0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алтарь в храме: устройство, что такое и что в нем находится, расположение

Содержание

Православный храм: внешнее и внутреннее устройство — Алтарь

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций.

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест, с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие, антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон. Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета — Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир. Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота. Лжица для причастия. Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия — первая часть Литургии.

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница, дикирий, трикирий и две рипиды.

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.

Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский, www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Алтарь в православной Церкви

Алтарь

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Что такое алтарь в православной церкви?

Еще в древние времена, особое место, на котором постоянно приносили жертвы Господу, называли алтарем. Если говорить о том, каким символом в пространстве храма является именно алтарь, то стоит сказать, что символизирует он Рай. Основным элементом церковного алтаря является именно Святой престол, поскольку именно на нем священнослужитель совершает самое главное Таинство Церкви – это Евхаристия.

Обратив внимание на церковный алтарь, сразу стоит сказать, что состоит он из нескольких частей, каждая из которых имеет свое особенное, важное значение. Чтобы четко понимать, какое значение имеет каждая из частей алтаря и чем вообще является алтарь в православной церкви, данную тему стоит раскрыть более детально.

  1. Описание частей алтаря и значения каждой из них
  2. Горнее место
  3. Святой престол
  4. Запрестольный крест
  5. Жертвенник
  6. Иконостас
  7. История появления алтаря в православных храмах
Читать еще:  Утреня: понятие и особенности, порядок и значение в православии, время, история и духовный смысл

Описание частей алтаря и значения каждой из них

Каждый алтарь, размещенный внутри православной церкви, состоит из горнего места, Святого престола, запрестольного креста, семисвечника, жертвенника и иконостаса.

Горнее место

Если говорить о Горнем месте, то стоит отметить, что является оно самой восточной частью алтаря, предназначается для архиерея, который может там сидеть в моменты проведения богослужений. На горном месте символически расположили архиерейский трон, а по бокам расставили лавки для священников.

Святой престол

Что же касается Святого престола, то он является небольшим столом, расположенным в самом центре алтаря. На престоле располагаются священнические предметы, совершается Евхаристия, стоит дарохранительца, куда священник ставит Святые Дары. Семисвечник в церкви располагается напротив Царских врат, он является символом семи Божьих духов и семи церковных Таинств.

Запрестольный крест

Запрестольный крест является большим, на нем отображено распятие и, его можно переносить, используя во время крестных ходов. Вместе с этим крестом располагается и икона Богородицы, которую также выносят из храма во время крестного хода. Этот крест расположили за престолом, стоит он напротив Царских врат, именно в правом углу престола, в то время, когда выносную икону Богородицы располагают в левом углу.

Жертвенник

Стол, расположенный у северной стороны алтаря, принято называть жертвенником, поскольку именно на нем готовят вино и хлеб, предназначенные для Евхаристии. Также, на этом столе хранятся все сосуды, предназначенные для Евхаристии.

Иконостас

Стена, отделяющая алтарь от остальной части храма, называется иконостасом, и имеет следующие особенности:

  • иконостас состоит из нескольких рядов икон во всю ширину храма;
  • в иконостасе есть три двери – северные и южные врата дьяконские, а также Царские врата;
  • Царские врата в иконостасе являются символом Рая;
  • за иконостасом располагается специальная завеса, разделяющая престол и царские врата;
  • перед иконостасом располагается полукруглое возвышение, называемое амвоном, на котором читается Евангелие и возглашаются проповеди;
  • перед иконостасом есть возвышение во всю ширину церкви, они называется солея.

История появления алтаря в православных храмах

История появления христианского алтаря началась еще во времена зарождения христианства. Именно в ранние христианские времена, в подземных храмах и базиликах ставили в передней части каменные гробницы с мощами святых мучеников, которые были отгорожены. Там совершалось Таинство Евхаристии. Еще в древние времена, алтари ставили на небольшом возвышении, чтобы показать их особую важность и глубокий символический смысл, ведь это символ Престола Господня.

Во все времена христиане придавали алтарю значение той горницы, в которой была совершена Тайная вечеря, поэтому его всегда красиво украшают, там всегда чисто и красиво. В православных служебниках, часто можно увидеть, что алтарь называют святилищем, а пошло такое название от того, что еще в Ветхом Завете учителя Церкви называли это место Святое Святых. Действительно, такое название подчеркивает особую важность и святость этого места, поскольку именно там хранятся Святые Дары и происходит Таинство Евхаристии.

Устройство храма. Алтарь

Алтарь православного храма

Внутри старообрядческие храмы, подобно скинии и храмам ветхозаветным, разделяются на три части:

  1. Алтарь — место для совершающих богослужение (кроме безпоповских храмов);
  2. Среднюю часть храма (церковь) — место для молитвы верующих;
  3. Притвор храма.

Алтарь

Алтарь (alta-ara — возвышенный жертвенник) отделяется от среднего храма иконостасом и устрояется обыкновенно несколькими ступенями выше среднего храма.

Иконостас старообрядческого храма

Алтарь изображает собой горнее селение, небо. Для совершения богослужения и, в особенности, Литургии (кроме безпоповских храмов), алтарь должен иметь две существенные принадлежности:

  1. Престол, или трапезу;
  2. Жертвенник.

Престол

Престолом называется четырехугольный стол, утвержденный неподвижно среди алтаря пред Царскими вратами. Стол этот называется престолом, т.е. царским седалищем, потому что на нем в свв. Дарах присутствует царь славы Христос. Престолом изображается также гроб Господень, потому что на нем полагается тело Христово.

Престол перед Литургией в старообрядческом храме. Фото Г. Чистякова

Престол также именуется трапезой, так как здесь верующим предлагается в снедь Святое тело и кровь Господня. «Святая трапеза, — говорит св. Герман, — знаменует место погребения, где положено было тело Спасителя; на ней предлежит истинный и небесный хлеб, таинственная и безкровная Жертва и живо жертвенная плоть и кровь Его предлагается верным в пищу и питие жизни вечной». На престоле неподвижно утверждается антимис, а сверху полагается св. Крест, Евангелие, дарохранительница и илитон.

Антими́с

Антими́с есть освященный архиереем шелковый или полотняный плат, на котором изображен восьмиконечный крест с тростию и копием по сторонам. В антиминс вшивается частица святых мученических мощей в память того, что древние христиане собирались для богослужения на гробах мучеников.

Старообрядческий антиминс (по-старославянски — антимис)

После церковной реформы патриарха Никона в новообрядческой церкви утвердилось наименование «антиминс». Изменилось и изображение на нем: вместо креста с орудиями страстей стали помещать образ Положения Исуса Христа во гроб.

Илито́н

Илито́н есть шелковый плат, на котором во время литургии ставится дискос и чаша со святыми Дарами.

Крест на престоле указует на присутствие на нем Исуса Христа, как нашего Искупителя. Евангелие напоминает о Христе, как об учителе истины.

Дарохранительница

Дарохранительница — сосуд, в котором хранятся запасные св. Дары (тело Христово, напоенное кровию Его) для причащения немощных.

Старообрядческая дарохранительница. Покровский кафедральный собор РПСЦ

Жертвенник

Жертвенник. В левой части алтаря помещается жертвенник, назначенный для предложения, т. е. для действий, приготовительных к таинству Евхаристии. Жертвенник знаменует собой одновременно Вифлеем, где родился Господь, и место Его страданий и погребения. Так как в проскомидии в разные моменты воспоминается не только рождение Господа, а и Его смерть и погребение, то естественно, что в связи с этими последними воспоминаниями и предметы жертвенника, и жертвенник получают новое знаменование.

Жертвенник старообрядческого храма

На жертвенник поставляются священные сосуды и другие предметы, употребляемые при совершении литургии: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровцы.

Ди́скос

Ди́скосом (по-гречески — круг, кружок, диск) называется небольшое, на подставке, круглое, неглубокое блюдце, на которое во время проскомидии полагаются агнец и другие частицы, вынимаемые из просфор.

Дискос. Фото Г. Чистякова

Он изображает Вифлеемские ясли, в которых положен был Исус Христос тотчас после рождения, и Голгофу, и гроб Господень, куда положено было пречистое тело Его по снятии со креста.

Поти́р

Поти́р (с греческого — чаша) есть чаша на высокой подставке, в которую во время проскомидии вливается вино, соединенное с водой, позже претворяющееся в истинную кровь Христову.

Старообрядческий потир. Фото Г. Чистякова

Потир напоминает ту чашу, которую на Тайной вечери преподал Исус Христос ученикам Своим, сказав им: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Звезди́ца

Звезди́ца состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой крестообразно. Она напоминает на проскомидии ту звезду, которая при рождении Иcyса Христа явилась на востоке.

Звездица. Фото Г. Чистякова

На дискосе звездица ставится для того, чтобы вынутые из просфор частицы, расположенные на дискосе в определенном порядке, не смешались от прикосновения к ним покровов, которыми зоготовленные дары до времени покрываются.

Лжица

Лжица есть небольшая ложечка, посредством которой тело и кровь Христовы преподаются верующим во время причащения.

Лжица. Фото Г. Чистякова

Важно, что в ходе старообрядческой Литургии священник дает Святое причастие со лжицы трижды каждому причащаемуся.

Копие

Копие есть заостренный с двух сторон, в виде копья, нож, который употребляется для надрезания и извлечения из просфор частиц во время проскомидии.

Копие. Фото Г. Чистякова

Оно изображает собой то копье, которым прободено было на кресте ребро Спасителя.

Губа

Губа — грецкая губка, употребляемая для осушения потира. После потребления из потира Святых Даров и после отирания его, губка обыкновенно влагается в потир и там хранится до следующей литургии. Эта губка не употребляется для отирания дискоса, когда частицы с него влагаются в потир; для этой цели употребляется особенная губка, которая хранится в илитоне и потому называется илитонной. Губа знаменует ту губку, какой воин поднес «оцет» (уксус) страдающему Господу.

Покровы

Покровы. Покровов, употребляемых при совершении литургии, три: два малые — для покрытия дискоса и потира, и один большой — для покрытия того и другого вместе. Они обыкновенно называются воздухами.

Но в богослужебных книгах воздухом называется собственно один последний покров, которым на Литургии во время пения Символа веры священник производит колебание воздуха в воспоминание бывшего при воскресении Христовом землетрясения. Покровы знаменуют и пелены, какими было обвито тело Господа при погребении.

Горнее место

Позади престола, у восточной стены алтаря старообрядческого храма, находится Горнее место. Место позади престола называется в литургии св. Иоанна Златоуста «горним местом», т. е. высоким. Это потому, что в древности (и теперь в кафедральных церквях) здесь устраивалось возвышенное место с седалищами для епископов. Так как епископ есть «образ Христа», то горнее место есть как бы кафедра Господа.

Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство

Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.

Что представляет собой алтарь

Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.

Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.

Алтарь состоит из нескольких основных частей:

  • святой престол;
  • дарохранительница;
  • алавастр (мирница);
  • семисвечник;
  • запрестольный крест;
  • жертвенник;
  • святая чаша;
  • дискос;
  • копие;
  • дикирий, трикирий;
  • рипида;
  • ризница;
  • горнее место.

Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.

Святой престол

Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой. Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого. Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.

Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.

Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:

  • крест для благословления верующих, пришедших в храм;
  • святое евангелие;
  • антиминс — отрез ткани, который был освящен, на нем изображается погребение Иисуса Христа;
  • илитон, располагающийся внутри антиминса, именно здесь устанавливаются мощи святых;
  • антимисная губка, предназначенная для сбора рассыпавшихся крошек от причастного хлеба.

Дарохранительница, мирница и дароносица

В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.

Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Жертвенник

Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.

Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.

Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.

Читать еще:  Православие и секс: что можно и что нельзя, тонкости половой жизни православных, спорные моменты, отношение церкви и мнение священников, ответы на частые вопросы

Прочие богослужебные предметы

В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.

Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.

Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.

Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.

Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).

Троицкий храм Озёрский церковный округ

Озёрский церковный округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ

Альманах «Дорога к храму»

Вышла в свет книга «Храмы над Окой»

История Никольского храма села Комарёво

История Никольского храма села Комарёво

Успенский храм села Белые Колодези

Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

Фильм о воскресной школе Троицкого храма

Сергиевский храм села Горы

Фильм «Летопись Троицкого храма»

Фильм о Вознесенском храме

фильм о Покровском храме (Сосновка)

Смотреть (нажать на изображение)

Сенницы — жемчужина Озерского района

Смотреть (нажать на изображение)

Икона дня

Православный календарь

Прп. Кириака отшельника (556).

Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого.

Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).

Еф., 222 зач., II, 19 – III, 7.Лк., 18 зач., V, 12–16.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»

Московские епархиальные ведомости

Православный храм и его устройство

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение — священнослужителей (епископов и священников).

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся, 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит во Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия, или обедня (она совершается до полудня). Во время нее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечери.

Таинство Причащения состоит в том, что в нем благодатью Божией хлеб и вино освящаются — делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Из каких частей состоит храм

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. Во святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большею частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон«. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон«. Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Алтарь и богослужебные принадлежности

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Алтарь

Алта́рь (лат. altarium ) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник).

Содержание

У древних язычников

Распространено мнение, что у древних народов алтарь был местом, где они приносили жертву своим божествам. Это ошибка. Жертвы приносили на специальных жертвенниках, а алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Случаев совмещения алтаря и жертвенника известно немного, в основном у античных греков и семитских народов. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине).

В христианской Церкви

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения.

На Востоке

На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα .

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.

В России

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы. В 2001 году, по сведениям некоторых СМИ, президент Путин причащался в алтаре Храма Христа Спасителя за Пасхальной литургией [1] (официальные церковные источники этого не подтверждают [2] ).

Согласно церковному праву принимать Св. Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, но не на регулярной основе [3] .

На Западе

На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (напр., «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

См. также

Алтарь в Викисловаре ?
Алтарь на Викискладе ?
  • Буддийский алтарь
  • Капище
  • Киворий
  • Алтарная картина
  • Ретабло

Примечания

  1. Царь Дмитрий I // Журнал «Власть» № 17(770) от 05.05.2008
  2. Патриарх Алексий совершил Пасхальные богослужения
  3. Иеромонах Иов (Гумеров). О современной практике вхождения в алтарь

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Савонлинна
  • Эйшишкес

Полезное

Смотреть что такое «Алтарь» в других словарях:

АЛТАРЬ — (лат. altare, от altus высокий). 1) жертвенник у древних. 2) в христианских храмах та часть, в которой находится престол. 3) вообще в значении святыни, напр., алтарь отечества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, алтаря, муж. (лат. altare). 1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин. ❖ Возложить или принести на алтарь чего… … Толковый словарь Ушакова

Алтарь — (лат. altaria, от altus высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В… … Художественная энциклопедия

алтарь — служитель алтаря.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. алтарь жертвенник, святилище Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Алтарь — (лат. alta ага зн. высокий жертвенник) называетсяжертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из землиили дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали болееискусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АЛТАРЬ — муж. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. | В хр. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; | в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и… … Толковый словарь Даля

Читать еще:  Православие и гражданский брак: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы, грех или нет

Алтарь — И отправился Уттанка в Хастинапуру, чтобы встретиться с царем Джанамеджаей, только что возвратившимся из Такшакашилы с великой победой Увидев владыку, окруженного советниками, юный брахман поздравил его с победой, а затем сказал … … Энциклопедия мифологии

АЛТАРЬ — (латинское altaria, от altus высокий), жертвенник; первоначально для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинств, в католических декоративные… … Современная энциклопедия

АЛТАРЬ — (лат. altaria от altus высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы ( престолы ) для совершения таинства, в католических декоративные… … Большой Энциклопедический словарь

Алтарь — см. Жертвенник … Библейская энциклопедия Брокгауза

АЛТАРЬ — АЛТАРЬ, я, муж. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен.: пожертвовать своей жизнью во… … Толковый словарь Ожегова

Как устроен храм: алтарь

Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Зачем должен совпадать радиус алтаря и купола?

Если снаружи внимательно посмотреть на древние храмы, например на храм Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском или Софийский собор в Киеве, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол, как правило, одинаковая (круглая или восьмигранная). И украшены эти две части храма одинаково: если на алтарной стене есть аркатурный пояс, он же есть и на барабане. «Алтарь и центральный купол храма всегда архитектурно связаны между собой, — рассказывает Андрей Анисимов. — Они являются частями одного большого символического целого, это образы Горнего мира. Эта взаимосвязь видна в том, что в древности алтарь и центральный барабан купола чаще всего имели один и тот же радиус. Единый радиус алтаря и барабана задает все пропорции храма. Храм начинают проектировать именно с них. Потом из их радиуса методом золотого сечения получается куб самого храма».

Главное, что совершается в храме, это Евхаристия, ради нее строится храм, поэтому и начинается создание храма с того места, где она совершается, где находится престол, — с алтаря. «В алтаре на престоле совершается Великая Жертва, находятся Святые Дары, — поясняет диакон Михаил Володин. — Здесь же на престоле лежит Евангелие (Благая весть), находится семисвечник — символ семи ангелов Божиих (см. Откр. 4, 5), это символ служения, поскольку ангелы служат Богу. Также святые отцы понимали семисвечник как символ полноты церкви в семи Таинствах. Престол — это центр алтаря, храма и всего мира, не геометрический, а сущностный».

Слово «алтарь» имеет латинское происхождение (лат. altar) и переводится как возвышенный жертвенник. В древности этим словом назывались места, где язычники приносили свои жертвы. «Место, где, как казалось человеку, он находит выход своему религиозному чувству, принося жертвы, ощущалось местом святым, местом встречи двух миров, — поясняет диакон Михаил Володин. — Но язычество, при всей его насыщенности этим чувством, обрядовой формой, было лишь напоминанием человеку о том, к чему устремлялось его сердце. Древний мир, перестав видеть за формой содержание, сохранил само ощущение того, что оно, несомненно, существует. Древние христианские храмы в катакомбах дают нам со всей ясностью почувствовать разницу между религией до и после Христа. Гробницы мучеников, служившие престолами для совершения Евхаристии — это уже место Самого Бога, потому что человек, соединивший себя с Богом, отдавший себя Ему до конца, являет Бога. Это уже не прообраз чего-то далекого, а реальность жертвы и победы Христа. Именно здесь у Гроба, начинается истинная религия, присоединение Богу, непосредственная связь с Царством Божиим и как цель — Богоподобие ».

С самого начала христианских храмов алтарь, как вместилище престола, был отделен от остальной части храма. «Такое отделение, — считает диакон Михаил Володин, — догматически четко выражало мысль о непостижимости Творца, отличного от своего творения. Алтарь — область Божия, место Его славы и величия, область недоступная, как сам Бог, но в то же время открытая для нас через Христа и Христом, область, область, в которую можно вступить только по Его благодати».

Куда выносят сор из алтаря

В храмах, построенных до XVIII века, в апсиде часто делали только два окна, расположенные так, что остается место для третьего — по центральной оси храма. «Казалось бы, исходя из архитектурных приемов, основным должно быть окно, выходящее на восток, — рассуждает Андрей Анисимов. — Но в древних храмах так делали не всегда. На месте этого окна — горнее ( слав. высокое ) место, там стоит специальный трон, на котором в определенные моменты службы сидит архиерей. Над горним местом обычно находится икона Господа. Чаще всего это икона Воскресения или Спас на троне».

Снаружи в этом месте чаще всего располагается храмовая икона, но бывает и Троица, образы Богородицы или крест. Во время крестного хода для чтения Евангелия делаются остановки с каждой стороны храма и у алтаря. «Поэтому около алтаря оставляется специальная площадка, — говорит Андрей Анисимов. — По современному Своду правил (государственный документ, регламентирующий нормы построения храмовых зданий) она имеет ширину около шести метров».

В церковной архитектуре была и другая традиция — с тремя окнами в алтаре, одно из которых выходит именно на восток. И это не случайно, потому что восток — символ Христа. «Утром, на рассвете, когда по уставу служится утреня, а затем литургия, солнце насыщает алтарное пространство и тогда словно вся природа участвует в богослужении», — поясняет диакон Михаил Володин.

Снаружи алтари бывают разных геометрических форм: шестигранные (деревянные храмы, храмы свт. Алексия, митр. Московского и Тихвинской иконы Божией Матери при Пятой градской больнице в Москве), квадратные (храм Христа Спасителя), но чаще всего они полукруглые. В древней архитектуре круглые алтари были трехчастными, с тремя полукруглыми завершениями (апсидами). В северной части алтаря совершается проскомидия ( первая часть литургии , во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии), там находится жертвенник. «Жертвенник, служащий для приготовления Святых Даров, знаменует собой предуготовление Спасителя к Его Голгофе, но в то же время и саму Голгофу, — объясняет диакон Михаил Володин. — Над Жертвенником, как правило, находится икона Положения во Гроб или Рождества Христова, и не случайно древняя ее иконография изображает младенца Христа не в яслях, как мы привыкли видеть, а именно на Жертвеннике, что показывает нам цель Боговоплощения. Многое в храме, жизни Церкви символично, но эта символичность — реальна, наполнена Бытием». Южная часть алтаря — ризница, где хранятся литургические облачения и богослужебные книги.

Принцип трехчастного разделения алтаря сохраняется и сегодня, но далеко не всегда он бывает оформлен архитектурно. В небольших или построенных после XVI века храмах алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и ризницы.

Кроме символических в алтаре есть чисто практические вещи. Например, вытяжка для кадила. Андрей Анисимов: «Вытяжка необходима для выхода дыма и пепла от кадила, а также в качестве противопожарной безопасности. Например, в древних храмах вытяжки делались очень красиво, устраивались такие шкафчики-печурки. Обязательно должен быть рукомойник, потому что омовение рук входит в чинопоследование Божественной литургии. В начале проскомидии при облачении в богослужебные одежды священник и диакон в алтаре омывают руки в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают к служени ю литургии . Эти рукомойники тоже раньше делали очень красивые — впрочем, как все предметы церковного обихода. Мы в Коломне нашли рукомойник XVI века в виде чаши-ракушки и повторили его в белом камне, когда строили храм в Малоярославце».

Все предметы алтаря: жертвенник, священные сосуды, иконы, облачения — освящены участием в великом Таинстве Евхаристии. Поэтому даже уборка алтаря заканчивается тем, что вся грязь, пепел, вода, обрывки бумажек, то, что в обычной жизни мы просто выбрасываем, сжигается или закапывается в непопираемом месте ( колодц е или ино м закрыто м от хождения сверху ногами ), которое есть при каждом храме.

Внутреннее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)

Внутреннее устройство православного храма

К сожалению, внутреннее устройство православного храма, в отличие от внешнего, визуально менее знакомо. Особенно это касается невоцерквлённого, светского человека. Поэтому думаю, что будет нелишним в данной публикации привести некоторые сведения на этот счёт.
Итак, начнём с самых основ внутреннего устройства упомянутого культового сооружения. Попытаемся ответить на вопрос: «Из чего состоит храм изнутри?»

Внутреннее устройство православного храма

Внутреннее устройство христианского храма предполагает его деление на три основные части:

  • Алтарь (святая святых),
  • Средняя часть (собственно храм),
  • Задержание (притвор) — предшественник храма.

Алтарь

Алтарь – главная часть, святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения. Поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам. Алтарь символизирует Небо, где обитает Бог, а Храм – Землю, на которой живут люди.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного.
В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница с хранящимися в ней облачениями священников и священными сосудами.

Средняя часть

Средняя часть (или собственно храм) – основное место, предназначенное для прихожан, где при церковном богослужении находятся молящиеся. В центре средней части расположен аналой с иконой того или иного праздника. Средняя часть храма символизирует обновленный, безгрешный мир. При этом её нижний уровень означает земную, а верхний — небесную область бытия.

Притвор

Притвор – это преддверие к храму. Иными словами – передняя проходная часть храма. Обычно она примыкает к западной стороне христианского храма. Здесь находятся свечи, можно написать записки о здравии и за упокой. В этой части по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день…
Перед притвором находится паперть — внешняя часть притвора, крыльцо храма.

И ещё несколько понятий из числа минимума, которые обязан знать любой современный просвещённый человек. Все они также касаются внутреннего устройства православного храма.

Иконостас

Алтарь отделяется от основной части храма иконостасом. Иконостас имеет специальный порядок расположения икон, размещённых ярусами. В алтарь обычно ведут три двери (врата). Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы. К примеру, когда священник выносит чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери (северная и южная). Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Солея

Возвышенное место перед иконостасом называется солеей. На ней стоит хор. Посередине его, напротив царских врат находится амвон. На него можно ступать только священнослужителям. С него говорятся проповеди и причащают христиан. С амвона диакон читает ектении и Евангелие. На солее находятся также хоругви.

Главный Алтарь и приделы

Алтарь расположен всегда в восточной части храма, символизируя Христа, Солнце правды. Если в храме не один, а несколько алтарей, то один из них бывает главным. Остальные алтари называются приделами. Они бывают в честь святых или праздника. Ещё слово Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма.

Престол

Главная часть алтаря — Престол. На нём во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения.

Канун и иконы

Также в храме есть канун, где ставят свечи за упокой и кладут принос. Около него служат панихиды и литии. В храме находится множество икон, перед которыми горят лампады.

Столовая

В монастырях в специальных помещениях либо храмах имеются трапезные для приёма пищи монашествующими.

Некоторые архитектурные элементы храма

(Определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, связанных с внутреннем устройством храма)

  • АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
  • ВРАТА ЦАРСКИЕ — главные врата иконостаса — двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.
  • ИКОНОСТАС — перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти, иногда – более пяти. Завершается иконостас распятием.
  • КЛИРОС — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.
  • КРЕЩАЛЬНЯ — здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.
  • КРИПТА — погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.
  • ПОНАМАРКА — подсобное помещение при алтаре.
  • ПРИДЕЛ — Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).
  • ПРИТВОР — западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения — обручения, лития, чин оглашения и др.
  • РИЗНИЦА — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения священнослужителей и священные сосуды.
  • ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
  • ФРЕСКА — настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
  • ХОРУГВЬ – религиозное знамя с образом Иисуса Христа, Богородицы, святых, герба или святых реликвий.

Внутреннее Устройство Православного Храма (иллюстрации):

Начало знакомства с главными храмами Москвы

Начать подготовку к знакомству с главными храмами столицы России Вам поможет публикация Храм Христа Спасителя-Часть-1 (Москва).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector