0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

Содержание

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли оно?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма – английский критик, лексикограф, эссеист и поэт – опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству. История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.

Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы .

Откуда появилось изречение

Существуют самые разнообразные толкования высказывания о благих намерениях, вымостивших дорогу в преисподнюю. Человек постоянно намеревается сделать что-то хорошее, полезное, но все на этом и заканчивается. Постоянно находятся отговорки: то нет возможности, то времени, то повседневные дела затягивают. Так эти намерения и остаются всего лишь замыслами, превращаясь в несовершенные добрые дела. Каждое из них – камень в упомянутой дороге, ведущей в преисподнюю, так как несовершенные добрые намерения дают пространство для недобрых поступков, т. е. для греха. Это, пожалуй, наиболее верное толкование этой крылатой фразы.

Зачастую замыслы не касаются другого человека – ухаживать, помочь, защитить, а целью является стать лучше самому. Такие намерения выполнить наиболее трудно. Доброе дело не нужно планировать сделать, а нужно действовать. Изречение применяют в случае, когда, пытаясь сделать добро, человек получает совершенно противоположный результат, как правило, с негативными последствиями .

Почему важно научиться отделять ложь от истины

В русском языке слова могут изменяться, знакомые выражения начинают звучать по-другому, обретая иной смысл, но при этом сохранив содержание, изменяя словесную форму. Так, высказывание о благих намерениях иногда изменяет глагольную форму, оставляя смысл. В этом случае выражение может звучать следующим образом: дорога в ад выстелена, устелена, устлана.

Как вымощена, так и устлана благими намерениями может быть дорога в преисподнюю. Существуют и другие интересные варианты. Один из них звучит примерно следующим образом: «Из благих намерений дорожка прямо в ад» .

Употребление выражения

Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.

Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром .

Происхождение изречения и его вариантов

Существует версия, что фраза принадлежит писателю из Англии Сэмюэлю Джонсону, о чем упоминает его биограф, автор двух томов мемуаров о литераторе.

Однако существует и иная версия происхождения этого выражения. Считается, что автором является священник и поэт-метафизик Джордж Герберт, живший в 17 веке, у которого фраза звучит следующим образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Она как бы подчеркивает смысл высказывания из Библии, где она звучит как: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада». Наиболее вероятен второй вариант, так как автор как бы демонстрирует этим выражением одну из основ протестантской этики. Его суть в том, что истинная вера несомненно выражается в добрых делах, а не мечтаниям о них.

История имеет много примеров, когда благие намерения привели не только к негативным результатам, но даже к трагическим событиям. Прикрываясь желанием улучшить жизнь человечества, сколько было проведено революций, создано партий и радикальных движений. В результате все приводило к крестовым походам, большевизму, фашизму, цель которых была сделать счастливым если не все человечество, то как минимум отдельный расам или народам, по их мнению достойных этого. Поэтому очень важно, чтобы благие намерения приводили только к добрым делам.

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Есть одна такая странная фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Звучит по-библейски, и многие всерьёз спрашивают батюшек, каков смысл этого выражения. Забавно, что в Священном Писании такой фразы нет, но отдуваться приходится всё равно священникам. И вопрос действительно сложный, требующий глубокого разбора.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

7 вариантов этого афоризма

  1. Путь в ад устлан благими намерениями.
  2. Благими намерениями устлана дорога в ад.
  3. Из добрых побуждений дорожка прямо в ад.
  4. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен.
  5. Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен.
  6. Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами.

Седьмой вариант нам сообщает преподобный Серафим Саровский, когда пишет, что у святых отцов есть выражение: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села:
Он друга обмахнул;
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час-от-часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Читать еще:  Почему не отмечают 40 лет: отмечают или нет, отношение в православии

Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Смысл фразы «Благими намерениями вымощена дорога в ад»

Этот афоризм популярен как в русском, так и во многих других языках. Некоторые люди ошибочно предполагают, что фраза была взята из Священного Писания. Несмотря на то, что афоризм несет в себе сокрытую библейскую мудрость, он не имеет отношения ни к Библии, ни к святоотеческим книгам.

Откуда взялось выражение

Авторство этой фразы историки и филологи приписывают Самюэлю Джонсону. Джеймс Босвэлл, который посвятил биографии Джонсона свою книгу, вложил эту фразу именно в его уста. Сам же Джонсон, скорее всего, повторил мудрость неизвестного английского богослова, жившего в 14-ом веке.

Дословно фраза звучит так: «Преисподняя полна добрыми намерениями и желаниями». Некоторые историки говорят, что этим богословом был Джордж Герберт. Известный писатель Вальтер Скотт придерживается этого же мнения.

Интересно знать! Самюэль Джонсон — английский писатель, поэт и литературный критик. Джордж Герберт — английский священник, поэт, автор духовной литературы.

Что означает афоризм

Если судить о смысле фразы поверхностно, вырвав ее из контекста, создается впечатление, что иметь добрые намерения опасно. Раз ими устилается дорога в преисподнюю, значит лучше их совсем не иметь. На самом деле, не нужно понимать это выражение буквально.

Другие известные фразы:

Главная мысль афоризма заключается в том, что одних добрых намерений для спасения души недостаточно. Человек может сколько угодно желать чего-то лучшего для себя и других, но пока он не начнет подкреплять эти желания конкретными действиями, он не увидит результата.

Если представить путь человека метафорично, то каждое задуманное, но не исполненное доброе дело — булыжник на мостовой, по которой он идет. Если человек отрекается от добра и света, в его жизни находится место греховным мыслям. Они и ведут человека в ад по дороге, сплошь состоящей из забытых благих намерений.

Это предположение находит свое подтверждение и в Священном Писании, где сказано, что «Вера без дел мертва».

Употребляется эта фраза и тогда, когда действуя из самых гуманных намерений, человек получает отрицательный результат. Аналог этой фразы в русском языке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Почему так получается? Вроде бы и намерения хорошие, и конкретные действия были предприняты, а итог оказался плачевным.

Важно! Для поиска ответа на этот вопрос следует вновь обратиться к Священному Писанию. В нем говорится, что прежде чем приступить к активным действиям, нужно укрепиться в вере: «Без веры угодить Богу невозможно». Без нее человек может ошибиться в правильности своих суждений. То, что на первый взгляд кажется ему добром, может причинить боль ему и окружающим.

Исходя из общепринятого толкования афоризма, человек может сделать для себя два вывода. Во-первых, прежде чем приступить к какому-то важному делу, стоит вручить свою судьбу в руки Господа, чтобы тот уберег его от ошибок.

Во-вторых, одних мыслей о добре и счастье недостаточно, нужны фактические действия. Не зря еще одним вариантом этого афоризма считается фраза: «Ад полнится добрыми намерениями, а небеса — добрыми делами».

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Благими намерениями вымощена дорога в ад — крылатое выражение в ряде языков, в частности, в русском и английском.

Фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки осуществления самых гуманных и благих задач приводят (по недальновидности, недосмотру, неумению и т.п.) — к совершенно обратным и даже деструктивным последствиям. В современном русском языке в качестве аналога данной фразы зачастую используется также ставшее крылатым выражение В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Содержание

Происхождение

Авторство выражения часто приписывается английскому писателю Самюэлю Джонсону. Его биограф Джеймс Босуэлл в своих воспоминаниях рассказывает, что в 1755 году Джонсон произнёс «Ад вымощен добрыми намерениями». Однако Вальтер Скотт в романе «Ламермурская невеста» (1819) приписывает его происхождение одному из английских богословов.

Наиболее вероятным первоначальным автором изречения считается английский богослов XVII столетия Джордж Герберт, в книге которого «Jacula prudentium» присутствует фраза «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Данным изречением Герберт проиллюстрировал одну из основных идей протестантской этики, согласно которой действительность веры непременно ведет к совершению добрых дел. Данное изречение перекликается с изречением из Библии — в книге Иисуса, сына Сирахова (гл. 21 ст. 11) есть фраза: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада».

Таким образом, с богословской точки зрения смысл данного изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай. [1]

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

Примечания

  1. А. Кирсанова. Толковый словарь крылатых слов и выражений. Указ. Соч. — С. 217.

Литература

  • Вальтер Скотт. Ламмермурская невеста.
  • А. Кирсанова. Толковый словарь крылатых слов и выражений. — М .: Мартин, 2004. — 448 с. — 1500 экз. — ISBN 5-8475-0154-4

Ссылки

  • Значение фразы на сайте Bibliotekar.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Благие намерения («Остаться в живых»)
  • Блабырхва (платформа)

Полезное

Смотреть что такое «Благими намерениями вымощена дорога в ад» в других словарях:

Благими намерениями вымощена дорога в ад — С английского: Hell is paved with good intentions. По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709 1784), именно по следний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями».… … Словарь крылатых слов и выражений

благими намерениями вымощена дорога в ад — посл. о нежелательных или тяжелых последствиях попыток осуществления привлекательного, но недостаточно продуманного замысла … Популярный словарь русского языка

дорога — и, м. 1) Полоса земли, накатанная или специально подготовленная для передвижения, путь сообщения. Грунтовая дорога. Железная дорога. Скользкая дорога. Дорогу занесло снегом. Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит… … Популярный словарь русского языка

Хайек Фридрих фон — Либерализм Фридриха фон Хайека Жизнь и сочинения Фридрих Август фон Хайек родился в Вене в 1899 г. В годы первой мировой войны в качестве офицера австрийской артиллерии он воевал на границе с Италией. Вернувшись в Вену, он начал изучать… … Западная философия от истоков до наших дней

АД — АД, а, об аде, в аду, муж. 1. В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам. Муки ада (также перен.). Благими намерениями вымощена дорога в ад (о том, что хорошие намерения часто забываются, уступая… … Толковый словарь Ожегова

Крылатая фраза — Крылатые слова (калька с нем. Geflügelte Worte, что, в свою очередь, является калькой с греч. ἔπεα πτερόεντα фразы, встречающейся у Гомера) устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из… … Википедия

Хотели как лучше, а получилось как всегда — «Хотели как лучше, а получилось как всегда» крылатая фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, Председатель Правительства Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993… … Википедия

BioShock 2 — Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

Хотели как лучше, получилось как всегда — «Хотели как лучше, а получилось как всегда» фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года. 24 июля 1993 года… … Википедия

ад — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ада, чему? аду, (вижу) что? ад, чем? адом, о чём? об аде и в аду 1. В различных религиях адом называется то место (принято считать, что находится оно где то глубоко под землёй), куда после… … Толковый словарь Дмитриева

О смысле слов — Благими намерениями.

Нашему другу священнику Андрею Ампару посвящается

О смысле слов –
«Благими намерениями вымощена дорога в ад…»

Это ставшее крылатым выражение имеет свою историю. Вот как звучит она в словарях —
«С английского: Hell is paved with good intentions.
По сообщению Босвелла, биографа английского писателя, критика, эссеиста и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784), именно последний однажды сказал эту фразу: «Ад вымощен добрыми намерениями». Но у нее есть, видимо, первоисточник, который был, можно предположить, хорошо известен С. Джонсону. Эта мысль, хотя и в несколько иной форме, впервые встречается в английской литературе у богослова Джорджа Герберта (ум. 1632) в его книге «Jacula prudentium». Там он написал: «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрых намерений и пожеланий».

Слова Джорджа Герберта станут широко известными в XIX в., когда в романе «Ламермурская невеста» (1819) Вальтер Скотт заставит повторить их одного из своих персонажей — английского богослова, прототипом которого, очевидно, стал Дж. Герберт».
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/183/)

Казалось бы смысл понятен… Но в том и заключена «мистика» русского языка, что получив в нем свое выражение как «Благими намерениями вымощена дорога в ад» эта фраза обрела особый смысл, заложенный, безусловно, и в оригинале, но явленный нам в более открытой и доступной форме. О чем речь?

Ответим сразу – о сакральном смысле слова «благими», а еще точнее, слова «БЛАГОЙ». Обратившись к происхождению и смыслу слова, мы будем немало удивлены, сколь тонка грань между диаметрально противоположными смыслами, а, в конечном итоге, между ДОБРОМ и ЗЛОМ.

Будет верным вспомнить здесь евангельскую мудрость — «Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет» (Мф. 6: 22–23). Последуем этой мудрости…

Читать еще:  Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Что раскрывает нам свет рассуждения над словом «благой»? Оказывается, что в церковно-славянских текстах благий (-ой) употребляется в значениях «добрый, «хороший». А вот в текстах бытового, делового характера благой — это «злой, свирепый». Блажить – значит «говорить вздор» (в словаре-дневнике Ричарда Джемса, нач. XVII в. [Ларин, 1959, 255].

Это же различие отмечает в русском языке В. Даль: Благiй или благой — «добрый, хороший, полезный, добродетельный» («церк. стар., а частiю и нынъ»), «злой, упрямый, своенравный, дурной, неудобный» («въ просторечiи») [Даль, I, 222].

Вот и открылся истинный смысл слов и СМЫСЛОВ. Когда «благое» — доброе и хорошее намерение имеет то же этимологическое происхождение, что и «блажь», имеющую содержанием злобу, упрямство и своеволие.

Помня о том, что всё что от Бога просто, попробуем раскрыть и эту «тайну» посвященных. Подобные смысловые перевороты происходят не как игра человеческой фантазии, а из-за наполнения различным РЕАЛЬНЫМ содержанием.

Известно, что любое явление в жизни обладает качеством системы, подчиненной системе более высокого уровня. Так, например, человек есть составная часть своей семьи, семья часть этноса, этнос… Этот же ЗАКОН верен для любых иных явлений в ЛЮБОЙ сфере мыслимой для нас жизни. Там где наш разум может выявить и подтвердить эту закономерность через логику и эксперимент властвует НАУКА. Там же где наука бессильна – царствует ВЕРА.

Логика и разум подсказывают нам, что как безграничен МИР, так безграничен и процесс его познания. А, значит, ВСЕГДА будет то, что еще не познано, но с ЧЕМ нам всё равно приходится иметь дело, жить с этим. Что может быть опорой нам в этом НЕ познанном? Только ДО-верие к этому миру через ВЕРУ БОГУ.

Здесь есть тонкая грань, о которой мы уже говорили ранее – «верить в Бога» и «верить Богу» это НЕ одно и то же… Бог в этой логической цепочке предстает в качестве Закона ЗАКОНОВ. ОН не сводим к ним, поскольку творец всегда больше, чем его творение. Но ОН явлен нам через созданные ИМ законы, познание которых открывает нам то, как устроен мир живой и неживой материи, а также то, как и по каким законам мыслит и живет человек.

Помня это, вернемся к теме нашего разговора. Теперь мы имеем возможность понять ПРИЧИНУ изменения смыслов. Если человек в своих намерениях находится в согласии с Законом ЗАКОНОВ, то есть помнит, что ВСЁ взаимосвязано и имеет высший смысл (т.е. подчинено системам более высокого уровня), то намерения его будут опираться на БЛАГО. Если же человек в силу своей необразованности, глупости, а тем более ЗЛОЙ воли действует своевольно, то основа его деятельности и намерений БЛАЖЬ. Она и ведет людей в АД.

Отметим кратко, основой «своеволия — блажи» ВСЕГДА является ГОРДЫНЯ.

Вместо заключения вспомним апостольскую мудрость —
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»? Верно ли данное утверждение??

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
  • 27 Май 2011
  • #1
  • Это выражение сейчас является поговоркой. Оказывается, что Сэмюэл Джонсон (английский критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» – «Ад вымощен добрыми намерениями». А ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом было произнесено «Hell is full of good meanings and wishings» – «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

    Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон и Дж. Герберт о самом аде. Верны ли эти высказывания и как они согласуются со святоотеческим учением?

    Maxim

    • 28 Май 2011
  • #2
  • Наверное учения св. Отцов, чем наполнен ад нет. Но есть четкие указания именно на то, что приводит к аду, как человек соблазняется. И как ни странно — именно через якобы добрые намерения.
    Вот, например, что пишет Феофан Затворник:
    Если враг станет искушать, то прямо каким-либо явным худом? Пойдет он к вам с худом! Уж какие светлости представит, что вы и рот разинете. Тут-то он вас и схватит. Яму открытую всякий увидит; а яму, прикрытую цветами, не всякий распознает. Не распознает и упадет в нее. У врага нашего два действующих полка. Один соблазняет кажущимся, призрачным добром; а другой – настоящим злом.

    А вот он указывает весь путь к погибели:
    Враг не тотчас худо внушает. Первый его прием есть всевать помыслы, кажущиеся добрыми, и увлекать на дела по видимости добрые или на дела добрые с целью недоброю – себя показать. Лица, не очень разборчивые на помыслы и дела и не задумывающиеся над ними, лишь бы они не были явно худы, подаются на эту уловку, – и он начинает их гонять от помысла к помыслу и от дела к делу, все будто добрым, но или неуместным, или неблаговременным, или ненужным, или не в своей мере делаемым. Цель его тут та, чтоб испортить вкус духовный в различении истинного добра от мнимого, приучить к принятью своих внушений и породить высокое о себе мечтание: сколько наделано! Между тем как все то есть пустоделие и суета. – Грешных дел пока еще не видно, но грехи словом нередко прорываются, а помыслов недолжных и еще больше бывает. Се первая вражья прелесть!
    Когда успеет он кого запутать в этом, и кто втянется в такой род действования, тому он начинает предлагать грешки, кажущиеся безгрешными. Кто поддается на это, того доводит он до грехов, хоть не кажущихся безгрешными, но извиняемых по обстоятельствам разным, как бы позволительных.
    Кто до этого дойдет, тому внушает он согрешить каким-либо грехом, заведомо грешным, которому и совесть поперечит, – внушает не всегда грешить таким грехом, а только однажды согрешить. Кто поддастся этому, тот попался совсем в когти вражьи. и стал его рабом чрез рабство греху. Ибо чрез «это однажды согрешить» он уже не перестанет его гнать все дальше и дальше по тому же направлению.

    Валерий Демидович

    • 28 Май 2011
  • #3
  • Примеры из жизни.

    Человек в нашем мире ищет Бога, и хочет Ему служить. Благое намерение? Да! Но он попадает в секту и служит аду.Так в его жизни дорога в ад была услана благим намерением.

    Все по разному описывают ад. По форме по разному. Лично моё мнение:

    «Тем временем адская преисподнея жила своей адской не жизнью. У входа над её вратами любой мог обнаружить вывеску:
    Ада нет. Сей путь не ложен.
    Те же кто входил уже видел четырёх чертей закрывающих выход и надпись на стене поверх головы стражей ада:
    Только там, был рай возможен.«

    Так что все дороги в ад, все благие. Как бы благие.

    Владимир Ф

    • 28 Май 2011
  • #4
  • Валерий Демидович

    • 29 Май 2011
  • #5
  • Вот у себя в поэме о С.Есенине нашёл:

    За красивым изреченьем
    Ложь пути хранит ученьям.

    Если зло побед желает
    Тоже борется со злом!
    Чтобы малое убить, а большое победило,
    В этом, злая ваша сила!

    Вячеслав Л.

    Guest
    • 8 Сен 2011
  • #6
  • Примеры из жизни.

    Человек в нашем мире ищет Бога, и хочет Ему служить. Благое намерение? Да! Но он попадает в секту и служит аду.Так в его жизни дорога в ад была услана благим намерением.

    Не будьте столь категоричны в своём суждении, Валерий. Я тоже выходец из протестантов, поэтому знаю о чём говорю, а вы не знаете.
    Когда человек искренне взыскивает Бога, никто не знает путей, которыми Господь приведёт его к Себе. Первые знания о Боге я получил от «Свидетелей Иеговы». Именно из их журнальчиков и брошюрок. Но с ними я недолго контактировал. Но всё же факт — они первые свидетельствовали мне о Боге. Не будем сейчас разбирать, кому они служат, тема не об этом.

    Далее я познакомился с баптистами. Долго к ним присматривался. Спокойные, нравственные и доброжелательные люди. Именно там я получил основные знания слова Божьего. Именно в церкви ЕХБ я пережил то, что называют «возрождение», покаялся и принял крещение по вере. Я знаю эту жизнь изнутри, а не по статьям православных «сектоведов», где 50% это выдумка и «страшилки». Возможно протестанты в некоторых вопросах богопочитания ошибаются. Возможно их богословие неполное. Но это не от злого умысла, а в силу обстоятельств. Не клевещите на тех, кто так же как и вы поклоняется Единому Богу, и исповедует Иисуса Христа своим Господом.

    Я сам часто задумываюсь. Зачем Господь допустил столь бурный рост разнообразных христианских течений? Как вы их называете — «секты». Если бы не было на то Божьей воли, не расплодилось бы столько «сект». У меня только один вразумительный ответ есть. Православие совершенно перестало нести весть о Христе в массы. Заперлись в храмах и монастырях, и откровенно говоря — обленились. А протестанты, в основной своей массе, люди глубоко порядочные и искренне верующие, но при этом не сидят сложа руки, а проповедуют, благовествуют, трудятся. Только не нужно ёрничать и говорить, что «трудятся для ада. » Если бы православные служители трудились так же ревностно, как их протестантские собратья, никогда не расплодилось бы такое количество «сект». Вам некого винить, кроме самих себя.

    Екатерина Трусова

    Пользователь, заслуживающий доверия
    • 8 Сен 2011
  • #7
  • Вячесла, наверное, Вы забыли о том, что человек создан по образу и подобию Божию. Человек наделен свойствами такими же как и Творец — бессмертие, свобода воли, разумность. Легко обвинять других, кроме самого себя (в этом одно из главных отличий православия — считать себя первым из грешников) когда дарованную свободу используешь, чтобы снять с себя ответственность за содеянное.

    митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
    Религия — дело сильного человека, вопреки имеющему хождение представлению о ней как уделе слабых, верующих от беспомощности. Вовсе нет. Ибо для того, чтобы обуздать самодовлеющее человеческое «я» и вытеснить его на периферию, поставив Бога в центр своей жизни, нужно стать воистину «нищим духом», что в евангельском смысле означает быть человеком большой духовной силы. Поэтому сознательно избранный религиозный образ жизни есть выбор сильных людей.

    Владимир Ф

    • 8 Сен 2011
  • #8
  • Пока не прчитаете книгу, спорить с вами не буду. Бес полезно.

    Алексей Владимирович

    • 8 Сен 2011
  • #9
  • Феодор Санаксарский говорил, что добро есть соблюдение заповедей божиих. А зло — нарушене их.
    Благие намерения и деяния, творимые без любви к Богу и к ближнему своему, могут причинить зло.

    Примеров нынче много:
    Родители выталкивают ребенка жить за границу против его воли. Счастлив ли он там?
    Или человеку машину дарят, не убедишись при этом что он умеет вменяемо ездить.
    «Любить нужно правильно» сказал один священник.

    Из моей жизни: я стал помогать родственнику в суде, готовил ответы на исковые требования, выставленные ему. А он лгал мне о фактах. Догадался я об этом не сразу. Естественно, когда понял, сразу отказался помогать.

    Владимир Ф

    • 8 Сен 2011
  • #10
  • Вячеслав Л.

    Guest
    • 8 Сен 2011
  • #11
  • Пока не прчитаете книгу, спорить с вами не буду. Бес полезно.

    Владимир Ф

    • 8 Сен 2011
  • #12
  • Вячеслав Л.

    Guest
    • 8 Сен 2011
  • #13
  • Владимр, я понял в чём проблема. Прочтя данную вами ссылку, стало очевидным, что вы просто не различаете проповедь, учительство и благовестие. В вашей ссылке говорится именно об учительстве. Я совершенно согласен с этой главой из книги. Но благовествовать может любой христианин. Благовествовать,не значит учить. Просто вы можете свидетельствовать своим ближним, и другим людям об Иисусе Христе. Вспомните, как апостол Пётр благовествовал —

    «. Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. . «

    А апостол Павел сказал —

    «. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, . а другие — из любви. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться. «

    Обратите внимание, что апостол Павел РАДОВАЛСЯ, что Христа проповедуют даже и притворно. А вы что? Возводите напраслину на всех кто проповедует Христа, если только он «не ходит с вами». Что это? Зависть? Осознание собственного бессилия и бесплодности в благовестии? А вы попробуйте выйти на улицу, и рассказать людям об Иисусе Христе. Призовите их в Церковь Христову, пригласите в храм. Сможете? Уверен, что не сможете.

    Владимир Ф

    • 8 Сен 2011
  • #14
  • Вячеслав Л.

    Guest
    • 9 Сен 2011
  • #15
  • В ваших словах есть доля истины, Владимир. К сожалению, большинство протестантских проповедников именно на это и рассчитывают. Хотя их можно понять чисто по человечески. Ведь каждый новообращённый пришедший в протестантскую общину, это всегда искренняя радость церкви, о том, что ещё одна душа приобретена для Бога. Это видимый результат труда на ниве Божьей. Стимул для дальнейшего благовестия, стимул для труда.

    Но более мудрые проповедники, не «младенцы в вере», а имеющие многолетний опыт служения, никогда не «рекламируют» свою общину. Например пресвитер нашей церкви, на вопрос «А в какую церковь мне пойти?», всегда отвечал так — «В ту, в которой исповедуют Иисуса Христа, распятого, воскресшего, и вновь грядущего!» Всегда оставляя за человеком право выбора, а не навязывая ему тот или иной путь.

    Владимир Ф

    • 9 Сен 2011
  • #16
  • Константин П.В.

    • 9 Сен 2011
  • #17
  • Екатерина Трусова

    Пользователь, заслуживающий доверия
    • 9 Сен 2011
  • #18
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл Святое Евангелие книгой жизни, «и надо читать ее жизнию» — наставлял он — «не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами». Поэтому каждый христианин призван именно исполнять Слово Божие делом.

    Каждому из нас Господь даровал свой собственный талант, который мы должны и направляем на благовестие о Христе, употреляя его по мере веры, в простоте, с усердием, с радушием.

    Вы, Вячеслав, хорошо знаете Новый Завет и помните слова апостола Павла:

    6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;
    7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении;
    8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.
    (Рим.12:6-8)

    Моя бабушка (Упокой, Господи, ее душу!) малограммотная (4 класса начальной школы) крестьянка. Отдыхая в детстве каждый год у бабушки в деревне, я практически и не слышала слов о Христе, церковь была разрушена и ближайший храм в 500 км. Но каждый вечер, прижимаясь к ней, я с жадностью слушала, что она говорила: «Спаси, Господи, и помилуй всех крещенных и некрещенных!» Вот это для меня самая яркая проповедь о Христе. Намного позже я прочитала Новый Завет, и точно слова апостола обо мне и моей бабушке: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» (Кол.4:3)» Так по молитвам моей бабушке Господь сподобил меня принять Святое Крещение.

    Читать еще:  Православные похороны: правила и особенности обряда погребения у православных, традиции и обычаи

    Наш приходской священик не обладает даром ораторского искусства, но все, что он проповедует с амвона о Христе, претворяет это в жизнь и нам помогает в этом. Наш храм был построен в 2004 году. Первые два-три года он был практически пуст. Заходя в храм, наш батюшка видел 1-3 человек, иногда служили он да его супруга пела на клиросе. Сейчас храм полон людей. Но батюшка не бегал по городу, не призывал ни кого к покаянию. Он служил Господу Богу, он молился, он трудился, приходящих к нему утешал, и Господь, видя его усердие, послал и прихожан.

    Если Вы, Вячеслав, чувствуете желание и обладаете способностями внимательного изучения Священного Писания, стремление к благовестию, не кичитесь этим и не осуждайте других, потому что все это не Ваши заслуги, а дар Господа Бога.

    Православные христиане — члены одного тела во Христе (Рим.12:5) «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1Кор.12:13)

    28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
    29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
    30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
    31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
    (1Кор.12:28-31)

    Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

    Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

    Значение выражения

    Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет — то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них – булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

    Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

    Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

    Вариации выражения

    Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

    Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

    Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

    Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».

    Происхождение фразы и ее вариантов

    История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

    Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».

    Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

    Употребление выражения

    Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

    Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

    Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

    А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

    Синонимы

    Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

    «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

    Заключение

    Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

    А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

    Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

    Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

    Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»
    Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs —
    Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()
    Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709—1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

    Использование выражения в литературе

    ***«Но в нашей власти отделаться от них, — возразил Бакло, — и я это обязательно сделаю, как только умрет леди Гернингтон.
    — Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?
    — Ладно, — ответил Бакло, — я начну с сегодняшнего вечера. Клянусь, не пить зараз больше кварты, ну разве что ваше бордо окажется особенно вкусным
    » (Вальтер Скотт «Леммермурская невеста», гл. 7)

    ***«Меня отняли от искусства, как дитя от груди… — Он вздохнул. — Но я ворочусь и дойду! — сказал он решительно. — Время не ушло, я еще не стар…
    Марк опять засмеялся.
    — Нет, — говорил он, — не сделаете: куда вам!…
    — Да почему вы знаете? Вы не верите в намерения.
    — Как не верить: ими, говорят, вымощен ад
    » (И. Гончаров «Обрыв», часть 2, гл. 15)

    ***«Путь комиссии, как путь в ад, усыпан благими намерениями. Санитары идут и, размахивая руками, толкуют о нечистоте, вони, надлежащих мерах и прочих холерных материях. Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг…» (А. Чехов «Надлежащие меры»)
    ***«Сидим в палатке, хотя до острова не только не дошли, но, по всей вероятности, даже стали дальше, чем были вчера. «Благими намерениями дорога в ад вымощена»… Погода туманная, по временам мокрый снег, иногда переходящий в дождь» (В. И. Альбанов «Дневник»)

    ***«Благими намерениями вымощен ад, и в данном случае благие намерения не спасают еще от стихийного влечения по «линии наименьшего сопротивления», по линии чисто буржуазной программы «Credo» (В. И. Ленин. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»)

    ***«В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м» (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)

    Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

    а вот, так к размышлению, не совсем по теме, но по-моему, интересно

    Про пословицы
    Не секрет, что многие пословицы и поговорки за время своего существования претерпели немалые изменения, исказившие не только их звучание, но и самый смысл изречений. Значение некоторых даже изменилось на прямо противоположное. К примеру, римская присказка «в здоровом теле здоровый дух — большая редкость» со временем утратила вторую половину, а за компанию с половиной посеяла где-то и свою суть.

    Немногие знают, однако, что сильнейшим искажениям подверглась и народная мудрость земли русской. Только сейчас, благодаря исследованиям известного филолога, почетного профессора университетов шести стран, академика РАЕН и Международной Академии Возрождения Сакральности Вениамина Аркадиевича Нишишаева мы можем приоткрыть завесу тайны над мудростью, что скрывалась на самом виду.

    Итак, что же на самом деле означают и как на самом деле звучат знакомые нам с детства слова?

    «За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.» Потерялось всего одно слово, но каков эффект! Настоящая пословица предостерегает от чрезмерной мелочности, рекомендует не размениваться на зайцев, а заниматься сразу крупной дичью.

    «Не плюй в колодец — пригодится.» В данном случае пословица со временем лишь разрослась — видимо, уже после утраты исконного смысла. Родилось сие высказывание во времена Золоторй орды и сообщает, что при желании досадить захватчикам, лучше дождаться встречи и плюнуть им в физиономию, а не растрачиваться на колодцы, из которых неизвестно еще, будут ли пить супостаты.

    «Муж и жена: лишь один — сатана.» Искажение слов не сильное, но смысл совершенно иной. В старинном обществе бытовало мнение, что злобные супруги вместе никогда не уживутся, и если уж с семьей что-то не так — то виноват кто-то один. К нашему времени тезис неоднократно опровергнут — потому, возможно, и перестал существовать в начальном варианте.

    «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Интересный случай: слова остались неизменны, но сама пословица со временем стала восприниматься совершенно иначе. Изначально это циничное высказывание констатирует факт невозможности достижения благополучия добром и благостью. По некоторым источникам было еще продолжение, утверждающее грешность дороги в рай, но точная формулировка утеряна.

    «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». И снова неизменными остались слова. Забытой, однако, оказалась древняя традиция русов тренировать охотничьих синиц. И охотились с их помощью как раз на журавлей. Пословица же гласит, что лучше охотничья синица с надеждой найти жертву, чем найденная жертва без возможности ее поймать.

    «Без мужицкого труда не вытянешь и рыбку из пруда». Пословица времен расцвета крепостного права. Ловля рыбы была деом совсем не барским, о чем и напоминают молодому поколению сии слова.

    «За одного битого двух небитых дают». Считается, что обмен пленными в древней Руси не практиковался. Отнюдь! Практиковался, и еще как. Если же для равноценного обмена не хватало захваченных в бою солдат — остаток выплачивали своими же крестьянами в соотноешнии 2:1.

    «Дурак дурака видит издалека». Кардинальным образом за последние полторы тысячи лет изменилось значение слова «дурак». Корень «ра», обозначающий солнце, усиливается здесь вторичным корнем «ду», происходящим от числа два. Получается «дважды солнцеподобный». Дураками в былые времена называли мудрецов, составлявших особую касту и способных, по поверью, мгновенно выделить из толпы тех, кто равен им по мудрости.

    «Дуракам закон не писан». Истоки заблуждения аналогичны. Каста дураков действительно была освобождена от исполнения законов, необходимых лишь для управления бестолковым сбродом.

    «Два сапога пароход не заменят». Пословица довольно таки новая, констатирующая мощь технического прогресса. Однако, будучи записанной в одном авторитетном словаре, попала вместе с ним в пожар и потеряла два с половиной слова. При переписывании библиотекарем была восстановлена первым пришедшим тому в голову способом.

    «Один в поле не воин, а путник.» Совершенно непонятно, как умудрилась дожить до нас обрезанная версия этой пословицы. В современном варианте она абсолютно бессмысленна: ежу понятно, что один в поле воином быть не может. С кем ему там воевать-то, одному? С травой?

    «Сила есть — ума палата». По иронии судьбы, этой пословице случилось поменяться смыслами с римским «здоровым телом». В отличие от римлян, наши предки как раз считали, что сильный, здоровый человек и человек умный просто обязаны сосуществовать в одном индивиде.

    «Семь раз отмерь — один отрежь». В наше время слова эти носят характер наставительный, но в былые времена они представляли собой уникальный образец сатиры. Таким забавным выражением обозначали в старину работу сборщиков налогов. Дескадь, налог-то взять получается лишь один, но начислить в него можно ого-го!

    И это лишь вершина айсберга. Уверен, дальнейшие исследования пословиц русских принесут нам новые чудесные открытия!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector