0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

«Можно ли чистить зубы перед Причастием?» — ответ священника

Этот я вопрос задала батюшке, который у нас недавно служил на Антипасху. Дело в том, что наш местный священник меня поругал за то, что я не чищу зубы перед Литургией, объясняя это тем, что подходить мы должны ко Причастию чистыми, с особым благоговением. А у меня наоборот, было мнение, что нужно, непременно, Причащаться строго натощак, чтобы из-за случайного, даже незаметного попадания в глотательные пути быть не допущенной Господом к этому Божественному Таинству. И я как-то не осмеливалась.

Его укор меня озадачил, поэтому решила обратиться к другому батюшке.

Но и этот сказал, что особых преткновений и запретов к этому нет.

Как душа должна быть очищенной от грехов и греховных помыслов, так и одежда и всё остальное должна быть опрятной. К Богу нужно приходить подготовившись. А чистка зубов — одна из этапов подготовки. Ведь человек же на встречу с Господом идёт, как же не привести себя в порядок!

А вот после того как Литургия совершилась чистить зубы нельзя. Тем более сплевывать, жевать жвачку, мыть голову в силу того, что в тот момент может попасть в рот мыльная вода и ходить на прием к стоматологу.

Связаны эти правила поведения православных с тем, что принимая во время Причащения Тело и Кровь Христовы мы и сами делаемся, как храм Божий. А значит, задача православного христианина стоит в том, чтобы его хранить в порядке, чистоте ничем не осквернить, не попрать, как до, так и после Богом установленного священного действия.

Важно не кушать после полуночи, не пить и тем более не есть накануне, а вот делать их чистыми не помешает. Это как неотъемлемая часть утренних процедур. Даже в Правилах святых Отцев можно получить ответ на свой вопрос: «Должен. Ибо иначе сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде».

В общем, даже если вы случайно проглотите водичку, то нет каких-то предостережений к принятию святых Христовых таинств. Вы же случайно, не намерено выпьете воду. Так что то не повод его откладывать, бежать ко Причастию нужно, спешить. Кто-то из святых сказал, что если бы люди знали как это душеполезно и спасительно, умывались бы благодатью во время этого Таинства.

А пасту нужно осторожно сплевывать и приучать к этому детей, хоть им пока и простительно.

Можно, конечно, почистить их, перед тем, как уснуть, а утром просто прополоснуть рот потихоньку водой. А вот от паст с «ядреным» запахом, и другого парфюма, и конечно, от помады, лучше отказаться. Ведь говение предполагает хранение чувств, а тут такой удар по чувствам вкуса и запаха.

А вот витамины и лекарство пить не положено, если только они не жизненно необходимы. Да и то, если терпимо, то стоит и от них воздержаться. Ведь что может быть лучше Божьих лекарств? Нет бОльшего и лучшего Лекаря, чем Господь с Его Святым Причастием.

В других случаях ничего подобного употреблять нельзя.

Поцеловать руку батюшки после исповеди с благодарной молитвой тоже по уставу не запрещено. Ведь именно через него от Бога мы получаем разрешение принять великие таинства. А вот после не нужно.

Целовать иконы тоже разрешается, только не сразу после того как причастились, а немного погодя. Крест – это святыня, её не то что можно целовать, но и нужно.

А насчет водички я все же спросила. Почему же и её не стоит пить? Он шутливо сравнил утоление жажды с Кощеем Бессмертным, который просил напиться водицы, потом после каждого ведра становился все сильнее и сильнее. И в итоге все цепи разорвал и пошел снова всем вредить. Так и нам «не дОлжно пить воду».

Питьё, как он мне объяснил, здесь относится также к угашению страстей.

«Чистить зубы – не грех и не преткновение, – уверил меня батюшка. –Наоборот, нужно – подметают же храмы Божии! А еще зубы должны быть здоровыми. Не стоит бояться их пломбировать, в первую очередь потому, что если остается священных хлеб Господа в зубах — есть грех. Так что их не только нужно чистить, но и непременно лечить».

Можно ли чистить зубы перед исповедью и причастием или после этих таинств?

Причастие – одно из таинств Православной Церкви. Во всех храмах его совершают по воскресеньям и церковным праздникам. Там, где служит более одного священника, Причастие проходит ежедневно, за исключением дней, указанных в Церковном Уставе. Новоначальные христиане не всегда знают о правильной подготовке к таинству. В чем она заключается?

О таинствах Исповеди и Причастия

Таинство Исповеди заключается в искреннем раскаянии человека в совершенных им грехах и последующем их отпущении Самим Богом через принимающего покаяние священника. Это возможность искренне попросить прощения за грехи, очиститься и получить силы для противостояния злу. Церковь считает грехами расхождения в словах, помыслах, деяниях с Божьим соизволением. Исповедь помогает прихожанам осознать свои нечестивые поступки.

Евхаристия (таинство Причастия) позволяет прихожанам соединиться со Христом. К нему допускаются крещеные христиане, которые накануне подготовились, исповедовались и были допущены священником к таинству. Подходя к Чаше, они вкушают не хлеб и вино, а кровь и тело Спасителя, принимают его в свое сердце. Без регулярного причащения люди теряют связь с Богом, пополняют ряды грешников.

Вечер накануне дня причащения: как подготовиться к таинству?

Подготовка включает пост, покаяние, чтение молитв. Говение начинается за 2–3 дня до таинства:

  • следует поститься, соблюдать умеренность в пище (исключение делается для больных и беременных);
  • читать молитвенное правило, духовную литературу;
  • отказаться от развлечений, провести вечер накануне таинства в тишине;
  • примириться с близкими людьми в случае ссоры;
  • прочитать каноны Богородице, Ангелу-Хранителю, покаянный к Иисусу Христу, Правило к причащению;
  • посетить всенощное бдение накануне, исповедаться.

Утро перед Причастием

Утром перед причащением важно морально настроиться, прочитать утреннее молитвенное правило. Важно отречься от негативных помыслов, не злословить и не ввязываться в конфликты. Свободные до таинства часы лучше провести в тишине за молитвами и чтением духовной литературы.

Следует одеться скромно и отправиться в храм. Лучше быть там за 30 минут до Литургии. Это позволит подать записки, поставить свечи, помолиться святым. Во время службы следует слушать тексты молитв, готовиться принять Дар – вино и хлеб. Важно молиться о заступничестве за грешников Божьей Матери, мысленно каяться в грехах.

Пища и питье

На вопрос «можно ли есть или пить накануне таинства» церковь дает отрицательный ответ. Исключение делают ослабленным, больным людям. Для остальных пост, который соблюдают накануне таинства, в день причащения особенно строг. Первым в тело христианина должен войти Господь (хлеб и вино), что важнее пищи.

Читать еще:  Освященный православный хлеб: что такое артос, антидор и просфора, традиции и значение в вере, проверенные рецепты и особенности приготовления, молитва при вкушении

До принятия Даров Христовых важно воздержаться от курения, питья утреннего кофе или чая. Запрещена даже обычная вода. Если человек принимает таблетки по часам, не стоит прерывать курс лечения. Витамины или пищевые добавки следует употребить после посещении церкви.

Гигиенические процедуры

Есть люди, которые считают препятствием к таинству воду, проглоченную во время чистки зубов. Они могут хорошо почистить их вечером, однако это не всегда исключает запах изо рта поутру и дискомфорт по этой причине. Если аккуратно почистить зубы утром, никаких правил нарушено не будет.

Что можно и чего нельзя делать после Причастия?

В момент выхода священника с Чашей следует поклониться. Затем встать в очередь к Чаше. По благочестивой традиции принято пропускать вперед маленьких детей, затем подходят мужчины и только потом женщины. Принимать Святые Дары следует, скрестив руки на груди (правую положив сверху). Нужно произнести свое христианское имя, принять частичку, поцеловать край Чаши (он символизирует ребро Распятого Христа) и отойти, дав место следующему причастнику.

После принятия Даров следует спокойно, молча подойти к столику с просфорами и теплотой (так называют подаваемый тут же напиток), съесть свой кусочек и запить. Нельзя уходить из храма, не поцеловав напрестольный крест в руках священника. Перед выходом их церкви следует прочитать (или прослушать) молитвы по святом причащении и настроиться на хорошее. Важно сохранять чистоту души, обретенную во время таинства. С каждым разом это будет даваться легче.

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

Читать еще:  Не упоминай имя Господа всуе: значение и толкование заповеди

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» [2] .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Читать еще:  Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

Что можно есть и делать, а что нельзя перед причастием

Благодаря причащению православный соединяется с Богом.

  • Чистить зубы
  • Есть и пить
  • Что еще нельзя?
  • Для кого может быть ослаблен пост?
  • Полезное видео

Таинство Евхаристии, или Святого Причащения, – серьезный и важный момент в жизни любого православного. Но как это часто бывает, подобное действие «обросло» суевериями и забабонами типа того, что перед причастием нельзя чистить зубы или даже вообще умываться.

Если задать такой вопрос священнику, тот будет по меньшей мере удивлен: ведь это элементарные правила гигиены, разве разумно приступать к святому таинству не очищенным не только духовно, но и физически? Рассмотрим упомянутый момент подробнее.

Чистить зубы

Трудно сказать, откуда «ноги растут» у подобной точки зрения, ведь каноны Православной Церкви содержат правило, согласно которому, если человек, готовящийся к Причащению, «измывая уста», нечаянно проглотил воду, может причаститься. В противном случае «сатана, обретши случай удалити его от причащения, чаще будет делати тожде».

Это говорит о том, что люди даже в древности, готовясь к Таинству Причащения, к принятию Тела и Крови Христовых, желали принять их, будучи предельно очищенными. Считалось даже, что человек не только может, но должен и умываться, и чистить зубы.

Есть и пить

Батюшка может сократить пост перед причастием. Что касается евхаристического поста: вопрос о его продолжительности перед Причащением довольно распространен. Но в каждом конкретном случае лучше решать с духовником или священником храма, который чаще всего посещается. Обычно рекомендуется держать пост три дня.

Однако это зависит и от состояния здоровья – духовного и физического – причастника, а также от того, как часто человек приступает к Святым Тайнам. Если он регулярно посещает богослужения, исповедуется и причащается, батюшка может благословить на одно- или двухдневный пост.

Многие священники придерживаются вполне здравой точки зрения относительно поста перед Причастием для воцерковленных прихожан: для них достаточно четырех длительных постов в течение года и постных среды и пятницы каждую неделю. В специальном евхаристическом посте они не нуждаются.

Какие продукты разрешены: можно ли кушать рыбу и что еще?

В течение евхаристического поста следует исключить пищу животного происхождения:

  • Исключите из рациона все мясные и молочные продукты. мясо и мясные продукты,
  • молоко и молочные продукты,
  • яйца.

При строгом посте запрещено есть и рыбу. Речь может идти лишь о пище растительного происхождения.

Однако и количество разрешенных постных продуктов также должно быть умеренным, то есть попросту нельзя объедаться.

Есть несложные рекомендации по постному меню в дни перед Причастием:

  • завтрак: чай с печеньем (предпочтительнее овсяным) или постными хлебцами или овсянка на воде;
  • обед: овощной суп (не на мясном бульоне!);
  • ужин: салат из овощей или отварные картофель, рис.

С полуночи и до самого Причастия ни есть, ни пить уже нельзя.

Время перед отходом ко сну следует посвятить усиленной молитве, а утром, до выхода в церковь, почитать специальное Последование ко Причащению. Конечно же, завтрак исключен.

Можно ли перед Причащением принимать лекарства: таблетки или микстуры? В последнее время в Церкви сложился такой взгляд на вещи: если прием медпрепаратов жизненно важен – давление, высокая температура, то он не будет являться грубым нарушением установленного поста, но во время исповеди следует сказать об этом батюшке.

Пить чай или нет: как быть с напитками?

Во время поста горячительные напитки употреблять запрещено. С полуночи и до Таинства Евхаристии нельзя пить даже воду, не говоря уж о чае или традиционном утреннем кофе.

Согласно религиозным воззрениям, тело человека должно служить храмом душе, поэтому правила евхаристического поста предусматривают его содержание бодрым и трезвым. А пища, выходящая за рамки поста, и тем более алкоголь (причем неважно, сколько в нем градусов, – вино это или даже пиво), не способствуют молитвенному настрою.

Что еще нельзя?

Курить перед таинством нельзя. Налагается запрет и на курение. Воздержание от него – малая жертва никотинозависимой личности.

Можно ли заниматься сексом перед причастием? Во время евхаристического поста супругам следует воздерживаться от секса. Не могут причащаться женщины в критические дни.

Что касается мирских развлечений: смотреть телевизор, сходить в кино и т.д., то лучше все это отложить. Ведь пост касается не только тела и желудка, но и ума, зрения, слуха. Их тоже надо хранить от мирской шелухи.

Время подготовки логичнее уделить работе и хозяйственным делам, а еще лучше – молитвам и чтению душеполезной литературы. Другое времяпрепровождение не приветствуется.

Для кого может быть ослаблен пост?

Не все люди могут поститься в одинаковой мере, и священник вправе ослабить пищевые ограничения для больных, беременных женщин и кормящих мам, а также для детей.

Будущие мамы

Беременным следует отказаться от мясных продуктов. Что касается беременных, то здесь выбор можно оставить за самой женщиной – насколько уверена она в своем физическом состоянии.

Врачи-гинекологи против соблюдения будущими мамами поста: ведь у них уже не один организм, а два.

В церкви в свою очередь предлагают облегченный вариант: с благословения батюшки вполне достаточно не есть мясо-колбасные продукты и в эти дни отказаться от сладостей, а при нормальном самочувствии поголодать с полуночи.

Не у всех беременность проходит без осложнений. Нередко бывает, что на голодный желудок ярко проявляется токсикоз. Тогда перед Причастием позволен легкий завтрак, о чем необходимо на исповеди поставить в известность священника.

Очень часто дети привыкают к одному режиму питания, завтракают рано. Таинство Причащения бывает в храме значительно позже, и малыш просит есть. Можно ли кормить ребенка перед причастием? До 3-х лет таких ограничений не существует. Грудных младенцев можно спокойно кормить. Лучше, конечно, делать это часа за полтора до Причастия или хотя бы за 30 минут, – во избежание срыгивания после принятия Святых Даров.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду, а вопрос о приеме лекарств можно задать священнику.

В больших церквях в воскресенья и праздники бывает две Литургии – ранняя и поздняя. Первая обычно завешается к восьми часам утра, и ребенка хорошо бы привести на нее. В отсутствии такой возможности покормить можно.

Грудничков можно и нужно кормить. Что касается предварительного поста, то поститься перед Причащением необязательно малышам до трех лет.

Когда же в семье верующих ребенок постарше уже имеет представление, что такое Причащение и зачем нужен пост, можно начать приобщать его к этому, начиная с, так сказать, «детского поста», налагая ограничения на конфеты и мороженое, на просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В этом возрасте ребенок должен научиться с помощью родителей приносить своеобразную жертву, лишаясь не самых необходимых вещей. Те продукты, которые нужны для его роста и формирования, исключать не следует. Приучать сначала к евхаристическому посту (а позже и к посту вообще) и соблюдению правил перед Причастием надо постепенно.

Подготовка к Таинству Евхаристии должна проходить осознанно и благоговейно. Это своеобразное испытание для человека, для чего необходимо прежде всего исследовать свое сердце, свои жизненные ценности, поступки и устремления. Это поможет не только увидеть зло внутри себя, но и породит желание побороть его, одновременно заставит поразмыслить о том, как соблюдать заповеди Божьи и творить добро.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector