. А она будет слушать и помогать. Люди, кто обращались к ней за помощью отмечали, что она быстро откликается на прошения. Самое основное – чтобы обращение шло от чистого сердца. Нет определенного перечня проблем, в которых помогает старица, но все вспоминают о том, с чем обращались к ней паломники. О чем просят Матрону Московскую:

  • о возвращении мужа в семью,
  • излечении от тяжелой болезни,
  • об обретении работы,
  • о даровании детей,
  • о помощи в поисках счастливой любви
  • о финансовом благосостоянии,
  • о сохранении семьи,
  • о заботе о детях и их благополучии.

Известны такие случаи, когда после длительных проб беременность не наступала. Тогда супруги обращали свои молитвы к ней и долгожданное событие приходило. Матрона не только укрепляет веру в Господа, но и учит полагаться на Его волю, а также доверять Господу.

Так же читайте: Молитва Николаю Чудотворцу о здоровье ребёнка

Как правильно прикладываться к святым мощам и как выглядят нетленные останки

Мощи (нетленные останки) святых, согласно верованиям христиан, обладают чудодейственной силой. Если к ним прикоснуться, можно излечиться от многих болезней, защититься от зла и демонской силы. Верующие верят, что великомученики, которые при жизни прославились добрыми делами во славу Господа, после своей смерти могут помогать людям, исцелять, направлять на путь истинный. Такую силу останкам святых дает сам Всевышний.

Значение мощей в православии

Святые мощи, то есть останки (кости) людей, причисленных после смерти к лику святых, согласно закону Святой Церкви, являются объектом поклонения и почитания. Они сохраняются и используются с нравственно-назидательной целью. Считается, что останки святых людей являются носителем святейшей благодати.

Верующие почитают не только кости, но и прах или пепел канонизированного после жизни земной человека. Любые святые останки являются мощами, которым принято поклоняться. Ведь они принадлежат людям, при жизни совершавшим подвиги во имя Церкви, служившим Богу верой и правдой, прославившимся умением творить чудеса.

Есть еще такое понятие, как нетленные мощи. Обычно после смерти тела людей предают земле. Спустя какое-то время церковнослужители раскапывают могилы праведников. Делается это исключительно в религиозных целях.

Если тело не превратилось в прах, к тому же издает благоухание и приятный запах, то такой факт является основанием считать мощи человека нетленными и святыми. Вид у покойника должен быть таким, будто он умер совсем недавно.

Правда, наличие лишь одних нетленных мощей не является предпосылкой канонизации человека. Это всего лишь доказательство его святости. Человека причисляют к лику святых, если он самоотверженно служил Всевышнему и народу. На Руси бывало так, что священнослужителя, верой и правдой служившего Церкви, могли не канонизировать только потому, что его тело длительное время пролежало в земле и успело истлеть. Зато недавнее захоронение, не успевшее превратиться в прах, причисляли к лику святых. Нетленность тела считается проявлением Божьего всемогущества, чудесным явлением, живым уроком и доказательством грядущего Воскресения. Хотя в Греции, наоборот, почитаются только кости, а наличие плоти на них может считаться признаком греховности.

Как делают мощи святых

После смерти людей, согласно христианским традициям, хоронят, то есть закапывают в землю. Спустя какое-то время мощи святых достают из могилы, внимательно осматривают и переносят в храм. Согласно церковным правилам, богослужение можно проводить только в той церкви, в которой имеются останки святых.

Помазанные миром мощи кладут в ковчежец, который устанавливают под престол. Это делается для того, чтобы Литургия проводилась в присутствии великомучеников, отдавших свою жизнь за веру в Господа. Живые и ушедшие на небеса вместе молятся Богу. Это является подтверждением того, что смерть — это не конец, а только начало. Живые впитывают в себя веру, которую излучает святыня. К тому же святые мощи являются примером для людей, побуждают верующих вести праведный образ жизни, прославлять Всевышнего, быть готовым пожертвовать всем ради святого дела.

Как правильно прикладываться к мощам

Согласно верованиям христиан, святые мощи имеют чудодейственную силу. Им принято поклоняться. Особая благодать исходит от нетленных останков. Считается, они принадлежат людям, которые вели праведный образ жизни, поэтому особо угодили Всевышнему. Их мощи даже после смерти могут творить чудеса и исцелять больных. Правда, чудодейственную силу они приобретают по Божьей воле. Христиане верят, что припадая к святым останкам, можно исцелиться от любой хвори, слепым — прозреть, а еще спастись от несчастий, бед, прогнать демона.

Верующие могут получить благодать и освящение, поцеловав мощи святых. Правда, обычно святые останки находятся в каком-то закрытом ящике (раке, ковчежце). Святыню выставляют напоказ только на большие религиозные праздники. В такие дни к святейшим останкам стекается толпа. Прихожане по несколько часов стоят в очереди, чтобы взглянуть на чудотворные мощи.

Не рекомендуется подолгу останавливаться около святыни. Прочитать молитву и обратиться за помощью к святому можно, стоя в очереди. Подойдя к раке, нужно дважды поклониться в пояс и перекреститься, поцеловать ларец, потом еще раз поклониться и перекреститься. Если около святыни находится священник, который совершает помазание, то третий поклон и крестное знамение делают после помазания.

Что еще нужно знать про церковный этикет

Верующие обязаны посещать храм хотя бы раз в неделю, во многих церквях богослужения проводят только по воскресеньям. Согласно церковному этикету, нельзя заходить в церковь женщине с месячными. Лучше в такие дни остаться дома и помолиться около иконы. Мужчинам сразу после семяизвержения нужно совершить омовение, а только потом можно посетить храм.

В церковь женщины должны прийти с платком на голове и в длинном, закрывающем плечи, грудь, руки, колени, платье. Мужчины могут надеть костюм. Во время богослужения по церкви нельзя ходить. В храме запрещается громко разговаривать, смеяться, говорить по телефону. Подходить к иконам можно только после службы.

Если Литургия еще не началась, то, зайдя в церковь, верующий обязан поклониться главной иконе, которая находится в центре храма, а еще кресту. Перед тем, как поцеловать святейший образ, нужно дважды поклониться и перекреститься. Нельзя дотрагиваться до лика святого.

Целовать можно изображение рук, ног, одежды. Дотронуться до святого образа можно только один раз. После прикладывания к иконе нужно еще раз поклониться и перекреститься. Потом можно прочитать молитву, покаяться в прегрешениях и мысленно попросить Бога о помощи. Можно поставить купленные при входе в храм свечки за здравие или за упокой.

Где можно найти нетленные мощи православных

Особой чудотворной силой обладают мощи Иисуса Христа. Правда, он телесно вознесся на Небеса, поэтому его останков на земле нет, только частицы плащаницы. Зато во многих храмах хранят нетленные мощи праведников. Почитаемые святые останки, которые являются общепризнанными объектами поклонения, привозятся в другие церкви по большим праздникам или на несколько дней для поклонения.

Чаще всего в Россию привозят останки святых с Афона. Правда, в каждой епархии есть и свои святыни, которым можно поклониться в любое время и никуда не ездить.

Список мощей, которые обладают чудотворной силой:

  1. Пантелеймона Целителя. Голова великомученика, прославившегося при жизни и после смерти чудесами исцеления немощных, хранится в Греческом мужском монастыре на Афоне. Другие части тела находятся в разных храмах мира. В итальянском городе Равелло в кафедральном соборе есть капсула с запекшейся кровью святого. Святые останки есть и в России. Хранятся они в Москве в Сокольниках в церкви Воскресения Христова. Еще его останки есть в Санкт-Петербурге в Соборе Рождества Христова, в подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря.
  2. Георгия Победоносца. Правая рука до локтя, принадлежащая Георгию Победоносцу, расправившемуся со злым божеством-змеем, хранится в серебряной раке в монастыре Ксенофонта на святой горе Афон.
  3. Димитрия Солунского. Сын римского проконсула Димитрий втайне проповедовал и обращал язычников в христианство, за что был убит копьем. Его святые останки хранятся в Салониках в Греции.
  4. Силуана Афонского. Мощи афонского монаха, родившегося в Тамбовской губернии, хранятся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
  5. Владимира Крестителя. При этом великом князе Русь крестили по греческому закону. Часть его останков покоится в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры. Мощи Владимира хранятся и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
  6. Александра Невского. Святыня, оставшаяся от великого князя и полководца, покоится в Александро-Невской Лавре.
  7. Петра и Февронии. Святейшие останки покровителей семьи и согласия в браке хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
  8. Святого Луки Крымского. Святые останки Луки, при жизни служившего врачом и хирургом, покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.
  9. Святого Спиридона Тримифунтинского. Святые мощи Божьего угодника, совершавшего при жизни чудеса, покоятся в соборе Спиридона Тримифунтинского в Греции на острове Корфу.
  10. Матроны Московской. Еще при жизни святая умела исцелять и предсказывать будущее. Ее чудотворные мощи находятся в Покровском столичном монастыре.
Читать еще:  Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Каждый год тысячи паломников приезжают к святым останкам, молятся возле них и просят о помощи. Верующие искренне верят в чудодейственную силу святыни. Христиане просят об исцелении от тяжелых болезней, о помощи в семейных и житейских делах.

Храм Михаила Архангела, села Столыпино

Официальный приходский сайт

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Как правильно прикладываться к святым мощам в церкви

Есть у вас в городе или на время привезли святые мощи — многие хотят не упустить возможность и приложиться к святыне. Как это делать правильно и какие есть церковные традиции? Давайте разбираться вместе.

На Руси почитание святых мощей — это древняя традиция, которая с распадом СССР только начала возрождаться. Почему почитаются святые мощи? Тут нужно вспомнить о событиях рождения Иисуса Христа, Господа Нашего в теле человеческом. То есть, человеческая оболочка имеет ценность, пусть не такую, как душа, но тоже очень высокую.

Опять же подчеркиваю, что в разъяснениях к II Вселенскому Собору четко написано (как и в случае с иконами), что верующий поклоняется не останкам тела, не костям и даже не святому как таковому, сколько его Божественной силе.

О чем можно просить, прикладываясь к святым мощам:

  • О здоровье. Это касается не только исцеления от каких-либо физических недугов, то также и от психических заболеваний. При этом, вы можете просить о Божьей Благодати и здоровье не только за себя, но и за близких вам людей.
  • Помощь в семейных делах. Тут диапазон очень большой и можно просить о том, чего вам не хватает для семейного счастья — хорошего мужа, детей, спокойных отношений с родителями. В зависимости от того, мощи кого находятся у вас в городе, может зависеть во многом и характер ваших просьб.
  • Об укреплении веры и духа. В наше время это очень распространенное прошение и проблема. Когда верующего окружает так много соблазнов современной жизни, что сложно взять себя в руки и идти по пути веры. Об укреплении веры и о даровании сил можно также просить святые мощи.
  • О том, что вас волнует и тревожит. Первые три пункта наиболее распространены, но вовсе не являются единственными. Вы можете просить святые мощи о том, что беспокоит в вашей жизни именно вас и в чем нужна помощь Господа. Святые молятся за нас на Небесах и доносят наши просьбы до Господа.
  • Проявить уважение к святому. Немаловажен тот факт, что не обязательно, поклоняясь святым мощам, просить о чем-то. Вы можете просто выказать свое почтение и уважение святые.

Как поклоняться святым мощам — принятый церковный этикет

Поклонение святым мощам — важный духовный ритуал, подходить к нему нужно со всем уважением. При этом, важно с уважением относится и к другим паломникам, которые приходят в храм с такой же целью: быть вежливым, доброжелательным, не толкаться, не разговаривать громко.

При необходимости, помочь другим людям разобраться, где какая очередь, что и как нужно делать.

  1. Дошла ваша очередь, вы оказались рядом с ракой святого. Теперь нужно дважды поклониться до самой земли. Затем один раз перекреститься.
  2. Теперь можно приложиться к мощам — к останкам одежды или к открытому участку, который часто есть в раке с мощами и специально предназначен для преклонения.
  3. Затем перекреститься снова и отойти. Молитвы святому вы можете читать, уже стоя в очереди. Потому что, к раке как правило стоит поклониться много людей и задерживаться у мощей не стоит.
  4. Некоторые люди также прикладывают к раке свой нательный крестик или иконку, которую купили в этом святом месте.

Как правильно прикладываться к мощам? Церковные правила и традиции

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно церковным правилам? Какие для этого существуют традиции?

Святые мощи и церковный этикет

Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.

Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:

  • подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
  • обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
  • после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.

Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова. Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан. Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.

Смысл приложения к святым мощам

Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.

Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.

Кроме того, существует версия, что мощи сохраняют в себе часть святости человека, совершившего духовный подвиг при жизни. И все те, кто выстраиваются в очередь к мощам, хотят прикоснуться к этой особой субстанции и напитаться ею для изменения своей жизни к лучшему.

У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.

Стоит ли читать молитвы перед мощами?

При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.

Но вот читать молитвы, стоя прямо перед мощами, не стоит. Необходимо помнить, что за вашей спиной находятся такие же страждущие, как и вы. И задерживать очередь не нужно.

Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.

Читать еще:  Пост в православии: что это такое, правила и особенности соблюдения, значение и традиции

Как относятся к мощам в православной церкви?

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы Христа, и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.

Как правильно прикладываться к святым мощам в церкви

Есть у вас в городе или на время привезли святые мощи — многие хотят не упустить возможность и приложиться к святыне. Как это делать правильно и какие есть церковные традиции? Давайте разбираться вместе.

На Руси почитание святых мощей — это древняя традиция, которая с распадом СССР только начала возрождаться. Почему почитаются святые мощи? Тут нужно вспомнить о событиях рождения Иисуса Христа, Господа Нашего в теле человеческом. То есть, человеческая оболочка имеет ценность, пусть не такую, как душа, но тоже очень высокую.

О чем можно просить, прикладываясь к святым мощам:

  • О здоровье. Это касается не только исцеления от каких-либо физических недугов, то также и от психических заболеваний. При этом, вы можете просить о Божьей Благодати и здоровье не только за себя, но и за близких вам людей.
  • Помощь в семейных делах. Тут диапазон очень большой и можно просить о том, чего вам не хватает для семейного счастья — хорошего мужа, детей, спокойных отношений с родителями. В зависимости от того, мощи кого находятся у вас в городе, может зависеть во многом и характер ваших просьб.
  • Об укреплении веры и духа. В наше время это очень распространенное прошение и проблема. Когда верующего окружает так много соблазнов современной жизни, что сложно взять себя в руки и идти по пути веры. Об укреплении веры и о даровании сил можно также просить святые мощи.
  • О том, что вас волнует и тревожит. Первые три пункта наиболее распространены, но вовсе не являются единственными. Вы можете просить святые мощи о том, что беспокоит в вашей жизни именно вас и в чем нужна помощь Господа. Святые молятся за нас на Небесах и доносят наши просьбы до Господа.
  • Проявить уважение к святому. Немаловажен тот факт, что не обязательно, поклоняясь святым мощам, просить о чем-то. Вы можете просто выказать свое почтение и уважение святые.

Как поклоняться святым мощам — принятый церковный этикет

Поклонение святым мощам — важный духовный ритуал, подходить к нему нужно со всем уважением. При этом, важно с уважением относится и к другим паломникам, которые приходят в храм с такой же целью: быть вежливым, доброжелательным, не толкаться, не разговаривать громко.

При необходимости, помочь другим людям разобраться, где какая очередь, что и как нужно делать.

  1. Дошла ваша очередь, вы оказались рядом с ракой святого. Теперь нужно дважды поклониться до самой земли. Затем один раз перекреститься.
  2. Теперь можно приложиться к мощам — к останкам одежды или к открытому участку, который часто есть в раке с мощами и специально предназначен для преклонения.
  3. Затем перекреститься снова и отойти. Молитвы святому вы можете читать, уже стоя в очереди. Потому что, к раке как правило стоит поклониться много людей и задерживаться у мощей не стоит.
  4. Некоторые люди также прикладывают к раке свой нательный крестик или иконку, которую купили в этом святом месте.

Как правильно прикладываться к мощам святых: правила и традиции

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа» ( Прп. Ефрем Сирин).

Пресс-служба храма Илии пророка

Как правильно прикладываться к мощам святых: правила и традиции

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ и СВЯТЫМ МОЩАМ?

(по просьбам подписчиков)

Поклоняясь иконам и мощам святых, мы поклоняемся не изображению или останкам, а той Божественной силе – Благодати, которая от них исходит. Святые отцы называют главной причиной почитания мощей — Боговоплощение. Сын Божий, приняв человеческую природу, сделал человеческое тело священным сосудом.

1. Подходить к иконе надо с благоговением, не спеша. На губах не должно быть никакой косметики.

2. Выражая особое почтение и смирение, целуем только ноги, руки или одежду изображенных святых. Если на иконе несколько святых, прикладываемся к каждому.

3. Целовать иконы в лик недопустимо! А лобызание рамы попахивает магическим настроем, поэтому тоже неправильно.

4. Перед тем, как приложиться к иконе, читаем соответствующую молитву. Например, перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)».

Перед иконой Пресвятой Богородицы благоговейно читаем: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Перед Честным Животворящим Крестом Христовым произносим молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Прикладываясь к образу святых, можно обратиться к ним своими словами, либо заранее выбрать нужную молитву в молитвослове.

5. После молитвы надо перекреститься и сделать два поясных поклона, приложиться к иконе, снова перекреститься и поклониться.

6. Возможно поцеловать икону и коснуться ее лбом. Считается, что прикладываясь к иконе губами, мы просим Господа (Богородицу или святого), просветить наши чувства и слова, а когда прикладываемся лбом, просим просветить наш ум. Кроме того, целование иконы есть своего рода приветствие изображенному на ней святому, а касание лбом — знак особого уважения к его личности. Возможно, это отголосок древней восточной традиции, когда во время приветствия самому старшему и уважаемому члену семьи было принято не только целовать руку, но и прикладывать ее к своему лбу.

7. Аналогичные правила действуют, если вы подходите к святым мощам (раке или мощевику). Допустимо приложить к мощам нательный крест или икону святого, к мощам которого вы прикладываетесь.

8. Если к святым мощам или чудотворной иконе большая очередь, то, чтобы не задерживать остальных, помолиться можно заранее, до того, как вы подошли к святыне. И в этом случае перед тем, как приложиться к мощам, достаточно перекреститься и поклониться один раз.

Все ли правила вы соблюдаете? Что для вас оказалось внове?
____________________________________
Поделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!

Задать вопрос батюшке или попросить о молитве, подать записки на службу

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector