0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исповедные росписи: что это такое, история и содержание

Содержание

Исповедные росписи в церкви

Долгое время именно Церковь занималась вопросом учета и переписи населения. Благодаря метрическим книгам, которые велись священнослужителями, сегодня существуют записи о рождении людей, о самых распространенных причинах смерти и можно проследить генеалогию многих семей.

Однако уникальным по своему роду документом является исповедная роспись, которая составлялась священником единожды в год и позволяла отследить насколько приближенным человек был к Церкви. Изначально документ был создан с целью отслеживать духовный рост человека и общества в целом, но в итоге гораздо важнее стала гражданская и политическая польза подобных записей.

История создания

Исповедная роспись или ведомость — это церковный документ в виде книги, в котором священник записывал имена людей своего прихода (или прихожан из других областей), посещавших или не посещавших Исповедь и Причастие.

Основные записи велись для нескольких главных сословий: духовенства, военных, статских, купцов, мещан и крестьян, а также дворовых. При этом, в исповедную ведомость вкладывали общий отчет о храме и приходе, который составлялся теми же священниками, что вели метрические записи.

Впервые инструкция по ведению подобных записей была написана в 1697 году патриархом Московским Адрианом. Главной причиной создания подобных записей было массовое распространение старообрядчества и необходимостью его выявления и пресечения среди прихожан. При этом изначально планировалось вести список прихожан, которые участвовали в Евхаристии (предварительно исповедавшись) и тех, которых священники относили к раскольникам.

  • В 1716 году император Петр I издает указ «О хождении на исповедь» однако он не исполняется народом и духовенством. Только через 2 года священники начинают записывать всех людей, посещающих исповедь.
  • В 1722 году Священный Синод принимает официальный закон о необходимости исповеди для всех людей, кто старше 7 лет. При этом священник обязан либо записать о совершении Таинства в ведомость, либо предоставить человеку справку о принятии исповедания, если он по каким-то причинам числится в другом приходе.
  • С 1723 года священники в обязательном порядке вели исповедные росписи, чья форма была утверждена официальным указом императрицы Анны Иоанновны.

Они просуществовали в таком неизменном виде вплоть до 1917 года, когда необходимость в них была утрачена.

Содержание исповедной росписи, примеры записей

Исповедные росписи содержали только информацию об участии прихожан в Таинстве Исповеди и Причастия. Они также использовались вместо метрических книг для разрешения гражданских конфликтов (брачных и земельных), например, справку из такой ведомости можно было предоставить священнику для того, чтобы он провел обряд бракосочетания.

Формуляр для этого был очень простым и состоял всего из нескольких граф:

  1. Графа, в которой указывались данные о количестве дворов в поселении, число проживающих там людей (отдельно мужчины и женщины). Записывалась фамилия семьи, при этом для взрослых указывали имя-отчество, а для детей старше года только имя. Обязательно фиксировался статус всех членов семьи (замужем, вдова, девица и пр.), который можно было легко проверить в метрической книге.
  2. Графа, которая называлась «Принимающие Исповедь и Святое Причастие». Тут прописывался весь список членов семьи и их наличие на Святом Таинстве во время Великого Поста (писали «был» или «не был»). Изредка в ведомости указывался и Успенский пост, а также Петров — это зависело от указа Священного Синода или местного епископа.
  3. Графа под названием «Бывшие на Исповеди, но не принявшие Святого Причастия». Этот столбец присутствовал в ведомостях довольно редко, поскольку туда вписывались личности, которые не были на Причастии более 1 года. Если человек не посещал Причастие более 3 лет, при этом не предоставив документы это объясняющие, то священник прихода делал соответствующую запись и сообщал о человеке в епархиальное управление. На основании этого факта епископ мог причислить такого «прогульщика» к раскольникам.
  4. Графа «Раскольники». Она включала в себя имена тех людей, которые не посещали даже исповеди на протяжении Великого Поста в течение 1-3 лет. При этом записывалась и причина, если она была известна.

Самыми распространенными были «По отлучке» или «По нерадению», но иногда в документах встречается и «По ленности», которые дают представление о духовном состоянии человека. Если человек предоставлял доказательства и объяснения своего отсутствия, они также прописывались в этом столбце.

На православных христиан, которые значились в этой графе государство могло наложить штраф, но при этом они все равно были обязаны посетить храм, исповедаться и совершить Причастие.

В конце составленной ведомости на нескольких страницах была расположена таблица, в которой были приведены общие статистические данные по всем сословиям. Это позволяло в целом ознакомится с духовным развитием общества и сделать соответствующие выводы.

Изначально священники записывали эти данные в тетрадки, которые собственноручно расчерчивали. А печатные исповедные росписи появились только в середине 19 века. При этом священники были обязаны вести подобные списки, в противном случае они могли не только заплатить штраф, но и лишиться своего сана.

Важно! Составленную книгу подписывали все священнослужители храма, вкладывая в нее ежегодный отчет о деятельности церкви и прихода. Она подавалась в епархиальное управление вместе с метрическими книгами.

После революции 1917 года подобные ведомости упразднили, однако многие священники продолжали еще несколько лет вести такой учет.

Где искать исповедные ведомости прихожан церквей

Исповедные ведомости представляют большую ценность для историков, социологов и других ученых сегодня — именно из этих записей можно извлечь подробные данные о сословиях, о принадлежности определенных семей и людей к определенным владениям, социальное положение, составы семей и пр. Это помогает не только восстановить историческую картину определенного времени, но и конкретной территории.

Помимо историков, ведомости изучаются по запросу отдельных граждан для определения и росписи генеалогических древ. Для составления одного древа может быть изучены несколько архивов и огромное количество документов.

Исповедные росписи являются собственностью фондов духовных консисторий и епархиальных управлений. В каждом отдельном регионе эти записи могут быть найдены в отделении Государственного архива. Изредка бумаги могут быть переданы на хранения отдельным церквям или монастырям.

Совет! Для поиска записей про конкретного человеку исследователю следует знать где и в какое время тот проживал, поскольку обычно люди числились в тех приходах, на территории которых проживали. С этими данными довольно просто искать человека по датам в исповедных и метрических книгах.

Изначально священники составляли исповедную ведомость в 2-ух экземплярах, один из которых отправлялся в духовную консисторию, а второй оставался в архивах прихода. Поэтому исследователи и историки всегда проверяют не только архивы государственные, расположенные на конкретной территории, но и архивы церковные в той местности, где проживал необходимый человек.

Изредка, историки и генеалогические исследователи выкладывают найденную информацию в Сеть, поэтому ее также можно считать одним из источников хранения исповедных ведомостей.

Нецерковный учёт исповеданий и причащений

Не только Церковь была заинтересована в ведении исповедных росписей, но и само государство. В 19 веке контроль за духовностью населения был предметом интереса монаршего двора, поэтому сбор и запись данных о церковных прихожанах, которые посещали Исповедь, а затем причащались, вели также и светские начальники.

Сегодня в архивах можно встретить приказы и распоряжения, которые выдавались гражданам светскими начальниками. В них они требовали предоставить справку от священника храма, в котором граждане исповедовались.

В архивах был обнаружен документ от декабря 1874 года, в котором сотскому сообщалась подробная инструкция по сбору этой информации. В отличии от Церкви, где данные собирались с одного прихода, в государственных учреждениях они брались с одного почтового отделения. При этом отчетный документ (ведомость) имел отличное содержание от церковного.

Исповедная роспись

Материал из Генеалогической базы Вилейского уезда – открытой базы генеалогических и краеведческих материалов портала «Вилейский уезд».

Исповедной росписью (другие названия – Исповедальная ведомость, Великопостная роспись, Духовная роспись, Исповедальные списки) – назывался отчетный документ, с XVIII века до начала XX века составлявшийся ежегодно по своему приходу каждой православной церковью России. Исповедная роспись – это посемейный список всех прихожан, проживающих на территории прихода (кроме младенцев, не достигших возраста 1 год), с указанием для каждого прихожанина, был ли он в этом году на исповеди во время Великого поста (или в период трех других постов) и причащался ли он у своего священника. Причины отсутствия указывались (например, малолетство). Исповедные росписи составлялись в двух экземплярах. Первый хранился в церкви, а второй передавался в консисторию, где подшивался в одно дело вместе с такими же ведомостями соседних приходов (например, вместе с приходами одного духовного правления). Сегодня исповедальные ведомости хранятся в фондах духовных правлений, духовных консисторий, отдельных церквей и епархиальных управлений в региональных архивах. В РГИА исповедальные списки хранятся в фонде «Канцелярия заведующего придворным духовенством» и в фонде «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода».

Исповедные росписи – ценный генеалогический источник. В них фиксировались такие сведения, как социальное положение лица, место его жительства, возраст, владельческая принадлежность (для дворовых людей и крестьян, например), состав семьи.

Содержание

  • 1 История исповедной росписи
  • 2 Содержание исповедной росписи
  • 3 Нецерковный учет посещения исповедей и причащений
  • 4 Дополнительная информация

История исповедной росписи

Самой старой инструкцией по составлению исповедной росписи считается инструкция, принятая еще до 26 декабря 1697 года Московским патриархом Адрианом. Ее появление связано с выявлением раскольников и борьбой со старообрядчеством. Согласно инструкции, исповедная роспись должна была состоять из трех списков прихожан. В первом списке перечислялись прихожане, бывшие на исповеди, во втором – пропустившие исповедь. Раскольники перечислялись в третьем списке. Однако, несмотря на существование инструкции, установленная в ней исповедная роспись в жизнь воплощена не была. Петр I в 1716 году издал указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». В этом же указе духовникам предписывалось подавать именные списки отсутствовавших на исповеди светским властям. Реализация этого указа проходила медленно: первые росписи начали составляться только в 1718 году. 7 марта 1722 года Синод принял указ, обязывавший всех прихожан, начиная с семилетнего возраста, «быть на исповеди и причастии … у своего священника». Прихожане, отсутствующие в своем приходе больше года, могли исповедоваться и причаститься у священника другого прихода – по возвращению на постоянное место жительства они были обязаны предъявить справку об этом своему священнику. 16 июля 1722 года совместным Синодским и Сенатским указом устанавливалось обязательное ведение исповедных росписей. В 1737 году указом императрицы Анны Иоановны была определена окончательная форма исповедной росписи, просуществовавшая почти без изменений до 1917 года. После Октябрьской революции ведение исповедных росписей было отменено (несмотря на это, в некоторых приходах священники еще долгое время продолжали их вести). 25 мая 1927 года бюллетень Центрархива РСФСР предписывал уничтожить все исповедные росписи, начиная с 1865 года (и позднее), как документы, не обладающие исторической ценностью.

Читать еще:  Церковная ладанка – что это такое, как правильно носить и что в нее кладут, из чего изготавливается и от чего защищает

Содержание исповедной росписи

Содержание, полнота описания и достоверность исповедных росписей различались, находясь в зависимости от года создания документа, от добросовестности переписчиков, от местностей, в которых находились приходы и от священника в приходе – своего или входящего. Обычно роспись переписывалась с документа прошлого года с внесением изменений за прошедшее время, исправлением обнаруженных ошибок и совершением новых ошибок. Существуют исповедные росписи двух соседних лет, в которых тексты и описания имеют множество различий. Это может быть свидетельством проведения в церкви какой-то локальной переписи.

В начале исповедной росписи шло ее название с пояснительной записью установленного образца. За ней размещалась таблица с девятью столбцами. В 1, 2, и 3 столбцах фиксировались соответственно порядковый номер дома (семьи, двора), лица мужского пола и лица женского пола.

В 4 столбце записывались прихожане. В заголовке этого столбца указывалась социальная группа, к которой относились перечисленные ниже люди: духовные (первым в списке обычно записывался сам церковный причт), военные, дворяне, дворовые, крестьяне (селяне) и т.д. – и их домашние. Иногда в этом же столбце указывалось название селения, в котором проживали перечисленные прихожане. Если селение принадлежало нескольким помещикам (владельцам), то в исповедной росписи присутствовали его описания отдельно по каждому помещику (причем, эти описания не обязательно находились рядом). Иногда в конце росписи находилось дополнение по определенному селению с прихожанами, по каким-то причинам не упомянутых в основном списке или список церковных причетников из смежных приходов, для которых священник местной церкви был духовником.

С 1713 по 1842 год в исповедных ведомостях официально разделяли семь социальных групп, с 1843 по 1860 год – шесть. Разделение прихожан на пять социальных групп (духовные, военные, статские, городские станы, крестьяне) началось с 1861 года. В населенных пунктах списки составлялись по домам (дворам, семьям). Сначала записывался глава семьи с фамилией (при наличии), именем и отчеством, потом его жена с именем и отчеством (при условии, что его не забыл указать переписчик) или фиксировалось вдовство. После жены главы семьи переписывались дети с именами, их супруги (при наличии) и дети. За ними указывались проживающие в этом же доме (дворе) дальние родственники: срощенники, племянники, подсоседники и т.д.

В столбцах 5 и 6 указывался (как правило, приблизительно) возраст лиц мужского пола и лиц женского пола.

В 7, 8 и 9 столбцах делались отметки об исповедовании прихожан и о прохождении причастия. Некоторые священники все три столбца не использовали, обходясь одним или двумя. Например, в 7 столбце напротив исповедовавшихся и причастившихся прихожан писали «была», «был» или объединяли целую группу фигурной скобой и указывали, что были все. В графах с именами церковного причта можно встретить более подробные записи (например, сколько раз в году исповедовался, где, у кого и т.п.). Напротив отсутствовавших на исповеди и причастии в 7 столбце ставили прочерк, а 9 столбце указывали причину отсутствия (по нерачению, за малолетством, за старообрядчеством и т.п.). 8 столбец крайне редко применялся по назначению – чаще его использовали в качестве свободного места для невместившегося в 7 столбец текста.

По всем лицевым листам исповедальной росписи священник церкви ставил подпись (скрепу), например: лист 1 – «К сей», лист 2 – «духовной», лист 3 – «росписи», лист 4 – «священник», лист 5 – «[имя священника] руку приложил». Кроме него никто из членов причта полистно не расписывался. Кроме священника, на каждом листе росписи мог ставить скрепу также представитель духовного правления.

За первой таблицей (из девяти столбцов) размещалась вторая – табель, или сводная ведомость по приходу. В этой таблице подводился общий итог: столько-то дворов, столько-то душ той или этой социальной группы, столько-то лиц мужского пола, столько-то лиц женского пола в приходе.

Завершалась исповедная роспись заверительным объявлением, что все в ней написано верно, без приписок и укрывательства, а если будет выявлена ложь, то составители готовы понести ответственность в виде штрафа. Данное объявление скреплялось подписями всех лиц церковного причта (мужчин). Если на территории прихода имелись раскольники, то их список приводился после сводной ведомости.

Нецерковный учет посещения исповедей и причащений

Обязанности по контролю за ежегодным исповедованием и причащением лежали не только на священниках, но и на определенном круге светских начальников. В инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года, например, был оговорен подобный контроль за крестьянами.

Исповедка и родословная: как узнать состав всей семьи

Исповедная роспись или исповедная ведомость – очень важный источник генеалогической информации. Это документ, который поможет вам за один раз узнать состав семьи, всех соседей и родственников с указанием возраста. Интересно, что эти документы составлялись строго в определенный период — в Святую Четыредесятницу.

Исповедки велись 300 лет, а в отдельных районах даже после 1917 года. Однако в архивах исповедные ведомости сохранились не за все годы. А всё по решению некоторых «умных людей», которые 25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР приказали уничтожить исповедки, как не представляющие исторической ценности.

Когда записывали в исповедную ведомость

Ежегодно перед Пасхой наши православные предки в независимости от сословия должны были приходить в церковь, исповедоваться и причащаться. О чем приходской священник составлял ведомость.

К приходу обычно относилось несколько деревень и починков. Поэтому заполнение исповедной росписи проходило в несколько этапов. Переписывание прошлогоднего списка. Его же необходимо было скорректировать: исключить тех, кто умер, добавить вновь родившихся и добавившихся из других приходов. Поэтому, естественно, составление исповедной росписи занимало не один день.

Кого включали в исповедную роспись

Всех жителей прихода группировали по сословиям.

  • Первыми записывались духовные и их домашние. Самый первый – священник, возглавляющих приход. Затем его жена и дети, а потом остальные церковнослужители с семьями.
  • Военные и кантонисты.
  • Дворяне и их семьи, а также статские.
  • Купцы.
  • Мещане.
  • Однодворцы.
  • Крестьяне.
  • Отдельным списком перечислены иногородние для конкретного прихода.

Структура исповедной ведомости

  1. Номер семьи по порядку
  2. Порядковый номер мужского пола
  3. Порядковый номер женского пола
  4. Состав семьи: домохозяин, его супруга, их дети. Первой так же могла быть записана вдова. Бывало также, что записан мужчина, а с ним его мать или отец, сестры и братья, племянники и т.д. В общем, из исповедной росписи вы точно узнаете состав семьи и семейные отношения.
  5. Возраст каждого члена семьи
  6. Кто был у исповеди,
  7. Кто был только у исповеди, но не причащался.
  8. Кто не был у причастия и по каким причинам.

Причины отсутствия на исповеди и причастии

  • по малолетству (наиболее часто встречающаяся причина).
  • по отлучке.
  • По болезни (по внезапной немощи).
  • за нерачением (по невежеству, по лени, по пренебрежительному отношению).
  • по совету духовника/священника (т.е. священник не допустил до причастия за какой-то проступок).
  • уклонение в раскол ( про старообрядцев можно прочитать в статье ).

Отлучка из родного дома

Уехав далеко от дома, понятно, было невозможно явиться на исповедь. Дозволялось сходить в церковь по месту пребывания (отсюда и список иногородцев). Необходимо было получить справку и предоставить ее по месту жительства по возвращении.

Где найти исповедную роспись, чтобы составить родословную

Исповедные росписи находятся на хранении в областном архиве в фонде «Духовная консистория» (чаще всего на сайте архива есть описи). ИР велись долго — в отдельных районах даже после 1917 года.

Однако, исповедные ведомости сохранились не за все годы. А все по решению некоторых «умных людей», которые 25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР приказали уничтожить исповедки, как не представляющие исторической ценности.

Вы использовали исповедные росписи для составления своей родословной?

Familio.Media

Главные документы генеалога: исповедные росписи

Основные источники, в которых можно найти информацию о предках, живших до революции, — это метрические книги, исповедные ведомости, ревизские сказки и материалы переписей населения. Все это рукописные документы с дореформенной орфографией. Продолжаем цикл текстов о том, как искать информацию о своих предках в дореволюционных документах.

Что это такое?

Исповедные росписи — это ведомости (посемейные списки с указанием возраста), которые ежегодно составляли православные священники для учета прихожан, бывших в этом году на исповеди и причастии. Похожие по форме списки прихожан встречаются среди документов, связанных с католиками и лютеранами.

Каждый православный христианин должен был хотя бы раз в году исповедаться и причаститься Святых Тайн (обычно это происходило во время Великого Поста перед Пасхой, а если по какой-то причине прихожанин не мог быть на исповеди в этот период, он должен был исповедаться во время Петрова или Успенского постов).

Указом Петра I от 8 февраля 1716 года для тех, кто не приступал к исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников — двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось на протяжении всего XVIII века и было отменено лишь в 1801 году — по указу Святейшего Синода от 18 января все штрафы как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) заменялись епитимьей.

В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям:

  1. Духовенство
  2. Военные
  3. Статские
  4. Купцы, мещане, цеховые и городские обыватели
  5. Дворовые (до 1861 года)
  6. Крестьяне

Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный ее список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось вдовство оставшегося. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.

Исповедная ведомость содержала три графы, касавшиеся непосредственно исповеди. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». В графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» записей совсем мало: священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, и прибегали они к нему крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди: чаще всего «по отлучке» или «по нерадению».

Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребенок не был у исповеди «по малолетству», или ставил прочерк.

Какой период охватывают исповедные росписи?

Обязанность ходить каждый год к исповеди впервые была законодательно закреплена в 1697 году в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана. Священник по этой инструкции был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.

Читать еще:  Прощает ли Бог убийство: простить ли Господь убийцу или нет, как добиться прощения

Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 года окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прихожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…» Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.

Синодский указ от 16 апреля 1737 года вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 года, а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.

Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 года, хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е годы.

Где хранятся исповедные росписи?

Исповедные росписи обычно хранятся в региональных архивах: как в соответствии с современной административной принадлежностью искомого населенного пункта, так и по старому губернскому делению.

Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х годов, встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической и практической ценности, и были уничтожены в ходе макулатурных кампаний 1920–1930-х годов.

Как работать с исповедными росписями?

  1. Вести поиск по исповедным росписям при их хорошей сохранности часто проще, чем по ревизским сказкам. Они обычно имеют меньший объем и более понятную систему хранения, что позволяет найти нужную информацию гораздо быстрее.
  2. В первую очередь нужно выявить самую позднюю исповедную ведомость, сохранившуюся по нужному вам приходу (обычно это исповедные 1860-х годов).
  3. Изучить исповедную ведомость, найти нужный населенный пункт и в нем — искомую семью. Подавляющее большинство крестьян записано в исповедных ведомостях без фамилии, поэтому надо понимать, кого именно мы ищем. Например, если из метрических книг мы знаем, что предка звали Савва Гаврилович Воробьев, то искать надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Следует иметь в виду, что отставные солдаты, их жены и дети (а также жены и дети отданных в рекруты) будут записаны в исповедной ведомости в разделе «Военные и их домашние».
  5. Если в исповедной росписи изучаемого прихода нет нужного населенного пункта, необходимо проверить соседние церкви (в некоторых случаях крестьяне ходили в церковь, которая была ближе и куда было удобнее ходить, и записывались там в метрических книгах, при этом по приходскому делению официально могли относиться к другой церкви).
  6. В случае положительного результата нужно проверять более ранние исповедные ведомости с шагом 5-10 лет.
  7. Если изучаемая семья пропадает из исповедных росписей, это означает, что в тот момент их могли переселить в другой населенный пункт. Информацию о переселении можно найти в ревизских сказках по интересующему населенному пункту, если они сохранились. Если же нет, возможно, придется изучать исповедные по всему уезду.
  8. Исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п.

Чем может помочь сервис Familio?

Определить приход, к которому относился интересующий вас населенный пункт: на странице каждого населенного пункта во вкладке «Приходы» приводится список официальных религиозных общин и культовых сооружений в этом населенном пункте и его окрестностях. На странице прихода во вкладке «Источники» в некоторых случаях можно найти список исповедных ведомостей этого прихода из нашей базы данных. Мы постоянно работаем над дополнением этих списков и привязкой источников к населенным пунктам.

Найти исповедные ведомости, если они не привязаны к населенному пункту, можно в поиске по разделу «Архивные документы».

Какую информацию можно получить из исповедной росписи

  1. Предназначение исповедной росписи
  2. Отсутствующие на исповеди
  3. Правила заполнения ведомости
  4. Для родословной
  5. После революции 1917 года

Каждый, кто хочет составить родословную, углубившись в 19 век, сталкивается с необходимостью искать сохранившиеся исторические документы, с помощью которых можно узнать состав семьи предков и их возраст. Один из таких важных документов – это исповедные ведомости.

Предназначение исповедной росписи

Исповедная роспись – это документ, позволяющий установить состав семьи, возраст и вероисповедание ваших предков. Так называли ежегодный отчет, предоставляемый священником приходской церкви в духовную консисторию, при этом один экземпляр оставался в церкви.

Идея создания исповедной ведомости появилась вместе с церковным расколом и увеличившимся количеством старообрядцев. С помощью исповедки можно было отслеживать «уклонившихся в раскол».

С 1716 года по указу Петра Первого «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада» ежегодно перед Пасхой, во время Великого поста, обычно в Святую Четыредесятницу, все прихожане обязаны были явиться в церковь на исповедь и причастие, о чем должна была быть сделана запись в исповедной ведомости. (Подробнее о празднике Пасха)

Отсутствующие на исповеди

Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:

  • за малолетством;
  • по отлучке ,например, служба в армии.

В случае отсутствия по месту жительства более года, человек мог исповедоваться другому священнику, но обязательно должен был подтвердить этот факт документально.

Списки неисповедовавшихся подавались в духовную консисторию. Если человек не был на причастии более трех лет, то по решению епархии его могли причислить к старообрядцам.

Правила заполнения ведомости

Исповедная роспись представляет собой список всех жителей, относившихся к приходу церкви. Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне / статские, дворовые / городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи). Исповедные росписи велись в довольно свободной форме, поэтому могут отличаться даже в соседних уездах, не то что в регионах.

В первом столбце писали номер домовладения по счету. Затем шел список людей. Сначала писался домовладелец (глава семьи), затем его жена (которая жена по счету, если не первая, в случае смерти одного из супругов делась приписка: вдова или вдовец). Следом перечислялись их дети и их семьи, если они проживали одним двором с домовладельцем. Затем указывались более дальние родственники, проживающие во дворе: братья, племянники, мать, теща и т.д.

Исповедная роспись по селу Ейское укрепление 1871 года (Область войска Донского, ныне Краснодарский край). Две семьи домовладельцы Пономаревы: вдова Екатерина и Андрей

У каждого человека в исповедной росписи указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии. Если отсутствовал, то писали причину отсутствия.

Часто списки жителей переписывались с прошлого года, изменяя только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые ошибки в именах, возрасте или фамилии.

По раскольникам создавались отдельные списки. Там указывались все те же самые сведения, а также год, в который человек уклонился в раскол. Ниже приведена исповедная роспись Вятской губернии за 1904 год по семьям Коробейниковых, которые уклонились в раскол в 1867 и 1857 году.

Список раскольников за 1904 год Крестовоздвиженской церкви села Белозерье Орловского уезда Вятской губернии. Раскольники Коробейниковы из Даниловской беспоповской секты деревни Арсичи (подле речки Раменки), уклонившиеся в раскол в 1867 и 1857гг.

Для родословной

Таким образом, установить состав семьи и возраст ваших предков из исповедной росписи очень легко. Поскольку этот документ является официальным, то можно всецело полагаться на его достоверность, чтобы составить свою родословную.

Исповедные росписи хранятся в областных (региональных) архивах по месту их составления. В некоторых случаях исповедные ведомости можно найти в районных архивах, там же где и метрические книги. Например, такая ситуация в Краснодарском крае.

Для получения достоверной информации из исповедной росписи необходимо знать временной период и церковных приход, к которому относился населенный пункт.

После революции 1917 года

Исповедные ведомости, как один из важнейших документов учета населения, просуществовал до 1917 года (но в некоторых местностях велся и после этого).

25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР было предписано уничтожить все исповедные росписи за период 1865 – 1927 гг., как не представляющие исторической ценности.

В некоторых регионах они действительно были уничтожены, например на территории Терского войска были уничтожены полностью все документы, в связи с чем составление родословной за указанный период весьма затруднено.

Кроме исповедных росписей можно воспользоваться другими историческими документами (об этом можно прочитать в Метрические книги и Ревизские сказки).

Вам будут интересны другие мои статьи по генеалогии:

Исповедные росписи

Исповедные росписи: сущность, историческая ценность, история составления

Генеалогические изыскания проводятся на основании исследований широкого спектра документации. К таким документам относятся переписи населения разных лет, личные документы, писцовые, ландратские книги и другие. В том числе, важную роль играют исповедные росписи или ведомости. Синонимы этого понятия – исповедные ведомости, духовные или великопостные росписи.

Что такое исповедные росписи?

Исповедные росписи – вид отчетной документации, составляемой каждый год в приходах православной церкви. Период, который охватывает написание и регулярное ведение ведомостей – XVIII – начало XX века. Документ представлялся в формате списка семей и всех их членов – прихожан, проживающих в границах прихода. Кроме того, в ведомости включали некоторые данные – сугубо церковного содержания: как часто причащались, когда были на исповеди. Если не было самого факта причащения и исповеди – это тоже указывалось. Если нет – нужно было указать причину.

Почему одно из названий – великопостная роспись? Документ включал всех людей, которые проживали в приходе на период Великого поста или других трех постов. Перепись населения прихода приурачивалась к строгим постам.

Хранили документ в церкви, а дополнительный экземпляр отправляли на сохранение в консисторию – один из органов управления православной церкви. Все ведомости подшивали так, чтобы данные по всем приходам одного духовного правления хранились вместе.

Возникновение исповедных росписей

Впервые история узнала о исповедных росписях в 1697 году. Это первое упоминание, связанное с составлением инструкции для ведения данного документа. Инструкцию принял патриарх Московский Адриан. Причиной появления необходимости подобного учета являлась активная борьба со старообрядчеством. Цель – выявить раскольников. Именно поэтому записи должны были быть подробными, регулярными, составленными по четкой схеме.

Развивалась практика составления росписей, основываясь на таких событиях:

  • После старейшей инструкции 1697 года описи не велись – план не удалось реализовать.
  • Новая инициатива – указ правителя Петра I, изданный в 1716 году. Документ назывался «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада». Было установлено, что священник прихода обязан был подавать списки тех, кто не ходит на исповедь. Снова около 2 лет указание не выполнялось – только в 1718 году постепенно начали делать записи.
  • В марте 1722 года был принят новый указ. Он обязывал прихожан конкретного прихода непременно исповедоваться и причащаться регулярно. Также установили минимальный возраст, до которого можно было не исповедоваться и не причащаться – до 7 лет. Если лицо, которое проживало в своем приходе, но отсутствовало в нем больше года, требовалось выполнять обязательные религиозные обряды у другого священника в ином приходе. Этот факт по месту жительства нужно было подтвердить справкой.
  • В июле того же года Синодский и Сенатский приказы еще одним указом обязали составлять исповедные росписи.
  • В 1737 году, при Анне Иоановне, была установлена единая форма для заполнения документов – она не менялась почти до самого конца практики ведения росписей.
Читать еще:  Проповедь Иисуса Христа: заповеди и толкование, почему получила такое название, история, место и слушатели

Содержание исповедных росписей

Исповедные росписи составляли для ведения учета населения и борьбы с раскольничеством. В виде посемейных списков были представлены все прихожане прихода – в перечень могли не вносить детей до 1 года возрастом.

Согласно древнейшей инструкции, в документе было три списка. Один фиксировал тех, кто пришел на исповедь, второй – тех, кто не пришел исповедаться, третий – перечень раскольников. В таком формате исповедные росписи не были составлены, а окончательный формат ведения записей узаконен указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году.

Несмотря на существование единого стандарта, были некоторые отличия в составлении документа. Причин тому несколько: где именно расположен приход, год ведения записи, человеческий фактор, имелся ли свой священник в приходе, который и вел учет (бывало, что один священник работал в нескольких приходах).

Как ситуация складывалась обычно? Брали уже составленные в прошлом году росписи, проверяли, переписывали по-новому, если изменений не было, или вносили новое, если что-то поменялось. Часто это приводило к ошибкам . Здесь опять же играет роль добросовестность переписчика, его внимательность, опыт.

Структура документа простая:

  1. Вступительная часть – название документа, локализация (какая епархия, какое духовное правление, административная единица, название храма), имя лица, которое вело записи (священника).
  2. Непосредственно сами списки. Туда отностяся количество дворов, лиц мужского и женского пола, их возраст, действия в храме (кто был на исповеди, когда, когда причащались). Отдельный столбик – те, кто не был на исповеди. Отдельная колонка – для общего списка прихожан прихода.
  3. Табель – вторая таблица, которая начиналась после первой. Это итоговые записи о числе дворов, численности душ, социальных группах, соотношении полов в приходе, роде деятельности прихожан.
  4. Заключительная часть включала: подтверждение верности данных, заверение в том, что все указано без укрывательства. Стандарт – указать, что при выявлении лжи, составитель обязуется оплатить штраф, как наказание за недобросовестную работу. Документ подтверждался подписями. Завершали роспись списком раскольников, если таковые были.

Ежегодно ответственное лицо должно было сверить данные прошлогодней переписи и новыми данными. Обходили все дворы – пересчитывали, указывали число и имена рожденных, кто вышел замуж, отмечали умерших.

Как уже упоминалось, указывали сословную принадлежность. В таблицах указывали такие виды социальных слоев: крепостные (до 1861 года, когда было отменено крепостное право), духовенство, статские и военные, крестьяне, горожане, мещане, купцы, цеховые ремесленники.

В списке все дворы и дома нумеровали и представителей семьи записывали в алфавитном порядке. Главным была точность в записи всех членов семьи – супруги (глава и его жена), дети и внуки, бабушки и дедушки. Нумеровали отдельно женщин и мужчин, указывали статус вдовца или вдовы.

Кем составлялись исповедные росписи?

Главное лицо, которое несло ответственность за ведение исповедных росписей – священник, работавший в приходе. Но не только на церковных служителей возложили эту задачу. Некоторые местные светские начальники должны были заниматься отдельными моментами учета. Например, отдельным приказом начальника ведомства (любого) могли обязать проследить – все ли его подчиненные были на исповеди.

Таким образом, церковный учет был не сугубо церковным – контролем занимались и светские чины.

Где найти исповедные росписи?

Во времена, когда исповедные росписи были составлены, они составлялись в двух экземплярах . Один для местного хранения в церкви, другой для отправления на подшивку в консисторию. Основная часть исповедных росписей хранится в региональных архивах. На сегодняшний день они также находятся в Российском государственном историческом архиве в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Когда и почему их перестали составлять?

Исповедные росписи существовали на протяжении немногим более двух столетий. Конец истории ведения ведомостей положила смена власти. В 1917 году официально отменено ведение росписей. Сами эти записи были признаны недостоверными, их историческая ценность не признавалась. При этом, некоторые приходы несколько лет еще вели записи.

В мае 1927 года, согласно постановлению, все росписи, составленные с 1865 года и позже, приказано было уничтожить.

Для составления родословной, поиска данных о родственниках, исповедные росписи – отличный источник информации. В ведомостях содержится информация о социальном положении, роде деятельности, месте жительства, составе семьи. В некотором смысле, такой учет также ценен, как и метрические книги.

О других наиболее популярных средствах по поиску информации о предках можно почитать в следующих статьях

Если хотите найти информацию о своих предках , узнать родословную, оставьте заявку у меня на сайте и я постараюсь Вам помочь

Если интересно, можете посмотреть информацию о моих исследованиях родословной на сайте, посвященном истории моей семьи.

Исповедка и родословная: как узнать состав всей семьи

Исповедная роспись или исповедная ведомость – очень важный источник генеалогической информации. Это документ, который поможет вам за один раз узнать состав семьи, всех соседей и родственников с указанием возраста. Интересно, что эти документы составлялись строго в определенный период – в Святую Четыредесятницу.

Исповедки велись 300 лет, а в отдельных районах даже после 1917 года. Однако в архивах исповедные ведомости сохранились не за все годы. А всё по решению некоторых «умных людей», которые 25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР приказали уничтожить исповедки, как не представляющие исторической ценности.

  1. Когда записывали в исповедную ведомость
  2. Кого включали в исповедную роспись
  3. Структура исповедной ведомости
  4. Причины отсутствия на исповеди и причастии
  5. Отлучка из родного дома
  6. Где найти исповедную роспись, чтобы составить родословную

Когда записывали в исповедную ведомость

Ежегодно перед Пасхой наши православные предки в независимости от сословия должны были приходить в церковь, исповедоваться и причащаться. О чем приходской священник составлял ведомость.

К приходу обычно относилось несколько деревень и починков. Поэтому заполнение исповедной росписи проходило в несколько этапов. Переписывание прошлогоднего списка. Его же необходимо было скорректировать: исключить тех, кто умер, добавить вновь родившихся и добавившихся из других приходов. Поэтому, естественно, составление исповедной росписи занимало не один день.

Кого включали в исповедную роспись

Всех жителей прихода группировали по сословиям.

  • Первыми записывались духовные и их домашние. Самый первый – священник, возглавляющих приход. Затем его жена и дети, а потом остальные церковнослужители с семьями.
  • Военные и кантонисты.
  • Дворяне и их семьи, а также статские.
  • Купцы.
  • Мещане.
  • Однодворцы.
  • Крестьяне.
  • Отдельным списком перечислены иногородние для конкретного прихода.

Структура исповедной ведомости

  1. Номер семьи по порядку
  2. Порядковый номер мужского пола
  3. Порядковый номер женского пола
  1. Состав семьи: домохозяин, его супруга, их дети. Первой так же могла быть записана вдова. Бывало также, что записан мужчина, а с ним его мать или отец, сестры и братья, племянники и т.д. В общем, из исповедной росписи вы точно узнаете состав семьи и семейные отношения.
  2. Возраст каждого члена семьи
  3. Кто был у исповеди,
  4. Кто был только у исповеди, но не причащался.
  5. Кто не был у причастия и по каким причинам.

Причины отсутствия на исповеди и причастии

  • по малолетству (наиболее часто встречающаяся причина).
  • по отлучке.
  • По болезни (по внезапной немощи).
  • за нерачением (по невежеству, по лени, по пренебрежительному отношению).
  • по совету духовника/священника (т.е. священник не допустил до причастия за какой-то проступок).
  • уклонение в раскол (про старообрядцев можно прочитать в статье).

Отлучка из родного дома

Уехав далеко от дома, понятно, было невозможно явиться на исповедь. Дозволялось сходить в церковь по месту пребывания (отсюда и список иногородцев). Необходимо было получить справку и предоставить ее по месту жительства по возвращении.

Где найти исповедную роспись, чтобы составить родословную

Исповедные росписи находятся на хранении в областном архиве в фонде «Духовная консистория» (чаще всего на сайте архива есть описи). ИР велись долго – в отдельных районах даже после 1917 года.

Однако, исповедные ведомости сохранились не за все годы. А все по решению некоторых «умных людей», которые 25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР приказали уничтожить исповедки, как не представляющие исторической ценности.

Вы использовали исповедные росписи для составления своей родословной?

ИСПОВЕДНЫЕ РОСПИСИ

Исповедная роспись — это ежегодный отчетный документ, составляемый по каждому приходу Российской империи в XVIII — XX веках и представляющий из себя посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев до 1 года), с отметкой для каждого человека, о «бытии его во время Великого поста (в Святую Четыредесятницу) у исповеди и Святых Тайн Причастия», а если нет, то «за каким винословием» (причина отсутствия). Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами и ревизскими сказками, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна, так как ревизии населения проводились нерегулярно, или их материалы не сохранились до наших дней.

В качестве примера на рисунке далее приводится часть исповедной росписи Новоселовской Петро — Павловской церкви 1773 года [1], в разделе «Служилые и их домашние» в которой переписана семья отставного казака Андрея Родионова сына Катцына с братьями Ильей, Филиппом и Козмой. Населенный пункт здесь не указан, но полагаю, что Новоселово.

В приведенном ниже фрагменте исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год в разделе «Служилые казаки» под N48 записана семья служилого казака Екима Степанова Катцына 36 лет. У него жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор 2 лет и Иван 2 лет (видимо близнецы). В последующем данная семья переписана в исповедной росписи росписи Красноярской Покровской церкви 1770 года, т.е. вернулась в Красноярск.

Ниже приведены фрагменты исповедных росписей Новоселовской Петро-Павловской церкви за 1792 год. Записана семья отставного казака д. Аешиной Андрея Родионова Катцына:

Семья его родного брата, жителя села Новоселова, крестьянина Филиппа Родионова Катцына:

Там же записана семья жителя д. Аешиной крестьянина Ильи Родионова Катцына:

В исповедных росписях отражался статус прихожан. По нашему региону в документ обычно включали следующие категории прихожан: духовные, статские, отставные дети боярские, солдаты, купцы, посадские, мещане, служащие казаки, отставные военные, служилые, крестьяне, поселенные, ясашные. В отдельных приходах категории сословий могли выглядеть несколько иначе. Так, по Красноярским церквям встречаются: Красноярской инвалидной команды служащие, Унтер Офицеры, рядовые, казенные денщики, почтовой конторы служащие, канцелярские служащие, служители оной конторы, почталионы, казачьей команды служащие, дворяне, крепостные, статские, не имеющие домов в губернском городе Красноярске, присяжные сержанты и др. В исповедных росписях Курагинскаго села Архангельской церкви по Ирбинскому заводу записаны: приказные, мастеровые заводские служители, цеховые, подмастерья, молотовые мастера, меховые, стальные, полные мастера и др.

В ГАКК хранятся, среди прочих, исповедные росписи церквей: Красноярской Покровской, Красноярской Благовещенской, Новоселовской Петро — Павловской, Анашенской Спасской, Бараитской Троицкой, Усть-Фыркальской Николаевской, Лугавской Троицкой, Каптырской Пророко-Ильинской, Шушенской Петро — Павловской за различные годы XVIII — XX вв.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector