2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антиминс: что такое в православной церкви, история и значение, употребление

Антиминс: история предмета, без которого невозможно совершение Евхаристии

Любому мало-мальски знакомому с богослужением прихожанину известно слово «антиминс». Сегодня мы поговорим об истории, значении и назначении этого предмета.

Антими́нс (др.-греч. ἀντί – вместо и лат. mensa – стол, трапеза: «вместопрестолие») – это четырёхугольный плат шёлковой или льняной материи со вшитой в него частицей мощей православного мученика, лежащий в алтаре на престоле и являющийся необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

Ныне антиминс – повсеместно принятый атрибут православного богослужения, совершение литургии без которого сегодня совершенно невозможно. Но было время, когда не было никаких антиминсов. Его истории и значению посвящен этот материал.

Необычность рассматриваемого нами предмета начинается уже прямо с его названия – в переводе «антими́нс» дословно означает «вместо престола». Получается в некотором роде каламбур – мы служим на плате, который лежит на престоле и носит название «вместопрестолие». Очевидно, что использование данного термина сложилось исторически.

Первые письменные упоминания об антиминсе содержатся в житии священномученика Маркиана, епископа Сицилийского.

Первые письменные упоминания об антиминсе содержатся в житии священномученика Маркиана, епископа Сицилийского. Сам святой жил во II веке и был учеником апостола Петра, но его наиболее ранние биографические свидетельства относятся к VII-VIII столетиям. Именно в этих свидетельствах антиминсом назван переносной престол, позволяющий совершать литургию вне храма. Хотя сам термин появляется относительно поздно, практика совершения Евхаристии в миссионерских или военных походах известна как минимум со времен императора Константина Великого, о чем ясно говорит известный хронограф Евсевий Кесарийский.

Однако антиминсом тогда именовался не только переносной престол. Из описания богослужения собора Святой Софии в Константинополе мы узнаем, что данный термин применялся ко всякому столу, используемому по тому или иному назначению внутри храма. Существовал еще так называемый «императорский антиминс» и употреблялся для причастия василевса. Он размещался с правой стороны от алтаря, к нему подходил император и молился, когда же наступало время приятия Святых Таин, он поднимался к патриарху, принимал из его рук Тело Христово, затем спускался назад к антиминсу, снова молился и причащался. Затем император снова поднимался к патриарху для причастия Кровью Спасителя.

Венчание Ивана IV на царство. Фото: wikimedia.org

Естественно, что такой «царский столик» украшался дорогими материалами. Были отдельные антиминсы и для молящегося в храме народа. Нужно также сказать, что существовал еще отдельный антиминс, используемый при венчании императора на царство. Он устанавливался на амвоне, и на нем размещались регалии, которые затем одевались на новоиспеченного властителя. Преподобный Феофан Исповедник описывает также случай, когда антиминс использовался на ипподроме – речь здесь идет о венчании на царство Константина VI в качестве соправителя императора Льва Хазара. Подобным же образом, но только в менее пышной обстановке, употреблялся столик при возведении в должность высших сановников Византии.

Как минимум с начала IX века существовала практика употребления налагавшегося на престол дополнительного плата или доски, но без именования его «антиминсом».

Получается, что в перечисленных случаях термин «антиминс» не имел отношения конкретно к престолу, на котором совершалась Евхаристия. При этом уже как минимум с начала IX века существовала практика употребления налагавшегося на престол дополнительного плата или доски, но без именования его «антиминсом». Об этом в одном из своих писем упоминает преподобный Федор Студит. Как мы помним, он был одним из сторонников иконопочитания, активно противостоявший иконоборцам. Так вот, необходимость использования дополнительной доски или плата преподобный объяснял невозможностью совершения Евхаристии на престолах, оскверненных еретиками.

Еще известно, что во времена правления таких иконоборческих императоров, как Михаил Травл и Феофил, почитатели икон совершали литургию тайно в домах, при этом они употребляли специально подготовленные столики в качестве переносных престолов. Чуть позже, уже ближе к середине IX столетия, упомянутые доски или платы стали называться антиминсами. Таким образом, практика использования антиминсов впервые получила свое широкое распространение именно в иконоборческий период, в условиях гонений. Из посланий преподобного Феодора можно сделать вывод, что на платах и дощечках имелись иконографические изображения, правда их содержание доподлинно неизвестно.

Сегодня в антиминсы вшиваются частицы мощей святых, но так тоже было не всегда. Все началось с престолов. До Седьмого Вселенского собора, при освящении Трапезы (престола) мощи в него влагались не всегда. С VIII века эта практика становится обязательной в связи с седьмым правилом Никейского собора 787-го года, в котором читаем следующее: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания».

Использование антиминса во время богослужения. Фото: Facebook

Своим появлением это определение опять же обязано иконоборческой эпохе. Дело в том, что еретики отрицали не только почитание икон, но и святых мощей, в связи с чем при освящении своих храмов они не влагали мощи в престолы. В противовес им и была окончательно зафиксирована традиция служения литургии исключительно на мощах. Отсюда и всякий антиминс, как переносной престол, также должен был содержать в себе частицу мощей.

При условии, что престол был освящен полным чином с вложением в него мощей, еще на протяжении нескольких столетий, а точнее до XIII века, литургия могла служиться без антиминса.

С завершением иконоборческого периода с престолами осталась определенная неразбериха. Одни могли быть освящены без мощей до Седьмого Вселенского собора, в других – иконоборцы мощи изымали, третьи – освящались еретиками совсем без мощей, при этом седьмое правило нужно было выполнять. Во всех перечисленных случаях Евхаристия совершалась только с использованием антиминсов.

При условии, что престол был освящен полным чином с вложением в него мощей, еще на протяжении нескольких столетий, а точнее до XIII века, литургия могла служиться без антиминса. Постепенно дощечки выходят из употребления и остаются только платы, а сама практика совершения Евхаристии на антиминсе становится все более распространенной, и появляется даже должность «начальника антиминсов». В его обязанности входил контроль над их изготовлением и распределением по приходам.

С XIII века мы уже встречам правила, предписывающие наказание клирикам за совершение литургии без антиминса. Хотя они были не строгие, как, например, в Номоканоне в качестве епитимии предписывается 70 поклонов, но все же с того времени служение на престоле без антиминса было невозможным. В РПЦ данная практика закреплена постановлениями Московского Архиерейского собора 1675 года, созванного патриархом Иоакимом (Савеловым).

Как мы понимаем, после иконоборческого периода в антиминсах, за исключением каких-то походных условий, особой необходимости не было. В итоге к антиминсу стали относиться как к санкции со стороны епископа (а каждый антиминс подписывается правящим архиереем), дающей пресвитеру право священнодействия в конкретном храме. В Русской Церкви практически все антиминсы содержат мощи, в других же Церквях допускается служение на антиминсе без мощей при условии, что сам престол освящен полным чином.

Сегодня антиминсы традиционно изготавливаются либо из льна, либо из шелка. На них изображается положение Тела Христа во гроб с четырьмя евангелистами. Существуют также примеры, когда на плате или доске можно увидеть Крест в различных формах, поясную икону Христа, стоящего за гробом с раной, из которой стекает Кровь в Чашу, а также воскресшего Спасителя, сидящего на гробе. Все они обозначают одно – гробные пелены и Жертву, на которую пошел Сын Божий ради нашего спасения.

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.

По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.

Читать еще:  Как читать Библию: основные правила и особенности, с чего начать и какую выбрать, советы для начинающих

Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.

Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.

Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.

Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.

Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.

Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не сво­и?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики).

Читать еще:  «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: толкование заповеди, смысл и значение

Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа. Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником. Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных. Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт.

Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком. Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия.

Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше,Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.

Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Группа подсудимых священников в зале суда. Петроград.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Вкладывание частиц мощей

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:
Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Читать еще:  Очистка квартиры церковной свечой: особенности и правила православного обряда

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Антиминс

Антиминс — льняной или шелковый плат, изображающий положение Христа во Гроб

Антиминс — (от греч. анти́— «вместо» и лат. mensa — «стол») — это плат, состоящий из четырех углов и выполненный из льна или шелка. На верхней стороне вшиты частицы святых мощей. Ранее на нем был изображен только крест, а теперь можно обнаружить сцену положения Спасителя во гроб, различные орудия для исполнения казней и четырех апостолов.

На антиминсе всегда лежит губка, которую называют антиминсной. С ее помощью собираются мелкие частицы Тела Иисуса и частицы, которые были взяты из литургического хлеба в специальную посуду.

Также этот предмет служит для того, чтобы протирать руки и губы служителей церкви после совершения Причастия. Он выступает в роли символа той губки, которую подносили к губам Распятого на Кресте Спасителя.

Антиминсы делятся на постоянные и переносные. Последние созданы для походных церквей, так как были противники духовенства, которые надругались над соборами и проводили многочисленные репрессии против верующих.

Древние антиминсы выполнялись самими священниками, которые доставляли их к иерархам для освящения. Изображения отличались разнообразными узорами, но в XVII в. в России начали производить однообразные платы. Позднее стали выпускать антиминсы, которые были отпечатаны типографским способом и изображали положение Христа во Гроб.

В давние времена антиминс использовался вместо стола, а сейчас без него не совершается литургия

Антиминсы в православной церкви — неотъемлемая часть церковных служб, без которых не совершается ни одна литургия. Именно на них совершается освящение Святых Даров.

Как говорил святитель русской православной церкви Симеон Солунский, на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн».

Плат считается так называемой «епископской грамотой», на которой оставлена подпись священника, освятившего и преподавшего этот плат.

На фото епископ расположил Святые Дары для освящения и готов к литургии

На Руси антиминсы в православной церкви изначально использовались вместо престола (стола, место нахождения которого было в центре алтаря), заранее освещенного патриархом.

Только к концу 17 века стало обязательным наличие антиминса на «святом столе», даже если он заранее был освящен архиереем. Сейчас этот предмет церковного обряда в закрытом виде все время находится на престоле православной церкви под Евангелием и облачен в илитон — большой плат.

Святые мощи необходимы для того, чтобы не забывать о древних христианах

Чтобы по назначению использовать антиминс, нужно провести небольшой обряд. Святитель смачивает его красным вином, соединенным с розовой водой, помазует святым миром и помещает в него святые мощи.

Все это нужно для того, чтобы сохранить память о древних христианах, которые строили церкви и проводили богослужения на гробах великомучеников.

В случае нарушения запрета епископом, «да будет извержен, яко преступивший церковные Предания».

Поклонение святым мощам происходит потому, что Иисус Христос принимает образ человеческой сущности. Так, сын Божий упрочил значимость людского тела, и тогда он воссел по правую руку от Отца не только как настоящий Бог, но и как настоящий Человек — в человеческой душевно-физической сущности.

Помещение святых мощей — невидимая нить, которая соединяет храм земной с храмом небесным

Когда в антиминс помещаются святые мощи, многие священники находят в этом процессе ощущаемую нить, связывающую храм земной с храмом небесным. Земное православное воинство сближается с Божьим благословением в одну часть — Тело Христово.

В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными находятся с нами в одном великолепном славословии любви, чем является Божественная Литургия.

Когда антиминс освящается, над ним проводятся такие же священные действия, какие бывают и над св. престолом. Например, проводятся такие же обряды, произносятся те же слова и молитвы, исполняются аналогичные песнопения.

Илитон выполняет практическую функцию: упавшие на него частицы легко убираются

Илитон — льняной или шелковый богослужебный плат красного цвета, который хранится на «святом столе». Не случайно выбран именно этот цвет. Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Илитон необходим для того, чтобы обертывать антиминс.

Илитон разворачивают лишь в процессе Божественной Литургии. Также на нем находятся сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином).

Использование илитона для богослужения заключается в том, что он расстилается на «святом столе» незадолго до установления на него Святых Даров и складывается обратно в тот момент, когда в завершении литургии Евхаристические Дары убирают с престола.

Таким образом, выражается благоговение к Святым Дарам. Простирание илитона имеет также практическую направленность. Например, если частицы Святых Даров упадут с богослужебного сосуда они останутся на илитоне и их можно будет легко собрать, и дьякон в конце службы может их использовать.

Ткань для производства илитона используется преимущественно темно-красного или багрового цвета, с целью легкого обнаружения на ней светлых частиц.

Красный цвет илитона ассоциируется с кровью Спасителя, которую он пролил за людей

В церквях Греции вшивают святые мощи мучеников в антиминс

В Греческой Церкви остался обычай вшивать святые мощи мучеников в антиминс, а также использовать его от Правящего Иерея, чтобы провести службу в церкви с неосвященным престолом.

Платы, которые использовались в греческих церквях, производились, как сказал Симеон Солунский, из льна, на краях имели рисунки с изображением евангелистов и надпись: «жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшего от патриарха, имя рек, месяца коего и в лето кое».

Изготовление, сохранение и передача антиминсов являлись обязательством, как прозвали в народе, «начальника антиминсов».

В западных странах православной традиции роль антиминса выполняет корпорал, обычно выполненный из белой ткани.

Антиминс является многозначительной деталью совершения Божественной Литургии в православном мире, и на протяжении многих столетий эта традиция сохраняется, хоть и претерпела некоторые изменения.

Несмотря на это некоторые духовенства считают использование плата, вместо литона, неправильным.

Антиминс

Антиминс (греч. – вместо и лат. престол ) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия .

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию . Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII – IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector