0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автокефалия: что такое и что значит, правила предоставления и особенности, что происходит в Украине

Содержание

Томос политикус. Что нужно знать об автокефалии для Украины?

В преддверии 1030-летия Крещения Руси в Киеве много говорили о том, что канонически непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) вот-вот дадут автокефалию. Таким образом, она сможет получить высокий официальный статус, встав в один ряд с Русской православной церквью (РПЦ) и другими поместными церквями.

Президент страны Петр Порошенко уверял, что этот вопрос уже практически согласован с Константинопольским патриархом Варфоломеем, который считается «первым по чести» среди иерархов автокефальных церквей. Однако ни во время празднования Крещения Руси, ни на День Независимости Украины никаких подвижек в вопросе не произошло.

Сейчас такому решению препятствуют по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, хотя решение о предоставлении автокефалии принимает Константинопольский патриарх, в таком важном вопросе он, тем не менее, прислушивается к остальным поместным церквям. Большинство из них относятся к предоставлению автокефалии Киеву отрицательно. Во-вторых, остается вопрос с анафемой главы УПЦ Киевского патриархата Филарета, которую на него наложила РПЦ. Без снятия анафемы возглавить церковь Филарет, по идее, не сможет. Однако сам он уже не раз говорил, что уступать свой пост никому не собирается.

АиФ.ru поговорил с историком и религиоведом Борисом Якеменко и попросил его ответить на простые вопросы о сложном.

Что такое томос об автокефалии?

— Это особый документ, который запускает процесс получения автокефалии православной церковью.

Автокефалия — это полная самостоятельность церкви в принятии решений. Юридически церковь выйдет из подчинения другой поместной церкви (в данном случае РПЦ) и будет подчиняться той, которая даёт автокефалию, в данном случае константинопольскому патриархату. Однако на практике это подчинённое положение выражается только в поминании на литургии имени константинопольского патриарха. Никакой реальной власти над УПЦ Киевского патриархата Варфоломей не получит.

Зачем УПЦ КП нужна автокефалия?

— Это абсолютно политический вопрос. Сейчас в Киеве даже формальная зависимость от Москвы в любых вопросах воспринимается очень болезненно.

На Украине после распада СССР образовалось сразу несколько православных церквей. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) признает главенство Русской православной церкви. Но украинские власти воспринимают УПЦ МП как агента влияния Москвы. В противовес ей и возник Киевский патриархат (а также еще несколько более мелких церквей). Возглавляющий УПЦ КП Филарет хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, а светские власти Украины таким образом пытаются установить контроль над религиозной стороной жизни своих граждан и добиться того, чтобы православное церковное сообщество юридически признало равенство украинской и русской православных церквей.

Кроме того, это будет удар по единству Русской православной церкви. Руководство РПЦ всегда гордилось тем, что, невзирая ни на что, получалось держать церковь в единстве. Разорвав его, Киев также рассчитывает подорвать влияние РПЦ на украинских прихожан.

Важный момент: хотя сейчас УПЦ КП формально является частью Русской православной церкви, фактически она давно не слушает указаний из Москвы и чувствует себя вполне независимой.

Как томос скажется на остальных церквях на Украине?

— Это обострит обстановку в стране и приведет к росту самостоятельности других церквей, которые недовольны своим текущим статусом. Последствия этого решения ощутит на себе весь православный мир — те расколы, которые уже существуют, ещё больше углубятся.

Как это скажется на простых верующих?

— Трудно сказать, что случится на практике. Можно ожидать, что часть верующих начнет переходить от одной церкви к другой, хотя по-настоящему идейные люди разошлись по разным приходам ещё в момент раскола. Остальные уже давно мало понимают суть спора, который сейчас ведётся. Когда я разговаривал с верующими на Украине, они мне отвечали просто: «Есть церковь рядом с домом, в неё мы и ходим, а кому она подчиняется, нам всё равно». Люди просто устали от всей этой ситуации, и давно не занимают ничью сторону.

Что нужно сделать, чтобы получить автокефалию?

— Достаточно получить согласие константинопольского патриарха.

В отличие от католической церкви, которую возглавляет Папа Римский, чье лидерство не вызывает вопросов, константинопольский патриархат является лишь первым среди равных. При этом он не является ни самым большим, ни самым богатым среди других православных церквей. К тому же, он располагается на территории Турции, мусульманской страны. Турецкие власти пользуются этим, пытаются влиять на принимаемые патриархатом решения, нередко успешно.

Исходя из этого, статус константинопольского патриарха можно сравнить со статусом английской королевы. Тем не менее, именно он принимает решения по столь важным вопросам, как церковная автокефалия. Потому что такова традиция.

Каковы шансы на то, что УПЦ КП получит автокефалию?

— Если бы Варфоломей хотел её дать Киеву, он бы это уже сделал. Но он зависит от огромного количества сил. На него давят в США. У константинопольского патриархата есть американские приходы, которые последнее время проявляют всё больше непокорства. Весной обсуждать вопрос предоставления УПЦ автокефалии в Стамбул прилетал посол Госдепа по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек.

С другой стороны, на Варфоломея давит РПЦ, де-факто самая крупная, богатая и влиятельная православная церковь. Предоставить автокефалию Киеву — означает вступить в жёсткий конфликт с ней. Константинополю это не нужно. Поэтому я думаю, что Варфоломей будет до последнего лавировать и оттягивать решение. Тем более, что вся эта история поднимает его статус — показывает, что от него до сих пор зависит очень многое. Чем больше ситуация этого спора будет сохраняться, тем ему лучше.

Кому на Украине нужна автокефалия и что происходит

Имеют ли православные верующие Украины право на автокефальную Церковь?

В принципе, да — проблема в том, что то, что происходит сейчас, невозможно назвать “процессом предоставления автокефалии”. Автокефалию возможно предоставить только уже существующей канонической Церкви, и делать это может тот Патриархат, к которому она принадлежит. То есть Московский Патриархат мог бы предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви, если бы она обратилась с такой просьбой — чего она пока не делала.

Признание раскольнического сообщества, отделившегося от одной поместной Церкви со стороны другой — это канонический абсурд, и называть это “предоставлением автокефалии” было бы ошибкой.

Кто требует автокефалии?

Отметим еще раз, что единственное сообщество, которое было бы вправе ее требовать — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — никакой автокефалии не требует. Автокефалию запрашивает, по словам патриарха Варфоломея “досточтимое правительство Украины”. Действительно, запрос исходит именно от светских властей — причем многие государственные деятели, активно добивающиеся автокефалии, не являются членами Православной Церкви даже чисто формально, причисляя себя к неправославным религиозным сообществам или вовсе атеистам.

В действительности мы имеем дело с ситуацией, когда государство создает религиозную структуру под свои, государственные цели — и говорит об этом совершенно открыто. Например, как сказал Президент Петр Порошенко, “Автокефалия – это вопрос нашей независимости и нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”.

Юридически, в государстве, которое считает себя светским и демократическим, такое вмешательство государства в дела Церкви является очевидным беззаконием.

Каковы мотивы властей?

Помимо вполне явно озвученных политических причин можно обратить внимание и на то, что национализм (украинский в частности) идеологически не совместим с христианством. Для националиста превыше всего нация, для христианина — Христос.

Националистическое приветствие “слава Украине” является сознательной заменой благочестивого украинского приветствия “слава Иисусу Христу”. Как на это в свое время обращал внимание греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, “Аналогичным проявлением безбожия является замена словами «Слава Украине» вечной хвалы, которую возносят Иисусу Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является выражением безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И. Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина”

Национализм допускает существование определенного рода Церкви — но только в том случае, если ее вероучение и практика полностью подчинена его идеологии.

Петр Порошенко, в связи с предстоящими выборами, остро нуждается в любых средствах для поднятия рейтинга и ищет опереться на патриотический электорат, и подавление Украинской Православной Церкви Московского Патриархата могло бы принести ему определенные очки в этой среде.

Поможет ли вмешательство Константинополя преодолению раскола украинского Православия ?

Увы, нет — во-первых, потому что такая цель не ставится, во-вторых, потому что грубо попирая каноны и выражая крайнее пренебрежение к правам законного предстоятеля Украинской Церкви, митрополита Онуфрия, можно только углубить, а не уврачевать расколы.

Цель всей борьбы за автокефалию, как это открыто и ясно выражают ведущие ее гражданские власти, состоит в подавлении Украинской Православной Церкви.

Президент Петр Порошенко, выступая на мероприятиях, посвященных 1030 летию Крещения Руси, назвал верующих Украинской Православной Церкви “щупальцами которыми внутри нашего государственного организма орудует страна-агрессор”, причем эти “щупальца” “необходимо обрубить” — и, по его словам, автокефалия нужна именно для этого. Помощник министра внутренних дел, Арсена Авакова, Зорян Шкиряк назвал верующих в общении с Московским Патриархатом “упырями”, которым “нет места на украинской земле”.

Патриарх Варфоломей, увы, участвует в деятельности, направленной на “обрубание щупалец” и “изгнание упырей”.

Имеет ли Патриарх Варфоломей законные канонические права распоряжаться на Украине?

Нет, никоим образом. Каноническая сторона дела подробно рассматривается специалистами в области церковного права, но даже если вы затрудняетесь в толковании канонов, вы можете обратиться к такому свидетелю, как сам Патриарх Варфоломей, который еще до недавнего времени полностью признавал канонические права Московского Патриархата и провозглашал митрополита Онуфрия единственным законным главой Церкви на Украине.

Либо все это время патриарх Варфоломей поддерживал каноническое беззаконие — а все его предшественники на Константинопольской кафедре делали это столетиями до него — либо он совершает каноническое беззаконие сейчас.

С чем связаны упреки в “восточном папизме” которые выдвигаются Патриарху Варфоломею?

Главным образом, с его притязаниями, выдвинутыми в речи перед собранием епископов. Процитируем некоторые из его высказываний :

“Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории… Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена…В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”.

Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский Патриархат … обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе…

Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти”

Почему представители Московского Патриархата не согласны с этими притязаниями?

Сложившееся в истории Церкви система управления предполагает равенство Патриархов поместных Церквей, между которыми может существовать различие в первенстве чести — но не власти. Каждый Патриарх обладает полномочиями в рамках своей поместной Церкви, и здесь важную роль играет понятие канонической территории. Ни епископ, ни Патриарх не могут вторгаться на чужую каноническую территорию.

Например, после войны в Южной Осетии православные приходы этой страны обратились с просьбой принять их под омофор Московского Патриархата — но Патриарх отказался это сделать, чтобы не нарушить каноническую территорию Грузинской Православной Церкви.

Первенство Чести Константинопольского Патриарха было связано с тем, что в средние века Константинополь был столицей православной Восточной Римской Империи, важнейшим политическим, культурным и религиозным центром тогдашнего мира. Титул “вселенский” был связан с тем, что “вселенной”, “ойкуменой” в то время называли обитаемый мир — который для жителей Империи к ней, по большей части и сводился. Но увы, Империя постепенно слабела, теряла территории, и, в 1453 году пала под ударами турок. Однако долгое время Патриарх Константинопольский признавался турецкими властями как лидер греческого населения Османской Империи.

После катастрофически неудачной попытки греков восстановить Империю в 1920-тые годы, греческое население подверглось массовому изгнанию из Турции, и в данный момент православное население Стамбула составляет не более ста человек.

Таким образом, притязания Константинопольского Патриархата связаны со славой Православной Империи, от которой к текущему моменту остались только воспоминания.

Более того, с этими притязаниями совершенно не согласуется история его отпадения в унию — которую в 1439 году принял константинопольский патриарх Иосиф в надежде получить западную помощь против турок. Эта надежда не оправдалась, другие православные Патриархи не поддержали унию, и, через некоторое время Константинополь вернулся в Православие. Этот исторический эпизод временного отпадения Константинополя, когда остальные церкви пребывали в Православии, невозможно согласовать с притязаниями этой кафедры на учительство по отношению ко всему православному миру.

Почему текущее поведение Константинопольского Патриархата рассматривается как неприемлемое?

Во-первых, притязания на единоличную власть в Церкви глубоко неприемлемы с точки зрения православной экклезиологии и находятся на грани ереси.

Во-вторых, назначение экзархов без согласования с митрополитом Онуфрием и патриархом Кириллом, которых Константинополь признавал еще недавно, является грубым нарушением как канонов, так и христианской этики.

В-третьих, объединение с крайне враждебными по отношению к канонической Церкви светскими властями, и действия на их стороне против Церкви являются крайне неэтичными и особенно несовместимы с притязаниями на роль пастыря по отношению ко всем православным мира. Для пастыря — то есть того, что призван проявлять самоотверженную заботу и любовь, защищать и ограждать — такое поведение немыслимо.

Может ли текущий конфликт привести к расколу, аналогичному расколу 1054 году?

Русская Православная Церковь делает все, чтобы этого не случилось. Но увы, такого развития событий исключать нельзя. Если некто претендует на духовную власть над вами — вы, в конечном итоге, можете сказать ему либо “да” либо “нет”, и если некто проповедует определенное учение, вы можете либо принять его, либо нет.

Читать еще:  Теология в православии: определение и значение, место и роль в религии, история термина

Новый раскол: что будет означать автокефалия украинской церкви

Спор между Константинопольским и Московским патриархатами о том, чьей канонической территорией считается Украина, ведется несколько веков. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Русской православной церкви (РПЦ). Однако в начале XX столетия представители Константинополя начали говорить, что РПЦ неправильно прочитала это решение и что у Вселенского патриарха сохранилось право считать Украину своей канонической территорией, вернуть Киевскую митрополию и предоставить ей независимость. Такое заявление было сделано, в частности, в июле этого года.

В Москве же ссылаются на 900 страниц документов разных столетий, опровергающих позицию Константинопольского патриархата. В РПЦ считают, что его первенство — формальность, а автокефалия (статус поместной церкви, предполагающий ее независимость. — РБК) должна дароваться не единоличным решением Вселенского патриархата, а путем получения согласия всех поместных церквей.

Самый вероятный сценарий — Константинополь вернет статус Киевской митрополии в своем патриархате, а потом даст ей автокефалию, рассказывает протодиакон Андрей Кураев. Предсказать, что произойдет дальше, сложно: «Киевский синод Московского патриархата будет против такого перехода, но надо учесть, что украинское законодательство собственником храмового здания считает общину, в России же храмовым зданием управляет епархия. То есть голосовать о переходе прихода будут прихожане, а не епископы», — говорит Кураев. Он также напоминает, что есть прецедент сосуществования двух патриархатов — Константинопольского и Московского — в одной стране, Эстонии.

Главное об автокефалии Украинской православной церкви — в обзоре РБК.

1. Зачем Украине автокефалия

Президент Украины Петр Порошенко с первых дней пребывания на посту заявлял о намерении добиться независимости Украинской церкви от русской. «Автокефалия — это не проблема только украинских православных. Это вопрос нашей независимости. Это вопрос нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее «пятая колонна» в Украине», — заявил Порошенко в июне 2018 года. Его поддержали бывшие президенты страны Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко. Для Порошенко решить церковный спор — один из немногих способов повысить популярность в преддверии президентских выборов 2019 года, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. В своей речи на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа президент вернулся к этой теме: «Мы полны решимости положить конец противоестественному и неканоническому пребыванию большей части нашей православной общины в зависимости от русской церкви».

По данным опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центром Разумкова в июне, создание автокефальной поместной православной церкви на Украине поддерживает 31% граждан, против выступают 20%. Среди сторонников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) идею создания поместной церкви поддерживают лишь 23%, выступают против — 40%. И только 11% украинских граждан считают, что создание поместной церкви относится к первоочередным вопросам в жизни страны.

Однако в УПЦ МП по-прежнему считают, что их церковь является на Украине самой многочисленной, а подобные соцопросы проводятся «для того, чтобы обезопасить себя от возможных обвинений со стороны международных институтов в дискриминации крупнейшей религиозной организации Украины».

2. Три церкви

На Украине действуют три православные церкви, но только одна является канонической — УПЦ МП. Ее предстоятель — митрополит Онуфрий. Церковь не поддерживает движение за автокефалию. С 1990 года УПЦ МП — самоуправляемая церковь. В Москве заявляют, что именно она имеет право просить автокефальный статус.

По словам президента Украины Петра Порошенко, его прошение об автокефалии подписали Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь. Первая была основана в 1992 году выходцами из УПЦ. Ее предстоятель — митрополит Филарет — в 2008 году был предан РПЦ анафеме.

Прихожанами Украинской православной церкви Киевского патриархата считают себя 28,7% опрошенных граждан республики, Украинской православной церкви Московского патриархата — 12,8%. Прихожанами Украинской автокефальной церкви назвали себя 0,3% опрошенных, 23,4% заявили, что они «просто православные», 1,9% затруднились с ответом. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Центром Разумкова весной 2018 года.

Украинская автокефалия: как это может произойти и как было у других

Автор фото, UNIAN

В Украине могут появиться две канонические православные церкви

Если планы украинских властей о создании независимой от Москвы канонической православной церкви воплотятся, то она может появиться уже к концу лета 2018 года.

Президент Порошенко, Верховная Рада и архиереи пока еще неканонических украинских православных церквей обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о признании и предоставлении им автокефалии (независимости).

Петр Порошенко уже заявил, что Украина как никогда близка к появлению собственной независимой православной церкви, и он надеется, что этот вопрос должен решиться к очередной годовщине крещения Киевской Руси в конце июля 2018 года.

  • «У Бога теленка съели»: Порошенко убедил голосовать за поместную церковь
  • Единая поместная церковь к годовщине крещения Руси: реально или нет

Украинская православная церковь Московского патриархата — пока единственная каноническая в Украине — уже раскритиковала такие планы.

BBC News Украина выясняла, каким образом и когда может появиться независимая Украинская православная церковь.

Трехглавое украинское православие

Раскол в украинском православии произошел в начале 1990-х годов после провозглашения независимости Украины.

Часть иерархов Украинской православной церкви, которая была частью Московского патриархата, стремились к независимости от Российской православной церкви.

Это крыло в церкви возглавлял митрополит Филарет, который тогда и был главой УПЦ. Однако такие стремления не восприняли в Москве, и при ее содействии в 1992 году на соборе в Харькове Филарета сместили.

Филарет с соратниками образовали собственную православную церковь УПЦ Киевского патриархата. Впоследствии часть православных иерархов создали еще одну церковь — Украинскую автокефальную православную церковь.

Автор фото, UNIAN

Руководитель крупнейшей православной церкви Украины — УПЦ МП — Онуфрий (слева) и глава УПЦ КП Филарет

Обе церкви не были признаны ни одной православной церковью мира, а автокефальная, несмотря на название, независимой и признанной тоже не была.

Канонической осталась только УПЦ Московского патриархата, которая получила определенную автономию в пределах Русской православной церкви.

Именно УПЦ МП и стала самой большой церковью Украины — большинство верующих и церковных иерархов не решились перейти в неканоническую церковь, хотя могли поддерживать идею церковной независимости.

Поэтому на начало 2018 года УПЦ МП насчитывала более 12 тыс. приходов, УПЦ КП — чуть меньше 5 тыс., а УАПЦ — чуть больше тысячи.

При этом, как свидетельствует ряд социологических опросов, около 40% украинских православных относят себя к УПЦ КП, а к УПЦ Московского патриархата — около 20%.

Путь к автокефалии

Еще с начала 90-х годов часть украинских политиков вынашивала идею получить независимую поместную православную церковь в противовес политическому влиянию РПЦ. Ее многие в Украине воспринимают как инструмент политического влияния Кремля.

Самым простым способом достижения этой цели было договориться со Вселенским патриархом Варфоломеем об автокефалии. Ведь до конца XVII века киевская митрополия подчинялась именно Константинополю.

Формально Константинопольский патриарх (с резиденцией в Стамбуле) считается главной фигурой в православном мире. Однако его влияние часто является формальным, а реальной самой мощной православной церковью мира иногда называют именно РПЦ.

Впрочем, именно Вселенский патриарх предоставил автокефалию и независимость большинству существующих сейчас православных церквей мира.

Автор фото, President.gov.ua

Петр Порошенко и Варфоломей в последние годы встречались достаточно часто

На такой шаг Константинопольского патриарха надеялась и часть украинцев.

Первую подобную серьезную попытку совершил в 2008 году президент Виктор Ющенко. Тогда Варфоломей даже приезжал в Киев на годовщину крещения Руси, однако результата не было.

Эксперты указывали, что на пути автокефалии стояла неспособность УПЦ КП и УАПЦ объединиться, что было одним из условий Константинополя. Сейчас этот вопрос, похоже, снят, поскольку они не против объединения в единую церковь.

Также причиной называли мощное противодействие автокефалии со стороны России.

Ведь, как допускают эксперты, в случае получения автокефалии в украинскую каноническую независимую церковь могут перейти многие иерархи и священники УПЦ Московского патриархата.

Прецеденты для Украины

Как указывают религиоведы, алгоритмы получения автокефалии, то есть церковной независимости, во всех случаях похожи.

«Страна, в которой большинство населения составляют православные, получает независимость и встает вопрос о независимости церкви», — указывает ВВС News Украина эксперт Виктор Еленский.

Часто случалось, что местная православная церковь объявляла о своей независимости, однако признание Вселенского патриарха и других православных церквей происходило через десятки, а то и сотни лет.

Однако в разных ситуациях сценарии могут отличаться.

«Стандартного сценария для автокефалии нет. В церковных канонах четко это прописано. Но понятно, что автокефалию должна предоставить та церковь, которая является материнской — откуда произошло крещение», — рассказала ВВС News Украина религиовед Людмила Филипович.

Прецеденты XIX века: восстановление или появление независимых православных церквей в Румынии, Болгарии и Сербии. Сначала там возникали независимые государства, объявлялись независимые церкви, а затем происходило официальное признание Константинополем.

Однако интереснее для Украины были прецеденты уже XX века, в частности польский опыт 1920-х годов.

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Томос об украинской автокефалии: что это

Пятый президент Украины Пётр Порошенко в апреле 2018 года выступил с инициативой создания Единой поместной автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Он заявил, что обратится к Константинопольскому патриархату Варфоломею с просьбой о предоставлении соответствующего решения (томоса).

Читать еще:  Пояс Богородицы: история и описание, чудеса и значение, где находится и как добраться, зачем и как носить

Порошенко попросил Верховную Раду поддержать его обращение.

Украинский парламент 19 апреля поддержал обращение президента к Константинопольскому патриархату о создании на Украине единой поместной автокефальной церкви, «за» было подано 228 голосов.

В Украинской православной церкви (УПЦ) к инициативе Порошенко и депутатов Рады отнеслись отрицательно, определив их как превышение власти и вмешательство в церковные дела (Церковь в соответствии со статьей 35 Конституции Украины отделена от государства).

«Украинская Православная Церковь, которая имеет каноническую связь со Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни Президента, ни депутатов Верховной Рады Украины. В связи с этим упомянутые инициативы является превышением власти, а также вмешательством в церковные дела», — отметили 21 апреля 2018 года в пресс-службе Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

Об опасности углубления церковного раскола предупреждают украинские эксперты и политики.

Вопрос о томосе о предоставлении автокефалии для Украинской православной церкви обсуждался на Синаксе — собрании всех иерархов Константинопольского патриархата, проходящем в Стамбуле с 1 по 3 сентября 2018 года.

Ранее на Украине действовали не признанные мировым православием церковные структуры — «Киевский патриархат» (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

После снятия Константинопольским патриархом Варфоломеем анафемы с Филарета (главы УПЦ КП) и Макария (лидера автокефальной церкви), а также отмены решения XVII века о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату, состоялся объединительный собор данных организаций. На нем был выбран предстоятель «новой церкви» «митрополит Епифаний» (Сергей Думенко).

Каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, осталась в стороне от данного мероприятия.

После проведения собора, 5 января 2019 года, Варфоломей подписал томос об автокефалии и передал его в Киев. Новая структура получила название Православной церкви Украины (ПЦУ).

При декларировании самостоятельности ПЦУ не наделялась одним из главных прав — варить миро, по ряду вопросам обязывалась согласовывать свои действия с Константинопольским патриархатом и передать КПЦ все иностранные приходы.

В УПЦ ранее неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов со стороны непризнанных церквей с поддержкой таких действий со стороны радикалов и при попустительстве украинской власти и правоохранителей.

Тем временем Константинопольский патриархат постепенно усиливает своё присутствие на Украине и вмешивается в управление формально самостоятельной ПЦУ.

В 2019 году в ПЦУ от Константинопольского патриархата был назначен епископ Ольвийский, викарий Киевского митрополита Епифаний (Димитриу).

Назначение греческого викария раскритиковал Филарет (Денисенко): «Предстоятелю не нужен греческий епископ, особенно викарный. А если он есть, значит, он имеет какую-то цель: информировать патриарха Варфоломея о том, что происходит в украинской церкви. Это первое. Второе — указания, которые идут от патриарха Варфоломея, он должен передавать предстоятелю».

7 октября 2020 года Синод Константинопольского патриархата избрал архимандрита Михаила (Анищенко) епископом Команским.

  • Теги
  • томос

Попытки создания автокефальной православной церкви на Украине

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос для новой украинской церковной структуры — так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ).

Годы Гражданской войны 1917-1922 годов

Первые попытки создания автокефальной церкви были предприняты на Украине в период распада российской государственности после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. При поддержке самопровозглашенной украинской Центральной Рады летом 1917 года группа православных священников и мирян выступила с инициативой проведения Всеукраинского церковного собора, создания автокефальной церкви и украинизации богослужения. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

Деятельность сторонников автокефалии встретила сопротивление большей части духовенства и верующих Украины. По инициативе архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского) в январе 1918 года в Киеве был проведен Всеукраинский церковный собор, большинство делегатов которого выступили против учреждения на Украине автокефальной православной церкви.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания самопровозглашенной церкви Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков, в Украинской ССР были зарегистрированы первые украинские приходы сторонников Липковского. Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь, РПЦ) во главе с патриархом Тихоном (Белавиным) рассматривала действия автокефалистов на Украине как раскол.

5 мая 1920 года активисты украинского националистического движения провозгласили «Украинскую автокефальную православную церковь» (УАПЦ). Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали т. н. Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов. Патриарший экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на этом собрании. Отвергнув кандидатуры, предложенные украинскими националистами, он заявил, что «гадюк в епископы» посвящать не будет. В итоге украинские «епископы» были возведены в сан с нарушением канонических правил, в частности Василий Липковский сам «посвятил» себя в высший церковный сан (согласно церковным канонам это могут сделать только два других епископа). УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

УАПЦ в советский период

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь, возглавляемую патриархом Тихоном. Однако с 1929 года советские спецслужбы начали массовые аресты автокефалистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске. В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. Однако после отступления немецких войск представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление деятельности УАПЦ на Украине. В 1990 году в Киеве прошел т. н. поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США племянник Симона Петлюры «митрополит» Мстислав Скрипник провозглашен «патриархом Киевским и всея Украины». В настоящее время УАПЦ возглавляет «митрополит» Макарий Малетич.

Попытки создания автокефальной церкви на Украине в 1990-2000-х годах

Начиная с 1991 года украинские власти неоднократно предпринимали попытки по созданию собственной автокефальной православной церкви. В 1991 году этот процесс при поддержке президента Украины Леонида Кравчука инициировал митрополит Киевский Филарет (Денисенко), бывший на тот момент главой самоуправляемой Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата. В начале ноября 1991 года собор УПЦ в Киеве направил обращение к Московской патриархии с просьбой о предоставлении украинской церкви автокефалии. Однако позднее большинство украинских епископов отозвали свои подписи под документом, объяснив свои действия угрозами и давлением со стороны Филарета. Наиболее активные противники автокефалии, в частности епископ Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский; ныне — глава УПЦ), были смещены Филаретом со своих кафедр.

В 1992 году собор УПЦ отстранил Филарета от должности предстоятеля церкви с запретом служения. Затем он был лишен сана и «всех степеней священства» Архиерейским собором РПЦ. Сам Денисенко этих решений не признал и при поддержке Леонида Кравчука заявил о создании совместно с УАПЦ неканонической религиозной организации — «Украинской православной церкви Киевского патриархата».

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) бывший митрополит Филарет безрезультатно пытался договориться о признании своей юрисдикции Константинопольской православной церковью. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) официально заявил, что признает только канонического главу УПЦ митрополита Киевского Владимира (Сабодана). В 2008 году при президенте Украины Викторе Ющенко была предпринята попытка провести с Константинополем переговоры о признании юрисдикции УПЦ во главе с Филаретом, но безуспешно.

Создание украинской автокефальной церкви в 2018 году

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти начали активно выдвигать идею создания в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с канонической Украинской православной церковью Московского патриархата. 16 июня 2016 года Верховная рада направила соответствующее обращение к патриарху Варфоломею I.

В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко написал личное письмо Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию «объединенной» православной юрисдикции. Он также отметил, что к его обращению присоединились представители неканонических Киевского патриархата и УАПЦ. 19 апреля за законопроект в поддержку обращения Порошенко проголосовали 268 депутатов Верховной рады (против — 36). 21 апреля глава УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) расценил действия президента и депутатов как «превышение власти» и «вмешательство в церковные дела» (церковь в соответствии со ст. 35 конституции Украины отделена от государства).

1 июля Варфоломей I заявил, что Константинопольский патриархат рассматривает Украину как свою каноническую территорию и «считает необходимым стремиться к восстановлению церковного единства». 7 сентября «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине» он назначил своих экзархов (руководителей церковной области) в Киеве. Ими стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из Украинской православной церкви в США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), принадлежащий к Украинской православной церкви Канады (обе эти самоуправляемые юрисдикции действуют в среде украинской диаспоры в Северной Америке и подчиняются Константинопольскому патриарху).

Священный синод Русской православной церкви расценил действия Константинополя как «грубейшее попрание церковных канонов», которые запрещают епископам одной поместной церкви вмешиваться в дела другой. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил, что автокефалия «может быть предоставлена только канонической церковной структуре», а на Украине таковой является УПЦ в составе Московского патриархата. Кроме того он отметил, что управление Киевской митрополией (т. е. церковной областью, куда входит большая часть современной Украины) было окончательно передано Константинополем Русской церкви в 1686 году.

14 сентября Священный синод РПЦ обратился к главам поместных православных церквей с призывом собрать всеправославный собор для обсуждения ситуации на Украине и приостановил поминовение патриарха Варфоломея за богослужением.

В тот же день пресс-секретарь «Киевского патриархата» Евстратий Зоря сообщил, что сторонники создания автокефальной украинской церкви планируют провести в Киеве собор, в котором предполагается участие представителей «Киевского патриархата», УАПЦ, а также ряда епископов канонической УПЦ — сторонников автокефалии. На соборе запланировано избрание «предстоятеля», который должен получить томос (указ) об автокефалии из рук патриарха Варфоломея I.

11 октября Синод Константинопольской церкви заявил об отмене решения 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Русской церкви, а также объявил о снятии ранее наложенной анафемы с лидеров «Киевского патриархата» и УАПЦ Филарета Денисенко и Макария Малетича. Украинская православная церковь и РПЦ назвали эти решения незаконными.

Разрыв отношений РПЦ с Константинополем

15 октября 2018 года Синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Согласно заявлению РПЦ, «посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, выводит Константинопольский патриархат за пределы канонического поля». С 15 октября для всех священнослужителей РПЦ невозможно совместное участие в богослужениях с клириками Константинопольской церкви, а для мирян участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.

В заявлении Синода говорится, что Константинополь в своих действиях ссылается на несуществующие «канонические привилегии Константинопольского патриарха принимать апелляции архиереев из всех автокефальных Церквей». Присвоение Константинополем полномочий отмены решений других поместных православных церквей рассматривается РПЦ как проявление ложного учения (ереси), приписывающего патриарху права «первого без равных (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».

Попытка Константинополя отменить акт 1686 года о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Русской церкви признана РПЦ незаконной. В Синодальной грамоте 1686 года и иных сопутствующих ей документах ничего не сказано ни об их временном характере, ни о том, что данный акт может быть отменен. Кроме того, Синод РПЦ указал, что каноническая территория Киевской митрополии 1686 года существенно меньше канонической территории современной Украинской православной церкви, большая часть епархий которой была основана и получила развитие уже в составе Русской церкви.

11 ноября собор епископов УПЦ заявил, что решения Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 года являются недействительными и не имеют «никакой канонической силы».

Реакция других церквей

Против единоличного решения Константинополя о создании самостоятельной церкви на Украине высказались главы ряда церквей. В частности, патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) заявил, что новые автокефалии должны создаваться только с согласия всех поместных православных церквей. Аналогичную позицию заняли синоды Антиохийской и Польской православных церквей, Православной церкви в Америке. В поддержку канонической УПЦ выступил патриарх Александрийский Феодор II.

12 ноября 2018 года Синод Сербской православной церкви назвал «канонически необоснованным» решение Константинополя реабилитировать лидеров украинского раскола Филарета Денисенко и Михаила Малетича. Иерархи Сербской церкви предложили Константинопольскому патриархату и всем другим поместным православным церквам рассмотреть «украинский вопрос» на всеправославном соборе, дабы «в будущем избежать искушения, через которое ныне проходит святое православие».

Создание «Православной церкви Украины»

15 декабря 2018 года в Киеве под руководством представителей Константинопольского патриарха и при непосредственном участии президента Украины Петра Порошенко собрался т. н. объединительный собор двух неканонических религиозных организаций: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» (всего 190 человек, большинство — члены «Киевского патриархата»). Из числа 97 архиереев канонической УПЦ к раскольникам примкнули только двое — митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Позднее они были лишены сана и отстранены от управления епархиями решением Синода УПЦ. По итогам мероприятия Петр Порошенко объявил о создании в стране новой церковной структуры — «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Она получила статус «автокефальной церкви» в составе Константинопольского патриархата. Ее возглавил «митрополит Киевский и всея Украины» Епифаний Думенко. Постоянными членами «синода» ПЦУ были объявлены Филарет Денисенко, Макарий Малетич и бывший митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). «Киевский патриархат» и УАПЦ заявили о своем самороспуске.

«Никто не думает о реальных последствиях»: что ждёт Украину после объявления автокефалии новой церкви

Константинопольский патриарх Варфоломей в воскресенье, 6 января, передал Украине томос — документ о независимости новой церковной структуры, образованной в Киеве. Во главе новой церкви станет митрополит Епифаний, которому вручили посох и томос.

На церемонии также присутствовали президент Украины Пётр Порошенко с женой Мариной, спикер Верховной рады Андрей Парубий, министр экономического развития Степан Кубив и другие официальные лица Киева.

Напомним, 5 января в храме Святого Георгия в Стамбуле томос официально подписала сторона Константинополя. В РПЦ эту дату назвали трагическим днём для вселенского православия.

«Сегодня трагический день в истории вселенского православия. Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Кроме того, в Русской православной церкви обратили внимание на то, что представителя новой церкви Украины митрополита Епифания не поздравил никто из глав поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Многие говорят: а вот почему другие не высказываются? Но другие не высказываются и в поддержку Константинополя. И это тоже немаловажный факт. Потому что если бы была поддержка, высказались бы», — сказал Легойда в эфире телеканала «Россия 24».

Представитель Московского патриархата добавил, что против создания автокефальной церкви на Украине высказались Сербская и Польская православная церкви. Он отметил, что Епифания никто не поздравил с избранием на должность главы новой церкви Украины, что произошло ещё 15 декабря.

«Церковный протокол такого двухнедельного молчания не предполагает», — подчеркнул Легойда.

Понижение статуса

В Киеве считают, что новое церковное объединение, так называемая автокефальная поместная православная церковь Украины, является полностью независимой структурой. Такую точку зрения озвучил советник президента Украины Порошенко Ростислав Павленко.

«Должен официально утвердить, что речь идёт о независимой церкви — полностью автокефальной, независимой в своем управлении», — заявил Павленко в интервью телеканалу «Прямой».

По словам Павленко, церковь «сама выбирает предстоятеля, сама решает все вопросы своей внутренней жизни».

Подписанный документ гласит, что Константинопольская православная церковь признала автокефальную поместную православную церковь Украины своей «духовной дочкой».

Отметим, что, как гласит подписанный 5 января томос, за решением «значительных вопросов церковного, догматического или канонического характера» предстоятель православной церкви Украины митрополит Епифаний должен будет обращаться в Константинополь.

В документе также указано, что новое церковное образование на Украине не имеет возможности назначать епископов или создавать парафии за пределами страны, а также не может самостоятельно производить святое миро, необходимое для совершения богослужений.

С церковной точки зрения сложно оценить замысел Киева по созданию автокефальной церкви, считает религиовед и профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.

«Те полномочия, которые им дали, гораздо меньше тех прав, которые имела Украинская православная церковь Московского патриархата», — сказал эксперт в беседе с RT.

Силантьев отметил, что новое образование на Украине теперь полностью зависимо от Константинополя.

Читать еще:  Рецепты постных оладьев: традиционные и проверенные рецепты, советы и пошаговые инструкции для приготовления вкусных оладушек

«Никаких серьёзных вопросов они теперь решать не могут. Просто Константинополь таким образом расширил свою территорию за счёт Украины», — считает религиовед.

Эксперт отметил, что подписание томоса — понижение статуса по сравнению с прежним положением канонической Украинской православной церкви (УПЦ).

Говоря о политической стороне вопроса, эксперт отметил, что ситуация с автокефалией нужна Киеву накануне предстоящих выборов.

«Такое решение потребовалось Порошенко, чтобы получить козыри на выборах и остаться в истории как президент, при котором была создана автокефальная церковь. Не только карательными операциями в Донбассе прославиться и прочими казусами, но и такой вот вещью», — сказал Силантьев.

Кроме того, эксперт отметил, что прихожане канонической УПЦ могут оказаться «агентами иностранной организации».

«Они теперь люди второго сорта, их будут ограничивать по целому ряду направлений, что не сулит для них ничего хорошего», — заключил эксперт.

«Это решение обернётся против Порошенко»

Киев может не до конца понимать последствия церковной автокефалии и переоценивать значимость этого события для предстоящего волеизъявления народа, заявили RT в украинской партии «Народный фронт».

Как рассказал собеседник в партии, на Украине «наблюдается эйфория по поводу получения томоса, но никто не думает о реальных последствиях».

«Население в основной своей массе не поддержит Петра Порошенко на выборах президента, поскольку не понимает религиозных нюансов. Но зато часть прихожан, которых заставят насильно переходить в новую украинскую церковь, могут выступить против. И тогда это решение обернётся против Порошенко», — рассказали RT.

Источник в партии «Батькивщина» считает, что формирование новой церкви может привести к тяжёлым последствиям.

«Особого желания у церквей Московского патриархата переходить в новую украинскую церковь нет. Это значит, что автокефальная церковь по-прежнему останется небольшой. Я думаю, что со священниками этой новой церкви проведут разговоры и потребуют от них служить украинскому народу», — говорит он.

По мнению собеседника RT, желающих смешивать политику и религию в духовенстве будет немного.

«Священники это прекрасно понимают и не хотят принимать в этом участие. Насильный перевод приведёт к столкновениям», — считает он.

Депутат Верховной рады, лидер «Оппозиционной платформы — За жизнь» Юрий Бойко также считает, что получение томоса об автокефалии способно привести к расколу в обществе.

«Если бы церковники сами решили объединиться, сделали единую церковь, между собой договорились и сделали бы это для людей, это было бы хорошо для страны​​​. А в таком виде это дальнейший раздрай, раскол. Ничего хорошего это не принесёт», — цитирует Бойко пресс-служба политического объединения.

«Раскол на десятилетия или даже столетия»

Цепочка событий, которая привела к формированию новой церковной структуры на Украине, формально началась в апреле 2018 года. Тогда представители непризнанных православных церквей Украины отправили в Константинопольский патриархат прошение о создании автокефальной церкви на Украине.

Среди обратившихся с этой просьбой были представители Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальной церкви (УАПЦ), а также некоторые представители церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которые являются сторонниками независимости украинского православия.

Позднее в том же месяце с Константинопольским патриархом встретился президент Украины Пётр Порошенко, заявив по итогам мероприятия, что Украина «как никогда близка к появлению собственной автокефальной поместной церкви». В конце апреля Порошенко сообщил, что соответствующий процесс начался.

В октябре 2018 года о намерении предоставить автокефалию Украине Константинополь заявил публично. Этот шаг означает отмену решения 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.

Вслед за этим Русская православная церковь (РПЦ) разорвала отношения со Вселенским патриархатом в Константинополе. В РПЦ отметили, что ни одна из поместных церквей не поддерживает проект украинской автокефалии.

15 декабря 2018 года Пётр Порошенко официально заявил о формировании автокефальной церкви Украины, руководителем которой был избран митрополит неканонической церковной структуры Епифаний.

27 декабря на Украине вступил в силу закон о переименовании Украинской православной церкви (УПЦ). Согласно этому документу, у канонической УПЦ будет четыре месяца на то, чтобы изменить название и внести соответствующие изменения в устав.

Представители УПЦ уже заявили о трудностях, с которыми столкнулись из-за формирования новой церковной структуры на Украине. Как рассказал настоятель храма Александра Невского при школе милиции в Виннице протоиерей Виктор Парандюк, общину храма выселили вместе с имуществом из-за отказа переходить под юрисдикцию новой церкви Украины.

«15 лет назад община нашего храма св. Александра Невского устанавливала этот купол над храмом, а сегодня из-за отказа переходить в ПЦУ нам пришлось его демонтировать. Вот вам и результаты завтрашнего «томоса». Нас выселили с имуществом из помещения, оно принадлежит силовому ведомству», — написал Парандюк на своей странице в Facebook.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион сравнил сложившуюся ситуацию с Великим расколом христианской церкви 1054 года и предположил, что противостояние способно продлиться очень долго.

«В семье православных церквей наступила ситуация такого же раскола, который может сохраниться на десятилетия или столетия», — сказал Иларион в программе «Церковь и мир» на канале «Россия 24».

Украина: между автокефалией и Томосом

На этой неделе произошло историческое событие. 11 октября было объявлено решение Священного Синода Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии (статуса независимой поместной церкви) украинской православной церкви.

После проведение объединительного собора, выбранный иерархами предстоятель получит и Томос, подтверждающий новый статус украинской церкви. Свершится то, о чем в свое время мечтали Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Богдан Хмельницкий, Павел Скоропадский. Украина, как и все независимые православные страны, — получит свою соборную церковь.

Что произошло в Константинополе

На Синоде в Константинополе было принято несколько важных решений, которые позволили создать правовую базу для предоставления украинской церкви Томоса.

Первое — Синод принял решение предоставить Томос об автокефалии православной церкви в Украине. «Обновить решение, принятое ранее Вселенским патриархатом, о предоставлении автокефалии церкви в Украине», — говорится в решении.

Второе — Синод признал незаконной аннексию Киевской митрополии Москвой в 1686 году. Принятым решением отменяется юридическое обязательство синодального письма 1686 года, «выданного по обстоятельствам того времени», которое наделяло московского патриарха правом назначать киевского митрополита. И, соответственно, Константинополь возвращает себе право на хиротонизацию иерархов киевской церкви.

Здесь уместно сделать небольшое историческое отступление и напомнить читателям, как киевская церковь-мать попала в подчинение к московской падчерице.

. С 988 года, после того, как великий князь киевский Владимир крестил Русь — город на днепровских холмах стал центром и церковной митрополии, подчиненной константинопольскому патриарху.

Однако в 1299 году киевский митрополит переехал из так и не возродившегося после монголо-татарского нашествия до прежнего величия Киева, вначале во Владимир, а в 1326 году — в Москву.

Но великим князьям литовским не понравилось, что киевской митрополией правят из Москвы. И в 1353 году в Константинополь прибыли сразу два кандидата на пост «митрополита Киевского и всея Руси». Алексей — от великого князя московского, и Роман — от великого князя литовского. Вселенский патриарх посвятил в митрополиты обоих — Алексея в «иерархи всея Руси», а Романа — в иерархи «Литвы и Малой Руси». Так в Московии и в Украине появились две независимые друг от друга митрополии.

А в 1441 году очередного московского митрополита Исидора в Москве арестовали, обвинив его в ереси за согласие принять унию на объединительном Флорентийском соборе. Исидору вскоре удалось бежать, а в Москве без всякого согласия константинопольского патриарха в 1448 году выбрали митрополитом владыку Иону. В 1459 году пошли еще дальше — провозгласили автокефалию московской церкви. И с точки зрения Константинополя, стали раскольниками. В отлучении от благодати Вселенского патриарха московская церковь пробыла аж до 1589 года — долгих 130 лет.

И уже после Переяславской Рады и после смерти гетмана Богдана Хмельницкого московская патриархия стала предпринимать попытки переподчинить себе Киевскую митрополию.

В 1685 году в Москве в присутствии царя патриарх Иоаким поставил на митрополичий престол в Киеве Гедеона Святополка-Четвертинского.

С новоназначенного митрополита была взята присяга «под послушанием у Константинопольского патриарха не быть и из-под его пастырства за удаленностью дальнего пути выйти».

Через год аннексию Киевской митрополии обосновали уже и согласно «церковным канонам». За взятку в 200 золотых и в 120 соболиных шкурок константинопольский патриарх Дионисий выдал отпускную грамоту про уступку архипастырства над Киевом московскому патриарху.

Через год Патриарха Дионисия IV свергли с престола члены Синода.

А вот что о последующих событиях написал епископ Петроградский и Гдовский Русской православной автономной церкви (РПАЦ) Григорий Лурье.

«Переподчинение Киевской митрополии Московскому патриарху — исторический миф. Константинопольский собор 1686 года и патриарх Иерусалимский Досифей отказались признать законным вторжение Московского патриарха в украинские дела и согласились лишь передать ему права наместника, или экзарха Вселенского престола („И да будет епархия убо Константинополскаго, наместствующая же вот святейшаго патриарха Московскаго“). Захват Киевской митрополии Московским патриархом в Константинопольском патриархате всегда считали беззаконием, учиненным вопреки каноническому праву. Поскольку для Константинопольского патриархата сохранили каноническое значение лишь те пределы Московского патриархата, которые были определены соборным актом 1593 года, когда последнему «подарили» патриарший статус».

Третье — Синод признал недействительными анафемы РПЦ МП предстоятеля УПЦ Киевского патриархата Филарета (Денисенко) и первоиерарха Украинской автокефальной православной церкви митрополита Макария (Малетича). Отмечается, что эти архиереи и их последователи «оказались в расколе не по догматическим причинам». Таким образом, предстоятели УПЦ КП и УАПЦ восстановлены в священницком и епископском стане. Также важно, что рукоположенные ими епископы — тоже канонические. Значит, признаются все церковные таинства, совершенные ими. А это значит, что никакого «перекрещивания» верных мирян УПЦ КП и УАПЦ точно уже не будет.

Четвертое еще одним решением Синода стало немедленное восстановление ставропигии Вселенского патриарха (открыть монастырь, подчиненный непосредственно патриарху) в Киеве «как одну из многочисленных ставропигий в Украине, которые там всегда существовали».

Пятое Синод настоятельно призывает избежать захвата церквей, монастырей, избежать любого насилия.

И кто теперь раскольники?

Решение Священного Синода Константинопольского патриархата вызвало настоящую истерику в России, как у политиков, так и у церковных иерархов.

Теперь они хотят наложить анафему уже на вселенского патриарха. «Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», — заявил архиепископ Климент (Вечеря).

Пресс-секретарь патриарха РПЦ Кирилла священник Александр Волков заявил, что Константинополь принял «катастрофические решения для всего мирового православия».

Однако, пока ни одна поместная церковь не поддержала РПЦ. Если дело так пойдет и дальше, то не Константинопольский патриарх и созданная украинская поместная церковь окажутся в церковной изоляции, а напротив — сама РПЦ.

Министр иностранных дел Сергей Лавров увидел в действиях патриарха Варфоломея «американский след» и провокацию. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков пошел еще дальше и заявил, что Россия будет защищать интересы православных, «как защищает интересы русскоговорящих». Напомним, что православные общины есть и в таких странах мира, как США, Канада, Япония, Китай — так что угроза «защитить» православных, как уже защитила Россия «русский мир» на Донбассе и в Сирии относится теперь не только к Украине.

Впрочем, повторюсь, пока ни одна православная поместная церковь не поддержала РПЦ. Если дело так пойдет и дальше, то не Константинопольский патриарх и созданная Украинская поместная церковь окажутся в церковной изоляции, а именно иерархи РПЦ окажутся отторгнутыми мировым православием.

По мнению российского политолога Станислава Белковского, получение украинской церковью Томоса приведет к отставке патриарха Кирилла.

«Мне представляется, сделан первый шаг к проводам на отдых патриарха Кирилла. Это было бы вполне логично. Предстоятель, всегда считавшийся сильным церковным дипломатом, проиграл этот важнейший матч вчистую. Особенно неудачным был визит патриарха Кирилла в Стамбул 31 августа 2018 года. Когда предстоятель РПЦ морочил голову патриарху Варфоломею, в основном, страшилками сугубо светского свойства. Типа того, что украинский народ мечтает вернуться под крыло России», — отметил Белковский.

Отметим, что в ходе изучения незаконной аннексии РПЦ киевского митрополичьего престола всплыл и еще один любопытный факт. Оказывается, сама РПЦ не имеет документа о своей каноничности, то есть Томоса. Так что перед тем, как вешать на украинцев клеймо «раскольников», стоило бы Москве присмотреться к бревну в собственном глазу.

Когда Украина получит Томос

Киевский патриархат Украинской православной церкви призвал иерархов УАПЦ и Московского патриархата немедленно приступить к подготовке Чрезвычайного объединительного собора.

Главная задача этого собора — «принять решение о церковном единстве, выбрать Предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, который от ее имени получит патриарший и синодальный Томос об автокефалии».

Собор должен состояться не позже следующего Синода в Константинополе — а это вторая половина ноября. Скорее всего, он пройдет в Софийском соборе в Киеве. Его участниками станут все подписанты обращения к Вселенскому патриарху о даровании Томоса.

Это все епископы УПЦ КП и УАПЦ, а также 10 иерархов УПЦ МП. Пока явным фаворитом будущих выборов является нынешний предстоятель УПЦ КП Филарет. После выборов главе новой поместной церкви и будет вручен Томос, что будет означать с точки церковного права завершение процесса создания Украинской соборной церкви.

Что будет с УПЦ МП и лаврами

По мнению пресс-секретаря УПЦ КП Евстратия Зори, сейчас Московский патриархат насчитывает в Украине 12 тысяч приходов и, по его мнению, половина из них присоединится к единой поместной церкви.

«Потом, в перспективе нескольких лет, я думаю, еще где-то две трети от тех, которые останутся, они будут переходить, а в долгосрочной перспективе мы считаем, что в Украине вообще будет существовать, как в Грузии — Грузинская церковь, в Болгарии — Болгарская церковь, в Румынии — Румынская церковь, и там нет Московского патриархата, поскольку это аномалия, с канонической точки зрения, так же, со временем, когда русская церковь признает автокефалию Украинской церкви, окончательно будет урегулирован этот вопрос. Возможно, останется один храм в Киеве, который будет представительством Московского патриарха при патриархе Киевском», — сказал Зоря.

Возможно, эти оценки слишком оптимистичны, но безусловно, что процесс переходов из УПЦ МП в новую поместную церковь будет иметь лавинообразный характер, особенно в западной и в центральной Украине.

Также понятно, что достаточно будет и тех, кто захочет остаться в РПЦ МП. Скорее всего, в Украине еще долгие годы будут существовать две канонические церкви. Именно так после обретения независимости в Эстонии восстановили собственную православную церковь, а в 1996 году при поддержке эстонских властей Вселенский патриарх восстановил действие Томоса об автономии эстонской церкви. И сегодня в Эстонии есть приходы, как Константинопольского, так и Московского патриархата.

Главными духовными центрами в православии считаются лавры. Они являются магнитом для паломников и, кроме собственно своего сакрального статуса, приносят огромный доход. Сегодня все три лавры в Украине — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская находятся под контролем РПЦ МП.

Главная из жемчужин мирового православия — Киево-Печерская лавра, хоть и принадлежит формально украинскому государству, по факту находится в аренде на 50 лет у УПЦ МП.

Будущее лавры так же, как и любого церковного прихода, будут определять, прежде всего, сами приходы. Именно такой позиции придерживается патриарх УПЦ КП Филарет.

«Мы принципиально хотим придерживаться этого: никакого насилия, а свободный выбор или Украинская церковь, или Русская. Собралось село. 2/3 проголосовало за Украинскую церковь, значит, храм будет принадлежать этой общине. А те верующие имеют право на организацию своей религиозной общины, но они уже будут называться не Украинская церковь, а Русская церковь в Украине», — отметил Филарет.

Президент Петр Порошенко жестко предупредил о невозможности применения насилия в церковных вопросах.

«Как только, где увидите людей, которые будут призывать взять силой лавру, монастырь или храм, знайте, это — московская агентура», — подчеркнул Порошенко. Он отметил, что цель российских властей — «разжечь на Украине религиозную войну», что не входит в планы Киева. Президент отметил, что создание независимой церкви — это «путь мира, спокойствия и понимания».

Также возможно, что рано или поздно поредевшая приходами УПЦ МП перейдет под прямое управление РПЦ МП на правах экзархата. Кстати, именно такой вариант предвидел настоятель Никольского монастыря и духовный отец беглого президента Виктора Януковича старец Зосима Сокура, умерший в 2002 году. В своем завещании он требует от монахов своей родной Никольской обители (Донецкая область) не признавать автокефалию, и перейти под непосредственное управление патриарха московского. «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским».

Следствием предоставления Украине автокефалии через несколько лет может стать еще один важный факт. После создания поместной церкви Украине по количеству православных приходов вполне по силам будет обогнать Россию, а это значит, что наша страна станет лидером мирового православия, и Киев вновь обретет статус Нового Иерусалима — духовной столицы всего православного мира.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector