0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хранение православных икон: правила и особенности для икон на деревянной основе и рукописных, условия для домашнего использования и в храмах

Содержание

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Хранение православных икон на деревянной основе и рукописных. Условия для домашнего использования и в храмах

В древней Руси для хранения икон в доме всегда отводилось особое место, так называемый «красный угол». Все изображения с ликами Святых располагались в одном месте, вместе с лампадками или свечами. Иконостас украшался красивыми вышитыми вручную рушниками. Бережное, можно сказать даже почитаемое сохранение икон, считалось важным для каждой семьи. Ведь передать старинные реликвии наследникам было одной из главных задач у старших поколений.

Читать еще:  Поминальный стол: что приносят в церковь и что приготовить дома, продукты

В настоящее время религиозные ценности не считают большой ценностью, но многие семьи чтит традиции своих предков, и стараются сохранить иконы, доставшиеся им от дедов и прадедов. Хранить православные иконы на деревянной основе или рукописные можно не только в храме или музее, но и в домашних условиях. Для этого важно следовать определенным инструкциям и внимательно наблюдать за состояние церковных артефактов.

Рис 1 Иконы в старину хранили «в красном угле», который располагался в противоположном о печи месте. Это защищало их от высокой влажности и сквозняков.

Оптимальные условия для хранения рукописных икон:

  • температура +17-22 С;
  • влажность 50%-65%;
  • суточные перепады не должны превышать 10% по каждому показателю.

Слой краски и защитный грунт на полотнах может осыпаться или растрескиваться от резких перепадов температур, высокой влажности или больших сквозняков. Эксперты рекомендуют рукописные изделия, как старые, так и новые не хранить на кухне, в прихожей, на террасе. Желательно чтобы все челны семьи были в курсе особой ценности и хрупкости изображений Святых.

Свод правил от специалистов по хранению церковных икон

Эксперты по изготовлению и реставрации икон акцентируют внимание на том, что на первый взгляд поражения полотен по причине перепадов климата не заметны. Однако они затрагивают абсолютно все части иконы, пусть и проявляются очень медленно. Год за годом начинает рассыхаться деревянная основа, лопаются ткани, слои левкаса (смеси клея и мела, которым покрывается полотно). С течением времени все это приводит к образованию трещин и осыпанию красок.

При постоянной повышенной влажности в помещении на изображениях развивается грибок и плесень. Например, на Руси всегда делали «красный угол» напротив печи. Иконы расставлялись на столе или на тонких деревянных рейках, на стенах, прилепляясь к стене жгутами или веревками. Для деревянной и тканевой основы применялись только самые лучшие и натуральные материалы.

Современные мастера по церковной живописи изначально обрабатывают доски для икон специальными средствами от насекомых. Так как самую большую опасность для дерева представляет жук-точильщик. Он может уничтожить икону за 2-3 года и избавиться от него очень сложно.

Рис 2 Иконостас в условиях современной квартиры обустроить совсем не сложно. Для сохранения качества рукописных и деревянных Святых изображений нужно избегать сквозняков, высокой влажности и прямых солнечных лучей.

Основные правила по хранению икон:

  • нельзя ставить изделия рядом с отопительными приборами, обогревателями, печами, это может вызвать коробление материалов и вздутия краски;
  • стоит избегать резкого перегрева под прямыми солнечными лучами;
  • большие сквозняки или низкие температуры провоцируют ухудшение качества полотен;
  • не рекомендуется обновлять икону лаками или красами в домашних условиях;
  • при использовании свечей, нельзя ставить их слишком близко от изображений с ликами Святых;
  • при возникновении вопрос или появлении первых признаков деформации или порчи религиозных раритетов нужно обращаться за консультацией к профессиональным реставраторам.

Для хранения рукописных икон рекомендуется использовать специальные киоты из стекла. Они помогут защитить изделие от неблагоприятных факторов и предотвратить заражение жуком-точильщиком. Лучше не доверять реставрацию полотен мастеркам-самоучкам, а обращаться к специалистам с документальным подтверждением профильного образования. Свод этих правил позволит сохранить православные святыни в течение долгих лет без ухудшения качества и яркости красок изображенных на их Святых.

Как правильно хранить иконы в храме

Православные верующие относятся к иконам, как к настоящим святыням. Изображения с ликами Святых являются обязательными религиозными атрибутами в любой церкви или домашнем иконостасе. В условиях храмов для хранения рукописных изделий также существуют специальные правила.

Иконы не рекомендуется держать на колокольне, в подвальном помещении или на чердаке. В большинстве случаев всегда оборудуются специальные хранилища, в которых каждая святыня имеет свое место на стеллаже и не соприкасается с другими предметами. Здесь должна поддерживаться умеренная температура (+18-20°С) и сухой воздух, без сквозняков. Иконы кладутся в горизонтальном положении. Экземпляры, которые используются редко, обворачиваются в кальку.

Рис.3 Иконы в церкви, которые редко используются должны храниться в отдельных помещениях на стеллажах или в специальных стеклянных киотах.

Иконы неправильно было бы считать просто экспонатами церковного интерьера. Священники и прихожане считают их особыми обителями, которые создают неповторимую религиозную атмосферу. В больших храмах для хранения старинной церковной утвари, икон в том числе, используют стеклянные киоты. В них создается специальный щадящий микроклимат, при котором колебания температуры и влажности воздуха минимальные.

Деревянные конструкции (окна, двери) в храме должны находиться в идеальном состоянии. Требуется строго следить за попаданием жука-точильщика в помещение церкви. Массовый лет, которого в условиях Центральной Росси начинается в начале мая. Для правильного хранения икон необходимо регулярно проветривать церковь и все комнаты, где хранятся иконы. Реставрацию изображений проводят только специально обученные мастера.

Основные виды порчи иконы и их причины

Среди множества причин вызывающих порчу икон можно выделить две большие группы: экстремальные и механические. К первым относятся пожары, потопы, повреждения в результате попадания масла с ладанки или парафина от свечи. Кроме этого, деформация и потеря качества церковных экспонатов может, происходить вследствие медленных, но серьезных поражения из-за времени.

Изогнутость доски на основе или рамах иконы является следствием неправильного изготовления или хранения изделия. Среди самых опасных факторов специалисты выделяют прямые солнечные лучи, высокие температуры в помещении. По аналогичным причинам может произойти расслоение доски. Глубокие трещины становятся следствием сильных ударов или неумелой реставрации рамки иконы.

Рис 4 Иконы теряют свои эстетические качества в результате высоких перепадов температур, повышенной влажности или длительного воздействия прямых солнечных лучей.

Отслоение левкаса (слоя мела под краской) случается от быстрых перепадов влажности (или сильной влажности), а так же сквозняков. Изображение может потрескаться или отойти от основы из-за попадания солнечного света или после протираний влажной тряпкой. Потерять яркость красок икона может из-за большого скопления пыли или после постоянного воздействия влаги, солнечного света.

Для того чтобы избежать потери качества церковных изделий эксперты по иконам рекомендуют по возможности хранить старинные экземпляры в киотах. При этом важно помнить, что уважение к изображениям Святых, забота и почитание религиозных святынь – это главные правила для правильного хранения. Ведь иконы – это не просто декоративные изделия, для православного человека они имеют особую историческую, духовную и религиозную ценность.

Что нельзя делать при хранении деревянных икон

Применение старинных икон на деревянной основе и рукописных изделий требует от владельцев соблюдения некоторых условий для того, чтобы не повредить уникальные творения и по максимуму продлить их срок службы.

Категорически запрещается при хранении икон:

  • применять моющие средства и воду с целью удаления пыли и грязи;
  • протирать изделия маслом;
  • пылесосить церковные картины;
  • самостоятельно реставрировать полотно или выпрямлять рамы;
  • использовать олифу, лаки или краску для покрытия внешнего слоя иконы.

Важно! Эксперты по реставрации икон рукописных и деревянных не рекомендуют применять влажные вещества для протирания полотен. Влажные тряпки, щетки, а тем более бытовая химия могут спровоцировать частичное или полное разрушение красочного слоя или натурального дерева на основе иконы.

Если попытаться обработать изделие маслом (льняным, подсолнечным, механическим), то можно нанести ущерб живописи, причем не всегда изделие начинает портиться сразу. Активные компоненты масла при попадании на старинное полотно могут вызвать его медленное, но действенное разложение и выцветание.

Рис 5 Ремонтом или реставрацией икон должен заниматься только специально обученный профессионал. «Подпольные» мастера могут навредить качеству Святыни, в результате чего теряется историческая и материальная ценность.

Механическое воздействие на иконы (пылесосом, гвоздями, шурупами) снижает износостойкость, может вызвать трещины, выравнивание частей живописной основы. Изображения с ликами Святых нельзя хранить в помещениях с повышенной влажностью и большими сквозняками. Прямые солнечные лучи провоцируют выцветание красок, в результате происходит коробление и растрескивание живописного слоя.

Совет! Реставрацией рукописных и деревянных старинных икон должен заниматься профессиональный реставратор. Самостоятельные попытки не только ухудшают внешние свойства таких изделий, но приводят к потере религиозной и исторической ценности.

Изображения с ликами Святых лучше располагать на полках, но так чтобы предотвратить любые механические воздействия. Не рекомендуется закреплять на них подвесы или вешать к стене, гвоздями или само резами. Не стоит счищать потемневшие пятна и изображений или рамы изделия, как и трогать печатный слой руками. Все это приводить к разрушению красок и основного полотна.

Рекомендации для начинающих

Сохранению материальной, религиозной и искусственной ценности старинных икон помогает соблюдение определенных правил. Опытные прихожане знают, как правильно и в каких условиях содержать изображения с ликами Святых, а вот новичкам следует быть внимательнее и принять их к сведению.

Для наилучшего сохранения качества икон существуют обязательные условия:

  • хранить изображения лучше в специальных стеклянных киотах (ящиках из стекла);
  • для очистки от загрязнений и пыли применяются широкие мягкие кисти с натуральной щетиной;
  • в комнате с иконостасом не должно быть перепадов влажности и сквозняков;
  • эксперты рекомендуют внимательно осматривать полотна дважды в течение года, при любых повреждениях нужно незамедлительно обращаться к реставратору;

Хранение уникальных церковных артефактов не представляет особой сложности даже для начинающих прихожан. В условиях храма за сохранностью икон следят специальные люди, а в домашних условиях эта роль возлагается на каждого члена семьи. Для того чтобы сберечь бесценные памятники истории и передать их в наследие детям и внукам нужно всего лишь следовать вышеперечисленным инструкциям.

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 0 / 5. Количество голосов: 0

Проголосуйте первым!

Правила и места, где в доме или квартире лучше поставить иконы

С давних времен православные христиане обустраивают свою жизнь в соответствии с традициями. Это касается и обустройства дома, так как дом в христианстве принято нарекать малой церковью. Одними из главных атрибутов являются иконы. У людей, недавно пришедших к православной вере, возникают вопросы об обустройстве дома, в том числе о правильном расположении образов святых. Давайте разберемся, где должны стоять в доме иконы в соответствии с канонами.

Основные правила и принципы

Правильным местом расположения для иконостаса считается угол комнаты. Лучше всего выбрать для этого угол в юго-восточной части. Однако, если помещение маленького размера, то в таком случае разрешается выбрать любое свободное место. Традиционно месторасположение икон нарекают красным углом. Главное правило – место должно быть освобождено специально под иконы, рядом не должно висеть никаких плакатов или календарей.

Сами иконы должны не висеть на стене, а стоять. Для этого принято оборудовать специальную небольшую полочку. Саму полочку украшают кружевной тканью: маленькой скатертью или салфетками. Иногда на нее ставят цветы, а также украшают в соответствии с православными праздниками. Например, ставят крашеные яйца на Пасху. Помимо этого, на полочку ставят лампаду со свечками. Сами свечи принято зажигать во время молитвы.

Иконы следует держать чистыми и регулярно стирать с них пыль кисточкой. Что касается размещения образов непосредственно на стенах – это можно делать вне основного иконостаса.

Например, нередко икону вешают в спальне над кроватью.

Особенности размещения

Как правило, в помещении оборудуют отдельный угол под наиболее значимые иконы. Они должны быть установлены в стоячем положении. Размещать иконостас следует на специальной полочке в восточной части помещения. Лучше всего установить ее около входной двери – это будет способствовать привлечению положительной энергии. Также подойдет расположение непосредственно напротив входа.

Читать еще:  Терновый венец Иисуса: где находится и хранится, описание

Уголок с образами должен всегда находиться в чистоте. Для этого нужно регулярно проводить уборку, стирать с образов пыль. Естественно, для обеспечения возможности частой уборки саму полочку с образами следует изначально расположить в зоне досягаемости. Пространство возле икон должно быть расчищено – не следует располагать их рядом со светскими предметами, например, картинами или календарями.

Расположение в доме

Лучше всего расположить иконостас в достаточно просторной комнате. Хорошо, если она будет находиться в юго-восточной части здания. Согласно традиции, юго-восточный угол считается самым благоприятным для установки святых образов. Оборудуйте отдельный угол специально под иконостас. Иконы не желательно ставить вблизи фотографий и предметов техники.

Помимо основного иконостаса, можно в разных уголках дома повесить отдельные иконы. Например, часто иконы вешают на стену над кроватью в спальне, а также над детской кроваткой. На кухне также принято вешать образа святых, которым молятся перед совершением трапезы. Иконы святых покровителей можно повесить в каждой комнате. Единственное исключение, где святые образа ставить точно не следует, – это санузел.

Как правильно поставить в квартире

Для расположения святых образов в квартире существуют все те же правила, что и для их размещения в частном доме. Выбирайте место как можно ближе к восточной части. Устанавливать иконы принято на полочку, в отдельном просторном уголке. Уберите из этого уголка все мешающие предметы.

Иконостас не следует ставить около бытовой техники, а также картин и различных плакатов. Само место необходимо держать в чистоте и чистить от пыли.

Сами изображения при этом располагайте отдельно друг от друга и на определенном расстоянии – неправильным считается установка их вплотную и друг на друга.

Последовательность установки

Итак, вы решили оборудовать иконостас у себя дома или в квартире. Первое, что нужно сделать – это выбрать правильное место для расположения и продумать композицию. Как уже было сказано ранее, иконостас следует оборудовать в «красном углу» – в юго-восточной части помещения. Оборудуйте специальную полочку для образов. Лучше всего прибить ее на стену на высоте чуть ниже вашего роста.

Внизу, под полочкой следует поставить небольшую тумбочку и установить на нее лампаду. Свечки в лампаде принято зажигать на время молитвы. Позаботьтесь о пожарной безопасности окружающего пространства, чтобы огонь от свечек не попал на иконы и легковоспламеняющиеся предметы.

Полочку для образов можно накрыть небольшой кружевной скатертью. Если есть достаточно пространства, установите несколько полочек на разной высоте. На самом высоком месте следует располагать изображения Святой Троицы, Иисуса Христа и Божьей Матери. Ниже ставят образа апостолов, а еще ниже – святых.

Оставьте пространство для украшения и дополнительных предметов. Иконостас принято украшать искусственными или живыми цветами, а также символами текущих христианских праздников.

Как выбрать нужные образа

Обязательных правил, каким стоит следовать при выборе икон для дома, нет. Каждый выбирает те иконы, которые ему нравятся, исходя из своей духовной привязанности к тем или иным святым. Однако есть определенные традиции, указывающие, где и каким образом лучше установить определенные изображения.

В красном углу следует располагать образа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также Святой Троицы. Икону Христа Спасителя располагают справа, а Богородицы – слева. Как правило, образ Святой Троицы либо распятье ставят над ними.

Посередине иконостаса располагают венчальную пару, в случае, если в вашей семье заключен церковный брак. Также в иконостас принято ставить семейную икону, то есть изображение покровителей членов семьи. Если есть место, под непосредственно Иисусом и Богородицей часто делают еще одну или несколько полочек, на которые устанавливают изображения апостолов и святых на ваше усмотрение.

Что касается отдельных икон, вне основного иконостаса, то их можно устанавливать в любых комнатах, кроме санузла. В детскую комнату часто вешают образ Христа, Богоматери или ангела-хранителя. На кухне принято ставить икону Христа Спасителя для трапезных молитв. В кабинете для работы устанавливают образ небесного покровителя определенной профессии. К нему обращаются с молитвой, чтобы настроиться на рабочий лад. В прихожую принято устанавливать икону Пресвятой Троицы или распятье, а также образ святого, к которому семья наиболее духовно привязана.

Как нельзя располагать

Иконы могут висеть в любой комнате, кроме туалета и ванной. Помимо этого, образа нельзя хранить в непосредственной близости с предметами бытовой техники – телевизором, компьютером, холодильником и так далее. Это связано с тем, что процесс молитвы требует сосредоточения, а посторонние предметы будут вас отвлекать. Крайне желательно устанавливать изображения на максимально свободное пространство. Главный иконостас следует делать на полочках – иконы в красном углу не следует вешать непосредственно на стену.

Не следует ставить образа в местах, где вы храните различные предметы косметики, книги, игрушки. Не принято ставить их в шкаф с другими вещами, лучше выделите отдельное свободное место. Ни в коем случае не вешайте иконы рядом с различными постерами с изображениями знаменитостей, так как религия негативно относится к сотворению земных кумиров. Картины, различные изображения нерелигиозного содержания, фотографии членов семьи или друзей не должны находиться в непосредственной близости.

Распространенные ошибки

Одной из распространенных ошибок при оборудовании иконостаса является неправильная установка и расположение икон. Для главного иконостаса в красном углу дома следует оборудовать отдельные полочки и располагать иконы на них в стоячем положении. Не стоит вешать их на стену. Сами полочки следует развесить в несколько уровней.

При расстановке образов нужно соблюдать принцип иерархии – на самом верху находится Пресвятая Троица. Ниже располагаются изображения Иисуса Христа и Богородицы. Причем Иисуса ставят по правую руку, а Богородицу – по левую. Еще ниже можно поставить изображения апостолов и святых.

Правила ухода за иконостасом

Иконы требуют к себе бережного отношения. Изначально, при их размещении в пространстве помещения следует учитывать такие факторы, как попадание прямых солнечных лучей, смена погоды при открытых окнах с возможным попаданием осадков на поверхность изображения, сырость стен, а также пар, исходящий от еды во время приготовления. Поэтому, с практической точки зрения, образа нельзя размещать на подоконнике.

Непосредственно напротив окон тоже их лучше не устанавливать, чтобы на них не попадали солнечные лучи, так как это может привести к выцветанию.

Само место расположения должно подвергаться минимальному воздействию колебания температур и влажности воздуха. Если вы вешаете образа на кухне, держите их подальше от плиты и не устанавливайте слишком близко к обеденному столу. Также изображения святых следует держать подальше от любых источников искусственного отопления.

Так как при создании красного угла предполагается наличие лампады, позаботьтесь о пожарной безопасности. Не ставьте лампаду слишком близко к изображениям. Зажигайте свечи только в момент молитвы и тушите огонь после завершения.

Для продления жизни изображений существенно помогает киот – специальный деревянный шкафчик со стеклянной дверцей, предназначенный специально для икон. Он защитит святые образа от тепловых воздействий, а также от грязи.

Регулярно протирайте иконы от скапливающейся пыли. Поверхность изображения не принято протирать тряпками или салфетками, для данной цели традиционно используется перышко. Также держите в чистоте полочки иконостаса, стирая с них пыль.

Православная писаная живописная мерная икона в каноне Заказать Купить

пишем мерные,именные,венчальные,семейные иконы,иконы Богородицы, Спасителя.

Как правильно хранить иконы. Старинные иконы.

Икона в аварийном состоянии

Если вы хотите сохранить старинную икону, необходимо соблюдать несколько несложных правил. В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях специальная система вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне можно создать приемлемые условия, в которых икона не будет разрушаться.

В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае нельзя помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто приходится проветривать, открывая форточку; кроме того в многоэтажных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд, изменения, вызванные нестабильным климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и осыпается красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, противоположном печному. На кухне же можно разместить иконы, выполненные печатным способом.

Итак, лучшее место для иконы в доме — комната. Где же поместить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых расположены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки разрушают иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: лучше сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить наилучшее место, придется передвинуть комод, перевесить полки. Главное — определить, что важнее: сохранение иконы для будущих поколений или сохранение уютного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств.

Рукописную икону следует хранить в киоте. В крупных городах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой церковной утвари, но киот можно заказать в любой столярной мастерской или даже сделать самостоятельно. Важно знать, что киот не должен быть идеально герметичным, в нем должны быть необходимые для циркуляции воздуха мелкие щелки, которые не следует чем-либо замазывать. Важно, чтобы все деревянные поверхности внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна прикасаться к стеклу. Если икона находится в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, добротный киот можно сохранить, достаточно будет просто, аккуратно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло.

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Поэтому следует показать их специалисту-реставратору. Только он может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Ни в коем случае не следует пытаться «восстановить» или «почистить» икону самостоятельно — это, скорее всего, приведет к ее уничтожению. Не надо доверять никаким советам из журналов, где между рецептом салата и рекламой шампуня вполне могут разместить заметку о «быстром и безопасном способе поновить икону». Ни один специалист никогда не станет давать подобные советы. Ведь чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные) и так далее. Выяснить все это может только специалист, проведя ряд исследований, в том числе и лабораторных. Метод, который спасет одну икону, может погубить другую. Разумеется, нет никаких «общих» способов, позволяющих дилетанту как-либо «подклеить» и «почистить» икону.

Читать еще:  Грех лихоимства и мздоимства в православии: что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Конечно, поиск реставратора — задача не из легких даже в крупном городе. Не следует доверять первому же объявлению в газете. Можно для начала спросить в приходском храме: кто-либо из прихожан или духовенства, возможно, подскажет дальнейшее направление поиска. Если вы нашли специалиста, вполне допустимо поинтересоваться его образованием, опытом работы, посмотреть фотографии (серьезный реставратор проводит фотофиксацию работ). По окончании реставрации надо получить хотя бы краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой. Если в вашем городе или поселке специалиста-реставратора нет, не отчаивайтесь: возможно, со временем удастся его найти через знакомых в других городах. Иконы писались на века, и, при условии грамотного хранения, как правило, могут «дождаться» своего реставратора.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой — при реставрации их приклеят на место.

Окислившийся оклад

Часто иконы имеют оклад — металлическую рельефную пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных элементов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившихся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Тыльная сторона иконы с выпавшей шпонкой

Часто доски старых икон имеют маленькие отверстия — это ходы, проделанные жучком-древоточцем. Как правило, это старые летные отверстия: жуки проели их, выбираясь из доски, и улетели задолго до того, как икона оказалась в городской квартире. Если икона попала к вам недавно или вы живете за городом, то следует понаблюдать, не появляется ли новых отверстий. Их можно отличить по свежему цвету дерева по краям отверстия. В случае обнаружения новых ходов икону следует «изолировать»: завернув в кальку, упаковать в коробку и срочно искать реставратора, который знает как бороться с этой напастью.

Оставленные жуком-древоточцем ходы и отверстия

Жуки, из года в год поедающие древесину, делают ее хрупкой, ломкой, похожей по структуре на пористый шоколад, что очень быстро ведет к полному разрушению иконы. Во избежание заражения жучком-древоточцем не следует вносить в дом старую деревянную мебель и утварь, предварительно тщательно не осмотрев ее.

Не нужно хранить на иконной полке или, тем более, внутри киотов просфоры, сосуды с маслом, вербные веточки и тому подобное. Для этого следует выделить отдельную полочку. Не надо проветривать комнату, где хранятся иконы, в дождливую или туманную погоду — это вызывает в помещении резкий перепад влажности. И уж конечно, не стоит гладить белье или устанавливать обогреватель в той части комнаты, где размещены иконы.

И наконец, если вы хотите сами преподнести в дар кому-либо старинную икону, то лучше предварительно изготовить киот и, если это возможно, провести реставрацию.

Соблюдая нехитрые условия хранения, вы сможете передать икону детям и внукам. Многие поколения смогут молиться перед святыней, сохраненной в том числе и вашими трудами.

Художественная галерея «Елена Висконти»

  • главная страница
  • карта сайта
  • написать письмо
  • English version
О Галерее «Елена Висконти»|Новости|Социальный проект|Заказ и доставка|Контакты
Подарочные книги
Антикварные книги
Подарочные книги на иностранных языках
Родословные книги. Семейные летописи
Многотомные собрания сочинений
Именные книги
Ежедневники и визитницы
Антикварные гравюры, ценные бумаги, банкноты
Подарочные иконы
Шахматы, нарды, русское лото и другие настольные игры
Коллекционные куклы
Модели кораблей, яхт и катеров. Морские сувениры
Скульптура из нефрита и яшмы
Наборы для пикника в кейсах
Шампуры подарочные
Подарок охотнику. Охотничьи чарки и подарочные наборы
Подарок рыбаку. Рыбацкие стопки и подарочные наборы
Коллекционные тарелки и сервизы из фарфора
Элитные бокалы и наборы для алкогольных напитков
Подстаканники и наборы для чая
Ключницы
Изделия из горного хрусталя
Ювелирные украшения
Шкатулки Федоскино
Фотоальбомы
Кружева и вышивка ручной работы
Живопись и графика
VIP-подарки (полный список)

Предлагаемые Вашему вниманию иконы выполнены в:

  • традиционной технике XV-XVII веков (природные минералы)
    Предлагаемые Вам иконы пишутся иконописцами в традициях XV-XVII веков. Выполняются заказы по написанию икон — Спасителя, Божией Матери, Тезоименитых Святых, Мерных, Венчальных пар, домашних иконостасов, Киота — как традиционных размеров, так и миниатюры (например, 2х3 см).
    Для этого Вы сообщаете нам чей образ Вы хотите заказать, его размеры (высота и ширина в см).
  • технике академической живописи XIX века (масло)
  • технике римской мозаики (миниатюра)
  • технике золотного шитья
  • техника вышивки бисером (лик прописан маслом)
  • иконы в металле с серебрением (лик прописан маслом)
  • стиле «маркетри» из ценных пород дерева
  • на мраморе из минералов и горных пород
  • ювелирные настольные иконы и медальоны
  • серебряных окладах (960 проба)
  • из бивня мамонта
  • фабрики «Ростовская Финифть»
  • Византийские иконы Святой Земли

а также предметы культа (представлены образцы)

  • Главная
  • >
  • Художественные работы
  • >
  • Иконы, предметы культа

Правила хранения икон, написанных на деревянной основе

В действующих храмах и в домашних условиях.

Запомните, что:
Красочный слой и грунт на иконах растрескиваются и осыпаются от резких перемен температуры и влажности, сквозняка. Допустимые условия для хранения икон: температура +17-22°С; влажность 50%-65%. Суточные перепады не более 10% по каждому показателю. Поэтому:

  1. Икону лучше держать в застекленном киоте, так как постоянные изменения температуры и влажности вскоре приведут к растрескиванию, шелушению и осыпям грунта и краски. К тому же, жирная копоть, например, на кухне, а в храме – в праздники особо повышенная влажность от дыхания людей и копоть от множества свечей, губная помада и старания уборщиц дополнительно способствуют разрушению икон.
    Расстояние от иконы до стекла не менее 3см. Шпонки не должны упираться в стенки киота.
  2. Не храните иконы в помещении, где в стенах или мебели имеются отверстия от жучка-точильщика. Жучок за 2-3 года может превратить доску иконы в труху, избавиться от такого заражения очень сложно.
  3. Не ставьте икону около теплой стены, батареи или печки, возле настольной лампы. Поток теплого воздуха пересушивает древесину, что вызывает коробление досок и их растрескивание, вздутия и осыпи грунта и краски.
  4. Недопустимо попадание на икону прямых солнечных лучей (резкий нагрев).
  5. Не ставьте икону на окно и не вешайте рядом с форточкой. Сквозняки и холод приведут к разрушению краски и грунта иконы.
  6. Не допускайте резких перемен температуры и влажности при проветривании помещения, т.е. не открывать все окна или форточки. Не открывайте окно, если с этой стороны сильный ветер или дождь. При возможности приобретите электронный измеритель температуры и влажности. В помещении с иконами нельзя мыть полы «по-морскому», поливая пол водой – резко возрастает влажность.
  7. Не протирайте икону ни мокрой, ни сухой тряпкой. Постепенно вы уничтожите изображение. Снимать (стряхивать) пыль можно по необходимости (не часто, примерно 1раз в месяц, но регулярно) только сухой очень мягкой толстой кистью (беличьей) или бархоткой (что хуже), и только если красочный слой не разрушается (см.п.1).
  8. Ничем не мойте икону. Не пытайтесь «обновить» икону лаками, красками, маслами и прочим. Не протирайте икону никакими веществами (и освященными в том числе), они проникают в грунт и краску, разрушая икону. Реставрировать её будет очень трудно или совсем невозможно.
  9. Чем больше свечей на подсвечнике – тем дальше он должен стоять от иконы, и не ближе длины самых больших свечей. Старайтесь не использовать подвесные подсвечники.
  10. Сохранить икону до реставрации даже длительное время можно в горизонтальном положении, защитив её поверхность от любых прикосновений (напр., в шкафу или коробке).
  11. Любое вмешательство людей, не имеющих специального именно реставрационного образования, вызовет через некоторое время новые разрушения или приведет к полной гибели иконы! Некоторые «художники» (или иконописцы, архитекторы и т.п.) и многие другие берутся за «подновление» икон по корысти, невежеству и непростительному легкомыслию, не думая о последствиях.
  12. Всегда спрашивайте у реставратора аттестационную книжку или диплом, по возможности наводите справки по месту учебы или работы.

Правила разработаны специалистами кафедры реставрации
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector