2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Экклезиаст: что такое, толкование и цитаты, смысл

Поясните, пожалуйста, смысл книги Екклесиаста. В чем ее мораль?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Греческое название книги Екклесиаст является точным переводом еврейского названия Кохелет (от кохал — собрание) — говорящий в собрании, т.е. проповедник. Древние христианские экзегеты (Ориген, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, блаж. Иероним и др.) признавали книгу прощальною и покаянною речью царя Соломона, подобно прощальным речам пророка Моисея (Вт. 28 — 32 гл.), Иисуса Навина (Нав. 24 гл.) и пророка Самуила (1Цар. 12 гл.). Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! (Еккл.1:2). Слово суета в небольшой священной книге встречается 39 раз. В еврейском тексте стоит хэвэл. Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение, т.е. то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30:7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) называется status constructus, т.е. сопряженное отношение. Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (Втор.10:14; Пс.67:34) , Царь царей (Ездр.7:12; Дан.2:37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (1:3). Суета все, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон. Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, больше не встречается. Все испытал в жизни кохелет, но все пережитое и увиденное не есть итрон, все — хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (1:4). Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (1:5-7). Но и занятия человеческие не утешают проповедника. К излюбленному выражению хэвэл он прибавляет реут руахтомление духа) (1:14). Екклесиаст предал сердце, чтобы познать мудрость, но это занятие обнаружило ничтожество всего земного. Убедившись, что познание лишь умножает скорбь, он решил испытать сердце весельем, но и это — суета сует и томление духа. У А.Пушкина есть очень сильное и точное поэтическое выражение: безумных лет угасшее веселье (Элегия). Безумными годы названы потому, что участники веселья придаются удовольствиям, как чему-то нескончаемому. Эпитет безумный поэт использует и в другом стихотворении, применяя его к тем, кто не думает о неизбежном конце земного бытия:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я придаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все взойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Трудно сомневаться, что стихотворение навеяно чтением Екклесиаста, если обратиться к началу первоначальной редакции стихотворения:

Кружусь ли я в толпе мятежной,
Вкушаю ль сладостный покой,
Но мысль о смерти неизбежной
Всегда близка, всегда со мной.

В последних стихах 2-й главы проповедник приходит к важной мысли, что даже земные блага зависят не от человека. Продолжая мысль о Промысле Божием, священный писатель говорит о том, что жажда высшего блага (стремление к счастью) вложена в человека Самим Богом: Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл.3:11). В еврейском тексте употреблено слово олам. В Септуагинте оно переведено словом вечность. В рассматриваемом стихе это понятие означает одарить человека богоподобными свойствами — наложить на человеческую природу отпечаток вечности. Все земное суета сует, только в Боге смысл и предел человеческого бытия: возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). От ограниченности человека и суетности его земной жизни Екклесиаст приходит к своей главной мысли: Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его (Еккл.3:14). Проповедник поднимается до богословско-библейского учения о предстоящем для всех Божиим Суде: И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там» (Еккл.3:17). В последних стихах книги содержится её основной духовный смысл: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13-14).

Книга Екклесиаста

Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, хранит в себе множество интересных и необычных книг. И, несмотря на то, что православные христиане живут по Новому Завету, понимание Ветхого Завета очень важно для полного понимания христианской веры. И сегодня рассмотрим одну из наиболее сложных и интересных книг Ветхого Завета — Екклесиаст. О чем она говорит?

О чем книга

Наверняка каждый из нас в житейском обиходе слышал фразы «суета сует», «нет ничего нового под солнцем», «вернуться на круги своя», но мало кто знает, что каждая эта фраза — прямая цитата из Екклезиаста. Парадоксально, но эту книгу постоянно цитируют даже заядлые атеисты, отвергающие существование Бога в принципе.

Екклезиаст входит в одну из канонических частей Ветхого Завета, к тому же он так же включен в книгу Таноха, почитаемую в иудаизме. Актуальность Екклезиаста по сей день объясняется тем, что его автор говорит о неких общечеловеческих ценностях, которые нужны и важны в любые времена. Главный мотив книги — осознание суеты всего происходящего в материальном мире.

Другие книги Священного Писания:

Многие библеисты указывают на особенное положение Еклкесиаста среди других библейский книг. Образ мышления автора сильно отличается от стиля написания других частей Священного Писания. Автор развенчивает иллюзию поиска смысла существования в земной жизни, полностью перенося этот акцент на духовную составляющую.

Если еще в той же Книге Иова мы видим, что земное благополучие как-то связывается с благословением Божиим, то Екклезиаст нам показывает полную тщету всего земного и материального. Это очень необычная проповедь, и первое, что бросается в глаза при поверхностном чтении — это ее пессимистический настрой.

В переводе с греческого языка слово «экклесиастис» означает того, кто проповедует на собрании. Считается, что написана данная книга от имени великого царя Соломона, хотя по сей день на эту тему ведутся дискуссии.

Да, конечно же, печальный настрой в этой книге явно присутствует. Тем не менее, нельзя сказать, что все в ней плохо и беспросветно. Грусть в Екклизиасте очень мало сравнима с той грустью, которую мы испытываем в обычной повседневной жизни, когда, например, не можем получить чего-то желаемого. Пессимизм в этой книге, скорее, сравним с аскетической печалью по Богу, о которой пишут многие святые.

Пояснение к тексту

Практически первое, с чем сталкивается читатель Екклезиаста — это печаль автора о человеческих грехах. Автор говорит о том, что Бог изначально создал человека «правым» ( в смысле — правильным, праведным), но люди по своей свободной воле выбирают путь греховной жизни (Еккл. 7:29).

Грех, который изначально был не свойственен человеческой природе, настолько тесно вплетается в жизнь человека, что вот уже нельзя найти никого, кто мог бы жить и не совершать хотя бы каких-нибудь грехов (Еккл. 7:20).

Несмотря на то, что расплата за совершенный грех всегда произойдет, она часто приходит не сразу. И человек, вместо того, чтобы использовать это время для покаяния и исправления своей жизни, начинает грешить еще больше. Тем не менее, если в душе поселяется страх Божий, все можно исправить (Еккл. 7:18).

В 10 главе Екклезиаста мы встречаемся с еще одной фразой, которая стала крылатой — не рой яму другому, ибо сам в нее попадешь. (Еккл. 10:8). Верующий человек всегда будет стараться делать добро всем и каждому, не впадая в особые раздумья, кто этого больше достоин.

Надо стараться спешить делать хорошие дела, пока у нас есть время — наша жизнь. За порогом смерти мы уже не сможем ни на что повлиять (Еккл. 9:10). Если мы будем помнить о том, что к каждому из нас в свое время придет смерть — это будет сподвигать нас к добродетели.

Важно! Мы видим, что Екклезиаст проповедует нам о важнейших качествах, способствующих спасению: покаянии, памяти смертной и добродетели.

О покаянии

Как известно, без покаяния невозможно спасение человека. Что древняя книга говорит нам о нем? В Екклезиасте, на первый взгляд, может показаться, что покаяние тут угрюмое, трагическое.

«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл. 7:3)

Если не вв суть, то кажется, что автор призывает всех нас надеть трагические маски и ходить унывать. На самом деле, речь идет о другом. У Екклезиаста это сетование, трагизм и печаль приводят вовсе не к унынию, а к мудрости. Именно мудрости просил Соломон у Господа, а когда получил ее — к ней добавились и многие другие блага.

Божественная мудрость всегда смиренна. Екклезиаст понимает, что даже высокое социальное положение не может дать того, что наполнит и утолит жажду души. Но смирять себя очень непросто, для этого приходится постоянно напоминать себе, что мы все смертны и конец, в итоге, у всех един.

Постоянно задаваясь вопросом, что же есть хорошо для человека, Екклизиаст показывает, что мудрость не является чем-то постоянным. Ее нельзя один раз снискать и навсегда оставить при себе. Мудрость — это Божий дар, который человек может постигнуть единственным верным путем. И путь этот — покаяние и смирение себя.

Важно! Собственно говоря, вся суть книги и заключается в поиске мудрости, как важнейшего духовного дарования от Бога.

Екклизиаста часто обвиняют в излишнем пессимизме, угрюмости, мрачности. На самом деле, эти характеристики означают совершенно иное — это аскетический путь смирения. В конце книги автор призывает нас бояться Бога и соблюдать Его заповеди, поскольку все наши дела будут оценены и мы понесем за них ответственность.

Это означает, что упражнение в поиске смиренномудрия обязательно даст свой результат. И после мирской житейской печали обязательно появится Божественная радость.

Сокрушение сердца и искреннее покаяние приведут к прощению и отпущению прегрешений. Тот, кто сможет снискать истинное смирение, будет возвеличен Господом до таких высот, до который ни один мирской царский сан не может дотянутся.

О важности смирения говорят все святые отцы нашей Церкви. Именно оно лежит в основе нашего спасения. Можно очень много трудится, но без смирения эти труды не принесут пользы человеку. Господь дарует свою благодать не столько за понесенный труд, сколько за осознание собственной немощи. Когда человек начинает понимать, что сам по себе он ни на что не способен — тогда и рождается в его душе смирение.

Читать еще:  Слово "Аминь" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Екклизиаст проходит очень сложный путь. Повествование живое, как течение, оно показывает нам все сомнения автора, сложности и тревоги на выбранном пути. Но эти трудности необходимо преодолеть, чтобы найти истинный смысл бытия, избавиться от ненужной суеты, обрести смирение. А именно через смирение Екклезиаст и приближается к мудрости, которая, наконец, дает ему ответы на все вопросы.

Екклесиаст введение

«Я не знаю ничего более великого, чем этот бесстрастный обзор смертной боли и удовольствия, эта оценка неудач и успехов; я не знаю более благородной печали; не знаю поэтического произведения, которое более упорно способствовало бы духовному просвещению.» Э. Ч. Стедмен

Введение

I. Уникальное положение в каноне

Книга Екклесиаста — это книга Библии, уникальность которой, по меньшей мере, никогда не оспаривалась, хотя в связи со всем остальным (автором, датой, темой и богословием) неизбежно возникают споры.

Книга кажется противоречащей остальному Слову Божьему, потому что в ней представлены чисто человеческие рассуждения живущего «под солнцем». Это выражение, под солнцем, — самый важный, единственный ключ к пониманию Книги Екклесиаста. То, что оно повторяется в книге двадцать девять раз, указывает на точку зрения автора в целом. Его поиск ограничен землей. Он ищет смысл жизни в миру. И поиск этот он производит самостоятельно, своим собственным разумом, без помощи Бога.

Если не помнить постоянно эту ключевую фразу — под солнцем, то данная книга создает множество проблем. Кажется, что она противоречит остальному Писанию, что в ней дано странное учение, что она защищает сомнительную мораль, и многое другое.

Но если мы будем помнить, что Книга Екклесиаста — это собрание человеческой, а не Божьей мудрости, тогда мы поймем, почему некоторые из ее выводов истинны, другие — наполовину истинны, а некоторые и вовсе ложны.

Позвольте привести несколько примеров. В Екклесиаст 12:1 дан истинный и правильный совет молодым людям всех веков: помнить своего Творца в дни юности. Стих 4 главы 1 — это полуправда; действительно, одно поколение следует за другим, но это неправда, что земля пребудет вовеки (см. Пс. 101:26-27; 2 Пет. 3:7, 10). Следующие же высказывания, как таковые, вообще ложны: «Нет ничего лучше для человека, чем есть и пить и услаждать душу свою от труда своего» [Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего] (2:24); «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна» (3:19); «мертвые ничего не знают» (9:5).

Однако, если бы у нас не было никаких Божьих откровений, мы бы, наверное, пришли к таким же выводам.

Книга Екклесиаста и Богодухновенность

Когда мы говорим, что некоторые из выводов автора книги, сделанные «под солнцем», только наполовину истинны, а некоторые и вовсе ложны, что мы можем сказать о богодухновенности Екклесиаста? Одно ничуть не мешает другому.

Эта книга составляет часть богодухновенного Слова Божьего. Она богодухновенна в том смысле, что Господь велел включить ее в канон Писания. Мы верим в дословную и полную богодухновенность Екклесиаста, как верим в богодухновенность всей Библии. (См. Введение к Ветхому Завету, стр. 15).

Иногда и богодухновенные книги Библии содержат ложные высказывания сатаны или людей. Например, в Книге Бытия 3:4 сатана говорит Еве, что она не умрет, если съест плод с дерева в середине сада. Это была ложь, но она цитируется в Писании, чтобы показать нам: дьявол был лжецом с самого начала. Доктор Чейфер отмечает:

«В богодухновенных книгах могут быть записаны неверные слова сатаны (или людей), но это не оправдывает ложь и не освящает ее. Это обеспечивает точность рассказа обо всем — хорошем или плохом».

Злоупотребления Книгой Екклесиаста

По той самой причине, что в Книге Екклесиаста представлены рассуждения человека «под солнцем», это одна из любимейших книг скептиков и приверженцев ложных культов. Они цитируют ее с большим энтузиазмом, чтобы оправдать свое неверие или подтвердить ложные учения, особенно о смерти и жизни после смерти. Например, они используют стихи из этой книге, говоря о сне души после смерти и полном уничтожении грешников после смерти. Они вырывают стихи из контекста, отрицая бессмертие души и учение о вечной каре.

Но они никогда не говорят главного. Они никогда не рассказывают своим жертвам, что Книга Екклесиаста говорит о мудрости человека под солнцем, поэтому не может являться достоверным источником текстов для доказательства учений христианской веры.

II. Aвторство

До XVII века большинство иудеев и христиан считали, что Книгу Екклесиаста написал Соломон. За столетие до этого обычно консервативный в этом отношении Мартин Лютер опроверг мнение об авторстве Соломона, но он был исключением из правил.

Некоторые удивятся, узнав, что сегодня большинство исследователей Библии — включая консерваторов — полагает, что эта книга была написана не Соломоном, но в подражание Соломону, не для обмана, а в качестве литературного приема.

Проблемы, Связанные с Авторством Соломона

Основной аргумент против традиционного мнения об авторстве царя Соломона — лингвистический. Многие специалисты говорят, что в книге есть слова и грамматические обороты, которых не существовало до периода вавилонского плена или даже более позднего времени.

Большинству евангельских христиан сама идея вложить слова в уста Соломона кажется незаконным литературным приемом, и выглядит обманом по крайней мере для западных верующих.

Доводы за и против слишком длинны и сложны, чтобы мы могли рассматривать их здесь. Достаточно сказать, что ни одно из возражений против авторства Соломона не является неоспоримым. Некоторые известные ученые, такие как Глисон Арчер, приводят доводы в пользу того, что книгу все-таки написал Соломон, поэтому такой вариант не исключен.

Доводы в Пользу Авторства Соломона

Так как никому не удалось по-настоящему опровергнуть традиционную точку зрения — даже если она в настоящее время непопулярна — нам представляется, что мы можем назвать автором книги Соломона.

Косвенные свидетельства в пользу того, что Соломон написал эту книгу, включают упоминания в 1:1, 12 об авторе как о «сыне Давидовом, царе в Иерусалиме». Хотя слово «сын» может означать и более позднего потомка, эти выражения, вместе с непосредственными подробностями, совпадающими с тем, что мы знаем о биографии царя Соломона, обладают реальным весом.

Так как автор говорит, что он «был» царем, многие делают отсюда вывод, что в момент написания книги он уже не был царем. Следовательно, говорят они, это не может быть Соломон, потому что он умер царем. Однако не обязательно делать такой вывод. Вполне возможно, что, создавая эту книгу в старости, он просто так упоминает о далеком прошлом.

Прямые исторические ссылки Екклесиаста в точности соответствуют Соломону — и больше никому другому.

Соломон был царем в Иерусалиме: 1) он был очень мудр (1:16); 2) он был очень богат (2:8); 3) он не отказывал себе в удовольствиях (2:3); 4) у него было много слуг (2:7) и 5) он был знаменит строительством и работами по украшению города (2:4-6).

Иудейское предание приписывает Книгу Екклесиаста Соломону, как это делали и христианские ученые на протяжении столетий, до нашего времени.

Эти свидетельства, а также тот факт, что лингвистические доводы против авторства Соломона подверглись серьезной критике со стороны знатоков еврейского языка, побуждают нас предпочесть традиционное иудейско-христианское представление об авторстве.

III. Bремя написания

Если мы принимаем мнение о том, что автором книги был царь Соломон, то она вероятно написана около 930 г. до Р. Х., так как скорее всего он писал ее в старости, разочарованный в своем поиске удовлетворения в жизни.

Если «Проповедник» (Koheleth) — не Соломон, то «книгу относят к разным датам, в течение промежутка почти в тысячу лет».

Благодаря тому, что многие ученые считают «поздним» еврейским языком (хотя Арчер называет его «уникальным»), Книга Екклесиаста обычно датируется концом послепленного периода (ок. 350-250 гг. до Р. Х.). Некоторые исследователи предпочитают непосредственно предшествующий ему конец персидского периода (ок. 450-350 гг. до Р. Х.).

Самая поздняя из возможных дата написания Книги Екклесиаста — это 250-200 гг. до Р. Х., так как при написании апокрифической книги Сираха (ок. 190 г. до Р. Х.) явно использовался этот труд, а Свитки Мертвого моря (конец II века до Р. Х.) содержат его фрагменты.

IV. Исторический фон и тема

Если считать, что Книга Екклесиаста была написана Соломоном, нам становится легче проследить исторический контекст и тему книги и говорить о них с уверенностью.

Поиски Соломона

В какой-то момент своей жизни Соломон задался целью найти истинный смысл человеческого существования. Он решил открыть для себя хорошую жизнь. Наделенный мудростью и богатством (3 Цар. 10:14-25; 2 Пар. 9:22-24), царь Соломон считал, что, если кто-то и способен найти удовлетворение, так это он.

Но Соломон сам поставил себе одно ограничение. Он собирался найти счастье сам. Он надеялся, что его интеллект поможет ему обрести удовлетворение в жизни без Божьего откровения. Это было исследование человека, который не ждал помощи от Бога. Он собрался искать «под солнцем» величайшее благо в этой жизни.

Открытия Соломона

Поиск смысла жизни завершился для Соломона мрачным убеждением в том, что жизнь — «суета и томление духа» (1:14). Насколько ему удалось определить, жизнь под солнцем просто не стоила усилий. Ему не удалось найти удовлетворение и реализовать себя. Несмотря на все его богатство и мудрость, он не нашел счастья.

И, конечно же, его вывод верен. Если не подняться над солнцем, жизнь — суета. Она бессмысленна. Все, что предлагает нам мир, вместе взятое, не может удовлетворить сердце человека. Паскаль сказал: «В сердце человека есть пустота, помещенная туда Богом». А Августин заметил: «Ты сотворил нас, о Господь, для Себя, и наше сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе».

Опыт Соломона предвосхищал правдивые слова Господа Иисуса: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (Ин. 4:13). Вода этого мира не может утолить жажду надолго.

Поиск Соломона был лишь временным этапом, одной из глав его биографии. Мы не знаем, сколько лет ему было, когда он предпринял этот философский поиск истины, но, очевидно, описывал он его уже в более зрелом возрасте (1:12; 11:9). В итоге Соломону удалось взглянуть выше солнца; это очевидно из того факта, что большая часть трех книг Библии посвящена ему. Но грехи и неудачи последних лет его жизни напоминают нам, что даже великий верующий может отойти от веры, что даже самые блестящие верующие, предвещавшие Господа Иисуса, несовершенны.

Соломон и Бог

Очевидно, что Соломон верил в Бога, даже тогда, когда искал смысл жизни. В Книге Екклесиаста Бог упоминается не менее сорока раз. Но это не значит, что он был в то время преданным верующим. Он называет Бога Elohim — именем, которое характеризует Его как могущественного Творца. Ни разу он не использует имя Yahweh («Господь») — имя Бога, вступающего в завет с человеком.

Это важное замечание. Человек под солнцем может знать о существовании Бога. Павел напоминает нам в Послании к Римлянам 1:20:

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Существование Бога очевидно, когда посмотришь на творение. Атеизм — признак не мудрости, а сознательной слепоты. Соломон, мудрейший из людей, когда-либо живших на земле, искавший истину самостоятельно, признавал факт существования Высшего Существа.

Но, хотя все могут знать, что Бог, сотворивший все (Elohim), существует, Бога Иегова можно познать только через особое откровение. Поэтому частые упоминания Бога (Elohim) в этой книге не следует путать со спасительной верой. Они доказывают, что творение свидетельствует о существовании Бога, и что люди, отрицающие его, — глупцы (Пс. 13:1; 52:2).

Важность Екклесиаста

Неизбежно возникает вопрос: «Почему Бог захотел, чтобы книга, автор которой не поднимается над солнцем, была включена в Священное Писание?»

Читать еще:  Православие и гражданский брак: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, грех или нет

Прежде всего, эта книга была включена для того, чтобы никто больше не пытался повторить печальный опыт Соломона, искавшего удовлетворение там, где его невозможно было найти.

Природный человек инстинктивно думает, что может сделать себя счастливым, приобретая имущество, через удовольствия и путешествия, с одной стороны, или через наркотики, спиртное и сексуальный разврат, с другой. Но послание этой книги таково: некто, более мудрый и богатый, чем все мы, попробовал сделать это — и потерпел неудачу. Мы можем избавить себя от расходов, головной боли, разочарований и потерь, взглянув выше солнца, на Того, Кто один может принести удовлетворение — Господа Иисуса Христа.

Но кроме этого, эта уникальная книга обладает дополнительной ценностью для тех, кто еще не готов принять Евангелие. Доктор У. Т. Дэвидсон пишет об этом так:

«Нет смысла много писать о контрасте между Книгой Екклесиаста и Евангелием Христа. Но, возможно, надо настаивать на том, что появление нового Евангелия не сделало пустой и бесполезной литературу Премудрости былого века. Она совершала свое дело в свое время, и продолжает действовать сейчас. Бывает, что человек не готов еще сидеть у ног Иисуса, и ему лучше отправиться на обучение к Екклесиасту. Его сердце должно полностью опустошиться, чтобы его можно было по-настоящему наполнить. Современным проповедникам часто приходится повторять урок, который еще не устарел и никогда не устареет: «Живи в страхе Божьем и соблюдай Его заповеди, потому что такова обязанность человека». Он должен прийти к Христу, чтобы научиться делать это эффективно, чтобы усвоить высшие уроки, для которых этот лишь готовит дорогу».

Содержание

I. ВСТУПЛЕНИЕ: ВСЕ СУЕТА ПОД СОЛНЦЕМ (1:1-11)

II. ВСЕ СУЕТА (1:12 — 6:12)

A. Суетность интеллектуальных поисков (1:12-18)

Б. Суетность удовольствий, престижа и достатка (Гл. 2)

B. Суетность цикла жизни и смерти (Гл. 3)

Г. Суетность жизненного неравенства (4:1 — 4:16)

Д. Суетность популярной религии и политики (4:17 — 5:8)

Е. Суетность преходящего богатства (5:9 — 6:12)

III. СОВЕТЫ НАСЧЕТ ЖИЗНИ ПОД СОЛНЦЕМ (7:1 — 12:8)

A. Хорошее и лучшее под солнцем (Гл. 7)

Б. Мудрость под солнцем (Гл. 8)

B. Наслаждение жизнью под солнцем (Гл. 9)

Г. Мудрые и безумцы под солнцем (Гл. 10)

Д. Распространение добра под солнцем (11:1 — 12:8)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ЛУЧШЕЕ ПОД СОЛНЦЕМ (12:9-14)

комментарии МакДональда на книга Екклезиаста, или Проповедника, введение

Что хотел сказать Екклесиаст?

Книга Екклесиаста входит в категорию так называемых книг мудрости или учительных книг. Отнесение этого произведения к канону вызывало некоторые споры, ведь книга Екклесиаста заметно отличается от других книг Священного Писания. По мнению Геллея, не все мысли автора были Божьими мыслями, но главные исходили от Бога.

Это книга разочарованного человека, который понял, что жизнь без Бога является «суетой и томлением духа», но потом покаялся и вернулся на путь познания Творца. Нет никаких сомнений в том, что автором книги Екклесиаста является Соломон.

В чем суть Екклесиаста

Главный смысл книги заключен в ее последних двух стихах: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14). Страх Божий и соблюдение заповедей – это основа, на которой строится жизнь человека. Бог будет судить нас по тому, как мы относились к Нему и Его Слову.

Роберт Ли выражает беспокойство по поводу того, что эту книгу высоко ценили философы-атеисты. Например, Вольтер строил свою скептическую философию на основе некоторых положений Екклесиаста. Ли также подчеркивает, что книга содержит рассуждения, которые отличаются от остального учения Библии, и одобряет то, что отвергают христиане.

Но я не вижу повода для опасений и для такой категоричности. Выводы философов основаны на неверной интерпретации и вырывании некоторых мыслей из контекста книги. Что касается одобрения того, что, якобы, отвергают христиане, то таких моментов я в книге Екклесиаста не нахожу. Считаю, что Роберт Ли здесь не прав.

Например, Еккл. 1:15 можно трактовать как стремление к объективности. В Еккл. 2:24 можно увидеть истину о Божьей власти и Его Провидении. Фразу «Время убивать, время врачевать…» в Еккл. 3:3 не следует понимать как призыв к действию. Это лишь констатация факта в контексте истории человечества.

Однако Ли прав в том, что книгу Екклесиаста можно назвать книгой душевного человека. Это драматическая автобиография Соломона, который попытался найти счастье вне Бога, но осознал тщетность и бесполезность подобных стремлений. Великий Августин, скорее всего, ощутил нечто подобное. Он написал в своей «Исповеди» следующие слова: «В призраках, которые я считал действительностью, были суета и ложь».

Многие из нас осознают бесполезность погони за счастьем вне Бога. Но милость Божья проявляется в том, что некоторые отступники все же возвращаются к Нему. Мэтью Генри пишет: «Описание отступничества Соломона от Бога в конце его правления (3Цар.11:1) является трагической частью его истории. Мы предполагаем, что его Притчи были написаны в молодости, в наилучший период его жизни, когда он хранил свою непорочность, а Книга Екклесиаста – когда он состарился (ибо из-за тягот и угасания, связанного с возрастом, он говорит с чувством, гл.12) и благодатью Бога исцелился от отступничества. В первой книге он изложил свои наблюдения, а в этой описывает свой жизненный опыт; это слова мудрости, накопленные за многие годы».

Краткий обзор

Книга Екклесиаста начинается с описания того, что все суета. Соломон подводит мрачный итог своих собственных наблюдений. Это очень четко выражено в Еккл. 1:14, где автор называет все «суетой и томлением духа». Далее Соломон описывает, что мудрость и знание, а также веселье, богатство и чувственные наслаждения не принесли ему счастья. Он приходит к мысли, что у мудрости нет преимущества перед глупостью, поскольку всех людей постигает одна и та же участь. Мы видим это из 2 главы книги. Однако в конце этой главы в повествование Екклесиаста начинает вплетаться тема Бога, и пессимизм автора не звучит уже столь удручающе.

В 3 главе Соломон описывает, что «всему свое время». Он приводит к этой мысли в результате анализа истории. С одной стороны, автор говорит о бесполезности человеческих усилий, с другой – утверждает, что Божьи дела пребывают вовек. Человек не может ни прибавить, ни убавить к тому, что делает Бог. Соломон также говорит о необходимости благоговеть пред лицом Божьим.

В главе 4 автор продолжает делиться собственными наблюдениями. Он говорит об угнетении, зависти, глупости, дружбе, одиночестве. У Соломона вновь появляется тема мудрости. Но это уже не мудрость холодного философа, а мудрость человека, который стремится к Богу. В Еккл. 4:17 автор советует концентрироваться на Слове Божьем, а не на жертве. Августин говорил: «Счастливая жизнь – это радость, даруемая истиной». Похоже, что Соломон начинал это понимать.

В главах 5-10 содержатся разнообразные притчи. Это была излюбленная форма сочинений Соломона. Автор предостерегает читателей от пустых общений, от любви к богатству. Он говорит о важности доброго имени, об обличении от мудрого, призывает не предаваться греху. Соломон также говорит о непостижимости дел Божьих.

Особого внимания заслуживает Еккл. 9:11. Некоторые комментаторы утверждают: «Время и случай, представленные здесь, не являются двумя изолированными категориями, но составляют единое целое. «Вовремя происшедшее совпадение» рассматривалось как непреложный исход». С этим можно согласиться. Однако вряд ли Соломон утверждает идею фатума, характерную для языческой философии. Скорее, автор подчеркивает главенство Бога и Его управление событиями жизни. Нам может показаться, что «проворным всегда должен доставаться успешный бег». Однако Бог так не думает. У Него другие планы. Потому не всегда побеждает проворный, храбрый, мудрый. Не всегда лучший получает награду.

Например, известный ямайский спринтер Асафа Пауэлл до эпохи Усэйна Болта показывал самые высокие результаты в беге на 100 метров. Но у него была серьезная проблема – этот бегун всегда «проваливался» на крупных соревнованиях. Пауэлл не мог выдать свой максимум на чемпионатах мира и Олимпийских играх, в результате чего проигрывал. Это очень хорошо иллюстрирует сказанное Соломоном.

В 11-12 главах автор делится выводами. В 11 главе Соломон призывает «отпускать хлеб по водам», т. е. быть жертвенным, благословлять других людей, сеять добро. Он подчеркивает, что этот посев обязательно возвратится, хотя это произойдет не сразу. Соломон также призывает прикладывать усилия для совершения правильных действий. Он призывает сеять утром и вечером. Мы не можем знать, когда Бог произведет жатву, но нам необходимо продолжать сеять.

Соломон призывает веселиться в юности. Речь идет не о греховных вещах, а об обычной человеческой радости, ведь автор говорит здесь о неизбежности Божьего суда. В 12 главе Соломон говорит о старости, об испытаниях. Есть мнение, что каждую строчку в Еккл. 12:2-7 можно истолковать как намек на происходящие в старости физиологические изменения. Однако такое мнение довольно субъективное. Соломон мог говорить здесь и о возрастных изменениях, и о жизненных трудностях.

Из Еккл. 12:7 следует, что после смерти тело человека оказывается в земле, а дух – идет к Богу. В этой главе Соломон также призывает не мудрствовать сверх написанного. В конце книги автор делает вывод. Он приходит к мысли, что самым главным является страх Божий и соблюдение заповедей. Ведь в конце жизни нас ожидает суд.

Мэтью Генри описывает это следующим образом: «Принцип религии – это закон Божий, явленный в Писании. Его заповеди должны научить нас бояться Бога, поэтому мы должны хранить и тщательно соблюдать их. Где страх Божий царствует в сердце, там будет уважение ко всем Его заповедям и старание соблюдать их». Со словами этого известного комментатора можно согласиться.

Нюстрем считает: «Книга Екклесиаста разбирает вопрос о том, что такое счастье, и стремится опровергнуть заблуждение, утверждающее, что хорошего в этом мире достаточно, чтобы сделать человека счастливым». Без Бога – все суета. Без Него нет никакого смысла. Все безбожные стремления приводят человека к разочарованию и опустошению.

Еще раз подчеркнем, что книга Екклессиаста довольно сложна для понимания. Однако это не означает, что верующие не могут постичь ее смысла. Главное – правильно читать Екклесиаста.

Ключи к пониманию

Каких принципов при изучении этой книги необходимо придерживаться?

1. Книгу нужно понимать только в контексте. Нельзя толковать отдельные стихи без учета всего произведения. Когда Соломон говорит, что все суета, он имел в виду жизнь без Бога. Автор не называл суетой абсолютно все.

2. Екклесиаста следует изучать в контексте всей Библии. Чтобы интерпретировать положения труда Соломона, нужно учитывать содержание остальных книг Библии. Без этого баланса можно прийти к категоричным и неверным суждениям. Не стоит повторять ошибок, которые совершали Вольтер и компания.

3. Книгу нужно изучать в контексте систематического богословия. Автор не утверждает идею фатума или человеческой обреченности. Он лишь подчеркивает величие Бога и Его способность управлять мирозданием.

4. Екклесиаста следует изучать в контексте наблюдения за жизнью. Тогда многое становится понятным. Автор просто описывает некоторые вещи, но не возводит их в ранг абсолюта. Эти моменты встречаются в книге наряду с притчами.

5. При изучении книги нужно руководствоваться принципом объективности. Необходимо отличать наблюдения Соломона от его наставлений. Не нужно приписывать автору расхождений с Писанием.

Вывод

Я считаю, что в книге Екклесиаста не содержится противоречий. Там есть мысли, которые могут показаться противоречивыми, но не являются таковыми. В книге также нет отвержения некоторых положений Библии – там есть лишь наблюдение за жизнью, передача опыта.

Соломон не виноват, что его произведение было неправильно истолковано атеистами. Автор четко показал главенство Бога и необходимость подчиняться Ему. Стоит отметить, что неверно истолковывали даже Евангелие. Когда человек пытается манипулировать Библией, то находит там фразы, которые, якобы, подтверждают его точку зрения. Достаточно вспомнить, что и антисемитизм, и крестовые походы тоже как бы «оправдывались» Библией.

В общем, книга Екклесиаста очень важна. В ней поднимаются вопросы, которые касаются поиска смысла жизни. Нигде больше в Библии эта тема не прослеживается столь отчетливо.

Читать еще:  Православие и красная нить из Израиля: отношение церкви и мнение священников, можно ли носить или нет, тонкости и нюансы, ответы на частые вопросы

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии

Книга Екклезиаста – смысл жизни, достижений и мудрости

История книги

Книга Проповедника Екклезиаста является продолжением книг о приобретении мудрости. Существует три книги в Библии, которые называют книгами мудрости и они говорят о мудрости: Книга Притчи Соломона, Книга Проповедника Екклезиаста и Книга Иова. Все книги мудрости – особенные и назидательные. Книга Проповедника Екклезиаста говорит о главных достижениях в жизни каждого человека. Один из главных вопросов звучит так: «Имеет ли жизнь человека смысл?» Приобретение мудрости и страха перед Господом являются главными достижениями любого человека. Проповедник является учителем зрелого возраста. Он пережил много различной полемики, приобрёл много жизненного опыта и научился делать правильные выводы из совершённых личных ошибок, когда уклонялся от Бога. Все достижения – это суета сует и томление духа. Но что же является смыслом жизни и что пользы человеку во всех достижениях?

Автор

Автором этой книги является премудрый царь Соломон, проповедник, сын Давида, царь в Иерусалиме, как записано в Eкклезиаста 1:1 «Слова Екклезиаста, сына Давида, царя в Иерусалиме» так же, как в Притчах 1:1. В основном, это рассказ автора, собственноручно записанный о том, что он произошло в конце его жизни в 935 году до нашей эры. О себе Екклесиаст отозвался: «Я сказал себе: «Величием и мудростью я превзошёл всех, кто правил Иерусалимом до меня. Я приобрел много мудрости и знаний» (Еккл. 1:16).

Цель написания

Книга Екклезиаста написана в повествовательном и в поэтическом жанре. Содержит также притчи. Ключевой темой этой книги является познание смысла жизни с Богом, мудрости человека зрелого возраста и бессмысленность человеческой жизни без Бога. Величайшее благословение в жизни заключается в поклонении и повиновении Богу. Ключевая личность – Екклезиаст (сын Давида или царь Соломон).

Ключевые стихи

Екклесиаста 2:12, 14 «Затем я стал размышлять о мудрости, о безумии и глупости…И увидел я, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый ясно видит куда идет, а глупый блуждает во тьме.»

Екклесиаста 3:1 «Всему есть свое время, и для каждого дела под небом есть свой час»

Екклесиаста (12:1) «Помни своего Создателя в дни юности своей, пока не настали тяжелые дни и не приблизились годы, о которых ты скажешь: «Я не нахожу в них удовольствия!»»

Екклесиаста (12:13-14) «Теперь, когда все было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это все, что важно для человека, потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим.»

Краткое содержание

Основные события в книге включают историю приобретения мудрости, познание глупости и безумия, личную неудовлетворенность и недовольство в жизни автора, превосходство поклонения Богу. Проповедник говорит будущим поколениям о важности и величии мудрости. Любые земные радости и бессмысленные развлечения приводят к пустоте и к неудовлетворению. Люди всех поколений стремятся найти счастье, где угодно, подчас в таких местах, где его никогда не найти. Они испытывают различные разочарования, которые ведут к тупикам и к пустоте жизни. Если жизнь не сосредоточена на служении и почитании Бога, она – бесцельна и бесполезна. Царь Соломон ярко открывает, как он снова учился сам приобретению мудрости и передавал свои объяснения и наблюдения другим поколеньям. Вера учит его, что Бог создал всё прекрасно для Своих целей «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (3:14). Каждый человек должен принимать всё от Бога, в том числе и свои собственные ограничения, как Божий подарок в жизни. В конце книги, проповедник сделал вывод, что самое главное в жизни – это почитать Бога и благоговеть пред Ним.

В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?

Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.

  1. Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3).
  1. Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
  1. Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).

  1. Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
  1. Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
  1. Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
  1. Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).

  1. Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь:«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
  1. Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).

Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!

Экклезиаст

Екклесиа́ст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת ‎, Кохэ́лет; др.-греч. Εκκλησιαστής ) — название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии — между «Плачем Иеремии» и книгой Есфирь.

Книга эта, кроме подлинника, сохранилась во многих древних переводах, свидетельствующих о её популярности.

Название

Название книги — греческий перевод еврейского слова когелет (от кагаль, «собирать»), что означает проповедника в собрании; поэтому и в греческом переводе с иврита книга называется Екклесиаст, а в русском — Проповедник.

Авторство

Автором книги с глубокой древности признается — как в еврейском, так и в христианском предании — царь Соломон. Хотя имени его буквально и не значится в книге, но лицо, символически принимающее на себя имя Е., называет себя сыном Давидовым и заявляет, что он царь Иерусалимский, а в заголовке сирийского перевода прямо стоит: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского». Это древнее предание было поколеблено в XVII веке Гроцием, который высказал сомнение в её принадлежности Соломону.

Сомнение было подхвачено и обосновано целым рядом последующих протестантских учёных, которые уже решительно отрицали подлинность этой книги. Поколебались мнения и касательно времени написания книги, расходясь между собой не менее как на восемь столетий. Так, Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремией (975—588 г. до н. э.), Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э., Делич — к 464—332 г. до н. э., Гитциг — к 204 г. до н. э., а Грец — к царствованию Ирода Великого. Основанием для сомнений в подлинности книги Е. служат внешние и внутренние её признаки, будто бы не соответствующие духу времени Соломона. Там встречаются иностранные — иранские и арамейские — слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне; вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах.

Эти признаки не дают достаточного основания для сомнения в подлинности книги. Иностранные слова легко могли войти в употребление у Соломона, любившего все иноземное и поддерживавшего деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами. Бедствия в книге Е. изображаются такие, которые неразлучны вообще с жизнью человечества, даже в самые блестящие периоды его благоденствия. Отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона. По иудейскому преданию, Соломон написал эту книгу в старости, как книгу Песнь Песней написал в юности. Мы видим в Е. престарелого мудреца, который в течение своей долгой жизни постиг всю суетность земного и из груди которого вырывается глубоко трагическое восклицание: «суета сует, и все суета и томление духа!» Это девиз всей книги, поднимающейся иногда до замечательной высоты поэтического одушевления. Недаром она всегда была любимым чтением для всех многое переживших и испытавших. Книга состоит из XII глав. Заключительные слова её: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector