0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостасия: что такое и что означает в православии, толкование

Содержание

Апостасия: что приближает конец света?

С точки зрения христианской философии истории то, что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, – это апостасия, отпадение от веры. Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные, – производны и вторичны от этого, главного по сути вопроса мировой истории.

Вообще греческое слово ἡ ἀποστασία (apostasia) образовано от древнегреческого глагола ἀφίστημι (afistēmi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д. Первоначально в античной литературе у этого термина было скорее политическое значение. Оно означало отпадение от законного правителя, мятеж против него. Позже, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, который по преданию сделали семьдесят толковников) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который в частности такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне:

«Накажет тебя нечестие твое, и отступничествотвое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2. 19).

Слово «апостасия» встречается и в Новом Завете, где оно означает отпадение уже от христианской веры. Одно из мест, связанных с этим словом – знаменитый фрагмент из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где вводятся ключевые понятия христианской эсхатологии: отступление (апостасия), антихрист («человек греха, сын погибели»), тайна беззакония и «удерживающий» («катехон»):

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2–7).

Этот фрагмент многократно толковался в богословии, христианской философии истории и политической философии. Кто есть тот «удерживающий», κατέχων, который пока держит оборону от рвущегося в мир антихриста и временного торжества почти всеобщей апостасии? Некоторые отцы Церкви удерживающим считали Римскую империю. А вот что по этому поводу писал, например, святитель Феофан Затворник:

«Древние толковники Св. Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское Царство…В наше время если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским Царством будем разуметь Царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.

А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.

Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут».

Так или иначе, но, на мой взгляд, «удерживающим» можно считать того или то, что или кто мешает разным странам и миру в целом объединиться под одной властью, чтобы уже ничто не могло препятствовать действию антихриста на Земле. Причем, как мне кажется, вопрос тут даже не упирается в собственно политическую власть. Если страны будут номинально сохранять свою независимость и суверенность, но везде будут одни и те же порядки – социальные, экономические, культурные и т.д., – то такой мир уже можно будет считать единым и потерявшим подлинное разнообразие. И действие из кого-то жуткого единого центра, распространяющего «тайну беззакония», уже не будет встречать на своем пути непереходимых барьеров.

Также очень интересно, как мне кажется, сопоставить цитировавшийся выше знаменитый фрагмент из Второго послания к Фессалоникийцам с одним и, пожалуй, не менее знаменитым фрагментом уже из Первого послания к верующим этого же города. Там тоже идет речь о конце времён, и апостол Павел говорит:

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3).

То есть, получается, что последние времена и почти всеобщая апостасия будут наступать в условиях мирового благополучия, когда все будут жить в достатке и безопасности, пользуясь благами цивилизации. Вероятно, в каком-то смысле апостасия будет совершаться сама собой, в чём-то даже незаметно для многих людей. Ведь если жизнь благополучна и теперь все в порядке, кругом царит изобилие, то зачем вообще Бог? О Нём начнут (в принципе, давно уже начали) просто забывать, Он уже не нужен хорошо устроившемуся на Земле человечеству.

Конечно, это изобилие и благополучие будет только временной иллюзией. Ибо главное в человеческой истории – это ее духовное измерение и духовные устремления людей. А когда в процессе апостасии свое духовное первородство обменивают в процессе во многом незаметно совершающейся апостасии на «чечевичную похлебку» материального благополучия как главной цели и смысла жизни, тогда и наступит, как мне кажется, конец времен и Последний, Страшный Суд.

Что такое апостасия в Православии.

Сегодня хочется поговорить о таком явлении последних времён как апостасия в Православии — определение и проявления.

Что такое апостасия в Православии. Сегодня хочется поговорить о таком явлении последних времён как апостасия в Православии — определение и проявления. Наверняка все слышали термины апостасия, апостасийное духовенство, апостасийное поведение. Но все ли знают, что означают? Давайте обратимся к словарю.

Определение. Апостасия в переводе с греческого — мятеж, вероотступничество, отпадение от Бога. Таким образом, в узком смысле слова апостасия — отступление от канонов и догм Православной Церкви. Но наша задача — рассмотреть не только поверхностное значение апостасии в Православии, но и её глубинные проявления. Поэтому лучше перечислить основные проявления апостасии.

К ним относятся: обновленчество, экуменизм, отпадение от веры и Церкви а также ереси и расколы. Кроме того, проявлениями апостасии являются сокращения богослужения, его полная или частичная русификация, поверхностное и небрежное отношение к постам и постным дням — среде и пятнице каждой недели. Но, разумеется, основным проявлением апостасии является экуменизм. Говоря о экуменизме, нельзя не отметить его явно губительное воздействие как на Православие в целом, так и на каждого члена Церкви по отдельности. Совместные молитвы с еретиками и обновленцами как нельзя лучше подпадают под греческое определение апостасии — мятеж и вероотступничество. Экуменизм — это вообще мятеж против Церкви Божией и отступление от канонов и догм, как мы рассматривали выше.

Поэтому отвечая на поставленный в заголовке вопрос, можно дать вполне однозначный ответ — апостасия в Православии — это глубинное повреждение православной догматики, которое проявляется в основном в экуменизме и обновленчестве и приводит вначале к мятежу против православия а позже, если человек или общество не борется с апостасией — к полному отпадению от Церкви Христовой.

Написано эксклюзивно для канала » Православный Репортёр».

Любые совпадения текстов в целом, дубляжи или повторения ( кроме обусловленных и отмеченных цитат) являются случайными. Фотоматериалы взяты из личных архивов или исключительно открытых источников в интернете с указанием авторства снимков и соблюдением авторских прав. Просьба дочитывать материалы до конца, подписываться на канал, репостить в соцсетях и рассказывать о канале друзьям и знакомым!

Что такое апостасия?

Христианство дает человеку надежду на спасение души, Вечную Жизнь, близость к Господу. Сама христианская вера порождает в человеческих душах искренние, светлые и чистые чувства, поэтому ассоциируется с чем-то незапятнанным, высокодуховным.

Кажется, что само по себе это вероучение не может вызывать негативных ассоциаций, но все же есть люди, которые осознанно и добровольно принимают решение уйти от Господа и отказаться от Его воли и благодати. В этом случае речь идет о вероотступничестве, которое христиане также называют анастасией.

Что такое апостасия

Изначально этот термин имел политическое значение и использовался в значении — бунт, противостояние власти, дезертирство. Так называли людей, критикующих действия правителей или отказывающихся принимать участие в военных походах. Апостасия жестоко каралась законами древнего времени.

В годы становления христианства, как мировой религии, апостолами стали называть и отказавшихся от своих убеждений верующих. Сам термин пришел в нашу речь из Греции, где апостолами называли первых христиан, не выдержавших гонений и давления языческих властей. И в древности, и в современном мире термин «ипостась» используется в значении «отступник».

Апостасия, или вероотступничество — осознанный и добровольный уход от христианского вероучения, отрицание правильности догматов христианства, истинности веры, намеренный отказ от Бога и Его милости.

Сейчас отступниками называют людей:

  • отказавшихся от христианства и принявших другую веру;
  • сделавших выбор в пользу атеизма;
  • отступников от священного и монашеского сана.

У вероотступничества может быть множество причин: иногда душу человека полностью поглощает какая-либо страсть, иногда любовь к мирским удовольствиям перевешивает стремление к Господу, иногда человека делают вероотступником насильно.

Важно! Господь хочет спасения для абсолютно всех людей, поэтому милосердно принимает молитвы раскаявшихся грешников и дарует им прощение.

Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости.

Раннехристианские времена

Христиане в течение первых нескольких веков после рождения Сына Божьего подвергались серьезным гонениям: современному человеку сложно даже представить те жестокие пытки, которые выносили первые христиане в борьбе за истинность своей веры.

Верующие не могли спокойно собираться для проведения богослужений, не могли славить Христа и прославлять Его подвиги, не могли спокойно крестить детей и строить храмы: любое проявление христианского мировоззрения в древние времена жестко пресекалось.

Первых христиан жестоко истязали, топили в водоемах, сжигали на кострах, мучили в темницах и на площадях, но это не могло сломить силу духа верующих. Многие христиане предпочли избрать мученическую стезю, но не отказаться от веры и Христа.

Однако не все люди могли выдержать такие нечеловеческие пытки: некоторые не нашли в себе сил выдержать физические мучения до конца, и отреклись от веры взамен на прекращение истязаний. Этих людей в христианстве было принято называть апостолами.

В такой ситуации, как в случае принудительного обращения в другую веру, у людей, отрекшихся от Господа в результате тяжелых физических мучений и лишений, была возможность раскаяться. После массовых гонений на сторонников христианского вероучения, произошедших во времена римского императора Деция, отступничество стало массовым явлением.

На одном из Карфагенских Соборов было принято решение о смягчении покаянной дисциплины для апостатов: одних из них принимали в христианство на смертном одре, другие могли заслужить это право в течение жизни, благодаря искреннему покаянию и безропотно несению епитимьи.

Важно! Когда речь заходит о принудительном обращении в веру, перед глазами сразу предстают образы христианских великомучеников: людей, претерпевших нечеловеческие страдания, но не предавших свою веру.

Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру. Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?

Можем ли мы быть уверенными в своих духовных силах, в своем стремлении страдать за Христа и выносить ужасные муки с Его светлым именем на устах? Главная задача каждого христианина в те моменты, когда он слышит о подобной насильственной апостасии — молиться за душу человека, ставшего вероотступником против своей воли.

Еретические вероучения

Изначально ересь, как намеренное искажение христианских догматов, считали одним из видов апостасии.

Важно! Еретик — человек, отрицающий некоторые устоявшиеся положения христианского вероучения, или предлагающий религиозную концепцию, противопоставляющую себя традиционному вероучению Церкви.

Позже эти понятия перестали отождествлять. Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога.

Наказание для отступников и еретиков в Средние века были одинаковыми. Если в раннехристианские времена, когда христианство стало основной государственной религией многих европейских государств, отступник лишался всех гражданских прав, в Средневековье такого человека ждала незавидная участь: в лучшем случае апостатов и еретиков ждало долгое тюремное заключение.

Апостасия в Православии и Католицизме

В Католицизме апостатоми считаются:

  • атеисты, которые ранее считали себя христианами;
  • люди, принявшие другую веру: ислам, иудаизм и т.д.
  • люди, принявшие повторное крещение: католическая традиция отрицает возможность повторного проведения этого Таинства.
  • люди, отказавшиеся от духовного или монашеского сана.

Интересно знать! Ранее вероотступниками считались прихожане, не подчинившиеся приказу церковных властей. Людей, допустивших такое поведение, ожидало не только отлучение от Церкви, но и уголовное наказание. В современной Католической Церкви эти принципы не считаются действительными.

В Православии вероотступниками раньше считали не только людей, добровольно отказавшихся от Бога и Православной Церкви, но и людей, совершивших тяжелые религиозные преступления. Часто сам вероотступник не подвергался уголовному преследованию, но человека, агитирующего за отречение от веры и Господа, в имперские времена ждала длительная ссылка.

Особенности апостасии в Православии:

  • Вероотступником в Православии может стать только человек, который ранее принял Крещение. Если человек симпатизировал христианству и начинал путь к Христу, но позже отверг христианское учение, не будучи крещеным, назвать его апостатом нельзя.
  • В отличие от ереси, для вероотступничества характерно полное, а не частичное отречение от христианского вероучения.
  • Вероотречение должно выражаться во внешних конкретных действиях: человек во всеуслышание заявляет о смене религии, участвует в обрядах других религиозных групп, отрицает существование Бога.

Важно! Особым пунктом можно выделить вступление в брак по иноверному обряду: в Православии это также считается анастасией.

Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних. Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений.

Отступничество в последние времена

Святые Отцы Церкви предупреждали нас, что апостасия станет явным признаком приближения конца мира. Согласно христианскому мировоззрению, именно отдаление от Христа и отрицание Его учения приближает конец света.

Читать еще:  Экуменизм и православная церковь: что это такое и что значит, отношение и мнение священников, грех или нет

Церковь удерживает рвущегося в земной мир антихриста. Когда люди массово отвергнут Бога, и власть Святой Церкви ослабится, в мире наступит временное торжество всеобщей апостасии, которое вскоре закончится Страшным Судом. Священное Писание говорит об апостасии, как о неизбежном явлении — людей будут преследовать многие искушения, и мало кто сможет устоять перед соблазном.

Важно! Это мировое явление предсказывал еще апостол Павел в своем обращении к Фессалоникийцам.

Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена. Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку.

Человеку кажется, что он обрел рай на Земле и такая жизнь никогда не закончится — люди перестают думать о Вечности и отодвигают веру на последнее место. Апостасия происходит незаметно для самих людей, если вокруг царит изобилие и благополучие. Люди начинают забывать о Том, кто дал им возможность прийти в этот мир и пользоваться всеми возможными благами.

Материальное и имущественное изобилие — лишь иллюзия счастья. Главной целью жизни для человека нравственного всегда будет оставаться развитие духовных качеств. Когда человечество в большинстве своем променяет возможность расти духовно и стремиться к Богу на ложные материальные удовольствия, наступит конец времен и Последний Суд.

Истинно верующий человек постарается сделать все, чтобы не допустить вероотступничества и не поддаться на соблазны нечистого духа. Просто называться христианином — мало для стяжания Царства Божьего, ведь точно так же, как о дереве говорят по его плодам, человека будут судить по его поступкам.

В первую очередь, христианские поступки — это дела любви и сострадания. Христианин — не просто красивое слово, а образ жизни и мышления. Если вера вдохновляет человека на труд во Славу Божию, если она помогает ему творить добро ближним своим — такой человек не сможет стать вероотступником.

Апостасия

В обиходе нечасто услышишь слово «апостасия». Звучит, как красивое женское имя, не правда ли?

Но значение у этого термина, напротив, довольно неприятное. Тем, кто допускал апостасию, в эпоху индейских царств могла грозить смерть от кары Господней.

Что же это за такой жуткий грех — апостасия? Если коротко — это измена вере. А подробности рассмотрим дальше в статье.

Апостасия — это отступничество, такое слово употребляли греческие переводчики Библии

Апостасия (греч. ἀποστασία) означает измену или отступничество. То есть человек либо уходит к чему-то другому, либо просто бросает то, чему предан.

Это слово встречается в античный период. Его употребляли, когда хотели как-то назвать поступок человека, предавшего правителя:

  • Поднятие мятежа;
  • Дезертирство.

Религиозный контекст возник тогда, когда греки впервые перевели на свой язык Ветхий Завет. Этот перевод получил название «Септуагинта», или, как ещё говорят, «Перевод семидесяти толковников».

Употребляли слово «апостасия» по отношению к любым случаям отпадения верующего от Бога и Его закона:

«только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.»

«Восставайте» здесь — синодальный перевод слова «апостасия».

Чуть иное значение (быть непокорным, не покоряться) встречаем в книге Исаии:

«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему , чтобы прилагать грех ко греху».

Слово «отпадение» (отступничество) в книге Иеремии греки также обозначали словом «апостасия»:

« Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя ; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».

И Бог, по мнению ветхозаветных авторов, должен был отнестись к отступникам беспощадно:

«Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас [Господь] в сей день».

В Новом Завете сказано, что некоторые люди предрасположены к апостасии, их ждут искушения

В Новозаветной традиции многие тексты уже создавались по-гречески, и здесь слово «апостасия» получило широкое распространение уже в качестве устоявшегося религиозного понятия, где означало отступничество от христианской веры:

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго».

Обвинения в адрес христиан, отступивших от Бога, звучат редко. Обычно авторы посланий и предостерегают верующих от апостасии:

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели».

При этом апостасию рассматривают, как нечто неизбежное. Это признак последних времён, когда очень сложно будет сохранять в себе веру и противостоять обольстителям:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам — обольстителям и учениям бесовским , через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Эти пророчества повторяются довольно часто:

«и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Но истинно верующий не допустит апостасии. Чтобы она произошла, человек сам по себе должен обладать предрасположенностью к предательству христианства:

«а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают ».

Апостол Пётр предупреждает, что христианство — это путь сложный и ответственный. И для человека слабого было бы благоразумнее и вовсе на него не становиться, чем единожды отступить от Бога:

«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого».

А потому опасность апостасии довольно велика, чтобы Пётр снова и снова предостерегал верующих от ошибки:

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения».

Словом «апостасия» ранние христиане клеймили тех, кто с ними не согласен

Но не только будущее — то время, когда христианам угрожает апостасия. Это слово верующими употреблялось и вне контекста Книги книг. Тертуллиан, писатель раннего христианства, считал, что иудеи допустили апостасию — отступили от единого Бога.

Апостасия — это «ярлык», который авторы христианства первых веков навешивают на тех людей, которые отреклись от веры из-за гонений и не только.

Например, в отношении еретика Ария тоже можно было услышать такое выражение, хотя это неправильно. Он именно еретик — то есть тот, кто по-своему истолковал христианское учение. А Бога Арий не предавал.

Ярчайший пример отступничества — император Юлиан Отступник. Несмотря на столь суровое прозвище, он не был жутким противником христианства. Современники описывают императора как легкомысленного и говорливого человека. С ранних лет он разочаровался в христианах и стремился установить в государстве принципы веротерпимости.

Императора Юлиана современники-христиане прозвали Отступником за стремление установить веротерпимость

При Юлиане Отступнике греческие храмы вернули своё имущество, многие альтернативные течения христианства, помимо самого крупного, почувствовали себя свободнее. Пожалуй, приди такой Юлиан к власти в годы Советского Союза, история Церкви поминала его добрым словом.

Христиане восприняли политику Юлиана в штыки, так как ряд идей императора сильно снижал авторитет и власть Церкви, но Юлиан довольно быстро умер, чем всё и кончилось.

Апостасия — это предательство веры, искупить которое может только покаяние

РПЦ и другие ведущие христианские церкви уточнили признаки того, что же считается апостасией:

  • Отступником может быть признан лишь тот человек, который принял Крещение.

  • Апостасия — не ересь, так как не в частностях противопоставляется вероучению, а полностью отвергает христианство.
  • Предатель веры — не просто человек, который мыслями отвергает её, а тот, кто в придачу ещё и подкрепляет это какими-то внешними действиями: критика вероучения, участие в чужих обрядах, пропаганда атеизма.
  • Для признания человека отступником достаточно того, чтобы он принял участие в ритуале чужой веры, даже если сам при этом не наделял это действие каким-то религиозным смыслом. Другими словами, присоединился к индусскому песнопению — это уже апостасия, согласно православию.
  • Полный отказ от религии — тоже апостасия, по мнению западной традиции.
  • Некоторое время на Западе извержение себя из сана также могло именоваться апостасией.

Апостасия может быть двух видов:

  • Добровольная;
  • Вынужденная.

Церковные санкции в этих случаях применялись разные. Обычно это покаяние, выполнение молитвенных предписаний и ограничение на церковное общение на срок в несколько лет.

А в России, например, до 1905 года существовало уголовное преследование за апостасию. Также известен случай начала XVII века, когда человека, принявшего ислам, заживо сожгли.

Сегодня, конечно, всё куда спокойнее. Если человек предал христианскую веру, но желает в неё вернуться, он должен покаяться священнику, а тот определит, какие санкции в его отношении могут быть оптимальными.

Каких-либо строгих предписаний на счёт апостасии в Русской православной Церкви нет.

Никях — мусульманский обряд бракосочетания для православного неприемлем, участие в нём — апостасия

Жениться по чужому обряду — это совершить апостасию

Один из самых насущных вопросов для верующих, будет ли вероотступничеством свадьба по чужому религиозному обряду. В ход идут аргументы: «У мужа родители строгие», «Я же это не серьёзно», «В душе останусь христианкой» и т.д.

Но тут нет полумер. Православие не признаёт такие подходы.

Мирской брак — лучшая альтернатива для супругов разных вероисповеданий.

Это не значит, что чужие религии какие-то плохие.

Свадьбы можно совершать и обычным, мирским образом, без венчания. А что же до ритуальной части, то вот как свадьбу христианки по мусульманскому обряду комментирует священник Николай Каров:

«Православному христианину, ни при каких обстоятельствах, нельзя участвовать в священнодействиях иных религий. Если Вы совершите этот обряд, то Вы совершите вероотступничество, что крайне недопустимо для христианина. Поэтому в этом вопросе Вы должны быть твердой и сказать своему мужу, что Вы, как христианка не можете участвовать в этом обряде. Что это будет страшным грехом — вероотступничество. Это будет предательством Христа».

Мало избегать апостасии, чтобы быть христианином, надо ещё и работать над собой

Хотя апостасия — это не тот поступок, который одобряет православие, было бы неправильно просто гордиться тем, что остаёшься в своей вере. Ситуация стабильности — пустое, в нём нет благодати, нет Божественного присутствия.

Христос нам говорит, что человека мы должны судить по плодам деятельности. А какие плоды от того, что ты просто христианин, или, скажем, просто русский? Никаких.

Это добрые поступки из любви, сострадания и понимания. Христианин — это не название, а образ жизни. Об этом напоминает архимандрит Маркелл (Павук):

«Одна вера может вдохновлять нас на труд, но если этот труд не будет во славу Божию, если он совершается с гневом, наглостью, злобой, насилием, обманом, то не может нас спасать и приносить пользу другим людям. Дела веры – это смирение, кротость, рассудительность, милосердие, терпение, воздержание, любовь. Мы живем во время так называемой секуляризации общества. А это значит, что большинству людей очень непросто веру соотносить со своей жизнью. Пример сочетания веры и жизни в первую очередь призваны подавать пастыри Церкви Христовой. Голос доброго пастыря, как сказано в Евангелии, овцы всегда слышат и идут за ним».

АПОСТАСИЯ

[греч. ἀποστασία — отпадение, отступничество, измена], утрата христианином веры, отрицание религ. догматов, связанное с отпадением от Церкви и иногда сопровождаемое переходом в др. вероисповедание или к атеистическим воззрениям.

В греч. античной лит-ре термин «А.» обозначал измену законному правителю, дезертирство, мятеж. В греч. тексте ВЗ (Септуагинта) он приобретает религ. смысл — отпадение от Бога или Закона Моисеева (в евр. тексте: — восставать (Числ 14. 9), — быть непокорным (Ис 30. 1), — отпадение (Иер 2. 19)). В НЗ и раннехрист. письменности, продолжая ветхозаветную традицию религ. употребления, приобретает значение «отступление от христианской веры, вероотступничество» (ср.: Лк 8. 13; 2; Фес 2. 3; 1 Тим 4. 1-3 (ср.: Мф 24. 11-13); Евр 3. 12; 2 Петр 2. 20; 3. 17). Тертуллиан обвинял в А. иудеев (De pudic. VIII 9). Начиная со свт. Киприана Карфагенского (Ep. LVII 3. 1) термин «отступники» (apostatae) стал применяться к христианам, отпавшим от своей веры в ходе гонений. Свт. Киприан упоминает также декрет св. папы Корнелия об извержении из сана клириков-отступников (Ep. LXVII 6. 3). Один из главных примеров А. в христианстве — имп. Юлиан (361-363), прозванный Отступником (греч. ̓Αποστάτης). В зап. традиции термином «А.» наряду с отпадением от христ. веры (apostasia a fide) обозначался также отказ от религии как таковой (apostasia a religione) и сложение с себя духовного или монашеского сана (apostasia ab ordine) (ср.: Thom. Aquin. Sum. Th. II-II 12. 1). В ХХ в. на Западе активно дебатировался вопрос о том, можно ли считать А. приверженность коммунистической идеологии.

Для понятия церковной А. существенно следующее: 1) о ней можно говорить только в отношении лиц, принявших Крещение; 2) в отличие от ереси она характеризуется не частичным, а полным отрицанием церковного учения (ср.: CIC сan. 1325. § 2); 3) она должна быть явно выражена во внешних действиях (в открытом исповедании разрыва с христианством, отправлении культов иных религий и т. п.) и может быть добровольной или вынужденной. А., т. о., является участие христианина в обрядах иноверной религии, даже если участвующий не разделяет учения этой религии (ср.: Decret. Sext. V 2. 8; 13). За добровольную (сознательную) А. по правилам Васил. 73 и Григ. Нис. 2 полагалось пожизненное покаяние с дозволением приобщиться перед смертью Святых Таин; Всел. I Собор назначает за это 3 степени публичного покаяния в течение 12 лет, «являя милость» к отступившим, но истинно покаявшимся: «Три лета проведут между слушающими чтение Писаний, яко верные: и седмь лет да припадают в церкви, прося прощения: два же лета будут участвовать с народом в молитвах, кроме причащения святых Таин» (прав. 11). Вынужденная А., совершенная под страхом смерти или мучений, по прав. Васил. 81 (посл. четв. IV в.) наказывалась 8-летним 3-степенным (непринятие в церковь — 3 года; слушание Писания с оглашенными — 2 года; молитва с припаданием — 3 года) покаянием (для вкусивших идоложертвенное; для не вкусивших — 6-7 лет). Если же А. совершилась по принуждению, но без угрозы жизни и здоровью, то срок покаяния (в 4 степени: добавляется стояние в молитве с верными — 3 года) увеличивался до 11 лет. По более раннему правилу (314) Анкир. 3 вынужденная А. вообще не считалась преступлением и совершившие ее, после того как публично исповедают себя христианами, должны были без ограничений допускаться к церковному общению. Священник, участвовавший в языческих обрядах, после покаяния сохранял сан, но лишался права совершать таинства и проповедовать, диакон лишался права участвовать в богослужении (Анкир. 1-2). Различные случаи А. рассмотрены в правилах свт. Петра Александрийского (Петр Ал. 1-13). Виновные в А. сначала подвергались увещеванию и призывам к возвращению в Православие (ср.: Miklosich, Müller. T. 1. P. 183-184) и лишь в случае упорного отказа карались извержением из сана или отлучением от Церкви. В католичестве таковые, кроме того, изгонялись из монашеского ордена и иных церковных институтов и наказывались общественным порицанием («бесчестьем», лат. infamia), распространявшимся также на потомков тех, кто скончался без покаяния. Сложивших с себя монашество на Западе предписывалось держать в заключении, пока они не раскаются (Decret. Greg. IX. V 9. 5), а ослушавшихся своего епископа отлучали от Церкви (Ibid. I 33. 2; ср.: Карф. 10 и 11).

Светская власть преследовала отступников от христианства, причисляя А. к т. н. «гражданским преступлениям» (crimen publicum). В 357 г. имп. Констанций II узаконил конфискацию имущества лиц, перешедших в иудейство; последующие императоры ограничивали отступивших от христианства в язычество или иудейство в праве свидетельствовать на суде, дарить, завещать и наследовать по завещанию имущество и даже в праве вернуться в Церковь после покаяния (декреты Грациана, Валентиниана и Феодосия I от 383, Валентиниана, Феодосия I и Аркадия от 391), а также наказывали смертной казнью тех, кто склонял к А. (декрет Феодосия II и Валентиниана от 438). Для расследования дел об А. не было срока давности (декрет Феодосия II и Валентиниана от 426; ср.: Cod. Iust. I VII (De apostatis) и Прохирон XXXIX 31, 32, 34). Манихеям, перешедшим в христианство, а потом вернувшимся к своим обрядам, классическое рим. право назначает «крайнее наказание» — смертную казнь (Cod. Iust. I V 16, повторено в Василиках I 1. 31 и Прохироне XXXIX 28). Смертная казнь полагалась также за возвращение к языческим обрядам после принятия Крещения (ср.: Прохирон XXXIX 33).

Читать еще:  Православие и депрессия: отношение церкви и мнение священников, лечение и борьба с унынием, ответы на популярные вопросы, молитвы от депрессии и апатии

К ап. Павлу (2 Фес 2. 3) восходит христ. традиция, к-рая считает А. главным признаком «последнего времени», тем самым в А. вкладывается эсхатологическое содержание. Ряд отцов Церкви (свт. Ириней Лионский,блж. Августин, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит) связывали апостата с «человеком греха» — антихристом. Тертуллиан, свт. Амвросий, Пелагий, блж. Иероним, Икумений, Евфимий Зигавин предлагали рассматривать А. в политическом смысле — как отпадение гос-в от Римской империи. Свт. Кирилл I Иерусалимский, блж. Августин, Феодор Мопсуестийский, блж. Феодорит, Фома Аквинский, Николай Лирский понимали А. в нравственно-религ. смысле — как отпадение от живого Бога в еретичество или отпадение народов от религ. мировоззрения. Совр. богословие, указывая на смысловую связь 2 Фес 2. 3 с Лк 21. 5-26, Мф 24 и Лк 18. 8 и основываясь на взгляде свт. Ипполита, высказанном в толковании на Книгу пророка Даниила, придает А. политико-нравственно-религ. значение: апокалиптические времена будут отличаться всеобщей А. в области как гос., так и религиозно-нравственных законов, что приведет к полной анархии и подготовит пришествие «человека беззакония» — антихриста, к-рый явится нравственным выражением совр. ему об-ва. См. также статьи «Богоотступничество», «Вероотступничество».

Лит.: Ширяев В. Н. Религиозные преступления: Ист.-догмат. очерки. Ярославль, 1909. С. 89-92; Страхов В., свящ. Второе послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Серг. П., 1911; Глубоковский Н. Н. О Втором послании св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Пг., 1915; Beugnet A. Apostasie // DTC. Vol. 1/2. P. 1602-1612; Bouché J. Apostasie // Dictionnaire de droit canonique. Vol. 1. P. 640-652; The Encyclopedia of Religion. Oxf., 1987; Ράλλης Κ. Μ. Ποινικὸν δίκαιον τῆς ̓Ορθοδόξου ̓Ανατολικῆς ̓Εκκλησίας. Θεσσαλονίκη, 19933. Σ. 322-323; Glaubensabfall // LTK. Bd. 4. Sp. 696-698.

К. А. Максимович, прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Святые отцы о «тайне беззакония»

«Ибо тайна беззакония уже в действии… (2 Фес. 2:7)

Святые отцы об апостасии в Церкви

Преподобный Серафим Вырицкий: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. C одной стороны — будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер… Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем,но тогда же из Казанского собора пойдет Крестный ход в Александро-Невскую Лавру.»

PS. Крестный ход из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру прошел в 2013 году (впервые после 1917 года).

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Здесь весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены ему демонами и человеками — орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях плотское мудрование возражает: «неужели ты один — прав, а все или большая часть людей ошибаются!» Возражение — не имеющее никакого значения! всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира этот путь до крайности опустеет«.

«Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»).

«Откроет антихрист перед человечеством подобное ухищренным представлениям театра зрелище поразительных чудес, необъяснимых современною наукою; он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой; удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость; все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Апок.13:8)»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, «Беседа в понедельник 29-й недели»)

«Велик подвиг, братия, в те времена, особенно для верных, когда самим змием с великою властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно ангелам, вознесутся пред мучителем»(преп.Ефрем Сирин, «Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово»);

«Кто не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, соделается его последователем; тот не узнает приближающейся кончины мира и наступающего страшного второго пришествия Христова; оно застанет его неготовым»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»);

Стяжавший «внутрь» себя «царствие Божие» имеет руководителем Святого Духа, Который наставляет «всякой истине» (Ин.16:13) руководимого Им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины»(свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в понедельник 26-й недели, «О Царстве Божием»);

«Имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста» (преп.Ефрем Сирин, «Слово на пришествие Господне»).

«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, если возможно. Чтобы этого не случилось, прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего» (свт. Феофан Затворник, Толкование на 2Сол.2:3-5).

Главная страница

Эсхатология и современность

Апостасия как образ нашей жизни.

Η αποστασία ως τρόπος ζωής μας

О б апостасии , отступлении как величайшем знамении последних времен сообщает апостол Павел (См. 2. Фес. 2, 1-4), связывая его с явлением Антихриста, прежде всего человека греховного, «человека погибели»,который противостанет против истины, превозносясь в себе самом над всем тем, чему люди поклонялись как богу, желая чтобы его самого признавали за самого бога.

Апостол предвидит, что люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, богохульники, непослушны родителям, неблагодарны, неуважительны, жестоки, не примирительны, клеветники, неудержимые, невоздержны, предатели, наглы, напыщенны, горды и более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, то есть будут иметь лицемерное благочестие. ( См. 2 Тим. 3, 1-7).

Это правда, что сегодня все эти характеристики становятся присущи человеку начиная с раннего детства и до зрелого возраста.: влияние телевидения и главным образом искушения от современных технологий, низкий уровень образования, разрушение семьи и отсутствие контактов с родителями, отсутствие заботы о правильном воспитании, огромное число обязанностей, одиночество в детстве, замена героев, добрых примеров и образцов на соответствующие демонические формы и образы и дешевые идолы из круга мировых звезд , никчемности, лишение воспитания, не хватает опыта христианской жизни, примеров святости воспитание с изображениями дьявольского разрушения, извращений и агрессии, всего того, что вносит свой вклад в разрушение детских душ и характера сегодняшних детей.

Сколько родителей (хоть какой-то) в нашей православной стране будят своих детей утром в воскресение, чтобы пойти на воскресное богослужение в церковь? Сколько из родителей посылают своих детей в катехизические, воскресные школы? Сколько из них смогут предложить своим детям себя в качестве образца в жизни достойного для подражания и следовательно сколько из них- проявляют об этом заботу?
Святитель Иоанн Златоуст считает, что небрежение, которое проявляется в воспитании наших детей является вполне достаточным для того, чтобы ниспровергнуть всю вселенную . Особенно, когда это воспитание сопровождается проявлениями разрушительного характера наших дней, когда даже гомосексуализм предлагается в качестве образца и модели жизни! Вопиющая апостасия (отступничество) нашего времени становится ощутимой, когда мы доходим до такого сознания, что идеологические и институциональные признания гомосексуализма является чем-то беспрецедентным в человеческой истории, так как однополых браков и усыновлений не было ни в одном цивилизованном обществе или первобытном.

Апостол Иуда в своем соборном послании (Иуды 18-19) говорит, что последний раз люди последних времен будут ругаться и высмеивать все божественное и священное и что они обратятся к нечестивым похотям, нечестию. Сегодня повсюду слышна ирония по отношению к Церкви и благочестивым людям. Кроме того, становится очевидным, и более нежели в иные времена, удаление людей от благочестивой жизни и удаление от сакраментальной и литургической жизни Церкви, которая была центром общественной жизни по крайней мере в деревнях нашей страны, а также и в других христианских странах.
Даже хотя и тогда, когда церкви сегодня наполнены людьми, люди по настоящему церковные составляют небольшой процент от общего количества верующих, и в основном пожилые люди. Но даже и из них, которые являются сознательными христианам, пытаются сомобразовывать свою волю с волей Божией, таких, действительно, очень мало . Работа, карьера, развлечения, футбол, сплетни, электронная жизнь (т.е просиживание за компьютером и интернетом), бесконечные «обязанности», греховные страсти, монополизируют наше время и оставляют нашу связь с Богом на обочине. Мы не нуждаемся в беседе с Богом, чтобы Бог беседовал с нашими душами, мы не находим время для молитвы и изучения Библии. Мы поставляем наши вожделения над любовью и терпением. У нас нет денег на благотворительность и милосердие, мы не имеем расположения души к посту, к духовному чтению и беседам, у нас нет сострадания к тем, кто страдает и нуждается в нас, мы не добровольны в делах любви, а нередко мы находим тысячи оправданий для того, чтобы не исповедоваться и не причащаться Тела Христова!
В общем, одним словом: Мы ОТСТУПНИКИ от веры и любви к Богу, в пользу нашего благополучия и многим незначительным делам или греховным занятиям. Наше безразличие к духовной жизни, которая вмещает всю истинная радость человеческой души, вскрывает великое отступничество-апостасию нашего времени. Наш мир напоминает Содом и Гоморру в новом, современном, глобальном виде .

Отступничество . «возмущенных»

Антихрист сразу же обнаружится после великого отступления, как нас заверяет в этом апостол Павел (2 Фес. 2, 3-4) и он захочет с помощью обмана выдать себя за бога!

Мы особенно нуждаемся в нашем внимании к современному феномену международного глобального экономического кризиса, который подогревает процесс искусно создаваемой революции всех народов, для того, чтобы найти «всемирное решениеi». Это не совпадение, что глобальное движение «возмущенных», протестующих, которое организует демонстрации и протесты по всему миру с целью «всемирного, глобального изменения», финансируется игроками международной и сионистской элиты такими ка Джордж Сорос и Альберт Гор, которые открыто трудятся над установлением единого мирового правительства. .

Международные массы возмущенных граждан является кульминацией отступничества, поскольку отстаивая (обоснованно) материальные блага, в тоже время они проявляют равнодушие к любой духовной ценности, они оказываются не в состоянии оценить «игру» в которая играется с такой тяжестью и которая отступает от всякого нравственного и правового порядка прошлого, отвергая все учреждения социального, политического или религиозного характера.

В этих массах многие честные люди в надежде на установление лучшего миропорядка, будут поставлены в положение опасности попасть, и самым серьезным образом, в доверие к маске «мира и справедливости» некого уже заданного глобального изменения, которое принесет их в уста волка .
После ломки старой системы, где «зеленое, свежее» сожигаемо вместе с «сухим», процесс установления Нового Мирового Правительства, официально установил Новую Мировую безбожную мораль, которая полностью исключает Бога и устанавливает в качестве центра «Человека» , таким образом, мы вступили в эпоху Антихриста.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Религия и вера»

Истинное Православие и Апостасия

АКТУАЛЬНО: Архиепископ Аверкий об апостасии в Церкви

Главы из книги «Церковь перед лицом отступления. Архиепископ Аверкий (Таушев) и его учение о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен»

В связи с особой актуальностью публикуем главы из книги «Церковь перед лицом отступления. Архиепископ Аверкий (Таушев) и его учение о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен».

По мнению архиепископа Аверкия, всякая политика бесполезна, независимо от того, какая бы партия ее не производила. Едва ли она стоит того, чтобы становиться монахом, отдавать ей всю жизнь, лишаясь возможности вступить в брак и иметь семью. По иронии судьбы, именно то, что архиепископ Аверкий не имел ничего общего с «политиками», и сделало его их жертвой. Он был лишен постоянного членства в своем совете епископов, так как он отказался руководствоваться «партийной линией», а не своей совестью. Осознавая, что партийная политика проникла не только в другие группы, но и в его собственную, он однажды сказал одному из своих бывших семинаристов: «Не следует ли из этого, что благодать Святою Духа покидает наш Синод?»

Остается удивляться, почему архиепископ Аверкий говорил столь открыто об этом «не вдохновляющем» явлении партийной политики. Не лучше ли сделать вид, что других православных групп вообще не существует и сосредоточить все внимание на своем круге людей? Нет, для архиепископ Аверкия это было бы отказом от ответственности, лежащей на нем как на преемнике Святых Апостолов. Партийная политика отравляет Православие, мешает исполнению Его миссии в странах свободного мира, отвращает недавно обращенных от веры и заставляет верующих слушать не слова Христа, а шепот сатаны. Хранить молчание было бы преступлением, потому что, если не говорить об этом открыто, то как могут обнаружить сущность Православия, находящегося выше всяких партий, те, кто находится в духовном поиске? Как они смогут ощутить живую реальность истинной Церкви, которая, как сказал архиепископ Аверкий, является «теснейшим духовным союзом всех правильно верующих во Христа» ?

«Только святая ревность по Боге, о Христе, — писал Архиепископ, — без всякой примеси хитрой и двусмысленно коварной политики, должна руководить нами во всех наших делах и поступках».

Архиепископ Аверкий выявил еще один признак того, как Православные церкви, даже если они сохраняют все внешние формы, утрачивают силу Православия. Это наступает тогда, как вожди Православных групп и их глашатаи начинают играть «роли».

…Последним видом «актерства», о котором говорил Архиепископ Аверкий, есть актерство среди лиц, облеченных церковной властью. Этот вид является, пожалуй, наиболее важным в создании фальшивого «православия», так как церковные вожди призваны задавать тон всей церковной жизни. Те из них, кто не обладает подлинно апостольской ревностью, могут тем не менее весьма ревностно трудиться ради достижения своих личных целей или для выгоды своей партии. Архиепископ Аверкий писал, что для них «Церковь не что иное как одна из обыкновенных человеческих организаций, где они хотели бы играть одну из главных ролей. «

В другом месте он утверждает: «Они небезуспешно захватывали власть в Церкви в свои руки, стремясь стать полновластными и неподконтрольными руководителями религиозной и церковной жизни людей и даже применяли церковную дисциплину против тех, кто отказывался повиноваться им, чтобы иметь над всеми власть и не допустить появления оппозиции или возмущения».

Имея мирское представление о власти, они считают, что их основная задача в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души. Будучи неспособными осуществлять пастырство по-отечески, с любовью, они видят в повиновении себе норму поведения, необходимую для функционирования организации. Объективно, они наделены священническим достоинством, могут процитировать множество канонов, чтобы подтвердить свое право на неограниченную власть, но «они имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим. 3; 5). Каноны, которыми они пользуются, разумеется, имеют смысл только тогда, когда применяются в правильном духе, с пастырским рассуждением и в соответствии с учением Церкви.

Читать еще:  Польза поста: полезен или нет, вред, плюсы и минусы для здоровья и организма, мнение врачей

Многие простые верующие, от которых требуют, чтобы они без размышлений поступали так, как им скажут, считают своим долгом повиноваться во что бы то ни стало. Выражаясь словами архиепископа Аверкия, они «попадают под влияние «недуховных вождей» и наивно и бездумно поддерживают их в их тщеславных предприятиях, как некие «хранители закона и порядка». Итак, чем больше церковный лидер старается играть свою роль, тем более он ожидает, что его паства проникнется его мирским представлением о власти и станет играть роль бездумного стада.

Эти властители показывают дурной пример, и люди не имеют возможности сравнить с истиной, поскольку никогда с ней не встречались. Они не способны отличить формальное пастырство от истинного Православия, ведущего к спасению души; а потому ищут пастыря не из духовных соображений, но чтобы «официально» стать членами правильной церковной партии. Если почему-либо эти поиски оканчиваются неудачей, то из-за этого излишнего внимания «официальности» образуется горечь и отчаяние, оттого, что тебя не считают «официально православным».

Среди верных, руководимых такими недуховными вождями, может возникнуть некий паралич. Он проявляется в том, что люди боятся взять на себя инициативу и поступать в соответствии с указаниями своей совести, уверовав в то, что каждый, кто нарушает сложившееся положение, не имеет права на существование. Они начинают стыдиться показывать своими делами, что любят Бога всем сердцем своим или любят тех святых Божиих, которые, может быть, еще «не признаны» Церковью.

Использование власти в мирских целях особенно опасно, когда этим занимаются иерархи, поскольку они, монахи, являются пастырями мирян, т.е. должны вносить в среду тех, кто живет в миру, закваску Царствия Небесного. Они обязаны вдохновлять, направлять и воодушевлять, поддерживать все благочестивые стремления верующих принести добро на эту падшую землю, а не пытаться захватить власть над этими попытками, стандартизировать их и, охраняя от всякого «риска», уничтожить естественность, вдохновение и чистоту этих стремлений.

Архиепископ Аверкий часто говорил о «беззаконии наверху», о беззаконии, которое исходит от «законных властей» и поэтому не поддается сомнению. Обращая внимание на это искажение истины, он отнюдь не защищал воюющих с властями церковными или подозрительными к любому человеку только потому, что тот займет ответственный пост в церковной иерархии. Он лишь побуждал верующих не подчиняться бездумно «букве закона», не обращая внимания, используется ли она для благого дела или для личной чьей-то пользы. В одной работе он писал:

«Истинное Православие чуждо всякому мертвому формализму. В нем нет слепого повиновения «букве закона», потому что оно, Православие, это «дух и жизнь» (Ин. 6; 63). То, что кажется совершенно правильным и абсолютно с внешней и чисто формальной точки зрения, совсем не обязательно таково на деле. Православие это единственная и полная Истина, чистая Истина, без всякой примеси и малейшей фальши, лжи, зла и обмана».

Все, что стоит на пути Христовой Истины, — это идол. Поэтому, если человек следует указаниям церковного вождя, которые противоречат заповедям Христа, то этот человек создал себе идола из «официальности». В конце концов это приводит к убеждению, что «если наши вожди ошибаются, то все погибло!» Однако, как объяснял архиепископ Аверкий, нельзя считать человека безнадежно потерянным для Православия до тех пор, пока он не утратил духовного понимания того, что такое Церковь. «Врата ада, — писал он, — не одолеют Церкви, но они могут одолеть многих из тех, кто считает себя церковными столпами, как это показывает нам история Церкви».

Позиция архиепископа Аверкия была определенной: если что-либо делается из нечистых соображений, мы не можем одобрять этого, мы не можем молчать под прикрытием официальной власти, ибо это — «беззаконие наверху».

«Кротость и смирение это не безхребетность, и они не склоняются перед явным злом. Истинный христианин должен быть безкомпромиссным по отношению ко злу, должен бороться с ним всеми доступными ему средствами, чтобы решительно остановить распространение и укрепление этого зла среди людей».

И еще, Архиепископ Аверкий подчеркивал опасность перестраховки, поисков поддержки или признания у любого рода «властей», лишь потому что это «официальные» власти:

«Любая попытка с нашей стороны привлечь на свою сторону этих «властей предержащих» в наше время, когда «антихристы многие» открыто или тайно борются со Христом и Его Церковью и, очевидно, приходят к власти; любая попытка рабски услужить им, подольститься к ним, делать то, что они хотят, и даже стремиться получить от них «легализацию», — все это предательство Христа Спасителя нашего и вражда к Нему, даже если те, кто так поступает, носят священнические одежды».

Говоря так, архиепископ Аверкий прекрасно описал и объяснил феномен «сергианства». Митрополит Сергий капитулировал перед безбожной советской властью для сохранения лояльности, чтобы церковные учреждения могли продолжать свою работу, и то, что вынудило его сделать этот шаг, имело место не только в Советской России. Это универсальное свойство человеческой души, которое драматически выразилось в личности Митрополита Сергия: «оправдание зла и поддержка лжи ради достижения мирских выгод «официального» положения, хотя и «для пользы Церкви».

«Таким образом, — писал иеромонах Серафим Роуз, — некоторые христиане могут оказаться в таком положении, когда они будут вполне «легальными», но глубоко чуждыми Христу — как будто христианская совесть должна повиноваться любому приказанию церковной власти, пока эти власти остаются «каноничными». Такое представление о слепом повиновении и было одной из главных причин победы сергианства в наш век — и внутри, и за пределами Московского Патриархата».

В итоге, следуя принципу сергианства, даже самые «традиционные» христиане добровольно будут подчиняться антихристу. Их не будут заставлять соглашаться с идеями антихриста или его методами. От них будет требоваться только лишь признание его власти, что они и сделают ради сохранения иерархии, церковной организации, богослужения и возможности открыто принимать Христовы Тайны. Предательство с их стороны будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу.

«Святые Отцы совершенно определенно учат об этом, основываясь на Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Отцы дали толкование тому, что печать антихриста накладывается на лоб и правую руку не одновременно, но или на лбу, или на руке (Откр. 13; 16). Согласно св.Андрею Кесарийскому, те, у кого печать антихриста будет на челе, будут разделять образ мыслей антихриста, тогда как те, кто получит печать на правую руку, лишь будут признавать его власть, утверждая, что это допустимо, если «оставаться христианином в душе. » Но Дух Святой покинет людей, которые получили печать зверя, и тогда сердце их наполнится первым признаком гибели — боязливостью — которая быстро приведет их к концу».

Зная это святоотеческое учение, архиепископ Аверкий мог вполне предвидеть, как все церковные организации — экуменические и антиэкумсничсские, обновленческие и традиционалистские — однажды окажутся под властью антихриста. Те, у кого страх перед мирской властью сильнее страха Божия, будут использовать все силы своего разума, чтобы оправдать это подчинение антихристу, потому что сердце и совесть никогда не смогут сделать этого. Они попытаются поддержать свои церковные учреждения отказом от духовной свободы и героического исповедания веры, хотя только это, как снова и снова повторял Архиепископ Аверкий, способно поддержать непобедимое вратами ада Тело Христово. Так исполнится предсказание Святителя Игнатия Брянчанинова, которого часто цитировал Архиепископ Аверкий:

«Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Милосердый Господь да покроет остаток верующих в него. Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее».

Об апостасии

ПЦУ и потеря апостольской преемственности

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведёт духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине.

Враги Божии, стремящиеся властвовать над м i ром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы м i рового зла бросили сейчас на уничтожение Святой Православной Церкви. Но, зная, что внешние гонения этого не достигают, они, путём подмен, смешения с ложью, отцом которой (Ин. VIII, 44) и родоначальником всякой ереси является диавол, стремятся осуществить свою давнюю мечту. Этот-то отец всякой лжи диавол подсказал им посредством чего они могут спровоцировать разделение в м i ровом Православии.

В 1992 году за уклонение в раскол и за многие другие канонические преступления митрополит Киевский Филарет (Денисенко) был Русской Православной Церковью извергнут из священного сана, а затем и вовсе анафематствован. Все Поместные Православные Церкви, в том числе и Константинопольский патриарх Варфоломей, признали тогда это решение Русской Православной Церкви законным, никогда не подвергая это сомнению.

В 2018 году патриарх Варфоломей, подгоняемый врагами Христа Бога, внезапно узаконил беззаконие: вероломно вторгшись в каноническое пространство Русской Православной Церкви, отменив анафему в отношении лжепатриарха Филарета и «восстановив» его в епископском достоинстве, приняв в общение украинских самосвятов, выдал потом всему этому «самочинному сборищу» томос-фикцию об автокефалии. Кроме известных уже всем опасностей, чем ещё опасно порождение такой химеры, как ПЦУ, и чем чревато общение с ней?

Во Святой Православной Церкви, Главой которой является Христос Бог, действует Дух Святой. С первых веков христианства, следуя слову святого апостола Павла, который говорит о том, чтобы в Церкви всё было «благообразно и по чину» (1 Кор. XIV, 40) , святые Отцы сохраняли все века всё согласно догматам и церковным правилам. Множество правил воспрещают общение с еретиками, о чём говорят и святые Отцы: «Имеющий общение с еретиками, хотя бы в жизни своей следовал житию безплотных, чуждым себя творит Владыке Христу» (святитель Иоанн Златоуст). Церковные правила воспрещают общение и с отлучёнными от общения церковного: «Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в церковном чине» (2-е правило Антиохийского Собора). Рассмотрим же здесь: что происходит с теми, кто входит в общение с людьми, которые находятся в организации, означенной аббревиатурой ПЦУ.

С 1992 года лишённый священного сана, а затем отлучённый от Церкви лжемитрополит Филарет (Денисенко) «рукополагал» «священников», «епископов», которые вот уже 27 лет совершают действия, которые нельзя назвать церковными Таинствами. За эти годы не созывался ни один Собор для выяснения положения находящейся в расколе части народа на Украине, по вопросам Крещения, Венчания… Эти люди остаются некрещёными, ибо раскольники, а, тем более, некрещёные и нерукоположенные самозванцы, ряженные в рясы, хоть и с крестами и панагиями на груди, совершать церковные Таинства не могут. И вот это разношёрстное «самочинное сборище» раскольников, самосвятов и некрещёных людей назвали церковью! Более того, их стали причащать Святых Христовых Таин, принимать их как священников и епископов, сослужа с ними, и давая им возможность служить!

Как известно, на Божественной литургии не причащают Святых Христовых Таин некрещёных людей (им даже нельзя присутствовать на Литургии верных, даже если они готовятся ко святому Крещению), а некрещёных из ПЦУ причащают (!).

Во время Литургии, перед Символом веры и евхаристическим каноном один служащий епископ или священник говорит другому сослужащему: «Христос посреде нас». Другой ответствует: «И есть, и будет». Сейчас патриарх Варфоломей, епископы и священники Константинопольского патриархата и Элладской Церкви допускают к сослужению ряженых в рясы с панагиями и крестами на груди ПЦУ-шников. Ряженый во время Литургии говорит: «Христос посреде нас». Но если он не только не епископ и не священник, а даже вовсе некрещёный, то «посреде нас» явно не Христос, а сопротивник Божий – диавол. И – горе отвечающему: «И есть, и будет» (диавол)! Так отвечающий ряженому к диаволу себя сопричисляет!

Теперь обратим внимание на величайшую, небывалую опасность для м i рового Православия появлением такой химеры как ПЦУ. Если микроб попадает в организм человека, то он заболевает, заражая затем при общении других. Если микробы попадают в водоём, то от него заражаются соединённые с ним другие водоёмы и пьющие из них люди. Если общающийся с еретиком извергается из сана и становится чуждым Богу, а общающийся с отлучённым от церковного общения сам становится вне общения, то сослужащие с нерукоположенными и некрещёными, – епископ или священник – перестают быть таковыми и становятся чуждыми Богу. Имеющие общение с ряжеными из ПЦУ лишаются апостольской преемственности: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. XXIII, 38) . Затем, при «сослужении» с некрещёными и нерукоположенными на Литургии происходит величайшая профанация величайшего церковного Таинства – святого Причащения! Бога нельзя заставить участвовать во грехе! Там где грех, благодать Божия удаляется. Бога нельзя заставить ниспослать на Литургии Духа Святого, когда «сослужат» ряженые некрещёные самозванцы!

Таким образом, враги Христа Бога вбросили заразу, отраву в тело Церкви, что производит действие гангрены, растления и распада, поэтому сохранение Православной Церкви от сообщения с этой заразой является величайшей задачей и необходимостью! Поместные Православные Церкви имеют евхаристическое общение между собой, а стоит только, как известно, заражённым людям сообщаться с другими, заражаются и остальные. Для всего м i рового Православия возникла опасность! Константинопольская и Элладская Церкви, вследствие общения с ПЦУ, уже идут по пути потери апостольской преемственности. Остальным Поместным Православным Церквам нужно сохранить себя от общения с этой химерой, ибо с её признанием происходит отступление от Бога и отпадение от Него. Подмена, смешение и извращение – таковы новые формы апостасии ( ἀποστασία – отступление от Бога).

В человеческой истории бывало разное: сослужили и с раскольниками, и с еретиками, но чтобы иметь общение с людьми некрещёными и нерукоположёнными и называть «самочинное сборище» поместной церковью, такого ещё не было. Это – величайшая подмена, профанация и ложь! Этим путём враги Христа Бога ведут Православную Церковь к десакрализации в ней всего святого, к последующему смешению её с латинским и протестантским ме́сивом, и, через подчинение папе римскому, – к ногам антихриста.

Появившееся обстоятельство они могут использовать для разделения Поместных Православных Церквей на разные группы, стараясь раздробить м i ровое Православие. Кто-то призывает единство Православия сохранить в любви. Но единство во Христе может сохраниться только, и прежде всего, в любви к Нему – к Богу. Какой же признак любви к Нему? Господь Сам говорит об этом: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. XIV, 21) . Самовидцы Господни – святые Апостолы, а всед за ними и святые Отцы Церкви, живя по заповедям Христа Бога, в догматах и правилах церковных указали должный путь жизни христиан по заповедям Христовым в деятельной любви к Нему и предостерегли от того, что препятствует жизни по этой любви. Иное понятие любви приводит к м i ролюбию – к любви м i ра, который «лежит во зле» (1 Ин. V, 19) , тогда как любовь к м i ру и «дружба с м i ром есть вражда против Бога» (Иак. IV, 4) , ибо неминуемо ведёт к оправданию греха, зла и к отступлению от Бога. Компромиссов в вере быть не должно, ибо это приводит к отпадению от Бога! Поэтому нашей задачей остаётся сохранение верности Богу, для чего необходимо будет сохраниться от любого поползновения в апостасию. Через разрыв евхаристического общения с Константинопольской и, отчасти, с Элладской Церковью, Господь промыслительно сохраняет Русскую Православную Церковь, Россию, Русский народ и православных верующих на Украине.

Люди православные, нам нельзя отступать от Бога! Нам нельзя отпадать от Него!

Бог да хранит всех нас! Ему же слава подобает ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector