0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хиротония: что это и что значит, как происходит таинство, требования и порядок

Содержание

Рукоположение в священники

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях. Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Читайте о других Таинствах:

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы…» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Таинство Священства (Рукоположение)

Среди семи Таинств, существующих в православии, есть священнодействие Хиротония (его еще называют Рукоположение). Через него на человека изливается Благодать от Всевышнего, чтобы наделить его Святыми Дарами. Это своеобразное благословение на последующее служение, дающее ему право самому совершать Таинства. Хиротония обязательно проводится в алтаре, по этой причине к священнодействию допускаются только мужчины.

  1. Рукоположение в православии
  2. Требования к ставленникам
  3. Канонические препятствия к Священству
  4. Ход Таинства Священства

Рукоположение в православии

Рукоположением в православной церкви называют возложение рук патриархом или архиереем на человека, готового облачиться в священный сан. В результате этого священнодействия принимается сан:

  • чтеца;
  • иподиакона;
  • диакона;
  • иерея;
  • архиерея.

Таинство рукоположение в архиерея должен проводить обязательно патриарх. Остальные хиротонии может совершать как патриарх, так и митрополит, епископ или архиерей. Другими словами, Хиротонию не дозволяется проводить равному священному чину, в Таинстве обязательно участие представителя высшей церковной иерархии.

Важно отметить, что это священнодействие ведет свою историю со времен раннего христианства. Самыми первыми священнослужителями были ученики Иисуса Христа.

Требования к ставленникам

Человека, принимающего участие в Хиротонии, именуют ставленником. Чтобы дослужиться до сана священника, он обязан одну за другой пройти все стадии Рукоположения с посвящения в низший сан – чтеца.

Какими качествами и особенностями должен обладать ставленник подробно описывает еще апостол Павел в своем послании. Сформулированные им заветы сохраняются до сих пор. На основании послания Павла церковью были оформлены правила, за соблюдением которых строго следят. Проверка на соответствие им в обязательном порядке проводится перед Таинством Рукоположения.

Ставленник, планирующий принять новый сан, обязан соответствовать определенным требованиям. Он должен быть:

  • женат только один раз;
  • целомудренным;
  • трезвым;
  • честным;
  • не сребролюбцем;
  • не иметь склонности к пьянству;
  • странноприимцем (так называют людей, отдающих дань уважения странникам);
  • миролюбивым;
  • не убийцей;
  • хорошим управленцем в своем доме (апостол Павел утверждал, что тот, кто не в состоянии управлять собственной семьей, не сможет справиться с церковью).

Канонические препятствия к Священству

Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:

  1. Возраст (ставленнику должно исполниться 18 лет, но он не может быть старше 75).
  2. В Священнодействие не могут участвовать женщины, так как Таинство проводится исключительно в алтаре, куда вход для них запрещен.
  3. Наличие физических недостатков, которые в будущем помешают ему проводить службы. К ним относится слепота, глухота, немота, отсутствие пальцев на руках, эпилептические припадки.
  4. Бесноватость.
  5. Самовольное оскопление.
  6. Недостаточный срок принятия православной веры (если человек был обращен в православие недавно, он не может сразу принять участие в Хиротонии, должно пройти определенное время).
  7. Нетвердость и недостаток православной веры.
  8. Наличие тяжких грехов. В Таинстве не могут участвовать те, за кем числится содомия, шантаж, убийство, прелюбодеяние, кража, ересь, святотатство, и др.
  9. Второбрачие.
  10. Брак, заключенный с вдовой, блудницей, актрисой, неверующей, родственницей, женщиной, которая до этого была разведена.
  11. Нахождение в рабстве.
  12. Незавершенная служба в армии.
  13. Неотбытый тюремный срок.
  14. Наличие кредитов или долгов.
  15. Нахождение на важном и значимом государственном посту.
Читать еще:  Православие и язычество: отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, мнение священников и святых отцов

Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.

Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.

Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.

Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.

Ход Таинства Священства

Данное Таинство совершается во время Божественной литургии. Если это иерейское Рукоположение, то оно происходит после исполнения Херувимской песни. После этого диаконы берут под руки ставленника, заранее занявшего место перед Царскими вратами. Они произносят: «Повели. Повелите!».

После этого все вместе проходят к Престолу в алтаре. Перед ним восседает архиерей. Когда исполняют венчальные тропари, ставленник с диаконами трижды обходит Престол, целует его и кладет земные поклоны. В завершении он становится на колени перед Престолом, а архиерей, возложив на него руки, произносит особую молитву для этого случая, символизирующую совершение Таинства.

Не случайно исполняются именно венчальные тропари, так как в этот момент Священнодействия символически совершается венчание ставленника с церковью. Данный образ символизирует, что ставленник, принявший участие в Таинстве, целиком посвящает себя служению Всевышнему и своим прихожанам. В знак этого иерей снимает обручальное кольцо. Также это делается, т.к. священнослужитель не должен иметь никаких мирских украшений, если даже они символически указывают на его брачные отношения.

Божественную Благодать, которая должна снизойти на ставленника, призывает архиерей. В тот момент, когда она изливается, считается, что отныне Господь будет сам наделять священника силами, необходимыми ему для служения православной церкви.

Архиерей, прочитав специальную молитву, выводит прошедшего Таинство ставленника к амвону через Царские врата и возглашает: «Аксиос» (это переводится как: «Достоин»). Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос». Затем надевает на него поручи, епитрахиль, фелонь. Из рук архиерея он получает служебник и наперсный крест.

В завершении архиерей говорит ставленнику, прошедшему Таинство: «Христос посреде нас», а ставленник целует правое и левое плечи архиерея и его руку со словами: «и есть и будет». В знак святости и чистоты новый иерей должен быть облачен исключительно в белые одежды.

Уже в алтаре архиерей дает наставления рукоположенному иерею. До завершения Божественной литургии последний молится у алтаря. В конце Таинства он произносит заамвонную молитву.

Таинство хиротонии

Одно из семи Таинств церковных, в котором дается Божественная Благодать на важное служение людям через священство. Оно совершается исключительно в алтаре, поэтому женщины не имеют права участвовать в нем.

  1. Что такое хиротония в православии
  2. Требования к ставленникам
  3. Как проходит иерейская хиротония
  4. Может ли быть снят сан

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ, митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх. Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией , где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Требования к ставленникам

Человека, которого рукополагают, называют ставленником. Чтобы стать священником, надо пройти все хиротонии, начиная с рукоположения в чтеца.

Желающий стать диаконом или священником должен быть:

  • единожды женат;
  • трезвым;
  • целомудренным;
  • честным;
  • не склонным к пьянству;
  • не сребролюбцем;
  • странноприимецем (любящим принимать странников);
  • миролюбивым;
  • не убийцей;
  • хорошо управляющим домом своим (ибо кто не может управлять своей семьей, не сможет управлять и церковью).

Кто не может быть священником:

  • женщина;
  • человек младше 18 и старше 75 лет;
  • имеющий физический недостаток для служения (эпилепсия, глухота, немота, слепота, нехватка пальцев на руке);
  • склонный к пьянству и наркомании;
  • бесноватый;
  • самовольно оскопленный;
  • новообращенный;
  • маловерующий;
  • имеющий смертные грехи (убийство, половые извращения, прелюбодеяние, блуд, ересь и т.д.);
  • женатый во второй раз;
  • женатый на блуднице, вдове, разведенной, актрисе, неверующей, родственнице;
  • находящийся в рабстве;
  • не окончивший службу в армии;
  • находящийся в тюремном заключении;
  • занимающий важный государственный пост;
  • имеющий долги или кредиты.

Такие строгие ограничения налагаются на ставленников потому, что они должны стать примером остальным верующим. На иерейском наперсном кресте написаны такие слова: «образ буди верным чистотой, верою, житием».

Если чтец согрешит блудом (интимной жизнью до венчания) или другими смертными грехами, согласно апостольским правилам, не может стать ни иподиаконом, ни диаконом, ни священником. Тоже самое касается иподиакона и диакона. Жениться можно только чтецам и иподиаконам. Диаконы и священники уже вступать в брак не должны.

Как проходит иерейская хиротония

Все хиротонии происходят в разное время на Божественной литургии . Иерейская хиротония совершается после пения Херувимской. Два диакона берут ставленника, находящегося перед Царскими вратами, под руки и возглашают: «Повели. Повелите!».

Все трое входят в алтарь Царскими вратами, подходят к Престолу. Архиерей в это время сидит перед Престолом. Во время пения венчальных тропарей («Исайя ликуй») все трое обходят Престол трижды. При этом ставленник кладет земные поклоны перед алтарем и перед архиереем, целует Престол. Это повторяется трижды. Затем ставленник встает на колени перед Престолом, и архиерей читает специальную молитву, возложив на него руки.

Венчальные тропари поются в знак того, что происходит как бы венчание ставленника с церковью. Это образ того, что он теперь не принадлежит своей семье, но должен служить Богу и верующим ко спасению. В подтверждение тому он снимает с руки своей обручальное кольцо и больше не надевает его.

Архиерей призывает Божественную Благодать, «немощные врачующую и оскудевающия восполняющую». Это означает, что с этого момента Бог Сам будет подавать священнику силы для служения Церкви.

После прочтения молитвы архиерей выводит новоиспеченного священника Царскими вратами на амвон. Вопрошая народ: «аксиос?», что значит: «достоин?», он надевает на него по очереди элементы иерейского облачения (епитрахиль, поручи, фелонь), наперсный крест и дает в руки служебник. При этом хор должен ответить трижды «Аксиос», иначе рукоположение будет считаться недействительным.

Потом архиерей говорит новорукоположенному иерею: «Христос посреде нас» и целует его трижды братским целованием. Облачение у нового иерея должно быть только белого цвета. Это знак чистоты, святости.

Архиерей в алтаре поздравляет рукоположенного иерея и дает ему наставление к предстоящему служению. Священник стоит всю оставшуюся часть литургии возле алтаря и молится. Затем обычно он выходит читать заамвонную молитву.

С этого момента пресвитер может совершать все Таинства, кроме Хиротонии.

Может ли быть снят сан

Священный сан с человека не может никто кроме Ангелов и Бога. Но по совершении иереем тяжких грехов, несовместимых со священническим служением, архиерей может запретить священника к службе на некоторое время. Если же он упорствует в грехах, запрет может быть наложен навсегда.

Коротко о Таинстве Священства от иерея Василия Куценко

Как совершается хиротония: Таинство Священства

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Каждому человеку иногда кажется, что он неправильно прожил свою жизнь и хочется всё изменить, пока не поздно. Но порой без посторонней помощи достичь этого очень трудно. К счастью, Бог дает нам помощников, которые никогда не оставят нас в беде, всегда помогут и подскажу т . Этими помощниками являются священнослужители, на которых снизошла благодать Божия и эту благодать они дают нам.

Что такое рукоположение в Православной Церкви

Священнослужителями становятся посредством хиротонии — одно го из семи церковных Таинств . Хиротония (рукоположение, священство) – это литургическое посвящение, через которое происходит возведение в одну из трёх степен ей духовенства. Э то Таинств о , в котором посредством святительского рукоположения Дух Святой поставляет служителя церкв и проводить Таинств а и быть пастырем стад а Христов а .

Происхождение Таинства Священства

С ам Господ ь установ ил его , выбрав среди С воих слушателей и последователей сначала 12, а затем ещё 70 апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры. П о своем Воскресении Христос является им и говорит :

Как совершается: видимая и невидимая стороны

Любое Таинств о с оверш ает С ам Бог.

В каждом из них есть две стороны: видимая и невидимая . Первая включа ет в себя сам порядок чин а , то есть слова и действия участников, вторая — духовное перерождение и обновление человека, в чем и есть смысл Таинств а.

Полезные материалы

Не исключением является и Таинств о Священства. В в идим ой части обряда епископ возлагает на голову , возводимого в духовный сан , рук и и призывае т молитвой Свято й Дух. Невидима я сторона — это н ек ая благодать священства, которая сообщается хиротонисаемому для пастырского учения .

Кто может совершать рукоположение

Кроме епископа, никто не может совершить Таинство хиротонии. Проповедуя в Римской империи, апостолы рукополагали епископ ов и пресвитеров , которые возглавляли общины . Тогда они не различались между собой по значимости , и в равной степени могли совершать литургию, а глав а ми церковной жизни были сами апостол ы . После их смерти, епископ ам перешло право руководить церковью, а вместе с ним , и рукополаг а т ь диакон ов и священник ов.

Читать еще:  Архангел Иегудиил: молитва и акафист, в чем помогает и как молиться

Епархиальный арх иерей должен быть православным . Он вправе совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней:

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней : епископ ы, иереи и диакон ы. Е пископ является главой епархии , которая состо и т из нескольких приходов — храмов . Х рамы , в свою очередь , возглавляют священник и. Д иакон ы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу .

Х иротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением , но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинств о .

Диакон

Д иакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в пе реводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства , е го основная задача помогать священник у во время богослужения : читать Евангелие, призывать прихожан молит ься и др. , но он не имеет право совершать церковную службу без священник а.

П е ред Таинств о м будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литурги и вслед за освящени ем Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол , он стоит на солее перед образом Христа . Ко входу в алтарь его ведут ипо диакон ы, а в алтарь — диакон ы.

С тавленник становится на одно колено , и епископ благословляет рукополагаемого три раза , возложив на него руку и прочитав особую ( тайносовершительную ) молитву , призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё дв ух тайны х молитв на новопоставленного надевается диакон ское облачение. Д иакон целованием рук и и плеч а архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакон а появляется возможность помогать священнику совершать Таинства .

Иерей

Вторая степень священства — иерей ( священник или пресвитер) . В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

С вященник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной част ью литургии , и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священник ами вести литургию . В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакон а, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Арх иерей , п осле чтения особых молитв , вручает хиротонисанному облачение нового сана : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу . Н оворукоположенный священник цел ует полученн ые атрибуты и рук у архиерея в знак благодарности, затем первым из священник ов приступает к Причастию .

Он же произносит заамвонную молитву , тем самым показывая прихожанам начало свое го служения на новой степени священства. П осле рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи дар ов Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

В ысш ей степень ю священства является епископ – «блюститель», «надзиратель» . Х иротония в епископ а начина е тся с обряда наречения , на котором присутствует Патриарх и архиереи. З а один или несколько дней до хиротонии нарекаемому за чит ыва ет ся указ о его избрании. Тот отвечает : «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископ ов. В завершении чин а наречения поется « Многая лета» .

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священник а и диакон а, епископ ская хиротония начинается после « Трисвятой песни», прежде чтени я Апостола . Во время Таинства поются тропари Венчания. А рх иерей мо лится о ниспослании Святого Духа на хиротонисаемого . Е пископ облачается в т о же одеяние , что и священник , но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

В былые времена п осле каждой хиротонии присутствующие прихожане возглаша ю т « аксиос » («достоин»), выража я тем самым одобрение посвящ а емому. Сейчас от лица народа поет хор.

Кто может быть рукоположен

Х иротония осуществляется от низших степеней к высшим . О с рок ах служения на каждой из степеней в канонах ничего не сказано . Священство в диакон а совершается из ипод иа кон а , в иерея — из диакон а , в епископ а — из архимандрита . Иногда рукополагаемый в диакон а может на одной литургии сначала посвятиться в ипо диакон а , а потом в диакон а . Чтобы стать епископ ом, священнослужитель должен пройти все ступени в иерархии духовенства.

По традиции Православной ц еркви , епископ утверждается из числа монашествующих . Изначально епископ ы в ц еркви были женаты ми , но совсем скоро предпочтение стало отдаваться неженатым кандидатам , потому как служение на благо людям и церкви требует усиленной отдачи от священнослужителя . Сейчас безбрачие – непременное требование .

Представитель белого духовенства (имеющи й право на брак ) также может в стать на высшую степень священства , если отречётся от мирской жизни . При условии, что супруга поддержи вает мужа и готова уйти в монахини. Овдовевшие священник и также могут стать монахами и епископ ами, так как они не имеют права вступать в брак ещё раз, оставаясь при этом в сане .

В первые две степени священства допускаются как женатые , так и монахи. О днако принять решение о вступлении в брак нужно до вступления в сан.

Священнослужителем может стать только мужчина:

  • Достигнув возраста — 18-3 0 лет.
  • С емейное положение — холост или состоящий в первом браке.
  • С законченным средн им образование м.
  • Без психически х и физических отклонений (не должен быть слепым, глухим, немым, у него должны быть все пальцы на правой руке, для благословления , не должен страдать эпилепсией ) .
  • С наличием рекомендаций от православного священник а.

Также у Церкви строгие требования к супруге будущего священник а, которую он должен выбрать на последнем курсе семинарии. Будущая матушка должна быть православной, не иметь блудных связей до брака , следовать за батюшкой по долгу его службы, соответственно одеваться, часто бывать на службах, она должна быть примером христианки для прихожан. Тоже касается и детей священнослужителя.

Канонические препятствия к принятию сана

Кроме этого будущий священник не должен иметь канонических препятствий – тяжких грехов , совершенных в прежние годы жизни, среди которых: уголовные преступления (кроме гонений за веру), блуд и прелюбодейство, пьянство, о нем не должны плохо отзываться прихожане. Если священник и его семья не будут образцом для подражания своей паств е , то он будет порочить всю Церковь.

Понимание необходимости духовной чистоты для Божьего служителя родилось ещё в ветхозаветной среде . А апостол Павел в I послании к Тимофею писал:

Что такое целибат

Требования к не монашествующим , но и не состоящим в браке лицам ( целибат ам ) несколько иные и рукополагаются они в исключительных случаях .

Так , в нем сказано , что целибаты не могут принять священство ранее 30 лет . Высшее образование они должны получить на очной форме обучения , если же заочная — пройти обязательную двухлетнюю (минимум) стажировку церковнослужителя в крупном приходе или монастыре, под присмотром и с благословения архиерея. Кандидатура тщательно изучается епархиальным советом , и решение принимается на основании письменных документов:

  • одобрение епархиального совета, сделанное на основании собеседования и изучения необходимой документации ;
  • рекомендация духовника;
  • рекомендация ректора духовного учебного заведения , в котором учился кандидат ;
  • рекомендация священник а прихода , при котором кандидат проходил практику.

Х иротония в священ ный сан целибатов не приветствуе т ся исходя из тех соображений, что, находясь в миру , священнослужитель подвергается большим искушени ям и соблазн ам , чем монашествующий. В России первый целибатный православный священник появился только в XIX веке. До той поры в священный сан возводили только либо женатых мужчин — «белое духовенство», либо монахов — «духовенство черное».

Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения , т.е . церковнослужителей: чтеца, алтарника , ипо диакон а. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией . Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии ( обычно перед ней ) и не в алтаре, а в храме ; это не Таинств о и она не дает благодати священства .

Для п оставлени я в церковнослужителя достаточно благословени я и руковозложени я епископ а . Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.

Благодать Святого Духа для служения Церкви

Священство являет ся особ ым призвание м , благодать Духа Святого даруется в первую очередь для служения ближни м , Богу, а потом и для своего с пасения. П реподобный Силуан Афонский говорил о священств е, как о высшем достоинстве:

Таинство Священства

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

Над кем совершается Таинство

Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Читать еще:  Священное предание: понятие и формы, творения святых отцов, православный взгляд

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл Таинства

Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение Таинства

Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»). Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники

Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исайе, ликуй…». Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

Хиротония: что это и что значит, как происходит таинство, требования и порядок

Анонсы

Облако тегов

  • Воскресная школа
  • Иверский городок
  • Клуб ВНЛ
  • Лагерь
  • Лагерь «Тропинка»
  • ПВПК
  • Росгвардия
  • Следственный комитет
  • УМВД
  • УФССП

Рассказать друзьям

Мы Вконтакте

Таинства Православной Церкви

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение — греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, имеет право совершать священник. Это же Таинство – только епископ. Оно называется еще Рукоположение, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!».

Над кем совершается таинство? Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения таинств. Но не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл таинства. Через положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Такие церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение таинства. Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Постановление во епископа совершается сразу после чтения Апостола. Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники. Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владыко». Владыко благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: « Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа».

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников, как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «и да будут милости… со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключении он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает перед чтением Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

В конце литургии новому епископу вручается жезл как знак епископской власти, и уже после этого он благословляет народ обеими руками по-архиерейски.

Источник: свщ. Андрей Лоргус, свщ. Михаил Дудко и др. «Книга о церкви»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector