0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как освятить икону: освящение иконы дома и в церкви, можно ли самому

Содержание

Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях

Многим верующим интересно знать, как правильно освятить купленную икону. Ведь иногда встречаются советы, что обряд освящения можно совершить самому. Оказывается, освящать иконы могут только священнослужители. В каждой церкви совершается чин освящения святейшего образа. К обряду допускаются только картины, написанные с соблюдением иконографического стиля и канонических правил.

Почему сейчас нужно освящать иконы

Необходимо помнить, что любая икона — это духовный облик личности, которая считается святой в христианской религии. Святейший образ создан для молитвы, то есть для общения верующего со Спасителем. В момент моления на иконографическое изображение снисходит Дух Святой. Перед святым ликом верующий человек раскаивается за прегрешения и просит у Бога милости.

Святейший образ, купленный в церковной лавке, как правило, соответствует всем каноническим правилам написания иконографических культовых предметов и уже освящен. Если изображение со Спасителем, Богородицей или святыми приобретено в антикварном или обычном магазине, на рынке, сделано самостоятельно, то желательно его отнести на экспертизу в церковь и освятить.

Дело в том, что не все картины, на которых изображен Иисус, Пренепорочная Дева Мария или мученики являются иконами. Иногда подобные рисунки относятся к разряду произведений искусств на религиозную тематику. При написании икон придерживаются ряда правил, соответствующих традициям иконописи, родоначальниками которых были такие иконописцы, как Андрей Рублев, Даниил Черный и другие. В древности художник рисовал святой образ, а архиерей делал на нем надпись. Священнослужитель писал на иконе имя святого, которого изобразил иконописец. Надпись архиерея подтверждала, что образ создан канонически верно и перед ним можно молиться.

В наши дни разрешается купленные в магазине или созданные собственноручно иконы освящать в церкви. В обряде освящения участвуют священнослужители. Перед святейшим образом читаются специальные молитвы, его окропляют святой водой и кадят дымом от ладана. Если освящается именная или семейная икона, то в обряде в храме должен присутствовать ее владелец.

Любой святой образ освящают только один раз. Повторного освящения, по церковным уставам, требуют лишь старинные или найденные святейшие иконографические изображения. Второй раз освящают икону, которая потерпела поругание или была выброшена в мусор.

Как освещают икону в храме

Как происходит чин благословения и освящения в церкви:

  1. Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
  2. После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
  3. Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
  4. Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
  5. Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
  6. Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
  7. Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
  8. После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
  9. Хор поет праздничные тропари.
  10. В конце произносится отпуст.

Важно! Купив иконографическое изображение не в церковной лавке, нужно прийти с ним в церковь и договориться со священнослужителем об освящении. Если картина написана по каноническим правилам, в храме скажут, когда принести ее для окропления святой водой.

Можно ли освятить в домашних условиях

Согласно церковным правилам, чин благословения и освящения святейшего образа может выполнять только священнослужитель. Разрешается пригласить батюшку домой и попросить его освятить новую икону. Порядок освящения будет такой же, как и в храме.

Если человек не является служителем церкви, то он не может самостоятельно освящать какие-либо вещи, в том числе и картины на религиозную тематику. Если икона не освящена в церкви, перед ней разрешается молиться. Однако лучше вначале освятить образ в храме, а потом читать перед ним молитвы.

Верующие должны помнить, что Спасителем дарован дар церковного освящения. Это особая благодать и милость Божья. Разумеется, картины, на которых изображены Господь, Богородица и мученики, уже святы сами по себе. Однако нельзя пренебрегать Божьим даром, предложенным самим Спасителем.

Образ, полученный в церкви, освящать не нужно

Есть негласный закон, что церкви и монастыри должны распространять только освященные иконы. Такая традиция зародилась в древности и соблюдается до сих пор. Если святейший образ куплен в храме или церковной лавке, его повторно освящать не нужно. Некоторые церкви продают освященные изображения святых через интернет. Второй раз приобретенные в виртуальном магазине церковные образа не освящают.

Купленную освященную картину можно принести домой и повесить на стенку или поставить на полку. Святейший образ может находиться в любой комнате: спальне, гостиной, прихожей, на кухне. Изображение святого рекомендуется разместить на восточной стене. Молиться принято лицом на Восток. Поблизости святейшего образа не должно быть картин непристойного содержания. Желательно не размещать изображения святых в проходных комнатах.

Молиться принято в тишине и одиночестве. Можно поставить образ на полке в кабинете или повесить в спальне. Во время общения с Высшими силами человека ничего не должно отвлекать. Перед молитвой можно зажечь свечку. Это символ духовной связи молящегося человека со Спасителем. По окончании моления ее нужно потушить. Тексты всех молитв есть в молитвословах.

Икону, вышитую бисером, тоже освящают в церкви

В наши дни святейшие образа создаются разными стилями, в том числе и вышивкой. К освящению допускаются только те иконы, которые созданы с соблюдением иконографического стиля и соответствуют строгим каноническим требованиям. Прежде чем освящать образ, священнослужитель проверит его. Все священники хорошо разбираются в подобных вопросах. В духовных учебных заведениях существуют специальные дисциплины по изучению образов (иконология, иконоведение, богословие иконы).

Если мастер вышил икону бисером и в процессе работы придерживался всех канонических правил, предъявляемых к атрибутам культа, то ее могут допустить к освящению. Верующему назначат дату, в которую будет проходить церковный чин. Обычно в церкви освящают сразу несколько иконографических изображений.

Текст молитвы на освящение иконы

Освящать святейшие картины рекомендуется в церкви. Чин освящения должен совершать священнослужитель. Дома можно произнести такую короткую молитву:

«Благодатью Святого Духа и окроплением святой водой освящается и благословляется этот образ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Эту фразу произносят трижды перед новым изображением святого. Окроплять рисунок нужно святой (крещенской) водой. Любая картина, на которой изображен Бог или мученики, считается святой, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящую святость образ приобретает после церковного освящения.

Чин благословения и освящения икон

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.

Псалом 88

Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.

Таже диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Священник читает молитву

Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй. Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Читать еще:  Кощунство в православии: определение и значение слова, наказание за святотатство

Лик: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Лик: Тебе, Господи.

Священник, преклонив голову, тайно читает молитву

Безначальне, невидиме и непостижиме Господи, иже древле в Ветсем Завете подобия Херувимов от древа и злата и швеннаго дела, в скинии свидения и в храме Соломонове сотворити повелевый, и ныне образы не точию в воспоминание Твоих спасительных благодеяний и Божественных явлений роду человеческому, в честь же и славу Твоего пресвятаго имене творимыя, приемляй, но и в память и подражание святых Твоих угодников устрояемыя не отметаяй, услыши смиренную молитву нашу; благослови иконы сия и освяти, и подаждь им благодать и силу бесы отгоняти, и вся недуги исцеляти.

И возглашает: Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

И абие кропит иерей предложенныя иконы по трижды, глаголя:

Освящаются иконы сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Трижды.

И покропив, иерей кадит я, и покланяется пред ними, и лобызает я. Лик же поет тропари праздничныя, и посем отпуст.

Можно ли покупать иконы не в церковной лавке? Нужно ли такие иконы освещать и как это сделать

Если раньше сложно было найти икону любимого святого, то сейчас такой огромный ассортимент, что глаза разбегаются. Причем иконы изготавливаются разными производителями и продаются не только в церковных лавках.

Иконы можно купить в интернет-магазинах, на ярмарках, даже в супермаркетах.

Попробуем разобраться, стоит ли покупать иконы не в церковной лавке? Что делать, если купили не освященный образ?

Покупать иконы не в церковной лавке можно, но это большой риск

Интернет-магазины

Существуют православные «проверенные» интернет-магазины от монастырей или официальных производителей икон.

Совет! Тщательно изучите сайт, на котором собираетесь приобретать икону. Обратите внимание на реальный адрес магазина, на то, как оформлен сайт, на описание товаров, поищите отзывы в интернете. Если обнаружите что-то подозрительное, то лучше поискать другой магазин.

Ярмарки

Продаются иконы и в других местах: в магазинах, на различных ярмарках.

К сожалению, реализацией святых образов иногда занимаются и неправославные: даже сектанты и язычники.

Иногда они делают это, чтобы извлечь прибыль и потратить ее совсем не на благое дело (об этом необходимо думать, покупая икону не в церковной лавке).

Осторожно, разобраться в настоящих и лжеиконах иконах очень сложно

Конечно, человек, постоянно посещающий церковь, читающий православную литературу, изучающий культуру веры может отличить совсем уже неканоническую икону и пройти мимо нее.

Однако есть и такие образы, в которых неправильными являются как бы «незначительные» на первый взгляд детали: острые плечики у фигур, не так и не в ту сторону обращенный взор, лишние детали приписаны по эгоизму художника.

Это все играет важную роль в общем тоне иконы, в ее настроении: образ получается неправильным, не благообразным, недобрым.

Чудо в латвийском православном храме: когда на стекле неканонической иконы проявился канонический образ

Икону «Всех Скорбящих радость» без благословения поставили в киот.

Она была неканоническая (взор Богородицы был направлен неправильно, казался колючим, добавлены грошики внизу и другие, вроде бы мелкие детали).

Через некоторое время на стекле чудом отобразилась каноническая икона.

Вот так Господь вразумляет самочинствующих! Иконописец не просто свободный художник – он обязан придерживаться канонов.

Как освятить купленную не в храме икону

Если вы все же приобрели икону вне храма, то покажите ее священнику, проконсультируйтесь. Если он одобрит, то, скорее всего, тут же освятит: это совсем недолго.

Важно! Удобнее всего с просьбами освящения иконы подходить после литургии или положить ее на специальный столик во время водосвятного молебна: батюшка окропит после специальных молитв.

Молитва на освящение иконы

Неизменным атрибутом любого православного человека является икона. Она символизирует веру в высшее, ограждает от плохого. На иконах мастера изображают лики святых, Божьей Матери, Иисуса. В первую очередь, молитва обращена не к полотну с красками, а к тому, кто изображен. Задача иконы состоит в том, чтобы создать подобие духовного моста, по которому человек может прийти к Господу.

Издавна иконы охраняли дом и хозяев от злых сил, помогали в сложной ситуации. Духовная культура, пройдя тысячелетия, сформировала духовный мир верующего человека, и нашла отражение в виде этих произведений искусства. Над любой иконой должен проводится обряд освящения. Используя особые молитвы перед освящением, оберег обретает Господнее благословение, а в завершении окропляется водой. Говоря в общем смысле, образ святых стает посредником в молитве между земным миров и Божественным.

Освящение иконы

Освящением считается обряд благословения иконы, наделяя ее молитвой и духовной силой.

В рядового христианина часто возникает вопрос, можно ли освятить лик в домашних условиях. Здесь мнения расходятся. Одни считают, что освященная в храме, намоленом временем месте, обретает большую силу, другие придерживаются мнения, что священник молитвами способен освятить ее в доме, который она будет оберегать. Второго варианта часто придерживаются, когда иконопись, по определенным причинам, не можно доставить в церковь.

Над иконой, приобретенной в церкви, необязательно проводить освящение. Но нужно знать как освятить икону купленную в магазине, иначе она не обретет своей силы. Только после обряда к образу можно прикладываться и молится.

Обряд освещение выглядит таким образом:

  • батюшка читает специальные молитвы над иконой;
  • «обволакивает» ее дымом из ладана;
  • окропляет святой водой.

Весь процесс не занимает много времени.

Молитва на освящение иконы дома

При освещении рукотворных образов святых процесс стает более интимным, обретает духовный характер. Отдавая свою молитву образу, человек ментально соединяется с высшими силами, так сказать, входит с ними в резонанс. Молитва на освящение иконы дома звучит так:

«Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Фразу нужно повторить трижды. Таким образом можно освятить и нательный крестик.

Освящение лика святого очень серьезное таинство, и к нему нужно подойти ответственно. Если христианин верит в силу обряда и Господа, то образы лучше освятить в храме священником. Это обязательное условие для семейных икон, передающихся по роду, или, например, с изображением ангела хранителя человека. Такой образ служит оберегом для его обладателя и играет особую роль в его жизни.

Некоторые хозяйки славятся своим умением вышивать картины. И, практически у каждой верующей семье есть вышитое вручную изображение святых. Такая икона имеет особое значение для ее обладателя, так как была создана с нуля, и после длительной работы обрела свою красоту и она также освящаются священником, иногда как церковная утварь.

Многие мастерские по изготовлению икон или магазины предлагают купить образы уже прошедшие освящение. Но не будет лишним провести эту процедуру еще раз, присутствуя при это лично.

Задача любого образа – обогащать духовный мир человека, служить проводником в духовный мир. Каждому верующему человеку нужно знать какую молитву читать при освящении иконы. Не стоит воспринимать ее как простое творение искусства. За красивыми красками или полотнами скрывается глубокий мир философии и религии.

Как освятить икону в церкви и дома

Если не все, то почти все православные христиане слышали, что есть иконы чудотворные, простые и освящённые. И если чудотворную икону приобрести для домашнего использования нельзя, то вот иметь освящённую желает каждый второй. Освящение иконы в церкви и дома — тема этой статьи.

Раньше не требовалось освящать иконы

Наши предки не задумывались о том, как освятить икону. В церкви или при монастыре имелись люди, иконописцы. Это не просто художники, а те, чьё призвание — писать христианские образы.

Создание иконы — не только ремесло и творческий процесс, но ещё и духовное действо. К нему допускали не каждого. Требовался человек благочестивый, который не только трепетно подходил к своему делу, но ещё и.следовал Закону Божьему.

Священник кропит икону святой водой. Это важный момент при освящении образа. Так ему передаётся благодать Святого Духа. Фото: spirovo.ortox.ru

Все инструменты часто изготавливали поблизости, с использованием святой воды. Так и получалось, что в итоге рождался не просто образ — а образ освящённый уже за счёт того, из чего и кем он сделан.

Нужно было ли освящать такие иконы? Вовсе нет.

Раньше иконы были штучными изделиями, но сейчас из-за коммерции их может сделать кто угодно

Но со временем православие на Руси приобрело колоссальные масштабы. Число верующих увеличилось, а сама религия стала трансформироваться. Если прежде церковь служила местом, где люди общались с Богом и между собой, то впоследствии стали больше внимания уделять атрибутике.

Хорошо это? Плохо? Честно говоря, всегда лучше, когда человек смотрит в суть. Надо жить по религии, а не ограничиваться культом предметов.

Нет, в самом желании иметь при себе образ святого ничего зазорного нет. Напротив, это способ сосредоточенно молиться, плюс всегда есть пример духовности перед глазами.

Но вся беда в том, когда икона превращается в предмет некого культа, когда человек мнит, что обладание каким-либо образом уже делает его благочестивым христианином.

К XVII веку спрос на иконы увеличился. Мастера остались, но ясно, что далеко не они смогли удовлетворить спрос на иконы среди верующих.

Рисовали их уже не благочестивые художники, а люди, которые просто зарабатывали этим на жизнь.

Затем и вовсе появились заводские иконы. Так что нет ничего удивительного в том, что верующие хотят вернуться к традиции и приобрести в дом не просто изображение, а освящённую икону.

Читать еще:  Рай в православии: что такое, описание рая в Библии, как туда попасть и что нужно делать, мнение священников и святых отцов

Образ для освящения должен соответствовать канонам

Вопрос об освящении икон впервые подняли в Западной Церкви. Удивляться тут нечему, ибо там всегда подобные процессы происходили динамичнее. Да и западный прогресс всегда опережал то, что происходило на Руси.

Однако и до нас докатились эти тенденции.

К тому же ситуация усложнилась тем, что многие люди сами стали писать иконы в домашних условиях. Подчас это были образы, которые сильно отходили от канонических.

А что такое канон в иконописи? Это строгая символика, внутренняя суть изображения. Отступишь от него — и уже перед нами не икона, а картинка. Примечательно, что в Русской православной Церкви к канону особенно внимательны. Это наследие византийского подхода.

А вот католический мир чуть вольнее обходится с образами святых. Но там и иконы почитают немного иначе. У нас они ценятся больше.

Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно

Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:

  • икону осквернили;
  • икону реставрировали;
  • икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
  • икону нашли.

В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.

Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику

Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.

Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
  2. Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
  3. Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
  4. Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.

Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой

Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.

Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.

Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru

Иконы, купленные при церкви, уже освящены

Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.

Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.

Икону можно освятить в домашних условиях

Бывает, что нужно освятить икону дома. Она может быть дорогой антикварной вещью, которую опасно носить по улицам, а может, возникли какие-то другие обстоятельства. Мало ли что.

Для Русской православной церкви это не препятствие. Распространена практика, когда священника приглашают в дом, чтобы он освятил тот или иной образ.

Процедура ничем не отличается от обычного церковного освящения.

Самостоятельно освятить икону способен только священник

В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».

Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.

Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.

Всё остальное — чуждая православному христианству практика.

Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.

Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения

А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.

В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.

Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.

Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой

Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».

В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?

Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?

То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.

Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:

«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.

Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.

Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.

Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».

Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.

Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.

Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:


Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

Читать еще:  Церковь и книга "Мастер и Маргарита": мнение и отношение, можно ли читать или нет

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector