0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глас вопиющего в пустыне: значение и происхождение выражения

Содержание

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»: его происхождение и примеры употребления

Всем известен расхожий фразеологизм «глас вопиющего в пустыне», но часто люди не могут правильно объяснить, что он значит. В этой статье мы расскажем о том, что означает эта фраза, и историю ее происхождения.

  1. Глас вопиющего в пустыне
  2. Происхождение фразы
  3. Об авторстве выражения
  4. Толкование смысла
  5. Значение фразеологизма
  6. В Библии
  7. В современном мире
  8. Видео о библейской трактовке фразеологизма

Глас вопиющего в пустыне

Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.

Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:

  • безответном воззвании;
  • страстном призыве к чему-либо;
  • отчаянной мольбе.

Происхождение фразы

Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).

Об авторстве выражения

Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.

Толкование смысла

При внимательном прочтении отрывка из Библии мы понимаем, что в канонический текст автор вложил совершенно другой смысл, нежели мы привыкли сейчас. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой.

Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу.

Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. И помочь в проведении этой работы должен Иоанн Предтеча, которого люди воспринимают как мессию. Иоанн посвятил свою жизнь проповеди о Спасителе и призыву к покаянию.

Значение фразеологизма

Фразеологизм предполагает устойчивое сочетание слов, значение которых по отдельности не может передать смысл фразы в целом. О значении фразеологизма «глас вопиющего в пустыне» можно говорить, исходя из его современного или библейского понимания.

В Библии

Евангелие с помощью метафоры пытается донести до людей мысль о необходимости переосмысления собственной жизни, покаяния.

Слова пророка в Библии призывают приложить для этого некоторые усилия:

  • сравнять горы;
  • выпрямить дороги;
  • засыпать низменности.

Для толкования этого выражения в контексте Библии нужно понимать, о ком говорит пророк. А Исайя имеет в виду Иоанна Предтечу, который должен был прийти в мир через несколько сотен лет после самого пророка. Иоанн Креститель жил в пустыне до достижения тридцатилетнего возраста, а затем вышел к людям, чтобы проповедовать покаяние и воплощение Спасителя.

Новый Завет содержит сведения о том, как Иоанн проповедовал о необходимости покаяния, поскольку выполнял особую миссию: подготовить людей к появлению Иисуса Христа.

При появлении Крестителя священники Иерусалима пришли к нему и спросили его о том, кто он такой. На что Иоанн ответил им словами пророка о том, что он и есть «голос». Его призыв не пропал втуне: многие раскаялись и приняли от него крещение в реке Иордан. У него же крестился и сам Спаситель.

В современном мире

О значении выражения в современной интерпретации лучше всего расскажет толковый или фразеологический словарь.

  1. Словарь С. И. Ожегова значение объясняет, как «безответный призыв, неуслышанная мольба» со стилистической пометкой «книжное».
  2. Фразеологический словарь М. И. Степановой содержит такое толкование этого выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей», также с пометкой «книжное».
  3. Сборник устойчивых оборотов Т. В. Розе определяет это выражение как бесполезный призыв, оставшийся без внимания.

Фразеологизм активно используется нашими современниками и обычными людьми в обиходной жизни и писателями, публицистами, помогая передать тщетность чьих-либо попыток найти желанный отклик на свой призыв.

Видео о библейской трактовке фразеологизма

Из данного видео вы узнаете о библейской трактовке этого фразеологизма.

Глас вопиющего в пустыне

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

  • Глас божий
  • Трубный глас

Смотреть что такое «Глас вопиющего в пустыне» в других словарях:

Глас вопиющего в пустыне — Из Библии. Ветхий Завет (Книга пророка Исайи, гл. 40, ст. 3): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Встречается также в Евангелии от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелии от Марка (гл. 1, ст … Словарь крылатых слов и выражений

Глас вопиющего в пустыне — ГЛАС, а, м. (устар. высок.). То же, что голос (в 1 и 3 знач.). Г. небес (божественный голос). Г. народа (общественное мнение; книжн., часто ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

глас вопиющего в пустыне — См. речь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ — что Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик. Имеется в виду, что чьи л. слова (p) остаются без ответа, не получают должной реакции. Говорится с неодобрением. книжн. ✦ Р глас вопиющего в пустыне. Обычно в роли именной… … Фразеологический словарь русского языка

глас вопиющего в пустыне — (иноск.) которого не слышно Ср. Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле. на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне. Салтыков. Мелочи жизни.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Глас вопиющего в пустыне — Гласъ вопіющаго въ пустынѣ (иноск.) котораго не слышно. Ср. Гдѣ не существуетъ (увѣренности въ воспріимчивости читателя), литературная дѣятельность представляетъ собою не что иное, какъ поле. на которомъ безцѣльно раздается гласъ вопіющаго въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Глас вопиющего в пустыне — крыл. сл. Выражение из Библии (Исаия 40:3; цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1, 3; Иоанн, 1, 23), употребляется в значении: напрасный призыв к чему нибудь, остающийся без внимания, без ответа … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

глас вопиющего в пустыне — книжн. призыв, остающийся без всякого ответа. Происхождение оборота связывают с библейским сюжетом: пророк Исайя взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь к Богу, но остается неуслышанным. По другой версии, здесь имеется в виду Иоанн… … Справочник по фразеологии

глас вопиющего в пустыне — книжн. О призыве, остающемся без ответа, без внимания … Словарь многих выражений

ГЛАС ВОПИЮЩИЙ В ПУСТЫНЕ — что Страстный, горячий призыв, выражение отчаяния, без надежды на отклик. Имеется в виду, что чьи л. слова (p) остаются без ответа, не получают должной реакции. Говорится с неодобрением. книжн. ✦ Р глас вопиющего в пустыне. Обычно в роли именной… … Фразеологический словарь русского языка

Глас вопиющего в пустыне

Гюстав Доре. Пророк Иоанн.

«Глас вопиющего в пустыне» — сегодня это выражение означает напрасные уговоры и тщетные призывы, которых никто не слушает. На первый взгляд все понятно: если кто-то, находясь в пустыне, станет к чему-либо призыватьего не услышат, ведь кругом никого нет.

Но все не так просто.

Cама эта фраза принадлежит пророку Исайе и целиком звучит так: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Далее, говоря современным языком, пророк призывает сравнять горы, засыпать низины и сделать неровные дороги гладкими. Только тогда явится слава Господня.

Для того, чтобы понять эти таинственные слова, надо выяснить, о ком говорил пророк. А говорил он об Иоанне Крестителе, которому предстоятело прийти в мир через столетия после самого Исайи. В Новом завете рассказывается, как Иоанн начал свою проповедь о покаянии. На нем лежала особая миссия — он готовил людей к скорому явлению Христа. Узнав об этом, иерусалимские священники пришли к Иоанну и спросили его, кто он такой. На что тот ответил словами пророка Исайи: «Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Всю свою жизнь Иоанн провел в пустыне. Оттуда он вышел на свою проповедь. Но не стоит думать, что призыв его был напрасным: многие каялись и принимали от него крещение в Иордане. Крестился у него и Сам Христос. А царь Ирод боялся Иоанна, потому что тот был популярен среди народа. Так что «глас вопиющего в пустыне» все-таки был услышан, хотя далеко не всеми.

Многие так и остались глухи к проповеди пророка. Иоанн Креститель проповедовал истину среди неправедно живущих людей. Поэтому точное значение сказанного о нем таково: Голос истины в пустыне неправды.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Что означает выражение «глас вопиющего в пустыне»?

Слова Пророка — Глас вопиющего в пустыне

Утешайте, утешайте народ Мой,
говорит Бог ваш;
говорите к сердцу Иерусалима
и возвещайте ему,
что исполнилось время борьбы его,
что за неправды его сделано удовлетворение,
ибо он от руки Господней принял
вдвое за все грехи свои.
Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
и неровные пути сделаются гладкими;
и явится слава Господня,
и узрит всякая плоть (спасение Божие);
ибо уста Господни изрекли это

(Исайя 40, 3)

Совершенно очевидно, что слова Пророка воспроизводятся неверно. Исайя говорит «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу». Но в дальнейшем двоеточие исчезло и получилась слитная фраза «Глас вопиющего в пустыне», ничего общего с источником и смыслом высказывания не имеющая. Невнимательность допустили уже первые апостолы — ученики и последователи Иисуса Христа

  • Матфей «Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаи» (3, 3)
  • Марк «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (1, 3)
  • Иоанн «Это о нём говорил пророк Исаия: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: «Подготовьте путь Господу, проложите Ему тропу прямую» (1, 23)
Читать еще:  Заповедь "Не создай себе кумира": значение, толкование и объяснение

Пророк Исайя

Пророк Исайя — первый социалист

Употребление выражения «глас вопиющего в пустыне»

«Где не существует (уверенности в восприимчивости читателя), литературная деятельность представляет собою не что иное, как поле… на котором бесцельно раздается глас вопиющего в пустыне» (Салтыков-Щедрин)
«Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне» (В. И. Ленин)
«Садитесь по местам! Тише, тише! Это был глас, вопиющий в пустыне: девочки перестали шуметь только тогда, когда учитель принялся за диктовку» (А. Шеллер-Михайлов)

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»

Используя фразеологизмы в повседневной жизни, люди редко задумываются о том, как много крылатых фраз взято из Священного Писания. Выражение «Глас вопиющего в пустыне» используется, если какой-то призыв остался без внимания. Оно означает тщетные уговоры, бесполезные просьбы.

На первый взгляд все просто — человек просит чего-то в пустыне, но там нет того, кто мог бы ответить на его воззвания. Но на самом деле у этого выражения изначально был другой смысл.

Кому принадлежат слова

Впервые это выражение встречается в Ветхом Завете. Слова принадлежат пророку Исайе, и говорил он об Иоанне Крестителе. Дословно слова пророка звучали так:

Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

всякий дол да наполнится,

и всякая гора и холм да понизятся,

и неровные пути сделаются гладкими;

Глас вопиющего в пустыне — это голос Иоанна Крестителя. Именно он должен был уготовить прямой путь Господу, именно его воззвания разошлись далеко за пределы той пустыни, где жил Предтеча. Позже Иоанн Креститель повторил слова Исайи, ответив на вопрос о себе:

«Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

С помощью метафоры пророк Исайя и Иоанн Предтеча старались донести людям мысль о необходимости переосмысления жизни и покаяния.

Значение выражения

Предтеча Иоанн прожил в пустыне в полном одиночестве 20 лет, готовясь к своему великому служению. Изначально лишь немногие люди приходили послушать его, но с каждым днем их становилось все больше. Его проповеди разносились над пустынными берегами Иордана, и уже не только шакалы и гиены были их невольными слушателями.

Слава о великом пророке разносилась по городам, и люди шли к Иоанну за наставлениями, ибо «Имеющий уши, да услышит». О чем же говорил с людьми Предтеча? Он говорил о покаянии. Иоанн Креститель знал о скором сошествии на Землю Господа Иисуса Христа и старался облегчить его путь.

В пророчестве Исайи сказано, что нужно уготовить Господу прямую дорогу. Путь Христа пролегал через сердца людей. Многие из них были каменными и бесчувственными, в других, словно змеи, гнездились греховные помыслы.

Не горы нужно было сравнять, не рвы засыпать землей. Иоанну предстояло разгладить неровности в сердцах людей, смягчить их, очистить от скверны. По сердцам, преисполненным пороков, Господу идти было бы очень трудно.

Важно! Многих людей Иоанн призвал к покаянию, многих он омыл водой Иордана, смыв следы их прегрешений. Таким образом, он уготовил путь для Господа, стараясь сделать его ровнее. Фразеологизм символизирует голос истины, призывающий стать на верный путь.

Употребление фразеологизма в наши дни

Сейчас выражение используют, когда говорят о чем-то бесполезном и бессмысленном. Но был ли бессмысленным подвиг Иоанна Предтечи?

Призыв Иоанна Крестителя не был напрасным. Многие услышали его, исповедовали свои грехи, крестились, стали на путь новой жизни. У пророка крестился сам Христос. Царь Ирод боялся пророка, что говорит о популярности его проповедей в народе. Следовательно, глас Предтечи был услышан.

Но, к сожалению, его услышали не все. Жизненные пути людей часто бывают кривыми и лукавыми. Многие остались глухими к воззванию пророка, продолжая рыть другим ямы и окружая себя камнями злобы и равнодушия.

Важно! Это и обусловило второе значение выражения — безрезультатная проповедь об истине среди неправедно живущих людей.

Таким образом, в канонический текст и Исайя, и Иоанн Креститель изначально вкладывали другой смысл. Писание говорит нам, что принятие христианства невозможно без большой духовной работы над собой. Если не вырывать фразу из контекста, станет ясно, что наполненные долы — это вера в душе человека, а неровный путь — греховная жизнь, которая при соблюдении библейских заповедей становится ровной и чистой.

Используя это выражение в обиходе, христианину следует задуматься — а не к нему ли относятся эти слова? Ведь Иисус и сейчас идет по нашим сердцам, касаясь их Своими пречистыми перстами. Хочется верить, что сердце, к которому Он прикоснется, не будет каменным.

Значение словосочетания «глас вопиющего в пустыне»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

глас вопиющего в пустыне

1. книжн. напрасный призыв, напрасные слова, остающиеся без внимания, ответа ◆ По Вашему ответу я почувствовал, что дальнейшие мои обращения к Вам скорее всего останутся гласом вопиющего в пустыне. Вячеслав Мальцев, «Письмо в дискуссии», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: моральность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «глас&raquo

Ассоциации к слову «пустыня&raquo

Синонимы к словосочетанию «глас вопиющего в пустыне&raquo

Предложения со словосочетанием «глас вопиющего в пустыне&raquo

  • Увы, но этот вопрос так и повиснет в воздухе, хуже того – так и останется гласом вопиющего в пустыне

Цитаты из русской классики со словосочетанием «глас вопиющего в пустыне»

  • Теперь и я, как Осип Варламыч, все наставляю братца и сестрицу и укоряю их, но выходит глас вопиющего в пустыне .

Сочетаемость слова «глас&raquo

  • трубный глас
    божий глас
    божественный глас
  • глас народа
    глас господа
    глас бога
  • услышать глас
    остаться гласом вопиющего в пустыне
    слушаться гласа моего
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «вопиющий&raquo

  • вопиющая несправедливость
    вопиющее противоречие
    вопиющий случай
  • вопиющее нарушение закона
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «пустыня&raquo

  • выжженная пустыня
    ледяная пустыня
    безжизненная пустыня
  • в пустыне мира
    в пустыне одиночества
    в пустыне человека
  • на границе с пустыней
    от жажды в пустыне
    по выживанию в пустыне
  • пустыня внемлет
    пустыня исчезла
    пустыня ожила
  • идти по пустыне
    превратиться в пустыню
    жить в пустыне
  • (полная таблица сочетаемости)

Афоризмы русских писателей со словом «глас&raquo

  • Народный глас — он божий глас…

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «глас»
  • Как правильно пишется слово «вопиющий»
  • Как правильно пишется слово «пустыня»
  • Разбор по составу слова «глас» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «вопиющий» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «пустыня» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «глас вопиющего в пустыне» и примеры предложений (английский язык)

Предложения со словосочетанием «глас вопиющего в пустыне&raquo

Увы, но этот вопрос так и повиснет в воздухе, хуже того – так и останется гласом вопиющего в пустыне

Говорят, что глас вопиющих в пустыне услышат, если они будут вопить хором.

К сожалению, его голос слишком часто был подобен гласу вопиющего в пустыне.

Синонимы к словосочетанию «глас вопиющего в пустыне&raquo

  • глас народа
  • трубный глас
  • фарисеи и книжники
  • Благая Весть
  • Сын Человеческий
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «глас&raquo

  • гласность
  • разногласие
  • возглас
  • согласие
  • соглашение
  • (ещё ассоциации. )

Ассоциации к слову «пустыня&raquo

  • песок
  • верблюды
  • кочевник
  • верблюд
  • жара
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «глас&raquo

  • трубный глас
  • глас народа
  • услышать глас
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «вопиющий&raquo

  • вопиющая несправедливость
  • вопиющее противоречие
  • вопиющее нарушение закона
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «пустыня&raquo

  • выжженная пустыня
  • в пустыне мира
  • на границе с пустыней
  • пустыня внемлет
  • идти по пустыне
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «глас»
  • Разбор по составу слова «вопиющий»
  • Разбор по составу слова «пустыня»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «глас»
  • Как правильно пишется слово «вопиющий»
  • Как правильно пишется слово «пустыня»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Происхождение и значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»

Происхождение фразы

Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху родом из Иерусалима, который жил в VII столетии до Рождества Христова. Книга Исайи, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит притчу об Иоанне Предтече, датированную 778-732 гг. до н. э. Она рассказывает о Крестителе, призывающем неверующих обратиться к Спасителю, открыть Ему свои сердца и души.

Он уговаривал израильтян подготовиться к встрече с Господом: сотворить дороги посреди пустыни, уменьшить горы, выровнять тракт, однако отшельника народ израильский не услышал. Сегодня современное толкование фразеологизма означает страстные, однако, безрезультатные воззвания к чему-либо.

Толкование смысла

Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл. Иоанн Креститель не просто уговаривал израильтян открыться Богу, он метафорически пояснял, что принятие веры возможно только после усердной работы над собственным духом.

Когда пророк говорил о понизившихся горах, то подразумевал усмирение гордыни, ведь избавившись от этого греха, человек становится на шаг ближе к Всевышнему. Наполненные долины символизируют дух человеческий, обретший веру. Кривые дороги при соблюдении Законов Божьих должны обязательно стать гладкими и ровными.

Некоторые исследователи утверждают, что во фразе была неверно применена пунктуация, и верным следовало бы считать такой вариант: «Глас вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…».

Видео «Значение фразеологизма «Глас вопиющего в пустыне»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись проповеди.

Значение фразеологизма

Евангельское выражение нельзя трактовать по частям. Чтобы понять, что оно обозначает, нужно рассмотреть две точки зрения: библейскую и современную.

В Библии

Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души, воссоединении с Господом Богом. Чтобы стать ближе к Всевышнему, нужно проделать колоссальную работу над собой. Йешаяху предсказывал появление Иоанна Предтечи, как пророка, проповедующего искреннее раскаяние и будущее воплощение Мессии.

Креститель должен был подготовить израильский народ к приходу Спасителя, очистить их души от грехов. Когда он пришел в Иерусалим, местные священнослужители стали о нем расспрашивать. На их вопросы Предтеча отвечал словами Исайи, что является «голосом». После этого многие израильтяне прошли таинство крещения, а позже к Иоанну явился и сам Христос.

В современном мире

Несмотря на древнее происхождение, фразеологизм активно употребляется и сегодня. Что он значит, можно прочитать в толковых или фразеологических словарях:

  • Ожегов трактует выражение как пропавшую втуне мольбу, воззвание, оставшееся без ответа;
  • Степанова дает более развернутое объяснение, называя причиной безответности человеческое непонимание или равнодушие;
  • Розе толкует крылатую фразу как призыв, не имеющий толка, недостойный внимания.

Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души

Употребление фразеологизма в наши дни

Люди достаточно часто дополняют свою речь этим библейским выражением. Его любят употреблять писатели, литераторы и журналисты. Ярким примером служит фраза русского поэта Николая Платоновича Огарева: «Глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Стихотворение опубликовала лондонская газета «Колокол». Она издавалась как инструмент борьбы против крепостного права и отмены цензуры. Именно это выражение передает весь смысл написанных Огаревым строк.

Пользовался библейскими словами и Владимир Ильич Ленин, который говорил: «Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне».

Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл

Встретить выражение еще можно у Салтыкова-Щедрина, Шеллер-Михайлова и других русских классиков. Нередко евангельский фразеологизм можно увидеть на первых полосах периодических изданий. Будучи заголовком, он привлекает внимание читателей к насущной проблеме, не находящей отзывов.

Познав глубинный смысл библейской крылатой фразы, уже по-другому понимаешь ее значение. Нередко слова относятся к самому произносящему, ведь Иисус может прикоснуться к душе каждого, и важно, чтобы она была наполнена верой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 мая. Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия

Происхождение фразы

Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху родом из Иерусалима, который жил в VII столетии до Рождества Христова. Книга Исайи, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит притчу об Иоанне Предтече, датированную 778-732 гг. до н. э. Она рассказывает о Крестителе, призывающем неверующих обратиться к Спасителю, открыть Ему свои сердца и души.

Читать еще:  Домодедовское кладбище: адрес и часы работы, схема, как доехать и добраться, списки похороненных

Он уговаривал израильтян подготовиться к встрече с Господом: сотворить дороги посреди пустыни, уменьшить горы, выровнять тракт, однако отшельника народ израильский не услышал. Сегодня современное толкование фразеологизма означает страстные, однако, безрезультатные воззвания к чему-либо.


Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху

Глас вопиющего в пустыне

Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.

Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:

  • безответном воззвании;
  • страстном призыве к чему-либо;
  • отчаянной мольбе.

Происхождение фразы

Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).

Об авторстве выражения

Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.

Толкование смысла

При внимательном прочтении отрывка из Библии мы понимаем, что в канонический текст автор вложил совершенно другой смысл, нежели мы привыкли сейчас. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой.

Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу.

Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. И помочь в проведении этой работы должен Иоанн Предтеча, которого люди воспринимают как мессию. Иоанн посвятил свою жизнь проповеди о Спасителе и призыву к покаянию.

Толкование смысла

Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл. Иоанн Креститель не просто уговаривал израильтян открыться Богу, он метафорически пояснял, что принятие веры возможно только после усердной работы над собственным духом.

Когда пророк говорил о понизившихся горах, то подразумевал усмирение гордыни, ведь избавившись от этого греха, человек становится на шаг ближе к Всевышнему. Наполненные долины символизируют дух человеческий, обретший веру. Кривые дороги при соблюдении Законов Божьих должны обязательно стать гладкими и ровными.

Некоторые исследователи утверждают, что во фразе была неверно применена пунктуация, и верным следовало бы считать такой вариант: «Глас вопиющего: в пустыне готовьте путь Господу…».

Значение фразеологизма

Евангельское выражение нельзя трактовать по частям. Чтобы понять, что оно обозначает, нужно рассмотреть две точки зрения: библейскую и современную.

В Библии

Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души, воссоединении с Господом Богом. Чтобы стать ближе к Всевышнему, нужно проделать колоссальную работу над собой. Йешаяху предсказывал появление Иоанна Предтечи, как пророка, проповедующего искреннее раскаяние и будущее воплощение Мессии.

Креститель должен был подготовить израильский народ к приходу Спасителя, очистить их души от грехов. Когда он пришел в Иерусалим, местные священнослужители стали о нем расспрашивать. На их вопросы Предтеча отвечал словами Исайи, что является «голосом». После этого многие израильтяне прошли таинство крещения, а позже к Иоанну явился и сам Христос.

В современном мире

Несмотря на древнее происхождение, фразеологизм активно употребляется и сегодня. Что он значит, можно прочитать в толковых или фразеологических словарях:

  • Ожегов трактует выражение как пропавшую втуне мольбу, воззвание, оставшееся без ответа;
  • Степанова дает более развернутое объяснение, называя причиной безответности человеческое непонимание или равнодушие;
  • Розе толкует крылатую фразу как призыв, не имеющий толка, недостойный внимания.


Значение евангельской притчи кроет в себе идею о покаянии, очищении души

Употребление фразеологизма в наши дни

Люди достаточно часто дополняют свою речь этим библейским выражением. Его любят употреблять писатели, литераторы и журналисты. Ярким примером служит фраза русского поэта Николая Платоновича Огарева: «Глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Стихотворение опубликовала лондонская газета «Колокол». Она издавалась как инструмент борьбы против крепостного права и отмены цензуры. Именно это выражение передает весь смысл написанных Огаревым строк.

Пользовался библейскими словами и Владимир Ильич Ленин, который говорил: «Разумеется, эти осторожные и нарочито двусмысленные пожелания так и остались до сих пор «гласом вопиющего в пустыне».


Оригинальный текст притчи таит в себе глубинный смысл

Встретить выражение еще можно у Салтыкова-Щедрина, Шеллер-Михайлова и других русских классиков. Нередко евангельский фразеологизм можно увидеть на первых полосах периодических изданий. Будучи заголовком, он привлекает внимание читателей к насущной проблеме, не находящей отзывов.

Познав глубинный смысл библейской крылатой фразы, уже по-другому понимаешь ее значение. Нередко слова относятся к самому произносящему, ведь Иисус может прикоснуться к душе каждого, и важно, чтобы она была наполнена верой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новое в блогах

Глава 7. «Глас вопиющего в пустыне».

О жизни его кузена Иоанна, бегавшего по пустыне за кузнечиками, за тот же период сведений тоже нет никаких.

Видимо, все это время, кроме рутинной ловли этих попрыгунчиков, с коленками назад, этот великовозрастный недоросль тоже ничем не занимался.

Но плоды из семян, посеянных Гаврилой и в том и в другом, зрели, наливались и ждали своего часа.

И созрели у обоих к концу их третьего десятка жизни.

Естественно, первым проклюнулся Иоанн, как-никак, он был на полгода старше!

Как-то раз, отдыхая от беготни за акридами и переваривая очередной улов этой стрекочущей и скачущей братии, он заснул под кустом верблюжьей колючки.

Тем, кто не знает, поясним, что тени от этой колючки не больше, чем от развесистой клюквы, но ничего больше поблизости все равно не было, а он уже привык обходиться малым.

Однако, привычка — привычкой, но сон на палящем солнышке чреват плавлением мозгов.

Даже при их полном отсутствии.

И спартанцу Иоанну приснился кошмар в виде глагола господнего.

— Послушай-ка, Иване, глас ты мой любимый вопиющего в пустыне!

Ты читал труды моего пророка Исайи? Нет?

Ах, да! Я совсем запамятовал, ты ведь у нас темнота неграмотная…

В школу не ходил, по пустыне этой с малолетства так и пробегал…

Какое уж, там, ученье…

Да, вообще-то, и – правильно! Зато, так и остался нищим духом, а мне по сердцу как раз такие!

А что этот Исайя понаписал я тебе и так расскажу, наизусть, если не перепутаю.

…приготовьте путь господу, – это мне, значит, — прямыми сделайте стези ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение божие…

(Лк 3)

По-моему, кажись – так, ничего не перепутал!

— А по-моему — нет, господи, ты что-то напутал, и здОрово! – возразил во сне Иоанн. — На кой черт тебе дороги ровнять, горы раскапывать, да овраги закапывать?

Ты – что? — ходить по ним собрался?

Ты же – господь! — на фига тебе пешком ходить, ты же и так, куда захошь, попадешь, не сходя с места!

— Э, Ванюша, сам-то я куда хошь попаду, это ты правильно заметил. В том то и дело, что не сам я пойду по этим дорогам…

Вернее, пойду, конечно, я, но… Как бы тебе объяснить…

Ну, я – только не совсем, чтобы — я, а только треть моя…

Ой, да ты не поймешь, все равно!

Люди поумней, да пообразованней тебя не поймут!

А с твоей-то, нищей умом головкой, вообще в эту галиматью соваться нечего!

В общем – так: вникать тебе ни во что не надо, просто скажи, берешься или нет?

— Ох, ты, какой прыткий! Берешься или не берешься! Ты хоть и господь, а я всю жизнь – дурак дураком, но – тоже не совсем дубина стоеросовая!

Ты сам-то хоть представляешь себе, каково это лопатой, да кайлом махать, такую прорву саперных работ провернуть?

Тут не то, что стройбата, никакой стройармии не хватит!

А я, так, вообще за всю жизнь камня на камень ни разу не поставил! И не собираюсь…

Не-а, я на это дело не подписываюсь!

— Ванька, не валяй дурака! Никакой лопаты в руки брать не придется.

Языком будешь работать!

Ты, вот, всю жизнь здесь по пустыне бегаешь, вопишь чушь несусветную.

Люди уже и внимания на тебя не обращают, привыкли.

А теперь, хватит тебе тут сусликов пугать, и в пустыне тебе тоже хватит околачиваться.

Иди теперь на Иордан и поливай прохожих водой!

Раньше они на тебя ругались, а после душа, на такой-то жаре, тебе еще и спасибо говорить будут!

А ты им, между делом, еще и мозги прополаскивай: бойтесь, мол, скоро хозяин с лопатой придет, гумно чистить будет!

Я, мол, вам только мозги парю, да водичкой поливаю, а после меня придет мужик покруче!

Я, мол, ему даже шнурки на ботинках развязывать не возьмусь!

Уж он-то, мол, вас святым духом, да огнем поливать будет!

Ну, и все такое, и в том же духе! Мели, что хочешь, любую байду, лишь бы пострашнее.

У тебя — получится! У кого поумнее – не получится, а у тебя – в самый раз!

Чем непонятнее — тем страшнее, а чем страшнее — тем доходчивее.

Тем более, что, если дурак говорит, значит, сам придумать не мог, значит – господь надоумил!

Впрочем, это – тоже не твоего ума дело…

Ну, так, что? — берешься? Работенка непыльная, сам понимаешь – в речке сидеть, да ваньку валять!

— О, ваньку валять – это по мне! Всю жизнь об этом только и мечтаю!

А что значит: спасение божие, которое всякая плоть узреть должна?

— Ой, да это я и сам не знаю… Да мало ли, что там про меня эти жулики напишут! У них, у всех, головы такие же, не крепче твоей.

Ну, так, как? — берешься?

— Берусь, берусь, по мне работенка! Мне – что бы ни делать, лишь бы ни черта ничего не делать!

Проснулся Иоанн с больной головой, но теперь он твердо знал, чем заняться, вместо опостылевших кузнечиков.

И чтобы освежить напеченную солнцем голову, не теряя времени, побежал к Иордану.

Он нашел где-то дырявый тазик и теперь обосновался у брода, переправы через Иордан.

…Порождения ехиднины! – кричал он прохожим. – Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить о себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!

— Ты что тут развыступался? – огрызались ему в ответ. – Ты, что? — Христос, что ли?

На эти выпады Иоанн отвечал, выплескивая на обидчика тазик воды и заученной тирадой:

…я крещу вас водою, но идет сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; он будет крестить вас духом святым и огнем!

Лопата его в руке его, и он очистит гумно свое, и соберет пшеницу в житницу свою, а солому сожжет огнем неугасимым! (Лк 3)

Поначалу не знающие его люди шарахались от него, но ушаты воды на голову в жаркий день, как-никак, приятнее, чем ручьи пота под рубашкой!

А к его безумным выкрикам скоро опять привыкли, как к чириканью воробьев.

При тогдашней скудости информации и полном отсутствии индустрии развлечений, не в пример нынешним, новость о появлении прежнего придурка на новом месте, да еще с новым, на этот раз водным аттракционом, быстро облетела всю Иудею.

И народ потянулся на Иордан.

Некоторые даже нарочно делали крюк, чтобы поглазеть на халявное зрелище.

А многие даже принимали в этом самое активное участие, с удовольствием подставляя напеченные солнцем головы и пропотевшие спины под ушаты воды Иванушки-дурачка.

Другие, более серьезные и степенные, смотрели на выходки перезрелого отрока издали, и постояв на бережку, уходили прочь, качая головами и крутя пальцами у виска.

Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»: его происхождение и примеры употребления

Глас вопию́щего в пустыне (книжн.) — безответный призыв, неуслышанная мольба [по евангельской притче об Иоанне Крестителе, который в пустыне перед непонимающим его народом призывал открыть пути и души Иисусу Христу]. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова, «Глас»)

Глас вопиющего в пустыне (книжн. газет.) — призыв к чему-нибудь, остающийся без ответа, внимания, напрасный (выражение взято из Евангелия). (Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова, «Вопиющий»)

Читать еще:  Херувимская песнь: история и значение, толкование, текст на русском

Глас вопиющего в пустыне (иноск.) — которого не слышно (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.))

Вопию́щий — Вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный. (Толковый словарь (1935 – 1940 г.) Д. Н. Ушакова)

Фраза из Библии, из Евангелие от Матфея (гл. 3, ст. 3), Евангелия от Марка (гл. 1, ст. 3), Евангелия от Иоанна (гл. 1, ст. 23). Оно относится к Иоанну Крестителю. Когда Иоанн начал проповедование веры в бога, в народе царили гнев и недовольство. После смещения царя Архелая Иудея оказалась под непосредственной властью Рима. Тирания римских правителей, их решительные намерения ввести в обиход евреев язычество, породили мятеж, который был жестоко подавлен римлянами. Все это усилило ненависть народа к Риму. В разгар этих событий из пустыни раздался голос Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Но многие не восприняли совет Иоанна. Поэтому выражение и приобрело значение призыва, остающегося без ответа.

Евангелие от Матфея (гл. 3):

«Мф.3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Мф.3:2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Мф.3:3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.»

Глас вопиющего в пустыне

Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.

Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:

  • безответном воззвании;
  • страстном призыве к чему-либо;
  • отчаянной мольбе.

Происхождение фразы

Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).

Об авторстве выражения

Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.

Толкование смысла

При внимательном прочтении отрывка из Библии мы понимаем, что в канонический текст автор вложил совершенно другой смысл, нежели мы привыкли сейчас. Пророк в иносказательной форме говорил о том, что принятие христианской веры невозможно без проведения большой духовной работы над собой.

Понизившиеся холмы подразумевают понижение высот человеческой гордыни. Лишь забывая про гордыню человек становится ближе к Богу.

Под наполненными долами имеется в виду вера, которая заполняет душу человека. А кривые пути, упоминаемые в пророчестве, при соблюдении библейских заповедей всегда становятся ровными и прямыми. И помочь в проведении этой работы должен Иоанн Предтеча, которого люди воспринимают как мессию. Иоанн посвятил свою жизнь проповеди о Спасителе и призыву к покаянию.

Кто такой пророк Исайя?

пророк исайя глас вопиющегоЭтот человек появился на свет в городе Иерусалим в богатой семье. Когда ему исполнилось двадцать лет, к нему в видении пришёл Бог Саваоф, окружённый ангелами. В своих речах Исайя делает акцент на идеях социального равенства и социальной справедливости. Он постоянно твердил своей пастве, что нравственность важнее, чем буквальное, бездуховное почитание Бога. «Зачем вы приносите в жертву множество животных? Господь наш пресыщен кровавыми убийствами скота…перестаньте творить злодеяния, попробуйте научиться делать добро: вступайтесь за вдову, защитите сироту, ищите правду, спасите угнетённого» (Книга Исайи 1:11; 16-17) Исайя начинает критиковать сильных мира сего за их неправедный образ жизни, за жестокость и сребролюбие. Этот пророк стал первым среди почитателей Иисуса, который проповедовал раздвинуть национальные рамки и претворить заповеди и слова Бога во всемирном масштабе.

Значение фразеологизма

Фразеологизм предполагает устойчивое сочетание слов, значение которых по отдельности не может передать смысл фразы в целом. О значении фразеологизма «глас вопиющего в пустыне» можно говорить, исходя из его современного или библейского понимания.

В Библии

Евангелие с помощью метафоры пытается донести до людей мысль о необходимости переосмысления собственной жизни, покаяния.

Слова пророка в Библии призывают приложить для этого некоторые усилия:

  • сравнять горы;
  • выпрямить дороги;
  • засыпать низменности.

Для толкования этого выражения в контексте Библии нужно понимать, о ком говорит пророк. А Исайя имеет в виду Иоанна Предтечу, который должен был прийти в мир через несколько сотен лет после самого пророка. Иоанн Креститель жил в пустыне до достижения тридцатилетнего возраста, а затем вышел к людям, чтобы проповедовать покаяние и воплощение Спасителя.

Новый Завет содержит сведения о том, как Иоанн проповедовал о необходимости покаяния, поскольку выполнял особую миссию: подготовить людей к появлению Иисуса Христа.

При появлении Крестителя священники Иерусалима пришли к нему и спросили его о том, кто он такой. На что Иоанн ответил им словами пророка о том, что он и есть «голос». Его призыв не пропал втуне: многие раскаялись и приняли от него крещение в реке Иордан. У него же крестился и сам Спаситель.

В современном мире

О значении выражения в современной интерпретации лучше всего расскажет толковый или фразеологический словарь.

  1. Словарь С. И. Ожегова значение объясняет, как «безответный призыв, неуслышанная мольба» со стилистической пометкой «книжное».
  2. Фразеологический словарь М. И. Степановой содержит такое толкование этого выражения: «страстный призыв к чему-либо, оставшийся без ответа вследствие равнодушия или непонимания людей», также с пометкой «книжное».
  3. Сборник устойчивых оборотов Т. В. Розе определяет это выражение как бесполезный призыв, оставшийся без внимания.

Фразеологизм активно используется нашими современниками и обычными людьми в обиходной жизни и писателями, публицистами, помогая передать тщетность чьих-либо попыток найти желанный отклик на свой призыв.

Употребление

Рассматриваемое нами выражение не устарело. Его активно использовали и используют писатели, публицисты, журналисты и все те, кто для выражения своих мыслей прибегает к устойчивым оборотам.

Н. П. Огарев в предисловии к периодическому изданию «Колокол» Герцена пишет: «глас вопиющего в пустыне один раздался на чужбине». Это газета выпускалась в Лондоне и была направлена против цензуры и крепостнического права. Использованное Огаревым устойчивое выражение, которые мы рассматриваем, емко передало мысли автора.

Нередко применяют в заголовках оборот «глас вопиющего в пустыне» Значение фразеологизма помогает передать читателям информацию о том, что кто-то не может достучаться до чьих-то сердец, не находит желанного отклика.

Толкования Священного Писания

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

(Мк. 1:2-3; Лк. 3:4-6). Связь речи не вполне ясна. Иоанн проповедовал народу покаяние, потому что приблизилось Царство Небесное, ибо он, т. е. Иоанн, есть тот и пр. Вследствие некоторой неясности и неопределенности выражений объясняли ст. 3 в связи с 2 ст. приблизительно так: приходит Иоанн Креститель, говоря: покайтесь… ибо (подразумевается: Иоанн говорил о себе) он есть тот, о котором пророчествовал Исаия и проч. Другими словами, евангелист во 2 ст. приводит буквально подлинную речь Иоанна, а в 3 — также его речь, но только выраженную собственными словами (ср. Ин. 1:23). Такое объяснение отвергается новейшими критиками, которые говорят, что слова: он есть тот и т. д. принадлежат не Иоанну, а самому евангелисту. Что же касается γάρ (ибо, потому что), то оно употреблено с целью придать более веса словам, сказанным Иоанном. Евангелист говорит как бы так: если бы какой-нибудь простой человек начал проповедовать народу и говорить “покайтесь…”, то слова его не имели бы никакого значения и на них никто не обратил бы внимания. Эти слова важны потому, что тот, который говорил их, был лицом, предсказанным Исаией. Таким образом, слово “ибо” указывает на “причину, по которой Иоанн должен был явиться так, как изображается в 1 и 2 ст., потому что так было предсказано” (Бенгель). А глагол толкователи считают равным “был”.

О котором сказал пророк Исаия: буквально он есть тот, о котором сказано (славянск. реченный) через (διά — по некоторым чтениям) пророка Исаию, говорящего. Слова Ис. (40:3) приведены почти буквально по LXX, с тою только разницею, что вместо последних слов “правыми сделайте стези Ему (Его)”, у LXX: “правыми сделайте стези Бога нашего”. В еврейском иначе: “голос вопиющий: в пустыне проложите путь Господу, прямою сделайте в степи дорогу нашему Господу”.

Глас вопиющего в пустыне: эти слова отделены от дальнейших в наших изданиях Библии; но в древности никаких знаков препинания не употреблялось и слова не отделялись одно от другого, почему этот текст и можно читать двояко: или “глас вопиющего в пустыне”, или “глас вопиющего: в пустыне исправьте”. В настоящем случае дело не решается тем, что в еврейском “в пустыне” относится к “приготовьте” (на что указывает дальнейшее “в степи”), потому что в греческом нет никаких оснований отделять оба эти выражения. Объясняя стих, толкователи колеблются. В еванг. Матфея обыкновенно относят, однако, “в пустыне” к слову “вопиющего”, по-видимому, по аналогии с κηρύσσων ἐν τῇ ἐρήμῳ (ст. 1).

Отношение слов пророка Исаии к возвращению евреев из вавилонского плена считается сомнительным. Но тогда у пророка что же это за “голос вопиющего”? В каком смысле понимал это выражение пророк? Если мы обратим внимание на то, что главы 40-66 относятся к так называемому Девтеро — Исаии, пророку, жившему во время или после плена, и допустим, что это было известно евангелисту, то лучше поймем, что значат слова “глас вопиющего в пустыне”. Пророк созерцает возвращение Израиля из плена, и вместе с ним как бы возвращение Господа, Царя Израилева, в Иерусалим. Господь посылает через пустыню, разделяющую Вавилон от Палестины, вестников — для возвещения о Своем прибытии, и вместе дает повеления о том, чтобы Ему приготовили путь, сделали прямою ту дорогу, по которой Он пойдет. Один из таких вестников и был φωνὴ βοῶντος ἐν τῇ ἐρήμῳ. Аналогия с проповедью Иоанна здесь, по-видимому, полная.

Как понимать самое выражение: голос вопиющего? Был ли Иоанн только голосом другого лица, вопиющего в пустыне, или же голос был его, вопиющего? По аналогии с Лк. 3:2, где говорится, что “был глагол Божий к Иоанну”, по-видимому, следовало бы допустить, что сам Иоанн был только голосом Бога, вопиющего в пустыне. Но у Луки употреблено не φωνή, а ῥῆμα (слово, речение). Далее, Лука приводит в следующем стихе те же слова из Ис. 40:3, изображая обстоятельства, совершившиеся после того, как был к Иоанну глагол Божий. Наконец, в устах евангелистов несколько странными показались бы слова: голос вопиющего в пустыне Бога, приготовьте путь Богу. На основании этих соображений мы должны относить оба слова: глас вопиющего к самому Иоанну. Он был и голос, и человек, издающий этот голос.

В пустыне, и в физическом, и в нравственном отношении. Иоанн проповедовал в физической пустыне, но народ, к нему приближавшийся, представлял из себя нравственную пустыню. Этот двоякий смысл речи проходит и далее, в словах: “прямыми сделайте стези Ему”. У LXX Ис. 40:3 — “Господь”, и это показывает, что здесь разумеется не обыкновенная починка дорог и исправление пути во время путешествия какого-нибудь обыкновенного царя, потому что ни в чем подобном Бог не имеет нужды. Поэтому правильно замечание, что под путями и стезями здесь разумеются души людей. Евф. Зигаб.: “евангелист называет путем Господа и стезями Его души, к которым предстояло прийти слову евангельскому”. От обыкновенного исправления пути здесь взяты только образы.

Происхождение фразы

Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху родом из Иерусалима, который жил в VII столетии до Рождества Христова. Книга Исайи, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит притчу об Иоанне Предтече, датированную 778-732 гг. до н. э. Она рассказывает о Крестителе, призывающем неверующих обратиться к Спасителю, открыть Ему свои сердца и души.

Он уговаривал израильтян подготовиться к встрече с Господом: сотворить дороги посреди пустыни, уменьшить горы, выровнять тракт, однако отшельника народ израильский не услышал. Сегодня современное толкование фразеологизма означает страстные, однако, безрезультатные воззвания к чему-либо.


Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху

Примеры

«Слово живое и мёртвое» (1972 г.): «Статья его так и называлась “Канцелярит” и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне

: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. «

» (): «Нoвыe opaтopы пpишлиcь бoлee пo вкycy бoльшинcтвy yчpeдитeлeй и вoзымeли тaкoй ycпex, чтo Кpaмcкoй вcкope oчyтилcя в oппoзиции и пoчти в oдинoчecтвe oтcтaивaл cвoю идeю cпeциaльнo xyдoжничecкoгo клyбa. Ocтaвшиcь, нaкoнeц, глacoм вoпиющeгo в пycтынe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector